Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
358
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
возникновение и становление / институт президентства / зарубежные страны / Конституция / президентские республики.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лошкарев И.О., Еремян В.В.

Статья посвящена исследованию истории появления и развития института президентства в зарубежных государствах. Целью данной статьи выступает проведение комплексного историко-правового анализа в области возникновения и становления института президентства в иностранных странах, начиная с периода возникновения данного института в Соединенных Штатах Америки, заканчивая современным периодом развития государства и права. Данное научное исследование проводилось в несколько этапов. Методологическую основу написания работы составили общенаучные и частнонаучные методы. В результате была проанализирована история возникновения и становления института президентства в зарубежных странах, выявлен исторический период возникновения института президентства в мире, исследована конституционно-правовая сущность американской модели президентства. На ряду с этим были установлены правовые положения американского избирательного права, ставшие впоследствии историческим демократическим завоеванием и определена конституционно-правовая сущность латиноамериканской модели президентства, Полученные по итогам настоящего исследования результаты в виде теоретических выводов, могут быть заложены в основу осуществления исследования по вопросам конституционно-правового положения лидеров зарубежных стран и задействованы при разработке стратегии государственной политики. Научная новизна проведенного в работе анализа в том, что при использовании многообразия литературных источников, был проведен анализ возникновения и становления института президентства в зарубежных странах, а также осознано его место и роль в современном мире, получена возможность восприятия положительного исторического опыта иностранных государств Российской Федерацией, а также возможность предотвратить или устранить имеющиеся пробелы в регулировании конституционно-правового положения главы государства, сформирована достоверная и полная правоприменительная практика по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-404-409 NIION: 2018-0076-10/22-1090 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1288

ЛОШКАРЕВ Игорь Олегович,

аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов, e-mail: loshkarev. 1994@mail.ru

ЕРЕМЯН Виталий Владимирович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов, e-mail: eremyan-vv@rudn.ru

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Аннотация. Статья посвящена исследованию истории появления и развития института президентства в зарубежных государствах. Целью данной статьи выступает проведение комплексного историко-правового анализа в области возникновения и становления института президентства в иностранных странах, начиная с периода возникновения данного института в Соединенных Штатах Америки, заканчивая современным периодом развития государства и права. Данное научное исследование проводилось в несколько этапов. Методологическую основу написания работы составили общенаучные и частнонаучные методы. В результате была проанализирована история возникновения и становления института президентства в зарубежных странах, выявлен исторический период возникновения института президентства в мире, исследована конституционно-правовая сущность американской модели президентства. На ряду с этим были установлены правовые положения американского избирательного права, ставшие впоследствии историческим демократическим завоеванием и определена конституционно-правовая сущность латиноамериканской модели президентства, Полученные по итогам настоящего исследования результаты в виде теоретических выводов, могут быть заложены в основу осуществления исследования по вопросам конституционно-правового положения лидеров зарубежных стран и задействованы при разработке стратегии государственной политики. Научная новизна проведенного в работе анализа в том, что при использовании многообразия литературных источников, был проведен анализ возникновения и становления института президентства в зарубежных странах, а также осознано его место и роль в современном мире, получена возможность восприятия положительного исторического опыта иностранных государств Российской Федерацией, а также возможность предотвратить или устранить имеющиеся пробелы в регулировании конституционно-правового положения главы государства, сформирована достоверная и полная правоприменительная практика по данному вопросу.

Ключевые слова: возникновение и становление, институт президентства, зарубежные страны, Конституция, президентские республики.

LOSHKAREV Igor Olegovich,

Ph.D. candidate of the Constitutional Law and Proceedings Department, Law Institute of Peoples' Friendship University of Russia

EREMYAN Vitaly Vladimirovich,

Doctor of Law, professor, Head of Constitutional Law and Proceedings Department, Law Institute of Peoples' Friendship University of Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

THE HISTORY OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF PRESIDENCY AROUND THE WORLD

Annotation. The article is devoted to the study of the history of the emergence and development of the institute of presidency around the world. The purpose of this article is to conduct a comprehensive historical and legal analysis in the field of the emergence and development of the institute of presidency around the world, starting from the period of the emergence of this institute in the United States of America, ending with the modern period of development of the state and law. This scientific study was carried out in several stages. The methodological basis for writing this article was general scientific and private scientific methods. As a result, the history of the emergence and development of the institute of presidency around the world was analyzed, the historical period of the emergence of the institution of presidency in the world was identified, and the constitutional and legal basis of the US model of presidency was studied. Along with this, we established the legal provisions of American suffrage, which later became a historical democratic achievement, and determined the constitutional and legal basis of the Latin American model of presidency. The results obtained as a result of this study in the form of theoretical conclusions can form the basis for the implementation of a study on the constitutional and legal status of the leaders of foreign countries and used in the development of a state policy strategy. The scientific novelty of the analysis carried out in this article is that, using a variety of literary sources, we analyzed the emergence and development of the institute of presidency around the world, and determined its place and role in the modern world, which could potentially allow the Russian Federation to adopt the positive historical experience of other countries, as well as to prevent or eliminate existing gaps in the regulation of the constitutional and legal position of the head of state; reliable and complete compliance practices have been formed on this issue.

