УДК 316.658-054(476)+351.746.1(476)
Р. А. ВОЛОСНИКОВ,
Государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь», г. Минск
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В статье рассматривается деятельность органов пограничной службы Республики Беларусь в контексте влияния на нее общественного мнения. Анализируются основные сферы и формы влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение.
Ключевые слова: органы пограничной службы, общественное мнение, связи с общественностью, имидж, пограничная безопасность.
Органы пограничной службы Республики Беларусь, как социальный институт, удовлетворяют одну из фундаментальных, базовых потребностей общества - потребность в безопасности. Удовлетворенность общественностью качеством выполнения органами пограничной службы Республики Беларусь задач является важным критерием эффективности их деятельности. Следует отметить, что при решении профессиональных задач органы пограничной службы тесно взаимодействуют с населением. Это взаимодействие обусловливает формирование общественного мнения о деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь. Актуальность исследования определяется возрастающей потребностью белорусского общества в повышении уровня обеспечения пограничной безопасности в условиях резкого изменения вызовов, рисков и угроз национальной безопасности и государственной независимости.
Любая социальная организация существует во внешней среде. Внешняя среда представляет собой совокупность условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на организацию. Известный российский социолог С. С. Фролов отмечает, что «адаптация организации к внешним условиям - одно из главных условий выживания организации, от которого в конечном счете зависят и достижение целей, и интеграция, и латентность» [1, с. 134].
Органы пограничной службы Республики Беларусь представляют собой сложную формальную социальную организацию, поскольку обладают ее основными признаками [2, с. 121]. В теории социологии управления и социологии организаций для более точного определения влияния на деятельность
организации различных факторов внешней среды их подразделяют на две группы: прямого и косвенного воздействия. Деятельность органов пограничной службы следует отнести к процессу, на который оказывают воздействие различные факторы. К факторам прямого воздействия принято относить те, которые «непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное прямое влияние операций, осуществляемых организацией» [3, с. 132]. Состояние массового сознания в месте дислокации подразделения границы может напрямую оказывать влияние на его деятельность, то есть общественное мнение, как определенное состояние массового сознания, в конкретной сложившейся ситуации может являться фактором прямого воздействия. Под средой косвенного воздействия понимают «факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на них» [3, с. 132]. Состояние массового сознания может выступать также и фактором косвенного воздействия: не оказывая прямого воздействия, общественное мнение населения о деятельности органов пограничной службы может либо повышать эффективность их деятельности, либо ее снижать, так как «положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников» [3, с. 125].
Таким образом, общественное мнение населения в определенных ситуациях может выступать как фактор прямого и как фактор косвенного воздействия внешней среды, следовательно, формирование благоприятного общественного мнения об органах пограничной службы следует считать одной из его важных задач. Как отмечает социолог С. С. Фролов, «основная задача организации - использовать связи с внешней средой для прямого и косвенного поддержания баланса организации с внешней средой на входе и на выходе» [1, с. 139].
Обратимся к значениям понятий «сфера» и «форма». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «сфера» определяется как «1) Область, пределы распространения чего-нибудь. 2) Среда, общественное окружение. 3) Замкнутая поверхность, все точки которой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара» [4, с. 782]. Нас интересует первое значение данного понятия - «область, пределы распространения чего-нибудь». Следовательно, сфера влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение населения есть область, в пределах которой органы пограничной службы осуществляют свою деятельность. Поэтому, чтобы выявить основные сферы влияния пограничников на общественное мнение, необходимо определить основные направления деятельности органов пограничной службы как социального института и социальной организации.
В широком смысле в деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь следует выделить следующие сферы: 1) профессиональная деятельность, связанная с обеспечением пограничной безопасности; 2) хо-
зяйственная деятельность, связанная с обеспечением функционирования организации; 3) деятельность по связям с общественностью, направленная на формирование благоприятного общественного мнения, имиджа, репутации социальной организации. В контексте нашего исследования наибольший интерес представляют первая и третья сферы, поскольку в их рамках органы пограничной службы Республики Беларусь в наибольшей степени взаимодействуют с общественностью.
