Научная статья на тему 'Современное понимание и границы употребления дефиниций, отражающих динамику капитализации промышленных предприятий'

Современное понимание и границы употребления дефиниций, отражающих динамику капитализации промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ КАПИТАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ГОРОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудель Лилия Петровна

Рассмотрены основные подходы к определению термина «капитализация предприятия». Раскрывается содержание и взаимосвязь экономических понятий, отражающих динамику капитализации предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное понимание и границы употребления дефиниций, отражающих динамику капитализации промышленных предприятий»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 88-92.

Л. П. Рудель

современное понимание и границы употребления дефиниций, отражающих динамику капитализации

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены основные подходы к определению термина «капитализация предприятия». Раскрывается содержание и взаимосвязь экономических понятий, отражающих динамику капитализации предприятий.

Ключевые слова: капитализация предприятия, элементы капитализации промышленного предприятия, промышленное предприятие, промышленный город.

В современном мире для многих промышленных предприятий приоритетные направления развития — переход на инновационный путь и модернизация производства, что требует дополнительных финансовых ресурсов. Как правило, инвестиционная привлекательность предприятия выступает основным фактором для привлечения необходимых средств. Кроме того, во внимание берутся устойчивость компании, деловая репутация, прибыльность, квалификация менеджеров и множество других показателей, имеющих значение для дальнейшего развития предприятия.

При анализе динамики результатов и перспектив деятельности компаний одним из самых сложных моментов является комплексная оценка вышеназванных показателей, в связи с чем возникает необходимость выбора интегрального критерия эффективности их функционирования. Аналитики зарубежных инвестиционных компаний в качестве такого индикатора очень часто предлагают использовать размер рыночной капитализации предприятия. Они сопоставляют полученные значения с выручкой, чистой прибылью, объёмами производства организации и сравнивают их с аналогичными показателями компаний развитых и развивающихся стран. После чего принимают решения о степени привлекательности предприятия — претендента на получение инвестиционного ресурса.

Показатель капитализации стремительно входит в круг широко используемых индикаторов и в российской практике, поскольку уровень капитализации предприятия отражает положение организации на мировом рынке капитала. Особенно это актуально для компаний, намеривающихся продать свой бизнес или трансформироваться в ТНК путём слияния с зарубежными партнёрами.

Несмотря на то что отечественная практика опередила теорию, применение новых рыночных критериев породило предпосылки для расширения терминологического потенциала экономической науки, уточнения ранее существующих категорий и их адаптации к современным условиям.

Термин «капитализация» происходит от французского слова capitalization, заимствованного экономической теорией в XIX в. Он является понятием второго порядка, производным относительно прошедшего более сложный и длительный путь термина «капитал». Несмотря на то, что в законодательстве определения указанного понятия пока не существует, в нормативных и правовых актах Российской Федерации категория «капитализация» в различных вариациях используется достаточно давно: капитализация акций, доходов, ренты, эмитента, кредитных организаций и даже общества [12].

С точки зрения А. Е. Абрамова, капитализация представляет собой стоимость компании, определяемую рыночной ценой её выпущенных и находящихся в обращении обыкновенных акций [1. С. 50]. Данное определение в целом поддерживается и другими авторами, занимающимися исследованием этой и других дефиниций [4. С. 565]. Капитализацию они рассматривают как оценку стоимости капитала акционерного общества через курсовую стоимость его акций, обращающихся на вторичном рынке, или каким-либо другим способом, позволяющим максимально приблизить полученную оценку к рыночной стоимости.

Соглашаясь с этим суждением в целом, нужно отметить его некоторую неточность: такая формулировка исключает из оборота компании, лишь готовящиеся к вхождению на фондовый рынок, а также предприятия, для которых

выход на биржу не является в данный момент приоритетной задачей. Немного точнее позиция

A. Б. Борисова, отмечающего, что капитализация — это «общая сумма превращённых в капитал ценных бумаг (облигации, письменные долговые обязательства, привилегированные и обыкновенные акции), выпущенных акционерной компанией, и резервный капитал» [3. С. 413]. Однако применение данной категории ограничено только настоящим моментом времени, а стоимость всегда необходимо рассматривать как динамическую характеристику.

