Научная статья на тему 'Саудовская Аравия в нефтяной политике США (1933–1943 гг. )'

Саудовская Аравия в нефтяной политике США (1933–1943 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
721
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / НЕФТЯНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / КОНЦЕССИИ / СОГЛАШЕНИЕ О «КРАСНОЙ ЧЕРТЕ» / ГОСДЕПАРТАМЕНТ / ФОРИН ОФФИС / ЛЕНД-ЛИЗ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / “RED LINE AGREEMENT” / ARABIAN PENINSULA / SAUDI ARABIA / OIL RIVALRY / INTERNATIONAL RELATIONS / OIL COMPANIES / CONCESSIONS / STATE DEPARTMENT / FOREIGN OFFICE / LEND-LEASE / NATIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соболев Евгений Валерьевич

В статье раскрываются причины проникновения американских нефтяных компаний в зону Персидского залива. Отмечается, что, несмотря на то, что регион находился в сфере британского влияния, американским компаниям удалось получить нефтяные концессии на Аравийском полуострове. Автор подчеркивает, что первостепенное значение имела готовность американских компаний, в отличие от их британских оппонентов, разрабатывать полученные концессии. Особое внимание уделено влиянию Второй мировой войны на изменение отношения Правительства США к зоне Персидского залива и к Саудовской Аравии, в частности. Показано, что сокращение доходов Саудовской Аравии вследствие расширения театра боевых действий вынудило короля Ибн Сауда обратиться за финансовой помощью к нефтяным компаниям. Заинтересованность Правительства США в сохранении благожелательного отношения Ибн Сауда к американскому капиталу и разрабатываемых им нефтяных концессий привела к распространению финансовой помощи на Саудовскую Аравию и, как следствие, включению государства в сферу жизненных интересов США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAUDI ARABIA IN THE U.S. FOREIGN OIL POLICY (1933–1943)

The article reports on the reasons of penetration of American oil companies into Persian Gulf. In spite of that the region was in the British sphere of influence the American companies gained oil concessions in the Arabian Peninsula. The author points out that the American companies intended to exploit their concessions while the British ones did not. He pays special attention to the influence of World War II on the shaping of the U.S. foreign oil policy in Persian Gulf and in Saudi Arabia. The expansion of the war operations cut Saudi Arabia’s revenues that enforced King Ibn Saud to seek for financial support from the oil companies. The U.S. government’s intention to preserve Ibn Saud’s goodwill to the American controlled oil concessions as well as to the American oil companies provided the extension of the American financial aid to Saudi Arabia and consequently the region was included in the sphere of the U.S. national interests.

Текст научной работы на тему «Саудовская Аравия в нефтяной политике США (1933–1943 гг. )»

ИСТОРИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. ЭТНОГРАФИЯ

¿■V- ¿Т?. .'Г*!, л!?. лт«. ."ti. f<V4 f'Ji. j'V- ¿J^ ¿J5j .«Tr- »Vi. ¿Jgj .«V, ¿гг. лт«. л!?. ¿J^ ¿J^ ."J!. ^ ¿1«. AT?- AV. ^ j'V-

Е.В. Соболев УДК 940.2

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В НЕФТЯНОЙ ПОЛИТИКЕ США (1933-1943 гг.)

В статье раскрываются причины проникновения американских нефтяных компаний в зону Персидского залива. Отмечается, что, несмотря на то, что регион находился в сфере британского влияния, американским компаниям удалось получить нефтяные концессии на Аравийском полуострове. Автор подчеркивает, что первостепенное значение имела готовность американских компаний, в отличие от их британских оппонентов, разрабатывать полученные концессии. Особое внимание уделено влиянию Второй мировой войны на изменение отношения Правительства США к зоне Персидского залива и к Саудовской Аравии, в частности. Показано, что сокращение доходов Саудовской Аравии вследствие расширения театра боевых действий вынудило короля Ибн Сауда обратиться за финансовой помощью к нефтяным компаниям. Заинтересованность Правительства США в сохранении благожелательного отношения Ибн Сауда к американскому капиталу и разрабатываемых им нефтяных концессий привела к распространению финансовой помощи на Саудовскую Аравию и, как следствие, включению государства в сферу жизненных интересов США.

