Научная статья на тему 'Капитализация активов промышленных предприятий как элемент управления'

Капитализация активов промышленных предприятий как элемент управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1913
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / РЕАЛЬНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ / CAPITAL / CAPITALIZATION / REAL CAPITALIZATION / INDUSTRIAL ENTERPRISE / CAPITALIZATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Романова Анна Геннадьевна

Рассмотрено развитие понятия «капитализация», его значение в классической и современной экономической науке. Определены два подхода к рассмотрению капитализации: как явление и как процесс. Разграничены понятия «рыночная капитализация» и «реальная капитализация». Управление реальной капитализацией определено как функция стратегического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capitalization of assets of industrial enterprises as an element of management

The article deals with the question of development of the definition “capitalization” and its importance in the classical and modern economic science. Two approaches to the consideration of capitalization are defined, capitalization is considered as a fact and as a process. The notions “market capitalization” and “real capitalization” are differentiated. Capitalization management is defined as a function of strategic management.

Текст научной работы на тему «Капитализация активов промышленных предприятий как элемент управления»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 658.152 (045)

А.Г. Романова

КАПИТАЛИЗАЦИЯ АКТИВОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрено развитие понятия «капитализация», его значение в классической и современной экономической науке. Определены два подхода к рассмотрению капитализации: как явление и как процесс. Разграничены понятия «рыночная капитализация» и «реальная капитализация». Управление реальной капитализацией определено как функция стратегического менеджмента.

Ключевые слова: капитал, капитализация, реальная капитализация, промышленное предприятие, управление капитализацией.

Понятие «капитализации» прочно вошло в современный экономический и финансовый лексикон, и, зародившись изначально на западных фондовых рынках, сегодня уверенно используется в экономическом анализе и оценке эффективности управления предприятием. Сегодня данное понятие применяется по отношению к компаниям, к активам и даже к отраслям экономики.

Многообразие использования понятия «капитализация» привело к наличию множества его трактовок. Для понимания процесса «капитализации» необходимо рассмотреть понятие и основные виды капитала, которые выделяются в экономической науке.

К. Маркс указывал: «Если фиксировать отдельные формы проявления, которые возрастающая стоимость попеременно принимает в своём жизненном кругообороте, то получаются такие определения: капитал есть деньги, капитал есть товар» [1. С. 147]. Признаком капитала, по Марксу, является изменение формы стоимости в процессе её движения. А капитализация - это процесс, надстраивающийся над капиталом и отражающий изменение стоимости, воплощённой в эти предметные формы.

Промышленный капитал был первым видом капитала, исследованным в экономической науке. По мнению К. Маркса, стоимость может возрастать, будучи воплощённой только в производственной форме. Рост стоимости в промышленном капитале происходит благодаря тому, что к исходным предметам труда добавляется некоторая величина затрат труда, который, по Марксу, является субстанцией стоимости.

Следующим видом капитала, исследованным в экономической науке и в частности Р. Гильфер-дингом, является финансовый капитал. Немецкий экономист Р. Гильфердинг более чётко описал соотношение формы и содержания капитала в своём труде «Финансовый капитал»: «Изменение величины стоимости составляет содержание процесса возрастания стоимости. И если это изменение относится к процессу производства, то метаморфоза форм - к процессу обращения. Но существует только две формы, которые может принимать стоимость в обществе, построенном на товарном производстве: форма товара и форма денег» [2. С. 56].

Владелец капитала в денежной форме может предоставлять его в пользование капиталисту, имеющему потребность в капитале, получая ссудный процент за пользование деньгами. Однако потребности в капитале могут оказаться значительнее, нежели возможности отдельного капиталиста. Благодаря этому в экономике оперируют банки, которые аккумулируют свободные деньги одних капиталистов и предоставляют их другим. Появляется такой вид капитала, который Гильфердинг назвал финансовым капиталом.

Ещё один вид капитала - акционерный. Его определение сформулировано А. Коном: «Группа капиталистов-учредителей (в большинстве случаев банк) объявляет об организации акционерного общества. Выпускается некоторое количество акций, которые может приобрести каждый желающий. Деньги, вырученные от продажи акций, образуют капитал акционерного общества» [3. С. 22].

Своеобразное толкование капитала наблюдается у Й. Шумпетера. Он определял капитал «как сумму денег и других платёжных средств, которая в любой момент времени может быть предоставлена в распоряжение предпринимателя» [4. С. 196]. Капитал, по Шумпетеру, оказывает помощь предпринимателю в получении производственных благ, требующихся ему для достижения своих целей.

