Научная статья на тему 'Специфика института президентства как основа экономического развития страны'

Специфика института президентства как основа экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
490
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / INSTITUTE OF PRESIDENCY / SYSTEM OF STATE AUTHORITIES / CONSTITUTIONAL AND LEGAL NORMS / THE STATUS OF THE PRESIDENT OF THE COUNTRY / THE SYSTEM OF ECONOMIC MANAGEMENT OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каримов Бауржан Каиргельдинович, Сулейменов Нариман Абдылхамитович

Приведена характеристика института президентства в системе органов государственной власти Российской Федерации и Республики Казахстан. Институт президентства в России и Казахстане имеет схожие черты. Проведён сравнительный анализ института президентства в России и Казахстане. Указано, что институт президентства в России и Казахстане играет определяющую роль в системе экономического хозяйствования страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE INSTITUTE THE PRESIDENCY AS THE BASIS FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

In the article the characteristic of the presidency in the system of state authorities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The Institute of presidency in Russia and Kazakhstan has similar features. The comparative analysis of Institute of presidency in Russia and Kazakhstan. Indicated that the institution of presidency in Russia and Kazakhstan plays a crucial role in the economic management of the country.

Текст научной работы на тему «Специфика института президентства как основа экономического развития страны»

УДК 330.101 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.28.149

Б. К. Каримов, Н. А. Сулейменов, Гуманитарно-техническая академия, г. Кокшетау, Республика Казахстан

СПЕЦИФИКА ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Приведена характеристика института президентства в системе органов государственной власти Российской Федерации и Республики Казахстан. Институт президентства в России и Казахстане имеет схожие черты. Проведён сравнительный анализ института президентства в России и Казахстане. Указано, что институт президентства в России и Казахстане играет определяющую роль в системе экономического хозяйствования страны.

Ключевые слова: институт президентства, система органов государственной власти, конституционно-правовые нормы.

При анализе института президентства в системе органов государственной власти Российской Федерации и Республики Казахстан необходимо раскрыть данное понятие и провести сравнение полномочий президентов.

В России и Казахстане данный институт имеет схожие характеристики, это закреплено особым статусом и полномочиями президентов двух стран [1].

Ряд исследователей рассматривает институт президентства как комплексный конституционно-правовой институт, который определяет следующие группы конституционно-правовых норм:

а) нормы, определяющие конституционно-правовой статус президента в системе высших органов государственной власти и порядок взаимодействия с ними;

б) нормы, закрепляющие функции и полномочия Президента Российской Федерации;

в) нормы, регулирующие основания и порядок прекращения исполнения президентских полномочий [2].

В соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации - глава государства, символ нации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина [3].

В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» [4], Президент - глава государства, высшее должностное лицо, определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства, символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Если сравнивать законодательные положения института президентства в других странах, то видно, что статус гаранта Конституции не всегда закреплён за президентом страны.

В таблице приведена сравнительная характеристика роли и значения института президентства в различных странах.

Исходя из правоустанавливающего документа государства, можно сделать вывод, что институт президентства, выступающий как гарант Конституции, обладает большими полномочиями и имеет решающее положение во всей управленческой вертикали государственного аппарата.

При этом подчеркнём, что статус президента определяется множеством факторов, среди которых:

- политическое устройство;

- сложившиеся устои и традиции в обществе;

- правовая и институциональная система государственной власти.

С институтом президентства тесно связано понятие «гарантированность». Так, в Конституции РФ президент является её гарантом. Гарантированность Конституции - обеспечение реализации Конституции (как самого документа, так и содержащихся в нём правовых норм), независимо ни от каких условий и обстоятельств, а гарант Конституции - это субъект, обеспечивающий надлежащее претворение (применение) и защиту Конституции независимо ни от каких условий и обстоятельств.

