Научная статья на тему 'Место инноваций в корпоративной стратегии крупных компаний'

Место инноваций в корпоративной стратегии крупных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СФЕРА АКТИВНОСТИ КОМПАНИИ / МОДЕЛЬ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / RADIO ELECTRONICS / INTEGRATED COMPANIES / THE STRATEGIC SPHERE OF ACTIVITY OF THE COMPANY / THE MODEL OF OPEN INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кильдияров Б. М.

Крупным российским компаниям производителям высокотехнологичной радиоэлектронной продукции предлагается принципиально новый план корпоративной стратегии, предусматривавший в перспективе превращение объединения предприятий (холдинга) из производителя аппаратного обеспечения в поставщика интегрированных интеллектуальных ИТ-сервисов. В этой связи необходимо развивать современные формы и практики активного использования новой бизнес-модели «открытых инноваций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кильдияров Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF INNOVATIONS IN CORPORATE STRATEGIES OF LARGE COMPANIES

The large Russian companies manufacturers of high-tech electronic products offered entirely new plan of corporate strategy, including in the future the transformation of the business combination (holding) of the hardware manufacturer to a supplier of integrated intelligent IT services. It is therefore necessary to develop modern forms and practices of active use of the new business model of «open innovations».

Текст научной работы на тему «Место инноваций в корпоративной стратегии крупных компаний»

МЕСТО ИННОВАЦИЙ В КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ

Б.М. КИЛЬДИЯРОВ,

аспирант ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: proyava@pochta.ru

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Ярмухаметов З.Г.

Аннотация. Крупным российским компаниям — производителям высокотехнологичной радиоэлектронной продукции — предлагается принципиально новый план корпоративной стратегии, предусматривавший в перспективе превращение объединения предприятий (холдинга) из производителя аппаратного обеспечения в поставщика интегрированных интеллектуальных ИТ-сервисов. В этой связи необходимо развивать современные формы и практики активного использования новой бизнес-модели «открытых инноваций».

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, радиоэлектронная промышленность, интегрированные компании, стратегическая сфера активности компании, модель открытых инноваций.

PLACE OF INNOVATIONS IN CORPORATE STRATEGIES

OF LARGE COMPANIES

B.M. KILDIYAROV,

graduate student FGBOU of VPO «Bashkir state university»

Annotation. The large Russian companies — manufacturers of high-tech electronic products — offered entirely new plan of corporate strategy, including in the future the transformation of the business combination (holding) of the hardware manufacturer to a supplier of integrated intelligent IT services. It is therefore necessary to develop modern forms and practices of active use of the new business model of «open innovations».

Keywords: innovation, innovation, radio electronics, integrated companies, the strategic sphere of activity of the company, the model of open innovations.

Средства государственного бюджета были и остаются важнейшим источником финансирования НИОКР в России, доля частного финансирования здесь все еще невелика. По данным за 2010 г. на госбюджет приходилось 66,5% затрат на эти цели (в то время, как в странах ОЭСР ситуация в точности обратная — в среднем доля предпринимательского сектора там в этих затратах приближается к 70%)1.

Однако в ходе анализа проведенных исследований выявлен отчетливый рост интереса к НИОКР и инновациям со стороны крупного российского бизнеса. Это проявляется и во внимании к проведению собственных НИОКР, и в эволюции систем корпоративного управления НИОКР, и в развитии связей с партнерами в этой сфере.

По данным исследования, большинство производственных компаний имеют свои научно-исследовательские институты или центры (см. рис.). Собственные исследовательские подразделения выступают в качестве заказчика по отношению к сторонним разработчикам, поэтому корпоративные научно-исследовательские центры являются интерфейсом взаимодействия.

В условиях острой конкуренции предприятие должно пристально отслеживать технологические

тренды рынка, при этом ситуация, когда «все хранится в голове у главного инженера», должна смениться регулярным формализованным процессом, вплоть до создания специализированного подразделения по мониторингу технологических новинок. Это даст важную информацию для разработки прогнозов развития отрасли и построения «дорожных карт», которые становятся важным инструментом планирования и управления.

Например, значительная часть предприятий радиоэлектронной промышленности (РЭП) действуют в специфической отрасли (ОПК), где сохранилась высокая доля использования «советской» технологической базы и модели управления, для них наиболее остро стоит, прежде всего, проблема снижения издержек.

Исследования показали, что главными целями осуществления инновационной деятельности крупных компаний являются: создание новых высокорентабельных продуктов (78%), расширение доли на российском рынке (77%) и снижение затрат/себестоимости производства (75%), следование мировым тенденциям и выход на зарубежные рынки (57%).

1 Обзоры ОЭСР по инновационной политике: Российская Федерация. М., 2011. С. 100.

Машиностроение Обрабатывающие Связь и теле- Информационные и металлургия компании коммуникации технологии

ТЭК

Торговля и профессиональные услуги

Рис. Наличие собственных НИИ и центров у компаний различных отраслей

В связи с этим, такой крупный игрок на рынке радиоэлектронной продукции в России, как Концерн «Созвездие» в настоящее время взял курс на реализацию современной модели инновационного развития — модели «открытых инноваций» (ОИ)2.