Рассмотрим более подробно сферу деятельности, связанную с обеспечением пограничной безопасности. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [4, с. 41]. Пограничная безопасность рассматривается в рамках политической сферы обеспечения национальной безопасности, и посредством обеспечения пограничной безопасности гарантируется стабильность политической системы страны и ее защита от внешних и внутренних опасностей (рисков, вызовов и угроз). В более узком плане цель обеспечения пограничной безопасности - достижение и поддержание стабильной ситуации и защита национальных интересов на государственной границе, в частности и в пограничном пространстве [5, с. 8]. Пограничная безопасность может трактоваться как «состояние защищенности национальных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве» [5; 6].
В контексте нашего исследования научный интерес представляет следующее определение пограничной безопасности: «...пограничная безопасность есть элемент национальной безопасности - приемлемое для правящей элиты и общественного мнения соответствующей страны состояние защищенности пределов ее территории от опасных трансграничных потоков и условий, как правило, подразумевающих серьезное нарушение территориальной целостности государства и установленного пограничного режима» [7, с. 19]. Из определения следует, что удовлетворенность общественностью уровнем обеспечения пограничной безопасности выступает важным критерием эффективности пограничной деятельности. Пограничная деятельность определяется как деятельность, осуществляемая различными субъектами, направленная на обеспечение пограничной безопасности. Важнейшим элементом системы обеспечения пограничной безопасности являются органы пограничной службы. Следовательно, вопросы изучения общественного мнения о деятельности пограничников должны быть в центре внимания органов управления пограничной службы Беларуси.
Выделяются следующие формы обеспечения пограничной безопасности: охрана государственной границы; функционирование пунктов пропуска через государственную границу; предупреждение и пресечение правонарушений на приграничной территории, осуществляемое субъектами обеспечения пограничной безопасности в установленных для них формах [8, с. 14]. Еще одной формой обеспечения пограничной безопасности является «оперативное обеспечение охраны границы».
В географической лимологии - науке о границах — выделяют следующие основные функции государственной границы: барьерную, контактную и фильтрующую [9, с. 52]. Барьерная функция реализуется системой обеспечения пограничной безопасности путем охраны государственной границы. Охрана государственной границы - комплекс активных, непрерывных и согласованных по времени и месту войсковых действий, оперативных, режимных и иных мероприятий, осуществляемых органами пограничной службы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения национальной безопасности государства и соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства о государственной границе [10, с. 160]. Охрана государственной границы осуществляется также и в воздушном пространстве. В контексте деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь охрана государственной границы выполняется подразделениями границы и в пунктах пропуска через государственную границу. Осуществляя охрану государственной границы, органы пограничной службы обеспечивают неприкосновенность самой границы, а также соблюдение физическими и юридическими лицами установленных режимов: режима границы, пограничного режима. Данные режимы устанавливаются для создания благоприятных условий органам пограничной службы в более эффективном решении задач по обеспечению пограничной безопасности. В контексте взаимодействия с обществом пограничники, с одной стороны, обеспечивают безопасность населения, а с другой - ограничивают право физических лиц на свободное перемещение. Важно также подчеркнуть, что к охране государственной границы активно привлекаются жители приграничья. Участие местного населения приграничных районов и общественности в охране государственных границ является исторической традицией и общемировой практикой. Без понимания населением важности надежной охраны государственной границы реальное обеспечение национальной безопасности невозможно. В связи с этим органы пограничной службы проводят целенаправленную работу по привлечению граждан Республики Беларусь к охране границы. По состоянию на 1 августа 2016 г. для охраны государственной границы создано 113 добровольных дружин, в которых задействованы 1044 дружинника. При изучении общественного мнения у жителей приграничья важными являются следующие вопросы: как относятся жители приграничья к деятельности органов пограничной службы на различных направлениях? Какие факторы в наибольшей степени оказывают влияние на формирование положительного отношения к пограничникам? Какие ценностные ориентации, установки, стереотипы составляют основу массового сознания местных жителей приграничья, определяющие отношение к пограничникам?
