Научная статья на тему 'Место и роль принципа справедливости в системе принципов российского права'

Место и роль принципа справедливости в системе принципов российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1963
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / СИСТЕМНЫЕ СВЯЗИ ПРИНЦИПОВ ПРАВА / ПРИНЦИПЫ: РАВЕНСТВА / ГУМАННОСТИ / ЗАКОННОСТИ / ИЕРАРХИЯ ПРИНЦИПОВ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES OF LAW / PRINCIPLE OF JUSTICE / SYSTEM CONNECTIONS OF PRINCIPLES OF LAW / PRINCIPLES: EQUALITY / HUMANITY / LEGALITY / HIERARCHY OF PRINCIPLES / MORAL AND LEGAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревина С. Н., Саменкова С. Е.

В статье определяется место принципа справедливости в общей системе современного российского права. Предлагается построение иерархии принципов. Выделяется классификация принципов по факту закрепления в отдельной отрасли права. Отмечается, что характеристика принципа справедливости будет зависеть от того, какая именно отрасль рассматривается и каким образом в ней отражен принцип справедливости. Определяется классификация на группы, в зависимости от ясности, четкости, однозначности содержания и выработки словесного выражения, по способу закрепления. В работе подчеркивается, что по своему содержанию принцип справедливости характеризуется наличием объективно необходимых других принципов права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF THE PRINCIPLE OF FAIRNESS IN THE PRINCIPLES OF RUSSIAN LAW

The article defines the place of the principle of justice in the General system of modern Russian law. It is proposed to build a hierarchy of principles. The classification of principles on the fact of consolidation in a separate branch of law is highlighted. It is noted that the characteristic of the principle of justice will depend on which industry is considered and how it reflects the principle of justice. The classification into groups is determined, depending on the clarity, clarity, unambiguity of the content and the development of verbal expression, the method of consolidation: the work emphasizes that the content of the principle of justice is characterized by the presence of objectively necessary other principles of law.

Текст научной работы на тему «Место и роль принципа справедливости в системе принципов российского права»

УДК: 340

БКК: 67.400

Ревина С.Н., Саменкова С.Е.

МЕСТО И РОЛЬ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ

РОССИЙСКОГО ПРАВА

Revina S.N., Samenkova S.E.

THE PLACE AND ROLE OF THE PRINCIPLE OF FAIRNESS IN THE PRINCIPLES OF RUSSIAN LAW

Ключевые слова: принципы права, принцип справедливости, системные связи принципов права, принципы: равенства, гуманности, законности, иерархия принципов, нравственно-правовые принципы.

Keywords: principles of law, principle of justice, system connections of principles of law, principles: equality, humanity, legality, hierarchy of principles, moral and legal principles.

Аннотация: в статье определяется место принципа справедливости в общей системе современного российского права. Предлагается построение иерархии принципов. Выделяется классификация принципов по факту закрепления в отдельной отрасли права. Отмечается, что характеристика принципа справедливости будет зависеть от того, какая именно отрасль рассматривается и каким образом в ней отражен принцип справедливости. Определяется классификация на группы, в зависимости от ясности, четкости, однозначности содержания и выработки словесного выражения, по способу закрепления. В работе подчеркивается, что по своему содержанию принцип справедливости характеризуется наличием объективно необходимых других принципов права.

Abstract: the article defines the place of the principle ofjustice in the General system of modern Russian law. It is proposed to build a hierarchy of principles. The classification of principles on the fact of consolidation in a separate branch of law is highlighted. It is noted that the characteristic of the principle of justice will depend on which industry is considered and how it reflects the principle of justice. The classification into groups is determined, depending on the clarity, clarity, unambiguity of the content and the development of verbal expression, the method of consolidation: the work emphasizes that the content of the principle of justice is characterized by the presence of objectively necessary other principles of law.

Специфика современной системы принципов российского права обуславливается сравнительно коротким сроком существования самой системы права новейшего времени. Как большинство социально значимых явлений в России, это объясняется произошедшим переходом к рыночной экономике, новому для России государственному правовому режиму, и практически непрекращающимися правовыми реформами в различных сферах. Новая система ценностей в обществе породила и необходимость по-новому рассмотреть систему принципов российского права, используя накопленный в советский период отечественный и зарубежный опыт, с учетом трансформации в новой политико-правовой среде но-

вейшей России.

