УДК 316.334.2
МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СОЦИОЛОГИЯ»
И.В. ГОРИШ
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, redal902@nextmail.ru
ВВЕДЕНИЕ
Одной из тем, рассматриваемых в курсе «Экономическая социология», является «Социальная роль предпринимательства». Эта тема носит междисциплинарный характер, поскольку в ней рассматриваются социокультурные, социально-психологические и экономические характеристики предпринимательской деятельности, что и вызывает живой интерес у студентов. Тема изучается в заключение курса, когда обучающиеся уже обладают систематизированными знаниями по темам «Социально-экономическая стратификация и развитие экономики», «Социальная сущность труда», «Социальные основы экономического поведения», «Социальные и экономические последствия безработицы, пути ее преодоления» и др., что делает работу по названной теме интереснее и продуктивнее. Следующее обстоятельство существенно облегчает задачу преподавателя и расширяет возможности использования различных методов работы (в том числе и самостоятельной) с опорой на уже имеющиеся знания студентов о предпринимательстве: курс «Экономическая социология» читается студентам экономических специальностей, в учебных планах которых также предусмотрено изучение таких дисциплин, как «Экономическая история Беларуси», «Основы предпринимательской деятельности». В связи с этим основная задача преподавателя - показать социальную значимость предпринимательства как вида хозяйственной деятельности в условиях трансформирующегося общества.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При подготовке к занятиям по теме «Социальная роль предпринимательства» преподавателю следует ознакомиться с имеющимся материалом, предлагаемым как отечественными, так и зарубежными авторами. Однако, используя отечественную или переводную литературу, необходимо учитывать условия конкретного государства, специфику проводимой социально-экономической политики и национальный менталитет. Опыт других стран не может быть перенесен полностью в белорусскую действительность - он требует существенного пересмотра в связи с культурно-историческими традициями белорусского народа и особенностями социально-экономического развития государства. В противном случае может произойти, в некотором смысле, дискредитация идеи предпринимательства.
Анализ отечественной учебной литературы по изучаемой теме дает основание утверждать, что в Беларуси ведется определенная работа по анализу феномена предпринимательства, поскольку тема вызывает интерес как у белорусских ученых-экономистов, социологов, философов, так и у политиков, рядовых граждан. Обширную тематику статей в специализированных журналах и периодической печати можно использовать при подготовке к лекционным и практическим занятиям по теме. Ниже приведен небольшой список наиболее популярных учебных пособий и статей, раскрывающих сущность и особенности предпринимательства.
1. А фанасьев,Э.Онекоторыхправославныхпринципахформированиярыночнойэкономики/Э. О. Афанасьев// Вопросы экономики. - 1993. - № 8. - С. 58.
2. Бабосов, Е.М. Экономическая социологая. Вопросы и ответы / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2004. - 224 с.
3. Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии. - 2000. - 121 с.
4. Бехтерев, Ю., Тур, А.: У нас формируются механизмы минимизации административных ограничений / Ю.Бехтерев, А. Тур // Малый и средний бизнес в Беларуси. - 2004. - № 18. - С. 3-6.
5. Валигуртский, Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы / Д.И. Валигуртский. - М.: Дашков и К0, 2002. - 332 с.
6. Деловая среда в Беларуси // Отчет Международной финансовой корпорации, 2004. - 51 с.
7. Капитонов, Э.А. История и теория социологии: учеб. пособие для вузов / Э.А. Капитонов. - М.: ПРИОР, 2000. ™ 368 с.
17
8. Ковалев, М.М. Развитие малого предпринимательства в Беларуси (в отраслевом и региональном разрезе) / М.М. Ковалев, А.А. Шашко // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2004. - № 28. - С. 16.
9. Куделин, А. Типологический анализ трактовок предпринимательства / А. Куделин // Предпринимательство. -2004. - № 3 . - С. 40-62.
10. Организация предпринимательской деятельности: учеб.пособие / под. общ. ред. А.С. Пелиха. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 384 с.
П.Орлов, В.И. Философия бизнеса в обществах переходного типа: монография / В.И. Орлов. - Минск: Экономпресс, 2004. - 288 с.
12. Предпринимательство в Республике Беларусь / Германович Г.В. [и др.]. - Минск: НИЭИ Минэкономики Респ. Беларусь, 2004. - 136 с.
13. Предпринимательство: учебник / под ред. М.Г. Лапусты. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. -534 с.
14. Радаев, В.В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. пособие / В.В. Радаев. - М.: АспектПресс, 1997. - 366 с.
15. Экономико-правовые и организационные основы предпринимательства: учеб. пособие / под ред. А.Н. Тура [и др.]. - Минск: Тэхналогія, 1999. - 226 с.