Форма обеспечения пограничной безопасности как «функционирование пунктов пропуска» реализуется во взаимодействии с государственными и иными организациями. Функционирование пунктов пропуска осуществляется в целях обеспечения пересечения государственной границы физиче-
скими лицами. С этой целью в пунктах пропуска проводятся необходимые виды контроля. Органы пограничной службы Республики Беларусь в рамках своей компетенции выполняют пограничный контроль. Пограничный контроль, осуществляемый органами пограничной службы Республики Беларусь в пунктах пропуска через государственную границу, в сущности, реализует фильтрующую функцию границы. Следует отметить, что Республика Беларусь обладает выгодным географическим положением. Как отмечает белорусский ученый В. В. Пирожник, «географическое положение Беларуси в центре Европы на пересечении важных транспортных коммуникаций дает возможность выгодно его использовать для стимулирования экономического развития и усиления своих позиций в региональной политике» [9, с. 161]. Поэтому руководством страны перед органами пограничной службы была поставлена задача создания условий максимального облегчения пересечения государственной границы законопослушными лицами и транспортными средствами, с оказанием им помощи иными службами [10, с. 162-163]. В этой связи важными являются следующие аспекты массового сознания лиц, пересекающих границу: уровень доверия к органам пограничной службы; удовлетворенность качеством работы пограничников (профессионализм, компетентность, быстрота, доброжелательность, тактичность, внешний вид и др.); предпосылки коррупционных проявлений в деятельности пограничников; доминирующие элементы массового сознания (ценностные установки, ориентации, интересы, стереотипы), определяющие отношение и уровень доверия к пограничникам и органам пограничной службы Республики Беларусь. Это предопределено тем, что пограничники - это «лицо» государства: они первыми встречают гостей на границе и последними их провожают. Первое впечатление, сформированное о белорусских пограничниках в пункте пропуска, может быть экстраполировано на всю Беларусь и ее народ. Кроме того, сформированное о пограничниках общественное мнение лиц, прибывающих в Республику Беларусь или проезжающих через ее территорию транзитом, выступает «питательной почвой» для формирования общественного мнения других лиц, никогда не бывавших в нашей стране. Вот почему так важно знать истинное отношение пересекающих границу лиц к деятельности органов пограничной службы.
Правоохранительная функция органов пограничной службы Республики Беларусь реализуется посредством предупреждения и пресечения правонарушений на приграничной территории. В связи с этим на органы пограничной службы возлагаются такие задачи, как «предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление деятельности по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, принятие мер по их устранению; осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным законом
к их ведению; осуществление мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; охрана государственных секретов» [10, с. 164].
В настоящее время выделяется еще одна форма пограничной безопасности: оперативное обеспечение охраны государственной границы, под которым понимается деятельность компетентных государственных органов, организующих и осуществляющих разведывательные, оперативно-розыскные, контрразведывательные и иные мероприятия в целях решения задач по охране государственной границы [10, с. 163].
Таким образом, одним из главных компонентов деятельности органов пограничной службы является деятельность по обеспечению пограничной безопасности, которая реализуется в четырех формах: охрана государственной границы, обеспечение функционирования пунктов пропуска; предупреждение и пресечение правонарушений на государственной границе и в пограничном пространстве и оперативное обеспечение охраны государственной границы.
Следующей сферой влияния органов пограничной службы Республики Беларусь следует считать деятельность по связям с общественностью. Связи с общественностью, или паблик рилейшнз (от англ. public relations - общественные связи), в учебном пособии белорусских авторов А. В. Ивановского, В. А. Мельника, В. И. Чуешова «Организация эффективной идеологической работы в современных условиях» определяется как «специализированная деятельность государственных, политических, экономических, общественных и других институтов, организаций и учреждений, направленная на создание и поддержание доброжелательных отношений взаимопонимания между соответствующими организациями и общественностью. Его суть - поддержание доброжелательных отношений взаимопонимания между соответствующими организациями и общественностью» [11, с. 33].
К основным компонентам деятельности по связям с общественностью относят изучение состояния общественного мнения, системы ценностей у членов общества, социальных установок и мотивов действий, системы социальных связей, возможностей и способов воздействия на поведение членов общества, а также создание и развитие такой имиджевой характеристики, как известность (паблисити), путем простого распространения сведений о социальном объекте [12, с. 17].