Поэтому более удачной, по нашему мнению, является формулировка, предложенная Ю. Н. Нестеренко и Е. В. Асатиани [8. С. 27]. Они предлагают рассматривать капитализацию как рыночную оценку стоимости компании на базе измерения стоимости её активов (капитала) и перспектив получения дохода.

Интересна позиция, изложенная в экономической энциклопедии под редакцией Л. И. Абалкина, предлагающая рассматривать капитализацию как оценку экономической ценности фирмы путём приведения к настоящему времени (к чистой настоящей стоимости) предполагаемой чистой прибыли фирмы в будущем [14. С. 165]. В данном токовании капитализация рассматривается в более обширном значении, чем «биржевая капитализация».

Наряду с указанными точками зрения в литературе встречаются мнения о том, что капитализация — это не только собственно стоимость компании, но и метод её определения. Отсюда следуют такие формулировки, как метод капитализации дохода, метод капитализации по остатку. В то же время другие экономисты трактуют указанный термин как экономический инструмент, критерий, используемый инвестором для принятия правильного решения. Например,

B. В. Ковалёв считает, что капитализация есть коэффициент, определяемый отношением собственных и заёмных средств и их долей в валюте баланса [7. С. 144].

По мнению автора монографий финансового профиля И. А. Бланка, капитализацию необходимо рассматривать ещё как процесс перевода вновь сформированных доходов (или определённой их части) в капитал [2. С. 132]. Наиболее распространёнными операциями являются:

— капитализация чистой прибыли — направление определённой её части на производственное развитие;

— капитализация чистого денежного потока от инвестиций — направление определённой её части на реинвестирование;

— капитализация суммы депозитного процента — направление определённой её части на прирост депозитного вклада;

— капитализация дивидендов — направление определённой её части на осуществление дивидендных выплат в форме новых акций и др.

Исходя из этого, капитализацию можно определить как динамическое понятие, сущность, смысл и значение которого состоит в самовоз-растании, то есть получении дохода (прибыли).

В. В. Казинцев отмечает, что в дефинициях исследуемой категории зарубежных авторов выявляется принадлежность преимущественно к акционерному обществу [6. С. 27]. Так, Дж. Доунс и Дж. Гудман Элиот рекомендуют понимать капитализацию как общую сумму акционерного капитала [5. С. 64]. Нужно отметить, что подобные взгляды характерны и для российских специалистов, некоторые из них уже упоминались. По их мнению, капитализация — это синоним термина «капитализация акционерной компании», частным случаем является понятие «капитализация одной акции».

Нельзя в полной мере согласиться с суждениями авторов, в поле зрения которых попадают предприятия только акционерной формы собственности. Так, обращаясь к целям существования коммерческого предприятия любой организационно-правовой формы, обнаруживаем, что это — получение дохода от осуществления предпринимательской деятельности. Например, в ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ указано, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)...» и далее — «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий».

Дж. М. Розенберг в своём терминологическом словаре обозначает капитализацию как сумму всех денег, инвестированных в фирму её владельцем или владельцами [10. С. 175]. В указанном суждении, с нашей точки зрения, содержится некоторая нелогичность и ошибочность. Понятие капитала фирмы не может сводиться только к денежным ресурсам, между двумя

этими категориями существуют глубокие различия. Хотя необходимо признать, что деньги являются первоначальной формой любого капитала. Но деньги капиталом становятся лишь тогда, когда они вовлекаются в оборот ради получения суммы, большей по сравнению с первоначальными затратами. К тому же в производство инвестируются и другие материальные и нематериальные ресурсы (здания, сырьё, материалы, оборудование, лицензии).

В тех или иных вариантах термин «капитализация» встречается во многих электронных и интернет-изданиях, в частности в информационном ресурсе «Глоссарий.ш». Здесь капитализация определяется как оценка стоимости предприятия, земельного участка, ценных бумаг и другого имущества посредством пересчёта приведённой суммы ожидаемых доходов, взятой за весь период его предполагаемого использования.

Финансовый словарь «Bloomberg.com» под исследуемым термином понимает совокупность заёмного и собственного капитала фирмы, образующих её имущество, активы [13]. Аналогичного взгляда придерживается и К. Уолш, понимающий капитализацию как сумму текущей рыночной стоимости заёмного и собственного капитала [11. С. 98].

