Научная статья на тему 'Место и роль регионального аэропорта в концепции «Виртуальной границы»'

Место и роль регионального аэропорта в концепции «Виртуальной границы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АЭРОПОРТ / ВОЗДУШНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / КОНЦЕПЦИЯ "ВИРТУАЛЬНОЙ ГРАНИЦЫ" / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова Татьяна Владимировна, Курбатова Анна Владимировна, Гайноченко Татьяна Михайловна, Субботин Николай Николаевич

В статье анализируется возможность повышения конкурентоспособности отечественного производства за счет получения региональным аэропортом статуса уполномоченного экономического оператора в концепции «виртуальной границы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богданова Татьяна Владимировна, Курбатова Анна Владимировна, Гайноченко Татьяна Михайловна, Субботин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL AIRPORT WITHIN THE INTEGRATED BORDER MANAGEMENT CONCEPT

The article examines the possibility of increasing the competitiveness of domestic production by producing regional airport status of authorized economic operator in the concept of integrated border management.

Текст научной работы на тему «Место и роль регионального аэропорта в концепции «Виртуальной границы»»

УДК 339.924 Т.В. Богданова А.В. Курбатова Т.М. Гайноченко Н.Н. Субботин

МЕСТО И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО АЭРОПОРТА В КОНЦЕПЦИИ «ВИРТУАЛЬНОЙ ГРАНИЦЫ»

Аннотация. В статье анализируется возможность повышения конкурентоспособности отечественного производства за счет получения региональным аэропортом статуса уполномоченного экономического оператора в концепции «виртуальной границы». Ключевые слова: региональный аэропорт, воздушный пункт пропуска, концепция «виртуальной границы», уполномоченный экономический оператор.

Tatiana Bogdanova Anna Kurbatova Tatiana Gaynochenko Nikolay Subbotin

REGIONAL AIRPORT WITHIN THE INTEGRATED BORDER MANAGEMENT CONCEPT

Annotation. The article examines the possibility of increasing the competitiveness of domestic production by producing regional airport status of authorized economic operator in the concept of integrated border management.

Keywords: regional airport, air crossborder point, integrated border management, authorized economic operator.

Транспорт относится к инфраструктурным отраслям национальной экономики, являющимся необходимым условием ее функционирования. Еще в первых дореволюционных исследованиях, получивших развитие в советский и постсоветский периоды, было убедительно показано, что для транспорта в целом, и особенно для инфраструктурных транспортных объектов, эффект, получаемый за пределами отрасли и названный внетранспортным, в ряде случаев значительно превышает отраслевой. Поэтому при рассмотрении проектов строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, к которым на воздушном транспорте относятся аэропорты, необходимо учитывать как внутриотраслевую эффективность, так и внетранспортный эффект, не всегда поддающийся методам прямой стоимостной оценки.

Большинство региональных аэропортов РФ показывают довольно низкие показатели пассажиропотока [1]. Причем для увеличения пассажиропотока недостаточно только субсидировать авиабилеты со стороны бюджета региона, нужно активно работать с целевой аудиторией и партнерами. Однако, авиаперевозчики не обладают необходимыми маркетинговыми ресурсами и не могут обеспечить рекламный охват региона, следовательно, региональные аэропорты должны более активно работать с предприятиями региона: проводить маркетинговые кампании по повышению информированности предприятий о тарифах, расписании и возможностях попасть на стыковочные рейсы Московского авиаузла и других региональных аэропортов федерального значения. Так, например, проведенное исследование транспортного потенциала и перспектив развития аэропорта в г. Иваново позволяет отнести его к аэропортам с большим «отложенным» потенциалом развития, который может быть оценен в диапазоне от 140-160 тыс. до 290-310 тыс. пассажиров в год. Это классические «point-to-point» направления, спрос на которые сильно связан с конъюнктурой отраслей региональных предприятий, а пассажиропоток ограничен низким уровнем доходов населения и сильным влиянием альтернативных видов транспорта. Основная целевая аудитория аэропорта и авиакомпаний, осуществляющих рейсы из этого аэропорта, - бизнесмены, чиновники и работники предприятий, находящиеся в командировке.