Ключевые слова: Аравийский полуостров, Саудовская Аравия, нефтяное соперничество, международные отношения, нефтяные компании, концессии, Соглашение о «красной черте», Госдепартамент, Форин Оффис, ленд-лиз, национальный интерес

Evgeniy V. Sobolev

SAUDI ARABIA IN THE U.S. FOREIGN OIL POLICY (1933-1943)

The article reports on the reasons of penetration of American oil companies into Persian Gulf. In spite of that the region was in the British sphere of influence the American companies gained oil concessions in the Arabian Peninsula. The author points out that the American companies intended to exploit their concessions while the British ones did not. He pays special attention to the influence of World War II on the shaping of the U.S. foreign oil policy in Persian Gulf and in Saudi Arabia. The expansion of the war operations cut Saudi Arabia's revenues that enforced King Ibn Saud to seek for financial support from the oil companies. The U.S. government's intention to preserve Ibn Saud's goodwill to the American controlled oil concessions as well as to the American oil companies provided the extension of the American financial aid to Saudi Arabia and consequently the region was included in the sphere of the U.S. national interests.

Keywords: Arabian Peninsula, Saudi Arabia, oil rivalry, international relations, oil companies, concessions, "Red Line Agreement", State Department, Foreign Office, lend-lease, national interest

Рост нестабильности в ближневосточном регионе заставляет обратить внимание на историю ХХ в., в которой значительное место занимало нефтяное соперничество. Многие конфликты современности имеют именно «нефтяные корни», поскольку были порождены соперничеством крупных компаний за нефтяные концессии в странах Ближнего Востока. В то же время некоторые исследователи полагают, что открытие богатых месторождений нефти на Аравийском полуострове способствовало стремительному развитию стран региона и росту стабильности. При этом большую

роль сыграли американские компании. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть начальный этап установления «особых отношений» США с Саудовской Аравией.

Интерес американских нефтяных компаний к Аравийскому полуострову и к Саудовской Аравии, в частности, в значительной степени был вызван активностью независимого предпринимателя Френсиса Холмса. Будучи представителем английской компании «Истерн энд Дженерал Син-дикейт» («ИДС»), Ф. Холмс получил концессии на разведку и разработку нефтяных ресурсов от шейха

Соболев Евгений Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа), e-mail: [email protected]

Evgeniy V. Sobolev, Cand.Sc. (History), Associate Professor of M. Akmulla Bashkir Pedagogical State University (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]

Бахрейна Ахмада ас-Сабаха и султана Неджда Абдель Азиз ибн-Сауда. Отсутствие необходимых финансовых средств, сбытовой сети, но, главное, изначальная незаинтересованность «ИДС» в самостоятельной разработке полученных концессий побудили синдикат продать свои преимущественные права на Аравийском полуострове [9]. После безуспешных переговоров с английской «Англоперсидской нефтяной компанией» («АПНК»), Ф. Холмсу удалось продать преимущественные права на Бахрейне американской компании «Галф ойл корпорейшн оф Пенсильвания».

Таким образом, несмотря на жесткую ограничительную политику английского правительства в зоне Персидского залива, отсутствие положительных данных о потенциальных запасах нефти в регионе, американский капитал проник в сферу влияния Великобритании, став одним из главных конкурентов британских корпораций в борьбе за аравийскую нефть.

Участие «Галф ойл» в «Соглашении о красной черте»1, которое предусматривало совместную разработку нефтяных ресурсов в зоне «красной черты», вынудило компанию продать приобретенные концессии «Стандард ойл компани оф Калифорния» («Сокал»), которая была не связана какими-либо обязательствами с нефтяными корпорациями, действовавшими на Ближнем Востоке [2, с. 60].

29 мая 1933 г. между представителем «Сокал» Л.Н. Гамильтоном и министром финансов Саудовской Аравии Абдаллахом эль-Сулейманом было заключено концессионное соглашение, по которому компания получила эксклюзивные права в течение 66 лет исследовать, бурить, добывать, транспортировать и вывозить нефть и побочные продукты из района Эль-Хасы [7, с. 445].

Американский исследователь Аарон Дэвид Миллер пишет, что решение короля Ибн Сауда предоставить концессию американской компании «несомненно вызвано готовностью «Сокал» платить золотом» [8, с. 19]. Нельзя также не учитывать тот факт, что король Саудовской Аравии рассматривал американскую компанию как противовес английскому влиянию в регионе. Наконец, чисто коммерческий интерес американского нефтяного бизнеса, готового сразу приступить к разработке полученной концессии, в отличие от англичан, которые являлись проводниками защитительной политики Форин Оффиса (Foreign Office -Министерство иностранных дел Великобритании) и затягивали бурение, делал «Сокал» наиболее привлекательным партнером для Ибн Сауда.