В крупных западных корпорациях наблюдается кризис прежней модели НИОКР. Среди серьезных проблем, с которыми столкнулись ведущие американские и европейские лидеры отрасли можно выделить:

♦ быстрое старение их продуктового портфеля;

♦ завершение сроков действия патентной защиты на многие лицензированные продукты;

♦ а также резкий рост издержек на создание и разработку новых продуктов при сокращении сроков.

В ответ на эти вызовы и негативные тенденции, крупные международные компании принялись за реформирование корпоративной науки. Xerox выделила свой исследовательский центр PARC в отдельную структуру и пустила в свободное плавание. Исследовательский центр вертолетного холдинга Sikorsky также стал предлагать свои услуги внешним клиентам. Нынешний владелец легендарных Лабораторий Белла, французская Alcatel-Lucent, официально объявила в 2008 г., что переориентирует свое исследовательское подразделение на более прикладную тематику. Лидеры агрессивно скупают перспективные стартапы3.

Еще более значимым трендом последнего времени стал быстрый рост различных долгосрочных стратегических альянсов и партнерств, в результате которых произошло взаимопроникновение различных управленческих моделей и серьезная организационная трансформация внутрифирменной структуры большинства крупных компаний.

Общий тренд — смещение фокуса с НИР на ОКР и переход на модель открытых инноваций. Во многих отраслях высоких технологий (программировании, электронике, телекоммуникациях) проявляется отчетливая тенденция массовой децентрализации НИОКР-процессов как к росту научно-технологической коллаборации между самими фирмами, так и к вовлечению в эти процессы внешних исследователей (прежде всего, ученых и технологов из вузов). При этом у успешных компаний процесс инновационных разработок (внутренних НИОКР) зачастую отходит на второй план, уступая место разработке эффективных бизнес-моделей, которые нацелены на скорейшее применение этих разработок независимо от источника (внутренний или внешний).

Поскольку телекоммуникационные сети являются сложными техническими системами, многие компоненты которых также относятся к категории комплексных продуктов и систем, ключевым связующим элементом, обеспечивающим рыночную эффектив-

2 «Открытые инновации» — это процесс систематического поиска и приобретения внешних источников знаний и технологий, а также эффективное использование этих знаний как внутри самой компании, так и в процессе тесного взаимодействия со сторонними организациями». Иными словами, речь идет не только о процессе притока этих знаний и технологий «снаружи внутрь» (outside-in) главным образом — через их прямую покупку, но и об обратном процессе «изнутри наружу» (inside-out), когда фирмы занимаются активной коммерциализацией своих собственных технологических знаний, прежде всего — через их лицензирование, а равно и об открытом обмене этими знаниями между различными экономическими субъектами.

3 Следует отметить, что у Cisco Systems в корпоративной структуре никогда не было департамента R&D. Подразделение, занимающееся инновациями, здесь всегда называли A&D («acquisitions & development» — «поглощения и развитие»). Начиная с 1993 года корпорация приобрела более 120 технологических стартапов и интегрировала их в свою структуру.

ность конечных продуктов и услуг, продвигаемых операторами связи, сегодня можно считать умелое дирижирование базовыми технологическими компетенциями, предоставляемыми ведущими поставщиками оборудования, в сочетании с активным внедрением новых идей и разработок, предлагаемых по большей части малым инновационным бизнесом.

В качестве примера следует упомянуть British Telecom: ключевым интеллектуальным активом BT считаются технологии дизайна, управления и обслуживания сетей, а также набор сервисных услуг, базирующихся на функционировании этих сетей. Практически все используемые при создании сетей технологические системы и оборудование британская компания предпочитает теперь покупать на рынке у различных внешних поставщиков.

В качестве глобального тренда следует упомянуть также активное вовлечение в НИОКР мощнейших вычислительных технологий.

Детальный анализ инновационной и научно-исследовательской активности крупных компаний показал, что одним из наиболее серьезных изменений в управленческих моделях последнего времени является постепенный распад крупных полностью интегрированных компаний и переход к модели виртуальных интегрированных компаний (VIPCO)4.

Новые «виртуально интегрированные» компании организованы по многоуровневой схеме, важнейшими элементами которой являются различные подсистемы партнерских отношений — с государственными научными учреждениями и вузами, частными исследовательскими центрами и организациями, а также производственными и сервисными компаниями. Кроме того, значительно расширился и «отраслевой горизонт» новых стратегических альянсов, поскольку новые поколения продуктов во все большей степени приобретают комплексный характер, т.е. включают в себя различные инновационные элементы, связанные с их «умной доставкой», использованием специальных диагностических систем, суперкомпьютерных сетей, специализированного программного обеспечения и т. п. новых технологий из различных отраслей науки и техники.