Следует отметить, что до 1991 г. аэропорт г. Иваново обслуживал до 20 % внутриобластных перевозок. В настоящее время существует возможность восстановления утраченных позиций. В структуре внешнеторгового оборота Ивановской области 34,4 % по импорту и 36,8 % по экспорту на протяжении многих лет занимает текстиль, текстильные изделия и обувь (гр. 50-64 по ТН ВЭД) [2]. Сумма тамо-

© Богданова Т.В., Курбатова А.В., Гайноченко Т.М., Субботин Н.Н., 2015

ll

женных платежей и сборов за таможенное оформление этих грузов в 2013 г. составила 38 419,2 тыс. долл. Мировой опыт развития текстильной промышленности позволяет выявить следующие тенденции.

Во-первых, наблюдается повышательная динамика цен на натуральное сырье при общей ограниченности его производства, что является стимулом для переключения производителей и промышленных потребителей на синтетические материалы. Такое развитие событий откроет новые ниши для стран, которые по трудообеспеченности проигрывают мировым лидерам (Китаю, странам Юго-Восточной Азии), однако активно развивают капиталоемкие виды производства (или стадии производственного процесса), осуществляя инвестиции в основные фонды, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и переподготовку персонала.

Вторая тенденция заключается в реструктуризации рынков сбыта. Международный опыт последних 40 лет показывает, что существенные долгосрочные изменения возможны лишь при встраивании предприятий отрасли в глобальные цепи поставок. В большинстве развивающихся стран экономические показатели развития текстильной промышленности, включая уровень заработной платы работников, находились в прямой зависимости от динамики экспорта. И без мобилизации этих внешних факторов (в дополнение к внутренним источникам роста) решительных изменений в отрасли ждать не приходится. При всей важности наличия в России объемного внутреннего рынка, поддержка экспорто-ориентированных производств должна стать ключевой как для бизнеса, так и для государственных органов. Наличие внутреннего рынка не спасет отечественную текстильную промышленность, основной кластер которой расположен в Ивановской области, так как удержать внутренний рынок, не выходя за его пределы, становится все более проблематичным.

Одной из проблем на пути развития экспорта российской продукции являются отсутствие воздушного пункта пропуска (ВПП) через государственную границу в аэропорту г. Иваново, а в тех региональных аэропортах, в которых ВПП существуют - задержки на таможне при оформлении грузов. Широко признается факт, что таможенные сборы и импортные пошлины позволяют защитить внутреннюю продукцию лишь на короткое время, а в долгосрочном плане эти меры препятствуют либо ведут к сокращению инвестиций национальных компаний в производство новых, современных продуктов и технологий. В результате продукция национальных отраслей теряет конкурентоспособность на мировом рынке. Стоимость торговых процедур, включая пересечение границы и прохождение таможни, оценивается в пределах от 2 до 15 % стоимости поставляемых товаров. По данным Европейской комиссии, сокращение вдвое затрат на бюрократические процедуры, связанные с торговлей, позволит торгующим организациям экономить в мировых масштабах примерно 300 млрд евро в год.

В условиях современной глобальной экономики таможенные и иные пограничные ведомства перестают играть роль «хранителей границы» и переходят к управлению на границах на основе сотрудничества контролирующих служб на границе и международным мировым сообществом - концепция «виртуальной границы». Важную роль в данной концепции играют такие понятия, как «сегментация таможни», «управление рисками на основе собранной оперативной информации» и «проверенные клиенты», такие как уполномоченные экономические операторы, категории «известный отправитель» и «надежная компания-оператор», стандарты Ассоциации по защите перевозимых грузов, ИСО-28 000. Большинство моделей управления на границах включают систему «единого окна», которая позволяет торговым компаниям осуществлять все импортные и экспортные процедуры, представляя информацию в один орган. Для торговых компаний сокращаются расходы в результате более быстрой таможенной очистки и выпуска грузов, увеличивается предсказуемость и прозрачность установленных государством правил и процедур, а также повышается эффективность использования имеющихся ресурсов. Для государства повышается степень соблюдения законов, возмож-

ность применять в процессе таможенной очистки методику оценки рисков, также повышается эффективность использования имеющихся ресурсов.

