МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
Ловцов Д.А., Федичев А.В.*
Аннотация.
Цель работы: совершенствование научно-методической базы теории правовой информатики.
Метод: концептуально-логическое моделирование информационной сферы общественно-производственной деятельности и системный анализ взаимосвязи предметной области информационно-правовых знаний и основных информационно-правовых объектов актуальных научных исследований.
Результаты: разработана концептуально-логическая модель информационной сферы (инфосферы) общественно-производственной деятельности - сферы переработки (производства, интерпретации, коммуникации) и потребления (осведомление, обучение, принятие решения и др.) содержательной информации, отображающая взаимоотношения базовых компонентов инфосферы, включая такие как: информационная инфраструктура (информационные ресурсы, информационные системы, коммуникации), информационная среда (информационные средства, информационные технологии, организационные и юридические структуры), информационное пространство, информационные деятели. Показаны место и роль правовой информатики как прикладной области правовой информологии.
На основе концептуально-логического моделирования инфосферы обоснованы продуктивная классификация видов проявления правовой информации, основные научные направления правовой (отраслевой) информатики и первоочередные задачи её разработки.
Ключевые слова: правовая информатика, правовая информология, информация, правовая информация, информационная сфера, информационная среда, информационная инфраструктура, информационное пространство, информационные деятели, информационные технологии, информационное право, система правового регулирования, правовая эргасистема.
Р01: 10.21681/1994-1404-2017-1-05-12
Возрастающая с начала 80-х гг. XX в. роль информации в современном индустриальном обществе и идущем ему на смену так называемом информационно-кибернетическом или информационном обществе1, обусловленная, прежде всего, широким распространением информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
1 Согласно известным концепциям Д. Белла, З. Бже-зинского, О. Тоффлера (все из США), Г. Кана, А. Винера, Ф. Уэбстера (все из Великобритании), Ж. Фурастье (Франция), Р. Ф. Абдеева, Н. Н. Моисеева (оба из России) и др.
и внедрением глобальных телематических сетей (типа Интернет, Релком, Ситек, БеёаЬ, ЯвтаП и др.), создающих принципиально новые возможности и стимулы для развития экономики и изменения общественных отношений, включая появление большого разнообразия новых информационных отношений в информационной сфере (инфосфере) общественно-производственной деятельности, привела к необходимости создания адекватной нормативно-правовой базы.
Практическое создание нормативно-правовой базы обусловило, в свою очередь, возникновение в качестве его теоретической основы новой «синтетической» (смежной) естественно-социальной науки «правовая информология» (рис. 1),
* Ловцов Дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель по научной работе директора Института точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева Российской академии наук, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия, Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: [email protected]
Федичев Андрей Валерьевич, кандидат технических наук, доцент, действительный государственный советник Российской Федерации, директор Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации» при Минюсте России, Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: [email protected]
Области знания
Объекты исследования
Теоретико-информационные аспекты (сущность) и информационное действие права
Правовое регулирование информационных
отношений __5_55фосфере__
Правовая информатизация
Рис. 1. Взаимосвязь предметной области информационно-правовых знаний и основных информационно-правовых объектов актуальных научных исследований
представляющей собой специализированную (правовую) информологию2 [1, 2], исследующую природу социально-правовой информации и её связанность с самоорганизующимися системами правового регулирования (международными, национальными, федеральными, территориальными) - правовыми эргасистемами3.
Основными объектами исследования современной правовой информологии (в зависимости от уровня формализации правовых представлений) являются (см. рис. 1):
- теоретико-информационные аспекты (сущность) и информационное действие права в целом (включая, прежде всего, обеспечивающие информационные правоотношения, являющиеся средством достижения определённых правовых целей);
2 Информология - отрасль науки, изучающая природу, свойства, качественные виды и формы существования и проявления и рациональные формы представления информации, а также концептуальные и методологические основы различных информационных теорий (эргасистем, измерения, идентификации, управления, связи и др.).