Важно отметить, что все приведённые толкования понятия «капитализация» в целом не противоречат друг другу, а скорее дополняют и иногда дублируют. Анализ действующего законодательства и экономической литературы в целом позволили понимать общеэкономическую категорию «капитализация», адаптированную к различным интерпретациям капитала, в следующих вариантах.

Во-первых, капитализация — это процесс непосредственного вовлечения человеческих, финансовых, материальных и нематериальных ресурсов в оборот экономического капитала с целью получения доходов от предпринимательской деятельности. В данной формулировке «капитализация» является аналогом термина «инвестирование», в некоторых случаях «реинвестирование». Именно как реинвестирование полученной прибыли трактуется капитализация в словаре банковского дела под редакцией

О. М. Островской [9. С. 215].

Во-вторых, капитализация — это метод оценки стоимости активов предприятия через приносимый доход, получаемый в ходе поизводственно-хозяйственной деятельности

(ряде случаев из определения опускается «метод оценки»).

Как показывает практика, стоимость компании — непрерывно меняющаяся величина и процесс её оценки достаточно сложный, требующий применения методики, отвечающей конкретной цели. Этот оценочный параметр применяется в макроэкономике в качестве индикатора привлекательности и экономического потенциала страны и в микроэкономике как показатель, имеющий большое практическое значение для инвесторов и менеджмента организации.

По сути, и в первом и во втором вариантах ключевыми категориями являются активы (имущество, ресурсы, капитал) и доход (прибыль). Поэтому, резюмируя вышесказанное, можно дать следующее определение капитализации предприятия — это оценка стоимости предприятия на базе измерения его имущества и перспектив получения дохода экономическими агентами. Эта оценка может осуществляться различными способами, с помощью разнообразных методов и инструментов.

Данная трактовка не противоречит общепринятому в экономической теории значению понятия «капитализация» и позволяет раздвинуть границы словоупотребления данной дефиниции за рамки фондового рынка.

Для уяснения сущности предлагаемого определения, на наш взгляд, необходимо уточнение компонентов капитализации предприятия, поскольку каждый элемент исследуемого определения имеет свои собственные понятийные рамки.

1. Рыночная капитализация — это стоимость активов предприятия (в основном акций), за которую состоялась бы их продажа заинтересованным продавцом заинтересованному покупателю в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон обладала бы всей необходимой информацией, действовала бы расчётливо и без принуждения.

Практическое применение категории «рыночная капитализация предприятия» достаточно широко и может использоваться различными субъектами для широкого круга обстоятельств. Достоверная информация о рыночной капитализации компании необходима не только акционерам предприятия, но и многим другим участникам рыночных отношений — это инвесторы, кредиторы, покупатели и арендаторы объектов собственности.

В макроэкономике суммарная капитализация крупных промышленных предприятий используется в качестве индикатора инвестиционной привлекательности и экономического потенциала страны в целом. В микроэкономике рост капитализации также даёт ряд преимуществ. Наиболее существенное из них — это возможность привлечения с наименьшими затратами инвестиционных ресурсов на развитие производства предприятия, то есть повышение его производственной капитализации.

2. Производственная капитализация — это стоимость материальных и нематериальных активов предприятия, непосредственно и опосредованно участвующих в производственнохозяйственной деятельности предприятия, результатом которой является создание, переработка, усовершенствование промышленной продукции, в последующем реализуемой на товарном рынке.

Рост производственной капитализации интересует в первую очередь менеджеров предприятия, так как он позволяет предприятиям повышать свой ресурсный потенциал, диверсифицировать производство, обеспечивать техническое перевооружение, повышать квалификацию руководителей и сотрудников предприятия за счёт улучшения своих основных составляющих — технологической и трудовой капитализации предприятия.

С учётом изложенного технологическая капитализация — это стоимость затрат в денежном выражении на приобретение технологических линий для производства и обработки основной и дополнительной продукции промышленного предприятия с целью получения прибыли. А трудовая капитализация — это количество произведённых затрат руководством промышленного предприятия на обучение, подготовку, повышение квалификации и создание условий труда менеджеров и персонала предприятия, производящих конкурентоспособную продукцию на местном, региональном и мировом рынках.

Положительная динамика производственной капитализации предприятия, по своей сути, способствует улучшению рентабельности компаний, предоставлению большего количества рабочих мест на этих предприятиях с выплатой стабильной заработной платы, увеличению сумм уплаты налогов в бюджеты разных уровней, а значит, налогооблагаемой капитализации.