Получение нефтяной концессии в Саудовской Аравии способствовало упрочению положе-

ния американского капитала на Ближнем Востоке. 16 октября 1938 г. на участке Дамман была открыта нефть в товарных количествах [1, с. 145]. Наряду с обнаруженными запасами в Кувейте, это привело, с одной стороны, к появлению новых нефтяных источников и предопределило последующее смещение центра нефтедобычи в зону Персидского залива, с другой - увеличилась доля контролируемых американским капиталом нефтяных ресурсов Ближнего Востока, большую часть которых составляла аравийская нефть. Как отмечает Д. Де Ново, после приобретения американскими компаниями нефтяных концессий на Аравийском полуострове отношение Госдепартамента к региону постепенно эволюционировало в направлении включения ближневосточного региона в сферу интересов национальной безопасности Соединенных Штатов [4, с. 208]. Однако вплоть до середины Второй мировой войны Вашингтон продолжал рассматривать Ближний Восток как сферу британских интересов [6, с. 2].

Поворотным моментом в эволюции американской внешней политики на Ближнем Востоке, в которой теперь значительное место занимала аравийская нефть, стала Вторая мировая война. Самая моторизованная война за всю историю человечества наиболее остро поставила вопрос о беспрепятственном доступе к запасам стратегического сырья, особенно нефти. Несмотря на прекрасную подготовку германской армии, совершенство немецкой техники, достижения военного планирования, Германия имела очевидную слабость - отсутствие запасов углеводородного сырья. Хотя в течение длительного времени Третий Рейх старался накопить достаточные для ведения войны резервы, одновременно уделяя внимание разработке искусственных способов получения горючего из сланцев, угля и даже картофеля, этого было явно недостаточно в случае ведения затяжной войны [3, с. 169].

Соединенные Штаты, в отличие от Германии, обладали крупнейшими запасами нефти в мире. Кроме того, американские компании контролировали, как самостоятельно, так и через «ИПК», все разведанные резервы нефти на Ближнем Востоке.2 Стремительный рост потребления нефти, с одной стороны, и угроза нестабильности на Ближнем Востоке - с другой, заставили компании, действовавшие в зоне Персидского залива, в первую очередь «Сокал» и «Калифорния-Арабиэн Стан-дард ойл компани» («Касок»),3 обратиться к Правительству США с вопросом о необходимости защиты американских интересов в этом регионе.

Вторая мировая война негативно сказалась на экономике стран Аравийского полуострова,

1 По условиям «Соглашения о красной черте» (31 июля 1928 г.) акционеры «Ирак Петролеум Компани» (ИПК) обязались не проводить самостоятельной нефтяной политики в районе «красной черты», который включал в себя европейскую часть Турции, полуостров Малая Азия, Аравийский полуостров (кроме Кувейта), Сирию, Палестину, Ирак и некоторые острова Средиземного моря.

2 Единственное исключение составлял Иран, нефтяные запасы которого монопольно разрабатывались «АПНК».

3 Дочерняя компания «Сокал», созданная для разработки нефтяной концессии в Саудовской Аравии.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В НЕФТЯНОЙ ПОЛИТИКЕ США (1933-1943 гг.)

23

особенно серьезно пострадала Саудовская Аравия, чьи доходы состояли главным образом из налоговых поступлений от паломников к святым городам. В письме Госсекретарю от 11 ноября 1940 г. посол США в Египте и Саудовской Аравии Б. Фиш отмечал, что ввиду сокращения доходов от паломничества и добычи нефти не будет удивительным, если король Ибн Сауд обратится за финансовой помощью к американскому правительству, учитывая то, что он думал об этом уже в прошлом году, когда его финансовое положение было лучше [11, с. 61]. Осенью 1940 г. король Саудовской Аравии Ибн Сауд направил представителям «Сокал» письмо с просьбой предоставить аванс в размере 6 млн долл. в счет будущих доходов от нефти [14, с. 3]. Компания, потратившая с момента получения концессии около 27,5 млн долл. и уже предоставившая королю авансовый платеж в размере 6,8 млн долл., не желала более расходовать свои средства: «Мы дошли до того момента, когда компания больше не в состоянии нести ответственность за финансирование независимой страны, особенно в таких тяжелых условиях» [14, с. 5].

Резкое ухудшение экономического положения Саудовской Аравии представляло серьезную угрозу американским концессиям. Во-первых, корпорации опасались, что Ибн Сауд изменит свое отношение к деятельности американского капитала в его стране. Во-вторых, сокращение доходов королевского двора влекло за собой снижение выплат бедуинским племенам, что в совокупности с экономическим кризисом подмывало устойчивость политического режима Абдель Азиза [12, с. 98]. Наконец, правление компаний опасалось, что Лондон воспользуется сложившимся положением и попытается вытеснить американский капитал из зоны залива, восстановив свое монопольное положение в регионе. В итоге было решено обратиться к Правительству США с просьбой оказать финансовую поддержку Саудовской Аравии.