Капитал служит предпринимателю для извлечения производственных благ из областей их прежнего применения. Никак иначе предприниматель, осуществляющий новые комбинации в эконо-

мике, не сможет получить в своё распоряжение производственные блага, предназначенные для обеспечения нормального хозяйственного кругооборота. Именно в этом состоит главная функция капитала согласно подходу Й. Шумпетера.

Развитие вышеуказанных теорий капитала привело к появлению в современной экономической науке и практике понятия «капитализация». На практике оно зачастую рассматривается в узком прикладном смысле как произведение рыночной цены одной акции на общее количество выпущенных компанией акций. При этом современная наука рассматривает капитализацию шире и выделяет несколько её видов.

Понятие «капитализация» уходит своими корнями к работам К. Маркса, который писал о том, что прибавочная стоимость капитализируется, то есть становится капиталом: «...при нормальных условиях одна часть прибавочной стоимости всегда должна расходоваться как доход, а другая часть -капитализироваться» [5. С. 77]. Во втором томе «Капитала» многократно упоминается капитализация прибавочной стоимости в смысле превращения её в капитал. Однако Маркс ещё не вводил понятие «капитализации», а лишь использовал этот термин для обозначения превращения стоимости в капитал. К. Маркс был первым в экономической науке, кто попытался изучить понятие стоимости. По Марксу, стоимость - это проявление человеческого труда.

К. Маркс называл «капиталом» движение стоимости, в ходе которого она меняет свои предметные формы и наращивает свою величину. Самодвижение, по мнению Маркса, обусловлено стремлением капиталистов получать всё большую сумму денег. Это возможно при производстве прибавочной стоимости за счёт усилий человеческого труда.

Теория стоимости получила развитие в работах неоклассиков. А. Маршалл писал: «Стоимость, то есть меновая стоимость какой-либо вещи, выраженная в определённом месте и в определённый момент в единицах другой вещи, представляет собой количество единиц последней вещи, которое можно там и тогда получить в обмен на первую. Таким образом, понятие стоимости относительно и выражает отношение между двумя вещами в конкретном месте и в конкретное время» [6. С. 111]. Таким образом, Маршалл отказывается от марксистского понятия абсолютной стоимости и указывает на её зависимость от места и времени. Стоимость изменчива и подвержена воздействию экономических агентов. Для установления стоимости объекта необходимо осуществить его обмен на другой объект.

Теоретические основы капитализации промышленных корпораций заложены в трудах ряда известных зарубежных экономистов, таких как Г. Марковиц, У. Шарп, Ю. Фама и других. В западной экономической литературе, прежде всего американской, капитализация рассматривается исключительно как произведение рыночной цены акций на их количество.

Д.Л. Ревуцкий в своих работах делает попытку отличить понятия «стоимость», «цена», «капитализация» и «оценка» друг от друга. В результате он предлагает следующую, довольно узкую, трактовку рассматриваемого нами понятия: «Для акционерных обществ, акции которых котируются на фондовой бирже, действительная стоимость этих бизнес-структур считается равной биржевой (бумажной) стоимости таких компаний. В качестве синонима бумажной стоимости публичных акционерных обществ почти всегда используют термин «капитализация» [7. С. 29].

Сведение понятия «капитализация» к рыночной стоимости компании, величина которой рассчитывается произведением биржевой цены акции на их количество, на наш взгляд, неверно, так как определённой стоимостью обладают и компании, чьи акции не размещены на бирже, а также компании, вообще не являющиеся акционерными обществами.

В работах Г.И. Хотинской выделяется несколько видов капитализации. Во-первых, ею рассматривается так называемая реальная капитализация, которая возникает в результате увеличения собственного капитала: «Если. предприятие реинвестирует прибыль, направляя её на пополнение внеоборотных и оборотных активов., происходит реальная капитализация, выражающаяся в увеличении стоимости имущества» [8. С. 2]. Таким образом, компания должна производить большую стоимость, чем тратит её производство, и добавленная стоимость должна быть реинвестирована в производство, а не потрачена.

Во-вторых, Г.И. Хотинская выделяет так называемую маркетинговую капитализацию. Она происходит, например, за счёт повышения стоимости нематериальных активов компании (деловой репутации, торговой марки, ноу-хау и т.п.), переоценки основных средств, которые так же, как и в первом случае, влекут рост собственного капитала [8. С. 3]. Разница между реальной и маркетинговой капитализацией в том, что в первом случае компания получает в своё распоряжение финансовые

2013. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ресурсы, которые направляет на расширение производства, а во втором случае никаких финансовых ресурсов нет. Рост стоимости компании происходит за счёт роста стоимости имущества в результате переоценки.