3 Эргатическая система, эргасистема (от греч. егда - действующее лицо, оператор) - сложная человеко-машинная система управления (регулирования) объектами технических, технологических, экономических, экологических, организационных, правовых и др. комплексов и отношений, в которой управляющая система (в частности, правовая система, АСУ и др.) содержит информационного деятеля (человека-оператора или группу операторов) как главный компонент, характеризующаяся функциональной активностью и функциональным гомеостазисом на множестве функциональных возможностей в условиях динамически изменяющейся внешней среды.
- правовое регулирование информационных отношений в инфосфере, т.е. целевых информационных отношений, представляющих собой одновременно и средство для достижения конкретных правовых целей и определённый результат именно информационно-правовой деятельности;
- правовые аспекты информологии (главным образом, организационно-правовое обеспечение информатизации правоохранительной системы государства).
Исследование первого объекта проводится практически с начала создания правоведения как научной отрасли, но в настоящее время оно реализуется более эффективно благодаря применению разработанных и апробированных инфор-мологических положений (понятий, принципов, методов, моделей).
Исследование второго объекта проводится в рамках относительно нового обособленного раздела правовой информологии - информационного права (ИП), предметом которого являются способы правового регулирования исключительно целевых информационных отношений, т.е. информационные правоотношения в инфосфере.
Наконец, исследование третьего объекта проводится в рамках прикладной области правовой информологии - относительно самостоятельной технологической науки «правовая информатика».
Современная правовая информатика представляет собой специализированную (отрасле-
вую) информатику4, изучающую процессы производства, интерпретации и коммуникации юридически значимой (правовой) информации, а также процессы создания, внедрения и использования электронно-вычислительной (компьютерной) техники и информационно-компьютерных технологий в юридической деятельности.
Вообще говоря, историческое возникновение отраслевых информатик (правовой, социальной, биологической, гуманитарной, экономической, исторической, строительной и др.) обусловлено необходимостью учета специфики предметной области применения, и поэтому представляется практически целесообразным рассматри вать и х в качестве разделов единой науки информатики. Данное положение базируется на формализации определения исходного методологического (для информологии и информатики) понятия «информация» на основе интегрального атрибутивно-функционального (ИАФ) подхода, т.е. подхода, частично объединяющего идеи известных фило-софско-методологического (атрибутивного) и кибернетического подходов [1, 4].
Согласно ИАФ-подходу в эргасистемах рассматривают два рода (вида существования) информации - объективную (абсолютную) и субъективную (относительную), представляющие собой, соответственно [4]:
1) внутреннюю структурную (преобразующую) информацию, заключенную в структурах эргасистемы, её элементов управления, алгоритмов (протоколов, регламентов) и программ переработки информации и являющуюся физической величиной;
2) внешнюю содержательную (специальную, главным образом, научно-техническую, социально-правовую, планово-экономическую, технологическую и
4 Информатика (за рубежом Computer science - «Компьютерная наука») - прикладная область информологии (общей теории информации), изучающая процессы производства (генерации, включая моделирование; рецепции-восприятия, измерения), интерпретации (преобразования, логической обработки, аккумуляции) и коммуникации (передачи, хранения, представления) содержательной информации, а также процессы создания, внедрения и использования компьютерной техники и ИКТ во всех сферах целенаправленной деятельности. Вместе с тем надо иметь в виду, что и сейчас можно встретить публикации, содержащие «отголоски» малопродуктивной и так и не завершенной терминологической дискуссии 60 - 90 гг. прошлого века представителей «вычислительной информатики» (ВЦ РАН) и «информационной информатики» (ВИНИТИ РАН) [3], представляющих, по сути, различные разделы информологии с точки зрения общей теории систем.
др.), извлекаемую из информационных массивов (сообщений, команд, документации и др.) относительно индивидуальной модели предметной области (тезауруса) получателя (информационного деятеля, эрга-системы, функциональной подсистемы).
В связи с этим под информацией (от лат. т1огтаНо - осведомление) в широком смысле понимается свойство объектов (процессов) окружающего материального мира порождать разнообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому (пассивная форма), и средство ограничения разнообразия, т.е. организации, управления, дезорганизации и др. (активная форма) [1, 5].