Кроме печатной литературы, преподаватель может использовать информацию из Internet. Пользуясь поисковыми системами http://tut.by/, http://ya.ru/, можно найти полезный материал по интересующей теме. Ниже предлагаются ссылки на некоторые сайты, освещающие тему предпринимательской деятельности:
1. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании - http://www.mospat.ru/text/news/id/6353.html
2. Завершение и результаты проекта «Поддержка предпринимательниц Беларуси и их интересов» - http:// bbwom.net/ru/articles/13/detail/ll/back.html
3. Предпринимательство в Белоруссии - http://www.belbisnes.bsu.by/about.htm
4. Православные предприниматели Беларуси - http://www.vera-biznes.com/
5. Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства - http://www.yesdc.org/rus/about.htm
6. Русское общество предпринимателей - http://www.ruop.ru
Раскрывая тему, также следует обратить внимание на изучение следующих вопросов: «Культурноисторические основы предпринимательства», «Личностные качества предпринимателя», «Социальные резервы предпринимательства», «Духовно-нравственная легитимизация предпринимательства», «Роль государства в содействии предпринимательству».
Начать знакомство с темой следует с определения понятия «предпринимательство», под которым в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве» понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или иного дохода. Предприниматели осуществляют ее от своего имени или от имени юридического лица (предприятия) и под свою имущественную ответственность [2].
В Беларуси после обретения независимости в 1991 г. была определена стратегия социально-экономического развития, целью которой является создание социально ориентированной рыночной экономики. Таким образом, деятельность государства и его структур направлена на удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту граждан. Анализ положения субъектов хозяйствования позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективно используют производственный уровень доходности предпринимательские структуры. А поскольку предпринимательство - это инициативная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального в данных экономических условиях решения, то оно и способствует появлению в стране малых предприятий в количестве, достаточном для того, чтобы развернуть конкурентные рыночные отношения практически во всех отраслях, создать предпосылки структурных изменений, внедрения прогрессивных технологий, мобильного финансирования, маневрирования ресурсами.
Важнейшими элементами среды предпринимательства являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Для предпринимателя наличие экономической свободы предполагает не только свободный выбор того или иного вида деятельности и равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическую санкционированность предпринимательской деятельности, поддержку со стороны государства и общественного мнения. Без этого предприниматель будет чувствовать свою ущербность, угнетение мотивации, что отрицательно сказывается в целом на его деятельности. Так как личная заинтересованность выступает основным мотивом предпринимательства, то и обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием развития предпринимательской среды.
Одной из причин, которая тормозит рыночные реформы в Беларуси, является, на наш взгляд, негативный образ предпринимателя и предпринимательства как вида деятельности, сложившийся в общественном сознании на протяжении десятилетий. В связи с этим становление цивилизованного предпринимательства в Беларуси предполагает не только формирование его экономической и политико-правовой инфраструкту-
18
ры предпринимательства, но и его духовно-нравственную легитимизацию. Так, основная задача состоит в преодолении сформировавшегося за годы тоталитаризма и плановой экономики негативизма в отношении предпринимательства, в возвращении уважения к этому виду трудовой активности, в его легитимизации, поскольку последняя является составным и приоритетным компонентом рыночной экономики. За последнее десятилетие в этом направлении произошли существенные сдвиги - об изменениях может свидетельствовать рост количества индивидуальных предпринимателей [3, с. 24].
Если в 2000 г., по данным Минэкономики, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляли свою деятельность 158,4 тыс. чел., то в 2003 г. уже 188816 чел., а на 1 января 2007 г. - 191815 чел. На 1 января 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составило 212563 чел. [3, с. 24, 5,6].
Предпринимательство нуждается в особой государственной поддержке, причем не только финансовой, правовой и организационной. Развитие предпринимательства как социально-экономического и социокультурного явления предполагает формирование идеологии его развития и поддержки, возведенной в ранг государственной политики.
В Беларуси несколько лет назад на самом высоком уровне была признана необходимость реформирования правовой базы, регулирующей сферу предпринимательства. Очередным шагом в развитии государственной политики явилось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 1685 «О мерах по стимулированию развития предпринимательства», в соответствии с которым Министерству экономики и другим органам государственного управления было поручено провести в срок до 1 сентября 2004 г. комплексный анализ факторов, сдерживающих развитие сферы предпринимательства, и внести в Правительство предложения по дальнейшему формированию государственной поддержки и развития предпринимательства в республике [1].
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении 17 ноября 2004 г. перед Национальным собранием отметил, что «отдельную часть населения, которая хочет более свободной, либеральной жизни, жить и работать честно, платить налоги и работать на себя, быть богатыми, работать ради своей семьи и защищать свою семью, свой очаг, для людей, которые занимаются, прежде всего, ремеслом, предпринимательством и бизнесом, нужным для нашей страны, чтобы эти предприниматели, бизнесмены через свои фирмы и предприятия смогли оттянуть с рынка безработицы десяток-другой тысяч человек, - мы этим людям должны упростить порядок работы, раскрепостить» [4, с. 1].