Key words: emergence and development, institution of presidency, around the world, Constitution, presidential republics.

На современном этапе развития общества, государства и права в мире сформировались разнообразные модели власти президента [1, с. 50]. В конституциях разных стран глава государства именуется по-разному: высшее должностное лицо, арбитр (Французская Республика), глава государства (Беларусь), глава исполнительной власти (Соединенные Штаты Америки), в Конституциях некоторых стран конституционно-правовой статус главы государства вообще не определен (Федеративная Республика Германия).

Для того чтобы выявить причины существования различных моделей президентской власти в современном мире и их подавляющую распространенность среди разных стран нужно исследовать историю возникновения и становления института президентства в зарубежных государствах.

Самой первой страной, в которой была установлена президентская республика, являлись США. До установления власти президента в США, законодательные и исполнительные полномочия были сосредоточены у континентального Конгресса, который являлся единственным представительным органом государства. На данной стадии в США еще отсутствовал единоличный руководитель, хотя фактически должность президента была введена.

Президент избирался из членов Конгресса, к его компетенции было отнесено председатель-ствование на заседаниях Конгресса. Неэффек-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

тивность работы президента привела к тому, что Конгрессом был выдвинут вопрос о разделении власти на различные ветви.

К.В. Минкова, И.А. Цветков отмечают, что вопрос необходимости разделения властей нашел свое решение в 1787 году [11, с. 20]. Члены Конституционного конвента пытались всеми возможными способами предотвратить введение в стране монархического или анархического строя, так как совсем недавно, незадолго до Конституционного конвента, США получили независимость от английской монархии.

Возврат к прежней системе был нежелателен. По указанной причине участники Конституционного конвента не могли окончательно решить, что же именно будет включено в компетенцию исполнительной власти. По результатам длительных обсуждений делегаты Конституционного конвента приняли важное историческое решение об установлении в США президентской власти.

В.А. Калхидов указывает на то, что длительные обсуждения привели к установлению республиканской формы правления, основанной на плане Мэдисона [7, с. 15]. План Мэдисона получил название компромиссного плана, так как он соответствовал точке зрения большинства участников Конституционного конвента.

Исходя из этого, президент США объединил различные направления осуществления государственной власти, он занимал особые позиции в государственном управлении страной. Президент-

ской форме правления США, а также институту президентства США в целом присущи характерные только для нее черты.

На конституционном уровне в США была закреплена достаточно обширная полнота государственной власти в руках президента, который не только руководил страной, но и являлся главой исполнительной власти. Соответственно, в системе органов исполнительной власти страны, президент США был наделен независимостью в своей текущей деятельности.

Присущий президенту США объем власти не может считаться абсолютным, он не контролирует работу Конгресса и Верховного Суда США [9, с. 19].

Также представляется возможным указать на то, что основу деятельности всех органов государственной власти в США составляет принцип разделения властей, каждая из ветвей власти обладает системой сдержек и противовесов по отношению к другой ветви власти.

По сравнению с другими зарубежными странами, в которых в 18 веке действовала монархия, где глава государства сосредотачивал в собственных руках всю полноту государственной власти и имел возможность ее передачи по наследству, в Соединенных Штатах Америки должность главы государства была избираемой путем всеобщих демократических выборов. В тот период развития государства и права зарубежных стран указанные новшества в формировании органов власти в США, стали демократическим достижением, имеющим важное значение для истории.

По мнению В.В. Маклакова, Конституция США 1787 года включала норму о том, что в США действовала косвенная система избрания президента [10]. На практике ответственность за избрание кандидатуры главы государства возлагалась на президентских выборщиков.

На прошедшем в 1787 году Конституционном конвенте его участники длительное время не могли прийти к соглашению относительно сроков полномочий президента США. Предлагались самые разные варианты сроков - 7 лет, 12 лет. Однако, предложенные варианты не нашли своего практического применения.