Изучение принципа справедливости права является одним из ключевых аспектов в рамках современной системы принципов права, при этом, с учётом дискуссионности самого вопроса об определении системы принципов права, далее под системой принципов права будет пониматься - «интеграция однотипных по своей сущности принципов права в структурно упорядоченное единство, обладающее относительной самостоятельностью, стабильностью, автономностью функционирования и взаимодействием с внешней средой в целях урегулирования соответствующих об-

щественных отношении» .

В соответствии с представленным определением логичен вывод о том, что принцип справедливости права служит урегулированию общественных отношении.

Принцип справедливости, даже на первый взгляд, является немаловажным, значимым элементом системы принципов права.

Если взять за основу утверждение о том, что любая система функционирует2, то неизбежно, развивая мысль логически, можно прийти к выводу о том, что и система принципов права функционирует, а соответственно определенная роль в этом механизме отведена принципу справедливости права.

«Практически все ученые согласны с тем, что принципы - это не набор норм, а система»3, при этом система отличается от совокупности наличием связей между составляющими элементами. Одновременно с этим, все нормы права сами представляют собой систему, а принципы права «система в системе»4. В связи с этим видится необходимым определить место справедливости в ее проявлении как принципе права в современной системе принципов права России и характер связей между справедливостью и другими принципами права.

Как правило, принцип справедливости рассматривают в сравнении с другими нравственно-этическими правовыми принципами, такими как: равенство, гуманизм, разумность, добросовестность и т.п. , выделяя качествен-

1 Захаров А.Л. [Коллективная монография] / А.Л. Захаров, К.С. Захарова, С.Н. Ревина. Самара. 2010. С. 36.

2 Захарова К.С. [Коллективная монография] / А.Л. Захаров, К.С. Захарова, С.Н. Ревина. Самара. 2010. С. 260.

3 Воронов А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права // Законодательство. №12. 2003. С. 54.

4 Там же.

5 См.: например: Ведяхина К.В. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы Российского права. Дисс. канд.юр. наук.

Саратов. 2001; Кондратюк Д.Л. Нравственно - правовые принципы в гражданском праве России (на примере справедливости, гуманизма, разумности, и добросовестности). Дисс. канд. юр наук. Москва, 2006.; Древесников А.В. Справедливость как принцип права: историко-теоретический аспект. Дисс. канд. юр.

ные отличия изучаемых принципов друг от друга. Однако до настоящего времени среди ученых нет единого видения о построении системы с точки зрения её иерархичности с учетом специфики нравственно-правовых принципов и их малой изученностью, дискуссион-ностью большинства вопросов, а также динамики развития правовой системы и правовой культуры современного общества. И даже упоминание об иерархии принципов в современной тематической литературе встречается крайне редко. Учеными, как правило, рассматриваются вопросы соотношения понятий, предлагаются различные определения, описываются характеристики. В основном, эти высказывания носят эпизодический характер и не обрамлены определенной концепцией, полнотой исследования.

Одновременно обозначить регулятивную значимость и разницу между нравственно-правовыми принципами, выделить наиболее значимые принципы и принципы составляющие «фон6» возможно только путем признания одного или нескольких принципов выше по значимости, чем остальные, признание их «способности» к регулированию общественных отношений большей, чем у остальных, а это «верховенство» может означать и прямую зависимость, подчиненность одних принципов другим. Это прежде всего связано с ранжированием смыслообразующих категорий в принципах права.

Так, например, рассматривая и сравнивая категории, возможно сделать выводы об их взаимодополняемости, взаимозависимости и взаимообусловленности, схожести и отличиях, определяющих необходимость применения целого комплекса указанных выше принципов права для полноценного правового регулирования общественных отношений.

Прежде чем представить иерархию нравственно-этических принципов права, все-таки необходимо обратиться к рассмотрению основных из них в сравнении с принципом справедливости права.

Принцип справедливости и принцип равенства

наук. Кострома. 2005. и др.

6 Кондратюк Л.Д. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России (на примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности). М., 2006.

Равенство как таковое представляет собой абсолютную одинаковость двух и более объектов. Рассматривая равенство как правовой принцип, видится очевидным законодательно закрепленное равенство прав каждого, равенство возможностей всех граждан согласно закону. Одновременно с этим, как верно отмечает Ю.В. Романец, «все люди имеют равное нравственное достоинство, обуславливающее юридическое равенство в основных правах и обязанностях и ответственности. Однако в остальном - двух одинаковых людей не было и не будет. Каждый человек имеет свой неповторимый телесный, душевный и духовный об-

лик»1.