Сравнительная характеристика роли и значения института президентства в различных странах

Страна Правовой документ Характеристика

Российская Федерация Конституция Президент Российской Федерации - глава государства, символ нации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина

Республика Казахстан Конституция и Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» Президент - глава государства, высшее должностное лицо, определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства, символ и гарант единства народа и власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина

Франция Конституция Президент Республики следит за соблюдением Конституции и обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он также является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Кроме того, в соответствии со статьёй 68 Конституции Франции «Президент Республики является гарантом независимости судебной власти» [5]

США Конституция Президент США не является каким-либо гарантом. В тексте присяги он даёт торжественное обещание: «Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Соединённых Штатов и по мере своих сил сохранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединённых Штатов [6]

Польша Конституция Президент Республики является верховным представителем Республики Польша и гарантом непрерывности государственной власти и следит за соблюдением Конституции, стоя на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории [7]

Таджикистан Конституция Президент является одновременно главой государства и главой Правительства - Председателем Кабинета Министров [8]

Туркменистан Конституция Президент является одновременно главой государства и главой Правительства - Председателем Кабинета Министров [9]. Кабинет Министров является исполнительным и распорядительным органом, возглавляемым Президентом Туркменистана

Многие исследователи определяют содержание данного института на основе общепринятых научных теорий с учётом действующего законодательства, регулирующего сходные отношения.

Резюмируя, глава государства, который обладает властью, данной народом, является гарантом Конституции.

Основные черты института президентства в РФ:

- независимость от других ветвей власти;

- высший орган государственного управления страны;

- верховенство президентской власти.

Со становлением института президентства в РК связывают три этапа, три существенных изменения Конституции Казахстана.

Первый этап относят к январю 1993 года. В этот период была принята первая Конституция Казахстана, и президенту был присвоен статус Лидера нации [10].

Согласно первой Конституции Республики Казахстан, президент, избираемый на пять лет, являясь главой государства, также возглавлял единую систему исполнительной власти. Особыми полномочиями главы государства были: вето в отношении законов; право принятия решений о проведении референдума; верховное главнокомандование Вооружёнными силами и т. д.

В августе 1995 года с принятием новой Конституции начался второй этап становления института президентства в Казахстане.

Отмечалось, что основным недостатком первой Конституции РК было то, что отдельные вопросы, требующие конституционного закрепления, в ней не были решены [11].

Основными задачами второй Конституции Казахстана явилось закрепление единой национальной системы государственной власти и укрепление института президентства.

Ранее от имени народа могли выступать и президент и Верховный совет. В Конституции 1995 года право выступать от имени народа и государства стало принадлежать Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий.

С третьим этапом эволюции института президентства в Казахстане связано преобразование всей системы государственной власти.

Наряду с расширением полномочий Парламента и усилением ответственности Правительства страны, усиливалось влияние главы государства.

При этом в действующей Конституции страны чётко указано, что народ Казахстана является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

Основные характеристики института президенства в Казахстане:

- высшее должностное лицо страны;

- всеобъемлющий мандат;

- гарантия обеспечения деятельности и личной неприкосновенности.

- ответственность главы государства перед народом и страной.

В. Уваров в своём исследовании института президентства в РК отмечает: «роль и место главы государства в механизме государственного управления Казахстана определяется множеством особых признаков, определяющих его конституционно-правовое положение и статус как главы государства. Такие признаки могут выражаться в порядке избрания; вступления его в должность; его компетенции; прав; обязанности; ответственности; полномочий по управлению государством, а также прекращении его статуса как главы государства» [12].

Другие исследователи связывают статус президентства в РК непосредственно с управлением государством: административно-правовые отношения главы Казахстана во взаимодействии с государственной властью связываются со сферой государственного управления, т. е. в административно-правовых отношениях главы государства и публичной власти, определяются через само государственное управление [13].

По мнению Б. Майлыбаева, характеристика института президента Казахстана в качестве государственного органа и должностного лица является наиболее правильной [14].

Некоторые исследователи института президентства в РК говорят о том, что анализ правового статуса президента не даёт оснований полагать, что президент стоит над всеми ветвями государственной власти [15]; другие подчёркивают его обязанность быть равноудалённым от всех ветвей власти с правом возвышения только как глава государства, как верховный арбитр, т.е. своим высоким статусом олицетворять всю страну [16]; третьи подчёркивают роль президента в качестве арбитра в решении коллизий, возникающих между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти; и в направлении их усилий на укрепление государственности, исполнение воли народа [17]; четвертые описывают конструкцию, именуемую «конституционным институтом главы государства», которая влияет не только на его внутренние компоненты, но и на всю систему взаимоотношений между высшими органами государства [18].