9 апреля 1941 г. председатель Совета директоров «Калтекс»4 Джеймс Мофетт, друг Ф.Д. Рузвельта, встретился с Президентом США и представил ему основные предложения нефтяных компаний. Подробнее просьба корпораций была изложена Моффеттом в приложенном к письму Президенту меморандуме от 16 апреля 1941 г. Корпорации предлагали американскому правительству покупать у Саудовской Аравии нефтепродукты на сумму 6 млн долл. в течение 5 лет, а также просили, чтобы Вашингтон обратился в Лондон с просьбой продолжить финансовые выплаты Ибн Сауду [14, с. 5]. Наконец, компании предлагали распространить программу ленд-лиза и на Саудовскую Аравию.

Несмотря на то, что эти предложения в течение нескольких месяцев обсуждались на самом высо-

ком уровне, решение Президента было отрицательным. В июле 1941 г. Рузвельт инструктировал руководителя Федеральной администрации по займам Джесси Джонса обеспечить предоставление финансовой помощи Саудовской Аравии через английское правительство: «Скажите англичанам - я надеюсь, что они позаботятся о короле Саудовской Аравии. Это несколько далековато для нас» [12, с. 99]. Отказ Президента был обусловлен рядом факторов, главным из которых был изоляционистский настрой Конгресса США. Также Рузвельт не мог не учитывать того факта, что Ближний Восток рассматривался в Лондоне как сфера политического влияния в Великобритании, а значит любая активность официального Вашингтона могла вызвать трения между союзниками в совершенно неподходящий для этого момент. Поэтому в течение последующих двух лет английское правительство оказывало финансовую помощь Саудовской Аравии из средств, выделяемых Вашингтоном. В то же время в Госдепартаменте осознавали необходимость поиска альтернативного способа поддержки Ибн Сауда, чье влияние в мусульманском мире имело для США не меньшее значение, чем нефтяные концессии американских компаний [11, с. 74-76].

Вступление США в войну, расширение сферы участия американских войск, а также рост поставок нефти и нефтепродуктов союзникам заставили официальные круги Вашингтона пересмотреть свое отношение к Аравийскому полуострову как зоны британской ответственности. Большая заслуга в этом также принадлежит нефтяным компаниям, которые не только не теряли связи с администрацией США, но постепенно расширяли сеть контактов с правительством. В течение 1941-1943 гг. многие представители нефтяного бизнеса стали советниками во всех департаментах администрации США, ответственных за проведение или участвовавших в выработке нефтяной политики. В своем письме редактору «Нэйшн» Фреде Кирх-вей Г. Икес писал: «...мы не сделали бы того, что сделали, если бы крупные нефтяные компании не убедили нас, что лишь они имеют достаточно квалифицированный персонал, способный нам помочь» [10, с. 367]. Кроме того, компании, как и после Первой мировой войны, стали заявлять о неизбежном истощении нефтяных ресурсов США, призывая Вашингтон активизировать политику, направленную на защиту стратегически значимых для национальной безопасности аравийских концессий. Выступая на слушаниях сенатской комиссии по нефтяным ресурсам, советник по нефтяной политике Госдепартамента Ч. Рэйнер отмечал, что, «исходя из своих национальных интересов, США должны проводить политику максимальной консервации внутренних резервов

4 Совместная компания, образованная «Сокал» и «Тексако» для разработки концессии в Саудовской Аравии.

и одновременно расширять эксплуатацию нефтяных концессий в зарубежных странах, контролируемых американскими компаниями» [13, с. 1]. Как указывает А. Миллер: «Госдепартамент, осознавая основные мотивы компании в разработке концессии (получение прибыли. - Е.С.), видел в «Арам-ко»5 способ защитить национальные интересы» [8, с. 206]. Итогом стало распространение ленд-лиза на Саудовскую Аравию.

18 февраля 1943 г. Президент Ф. Рузвельт подписал приказ № 8926, объявлявший Саудовскую Аравию жизненно важной для безопасности США, что стало основанием для распространения на эту страну прямой финансово-экономической и военной помощи по ленд-лизу [5, с. 859]. 14 апреля 1943 г. Джеймс Мус (мл.) был назначен министром-резидентом США в Саудовской Аравии, что означало установление постоянного дипломатического присутствия Соединенных Штатов на Аравийском полуострове.

