МЕСТО И РОЛЬ САУДОВСКОЙ АРАВИИ И КАТАРА В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ США
© Гукасов А.В.*
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
В статье исследуются современная внешняя политика США в отношении Саудовской Аравии и Катара, являющихся одними из наиболее влиятельных государств в регионе Ближнего Востока.
Ключевые слова Ближний Восток, Персидский залив, ССАГПЗ, США, Саудовская Аравия, Катар.
В самом начале необходимо отметить тот факт, что на формирование американской внешнеполитической стратегии в ближневосточном регионе определенное влияние оказывают проарабские лоббистские группы, которые условно можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние лоббистские группы состоят из арабов-американцев, а их деятельность в основном сконцентрирована на поисках путей разрешения арабо-израильского конфликта [1]. Однако они не оказывают существенного влияния на характер американской ближневосточной политики, поскольку их деятельность ограничивается произраильскими лоббистскими группами, в частности АЙПАК, которая является наиболее влиятельной.
В отличие от внутренних внешние лоббистские группы оказывают значительное влияние на американскую политику в регионе. В данной связи наиболее мощные импульсы, оказывающие воздействие на ближневосточную политику США, исходят от монархий Аравийского полуострова. Однако они предпочитают нанимать влиятельные лобби-фирмы, создавать фонды, использовать американские энергетические компании, имеющие контракты на Ближнем Востоке, а не действовать через арабские диаспоры, поскольку преследуемые ими цели и задачи не полностью совпадают с целями аравийских монархий.
Основные интересы, которые преследуют государства-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), заключаются в обеспечении безопасности правящих режимов, а также в достижении стабильности в регионе Персидского залива. Это обстоятельство во многом объясняет тот факт, что усилия данной группы государств по лоббированию в американском руководстве крайне редко затрагивают общую ближневосточную проблематику и в основном концентрируются на актуальных проблемах двусторонних отношений, а также политических процессах, протекающих в Персидском заливе [2, с. 348].
* Старший преподаватель кафедры Международно-политических дисциплин, мировой экономики и международного права, кандидат политических наук.
Необходимость лоббирования интересов аравийских монархий в американском политическом истеблишменте возросла после терактов 11 сентября 2001 г., поскольку после этих событий в Соединенных Штатах начал наблюдаться рост антиисламских и антиарабских настроений [3, с. 60]. Поэтому деятельность лобби-фирм, представляющих интересы монархий Аравийского полуострова, в основном была направлена на формирование позитивного образа данной группы государств в американском обществе, что является необходимым условием для поддерживания партнерских отношений с США.
В регионе Персидского залива Соединенным Штатам на протяжении длительного времени удается поддерживать стабильные отношения с монархиями Аравийского полуострова. Для данной группы государств США выработали большое количество совместных региональных инициатив, основная часть которых касается сотрудничества в области безопасности, а также контртеррористической деятельности.
Не оставляет сомнения тот факт, что в отношении данной группы государств наиболее приоритетные направления внешней политики - это отношения с Саудовской Аравией и Катаром, поскольку на данный момент они являются одними из наиболее влиятельных государств в регионе Ближнего Востока.
Саудовская Аравия вовлечена в решение большого количества региональных проблем, имеющих первостепенное для США значение. Примером этому может служить участие Королевства в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта, где оно продвигает выгодный для Соединенных Штатов сценарий разрешения данного конфликта или его роль в постконфликтном восстановлении Ирака, а также попытки налаживания неофициальных контактов с движением «Талибан» в Афганистане [4, с. 312].
Саудовская Аравия, используя свой авторитет в исламском мире, обеспечивает Соединенным Штатам поддержку их ближневосточной политики и уменьшает антиамериканские настроения в регионе. Для достижения данной цели Королевство использует подконтрольные ему межарабские СМИ, в частности, речь идет об авторитетной медийной компании «Аль-Ара-бия» [5, с. 295]. Кроме продвижения саудовских интересов, деятельность данной компании направлена на снижение уровня критики Соединенных Штатов и их союзников, а также на обеспечение информационной поддержки проводимой ими линии политики.
Помимо вышеперечисленных обстоятельств, Саудовская Аравия также является торговым партнером США в регионе. Согласно данным Торгового представительства США в 2011 г. Эр-Рияд стал двенадцатым крупнейшим торговым партнером Соединенных Штатов, а объем торговли между государствами достиг 61 млрд. долл., из которых на закупку нефти и нефтепродуктов Америка потратила 46,2 млрд. долл. В 2010 г. Объем прямых иностранных инвестиций США в экономику Королевства составил 8 млрд. долл. [6].
Основной статьей экспорта США в Саудовскую Аравию является вооружение. Например, в 2010 г. было объявлено, что в течение пяти лет Королевство закупит американское вооружение на сумму в 60 млрд. долл., из которых 29,5 млрд. долл. выделены на поставки американских истребителей «Ф-15» [7]. Помимо этого Соединенные Штаты также осуществляют обслуживание ранее проданной военной техники, что в совокупности с поставками вооружений демонстрирует тесное сотрудничество двух государств в военной сфере и в области обеспечения безопасности.
Несмотря на заявление со стороны США о том, что в 2003 г. все их войска были выведены из Саудовской Аравии, американское военное присутствие в этом государстве сохраняется. Помимо Базы ВВС США «Эскан Вил-лидж» на территории данного государства находится секретная база беспи-лотников [8], которая активно используется Соединенными Штатами для нанесения ударов по объектам «Аль-Каиды», расположенным на территории Йемена, Афганистана и Пакистана.