С учётом вышеизложенного, институт президентства в России и Казахстане играет определяющую роль во всей системе экономического хозяйствования страны и ему свойственны следующие основные черты: независимость от других ветвей власти, высшее должностное лицо страны и верховенство президентской власти.

Библиографический список

1. Пронкин, С. В. Институты государственной власти в зарубежных странах: история и современность / С. В. Пронкин. - М., 2001. - С. 44.

2. Мещеряков, А. Н. Институт президентства в составе Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юр. наук / А. Н. Мещеряков. - М., 2002. - С. 16.

3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/

4. Конституционный закон Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года № 2733 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitutional_laws/page_konstitutsionnyi-zakon-o-prezidente-respubliki-kazakhstan_1344311073

5. Страшун, Б. А. Конституции государств Европы / Б. А. Страшун. - М. : НОРМА, 2001. - 488 с.

6. Маклаков, В. В. Конституции зарубежных государств : учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / В. В. Маклаков. - М. : Волтерс Клувер, 2003. - С. 11.

7. Страшун, Б. А. Конституции государств Европы / Б. А. Страшун. - М. : НОРМА, 2001. - С. 488-491.

8. Конституция Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.tj/ru/taxonomy/term/5/112

9. Конституция Республики Туркменистан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.turkmenistan.ru/?elem_id=2251&lang_id=ru&page_id=9&sort=date_desc&type=event

10. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года.

11. Кубеев, Е. К. Основы конституционного строя Республики Казахстан : дис. ... д-ра юрид. наук / Е. К. Кубеев. - М, 1998. - 85 с.

12. Уваров, В. Н. Теория государственного управления : учеб. пособие. - Ч. 2: Система государственного управления / В. Н. Уваров. - Алматы : КазПОЛ, 2002. - С. 79-87.

13. Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова. - М. : Юристь, 2002. - 98 с.

14. Майлыбаев, Б. А. Становление и эволюция института Президента Республики Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы (опыт политико-правового исследования) / Б. А. Майлыбаев. - Алматы, 2001. - 101 с.

15. Сапаргалиев, Г. С. Конституционное право Республики Казахстан / Г. С. Сапаргалиев. - Астана, 2012. - 196 с.

16. Донаков, Т. Над ветвями власти. О новом конституционном статусе Президента / Т. Донаков // Казахстанская правда от 14 июля 2015 года.

17. Баишев, Ж. Над властью и с народом. О конституционном статусе Президента Республики Казахстан / Ж. Баишев // Казахстанская правда от 29 августа 1998 года.

18. Малиновский, В. А. Президент Республики Казахстан: институт, функции и инструменты власти : дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Малиновский. - Алматы, 2004. - 109 с.

B. K. Karimov,

candidate of economic Sciences, docent, associate Professor of Economics and Finance, Humanities and Technical Academy, Kokshetau, Republic of Kazakhstan

e-mail: baurka@yahoo.com

N. A. Sulejmenov

master of public administration and local government, Humanities and Technical Academy, e-mail: baurka@yahoo.com 35, Dzhambul street, Kokshetau, 020000, Republic of Kazakhstan

THE SPECIFICITY OF THE INSTITUTE THE PRESIDENCY AS THE BASIS FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

In the article the characteristic of the presidency in the system of state authorities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The Institute of presidency in Russia and Kazakhstan has similar features. The comparative analysis of Institute of presidency in Russia and Kazakhstan. Indicated that the institution of presidency in Russia and Kazakhstan plays a crucial role in the economic management of the country.

Keywords: Institute of presidency, the system of state authorities, constitutional and legal norms, the status of the President of the country, the system of economic management of the country.

References

1. Pronkin S.W. Instituty gosudarstvennoj vlasti v zarubezhnyh stranah: istorija i sovremennost' [Government institutions in foreign countries: history and modernity]. Moscow, 2001, 44 p.

2. Meshherjakov А.К Institutprezidentstva v sostave Rossijskoj Federacii. Autoref. dis. ... cand. jur. nauk [The Institute of presidency in the Russian Federation]. Moscow. 2002, 16 p.

