Научная статья на тему 'Место и роль торговли в экономическом развитии Российской Федерации'

Место и роль торговли в экономическом развитии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ТОВАРООБОРОТ / ЧИСЛЕННОСТЬ / ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломатин Александр Николаевич, Морева Светлана Алексеевна

В данной статье анализируется место и роль торговли в создании валовой добавленной стоимости РФ, динамика объема товарооборота отдельных сегментов торговой отрасли, тенденции развития количества торговых предприятий и численности работников, выявляются положительные и негативные моменты развития торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соломатин Александр Николаевич, Морева Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль торговли в экономическом развитии Российской Федерации»

5. Соломатин А.Н., Жугайло Г.Ю. Управление товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях. СПб. Изд-во С.-Петерб. торгово-экон. ин-та (СПбТЭИ). 2005. 83 с.

6. Соломатин А.Н., Морева С.А. Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура //Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240-1) c.87-93.

Mikhailova Galina Vitalievna

Аssociateprofessor (e-mail: [email protected])

Solomatin Alexander Nikolaevich

Professor, Candidate of Economic Sciences

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg.

METHODOLOGY FOR COMPARATIVE EFFECTIVENESS ASSESSMENT OF TRADE ENTERPRISES WITHIN THE TRADE CHAIN

Abstract. The analysis of current trends in organization structure in trade led toan important conclusion about the origin of trade chains, which include small enterprises. Various methods of effectiveness assessment of trade enterprises are analyzed, and the conclusion is drawn about the necessity of development, in particular, for small enterprises composing chains. The methodology for assessing comparative effectiveness of enterprises within the trade chain forms the result of the research.

Key words: commercial enterprise, trade chain, methodology/methods, efficiency, turnover, profit.

УДК 339.1

МЕСТО И РОЛЬ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соломатин Александр Николаевич, к.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Морева Светлана Алексеевна, магистр (e-mail: [email protected])

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В данной статье анализируется место и роль торговли в создании валовой добавленной стоимости РФ, динамика объема товарооборота отдельных сегментов торговой отрасли, тенденции развития количества торговых предприятий и численности работников, выявляются положительные и негативные моменты развития торговли.

Ключевые слова: торговля; предприятия; товарооборот; численность; торговая площадь; торговые сети.

Торговля является одной из основных отраслей хозяйствования, от состояния и развития которой зависит экономический потенциал страны и уровень жизни населения.

В торговой отрасли создается значительная часть валовой добавленной стоимости.

Таблица 1 - Производство валовой добавленной стоимости в России по отдельным видам экономической деятельности в 2016 году [1, с. 7]

Виды экономической деятельности Млрд. руб. В % к итогу

Валовая добавленная стоимость, всего 77559,7 100,00

в том числе:

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 13572,7 17,90

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования 12300,9 15,90

- обрабатывающее производство 10625,4 13,70

- добыча полезных ископаемых 7315,6 9,40

- транспорт и связь 6068,4 7,80

Как следует из данных таблицы 1, торговля занимает второе место по производству валовой добавленной стоимости среди отдельных видов экономической деятельности. В 2016 году в торговле было создано 12300,9 млрд. руб. добавленной стоимости, что составляет 15,90% от всей суммы произведенной в Российской Федерации.

Первое место занимает торговля по объему оборота организаций Российской федерации.

Таблица 2 - Оборот организаций Российской Федерации по отдельным

видам экономической деятельности в 2016 году [1, с. 12-13]

Виды экономической деятельности Млрд. руб. В % к итогу

Оборот организации, всего 149334,2 100,00

В том числе:

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования 56581,1 37,90

- обрабатывающее производство 36716,8 24,60

- добыча полезных ископаемых 11777,1 7,90

- транспорт и связь 11685,1 7,80

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 10317,9 6,90

Из таблицы 2 видно, что в 2016 году оборот торговой отрасли составил 56581,1 млрд. руб., что соответствует 37,90% оборота всех организаций страны.

В отрасли «Торговля» функционирует большое число предприятий и занята значительная часть трудоспособного населения (таблица 3).

На начало 2016 года в торговле действовало самое большое из всех видов экономической деятельности количество организаций - 1754,5 тыс. единиц (34,50%) и было занято 12983 тыс. человек (19,00%).

Всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что торговля является одним из главных видов экономической деятельности в Российской Федерации. Вместе с тем в деятельности торговых организаций имеются как положительные, так и отрицательные тенденции.

Прежде всего, следует отметить негативные тенденции в динамике развития объема розничного товарооборота. Так, в 2016 году оборот розничной торговли РФ составил 28137,1 млрд. рублей, что в фактических ценах на 2,2% больше, чем в 2015 году. Однако в сопоставимых ценах объем розничного товарооборота уменьшился в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 5,2%. [1, с. 91] Причинами этого является нерегулируемый государством рост розничных цен и, как следствие, снижение платежеспособности спроса населения. [5, с. 87-93]

Таблица 3 - Количество предприятий и численность работающих в РФ по видам экономической деятельности на начало 2016 года [2, с. 93, 198-199]

Виды экономической деятельности Число В % к итогу

Количество организаций, всего тыс. ед. 5043,6 100,00

Численность работающих, всего тыс. чел. 68495 100,00

В том числе, соответственно:

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования тыс. ед. тыс. чел. 1754,5 12983 34,80 19,00

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг тыс. ед. тыс. чел. 512,4 5703 10,20 8,30

- строительство тыс. ед. тыс. чел. 985,3 6028 19,50 8,80

- обрабатывающее производство тыс. ед. тыс. чел. 412,0 9794 8,20 14,30

- транспорт и связь тыс. ед. тыс. чел. 330,9 5485 6,60 8,00

Заметные негативные тенденции наблюдаются в структуре розничного товарооборота (таблица 4).

В 2016 году удельный вес продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота страны составил 48,8% и повысился по сравнению с 2005 годом на 3,1%, соответственно, удельный вес реализации непродовольственных товаров за указанный период снизился на 3,1%. В период с 1992 года до 2005 года доля продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота находилась в пределах 46,0-47,0%. [4, с. 18]

Увеличение доли продуктов питания в объеме потребления свидетельствует о снижении жизненного уровня населения.

Таблица 4 - Динамика структуры розничного товарооборота РФ [1, с. 94]

Показатели 2005 год 2016 год Уд. вес, %

млрд. руб. Уд. вес, % млрд. руб. Уд. вес, %

Объем розничного товарооборота, всего 7041 100,00 28137 ,1 100,00 -

В том числе:

- продовольственные товары 3217 45,70 13710 ,4 48,80 3,1

- непродовольственные товары 3824 54,30 14426 ,7 51,20 -3,1

Об изменении структуры потребления в Российской Федерации свидетельствуют и данные об удельном весе оборота отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота страны. Так, в 2015 году, по сравнению с 2005 годом на 2,5% снизился удельный вес оборота мяса, птицы и продуктов из них, на 0,2% - растительного масла, сыров, яйца. Среди непродовольственных товаров за этот период уменьшился удельный вес реализации обуви кожаной - на 1,7%, автомобилей - на 2,7%, телевизоров - на 0,4%, холодильников - на 0,4%, стиральных машин - 0,2%, т.е. товаров длительного пользования.

Происходят изменения и в структуре торговых организаций торговли по видам деятельности.

Таблица 5 - Структура организаций, осуществляющих торговлю по видам _деятельности [2, с. 12]_

Виды торговой деятельности 2011 2016 Изменения

тыс. ед. Уд. вес, % тыс. ед. Уд. вес, % тыс. ед. Уд. вес, %

Оптовая и розничная торговля, всего 1788,5 100,00 1754,5 100,00 -1,9 -

В том числе: - торговля автотранспортными средствами и мотоциклами 137,8 7,70 149,4 8,50 8,4 0,8

- оптовая торговля 1277,2 71,40 1274,6 69,80 -4,1 -1,6

- розничная торговля 373,4 20,90 380,5 21,70 1,9 0,8

За период с 2011 по 2016 года количество торговых организаций в Российской Федерации уменьшилось на 34,0 тыс. единиц или на 1,9%. Снижение числа торгующих организаций пришлось на оптовую торговлю. На начало 2016 года по сравнению с началом 2011 года количество оптовых организаций уменьшилось на 52,6 тыс. единиц, т.е. на 4,1%. Такую тен-

денцию следует признать положительной, т.к. предприятия оптовой торговли составляют 69,8% среди всех торгующих организаций РФ, что свидетельствует о значительном количестве торговых посредников в процессе движения товаров от производителей до потребителей. [5, с. 87-93] Вместе с тем количество розничных торговых организаций за анализируемый период возросло на 7,1 тыс. единиц или на 0,8%.