Особенностью авторского отношения к рассматриваемым понятиям является увязка стоимостного выражения капитализации с балансовой моделью компании. Так, реальная капитализация отражается в третьем разделе баланса и обусловливает увеличение актива хозяйствующего субъекта, а при маркетинговой капитализации увеличение валюты баланса происходит изначально со стороны активов [9. С. 27].

В-третьих, Г.И. Хотинской рассматривается рыночная капитализация - «это рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже, и представляет собой произведение рыночной цены акции и общего количества акций компании» [9. С. 28].

Иная трактовка капитализации представлена в работах Т.А. Маловой. Здесь капитализацией называется «фундаментальный процесс, экономический смысл которого состоит в повышении стоимости капитала, принадлежащего субъектам всех уровней хозяйствования, в результате роста их хозяйственного потенциала и эффективности» [10. С. 287]. В данном определении капитализация представлена как процесс.

Понятие капитализации также используется в банковской сфере и рассматривается как наращивание коммерческими банками величины собственного капитала за счёт притока дополнительных финансовых ресурсов [11. С. 24; 12. С. 63].

В налоговой практике последних лет употребляется термин «тонкая капитализация», означающий финансирование компаний за счёт внутрихолдинговых займов, в результате чего доля собственного капитала в компании значительно снижается, а проценты по полученному займу занижают налогооблагаемую прибыль. Главной задачей подобных отношений является перевод прибыли под видом процентов в компанию, предоставившую заём [13].

На основании рассмотренных выше видов капитала можно сделать вывод, что разные представления о понятии «капитализация» связаны с разными предметными формами воплощения стоимости. Так, капитализация как произведение цены акций на их количество связана с финансовым капиталом. Капитализация как прирост стоимости средств производства базируется на понятии промышленного капитала. Говоря о капитализации, важным является понимание того, за счёт чего происходит изменение величины стоимости, вовлечённой в этот процесс.

Определение этой величины может происходить по-разному. В неоклассической науке величина стоимости определяется только посредством её перехода в денежную форму - осуществления сделки купли-продажи. Но на сегодняшний день с помощью разных методик стоимость может быть оценена и находясь в других формах - средствах производства, нематериальных активах, финансовых инструментах.

Таким образом, рассмотрение вышеописанных определений капитализации позволяет сделать вывод, что явление капитализации может рассматриваться двояко. С одной стороны, капитализация -это экономическое явление, показатель, которым можно охарактеризовать компанию в конкретный момент времени. С другой стороны, капитализация - это процесс увеличения стоимости компании.

Важным является разграничение понятий «рыночная капитализация» и «реальная капитализация». При этом под рыночной капитализацией следует понимать стоимость открытого акционерного общества, складывающуюся на фондовой бирже путём котировки его акций. Однако доля компаний, капитализация которых может быть оценена с помощью биржевого механизма, в России составляет не более 0,2% [14. С. 78]. Это значит, что подавляющее большинство российских компаний, которые желают определить величину своей капитализации, должны применять расчётный механизм.

Хотя экономисты и выделяют реальную капитализацию, но расходятся в трактовках данного явления. Реальная капитализация недостаточно изучена и освещена в современной литературе, отсутствует качественный и количественный анализ данного явления. Под реальной капитализацией представлена стоимость собственного и привлечённого капитала компании, независимо от её организационно-правовой формы, имеющего физическое выражение в активах компании. Реальная капитализация является важной экономической категорией, так как позволяет, с одной стороны, отслеживать динамику развития предприятия, с другой стороны, предоставляет сопоставимые данные для анализа предприятий в рамках одной отрасли и даже проведения межотраслевого анализа.

Также важной экономической категорией, имеющей практическое применение, является «управление капитализацией». В современной экономической литературе понятие «управление капитализацией» в основном рассматривается с позиции вывода компании на фондовый рынок (IPO) и оценки рыночной величины капитала публичной компании. Однако, как уже было отмечено выше, капитализация может иметь разные формы в зависимости от того, какие факторы формирования стоимости капитала включены в анализ.

Вопросами управления капитализацией компаний в основном занимались учёные за рубежом, где история фондового рынка насчитывает уже около трёх столетий, а опыт работы успешных корпораций, в том числе транснациональных, - несколько десятилетий. Именно поэтому полученные ими практические рекомендации невозможно полностью применять в России, необходимо учитывать реалии отечественной экономической системы. В российской же литературе управлению капитализацией на предприятиях промышленности уделяется недостаточно внимания.

