Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
253
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ / КОНСТИТУЦИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лошкарев Игорь Олегович., Кученин Евгений Сергеевич

Статья посвящена исследованию роли и места института президентства в системе органов государственной власти в Российской Федерации и в иностранных государствах. Во время исследования были использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы познания. К общенаучным методам, которые были использованы в исследовании, можно отнести синтез, индукцию, дедукцию, системный анализ. Из частнонаучных методов познания были применены формально-юридический, историко-правовой, системно-структурный, аналитический, сравнительно-правовой методы. Установлены место и роль института президентства в действующей системе органов государственной власти Российской Федерации. Дано обобщенное определение понятия «президент», исследован этап развития данного института в России. Выявлены место и роль института президентства в системе органов государственной власти Французской Республики, Соединенных Штатов Америки, Республики Сербия, Республики Беларусь. Установлено наличие в различных странах с республиканской формой правления специализированных государственных органов, которые формируются для создания условий осуществления главой государства его конституционных полномочий. Определено отсутствие закрепления в Конституциях различных стран правовых положений, согласно которым Президент является главой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place and role of the institution of presidency in the system of state authorities: foreign and Russian experience

The article is devoted to the study of the role and place of the institution of the presidency in the system of state authorities in the Russian Federation and in foreign countries. During the study, both general scientific and private scientific methods of cognition were used. Synthesis, induction, deduction, system analysis can be attributed to the general scientific methods that were used in the study. Of the private scientific methods of knowledge, formal legal, historical legal, system-structural, analytical, comparative legal methods were applied. The place and role of the institution of presidency in the current system of state authorities of the Russian Federation are established. Given a generalized definition of the concept of "president", investigated the stage of development of this institution in Russia. The place and role of the institution of the presidency in the system of state authorities of the French Republic, the United States of America, the Republic of Serbia, and the Republic of Belarus are revealed. The existence of specialized state bodies in various countries with a republican form of government, which are formed to create conditions for the head of state to exercise his constitutional authority, has been established. The absence of legal provisions in the Constitutions of various countries, according to which the President is the head of state, has been determined.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

2.1. МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Лошкарев Игорь Олегович. Должность: преподаватель. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: Юридический факультет, кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: LoshkarevIO@rgsu.net Кученин Евгений Сергеевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: Юридический факультет, кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: KucheninES@rgsu.net

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли и места института президентства в системе органов государственной власти в Российской Федерации и в иностранных государствах. Во время исследования были использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы познания. К общенаучным методам, которые были использованы в исследовании, можно отнести синтез, индукцию, дедукцию, системный анализ. Из частнонаучных методов познания были применены формально-юридический, историко-правовой, системно-структурный, аналитический, сравнительно-правовой методы. Установлены место и роль института президентства в действующей системе органов государственной власти Российской Федерации. Дано обобщенное определение понятия «президент», исследован этап развития данного института в России. Выявлены место и роль института президентства в системе органов государственной власти Французской Республики, Соединенных Штатов Америки, Республики Сербия, Республики Беларусь. Установлено наличие в различных странах с республиканской формой правления специализированных государственных органов, которые формируются для создания условий осуществления главой государства его конституционных полномочий. Определено отсутствие закрепления в Конституциях различных стран правовых положений, согласно которым Президент является главой государства.

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, институт президентства, система органов государственной власти, система сдержек и противовесов, Конституция, полномочия главы государства.

THE PLACE AND ROLE OF THE INSTITUTION OF PRESIDENCY IN THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE

Loshkarev Igor Olegovich. Position: lecturer. Place of employment: Russian State Social University. Department: Law Faculty, State and Legal Disciplines chair. E-mail: LoshkarevIO@rgsu.net

Kuchenin Evgeny Sergeevich, PhD in Law. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian State Social

University. Department: Law Faculty, State and Legal Disciplines chair. E-mail: KucheninES@rgsu.net

Annotation: The article is devoted to the study of the role and place of the institution of the presidency in the system of state authorities in the Russian Federation and in foreign countries. During the study, both general scientific and private scientific methods of cognition were used. Synthesis, induction, deduction, system analysis can be attributed to the general scientific methods that were used in the study. Of the private scientific methods of knowledge, formal legal, historical legal, system-structural, analytical, comparative legal methods were applied. The place and role of the institution of presidency in the current system of state authorities of the Russian Federation are established. Given a generalized definition of the concept of "president", investigated the stage of development of this institution in Russia. The place and role of the institution of the presidency in the system of state authorities of the French Republic, the United States of America, the Republic of Serbia, and the Republic of Belarus are revealed. The existence of specialized state bodies in various countries with a republican form of government, which are formed to create conditions for the head of state to exercise his constitutional authority, has been established. The absence of legal provisions in the Constitutions of various countries, according to which the President is the head of state, has been determined. Keywords: President of the Russian Federation, presidency institute, system of state authorities, system of checks and balances, Constitution, powers of the head of state.