Снижение времени на таможенное оформление дает компаниям значительную экономию. По оценке Международного валютного фонда, «каждый дополнительный день задержки с отправкой продукции снижает объем торговли более чем на 1 %. Можно сказать и по другому: каждый день задержки эквивалентен отдалению страны от своих торговых партнеров на 1 %, или примерно на 85 км» [2].

Таким образом, эффективная работа таможни создает конкурентные преимущества для страны, так как сегодня существует конкуренция не между компаниями, а между цепями поставок. Если какому-то национальному производителю для экспорта продукции требуется несколько дней, то ему трудно конкурировать с производителем в соседней стране, который может экспортировать аналогичную продукцию за один день.

Кроме того, культурное многообразие побуждает сотни миллионов людей устремляться в неизведанные страны и регионы, чтобы познакомиться с культурным наследием. Многие страны и регионы с богатым туристическим потенциалом имеют основным источником существования и развития доходы от туризма - как международного, так и внутреннего. Туризм играет важную роль и в системе образования - как базового, так и дополнительного, пополняя знания людей о своем и других народах и цивилизациях. Следует отметить и геополитическое значение международного туризма: он является одним из массовых средств диалога цивилизаций, помогает узнавать и учиться уважать ценности других цивилизаций и культур, способствует укреплению культуры мира.

Меняются требования к содержанию предоставляемых услуг. Резко возрос интерес к системе цивилизационных ценностей стран. Необходимо освоение новых, более наукоемких видов туризма. Ивановская область - это уникальный край, хранящий не только богатейшее историко-культурное наследие, живописные природные места, величественные памятники архитектуры и великолепные храмы, но и бесценные секреты народных промыслов и древних ремесел. Все это определяет туристскую привлекательность Ивановской области. Однако отсутствие ВПП через государственную границу в аэропорту г. Иваново может оказаться сдерживающим фактором развития туристическо-рекреационного кластера в Ивановской области.

Для отечественных производителей Ивановской области представляется целесообразным организация сотрудничества с Федеральной таможенной службой и Госграницей в рамках программы аккредитации при таможенных органах с получением статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). УЭО - это «участник внешнеэкономических отношений, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам Всемирной таможенной организации (ВТамО) или стандартам обеспечения безопасности цепи поставок». Аэропорт г. Иваново может выступить в качестве консолидатора внешнеторговых грузов совместно с базовой авиакомпанией, имеющей право работать на международных авиалиниях и предприятиями текстильной промышленности и металлургии.

УЭО является одной из центральных концепций Рамочных стандартов, которая сформулирована в разделе «Партнерство между таможенными службами и предпринимательским сообществом» [3]. В международной практике накоплен опыт в этой области. Так, компания, претендующая на получение статуса УЭО, подает соответствующую заявку в национальную таможенную администрацию и получает согласие. В заявке компания должна подтвердить:

- соблюдение таможенных требований;

- наличие в компании надлежащей системы ведения деловой документации;

- финансовую устойчивость;

- способность к участию в консультациях, сотрудничеству и коммуникации;

- достаточный уровень информированности, основанный на обучении и образовании;

- способность обеспечить обмен информацией, доступ к ней и конфиденциальность.

Проверив соблюдение компанией условий и требований, национальная таможенная администрация выдает соответствующее разрешение. После этого компания должна наладить механизм самооценки с тем, чтобы отслеживать результаты своей работы. Один из руководящих сотрудников компании назначается ответственным за взаимодействие с таможенными администрациями, а также за поддержание стандартов ведения бизнеса. Статус УЭО продолжает действовать, если его не приостанавливают, аннулируют или отзывают. Аккредитованные УЭО получают льготы в торговой деятельности:

- взаимное признание статуса УЭО таможенными администрациями;

- ускоренная обработка и выпуск отправок, сопровождающиеся регулярными исследованиями временных затрат на выпуск товаров;