Поскольку повышение реальной капитализации компании имеет определяющее значение в развитии компании, является как предпосылкой данного развития, так и его индикатором, то и управление реальной капитализацией компании становится важным элементом корпоративной политики.

Управление реальной капитализацией направлено на увеличение стоимости активов и расширение деятельности предприятия за счёт реинвестирования собственной прибыли и привлечения дополнительного капитала (инвестиций) со стороны. Таким образом, управление реальной капитализацией можно представить в виде системы целей и действий. На рис. показаны элементы системы управления капитализацией.

В основании пирамиды управления реальной капитализацией промышленного предприятия лежит система корпоративных стандартов, включающая в себя основополагающую политику по управлению стоимостью компании, привлечению инвестиций и расширению деятельности.

Оперативный уровень пирамиды включает в себя корпоративную информационную систему, а также формализацию, оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов. Тактический уровень системы управления включает в себя учёт, планирование и контроль (управленческий учёт, отчётность для инвесторов по МСФО, бюджетирование, инвестиционный процесс, управление финансами и финансовый контроль). На стратегическом уровне системы присутствуют стратегическое и организационное управление, организационный дизайн. На каждом уровне реализуются свои цели и задачи, направленные на достижение главной стратегической цели - увеличение реальной капитализации.

Решение о создании совместного предприятия находится на стратегическом уровне пирамиды управления реальной капитализацией. При этом увеличение реальной капитализации рассматривает-

ся как результат, увеличивающий доход акционеров компании. Стратегическими же целями, предшествующими решению о привлечении иностранного капитала, являются:

- запуск нового продукта;

- освоение новых географических регионов;

- выход на новые конкурентные рынки;

- принципиальное техническое обновление методов производства либо освоение новой технологии;

- борьба с конкуренцией, закрепление собственной позиции на рынке.

В ходе реализации вышеперечисленных целей происходит наращивание активов компании путём роста её реальной капитализации. Поэтому применение научно обоснованных методов управления реальной капитализацией промышленного предприятия позволит эффективно решать стратегические задачи развития предприятия. Исследование практического опыта оценки реальной капитализации, её теоретическое обоснование и всесторонний анализ важны не только для компании, её акционеров и потенциальных инвесторов, но и для народного хозяйства в целом, так как динамика капитализации промышленных предприятий является индикатором экономического состояния отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1, кн. I: Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1983. 905 с.

2. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М.: Гос. изд-во, 1924. 460 с.

3. Кон А. Финансовый капитал. М.: Изд-во Коммунистического ун-та им. Я.М. Свердлова, 1927. 143 с.

4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.

5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, Т. 2, кн. II: Процесс обращения капитала. М.: Политиздат, 1974. 648 с.

6. Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2007. 832 с.

7. Ревуцкий Д.Л. Стоимость, оценка, капитализация и вероятная цена предприятия // Вопр. оценки. 2004. №3. С. 26-32.

8. Хотинская Г.И., Гальцева Е.В. Теория и практика капитализации в условиях рынка // Собственность и рынок. 2005. №9. С. 2-5.

9. Хотинская Г.И. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости компании // Финансовый менеджмент. 2006. №4. С. 26-30.

10. Малова Т.А. Капитализация в условиях структурных особенностей российской экономики (концептуальный подход) // Аудит и финансовый анализ. 2007. №5. С. 287-291.

11. Костин А. Наш приоритет - капитализация // Нац. банков. журн. 2007. №7. С. 24-25.

12. Попов С. Капитал растёт, но капитализация недостаточна // Нац. банков. журн. 2005. №8. С. 62-64.

13. Полежарова Л.В. Правила тонкой капитализации // Рос. налоговый курьер. 2008. №5. С. 47-49.

14. Алексеев Д.А. Механизмы капитализации компаний. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. 149 с.

Поступила в редакцию 31.05.13

A. G. Romanova

Capitalization of assets of industrial enterprises as an element of management

The article deals with the question of development of the definition “capitalization” and its importance in the classical and modern economic science. Two approaches to the consideration of capitalization are defined, capitalization is considered as a fact and as a process. The notions “market capitalization” and “real capitalization” are differentiated. Capitalization management is defined as a function of strategic management.

Keywords: capital, capitalization, real capitalization, industrial enterprise, capitalization management.

Романова Анна Г еннадьевна, аспирантка Romanova A.G., postgraduatestudent

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

E-mail: anna.g.romanova@mail.ru E-mail: anna.g.romanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.