Аналогичная позиция была высказана И. Ильиным: «если бы люди действительно были равны, то справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически»2. И сказанное имеет основное свое значение в том, что приравнивание всех ко всем и во всем - однозначно неверный подход, который неоспоримо приведет к обратному результату - неравенству.

В целом соглашаясь с высказыванием Ю.В. Романец в том, что «равенство не является самостоятельным принципом права, поскольку подчиняется началу справедливости. Нравственно необходимыми могут быть и равенство, и неравенство, если они справедливы»3, авторы настоящей статьи не согласны с продолжением указанной мысли о том, что «справедливость - неотъемлемая часть принципа равенства (неравенства)». К.В. Ведяхина, анализируя законодательство, также указывала, что «часто нарушается принцип равенства, являющийся важнейшим компонентом понятия «справедли-вость»4. Полагаем, что равенство является подчиненной категорией в данном соотношении, как минимум в связи с тем, что справедливым может быть как равенство,

1 Романец Ю.В. Реализация этического принципа справедливого неравенства в российском праве // Российская юстиция, 2010. №10. С. 50.

2 Ильин И. Сочинения: В 2 т. Т.2: Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 1994. С. 316.

3 Романец Ю.В. Указ. соч. С. 51.

4 Ведяхина К.В. Осноные нравственно-этические принципы и социально-политические принципы российского права. Дис. канд. юр. наук.

Саратов. 2001;

так и неравенство. То есть справедливость и равенство не всегда сосуществуют в конкретной правовой ситуации. Здесь справедливость выступает как мерило или инструмент оценки установленных правовых границ. Как верно отмечают некоторые авторы - равенство входит лишь в число предпосылок справедливости наравне с возможностью самоопределения (свободой), механизмом установления социальных стандартов (правом), механизмом распределения социальных благ и системой ценностей, выполняющей знаковую функцию5.

Установление правового равенства и правового неравенства (различия) - вполне адекватный метод регулирования общественных отношений в современном демократическом государстве, который, в свою очередь, наравне с иными принципами права и методами регулирования общественных отношений должен привести к верно выбранному пути для установления справедливого права. Соответственно, законодатель должен таким образом создавать нормы, чтобы верно определять необходимую степень как равенства, так и неравенства при создании каждого нормативного акта, призванного регулировать определенный круг общественных отношений, обладающих соответствующей спецификой. Исключительно индивидуальный подход к формированию каждой отрасли права, каждого закона, каждой нормы права приведет впоследствии к порядку, который будет оцениваться обществом как однозначно справедливый - верный, правильный.

Принцип справедливости и принцип гуманизма

Если терминологическое отличие справедливости и равенства очевидно, то справедливость и гуманизм необходимо разграничить для более четкого восприятия соответствующих принципов.

Под гуманизмом принято понимать принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, её свободы, идея о

См.: например: Цит. по: Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. С. 106.

праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества1. Согласно гуманизму, к любому человеку необходимо относиться как к наивысшей ценности. Это отношение должно проявляться в милосердии, сострадании, если говорить о праве, то в признании прав и свобод человека наивысшей ценностью. В.Н. Турченко считает, что в определении гуманизма также необходимо выделять и практический аспект - обеспечение реальных, достойных человека материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих объективных общественных отношений2.

В качестве схожей черты между справедливостью и гуманизмом можно выделить отсутствие однозначности: четкого единственно признанного в науке определения и всеобщей ясности содержания, а также оценочный характер. В повседневной речи термин «гуманность» служит синонимом таких понятий, как милосердие, доброта, толерантность и определенный тип мировоззрения. В рамках правовых установлений применение данных синонимов абсолютно недопустимо, так как их применение искажает смысл термина «гуманизм» и вносит дисфункцию в правовое пространство.

Ю.Е. Пермяков считал принцип справедливости права и принцип гуманизма соперничающими принципами, указывая, что каждый из них ограничивает действие другого. «Право без справедливости - произвол, право без гуманизма - бездушная логика, уничтожающая в социальном человеческое»3. Ю.Е. Пермяков в некоторых трудах даже ставил гуманизм выше справедливости и права, говоря о том, что право и справедливость лишь предпосылки гуманизма. Авторы настоящей статьи с этим утверждением не согласны. Гуманное, но не правовое и не справедливое отношение, может привести к неуважению и пренебрежению правом, правовому нигилизму, потере грани между дозволенными

1 Современная философия: словарь и хрестоматия. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995. С.21.