К основным целям деятельности по связям с общественностью, как правило, относят: формирование корпоративной индивидуальности (корпоративной идентичности); распространение информации об объекте и создание известности (паблисити); брендинг; лоббирование; формирование имиджа организации; создание репутации [12, с. 19-20]. Таким образом, укрепление имиджа органов пограничной службы, формирование благоприятного общественного мнения о ее деятельности является составной частью в рамках деятельности по связям с общественностью, основной целью которой выступает создание репутации. Формирование имиджа организации реализуется
с использованием разных каналов. Связи с общественностью в органах пограничной службы Республики Беларусь осуществляются специальным органом - пресс-службой. Как отмечает сотрудник пресс-службы Государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь» А. С. Колобов, «пресс-служба является одним из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющим все функции Public Relations, и рассматривается в качестве одного из механизмов управления деятельностью органов пограничной службы» [13, с. 14].
Основными направлениями деятельности пресс-службы являются: производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам средств массовой информации (далее - СМИ) (распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов, «круглых столов» и др.); подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочных и других данных; работа с населением (анализ писем, обращений граждан, контент-анализ прессы и др.); организация работы «телефона доверия»; организация работы портала Государственного пограничного комитета [13, с. 15].
Во всех сферах современного белорусского общества наблюдаются значительные изменения, которые связаны в первую очередь с развитием информационно-коммуникационных технологий. Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо искать новые направления, подходы, способы в организации и осуществлении многих видов деятельности, в том числе в деятельности, направленной на формирование имиджа, создание благоприятного общественного мнения об органах пограничной службы.
Таким образом, к основным сферам влияния органов пограничной службы на общественное мнение следует отнести:
во-первых, сферу профессиональной деятельности, связанную с обеспечением пограничной безопасности, в которой отдельно необходимо обозначить следующие ее компоненты: охрана государственной границы; обеспечение функционирования пунктов пропуска через государственную границу (пограничный контроль); выявление и предупреждение правонарушений; оперативное обеспечение охраны государственной границы;
во-вторых, сферу деятельности по связям с общественностью, основу которой составляет целенаправленная работа по созданию имиджа и формированию благоприятного общественного мнения о деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь.
На основании вышеизложенного представляется возможным выделить основные формы воздействия органов пограничной службы на общественное мнение населения. На наш взгляд, целесообразно типологизировать деятельность органов пограничной службы в зависимости от активности, целенаправленности осуществляемых воздействий на общественное мнение населения. Исходя из обозначенного нами критерия, выделим две основные формы влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение населения: пассивную и активную.
Пассивная форма влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение связана с тем, что сама деятельность пограничного ведомства представляет интерес у населения. К таковым следует отнести следующие категории лиц: 1) жители приграничья; 2) лица, вынужденные часто пересекать Государственную границу Республики Беларусь. Качество и эффективность выполняемых профессиональных задач органами пограничной службы находятся в центре общественного внимания. Снижение уровня пограничной безопасности, серьезные недостатки и упущения в работе пограничников будут являться темой для обсуждения общественности.
Активная форма влияния пограничников на общественное мнение заключается в том, что пограничной службой Беларуси проводится специально организованная, систематическая и целенаправленная работа по формированию благоприятного общественного мнения о деятельности органов пограничной службы. Данная деятельность включает широкий спектр направлений и средств. Основными каналами формирования общественного мнения населения следует считать: СМИ (периодические печатные и электронные, радио, телевидение); социальные сети и Интернет; личное общение военнослужащих с населением (рисунок) [14]. Необходимо добавить, что формирование благоприятного положительного мнения также осуществляется в рамках идеологической работы. На необходимость его систематического изучения и использования в управленческой деятельности всеми категориями руководителей указывал в своем докладе начальник управления идеологической работы Государственного пограничного комитета М. П. Оксенюк [15, с. 6].