Введение

В настоящее время большинство существующих в мире стран, среди которых и Российская Федерация, являются республиками. Одним из главных признаков республики является наличие избираемого на определенный срок единоличного или коллегиального главы государства. В президентских и полупрезидентских респуликах это, как правило, президент, обладающий существенным объемом властных полномочий, не ограничивающихся представительскими функциями. Такое положение дел, помимо Российской Федерации, наблюдается, в частности, в США, Франции, Сербии, Беларусии.

Само понятие «президент» было образовано от латинского слова «Praesidens», означающее «сидящий впереди». Первые упоминания о президентах относятся к Античному периоду - ими были люди, возглавлявшие «народные собрания» Древней Греции и Древнего Рима [8, с. 77-78].

В настоящее время, в государствах со смешанной или республиканской формой правления, под этим понятием, как правило, предполагается глава страны, который был избран гражданами государства на определенный срок [20, с. 232-233]. Президент является государственным служащим, занимает особое место среди органов государственной власти, представляет страну в международных, межгосударственных отношениях.

В российском государстве институт президентства существует более двадцати семи лет. За этот период

МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Лошкарев И.О. Кученин Е.С.

он полностью сформировался в политической системе России и в настоящем времени продолжает стабильно развиваться вместе с продолжающимся совершенствованием основ конституционного строя нашей страны в русле укрепления российской государственности, как демократического государства.

Отметим, что несмотря на очевидную актуальность проведения комплексного исследования по изучению роли и места института президентства в системе органов государственной власти Российской Федерации и иностранных государств необходимого внимания данной проблематике в научной литературе не уделялось. Тем не менее, различными авторами все же проводились исследования некоторых аспектов проблемы изучения роли и места института президентства в системе органов государственной власти.

Отдельные пути решения данной проблемы были раскрыты в фундаментальных исследованиях: Соколова И.А. (2010), Маклакова В.В. (2012), Мишина А.А. (2013), Безрукова А.В. (2015), Добрынина Н.М. (2016).

Некоторые аспекты конституционно-правового регулирования роли и места института президентства в системе органов государственной власти Российской Федерации и иностранных государств были исследованы в научных статьях: Гаджиева Х.А. (2016), Гри-шаевой О.Н. (2016), Деяна М. (2006), Енгибаряна Р.В., Карауловой Ю.А., Селезневой В.В. (2016), Кучеренко П.А. (2010), Лапиной Н.Ю. (2017), Лошкарева И.О., Смагина А.А. (2018), Маклакова В.В. (2012), Маслова В.П. (2018), Нагдаляна Д.А. (2018), Полещука О.О. (2017), Половченко К.А. (2015), Рудневой К.В. (2016), Толочко А.В., Гришаевой О.Н. (2016), Ханько Д.Н. (2012), Хоружий В.В. (2017), Юнусова Г.Г. (2016).

Основные положения

В российском государстве место института президентства на политической арене определено и закреплено Конституцией РФ. По мнению некоторых авторов российский лидер не входит в какую-либо ветвь государственной власти и Основным законом страны обосабливается от этих ветвей. Тем не менее, Президент РФ не обладает более сильной властью по отношению к иным ветвям [13, с. 840-841].

Все эти государственные структуры наделены определенными полномочиями, в процессе реализации государственных задач тесно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивают законодательно установленные меры. Данные рычаги взаимного воздействия в совокупности образуют систему «сдержек и противовесов» [7, с. 32-33]. Основная задача системы «сдержек и противовесов» - обеспечение сбалансированного взаимодействия российского лидера с ветвями государственной власти или же ветвей власти друг с другом. На этом основании ряд авторов делают в целом справедливый вывод о том, что между Президентом Российской Федерации и государственными органами какой-либо ветви власти нет прямого подчинения [19, с. 12-13].