- отмена или снижение требований о предоставлении финансовых гарантий;

- разрешение подавать уведомление о намерении вывести груз еще до его прибытия (предварительная таможенная очистка);

- допуск к упрощенным процедурам таможенного оформления, включая возможность проходить таможенную очистку и выпуск грузов за один или два шага, в соответствии с предпочтениями импортера/экспортера;

- сбор сведений об УЭО и переход к таможенному контролю на основе предварительного аудита вместо инспекции непосредственно при пересечении границы;

- приоритетное таможенное оформление грузов УЭО в периоды повышенной угрозы;

- приоритетное таможенное оформление грузов УЭО в период восстановления работы таможни после произошедшего инцидента и др.

Налаживание механизма взаимодействия предприятий Ивановской области и Федеральной таможенной службы РФ целесообразно начать с создания форума на базе аэропорта г. Иваново, где представители текстильной промышленности и машиностроения как основные участники внешнеэкономической деятельности Ивановской области могут свободно высказать свои замечания и мнения о пограничном режиме. Партнерства с компаниями также позволят контролирующим службам на границе познакомиться с пулом экспертов, которые могут консультировать их в ходе подготовки к торговым переговорам или разработки политических мер. Более того, в рамках партнерств с компаниями часто налаживаются контакты между сотрудниками контролирующих служб на границе и крупных многонациональных корпораций, базирующихся как в стране, так и за рубежом, что позволяет контролирующим службам лучше понять, как функционируют глобальные цепи поставок.

На следующем этапе построения механизма взаимодействия внешнеторговых предприятий и таможенных органов станет возможным делегирование первым функции самостоятельно рассчитывать размер своих пошлин либо самостоятельно проводить оценку соблюдения действующего законодательства. Это позволит таможенным органам более рационально перераспределять ресурсы.

Открытие пункта пропуска через государственную границу в аэропорту г. Иваново и развитие партнерства таможенных органов с предприятиями области создаст положительный образ страны и ее торгового климата, существенно сократит загруженность автодорог области и время, необходимое для ведения внешнеторговой деятельности. Кроме того, подход на основе «всего правительства» -пример передового опыта, он показывает, как разные контролирующие службы на границе могут поддерживать контакты и действовать сообща. Это позволит устранить эффект «круговой обороны», которую занимают контролирующие службы на границах.

Важная роль в организации взаимодействия таможенных органов и представителей всех компаний и институтов, участвующих в международной торговле, включая производителей, импортеров, экспортеров, экспедиторов, перевозчиков, банки, страховые компании и органы государственного

управления, принадлежит национальным комитетам по облегчению торговли и транспортных перевозок. В рамках программ технической помощи в области облегчения международной торговли и транспортировки Конференция Организации объединенныхнаций по торговле и развитию активно участвовала в создании таких национальных комитетов в ряде стран. Например, в Великобритании существует Комитет по облегчению международной торговли, во Франции - Агентство развития путем автоматизации и упрощения внешней торговли, в Швеции - Шведский совет по торговым процедурам. В рамках Инициативы по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе и во взаимодействии с Европейской экономической комиссией Организации объединенных наций и Европейской комиссией ряд государств Юго-Восточной Европы создал Национальные комитеты по облегчению торговли и транспортных перевозок. Аэропорт г. Иваново мог бы взять на себя часть функций регионального отделения Национального комитета России по облегчению торговли и транспортных перевозок.

Библиографический список

1. О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов : Постановление Правительства Ивановской области от 08 августа 2014г. № 331-п. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 20.07.2015).

2. Doyle, T. Collaborative border management [Электронный ресурс] / T. Doyle // World Customs Journal / International Network of Customs Universities. - 2010. - Vol. 4. - № 1. - Режим доступа : http://www.worldcustomsjournal.org/media/wcj/-2010/1/Doyle.pdf (дата обращения : 15 февраля 2015).

3. Kieck, E. Coordinated border management : Unlocking trade opportunities through one stop border posts [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldCustomsjournal.org/media/wcj/-2010/1/Kieck.pdf (дата просмотра : 26 февраля 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.