Научная статья на тему 'Место и роль ток-шоу на каналах национального телевидения Узбекистана'

Место и роль ток-шоу на каналах национального телевидения Узбекистана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1638
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ТОК-ШОУ / ТЕЛЕМОСТ / ТЕЛЕДЕБАТЫ / INTERACTIVE JOURNALISM / RECREATIVE NESS / TALK-SHOW / TELECONFERENCE / TV DEBATES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каримов Амрулло Ашурович

В статье рассмотрено идеологическое направление телевизионных программ, также в статье проанализированы реформы и изменения содержаний и значений телевизионных программ в новых условиях. С этой точке зрения, в статье основной акцент сделан на то что бы выявить роль и значение ток-шоу передач в узбекских национальных телеканалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF TALK SHOW ON UZBEK NATIONAL TELEVISION'S CHANNELS

The article covers ideological direction as well as the analysis of the reform and changes in the content and meaning of TV programs in the new era. From this point of view, this article focuses on something that would reveal the role and importance of talk-shows in the Uzbek national TV channels.

Текст научной работы на тему «Место и роль ток-шоу на каналах национального телевидения Узбекистана»

УДК 76.081 ББК 659.41

Каримов Амрулло Ашурович

преподаватель факультет международной журналистики Узбекский государственный университет мировых языков Karimov Amrullo Ashurovich Lecturer

Faculty of International Journalism Uzbek State University of the World Languages Место и роль тоу-шоу на каналах национального телевидения

узбекистана

Talk Show Place and Role on the Uzbek National TV Channels

В статье рассмотрено идеологическое направление телевизионных программ, также в статье проанализированы реформы и изменения содержаний и значений телевизионных программ в новых условиях. С этой точке зрения, в статье основной акцент сделан на то что бы выявить роль и значение ток-шоу передач в узбекских национальных телеканалов.

The article covers ideological direction as well as the analysis of the reform and changes in the content and meaning of TV programs in the new era. From this point of view, this article focuses on something that would reveal the role and importance of talk-shows on the Uzbek national TV channels.

Ключевые слова: интерактивная журналистика, рекреативная функция,

ток-шоу, телемост, теледебаты.

Key words: interactive journalism, recreative function, talk-show,

teleconference, TV debates.

Первые шаги телевидения Узбекистана начались с решения новых задач, главным образом, на пути создания идеологии национальной независимости. Благодаря стремительному развитию современных коммуникативных технологий заметно расширились творческие возможности средств телевизионного отображения идей. Произошли большие изменения в соответствии с новейшими требованиями к содержанию программ. Для телевидения Узбекистана стали характерными такие тенденции, как появление новых жанров и программ, а также рост числа интерактивных передач.

К этому времени заметно возрос поток информации, стремительно увеличилась скорость всех сфер жизни, расширился круг влияния внешнего информационного потока на сознание людей и в целом усложнилось существование населения в стремительном информационном потоке. В результате нервозность, предрасположенность к одиночеству, желание выйти из пучины сложных жизненных ситуаций без поражений превратились в каждодневную необходимость, усилилось желание выхода из частых стрессовых состояний.

Получилось так, что современность возложила ответственные задачи на ТВ, которое имеет более высокую силу воздействия на широкую аудиторию по сравнению с другими родами СМИ. Сама жизнь стала диктовать телевидению и тележурналистам необходимость работать по новому. Такая потребность способствовала популяризации развлекательных передач в самом широком смысле. Именно на этой волне возникли, сформировались и развились передачи, в которых во все большей мере стала реализовываться рекреативная функция телевидения.

Такой точки зрения придерживаются многие ученые. В частности, немецкий исследователь Петер Винтерхофф-Шпурк отмечает, что развлекательные передачи занимают все более важное место среди телепрограмм, появляются их новые разновидности. Он пишет: «Значение традиционных развлекательных программ возрастает, и появятся новые формы программ, которые будут сориентированы на развлечение. Даже те программы, которые раньше никак не были связаны с развлечением (например, новостные и информационные программы, политические дискуссии и образовательные передачи) изменят свой жанр» ”[2]. Возникнут такие программы, пишет далее автор, как информационно-развлекательные, документально-развлекательные, образовательно-развлекательные.

По утверждению исследователя, передачи служат удовлетворению потребности аудитории в отдыхе и развлечениях. Следовательно, это свидетельствует о том, что произошли неожиданные и чрезвычайные

изменения в сознании телезрителей. Возросла потребность не только в получении информации, но и в отдыхе. В теории телевизионной журналистики принято говорить об её информативной, социально-политической, духовнопросветительской, культурной, образовательной, идеологической функциях. Если до настоящего момента приоритетной была информативная функция ТВ,

9

то теперь на первое место вышла рекреативная .