На то, что российский лидер не входит в исполнительную, законодательную или судебную ветвь власти прямо указывает и Основной закон страны. В структуре Конституции РФ глава, посвященная Президенту Российской Федерации, находится перед главами, определяющими конституционно-правовой статус парламента РФ, правительства РФ, органов судебной власти и местного самоуправления.

Глава российского государства избирается гражданами РФ сроком на шесть лет. Должность Президента Российской Федерации один и тот же гражданин вправе занимать не более двух сроков подряд - двенадцать лет. Тем не менее, это же лицо может быть вновь избрано российским лидером после истечения срока полномочий действующего Президента РФ. На данное условие в Конституции РФ никаких ограничений нет [9, с. 120-121].

Также в Основном законе страны и в иных нормативных правовых актах отсутствует запрет на членство Президента Российской Федерации в каких-либо политических партиях. Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» российский лидер вправе приостановить свое членство в политической партии в период осуществления им собственных должностных полномочий. Таким образом подразумевается, что лицо, являющееся Президентом Российской Федерации, может самостоятельно определять свою принадлежность к определенной политической партии в период своего президентства.

В системе органов государственной власти Российской Федерации институт президентства осуществляет важные функции, роль его велика. Глава государства определяет направления деятельности органов разного уровня и ветвей власти, также он обеспечивает слаженность и оперативность при их взаимодействии друг с другом. Вместе с тем, Президент Российской Федерации, не обладает полномочиями по единоличному формированию высших органов государственной власти. Это дает возможность определить Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику с сильной президентской властью.

Вместе с тем, на основании пункта «и» статьи 83 Конституции РФ российским лидером формируется специальный государственный орган - Администрация Президента Российской Федерации, основная задача которого создание условий для осуществления его конституционных полномочий [1, с. 131-132]. Необходимо отдельно подчеркнуть, что этот государственный орган хотя и формируется лично самим главой государства, однако никаких публично-властных полномочий, непосредственно влияющих на жизнедеятельность общества, не осуществляет. Подобные органы существуют и в иных государствах со смешанной или республиканской формой правления.

Во Французской Республике институт президентства возник в 1848 году. За время своего существования данный институт многократно подвергался коренным изменениям, преобразованиям, не раз упразднялся и вновь вводился в политическую систему страны. В настоящем времени во Франции, с конституционно-правовой точки зрения, он полностью сформирован и стабильно развивается, главой государства там был избран Эмманюэль Макрон в 2017 году [6, с. 76]. Место и роль главы государства в системе органов власти закреплены в Конституции Французской Республики.

Согласно действующему Основному закону страны, французский лидер находится в системе ветвей государственной власти. Также в данную систему входит двухпалатный парламент, правительство, трехуровневая судебная система. Однако, Президент Франции ни в одну ветвь власти не входит, являясь главой страны, он обладает собственным конституционно-правовым статусом, занимая отдельное место в политической

системе государства. Также французский лидер является главой Правительства и регулятором отношений между всеми публичными властями [2, с. 264-265].

Как и в Российской Федерации, во Французской Республике глава страны и все ветви государственной власти наделены конституционными полномочиями, которые возможно реализовать лишь при их слаженном и эффективном взаимодействии друг с другом, что и обеспечивается законодательно установленными мерами - системой «сдержек и противовесов». С ее помощью создаются условия, способствующие сбалансированному взаимодействию ветвей государственной власти друг с другом, с Президентом Франции [11, с. 83].

Глава французского государства осуществляет важные функции в действующей системе органов государственной власти. Президент Франции определяет направления деятельности государственных органов, обеспечивает их слаженное и эффективное функционирование, увеличивая тем самым оперативность их взаимодействия. Стоит отметить, что по мнению некоторых авторов перечень должностных полномочий главы французского государства несколько уже аналогичного перечня российского лидера.

В Соединенных Штатах Америки институт президентства появился в 1787 году. Семнадцатого сентября 1787 года проходил Филадельфийский конвент. На данном конвенте решался основополагающий вопрос -формирование основы конституционного строя американского государства. В результате чего и была принята Конституция США, закрепившая роль и место института президентства в системе органов власти. Первым американским лидером и первым Президентом в мире стал Джордж Вашингтон [12, с. 325-326]. В настоящее время данный институт полностью сформирован и обладает своей спецификой.