2 См.: Турченко В.Н. Гуманизм и гуманизация науки. Новосибирск, 1997. С.25.

3 Пермяков Ю.Е. Указ. соч. С. 107-108.

рамками и антисоциальным поведением, ощущению и осознанию безнаказанности. Возможно, только тогда можно будет добиться повышения уважения к праву, когда страх перед наказанием на начальной стадии формирования правовой культуры будет являться одним из основных мотивов для соблюдения правовых норм. А далее общий процесс, направленный на повышения уровня правовой культуры и формирования чувства справедливости, должен привести к достижению желаемой в настоящее время цели в Российской Федерации - высокого уровня правовой культуры населения и безукоризненного чувства справедливости, сформированного на основе общественного порядка, права и имеющее спектр действия как особого отношения личности к себе, так и к другим представителям общества.

В продолжение мысли В.М. Семенова, который считал, что гуманизм - это «принцип социалистического правосознания, той части сознания, которая оценивает и определяет соответствие существующего права интересам человеческой личности» и отбрасывая идеологическую составляющую, вывод о необходимости ужесточения многих наказаний за административные правонарушения становится очевидно верным.

Принцип справедливости и принцип законности

Часто в литературе можно встретить утверждение, подобное следующему: «без принципа справедливости законность лишена своего содержания, а, по сути, мертва5». И с этим трудно не согласиться. «Принцип законности не предопределяет содержания... правового регулирования, а лишь требует облекать те или иные правила в юридическую форму. Поэтому законность - это формальный принцип (принцип организации деятельности). Напротив, справедливость - это содержательный принцип (принцип деятельности), поскольку он определяет само содержание правовой нор-

4 Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М.:Юридическая литература, 1982. С. 39.

5 Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 1997. №2. С. 101.

мы»1. Законное и справедливое должны дополнять друг друга в правовом пространстве, не исключая друг друга.

Указывая на проблемы, связанные с реализацией принципа законности, основной трудностью представляется вопрос об обеспечении законности в современной России. Таким образом, на первый план выходит проблема не создания нормативных актов с учетом политической обстановки и интересов общества, а также юридической техники, а именно исполнение уже принятых законов.

Говоря же о справедливости необходимо отметить, что ключевой проблемой (первичной), наоборот, является вопрос нормативного выражения - вопрос о возведении справедливости во всех её ипостасях в ранг закона, поскольку справедливость до настоящего времени не имеет четкой правовой дефиниции, не разработаны методы её применения. Далее в недостаточной степени (даже теоретически) проработанный принцип справедливости, внедренный в нормот-ворческий процесс и будучи закрепленным в одной из норм права, соответственно приобретает и проблему обеспечения законности.

Здесь также становится интересным вопрос о соотношении законного и справедливого. Всё ли законное справедливо? Ответить на указанные вопросы возможно, лишь проанализировав современное законодательство, проведя комплексное социологическое исследование на предмет отношения к современным законам с целью выявления его недостатков, взглядов граждан Российской Федерации на нормы права, которыми им приходится руководствоваться в своих действиях как в повседневной жизни, так и процессе трудовой деятельности, так как «конкретное выражение справедливость находит в правовых нормах и поступках людей, применяющих эти нормы»2.

1 Кропачев Н.М. Принципы применения мер ответственности за преступления // Правоведение. 1990. № 6. С. 72-73.

2 Анашкин Г.З. Справедливость назначения уголовного наказания // Советское государство и

право. 1982. №7. С. 60. Об этом же, например, Тар-хов В.А. Справедливость и законность // Правоведение. 1987. №2. С. 69.; Ведяхина К.В. Справедливость как принцип российского права // Вестник Волжско-