Сферы и формы влияния органов пограничной службы на общественное мнение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, общественное мнение о деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь относится как к факторам прямого, так и косвенного воздействия внешней среды на деятельность органов пограничной службы Республики Беларусь. Задача органов пограничной службы как сложной социальной организации заключается в поддержании баланса с внешней средой, в том числе и с общественным мнением;
во-вторых, основными сферами влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение населения являются следующие: 1) профессиональная деятельность, связанная с обеспечением пограничной безопасности; 2) деятельность по связям с общественностью, направленная на формирование благоприятного общественного мнения, имиджа, репутации органов пограничной службы;
в-третьих, в зависимости от целенаправленности воздействия следует выделить две формы влияния органов пограничной службы на общественное мнение: активную и пассивную. Активная форма влияния на общественное мнение реализуется органами пограничной службы Республики Беларусь в рамках деятельности по связям с общественностью, которая направлена на формирование имиджа организации, создание благоприятного общественного мнения.
Список использованных источников
1. Фролов, С. С. Социология организаций : учеб. / С. С. Фролов. - М. : Гардарики, 2001. -384 с.
2. Бабосов, Е. М. Общая социология : учеб. пособие / Е. М. Бабосов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск : ТетраСистемс, 2010. - 608 с.
3. Бабосов, Е. М. Социология управления : пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. -6-е изд., перераб. и доп. - Минск : Тетра-Системс, 2010. - 272 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
5. Мальцев, Л. С. Основные направления совершенствования пограничной безопасности на современном этапе развития органов пограничной службы Республики Беларусь : лекция / Л. С. Мальцев. - Минск : Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь, 2014. - 32 с.
6. Николаев, А. И. Рубежи России. Раздумья о важном / А. И. Николаев. - М. : Граница, 1998. - 240 с.
7. Манилов, А. Л. Моделирование деятельности пограничных ведомств государств - участников Содружества Независимых Государств : учеб. пособие / А. Л. Манилов, В. Н. Савенко, В. В. Шумов ; под ред. В. А. Дмитриева. - М. : Граница, 2014. - 608 с.
8. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О Государственной границе Республики Беларусь» / И. А. Рачковский [и др.] ; сост. прил. Б. А. Летунович, О. Н. Чергинец ; под общ. ред. И. А. Рачковского. - Минск : Тесей, 2010. - 552 с.
9. Пирожник, И. И. Геополитика в современном мире : учеб. пособие / И. И. Пирожник. -Минск : ТетраСистемс, 2008. - 272 с.
10. Давыдик, В. В. Основы пограничной безопасности Республики Беларусь / В. В. Давы-дик, П. И. Миронюк. - Минск : Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь, 2015. - 179 с.
11. Ивановский, А. В. Организация эффективной идеологической работы в современных условиях / А. В. Ивановский, В. А. Мельник, В. И. Чуешов. — Минск : Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2015. — 75 с.
12. Фролов, С. С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегия, коммуникации, имидж, брендинг : учеб. / С. С. Фролов. - М. : Книж. дом «ЛИБОКОМ», 2014. - 368 с.
13. Колобов, А. С. Работа со СМИ по формированию положительного имиджа органов пограничной службы / А. С. Колобов // Социологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь : материалы Респ. науч.-практ. семинара, Минск, 28 апр. 2016 г. / Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - С. 14-17.
14. Волосников, Р. А. Сферы и формы влияния органов пограничной службы на общественное мнение населения Республики Беларусь / Р. А. Волосников // Социологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь : материалы Респ. науч.-практ. семинара, Минск, 28 апр. 2016 г. / Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - С. 26-28.
15. Оксенюк, М. П. Социологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь / М. П. Оксенюк // Социологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь : материалы Респ. науч.-практ. семинара, Минск, 28 апр. 2016 г. / Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - С. 6-12.
R. A. VOLOSNIKOV
PUBLIC OPINION AS A FACTOR OF ACTIVITY PERFECTION OF THE BORDER SERVICE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Summary
The Border service of the Republic of Belarus activity in the context of influence of public opinion is described in the article. The main spheres and the forms of the border service of the Republic of Belarus influence on the public opinion are analyzed.
Keywords: the border service, public opinion, public relations, image, border security.
Поступила 02.11.2016 г.