Конституция США наделила американского лидера полномочиями главы исполнительной власти и главы государства. Президент США также, как и российский лидер, находится в системе ветвей государственной власти. Кроме него туда входит двухпалатный Конгресс, Правительство, Верховный Суд США и нижестоящие федеральные суды [5, с. 62]. Глава американского государства не входит ни в одну ветвь власти, обладает собственным конституционно-правовым статусом.

Однако, в самой Конституции США не закреплено, то, что американский лидер является главой государства. Ввиду этого он не обязан обеспечивать эффективное и слаженное взаимодействие между ветвями государственной власти [17, с. 55]. Подобного рода взаимодействие между государственными органами обеспечивается системой «сдержек и противовесов». Благодаря этому у каждого органа существуют собственные полномочия, при помощи которых они вправе оказывать воздействие друг на друга, обеспечивая слаженное и эффективное решение государственных задач [4, с. 3-4].

В Республике Сербия институт президентства в политическую систему страны был введен не так давно, как в Соединенных Штатах Америки - в 1991 году. Одиннадцатого января 1991 года был избран первый глава государства. Им стал Слободан Милошевич. В настоящее время институт президентства в сербском государстве полностью сформировался. Конституция Республики Сербия законодательно установила место и роль данного института в системе органов государственной власти.

В ст. 4 Основного закона Республики Сербия закреплено деление государственной власти на три ветви. Ввиду чего, исполнительная власть представлена Правительством, законодательная - Народной скупщиной, судебная - судами специальной и общей юрисдикции. Также как и российский лидер, глава сербского государства ни в одну из данных ветвей власти не входит, он обладает собственным конституционно-правовым статусом, занимает особое место на политической арене страны и являясь главой государства обеспечивает его политическое, территориальное и национальное единство. Выполняя собственные должностные полномочия, он вправе осуществлять руководство над выдвинувшей его кандидатуру на выборах политической партией. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что Президент Республики Сербия - надрегиональное и надпартийное должностное лицо.

В Конституции Республики Сербия в специальном перечне закреплены должностные полномочия главы сербского государства, которые в совокупности образуют его функции. Данные функции могут детализироваться и раскрываться в специальном законодательстве страны, но только в определенных законом случаях. Некоторые авторы подразделяют функции Президента Республики Сербия на две группы: функции, связанные с практической реализацией обязанностей исполнительной ветви власти и традиционные функции, характерные для смешанных, президентских и парламентских республик. Глава сербского государства определяет направление деятельности государственных органов различных уровней и ветвей власти, обеспечивает их слаженное и эффективное взаимодействие друг с другом.

Также Президент представляет страну на внутригосударственном и международном уровнях. Он вправе обнародовать законодательные акты, представлять кандидатов для назначения на государственные должности. Глава сербского государства принимает отзывные и верительные грамоты от иностранных диппред-ставителей, отзывает и назначает послов, находящихся в иностранных государствах. Однако, сербский лидер не может реализовывать эти функции самостоятельно, только совместно с другими органами страны или на основе предложений, ранее ими внесенных [15, с. 50].

Президент Республики Сербия осуществляет руководство Вооруженными Силами Сербии. Согласно ч. 2 ст. 112 Основного закона страны он вправе, также, как и российский лидер, освобождать от должностей и назначать на них офицеров Вооруженных Сил. Однако, в отличие от Президента РФ, глава сербского государства не наделен правом законодательной инициативы. Тем не менее, взаимодействовать по определенным вопросам с Народной скупщиной он может. Также Президент Сербии наделен правом отлагательного вето - не издавая указа о промульгации возвращать законопроекты в Народную скупщину на повторное рассмотрение с письменными замечаниями по ним [3, с. 102-103].

Стоит отметить, что сербский лидер вправе по предложению Правительства или же по собственной инициативе распустить Народную скупщину. Как и Президент РФ, глава сербского государства может представлять кандидатуры для назначения на должность Председателя Правительства Сербии. Основываясь на роли и месте Президента Республики Сербия в политической системе страны, можно прийти к выводу о

МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Лошкарев И.О. Кученин Е.С.

том, что сербский лидер обладает важными полномочиями, характеризующими государство как президентскую республику. Однако, также существует и большое количество полномочий, которые он не вправе осуществлять по собственной инициативе - только совместно с иными органами государственной власти. Как результат этого, у главы сербского государства полномочий больше, чем у глав парламентских республик и их реализация в полном объеме зависит от политической воли самого Президента Сербии.