Помимо организаций розничной торговли продажей товаров занимаются рынки и индивидуальные предприниматели.

Таблица 6 - Число розничных рынков и индивидуальных _предпринимателей [2, с. 337, 343]_

Показатели 2011 2016 Изменения

ед. %

Число розничных рынков:

- штук 3497 1308 -2189 -2,7 раза

- рабочих мест, тыс. 971 352 -619 -2,7 раза

- количество индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. 1709,8 1418,7 -291,1 -18,3

На начало 2016 года в Российской Федерации действовало 1308 тыс. единиц рынков по розничной продаже товаров с количеством рабочих мест 352 тысячи. Удельный вес оборота розничных рынков составлял в 2015 году 7,9% общего объема розничного оборота страны. За период с 2011 года по 2016 год количество розничных рынков в Российской Федерации сократилось в 2,7 раза, также в 2,7 раза уменьшилось количество рабочих мест на них, удельный вес их оборота понизился на 13,3%.

Количество индивидуальных предпринимателей в торговле за указанный период сократилось на 291,1 тысячу или на 18,3%. Следует отметить, что даже при не очень высокой культуре обслуживания покупателей, данные субъекты торговли позволяли обеспечить достаточно низкий уровень розничных цен на товары, сдерживали пост инфляции. В настоящее время все проводимые мероприятия ведут к полному вытеснению их с рынка. По сообщениям СМИ (радиостанция «Питер-БМ» 31.03.2017) власти Санкт-Петербурга предполагают закрыть оставшиеся розничные рынки, находящиеся в центре города, создав на их месте крупные розничные торговые предприятия.

Главное место в развитии торговли РФ занимают крупные ритейлеры. По прогнозам доля крупных торговых сетей в 2020 году достигнет 83,0% от общего объема розничного товарооборота страны. [6, с. 15] Рост сети крупных торговых сетей происходит не только за счет расширения, но и за счет выдавливания с рынка средних и мелких торговых игроков. По данным портала nv.vedomosti.ru от 31.03.2017 года на начало 2017 года торговая площадь крупнейших торговых компаний достигла 2,23 млн. квадратных метров. В 2016 году прирост их торговых площадей в общем приросте составил 79,2%, против 66,8% - в 2015 году. Небольшие региональные сети

в 2016 году продолжали отказываться от торгового бизнеса путем сдачи своих площадей в аренду. Сокращение площадей средних и мелких розничных продавцов только по продовольственным товарам составило в 2016 году 461 тыс. квадратных метров.

Развитие торговли через крупные торговые сети имеет много положительных моментов. Но вместе с этим оно ведет к монополизации торговой деятельности. Отсутствие надлежащего государственного регулирования торговой отрасли предопределяет приоритет торговли над производителями товаров, снижает конкуренцию, вызывает необоснованный рост розничных цен на товары народного потребления. [3, с. 36-41; 5, с. 87-93] Список литературы

1. Социально-экономическое положение России. 2016 //GKS.RU: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2016/ social/ osn-12-2016.pdf (дата обращения: 29.01.2017)

2. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб./Росстат- M., Р76 2016URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf (дата обращения: 22.03.2017)

3. Соломатин А.Н. Регулирование розничных цен на товары народного потребления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 36-41.

4. Соломатин А.Н., Жугайло Г.Ю. Управление товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях. СПб. Изд-во С.-Петерб. торгово-экон. ин-та (СПбТЭИ). 2005. 83 с.

5. Соломатин А.Н., Морева С. А. Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура //Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240-1) c.87-93.

6. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в России. 2015. РБК http://www.rbc.ru (дата обращения: 27.03.2017)

Solomatin Alexander Nikolaevich, Сand.Econ.Sci., professor (e-mail: [email protected]) Moreva Svetlana Alekseevna, master (e-mail: [email protected])

THE PLACE AND ROLE OF TRADE IN ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. This article analyzes the place and role of trade in creating the gross value added of the Russian Federation, dynamics of trade volume of individual segments of the retail industry, trends in the number of commercial enterprises and number of employees, the positive and negative aspects of trade development.

Keywords: trade; enterprise; trade; population; trade area; trade network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.