Закрепление полученных на лекции знаний происходит на практическом занятии. Как один из вариантов проведения семинарского занятия по теме «Социальная роль предпринимательства» предлагается моделирование ситуации, когда студенты играют роль тех молодых людей, которые по определенным причинам (мотивы необходимо выяснить) желают стать предпринимателями. При подготовке к семинару студенты могут использовать брошюры, выпускаемые Международной финансовой корпорацией по проекту «Развитие малого и среднего бизнеса» и др. издания, а также применять знания, полученные в результате изучения курса «Основы предпринимательства». По итогам работы на семинарском занятии делаются выводы о степени усвоения программного материала и уровне сформировавшихся практических навыков студентов.
Другим вариантом проведения семинара по теме может выступать беседа с индивидуальным предпринимателем. К отбору кандидатуры индивидуального предпринимателя следует подойти с особой тщательностью: этот человек должен заниматься бизнесом не менее пяти лет, прочно занимать определенную нишу на рынке и иметь экономическое образование. Последнее условие позволит студентам общаться с предпринимателем на равных, оперируя экономическими терминами, и в то же время подчеркнет значимость получения системных экономических знаний для успешной организации предпринимательской деятельности. Приглашать индивидуального предпринимателя можно как перед лекцией по теме, так и после нее.
В первом случае необходимо:
1) дать общее представление о предпринимательской деятельности;
2) показать реальность возможности открытия собственного дела;
3) указать на необходимость и значимость получения экономического образования для дальнейшей успешной профессиональной деятельности;
4) вызвать интерес к изучаемой теме и нацелить студентов на целенаправленное восприятие учебного материала.
Во втором случае в процессе беседы необходимо:
1) систематизировать полученные на лекционном занятии знания по теме;
2) показать непосредственную связь между получаемыми теоретическими знаниями и практикой осуществления предпринимательской деятельности.
19
выводы
Суммируя все вышеизложенное, можно отметить, что при изучении темы «Социальная роль предпринимательства» преподаватель должен обратить внимание студентов на то, что предпринимательство: а) создает реальную конкурентную среду, способствует повышению эффективности производства, качества продукции и снижению ее цены; б) содействует созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы; в) способствует технологической и социальной мобильности, стимулированию инновационного пути развития экономики; а также г) цивилизованное предпринимательство способствует созданию в обществе атмосферы уважения к творческой, продуктивной, инициативной деятельности.
Таким образом, тема «Социальная роль предпринимательства» занимает весьма важное место в курсе «Экономическая социология», значимость которого трудно переоценить, поскольку перед современным поколением преподавателей стоит задача дать актуальные знания, воспитать творческих, инициативных молодых людей, способных принимать быстрые и нестандартные решения, идти к достижению поставленной цели. Именно такие специалисты должны стать активными участниками построения экономически сильной и процветающей Беларуси.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жук, В. Отдельные аспекты совершенствования процесса государственного регулирования в странах OECD / В.Жук // Малый и средний бизнес в Беларуси. - 2004. - № 18. - С. 30-35.
2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 28 мая 1991 г., №813-ХП // ВВС РБ. -1991. -№ 19.
3. Предпринимательство в Республике Беларусь / Германович Г.В. [и др.]. - Минск: НИЭИ Минэкономики Респ. Беларусь, 2004. - С. 24.
4. Программная речь Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. // СБ-Беларусь Сегодня. - 2004. - №218.-18 ноября.
5. Белорусские новости [Электронный ресурс] / Количество ИП в Беларуси за 2007 год увеличилось на 10,8 %. - Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2008/05/02/ic_news_l 13_290070/. - Дата доступа: 24.06.2008.
6. Новости [Электронный ресурс] / Количество индивидуальных предпринимателей в Беларуси с начала года увеличилось почти на 12 тысяч человек. - Режим доступа: http://news.tut.by/economics/96978.html. - Дата доступа: 24.06.2008.
THE PLACE AND SIGNIFICANCE OF THE TOPIC «THE SOCIAL ROLE OF ENTREPRENEURSHIP» IN STUDYING OF ECONOMIC SOCIOLOGY
I. V. GORISH Summary
In the given article the problems of importance and the practical value of the topic «The social role of entrepreneurship» in studying of Economic sociology are considered. Entrepreneurship is the major unit of the market economy. In the course of learning of the topic students not only gain idealized attainments, but also the practical skills, indispensable to their further professional activity. The author suggests some alternative techniques, developing the active and creative students' share in the seminar concerning the topic to be learned.
Поступила в редакцию 14 марта 2008 г.