Увеличение количества рекреативных передач на национальных каналах вызывает потребность научного осмысления их и проблем, возникающих на данном уровне. Дело в том, что, как и во всем мире, на телеканалах Узбекистана количество рекреативных передач непрерывно увеличивается. В настоящее время, наряду с выпусками, рассчитанными исключительно на развлечения, устойчивое место занимает телепродукция, созданная в форме интеллектуальных телеигр, вобравших в себя воспитательные и развлекательные функции и служащая воспитанию подрастающего поколения, музыкальные и литературные телевизионные проекты, направленные на развитие эстетического вкуса. Их положительный потенциал обуславливается тем, что они не только обеспечивают аудиторию необходимой информацией, расширяют её кругозор, повышают уровень знаний, но и удовлетворяют её потребность в интересном отдыхе. В этом смысле серьёзную значимость среди множества новшеств приобретают рекреативные передачи. Как в мировой журналистике, так и в Узбекистане изучение и дальнейшее развитие развлекательных передач становится жизненной небходимостью.

Хотя на сегоднящний день на телеканалах Узбекистана частыми стали такие тележанры, как сообщение, беседа, интервью, шоу, ток-шоу, среди зрительской аудитории продолжает оставаться высокой потребность в музыкальных спортивных передачах, телесериалах и мультфильмах. Некоторые традиционные жанры, несмотря не изменения в своей структуре, не отвечают даже элементарным требованиям дня. Зато популярность других жанров, например, ток-шоу, быстро растет.

* В переводе с латинского языка гестеайо означает восстановление - отдых, развлечение, ликвидация стрессов.

Широкомасштабность ток-шоу, вобравших в себя собственную специфику и особенности других жанров, заметно повышает их статус. Российский исследователь В.Л.Цвик пишет, что ток-шоу появилось на основе обычной беседы и превратилось в самостоятельный жанр, вобравший в себя элементы аналитических и художественно-публицистических жанров [3]. В принципиальном плане в ток-шоу присутствуют особенности двух жанров: беседы и шоу.

На каналах телевидения Узбекистана постоянно демонстрируются ток-шоу, направленные на выполнение рекреативной функции, такие, как “Ойдин х,аёт” (“Светлая жизнь”) , “Нуктаи назар” (“Точка зрения”), “Оддий х,ак;ик;атлар” (“Простые истины”) , “50Х50”, “Охднрабо” (“Звонкий голос”), “Келин-куёв” (“Жених и невеста”) , “Йиллар армони” (“Мои года”), “Ме^р кузда” (“Родственные души”), “Дув-дув гап” (Молва), “Заковат” (“Сообразительность”), “Азизим” (“Дорогой/ая”), “Тараннум” (“Воспевание), “Мулохдза учун мавзу” (“Тема для размышления”) , “Дилкаш лах,залар” (“Душевные минуты”), “Озод шоу”, “Бахт формуласи” (“Формула счастья”). Как по форме, так и по содержанию их можно разделить на различные виды.

В мировом масштабе ток-шоу вошли в категорию развлекательных программ и заняли важное место в коммерческой деятельности. Так, в конце ХХ века в Америке в развитии этого жанра наблюдается новое направление. Крупные бизнесмены благодаря такой передаче получили возможность рекламировать свои товары и устанавливать деловые отношения между организациями за время в эфире. Но новшество имеет и другие последствия -как в жанр вошла коммерция, так стала забываться на глазах аудитории культура общения ведущего.

Российские исследователи изучили четыре вида ток-шоу”[1]. С помощью спутниковой техники осуществляется связь между двумя и более георафическими территориями, т.е. телемосты, интервью, споры, репортажи, теледебаты, организуемые в период предвыборных компаний кандидатов в президенты, беседы с использованием кино и фотодокументов и кратких

эпизодов, дискуссии с участием не менее двух человек, которые обсуждают, анализируют социально значимые проблемы и другие элементы ток-шоу.

Несмотря на схожесть содержания ток-шоу, передаваемых по национальным каналам Узбекистана, в них обнаруживаются и некоторые различия. По тематике их можно разделить на несколько групп.

1. Ток-шоу, предназначенные для любой аудитории и посвящённые определённой тематике. К их числу относятся передачи типа “50Х50”, “Оддий х,ак;ик;атлар”(“Простые истины”), “Акс” (Отражение), “Такдир” (“Судьба”), “Мулохдза учун мавзу” (“Тема для размышления”). Для каждого выпуска выбирается тема, которая всесторонне обсуждается экспертами и зрителями. С точки зрения тематики их также можно разделить на несколько подгрупп. На обсуждение выносятся, как правило, темы бытового или социального характера.