Исходя из вышеприведенного анализа, можно сделать вывод о том, что на современном этапе Соединенные Штаты и Саудовская Аравия разделяют общие интересы в таких областях, как региональная безопасность в Персидском заливе, экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов и соответственно их безопасная транспортировка, а также сотрудничают в области устойчивого развития. Саудовская Аравия является партнером США в борьбе с международным терроризмом, а также ведущим региональным партнером в военной, дипломатической и финансовой сферах.
Также следует отметить, что в современных условиях Катар является вторым государством среди монархий Аравийского полуострова с точки зрения стратегической значимости для Соединенных Штатов. Отношения между данными государствами динамично развиваются в последние годы, чему свидетельствует тот факт, что США занимают ведущее место в перечне внешнеполитических и внешнеэкономических связей Катара.
Также как и Саудовская Аравия, Катар обеспечивает информационную поддержку политике Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, одновременно снижая уровень антиамериканских настроений в регионе. Для этого Доха использует подконтрольную ей «Аль-Джазиру», которая является одной из наиболее авторитетных межарабских медийных компаний в регионе [9, с. 47].
В современных условиях Катар играет посредническую роль в процессе коммуникации с радикальными исламистскими группами, чем повышает свою стратегическую значимость для США. Данное обстоятельство во многом объясняет отсутствие реакции со стороны Соединенных Штатов по поводу наличия на территории Катара представительств таких исламистских движений, как «Талибан», «ХАМАС» и «Хезболла».
Соединенные Штаты и Катар имеют обширные экономические связи, в основе которых главным образом лежит сотрудничество в энергетической и
военной областях. В 2011 г. Катар стал 64 крупнейшим торговым партнером США, а объем торговли достиг отметки в 4 млрд. долл., из которых 830 млн. долл. было потрачено Соединенными Штатами на закупку сжиженного природного газа. В 2010 г. объем прямых иностранных инвестиций США в экономику Катара составил 10 млрд. долл. [10].
Помимо вышеперечисленных обстоятельств, Соединенные Штаты являются одним из основных поставщиков вооружений в Катар. Например, в 2008 г. между двумя государствами было заключено соглашение о поставке в Катар стратегических военно-транспортных самолетов Боинг С-17 «Гло-убмастер III» [11]. Также в 2008 г. Катар приобрел четыре турбовинтовых военно-транспортных самолета Локхид Мартин C-130J-30 «Супер Геркулес» на общую сумму в 393,6 млн. долл., в которую вошли поставка вспомогательного оборудования и материально-техническое обеспечение [12].
Вышеуказанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что Катар является важным элементом ближневосточной стратегии США. Данное государство осознает, что на современном этапе Соединенные Штаты являются основным гарантом обеспечения его безопасности, а сотрудничество в различных областях позволяет констатировать факт наличия стратегических партнерских отношений у двух государств.
Тем не менее, несмотря на то, что Саудовская Аравия и Катар являются наиболее авторитетными государствами среди арабских стран Персидского залива, Соединенные Штаты при реализации своей внешнеполитической стратегии в регионе не ограничиваются выстраиванием двусторонних отношений только с данными государствами, стараясь наладить конструктивный диалог также и с остальными государствами-членами ССАГПЗ.
Список литературы:
1. Bard M. The Arab Lobby: The Invisible Alliance that Undermines America's Interests in the Middle East [Электронный ресурс] // The Middle East Quarterly. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://www.mefornm.org/3236/the-arab-lobby.
2. Миргород Д.А. Глобализация как один из основных факторов политического процесса и ее влияние на Ближний Восток // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 4. -С. 347-350
3. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в контртеррористическом просвещении населения // Современный Кавказ: геополитический выбор: Сборник научных статей. - М.; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009. - С. 59-66.
4. Гукасов А.В. Внешняя политика США в регионе Персидского залива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2013. - № 4. - С. 311-313.
5. Anufrienko S.V The modern terrorism, the media and the democracy // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Т. 27, № 2. - С. 293-296.
6. U.S.-Saudi Arabia Trade Facts [Электронный ресурс] // Office of the United States Trade Representatives. - Режим доступа: http://www.ustr.gov/co-untries-regions/europe-middle-east/middle-east/north-africa/saudi-arabia.
7. U.S. Arms Deal With Israel and 2 Arab Nations Is Near [Электронный ресурс] // The New York Times. - Режим доступа: http://www.nytimes.com/ 2013/04/19/world/middleeast/us-selling-arms-to-israel-saudi-arabia-and-emirates. html?_r=1&
8. CIA Operating Drone Base in Saudi Arabia [Электронный ресурс] // BBC News. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-21350437.
9. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: монография. - Пятигорск: ИГЛУ, 2006. - 190 с.
10. U.S.-Qatar Trade Facts [Электронный ресурс] // Office of the United States Trade Representatives. - Режим доступа: http://www.ustr.gov/countries-regions/europe-middle-east/middle-east/north-africa/qatar.
11. Qatar Announce C-17 Globemaster III Order [Электронный ресурс] // Boeing. - Режим доступа: http://www.boeing.com/news/releases/2008/q3/ 080721a_nr.html.
12. All Four Qatar C-130J-30s Handed-Over [Электронный ресурс] // Key.Aero. - Режим доступа: http://www.key.aero/view_article.asp?ID=4053& thisSection=military.
СИСТЕМНЫЙ И ПОДСИСТЕМНЫЙ УРОВНИ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
© Гукасов А.В.*
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
В статье исследуются системный и подсистемный уровни анализа внешней политики современных государств. Автор делает вывод о том, что на современном этапе использование подсистемного уровня анализа внешней политики позволяет более полно учитывать влияние государств региона и различных региональных «акторов вне суверенитета»
* Старший преподаватель кафедры Международно-политических дисциплин, мировой экономики и международного права, кандидат политических наук.