Построение иерархии принципов

Учитывая приведенные выше сравнения, можно утверждать: принцип справедливости носит обобщающий по отношению к другим принципам права характер, ибо наличие всех иных принципов права и каждого из них в отдельности справедливо. Принцип справедливости права ярко иллюстрирует высказывание В.М Семенова: «содержание принципа - нормы значительно более широкое, чем его формулировка3». Здесь необходимо отметить, что и формулировок (норм дефиниций) в современной российской нормативной базе практически нет. Имеет место, по сути, хаотичное применение термина, не подкрепленное серьезной научной базой, так как учение о справедливости являет собой совокупность взглядов различных представителей общества как прошедшего времени, так и настоящего о надлежащем политико-правовом и общественном устройстве. Поэтому перед законодателем в настоящий момент развития правовой системы стоит важная и сложная задача - разработать метод закрепления справедливости во вновь создаваемых нормативных актах таким образом, чтобы применение термина справедливости не вызывало затруднений и не порождало вопросов и споров. Справедливость как принцип права оказывает влияние и на экономику, и на политику. А, соответственно, на экономические и политические принципы. Построение экономической системы напрямую зависит от правового регулирования данной сферы, соответственно общественные отношения должны быть справедливо устроены, давая каждому возможность, воспользовавшись своими правами, реализовать свои возможности в экономической среде.

В связи с вышеизложенным мы полагаем, что справедливость является важнейшим принципом, в соответствии с которым строится вся система права. И уверенность в этом придают также и следующие рассуждения.

В.М. Семенов, рассматривая справед-

го университета имени В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 9. - Тольятти. 2000. С. 33.

3 Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М.:Юридическая литература, 1982. С. 15.

ливость в соотношении с другими принципами советского права, приходит к выводу, что справедливость представляет собой принцип правосознания и в более конкретизированном виде воплощена как принцип справедливости права и выражается в других общеправовых принципах. Указанный автор считает, что справедливость - это оценочное отношение к праву с позиций идеологии и морали и выражается в конкретных правовых характеристиках, и прежде всего в качественных особенностях права, т.е. в его принципах1. В настоящее время принцип справедливости является системообразующим2 принципом, так как задает вектор развития всего права в целом, здесь имеется в виду как развитие естественно-правовой теории, так и развитие позитивного права - законодательной базы. Так, фраза «наличие принципов гуманизма и равенства в праве - справедливо» вполне убедительна и не вызывает сомнений, в то время как во фразе «наличие принципа справедливости гуманно» или «соответствует принципу равенства» - смысл отсутствует вовсе.

Указанный вывод подтверждается и тем, что на многих языках мира право и справедливость - синонимы. Так, например, на английском языке justice, righteousness -справедливость, правосудие, праведность; на немецком gerechtigkeit, fairness - справедливость, правосудие, объективность; на французском justice - справедливость, правосудие, социальная справедливость — justice sociale; на испанском - justicia, equidad -справедливость, правосудие, равенство.

Интересным аспектом изучения принципа справедливости права также может стать рассмотрение указанного принципа в контексте различных классификаций принципов права, предложенных различными авторами. Классифицировать принципы права возможно по различным основаниям.

Одним из самых распространенных делений принципов является деление на общие, межотраслевые, отраслевые. И здесь открывается одно из свойств прин-

1 Семенов В.М. Указ. соч. С. 42-43.

2 См, например: Брайнин Я.М. Уголовный закон и

его применение. М., 1967. С. 21; Саркисова Э.А. Предупредительная роль уголовно закона. Минск, 1979. С. 11.

ципа справедливости, одновременно определяющего роль справедливости в праве и представляющего масштабы применения принципа справедливости - принцип справедливости права возможно отнести ко всем трем группам принципов. Справедливость пронизывает (должна пронизывать) абсолютно все нормы и институты.

Если, например, классифицировать принципы по факту текстуального нормативного закрепления, то возможно выделить принципы:

1) закрепленные. К закрепленным нормативно принципам права можно отнести принципы права, так или иначе нашедшие свое выражение в норме позитивного права. Фиксация принципа может быть как прямой, так и косвенной. Н.С. Маленин считал, что закрепленные принципы права допустимо далее различать «по степени нормативности». У «норм-принципов» самая высокая нормативность, а «принципы -законоположения» реализуются обычно в сочетании с другими правовыми актами3.

2) незакрепленные. К ним можно отнести те принципы, которые являют собой принципы, смысл или морально-нравственные ценности естественного права, но при этом не нашли отражения ни в одном нормативном акте.

Г.В. Назаренко предлагает поименовать такое деление принципов права на «пи-

4

санные и неписаные» , что по нашему мнению не имеет существенного отличия. При этом указанный автор уточняет, что фиксация возможна как прямая, то есть принципы закреплены в конкретных правовых нормах, либо косвенная - когда принципы логически вытекают из совокупности норм.