В последующем Конституционный конвент принял решение в отношении сроков президентских полномочий. В соответствии с принятым решением, один и тот же кандидат мог занимать пост президента не более 2 сроков. Исполнение полномочий президента длилось 4 года. Данные законодательные положения позволили предотвратить единоличное присвоение власти главой государства, а также диктатуру и тоталитарный режим, причинение ущерба интересам общества.

В дальнейшем на конституционном уровне была сформирована латиноамериканская модель должности президента. В государствах Латинской Америки указанная должность появилась в первой половине 19 века [5, с. 89]. В Латиноамериканских странах сформированные президентские республики отличались следующим чертами: существенная централизация государственной власти, чрезмерное развитие институтов чрезвычайной ситуации, задействование недемократических методов прихода к власти. Исполнительная ветвь власти в указанных странах имела приоритетное положение.

Однако, помимо диктатуры рассматриваемым государствам также были присущи некоторые демократические черты. Такими демократическими характеристиками являлись: независимая власть судов, наличие нескольких партий в политической системе общества, отсутствие у президента возможности последующего переизбрания по прошествии срока полномочий.

Одними из первых европейских стран, в которых действовал институт президентства, были Франция и Швейцария (1848 г.). Возникновение в одном и том же году президентских республик в указанных странах, связано не с конкретными историческими факторами, а особенностями развития двух стран [4, с. 25].

Глава государства в Швейцарии подлежал избранию на один год из членов Федерального Совета. Президент в Швейцарии мог осуществлять свои полномочия несколько сроков подряд, однако, между сроками должен был быть установлен перерыв в один год.

Во Франции институт президентства впервые возник в 1848 году и был досконально скопирован с американской модели. Президентом Французской Республики мог стать только гражданин данной страны, который прожил на ее территории не меньше 30 лет [8, с. 401]. Кроме того, к кандидатам на должность президента Франции предъявлялось требование никогда не утрачивать национального достоинства.

Глава государства во Франции избирался на 4 года и обладал широкой компетенцией: правом отлагательного вето, правом назначения на должности государственных служащих, правом провозглашения законов [6, с. 707]. В последующем Учредительное собрание сократило перечень полномочий, принадлежащих президенту Франции. Из полномочий главы государства было исключено:

- право отлагательного вето;

- право объявления другим странам военных действий;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

- право самостоятельно руководить вооруженными силами без получения разрешения от Учредительного собрания.

Однако, сокращение полномочий главы государства не помогло предотвратить отрицательных последствий предоставления президенту Франции широкой компетенции. Более половины избирателей отдали свои голоса за Луи-Наполеона, который и стал главой государства по результатам выборов.

После избрания новый глава государства потребовал от Учредительного собрания закрепления за собой права на единоличный выбор министров и их отстранение от должности. В результате этого вскоре был осуществлен государственный переворот с последующей «реставрацией» монархической формы правления. По результатам состоявшегося государственного переворота, произошел роспуск Учредительного собрания и арест его руководства, вся полнота государственной власти была сосредоточена у президента страны. Американская модель института президентства оказалась провальной для французского государства.

В зарубежных странах институт президентства получил свое развитие в 20 веке, основными факторами, которые оказали значимое влияние на развитие института президентства, явились:

- революции и войны, которые имели место в

мире;

- свержение колониальной системы;

- классификация стран на капиталистические и социалистические группы;

- роспуск группы социалистических стран;

- появление многих современных государств.

По мнению Х.А. Гаджиева, окончание Первой мировой войны привело к введению должности президента в ряде стран Европы: Эстонии, Латвии, Литве, Австрии и пр. [3, с. 428].

Для первой половины 20 века характерно появление института президентства в азиатских государствах (например, в Ливане, в Сирии и пр.). Однако, самое широкое распространение института президентства характерно для африканских государств. Свержение колониального строя привело к тому, что многие африканские страны получили свою независимость от бывших метрополий.

В связи с тем, что главы африканских государств не были осведомлены об особенностях иных (кроме существовавших ранее) систем государственного управления, в африканских странах продолжили свое существование те формы правления, которые имели место до освобождения стран от колониальной зависимости.

Даже применение в африканских государствах различных демократических принципов, не

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

позволило избежать влияния религиозных и родо-племенных обычаев. По мнению С.В. Пушкарева, родоплеменная организация общественной жизни привела к различным конфликтам между этносами, а также к военным переворотам.

Распространенной является ситуация, когда руководители военных переворотов также становились президентами африканских стран, выборы проводились в условиях однопартийной политической системы, главы государств избирались без проведения голосования населением, что можно считать неоспоримым признаком тоталитаризма.

По итогам Второй мировой войны президентская власть также была установлена в таких государствах как:

- Италия;

- Греция;

- Иран и пр.