Использование данного методологического определения информации как одного из основных свойств (атрибутов) объективного мира, связанного с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными, позволяет на практике, во-первых, осознать наличие и, отсюда, необходимость учета в эргасистемах объективных информационных характеристик (ограничений) обслуживающих и обслуживаемых объектов (процессов) любой физической природы как разнообразия состояний последних и их влияния на информационные характеристики субъективных сведений (знаний), циркулирующих между объектами (субъектами), способными их осмыслить. Такой учет, в частности, обеспечит формализацию объективной и субъективной частей информационного ресурса эргасистемы с целью его рационального употребления и расходования для более полного использования целевых возможностей объектов управления (регулирования). Во-вторых, согласно данному определению можно и следует применять информацию как средство ограничения разнообразия (управления, регулирования и др.) состояний объектов (процессов, отношений), тем самым осуществляя активное воздействие на их информационные характеристики в соответствии с поставленными целями.
В эргасистемах выделяют также качественно различные [1, 6]:
- виды проявления (осведомляющая, преобразующая, преобразованная: восприятия-измерения, наблюдения, идентификации, коммуникации, принятия решения или предписывающая; координирующая, управляющая);
- формы существования (визуальная, аудиаль-ная, тактильная, обонятельная, вкусовая);
- формы проявления (знания, сообщения, факты, файлы, команды, сигналы, нормы, правила, принципы и др.);
- формы представления (математического: линейная, степенная, логарифмическая, экспоненциальная и др.; организационно-технического: массивы чисел или данных, кодовые группы, графики, структуры, таблицы и др.) информации.
Качественной разновидностью содержательной информации является правовая (юридически значимая) - специальная социальная информация [1, 4, 6], подразделяемая по виду проявления на два подвида:
- нормативную (предписывающую или пре-скриптивную [7]), содержащуюся в общеобязательных нормах-правилах (правовых предписаниях) и принципах (требованиях), представленных в нормативных правовых актах и актах органов местного самоуправления, информацию о правомерном поведении, имеющую официальный и документальный характер и выполняющую функции ограничения разнообразия в поведении своих адресатов (правовой её делают установленные процедуры принятия, общеобязательность соответствующего понимания, предусмотренные способы использования и др.);
- ненормативную (осведомляющую и координирующую) - содержащуюся в сообщениях, знаниях, фактах, местных и темпоральных актах и др. многоаспектную информацию о праве как о теоретической модели системы общеобязательных норм и принципов, а также о правилах, процедурах, изменениях и результатах функционирования реальной регулятивно-охранительной системы, имеющую как официальный, так и не официальный характер (включая: оперативно-розыскную, следственно-криминалистическую, судебно-экспертную, судебно-статистическую, патентно-лицензионную, частно-субъектную, гражданско-процессуальную, научно-правовую и др. информацию).
Развитие правовой информатики как науки осуществляется в составе правовой информоло-гии (на основе разрабатываемых теоретических информационно-правовых знаний, играющих методологическую роль по отношению к прикладным знаниям) и связано с развитием, главным образом, правовой кибернетики (вскрывает механизм целенаправленного и самоконтролируемого поведения субъектов правоотношений), правовой тектологии или организации правовой системы общества (рассматривает структурные отношения правовой системы общества, её
частей и среды), теоретико-информационных основ выработки и принятия юридических решений (рассматривают рациональные выборы внутри специфических информационно-правовых образований), теоретико-информационных основ игровых ситуаций (анализируют рациональную конкуренцию противодействующих правовых сил), факторного анализа (рассматривает формальные процедуры исследования многофакторных правовых задач) и др.
Эффективная взаимосвязанная разработка данных научных дисциплин информационно-правового знания представляется целесообразной на базе проблемно-ориентированного варианта комплексного «ИКС»-подхода («информационно-кибернетически-синергетического») [8] - системного подхода, в котором внимание акцентируется на его информационном, кибернетическом и си-нергетическом аспектах, что соответствует трех-компонентной природе правовых эргасистем. В таком контексте «ИКС»-подход - это комплексная методология исследования сложноорганизо-ванных правовых эргасистем, состоящая в интеграции методологии информационного подхода (при котором объект рассматривается как целенаправленная информационная система), методологии кибернетического подхода (при котором объект рассматривается как система управления на уровне информационных процессов и алгоритмов функционирования информационной базы) с методологией синергетического подхода (при котором объект рассматривается как динамическая самоорганизующаяся система, взаимодействующая со средой) в составе методологии системного подхода (при котором объект рассматривается как сложноорганизованная многоаспектная система).