В Республике Беларусь институт президентства возник в политической системе страны десятого июля 1994 года. Первым главой государства стал А.Г. Лукашенко, который и в настоящее время является действующим Президентом страны. Место и роль главы государства в системе органов власти закреплены в Конституции Республики Беларусь [16, с. 61].

Согласно Основному закону страны, белорусский лидер находится в системе ветвей государственной власти. Также в данную систему входит Правительство Республики Беларусь, двухпалатный парламент -Национальное собрание, суды специальной и общей юрисдикции. Являясь главой государства и гарантом Конституции Республики Беларусь, он обладает собственным конституционно-правовым статусом и не входит ни в одну из данных ветвей государственной власти. Глава белорусского государства обеспечивает национальное, территориальное и политическое единство страны, занимает особое место на политической арене [14, с. 423].

Президент Республики Беларусь осуществляет важные функции в действующей системе органов государственной власти. Он обеспечивает их слаженное и эффективное функционирование, увеличивая тем самым оперативность их взаимодействия, вправе лично управлять Правительством и починенными ему государственными органами.

Глава белорусского государства, как и российский лидер, определяет направления внешней и внутренней политики государства, представляет его на международном и внутригосударственном уровнях. Также Президент Республики Беларусь проводит мероприятия по защите территориальной целостности и государственного суверенитета. Белорусский лидер осуществляет руководство Вооруженными Силами страны, освобождает от должностей и назначает на них членов высшего командования Вооруженных Сил [18, с. 147].

Также, как и Президент РФ, глава белорусского государства назначает на должность Премьер-министра страны, предварительно получив согласие на это со стороны парламента. Президент Республики Беларусь вправе отправить Правительство страны или конкретных его членов в отставку. Белорусский лидер может подписывать направленные ему Национальным собранием законопроекты или же возвращать их обратно в парламент с письменными замечаниями для повторного рассмотрения. Как и Президент РФ, Президент Республики Беларусь обладает правом Veto [10, с. 5152].

Глава белорусского государства, как и российский лидер, занимает особое место на политической арене, обладает широкими полномочиями. Его политическое влияние в государстве несколько больше, чем у глав парламентских республик, а конституционно-правовое положение схоже с положениями лидеров президентских республик.

Выводы

В настоящее время место и роль главы государства в системе органов власти закреплены в Конституциях стран с республиканской или смешанной формой правления. В ряде государств президент является главой исполнительной власти. В других странах, как и в Российской Федерации, президент, формально не относясь ни к одной из ветвей власти, тем не менее, осуществляет функции, сходные по содержанию с функциями именно органов государственной исполнительной власти. В Конституциях различных стран не всегда закреплено, то, что президент является главой государства. Ввиду этого он не обязан обеспечивать эффективное и слаженное взаимодействие между ветвями государственной власти.

Основная, закрепленная Конституциями различных стран роль главы государства - определение направлений деятельности государственных органов, обеспечение их слаженного и эффективного функционирования. Для создания условий осуществления президентом его конституционных полномочий в различных государствах формируются специальные государственные органы. Однако, не во всех государствах с республиканской или смешанной формой правления данные задачи осуществляются именно президентом. В некоторых странах они реализуются с помощью системы «сдержек и противовесов».

Список литературы:

1. Гаджиев Х.А. (2016) Становление и особенности института президентства в России // POLITBOOK. № 1. С. 120-137.

2. Гришаева О.Н. (2016) Общее и особенное в развитии института президентства во Франции и России // FILO ARIADNE. № 2. С. 263-273.

3. Деян М. (2006) Конституция Республики Сербия: принята 28-29 октября 2006 года // Устав Республики Сербия. - Белград: Изд-во «INTERMEX». С. 15-105.

4. Енгибарян Р.В., Караулова Ю.А., Селезнева В.В. (2016) Институт президентства США и России // Право и управление. XXI век. № 3 (40). С. 3-11.

5. Кучеренко П.А. (2010) Роль и место неотъемлемых и подразумеваемых полномочий Президента в конституционно-правовой системе Соединенных Штатов Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. № 3. С. 62.

6. Лапина Н.Ю. (2017) Политическое лидерство в современной Франции // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. № 6. С. 65-81.