В 20 веке в группе социалистических стран была создана особая модель власти президента. Это было обусловлено позицией партийных руководителей в политической системе. В указанный период в социалистических странах сформировалась коллективная модель государственного управления. В рамках такой модели политическую деятельность осуществляет не только непосредственно глава государства, но и специально созданный управленческий орган.

В настоящее время несмотря на то, что ряд стран отошли от социализма, в них сохранилось президентское правление, например, в таких государствах, как: Словацкая Республика, Чешская Республика и пр. [2, с. 284].

Стоит отметить, что президентскую власть КНР необходимо отнести к особым формам, так как государство возглавляется председателем КНР и Постоянным Комитетом Всекитайского собрания народных представителей. Лидер КНР в процессе руководства страной, при принятии своих повседневных решений учитывает позицию Всекитайского собрания народных представителей.

В КНДР институт президентства также обладает специфическими чертами. В данной стране власть главы государства основывается на основополагающих компонентах монархической формы правления - передача власти по наследству, несменяемость главы государства.

На основании изложенного выше, представляется возможным сформулировать вывод о том, что институт президентства, существующий в различных зарубежных странах, прошел достаточно длинный исторический путь развития. Возникнув в 1787 году в Соединенных Штатах Америки, он сразу же был положительно оценен и принят американским обществом. И несмотря на то, что в

остальных иностранных государствах была преимущественно монархическая форма правления, при которой во главе страны находился монарх, институт президентства получил дальнейшее развитие среди различных зарубежных государств.

Вводился данный институт в зарубежных странах ввиду возникновения различных исторических факторов, среди которых наиболее распространенными являются такие как: демократические реформы и преобразования, войны, революции, государственные перевороты, крушение колониальной системы, блока социалистических государств и иные. Как правило, влияние на введение института президентства в том или ином иностранном государстве оказывал не один исторический фактор, а их совокупность. Ввиду этого в течении нескольких столетий данный институт получил весьма широкое распространение среди подавляющего большинства зарубежных стран.

В современный период развития государства и права наиболее распространенной формой правления в мире является республика с присущим ей институтом президентства. Самым главным признаком института президентства может считаться выборность данного института, а также срок исполнения полномочий.

В большинстве современных государств, институту президентства принадлежит значимое место в политической системе. Зарубежные страны на свое собственное усмотрение принимают решение о том, какое значение имеет президент в их политической системе. Поэтому в настоящее время в мире сформировалась система президентского правления (США, Бразилия), а также система парламентарного правления (например, как это имеет место в Канаде).

Существуют и нестандартные формы президентской власти, которые сформировались преимущественно в социалистических государствах. Например, в Китайской Народной Республике на официальном уровне действует принцип коллективного управления страной вследствие однопар-тийности, исторически сложившейся в политической системе государства.

Безусловно, в данных положениях наглядно проявляется причинно-следственная связь между конституционно-правовой сущностью института президентства и его наибольшей распространенностью среди современных зарубежных стран. На основании полученных результатов исследования становится возможным осознание места и роли данного института в современном мире, переня-тие положительного исторического опыта иностранных государств Российской Федерацией, ликвидация законодательных пробелов, касающихся правового статуса Президента России.

Список литературы:

[1] Алимов Б.Б. Опыт зарубежных стран в вопросах взаимоотношений Президента и Правительства // Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 47. С. 42-51.

[2] Водяницкий В.А. Чехословакия: становление института президентства и исторические аспекты развития этого института на современном этапе // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. № 2. С. 279-284.

[3] Гаджиев Х.А. Институт президента в постсоветских государствах: особенности функционирования и тенденции развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: политология. 2018. № 3. С. 427-435.

[4] Гориславская К.С., Шевнина О.Е. Формирование института президентства: историко-пра-вовые аспекты (ХVNI-ХIХ вв.) // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 2 (10). С. 23-26.

[5] Жабров А.В. К вопросу о базовых моделях института президентализма в демократизирующихся политических системах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2013. № 2. С. 87-96.

[6] Зульфалиева В.Г. Особенности института президентства в зарубежных странах // Аллея науки. 2019. № 5(32). С. 704-707.

[7] Калхидов В.А. Институт президентуры в США: история и практика реализации // Юридическая мысль. 2019. № 6(116). С 10-24.

[8] Краснов М.А. Президент в системе публичной власти смешанной модели // Труды по россиеведению. 2018. № 7. С. 397-421.

[9] Майшекина Э.С. Теоретико-правовые аспекты становления института выборов Президента в мире // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2018. № 2(38). С. 18-21.