3. Konstitucija Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation]. Electronic resource. Access Mode: http://www.constitution.ru/

4. Konstitucionnyj zakon Respubliki Kazahstan «O Prezidente Respubliki Kazahstan» [Constitutional law of the Republic of Kazakhstan "About the President of the Republic of Kazakhstan"]. Electronic resource. Access Mode: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitutional_laws/page_konstitutsionnyi-zakon-o-prezidente-respubliki-kazakhstan_1344311073

5. Strashun B.A. Konstitucii gosudarstv Evropy [Constitution of the States in Europe]. Moscow: NORMA, 2001, 488 p.

6. Maklakov V.V. Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv [Constitution of foreign States]. Moscow: Walters Cluver, 2003, 11 p.

7. Strashun B.A. Konstitucii gosudarstv Evropy [Constitution of the States in Europe]. Moscow: NORMA, 2001, pp. 488-491.

8. Konstitucija Respubliki Tadzhikistan [Constitution of the Republic of Tajikistan]. Electronic resource. Access Mode: http://www.president.tj/ru/taxonomy/term75/112

9. Konstitucija Respubliki Turkmenistan [Constitution of the Republic of Turkmenistan]. Electronic resource. Access Mode: http://www.turkmenistan.ru/?elem_id=2251&lang_id=ru&page_id=9&sort=date_desc&type=event

10. Konstitucija Respubliki Kazakhstan [Constitution of the Republic of Kazakhstan]. 28 January 1993.

11. Kubeev Е.К. Osnovy konstitucionnogo stroja Respubliki Kazahstan. Dis. doct. jur. nauk [Foundations of the constitutional system of the Republic of Kazakhstan]. Moscow, 1998, 85 p.

12. Uvarov B.N. Teorija gosudarstvennogo upravlenija: Ucheb. posobie. Ch. 2: Sistema gosudarstvennogo upravlenija [Governance theory: Tutorial. Part 2: State management system]. Almaty: KazPOL, 2002, pp. 79-87.

13. Popov L. L. Administrativnoepravo: Uchebnik [Administrative law: Textbook]. Moscow, 2002, 98 p.

14. Majlybaev B.A. Stanovlenie i jevoljucija instituta Prezidenta Respubliki Kazahstan: problemy, tendencii, perspektivy (opyt politiko-pravovogo issledovanija) [Formation and evolution of the institution of the President of the Republic of Kazakhstan: problems, trends, prospects (experience of political and legal studies)]. Almaty, 2001, 101 p.

15. Sapargaliev G.S. Konstitucionnoe pravo Respubliki Kazahstan [Constitutional law of the Republic of Kazakhstan]. Astana, 2012, 196 p.

16. Donakov Т. Nad vetvjami vlasti. O novom konstitucionnom statuse Prezidenta [Over the branches of government. On the new constitutional status of the President]. Newspaper «Kazahstanskaja pravda», 14 July 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Baishev Zh. Nad vlastju i s narodom. O konstitucionnom statuse Prezidenta Respubliki Kazahstan [Over the government and the people. On the constitutional status of the President of the Republic of Kazakhstan]. Newspaper «Kazahstanskaja pravda», 29 August 1998.

18. Malinovskij V.A. Prezident Respubliki Kazahstan: institut, funkcii i instrumenty vlasti. Dis. cand. jur. nauk [The President of the Republic of Kazakhstan: the Institute, functions and instruments of power]. Almaty, 2004, 109 p.

Поступила в редакцию 20.03.2017 © Б. К. Каримов, Н. А. Сулейменов, 2017

Авторы статьи:

Бауржан Каиргельдинович Каримов, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, Гуманитарно-техническая академия, г. Кокшетау, Республика Казахстан, e-mail: baurka@yahoo.com Нариман Абдылхамитович Сулейменов, магистр государственного и местного управления, Гуманитарно-техническая академия, 020000, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Джамбула, 35. Рецензенты:

А. М. Аюлов, доктор экономических наук, профессор, ректор Гуманитарно-технической академии, г. Кокше-тау, Республика Казахстан.

А. Ж. Искаков, доктор экономических наук, профессор, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Республика Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.