3. Налогооблагаемая капитализация — это стоимость налогооблагаемого имущества предприятия, рассчитываемая на основе соответствующих нормативно-правовых документов относительно перспектив уплаты налогов в бюджеты разных уровней от использования его активов.

Оценочная информация о размере налогооблагаемой капитализации необходима государственным органам власти в целях прогнозирования налоговых отчислений как основных источников пополнения бюджетных средств, весомая часть которых направляется на финансирование стратегически важных отраслей и развитие большинства городов и регионов России.

Как правило, рост производственной капитализации позволяет промышленным предприятиям заниматься социальной деятельностью, а именно повышать качество жизни и труда персонала предприятия, финансировать такие отрасли социальной сферы, как культура, спорт, образование, учреждения социальной защиты населения, и тем самым улучшать свою социальную капитализацию.

4. Социальная капитализация — это стоимость затрат на приобретение объектов социальной инфраструктуры и отчисления предприятия на нужды в рамках федеральных, региональных и местных благотворительных программ в денежном выражении.

Повышая социальную капитализацию, предприятие не только создаёт благоприятные условия для своих управленческих и трудовых кадров, но и способствует социальноэкономическому развитию промышленных городов, где они функционируют. Очевидно, что местные органы власти наравне с менеджерами нуждаются в стабилизации положения таких предприятий и росте их социальной капитализации.

Нужно отметить, что можно иначе взглянуть на природу социальной капитализации промышленных предприятий и рассмотреть её как основной фактор роста их рыночной капитализации. Практика корпораций экономически развитых стран свидетельствует в пользу правоты полученных выводов. Если быть точнее, то это подтверждают материалы экспертного опроса руководителей 340 работающих в России иностранных компаний, проводимого Центром исследований Российской ассоциации маркетинга. Однако для отечественных промышленных предприятий пока такие соотношения не совсем

Логическая взаимосвязь между элементами капитализации предприятия

5. Доунс, Дж. Финансово-инвестиционный словарь : пер. 4-го перераб. и доп. англ. изд. / Дж. Доунс, Дж. Гудман Элиот. М. : Инфра-М,

характерны и рост рыночной капитализации достигается в основном экстенсивным путём.

Тем не менее современные реалии таковы, что между основными элементами капитализации предприятия существует взаимосвязь, вектор движения и логическая цепочка которой представлена на рисунке.

Установленная взаимозависимость компонентов капитализации промышленных предприятий порождает вопросы об определении их значимости и степени влияния на итоговое значение динамики капитализации. Ответ на них крайне сложен и требует специального комплексного исследования. Но его результаты, в конечном счёте, сформируют более точное понимание экономического явления капитализации предприятий и позволят повысить эффективность управления промышленным предприятием в сложных, постоянно меняющихся условиях рыночной экономики.

Список литературы

1. Абрамов, А. Е. Рыночная капитализация — понятие, показатели и сферы их применения /

А. Е. Абрамов // Рынок ценных бумаг. 2004. № 4 (259). С. 50-53.

2. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. Киев : Эльга, 2004. 665 с.

3. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Кн. мир, 2006. 860 с.

4. Грязнова, А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А. Г. Грязнова. М. : Финансы и статистика, 2004. 1168 с.

1997. 586 с.

6. Казинцев, В. В. Рыночная капитализация российских промышленных корпораций как фактор повышения экономической эффективности производства : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /

В. В. Казинцев. М., 2003. 178 с.

7. Ковалёв, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалёв. М. : Финансы и статистика, 1999. 233 с.

8. Нестеренко, Ю. Н. Возможности расширения сферы применения категории «рыночная капитализация» в условиях экономики России / Ю. Н. Нестеренко, Е. В. Асатиани // Рос. предпринимательство. 2007. № 10. С. 25-30.

9. Островская, О. М. Банковское дело : толковый слов. / О. М. Островская. М. : Гелиос АРВ, 1999. 400 с.

10. Розенберг, Дж. М. Инвестиции : термино-лог. слов. / Дж. М. Розенберг. М. : ИНФРА-М, 1997. 400 с.

11. Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента / К. Уолш. М. : Дело, 2001. 668 с.

12. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ.

13. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. URL: // www.bloomberg.com

14. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; гл. ред. Л. И. Абалкин. М. : Экономика, 1999. 1055 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.