Научная статья на тему 'Инновационная стратегия деятельности оборонных предприятий радиоэлектронной промышленности'

Инновационная стратегия деятельности оборонных предприятий радиоэлектронной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / RADIO-ELECTRONIC INDUSTRY / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ / LIFE CYCLE OF A PRODUCT / МОДЕЛЬ БИЗНЕСА / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шингареев Ф.Ф.

В современных условиях хозяйствования не вызывает сомнения тот факт, инновационное развитие отечественной радиоэлектроники является неотъемлемым условием приобретения позиций технологического лидерства на мировых рынках и обеспечения обороноспособности страны и, как следствие, важнейшим индикатором развития экономики и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features innovative development of electronic industry

In the current economic conditions do not doubt the fact, the innovative development of the domestic electronics is an indispensable condition for the acquisition of technological leadership position in the global markets and the country's defense and, as a consequence, an important indicator of development of economy and society.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия деятельности оборонных предприятий радиоэлектронной промышленности»

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ф.Ф. ШИНГАРЕЕВ,

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии строительства

и жилищно-коммунального комплекса Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: proyava@pochta.ru

Аннотация. В современных условиях хозяйствования не вызывает сомнения тот факт, инновационное развитие отечественной радиоэлектроники является неотъемлемым условием приобретения позиций технологического лидерства на мировых рынках и обеспечения обороноспособности страны и, как следствие, важнейшим индикатором развития экономики и общества.

Ключевые слова: радиоэлектронная промышленность, организация, инновация, инновационная деятельность, инновационная стратегия, жизненный цикл изделия, модель бизнеса.

FEATURES INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC INDUSTRY

F.F. SHINGAREEV,

graduate student of chair of management and marketing of the State academy of construction and housing-and-municipal complex

Annotation. In the current economic conditions do not doubt the fact, the innovative development of the domestic electronics is an indispensable condition for the acquisition of technological leadership position in the global markets and the country's defense and, as a consequence, an important indicator of development of economy and society.

Keywords: radio-electronic industry, organization, innovation, innovation, innovation strategy, the life cycle of a product, business model.

Сегодня инновационная деятельность в странах с высокоразвитой экономикой позволяет решать задачи непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции. Она позволяет создавать благоприятную экономическую среду посредством реализации инновационных достижений, является связующим звеном между наукой и практическими задачами создания новой продукции. В связи с этим, в последние два десятилетия инновационная деятельность определена важнейшим приоритетом развития России.

Отсюда, «главной социально-экономической задачей государства в настоящее время является повышение эффективности использования научных разработок в производственной сфере»1.

Анализ зарубежного опыта2 так же показывает, что наиболее эффективное осуществление инновационной деятельности требует организации управления тремя взаимосвязанными составляющими этой деятельности или уровнями управления: инновационным развитием, инновационным процессом и, собственно, созданием

инновации. Следует отметить, что такой подход наиболее соответствует особенностям структур управления предприятиями радиоэлектронной промышленности (РЭП) (в основном, это концерны) и принятой в них практике принятия управленческих решений.

Исследование показало, что в основу процесса выработки и управления инновационными проектами следует положить: теорию жизненного цикла продукта (изделия, технологии), рыночную позицию организации и проводимую ею научно-техническую (инновационную) политику.

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL://http://-www.opora.ru/upload/.1_GENERAL_160511/law/pril.pdf

2 Никсон Ф. Роль руководства в предприятии в обеспечении качества и надежности. М., 1990; Санто Б. Инновация как средство экономического развития; Пер. с венг. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. М., 1990; Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями : Пер. с англ. М., 1989; Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. М., 2006; Mensch, G. Statement in Technology: Innovations Overcome the Depression. Cambridge, 1979 и др.