[10] Маклаков В.В. Конституция Соединенных Штатов Америки: принята 17 августа 1787 года (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.1992 года) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп. - М.: Изд-во «Инфотропик Медиа». 2012. - 615 с.

[11] Минкова К.В., Цветков И.А. История стран Северной Америки // Учебное пособие. -Санкт Петербург: Изд-во «ООО «Скифия-принт». 2018. - 268 с.

Spisok literatury:

[1] АПтоу В.В. (2015) Opyt zarubezhnykh stran V voprosakh vzaimootnoshenii Prezidenta i

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Pravitel'stva [The Experience of Foreign Countries in Matters of Relations between the President and the Government] // Voprosy sovremennoi iurisprudentsii [Issues of Modern Law] No. 47. P. 42-51.

[2] Vodianitskii, V.A. (2014) Chekhoslovakiia: stanovlenie instituta prezidentstva i istoricheskie aspekty razvitiia etogo instituta na sovremennom etape [Czechoslovakia: The Formation of the Institution of Presidency and the Historical Aspects of the Development of This Institution in the Present Age] // Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii [Russian Christian Humanitarian Academy Reporter] No. 2. p. 279-284.

[3] Gadzhiev, Kh.A. (2018) Institut prezidenta v postsovetskikh gosudarstvakh: osobennosti funkt-sionirovaniia i tendentsii razvitiia [The Institute of Presidency in the Post-Soviet States: Features of Functioning and Development Trends] // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov [Peoples' Friendship University of Russia Reporter] Seriia: poli-tologiia. No. 3. P. 427-435.

[4] Gorislavskaia, K.S., Shevnina, O.E. (2015) Formirovanie instituta prezidentstva: istoriko-pravo-vye aspekty (XVIII-XIX vv.) [Formation of the Institute of Presidency: Historical and Legal Aspects (18th -19th century)] // Vestnik Penzenskogo gosudarstven-nogo universiteta [Penza State University Reporter] No. 2 (10). P. 23-26.

[5] Zhabrov, A.V. (2013) K voprosu o bazovykh modeliakh instituta prezidentalizma v demokratizirui-ushchikhsia politicheskikh sistemakh [On the Issue of the Basic Models of the Institute of Presidency in Democratizing Political Systems] // Vestnik Mosk-ovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova [Sholokhov Moscow State University for Humanities Reporter] Istoriia i poli-tologiia. No. 2. P. 87-96.

[6] Zul'falieva, V.G. (2019) Osobennosti instituta prezidentstva v zarubezhnykh stranakh [Fea-

tures of the Institute of Presidency in Foreign Countries]// Alleia nauki [Science Alley] No. 5(32). P. 704707.

[7] Kalkhidov, V.A. (2019) Institut prezidentury v SShA: istoriia i praktika realizatsii [Institute of Presidency in the USA: History and Practice of Implementation] // Iuridicheskaia mysl' [Thoughts on Law] No. 6(116). P. 10-24.

[8] Krasnov, M.A. (2018) Prezident v sisteme publichnoi vlasti smeshannoi modeli [President in a Mixed Model System of Public Power] // Trudy po rossievedeniiu [Writings on Russian Studies] No. 7. P. 397-421.

[9] Maishekina, E.S. (2018) Teoretiko-pravovye aspekty stanovleniia instituta vyborov Prezidenta v mire [Theoretical and Legal Aspects of the Formation of the Institution of Presidential Elections in the World] // Vestnik Kazakhskogo gumanitarno-iuridicheskogo innovatsionnogo universiteta [Kazakh Humanities and Law Innovative University Reporter] No. 2(38). P. 18-21.

[10] Maklakov, V.V. (2012) Konstitutsiia Soedi-nennykh Shtatov Ameriki: priniata 17 avgusta 1787 goda (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.05.1992 goda) [Constitution of the United States of America: Adopted on August 17, 1787 (as amended and supplemented as of May 5, 1992)] // Konstitutsii zarubezhnykh gosu-darstv: Velikobritaniia, Frantsiia, Germaniia, Italiia, Evropeiskii Soiuz, Soedinennye Shtaty Ameriki, Iaponiia: ucheb. posobie. - 8-e izd., ispravl. i dop. [Constitutions of Foreign States: Great Britain, France, Germany, Italy, the European Union, the United States of America, Japan: Textbook. - 8th ed., as amended and supplemented] - M.: Izd-vo «Infotropik Media». - p. 615.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Minkova, K.V., Tsvetkov, I.A. (2018) Istoriia stran Severnoi Ameriki. Uchebnoe posobie [History of North American Countries. Textbook] - Sankt Peterburg: Izd-vo «OOO «Skifiia-print» - p. 268.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.