Таким образом, в результате активности нефтяных компаний, изменений в ходе войны, роста военных поставок союзникам (значительную долю которых составляли нефтепродукты) Вашингтон стал рассматривать Саудовскую Аравию и зону Персидского залива как район, жизненно важный для национальных интересов США. Будучи первоначально объектом исключительно коммерческих интересов американских нефтяных компаний, аравийская нефть постепенно приобретает политическое значение и начинает рассматриваться в Вашингтоне как необходимый элемент в системе обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов, что в результате привело к включению стран зоны Персидского залива в сферу стратегических интересов США.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международный нефтяной картель. - М., 1954.

2. Соболев Е.В. Американский капитал в нефтяных предприятиях Персидского залива (1923-1938 гг). -Уфа, 2007.

3. Соболев Е.В. Нефтяной фактор во внешней политике США на Ближнем Востоке в первой половине ХХ века // Вестник БГПУ им. М. Акмуллы. - 2010. - №> 4.

4. De Novo J. American Interests and Policies in the Middle East. - Minneapolis, 1963.

5. Foreign Relations on the United States. - 1943. -Vol. 4.

6. Kaufman B. The Arab Middle East and the United States. Inter-Arab Rivalry and Superpower Diplomacy. -N.Y., 1996.

7. The Middle East and North Africa in World Politics / ed. by J. Hurewitz. - L., New Haven, 1979. - Vol. 2.

8. Miller A. Search for Security: Saudi Arabian Oil and American Foreign Policy, 1939-1949. - Chapel Hill, 1980.

9. Public Records Office. Foreign Office. 371/17831. E 4540/487/25.

5 В 1944 г. «КАСОК» была переименована в «АРАМКО».

10. Randall S. Harold Ickes and United States Foreign Petroleum Policy Planning, 1939-1945 // The Business History Review. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - Vol. 57, N 3.

11. Saudi Arabia enters the Modern World: Secret U.S. Documents on the Emergence of the Kingdom of Saudi Arabia as a world power, 1936-1949. - Salisbury, N.C.: Documentary Publications, 1980.

12. Venn F. Oil Diplomacy in the Twentieth Century. -N.Y., 1986.

13. U.S. Congress. Senate. Special Committee Investigating Petroleum Resources. 79th Congress. 1st Session. -Washington, 1946.

14. U.S. Congress. Senate. Additional Report of the Special Committee Investigating the National Defense Program. 80th Congress. 2nd Session. - Washington, 1948.

REFERENCES

1. Mezhdunarodnyy neftyanoy kartel [The International Petroleum Cartel]. Moscow, 1954. (In Russian).

2. Sobolev E.V Amerikanskiy kapital v neftyanykh predpriyatiyakh Persidskogo zaliva (1923-1938 gg.) [American Interests in the Persian Gulf oilfields (19231938)] . Ufa, 2007. (In Russian).

3. Sobolev E.V Neftyanoy faktor vo vneshney poli-tike SShA na Blizhnem Vostoke v pervoy polovine XX veka [Oil Factor in American Foreign Policy in the Middle East in the First Half of the 20th Century]. Vestnik BGPU im. M. Akmully - Bulletin of M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, 2010, no. 4. (In Russian).

4. De Novo J. American Interests and Policies in the Middle East. Minneapolis, 1963.

5. Foreign Relations of the United States, 1943, vol. 4.

6. Kaufman B. The Arab Middle East and the United States. Inter-Arab Rivalry and Superpower Diplomacy. N.Y., 1996.

7. The Middle East and North Africa in World Politics / ed. by J. Hurewitz. L., New Haven, 1979. Vol. 2.

8. Miller A. Search for Security: Saudi Arabian Oil and American Foreign Policy, 1939-1949. Chapel Hill, 1980.

9. Public Records Office. Foreign Office. 371/17831. E 4540/487/25.

10. Randall S. Harold Ickes and United States Foreign Petroleum Policy Planning, 1939-1945. The Business History Review. Cambridge, Cambridge University Press, 1983, vol. 57, no. 3.

11. Saudi Arabia enters the Modern World: Secret U.S. Documents on the Emergence of the Kingdom of Saudi Arabia as a world power, 1936-1949. Salisbury, N.C., Documentary Publications, 1980.

12. Venn F. Oil Diplomacy in the Twentieth Century. N.Y, 1986.

13. U.S. Congress. Senate. Special Committee Investigating Petroleum Resources. 79th Congress. 1st Session. Washington, 1946.

14. U.S. Congress. Senate. Additional Report of the Special Committee Investigating the National Defense Program. 80th Congress. 2nd Session. Washington, 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.