№ 10 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

207

Инновационную стратегию оборонного предприятия РЭП (стратегию инновационной деятельности) можно охарактеризовать как определенное логическое построение, на основе которого предприятие решает основные задачи, стоящие перед ним в инновационной сфере деятельности, направленные, в свою очередь, на реализацию общей стратегии развития как отдельного оборонного предприятия (организации) РЭП, так и всей оборонной отрасли как флагмана научно-технического прорыва страны.

Актуальность формирования инновационной стратегии оборонных предприятий РЭП обусловлена:

♦ усилением конкуренции в следствие развития рынков товаров и услуг;

♦ изменениями в спросе потребителей;

♦ усилением глобализации спроса и предложения на радиоэлектронную продукцию;

♦ общемировыми тенденциями в развитии новых технологий.

По мнению автора, целью формирования инновационной стратегии оборонного предприятия РЭП является прорывное, кратное повышение инновационной активности субъекта управления, его комплекс-

ное развитие до установленного уровня конкурентоспособности и наращивание динамики появления новых инновационных продуктов.

Выбор той или иной стратегии определяется внешними факторами, в то время как ее реализация зависит от системы управления предприятием ОПК3. Новые задачи требуют установления новой системы связей как между уровнями управления, так и между подразделениями. Для эффективной реализации инновационных проектов создаются специальные структуры, которые обеспечивают устойчивость связей и надежное функционирование системы в целом.

Таким образом, для реализации поставленной задачи по формированию инновационной стратегии развития оборонного предприятия РЭП необходимо:

♦ определить соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации инновационным проектам;

3 Из Доклада директора Департамента радиоэлектронной промышленности. А.С. Якунин на отраслевой научно-практической конференции «Комплексная программа развития радиоэлектронной промышленности» 23 июля 2012 г. URL://-http://www.rosprom.org /news/radioelectronics/

ЗАКАЗЧИКИ

ГОЗ: продукция военного назначения РОЭ: экспорт продукции Государственные и коммерческие заказчики: гражданская продукция

Поставка продукции, результатов НИОКР

4 Т

Заказы на поставку, проведение НИОКР

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕРНА

НИОКР Производство Сервис и послепродажное обслуживание

Реинвестирование чистой прибыли

t

Прибыль от основной деятельности

Распределение чистой прибыли

г

Акционеры

208

Рис. 1. Модель бизнеса ОАО «Концерн «Созвездие» Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2013

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ провести необходимые изменения в части распределения прав и ответственности и согласовать информационные и финансовые потоки.

Извлечение прибыли является конечным результатом инновационной стратегии с точки зрения целей организации того или иного вида предпринимательской деятельности.

Отсюда, выбор инновационной стратегии должен быть определен моментом (этапом) так называемого жизненного цикла организации как экономической системы, а так же товара, технологии. Также стратегия может определяться жизненным циклом изделия (продукта) в целом. Это показал взятый нами за основу анализ стратегического реформирования научно-производственного комплекса предприятий ОАО «Концерн «Созвездие» (рис. 1.)

Принято, что с точки зрения жизненного цикла функционирования предприятия следует учитывать возможные на данный момент — момент стратегического реформирования — стадии функционирования организации: зарождение, рождение, утверж-

дение, стабилизация, упрощение, падение, исход, де-структуризация.

При формировании инновационной стратегии, кроме жизненного цикла организации, следует учитывать фазу (этап) жизненного цикла изделия, а также технологии, используемой при производстве изделия. Товар может находиться в одной из фаз жизненный никла изделия: исследование, освоение, стабилизация, снижение объемов производства и реализации изделия.

Принято, что жизненный цикл технологии производства товара состоит из нескольких фаз. В основном, это: НИР, освоение нововведений, распространение и тиражирование, реализация новшеств в продукции и технологиях.

Исследование показало, что в настоящее время стратегическое видение Концерна «Созвездие» ориентируется на позицию крупных международных холдингов — производителей вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и радиоэлектроники (РЭ), которые осуществляют руководство производственной деятельностью, включая НИОКР на базе мо-

№ 10 / 2013

Рис. 2. Модель PLM в деятельности Концерна «Созвездие» Вестник Московского университета МВД России

209

дели управления жизненным циклом продукта, так называемой модели жизненного цикла изделия (PLM — Product Lifecycle Management)4 (рис. 2).