Рассматривая принцип справедливости в разрезе указанной классификации, возможно отметить, что в современной правовой системе России принцип справедливости является закрепленным (писаным), но при рассмотрении вопроса о степени нормативности неминуемо возникает необходимость рассмотреть каждую отрасль права

3 См.: Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. №6. С.12.

4 См. например, Назаренко Г.В. Теория государства и права. М., 1998.

отдельно, поскольку в зависимости от этого ответ будет варьироваться. Попытка ученого Г.Н. Манова представить принцип естественной справедливости права как надпо-зитивный принцип1 нельзя применить к российской современной правовой системе, и даже спрогнозировать именно такой статус этого принципа в обозримом будущем, поскольку уже сформировано осознание того, что нормативное закрепление данного принципа необходимо, и начало этому процессу закрепления уже положено.

Соответственно, объединив идеи двух вышепоименованных классификаций, можно предложить классификацию принципов по факту закрепления в отдельной отрасли права. В данном случае характеристика принципа справедливости будет зависеть от того, какая именно отрасль рассматривается и каким образом в ней отражен принцип справедливости.

Принципы можно классифицировать на группы в зависимости от ясности, четкости, однозначности содержания и выработки словесного выражения, по способу закрепления:

1) ясные, однозначные, не вызывающие сомнений.

2) неоднозначные, являющие собой предмет научных дискуссий.

Здесь, к сожалению, на настоящем этапе развития права справедливость можно отнести ко второй группе принципов. Потому что, как указывалось выше, несмотря на нормативную закрепленность и наметившуюся тенденцию к более внимательному отношению к принципу справедливости права и более частому закреплению в законах, в настоящее время справедливость не имеет четкого, ясного и однозначного нормативно-правового содержания. В качестве нормы попытка создания нормы-дефиниции принципа справедливости права представлена в современном праве России, пожалуй, только в Уголовном кодексе Российской Федерации. В других нормативных актах, как правило, термин «справедливость» или даже принцип справедливости встречается опосредовано, без уточнений и, соответственно, без должной детальной ясности.

1 См.: Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 172-177.

Конечно, можно сказать и о том, что справедливость должна наполнять собой каждую норму существующего права, но к такому безупречному состоянию российской правовой системы необходимо прийти путем внимательной и кропотливой законотворческой работы.

Приведенные классификации, случайным образом отобранные из множества подобных, в достаточной степени ярко иллюстрируют специфику принципа справедливости права, которая раскрывается буквально в каждой классификации.

А.Л. Захаров отмечает, что системность правовых принципов характеризуется не только горизонтальными связями, но и вертикальными, и обращаясь к сравнению В.В. Похмелкина общих, межотраслевых и отраслевых принципов права с пирамидой, вершину которой составляет принцип спра-ведливости2, и считает выделение одного из общих принципов (справедливость) как вершину «пирамиды» не совсем корректным, объясняя это тем, что такое выделение может быть истолковано как пренебрежение другими общими принципами3.

С последним утверждением можно не согласиться, поддерживая позицию В.В. Похмелкина. Безусловно, пренебрежение другими общими принципами - абсолютно неверно и недопустимо. Каждый принцип, действительно, индивидуален и несет свою смысловую и целевую нагрузку. Именно дополняя друг друга, принципы составляют полноценную систему принципов права, наполняют её ценностями и ориентирами. И нет видимой причины умалять значение иных кроме справедливости принципов, но нельзя не признать, что все они существуют именно для достижения главной цели и ценности - справедливости в целом. В связи с этим становится очевидным, что справедливость присутствует на всех уровнях предлагаемой выше пирамиды, и в том

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Похмелкин В.В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. Красноярск. 1990. С. 24.

3 А.Л. Захаров считает, что «пирамида» должна состоять из трех частей, уровней: на первом, верхнем - все общие принципы; на втором, в центре - межотраслевые; на третьем, в самом низу - отраслевые. При этом не исключая возможности добавить еще четвертый и пятый уровни - уровень принципов подотраслей права и принципов институтов права.

числе на вершине.

