Лошкарев И. О.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
6.4. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Лошкарев Игорь Олегович, магистрант кафедры государственно-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет
Аннотация: в статье исследуется роль, оказываемая институтом президентства на различные государства мира. Автор анализирует историю становления и развития института президентства в зарубежных странах, проблемы, связанные с появлением данного института в различных государствах мира.
Ключевые слова: институт президентства, история становления и развития, зарубежные страны, глава государства, президент.
THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE PRESIDENCY IN FOREIGN COUNTRIES
Loshkarev Igor O., master's. Department of state and legal disciplines Study place: Russian state social University
loshkarev. [email protected]
Abstract: the article examines the role of the presidency institution in various states of the world. The author analyzes the history of the formation and development of the presidency in foreign countries, the problems associated with the emergence of this institution in various countries of the world.
Keywords: institute of presidency, history of formation and development, foreign countries, head of state, president.
В настоящее время большинство существующих в мире стран придерживается республиканской формы правления. Одним из главных признаков республики является наличие института президентства в политической системе государства. Изучение процесса его появления, становления и развития имеет огромное значение для осознания роли этого института в современном мире [2, с. 23].
Понятие «президент» образовалось от латинского слова «РгаеБ^епБ», которое означает «сидящий впереди». Впервые Президенты возникли в Античный период. Тогда ими назывались лица, которые возглавляли Народные собрания в странах Средиземноморья. Через некоторое время данное наименование стало должностью. Историческим примером этого было возникновение должности Президента Сената в Древнем Риме. Этот исторический факт может свидетельствовать о том, что за понятием «президент» в тот период уже был закреплен некий политический смысл. Однако не стоит забывать, что значение данного понятия было иным и очень далеким от его понимания в настоящем времени [11, с. 36].
В данный момент под понятием «президент» предполагается глава государства, которого граждане той или иной страны избрали на президентских выборах. Он является государственным служащим, занимающим верховное место в иерархии государственных институтов и реализующим высшее представительство государства во внутригосударственной жизни и верховное представительство страны в межгосударственных отношениях. Поэтому понятие «глава государства» является родовым для понятия «президент» и общим для глав монархических и республиканских государств [5; 13, с. 303].
Стоит отметить, что одними из наиболее главных и общих признаков института президентства является его выборность различными методами и срочность
полномочий. В современном мире существуют разнообразные модели президентской власти, которые имеют разные наименования в Конституциях различных стран. В Основных законах государств применяются такие понятия для обозначения института президентства как: глава государства (Беларусь, Россия), глава исполнительной власти (США), высшее должностное лицо, арбитр (Франция), в отдельных случаях возникают ситуации, при которых конституционный статус государственного лидера не определен (ФРГ).
Самая первая президентская республика возникла в США. До ее создания в данной стране законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в единственном представительном органе - Континентальном Конгрессе. В тот период единоличного государственного лидера не было. Континентальный Конгресс самостоятельно избирал Президента из своего состава и его функции ограничивались председатель-ствованием на различных заседаниях. Но так как деятельность Конгресса по реализации принятых им законов была крайне не эффективна, встал вопрос о разделении законодательной и исполнительной власти.
Этот вопрос был решен на Конституционном конвенте, который состоялся в 1787 году в американском городе Филадельфия. Присутствовавшие на нем делегаты не хотели установления в государстве анархии или монархии. Ввиду этого они долгое время не могли придти к общему согласию в области статуса и функций исполнительной ветви власти. В результате делегаты приняли решение о введении должности Президента США.
После долгих дискуссий предпочтение было отдано республиканской форме правления, в основу Конституции 1787 года лег план Мэдисона. Он получил название «компромиссный», так как был приемлемым для большинства членов конгресса. В результате Президент США стал единоличным главой государства, был наделен большим объемом полномочий и занял
Социально-политические науки
3'2018
ведущее место в системе государственного управления. Пост американского лидера «заложил фундамент» для создания американской модели президентства, обладающей своеобразными, характерными только для нее признаками.
В статье 2 раздела 1 Конституции США закреплено то, что Президент США одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Однако там не говорится о каких-либо иных органах исполнительной ветви власти. Американский лидер не подотчетен Конгрессу США и ответственен только перед американскими гражданами. Соответственно он независим в системе органов государственной власти.
Тем не менее, власть Президента США не является абсолютной. Конгресс и Верховный Суд США ему не подконтрольны, они являются независимыми государственными органами. Взаимодействие данных ветвей власти происходит на основе принципа разделения властей, который дополняется системой «сдержек и противовесов» этих властей в отношении друг друга [12, с. 55].