PLM представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации. При этом в качестве изделий в рамках данной модели могут рассматриваться различные сложные технические объекты.

На рис. 2 представлен общий цикл модели PLM, который применим к изделиям/комплексам, производимым Концерном. Данный цикл состоит из таких процессов (фаз), как: возникновение идеи, маркетинговый анализ, НИР, ОКР, продвижение пробных образцов, анализ планов и фактических данных с учетом риска, производство, сбыт, сервис и обслуживание, модернизация, утилизация, сокращение продаж, в заключение — анализ результатов внедрения инновационной программы (идеи).

Следует отметить, что на практике, в зависимости от реализуемых проектов/программ, а также особенностей изделий, не все фазы жизненного цикла будут актуальны (например, НИОКР выполнено сторонней Компанией, у которой куплена документация, соответственно жизненный цикл может быть начат уже с производства, при наличии заказчиков).

Стоит сказать о том, что в рамках жизненного цикла изделия хронология фаз может меняться и возвращаться на предыдущие стадии (например, на стадии модернизации будет понятно, что требуется ОКР).

Следует особо подчеркнуть, что невозможно единожды! установить порядок взаимодействия на длительное время, который будет актуален для производства всех продуктов. Важно, чтобы были установлены ключевые правила и принципы взаимодействия, включая распределение ответственности.

Таким образом, развитие производства конкурентоспособной продукции на оборонном предприятии РЭП, в первую очередь, связано с расширением инновационной деятельности и ускорением технической вооруженности новых товаров, их освоением и выпуском.

Особо следует сказать о величине инвестиций в инновационную деятельность. Она определяется в зависимости от затрат труда на проведение исследований и разработок, а также от объема затрат ресурсов на

выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой конкурентоспособной продукции. Целостная стратегия инвестиций направлена на такие составляющие, как: наука, технология, организация, экономика, управление и образование. В результате реализации инвестиционной стратегии будет обеспечено устойчивое функционирование всей экономики страны на основе использования инноваций в процессе производства конкурентоспособной продукции. Развитие научных исследований и повышение наукоем-кости продукции позволит повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке товаров и услуг.

Значимым моментом в формировании инвестиционной стратегии предприятий РЭП нашей страны, с учетом их традиционно «оборонной» специфики, является определение источников финансирования, связанных с проведением научно-исследовательских разработок и опытно-конструкторских работ по освоению производства новой продукции и коммерциализации инноваций. Практически инновационная деятельность на предприятии осуществляется за счет собственных и заемных средств (частичная поддержка государства): собственные средства предприятий (эмиссии ценных бумаг); банковские кредиты. Проблема отечественной экономической науки и практики и состоит в обосновании оптимальной структуры потребных инвестиций и источников их финансирования.

Таким образом, инновация, в особенности в радиоэлектронной отрасли, является многоаспектным явлением. При этом инновация рассматривается как явление (продукт) и как процесс.

В условиях постоянно меняющегося внешнего окружения эффективное планирование инновационной стратегии оборонного предприятия РЭП находится в зависимости от способности интеграции разнообразных подходов, методов и технических приемов либо их фрагментов. На разработку новых подходов к составлению инновационной стратегии предприятия оказывает влияние внешнее окружение, которое образует рыночные условия функционирования предприятия ОПК, а также развитие технологии, способов производства и повышение квалификации персонала.

4 Крупнейшими поставщиками PLM решений на мировом рынке являются UGS Согр.(США), Dassault Systemes (Франция), PTC (США). В России широкое распространение получили также продукты фирм Autodesk, Bentley, Intergraph, AVEVA, решающие подобные задачи.

210

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.