На основе «ИКС»-подхода возможна, в частности, разработка формально-логического аппарата - системологии правового регулирования [6], обеспечивающего как выработку обоснованных требований к организационно-правовому и информационно-техническому обеспечению процесса правового регулирования, так и количественную оценку эффективности и качества последнего. При этом исходными понятиями системологии правового регулирования являются следующие базовые: «система», «информация», «регулирование», «структура», «качество», «модель», «ситуация», а также их производные («система правового регулирования», «правовая система», «система права», «система законодательства», «информационно-правовой ресурс», «правовая информация»,
«информационно-правовой процесс», «информационно-правовая структура», «информационно-правовая база», «качество системы правового регулирования», «качество правовой информации» и др.). Данные общенаучные понятия, приближаясь к философским категориям, интегрируют опыт, накапливаемый в отдельных «ИКС»-теориях, и по существу делают этот опыт достоянием всей науки.
Создание продуктивной системологии правового регулирования информационных отношений в инфосфере (как основного - «целевого» правового раздела правовой информологии) предполагает исследование основных источников [9] правовой информологии, к которым относятся следующие:
- материальный (социально-экономические, природно-климатические, научно-технические и другие объективные условия) - обусловлен наличием в структуре экономики современного индустриального общества (основа которого - капитал и труд) и идущего ему на смену информационно-кибернетического общества (основа которого -информация и знания) наряду с тремя традиционными секторами экономики (а именно: секторами промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг) четвёртого - информационного, который становится доминирующим;
- идеальный (правосознание, правовой менталитет и другие внутренние субъективные выражения сознания смысла жизни) - обусловлен возникновением и стремительным развитием индивидуального, группового и общественного информационно-правового менталитета, связанного с появлением множества разнообразных технологических, лингвистических и социально-нравственных возможностей поддержания трансграничных телекоммуникаций для содержательного общения и самовыражения;
- формальный (формы внешнего выражения информационно-правовых норм) - информационное законодательство, а также научно-теоретические, доктринальные, религиозные, правоприменительные и иные вербальные (выступления, дискуссии, беседы) и письменные (публикации, акты, тексты) формы.
Проводимые в России с конца 70-х гг. прошлого века теоретико-прикладные исследования проблемы эффективного правового регулирования информационных отношений, возникающих в общественно-производственной деятельности, а также организационно-правового обеспечения информатизации правовых эргасистем в настоя-
щее время характеризуются качественно новыми условиями.
В 2006 г. завершено создание5 первой очереди ГАС Российской Федерации «Правосудие», представляющей собой первую отечественную крупномасштабную территориально-распределённую информационно-правовую систему, обеспечивающую формирование единого информационного пространства судебной системы России и информационно-аналитическую поддержку судопроизводства на базе принципа сбалансированности информационных потребностей граждан, общества и государства (баланса между потребностью свободного обмена информацией и необходимыми ограничениями на её распространение).
Завершён также этап широкомасштабного процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России6, в результате которого возникли и поддерживаются осведомляющие интернет-сайты всех органов власти, обеспечивающие практически полную информационную определённость в отношении их государственной деятельности.
С 2009 г. в России функционирует Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), на котором размещается информация, формы заявок и через который проводятся платежи. В 2015 г. ЕПГУ интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Достигнут существенный прогресс в определении перечня базовых государственных информационных ресурсов и систем (национальных баз данных), используемых в системе государственного управления органами власти и органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных или муниципальных услуг. Этот перечень определен Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)». Постановление предписывает операторам указанных государственных информационных систем обеспечивать круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям и
5 В соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие судебной системы России (2002 - 2006 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября
2001 г. № 805.
6 В соответствии с ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января
2002 г. № 65) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.