М.В. Пресняков, рассматривая справедливость как ценность права, указывал на принципиальную соотнесенность справедливости от иных конституционных ценностей (равенства, свободы, гуманизма и т.п.). Он же отмечал, что «возникает соблазн нормативно закрепить приоритет одних конституционных ценностей перед другими», тем более что в аксимологии ранжирование ценностей весьма принято1. П.Е. Матвеев отмечал: «аксиология свидетельствует, что всякий мир ценностей отличается таким существенным свойством, как иерархичность, то есть неравной самоценностью отдельных ценностей, и потому определенным порядком расположения по вертикали «сверху вниз» - от «высших» к «низшим»2. В рамках ценностного похода предпринимались попытки составления определенной иерархи3. Выделялись абсолютные ценности: справедливость, свобода, равенство, демократия, порядок. Следующие по значимости: человек и ценности с ним связанные - жизнь, здоровье, честь, достоинство. Далее: безопасность, частная собственность, свобода вероисповедания и т.п. Таким образом, справедливость является и важнейшей ценностью и, соответственно, важнейшим принципом права одновременно.

Поскольку принципы права являются, по сути, инструментом выражения ценностей в праве, видится логичным и иерархическое построение принципов права, исходя из содержательной емкости понятия «ценности» и регулятивной значимости принципа права. Здесь несомненно самое значимое место занимает справедливость и, соответственно, как ценность права - принцип справедливости права.

Возникая как идея о правильном распорядке в той или иной области обществен-

1 См.: Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости // СПС Консуль-тантПлюс.

2 Матвеев П.Е. Моральные ценности: Монография. Владимир, 2004. С. 111.

3 См., например, Телегина В.А. Правосудие

как социально-правовая ценность: вопросы теории:

Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006; Мишина И.Д. Нравственные ценности в праве: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

ных отношений, справедливость стремится и восходит к праву. Реализуясь в праве в качестве принципа права и становясь инструментом достижения цели - желаемого результата, желаемой правовой системы, справедливость становится и внутренним наполнением права и внешним - целью дальнейшей правотворческой работы. Принцип справедливости как ранее, так и в настоящее время - принцип наивысшей степени нормативной обобщенности, и, соответственно, согласно позиции Конституционного суда РФ предопределяет содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носит универсальных характер и в связи с этим оказывает регулирующее воздействие на все сферы обще-

4

ственных отношений.

В.М. Семенов, рассматривая справедливость в соотношении с другими принципами советского права, приходит к выводу, что справедливость представляет собой принцип правосознания, а в более конкретизированном виде воплощена как принцип справедливости права, и выражается в других общеправовых принципах. Указанный автор считает, что справедливость - это оценочное отношение к праву с позиций идеологии и морали и выражается в конкретных правовых характеристиках, и прежде всего в качественных особенностях права, т.е. в его принципах. 5

С учетом вышеизложенного и развивая указанную позицию далее, мы приходим к выводу о том, что принцип справедливости является основным, главным принципом права, ибо его наличие предопределяет наличие иных принципов права, раскрывая идеологию и отношение к государственному и правовому устройству в конкретный исторический период. Используя терминологию, представленную А.Т. Бон-

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1993 г. №1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и Постановлений Пленумов Верховного суда СССР, Верховного суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы» // "Ведомости СНД и ВС РФ", 08.04.1993, N 14, ст. 508.

5 Семенов В.М. Указ. соч. С. 42-43.

нер1, Н.Г. Александровым и А.А. Гордиенко и некоторыми другими авторами, можно сказать, что справедливость является «суперпринципом». В связи с вышеизложенным, объемом самого понятия и проявлений справедливости нельзя в полной мере согласиться с доводами других авторов о том, что все принципы имеют в праве равное значение. Действительно, как уже и было отмечено выше, принципы права существуют в системной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга, и действительно каждый принцип существует не случайно, а занимает именно свое место в праве. Но вместе с этим, как иерархически выстроена система нормативных правовых актов, так и система принципов права (исходя из существующих в настоящее время принципов) предполагает иерархичность, а именно, возвращаясь к предмету исследования, именно принцип справедливости является основным и, как уже указывалось, системообразующим принципом, обладая неравным по отношению к другим принципам значением. Здесь имеется в виду как развитие естественно-правовой теории, так и развитие позитивного права - законодательной базы. Так, фраза «наличие принципов гуманизма и равенства в праве - справедливо» вполне убедительна и не вызывает сомнений, в то время как во фразе «наличие принципа справедливости гуманно» или «соответствует принципу равенства» - смысл отсутствует вовсе. Можно также сказать, что принцип справедливости является неким мерилом и балансом других принципов права.