7. Ленковская Р.Р. (2005) Деятельность Прокуратуры в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : Дис. на соиск. учен. степ. канд. юридич. наук: 05.26.02 / Ленковская Рената Романовна; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М. - 194 с.

8. Лошкарев И.О. (2018) История становления и развития института президентства в зарубежных странах // Социально-политические науки. № 3. С. 77-80.

9. Лошкарев И.О., Смагин А.А. (2018) Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты // Проблемы экономики и юридической практики. № 3. С. 119-123.

10. Лукашенко А.Г. (2017) Конституция Республики Беларусь: принята 15 марта 1994 года (с изм. и доп.,

вступ. в силу с 17.10.2004 года) // Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. - Минск: Изд-во «Национальный центр правовой информации». С. 1-64.

11. Маклаков В.В. (2012) Конституция Французской Республики: принята 4 октября 1958 года (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.07.2008 года) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп. -М.: Изд-во «Инфотропик Медиа». С. 81-116.

12. Маслов В.П. (2018) Институт президентства в современной России: политико-правовой анализ // Наука и образование транспорту. № 2. С. 324-327.

13. Нагдалян Д.А. (2018) Институт президентства, его историческое возникновение и развитие в России // Аллея Науки. № 10 (26). С. 840-844.

14. Полещук О.О. (2017) Президент Республики Беларусь - гарант Конституции // Актуальные вопросы современной юридической науки: теория, практика, методика. Сборник материалов II Международной заочной научной конференции. - Могилев: Изд-во «Учреждение образования «Могилевский институт МВД Республики Беларусь». С. 423-424.

15. Половченко К.А. (2015) Особенности правового статуса Президента в системе органов государственной власти Республики Сербия // Право и управление. XXI век. № 2 (35). С. 50.

16. Руднева К.В. (2016) Президент Республики Беларусь как субъект административного права // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 3-3. С. 61.

17. Толочко А.В., Гришаева О.Н. (2016) Институт президентства в республиканской форма правления: проблемы концептуализации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 1-4. С. 54-58.

18. Ханько Д.Н. (2012) Теоретико-правовые подходы к пониманию сущности и содержания конституционно-правового статуса Президента // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: экономические и юридические науки. № 13. С. 147.

19. Хоружий В.В. (2017) Институт президентства в современной России: основные тенденции развития // Отечественная юриспруденция. № 5 (19). С. 12-13.

20. Юнусов Г.Г. (2016) Институт президентства в России и США // Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества. Материалы III межрегиональной заочной научно-практической конференции. -Казань: Изд-во «Казанский государственный университет культуры и искусств». С. 231-235.

Рецензия

на статью кандидата юридических наук Кученина Евгения Сергеевича, Лошкарева Игоря Олеговича «Место и роль института президентства в системе органов государственной власти: зарубежный и российский опыт»

В представленной статье проведено комплексное исследование, в котором рассматриваются как общетеоретические, так и практические вопросы о месте и роли института президентства в системе органов государственной власти как с позиций российского, так и зарубежного опыта. Дается обобщенное определение понятию «президент». Анализируются нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование места и роли института президентства в системе органов государственной власти.

Устанавливаются место и роль института президентства в действующей системе органов государственной власти Российской Федерации. Исследуются этапы развития института президентства в российском и иностранных государствах. Выявляются место и роль института президентства в системе органов государственной власти Французской Республики, Соединенных Штатов Америки, Республики Сербия, Республики Беларусь.

Проводится сравнение конституционно-правовых статусов глав рассматриваемых государств. Устанавливается наличие в различных странах с республиканской формой правления специализированных государственных органов, которые формируются для создания условий осуществления главой государства его конституционных полномочий.

Определяется отсутствие закрепления в Конституциях различных стран правовых положений, согласно которым Президент является главой государства. Ввиду этого выявляется отсутствие обязанности у главы государства обеспечивать эффективное и слаженное взаимодействие между ветвями государственной власти.

Материал статьи отличается актуальностью и новизной, способствующим востребованности достигнутых авторами результатов как в теоретических исследованиях конституционно-правовой направленности, так и в нормотворческой деятельности, направленной на совершенствование национального законодательства.

В целом статья Кученина Е.С., Лошкарева И.О. отражает современные подходы к комплексному исследованию места и роли института президентства в системе органов государственной власти.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГОУ Во «Российский Государственный Социальный Университет» к.ю.н., доцент М.С.Лаврентьева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 89,29%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.