осуществлять проверку их содержания на предмет полноты и достоверности.
Созданы Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) для межведомственного электронного обмена статистическими данными и документооборота. Идут работы по созданию до 2020 г. так называемого «цифрового правительства» как новой стадии развития «электронного правительства», т.е. нового этапа трансформации системы предоставления услуг на основе использования возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий.
Данные значимые достижения определяют потребность в комплексном (системном) проведении дальнейших многоаспектных теоретико-прикладных исследований информационных отношений и правоотношений в условиях формирования информационного общества. На основе обобщения результатов исследований, а также полученного практического опыта данных технологических достижений возможна продуктивная и относительно самостоятельная разработка теоретико-прикладных и прикладных аспектов собственно правовой информатики с учетом состояния и уровня развития общетеоретических основ правовой информологии и смежных информационно-правовых наук. В частности, учитывая их природную «двухпрофильность», путем взаимосвязанной разработки эффективных ИКТ, реализованных на базе средств телематики7 и вычислительной техники, представляющих собой базовые элементы информационно-технического обеспечения (ИТО) любой профессиональной деятельности, включая юридическую (только качественное релевантное8 ИТО может обеспечить повышение рациональности организации и эффективности профессиональной деятельности) и соответствующего организационно-правового обеспечения (ОПО) внедрения и использования ИКТ (только качественное релевантное ОПО может обеспечить эффективность внедрения и использования ИКТ).
Причём акцент следует делать на разработке ИТО юридической деятельности как первичном
7 Телематика (от англ. - telematics) - термин, используемый вместо термина «ИКТ телекоммуникаций» (электронная почта, телекс, телетекс, видеотекс, телетекст, телеконференции и др.).
8 От англ. relevancy - семантическое соответствие, умест-
ность.
по отношению к ОПО ИКТ, которое, в свою очередь, взаимосвязано с информационным законодательством и, через него, с информационными правоотношениями в инфосфере, возникающими, в частности, в результате внедрения и использования ИКТ и являющимися предметом обособленного раздела правовой информологии и, одновременно, относительно новой научно-правовой отрасли - информационного права.
Тогда обобщенным объектом правовой ин-формологии и её прикладной области - правовой информатики можно считать информационную сферу (инфосферу) общественно-производственной деятельности (рис. 2) [10] - сферу переработки (производства, интерпретации, коммуникации9) и потребления (осведомление, обучение, принятие решения и др.) юридически значимой (правовой) содержательной информации [4], а предметом - процессы переработки правовой информации и процессы создания, внедрения и применения средств компьютерной техники и ИКТ (включая средства телематики, т. е. ИКТ телекоммуникаций).
Основу информационной сферы общественно-производственной деятельности как сферы переработки и потребления содержательной (включая правовую) информации составляет взаимосвязанная совокупность множества материальных информационных сред (информационная инфраструктура, информационные технологии и средства, организационные и юридические структуры) эргасистем и соответствующих виртуальных информационных пространств, посредством которых взаимодействуют различные информационные деятели (источники и потребители информации). Системообразующим компонентом инфосферы является информационная инфраструктура - совокупность взаимосвязанных структурных коммуникаций, информационных систем и информационных ресурсов, создаваемая, регулируемая и контролируемая специальными органами страны.
Совокупность информационных технологий инфосферы, по сути, представляет собой организованное математическое обеспечение технологических процессов (действий) переработки информации. Физическое объединение информационных (идеальных) и электронных
9 В частности, коммуникация информации в пространстве и во времени (хранение) составляет существо так называемой информационной работы в сфере культуры, библиотечного дела, архивов и др.
(материальных) технологий позволяет получить как традиционные (основанные на парадигмах структурного, логического, функционального, процедурного программирования и концепции баз данных) ИКТ, так и нетрадиционные или новые (основанные на парадигме объектно-ориентированного программирования и концепции баз данных и знаний) ИКТ.
В связи с этим материнскими науками для правовой информатики стали математика, логика, кибернетика, лингвистика, электроника, системотехника, правоведение.