Специфика справедливости проявляется и в том, что оценкой «справедливо» должно оцениваться и само учение о других принципах права, их месте и роли в системе принципов права и в самом праве. И справедливым будет лишь такой порядок, когда все иные ценности будут реализованы должным образом. Следовательно, рассматривая принципы права как в достаточной степени самостоятельную, но тем не менее находящуюся в определенных рамках систему, (так как нельзя вырвать принципы

1 См., например: Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М.: Российское право, 1992.

права из самой системы права) видится, что принципы никоим образом не противопоставляются друг другу, занимая каждый свою позицию исходя свойств и предназначения права.

Таким образом, рассматривая роль и место принципа справедливости в рамках существующей системы принципов права, можно прийти к выводу, что по своему содержанию принцип справедливости характеризуется наличием объективно необходимых других принципов права. А принципы права в своей совокупности стремятся к справедливости и обрамлены ею, как целью создания всей системы права. И, несмотря на то, что принцип справедливости стоит выше остальных принципов права, он системно зависим от других принципов, если проводить аналогию с пирамидой, то если нет основания, то не на чем держаться и вершине.

Неукоснительное следование принципу справедливости должно в перспективе стать особенностью российского правового устройства, неизменным вектором развития политико-правовой системы, поскольку он является организующим началом самой системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Захаров, А.Л. [Коллективная монография] / А.Л. Захаров, К.С. Захарова, С.Н. Реви-на. - Самара, 2010. - С. 36, 260.

2. Воронов, А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права // Законодательство. - 2003. - №12. - С. 54.

3. Ведяхина, К.В. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы Российского права: дис. ... канд. юр. наук. - Саратов, 2001.

4. Кондратюк, Д.Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России (на примере справедливости, гуманизма, разумности, и добросовестности): дис. ... канд. юр. наук. - М., 2006.

5. Древесников, А.В. Справедливость как принцип права: историко-теоретический аспект: дис. ... канд. юр. наук. - Кострома, 2005.

6. Романец, Ю.В. Реализация этического принципа справедливого неравенства в российском праве // Российская юстиция. - 2010. - №10. - С. 50.

7. Ильин, И. Сочинения: в 2 т. Т.2: Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М., 1994. - С. 316.

8. Пермяков, Ю.Е. Лекции по философии права: учебное пособие. - Самара: Изд-во Самарский университета, 1995. - С. 106.

9. Современная философия: словарь и хрестоматия. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - С. 21.

10. Турченко, В.Н. Гуманизм и гуманизация науки. - Новосибирск, 1997. - С. 25.

11. Семенов, В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. - М.: Юридическая литература, 1982. - С. 39.

12. Мальцев, В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. - 1997. - №2. - С. 101.

13. Кропачев, Н.М. Принципы применения мер ответственности за преступления // Правоведение. - 1990. - № 6. - С. 72-73.

14. Анашкин, Г.З. Справедливость назначения уголовного наказания // Советское государство и право. - 1982. - №7. - С. 60.

15. Тархов, В.А. Справедливость и законность // Правоведение. - 1987. - №2. - С. 69.

16. Семенов, В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. - М.: Юридическая литература, 1982. - С. 15.

17. Брайнин, Я.М. Уголовный закон и его применение. - М., 1967. - С. 21.

18. Саркисова, Э.А. Предупредительная роль уголовного закона. - Мн., 1979. - С. 11.

19. Малеин, Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. - 1996. - №6. - С. 12.

20. Назаренко, Г.В. Теория государства и права. - М., 1998.

21. Теория права и государства / под ред. Г.Н. Манова. - М., 1995. - С. 172-177.

22. Похмелкин, В.В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. - Красноярск, 1990. - С. 24.

23. Пресняков, М.В. Конституционная концепция принципа справедливости // СПС КонсультантПлюс.

24. Матвеев, П.Е. Моральные ценности: монография. - Владимир, 2004. - С. 111.

25. Телегина, В.А. Правосудие как социально-правовая ценность: вопросы теории: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006.

26. Мишина, И.Д. Нравственные ценности в праве: дис. . канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1999.

27. Постановление Конституционного суда РФ от 27.01.1993 г. №1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и Постановлений Пленумов Верховного суда СССР, Верховного суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы» // Ведомости СНД и ВС РФ. -

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1, 2018 08.04.1993. - № 14. - Ст. 508.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.