Пять ключевых «стратегических сфер активности» современных компаний, в конечном счете определяющих общую эффективность использования ими теоретической модели открытых инноваций5:

1) создание специального «департамента инноваций», получающего прямой доступ к новому кор-

поративному фонду инноваций под непосредственным контролем одного из топ-менеджеров (CEO);

2) создание эффективных механизмов взаимодействия с различными внешними партнерами (университеты, другие компании, независимые частные венчурные и инжиниринговые фирмы, конечные потребители и заказчики) и всестороннее развитие внутри компании процессов систематического мониторинга и апробации приходящих извне новых идей;

3) поощрение и пропаганда режима открытого «обмена идеями» как между внутренними подразделениями Концерна, так и между работниками и внешними партнерами;

4) уделение особого внимания процессинговым и инструментальным инновациям внутри Концерна (практике непрерывного совершенствования производственных процессов, корпоративной IT-инфра-структуры, оптимизации управленческих, маркетинговых схем и т. п.);

5) налаживание четкой системы эффективного использования выявленных во внешней среде перспективных идей (схема внутреннего бюджетирования инновационных проектов и финансового стимулирования индивидуальных инициатив, схемы контроля и отслеживания инновационных идей).

Таким образом, в ближайшее время Концерн «Созвездие» приступает к осуществлению новой открытой инновационной стратегии на основе принципа «Connect + Develop» («присоединяйся и развивайся»).

Одна из главных задач Концерна «Созвездие» — получение по истечении пяти лет с момента начала реализации стратегии не менее 50% идей от внешних источников, параллельно осуществляя активные инвестиции во внутренние разработки для того, чтобы уровень инновационной компетенции собственного персонала соответствовал ожидаемому притоку извне новых идей и технологий.

Создание модели открытых инноваций — в значительной мере вопрос коммуникаций Концерна с внешней средой и основной инструмент этого — технологическая дорожная карта (roadmap)6. Она пред-

4 Mroczkowski T. The New Players in Life Sciences Innovation: Best Practices in R&D from Around the World. FT Press Operations Management series, 2011.

5 Jaruzelski B, Holman R. The Three Paths to Open Innovation // Strategy&Business. 2011. May 23.

6 У Intel в дорожной карте можно подсмотреть, например, к какому году корпорации понадобится создать технологию производства подложек нового типа, а к какому — новую архитектуру чипов.

ставляет собой технологическую интерпретацию маркетингового плана Концерна на перспективу и с ее помощью можно увидеть, какие тренды способны «обрушить» компанию, скажем, через пять лет, как этого избежать и где спрятаны точки роста». Этим документом Концерн покажет, какого рода продукты, с какими приблизительно характеристиками и в каком примерно году он собирается вывести их на рынок, какие технологии ему для этого необходимы. Это как ненавязчивое приглашение внешним разработчикам подключиться к процессу и помочь с решением какой-нибудь отдельной «подзадачи», а венчурным капиталистам — инвестировать в такой стартап, поскольку возможный будущий покупатель на него — вот он.

Таким образом, Концерну предлагается принципиально новый план развития, предусматривавший в перспективе превращение холдинга из производителя аппаратного обеспечения в поставщика интегрированных интеллектуальных ИТ-сервисов.

В этой связи Концерну необходимо развивать современные формы и практики активного использования новой бизнес-модели, к которым следует отнести:

♦ разнообразные стратегические альянсы / партнерства, субподряды и аутсорсинговые контракты;

♦ различные виды лицензирования технологий;

♦ создание совместных предприятий и автономных компаний на базе вузов (спиноффы);

♦ совместное использование технологического оборудования и установок;

♦ межфирменное сотрудничество в сфере технологической стандартизации;

♦ инновации, осуществляемые при помощи конечных пользователей;

♦ кооперативные венчурные инвестиции и т.п.

Подобные практики, как свидетельствует зарубежный опыт, успешно реализуются компаниями в той или иной комбинации друг с другом и носят достаточно долгосрочный характер.

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.И. КУЗНЕЦОВА,

доктор экономических наук, профессор Московского университета МВД России, полковник полиции;

А.Е. ПЕТУШКОВ,

соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: elenkuz90@mail.ru

Аннотация. Обеспечение экономической безопасности предприятия возможно путем определения возможных опасностей и угроз и своевременного их обнаружения и ликвидации. Важнейшим механизмом реализации таких возможностей является финансовое планирование хозяйствующего субъекта, в максимальной степени реализующее преимущества гибкого поведения предприятия в условиях изменчивых экономических процессов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностью и назначением финансового планирования, определяющего финансовую безопасность предприятия.

Ключевые слова: безопасность, предприятие, финансовое планирование.

ROLE OF FINANCIAL PLANNING IN CORPORATE ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT

E.I. KUZNETSOVA,

doctor of economic sciences, associated professor, Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia, police colonel;

A.E. PETUSHKOV,

chair of Finance and Economic jAnalysis of Internal Afairs University of Moscow

Annotation. Corporate economic security can be ensured by identifying potential hazards and threats, their timely detection and removal. The economic entity's financial planning is the core implementation mechanism for such opportunities best employing the advantages of flexible enterprise behaviour in the framework of volatile economic processes. The article considers the issues related to the essence and purpose of financial planning that determines corporate financial security.

Keywords: security, enterprise, financial planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.