2. Ток-шоу, служащие повышению интеллектуального потенциала. На

телевидении сегодняшнего Узбекистана присутствует множество интеллектуальных игр. Среди них особой популярностью пользуются такие как “Интеллектуал ринг” (Интеллектуальный ринг), “Эверест”, “7Х7”, “Заковат” (“Сообразительность”), “^илни кирк ёриб”(“Находчивые”),

“Иктидор”(“Одарённость”), “Олтин тож” (“Золотая корона”) для детей. В ток-шоу “Заковат”, “^илни кирк ёриб” эксперты и зрители ведут себя весьма активно.

3. Музыкально-развлекательные ток-шоу.

Организация в виде шоу музыкальных передач, которые дают возможность отдохнуть, становится традиционной. В этом смысле уместно перечислить такие передачи телеканала «Ёшлар», как “Тараннум” (“Воспевание”), “Мухлис-шоу” (“Зритель-шоу”), “Ёз окшомлари” (“Летние вечера”), “Куз окшомлари”(“Осенние вечера”), программы телеканала “Тошкент” “Мусикий майдонча” (“Музыкальная площадка”), а также программа “Айтишув” (“Песенный поединок”) на телеканале “Спорт”. А передачи типа “Келин-куёв” (“Жених и невеста”), “Бахт формуласи” (“Формула счастья”) можно отнести к

числу музыкально-развлекательных шоу, с использованием национального колорита.

4. Специализированные ток-шоу. Передача “Ойдин х,аёт” (“Светлая жизнь”) является таким ток-шоу, на котором пропагандируется здоровый образ жизни. Передача “Ме^р кузда” (“Родственные души”), где рассматриваются проблемы человеческих судеб, также относится к числу подобных ток-шоу. На национальном телевидении таких ток-шоу немного, в будущем планируется их увеличение с учётом запросов аудитории.

Тенденции жанра ток-шоу на национальных каналах проявляются в следующем:

- если во время передач традиционных жанров телевизионной журналистики аудитория информацию, передаваемую журналистом, принимала в качестве зрителя, то с возникновением жанра ток-шоу появились условия и возможности для участия аудитории в спорах в интерактивной форме и передаче своих мыслей, возникших за время участия в них;

- после укрепления места ток-шоу в мировом и национальном телевидении на уровне жанра в целях передачи информации в развлекательной форме стали привлекаться различные элементы музыки, театра, примечательные эпизоды из кинопроизведений, чрезвычайные происшествия, чтобы всецело завладеть вниманием телезрителя;

- в передачах всех жанров учитывается настроение телезрителя, под влиянием рекреации система жанров подвергается неожиданным изменениям и непрерывно меняется. В процессе обсуждения серьёзных тем также используются не утомляющие зрителей формы;

- за последнее время жанр ток-шоу на национальных телеканалах проявил себя в качестве средства отдыха на основе требований рекреативной функции ТВ;

- развивается система музыкально-развлекательных передач с учётом основных достижений ток-шоу на национальном телевидении, а также стремления населения к отдыху, возникают специализированные ток-шоу,

уделяется внимание проектам, направленным на расширение кругозора и повышение интеллекта подрастающего поколения;

- недостатками, которые были допущены при использовании возможностей этого жанра на национальных телеканалах, является пассивное отношение к социально-политическим и экономическим темам, к формам предвыборной агитации, которые, как показывает опыт зарубежных ТВ, считаются весьма эффективными, а также ограничение бытовыми темами, нехватка интерактивности;

- ток-шоу стали развиваться по типологическим особенностям: по

обсуждению какой-либо тематики, по форме интеллектуальной игры, музыкально-развлекательным особенностям, специализации;

- по форме ток-шоу разделились на такие разновидности как беседа, дебаты, телемост и традиционная дискуссия в телестудии;

- с точки зрения тематики и по содержанию ток-шоу на национальных телеканалах не отличаются от подобных передач ТВ США и России, однако в ток-шоу этих стран ощущается их популярность, широта тематики, приоритетность коммуникативных возможностей, активность аудитории. Среди них особо популярными становятся беседы и дискуссии, зато телемосты и дебаты используются весьма пассивно.

Место ток-шоу на национальных каналах - как современного жанра в системе аналитической группы - становится весьма заметным. Но в них не охвачено всё разнообразие возможной тематики и точек зрения. Со временем, думается, что этот жанр станет популярным в качестве настоящей трибуны, которая служит выражению мнения общественности, различных идей и отношений.

Библиографический список

1. Вакурова Н.В. Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М. 1997. - 24 -36 с.

2.Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Пер.с нем. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 253 с.

3. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М.: Аспект Пресс, 2004. -167 c.

Bibliography

1. Tsvik, V.L. TV Journalism. History. Theory. Practice. - M.: Aspect Press, 2004. - 167 p.

2. Vakurova, N.V. Moskovkin, L.I. Genre Typology in Modern Screen Production. - M., 1997. - P. 24-36.

3. Winterhoff-Shpurk, P. Mediapsychology. Basic principles: Translation from German. - Kharkov: PH of Humanitarian Centre, 2007. - 253 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.