Основными научными направлениями правовой (отраслевой) информатики как и информатики в целом в настоящее время являются информационная теория эргасистем, теории информации (статистическая, комбинаторная, топологическая, семиотическая, семантическая и др.), теория математического моделирования и вычислительного эксперимента, теоретические основы вычислительной техники, алгоритмизации, и программирования; теория обеспечения информационной безопасности, теория коммуникации и распространения информации в социальных системах, геоинформатика, искусственный интеллект [1, 3].
В частности, распространение юридически значимой (правовой) информации имеет важное государственное значение и поэтому обеспечивается постоянно совершенствующимися информационно-компьютерными средствами и сетевыми технологиями. Например, в профес-
сиональной юридической деятельности широко используются коммерческие настольные компьютерные и сетевые базы данных, называемые справочными правовыми системами (типа «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.). Развивается и государственная информационно-поисковая система и полнотекстовая база данных «Эталон» НЦПИ, содержащая более 7 млн правовых документов и материалов. Функционирует Единая система нормативно справочной информации (ЕС НСИ), содержащая сведения о классификаторах, словарях и справочниках, используемых в государственных и муниципальных информационных системах. В судебной системе начинают все активнее применяться ИКТ полиграфологических судебных экспертиз и современные компьютерные полиграфные системы («детекторы лжи»).
Неограниченные возможности развития ИТО юридической деятельности предоставляют глобальные информационно-компьютерные телекоммуникационные (телематические) сети (ГТС), в частности, внедрение рациональных технологий поиска и доступа к информационным ресурсам, размещенным в ГТС, создание сетевых информационных хранилищ и экспертных информационных систем в области права (например, «Эталон-онлайн»); применение геоинформационных технологий эффективной электронной логической обработки многоаспектной правовой информации и др.
Рис. 2. Концептуально-логическая модель инфосферы
К наиболее актуальным научным вопросам, требующим первоочередного обсуждения, представляется целесообразным отнести обоснование максимально адекватных концептуально-логических моделей системы правового регулирования (правовой эргасистемы) и информационной сферы общественно-производственной деятельности, определение базиса лингвистического обеспечения правового регулирования, разработку продуктивных концепций проблемно-
ориентированного комплексного «ИКС»-подхода к исследованию сложных правозначимых явлений как систем, информационной безопасности правовой эргасистемы, гарантированной безопасности привилегированной информации в эргасистеме [11], а также обоснование состава, структуры и места информационно-правового знания в существующей трёхкомпонентной системе [12] общественных, естественных и технологических наук.
Рецензент: Марков Алексей Сергеевич, доктор технических наук, старший научный сотрудник, г. Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М.: Наука, 2005. 248 с.
2. Коган В. З. Маршрут в страну информологию. М.: Наука, 1985. 161 с.
3. Черный Ю. Ю. Полисемия в науке: когда она вредна? (на примере информатики) // Открытое образование. 2010. № 6. С. 97-107.
4. Ловцов Д. А. Лингвистическое обеспечение правового регулирования информационных отношений в инфосфере III. Качество информации // Правовая информатика. 2015. № 2. С. 52-60.
5. Ловцов Д. А. Модели измерения информационного ресурса АСУ // РАН. Автоматика и телемеханика. 1996. № 9. С. 3-17.
6. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: Монография. М.: РГУП, 2016. 316 с.
7. Венгеров А. Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Сов. государство и право. 1977. № 10. С. 36-45.
8. Ловцов Д.А. Концепция комплексного «ИКС»-подхода к исследованию сложных правозначимых явлений как систем // Философия права. 2009. № 5. С. 40-45.
9. Ловцов Д. А. Теория информационного права: базисные аспекты // Государство и право. 2011. № 11. С. 43-51.
10.Ловцов Д. А. Лингвистическое обеспечение правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Информационное право. 2015. № 2. С. 8-13.
11.Ловцов Д. А. О современных концепциях информационной безопасности эргасистемы и безопасности информации // Информация и Космос. 2003. № 1-2. С. 47-57.
12.Ловцов Д. А. Информационно-правовое знание: теоретико-концептуальные аспекты // НТИ РАН. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 2004. № 11. С. 1-6.