В отличие от иных стран 18 века, где преобладала монархическая форма правления, и исполнительная власть была наследственной, в США американского лидера стали избирать путем всеобщих выборов. В тот период эти нововведения в избирательной системе государства были огромным демократическим завоеванием. Согласно статье 2, разделу 1 Конституции США 1787 года в стране учреждалась косвенная система избрания Президента США. Практическая реализация данной задачи возлагалась на президентских выборщиков [4, с. 549-562].
Первоначально делегатам Конституционного конвента не удалось достигнуть соглашения в вопросе о сроке правления американского лидера, были предложения избирать главу государства на 7, 12 лет. Тем не менее, эти варианты не были реализованы. Однако в дальнейшем была достигнута договоренность о том, что Президент США будет избираться на 4 года, но не более 2 раз подряд. Это условие было нужно для того чтобы он не имел возможности захватить все ветви власти в стране, стать тоталитарным правителем и нанести вред обществу.
Следующими после США президентскую форму правления создали государства Латинской Америки. Должность Президента была введена ими в первой половине 19 века под прямым геополитическим влиянием США. Несмотря на то, что данные политические системы были немного схожи, президентские республики в южноамериканских странах с момента своего создания представляли собой их особую разновидность. Она обладала рядом таких специфических черт, как высокая степень централизации государственной власти, гипертрофированное развитие институтов чрезвычайного или особого положения, преобладание насильственных, недемократичных методов достижения власти [3, с. 90].
Таким образом, вся государственная власть в этих странах находилась в руках Президента и роль исполнительной ветви власти абсолютизировалась. Все это способствовало появлению диктаторов и установлению их диктатуры. Тем не менее, данным государствам были присущи и демократические элементы, такие как выборы определенного главы государства на один срок без права на его переизбрание, многопартийность политической системы и сильная независимая судебная власть.
Президентские республики в Европе впервые возникли во Франции и Швейцарии в 1848 году. Это были
различные президентские республики и их одновременное появление обусловлено скорее особенностями исторического развития Франции и Швейцарии, нежели какой-то общей связью. Президент Швейцарской Конфедерации избирался из состава членов Федерального Совета на совместном заседании палат Федерального Собрания сроком на 1 год. Он мог переизбираться не ограниченное количество раз с обязательным годичным перерывом, обладал такой же компетенцией и ответственностью перед народными представителями, как и члены Совета. Конституция Швейцарской Конфедерации 1848 года закрепила республиканскую форму правления в стране.
Она была приемлемой для того периода, отвечала потребностям граждан в демократических преобразованиях. Однако Конституция не учредила единоличную исполнительную президентскую власть, как это было в США. Таким образом, в Швейцарии сформировалась модель коллективного президентства, которая впоследствии претерпела некоторые изменения [10, с. 87].
Первая Французская Республика была провозглашена ее Конституцией 1848 года. В 43 статье указывалось то, что народ французского государства возлагает на единственного гражданина осуществление исполнительной власти. Статья 44 вводила требования к кандидату на должность главы государства: им мог стать человек, родившийся во Франции и проживший в ней не менее 30 лет, который ни когда не терял своего «французского достоинства». Избранный Президент Франции мог находиться на своем посту не более четырех лет, он обладал правом на переизбрание, но только по истечении четырех лет после окончания своего предыдущего президентского срока [6, с. 531].
Первоначально полномочия Президента Второй Французской Республики были заимствованы Учредительным собранием государства у Президента США. У него был очень объемный перечень должностных полномочий: глава государства обладал возможностью быть источником права, если его не устраивал какой-либо закон, то он имел право отправить этот нормативно-правовой акт на новое обсуждение, мог официально провозглашать законы, назначал государственных служащих - чиновников, министров и военных командиров.
В дальнейшем члены собрания ограничили полномочия Президента Франции: он не мог накладывать вето на нормативно-правовые акты, лично руководить армией, объявлять войну другим государствам и заключать договоры с ними без разрешения на то Учредительного собрания. Однако все эти меры не спасли страну от негативных последствий наделения французского лидера объемным перечнем полномочий.
На первоначальных выборах главы государства данный пост занял племянник Бонапарта - Людовик-Наполеон. За него проголосовало две трети избирателей. Впервые дни после своего избрания Луи-Наполеон истребовал от Национального собрания право на отбор и увольнение своих министров. Становилось понятным, что Президент Французской Республики хочет твердо и единолично управлять государством. При данном положении дел ночью с 1 на 2 декабря 1851 года произошел государственный переворот, Национальное собрание было распущено, его предводителей арестовали. Результатом этого стало слияние исполнительной и законодательной власти в руках французского лидера и 2 декабря 1852 года он был объявлен императором Наполеоном Третьим.
Таким образом, предоставление Людовику обшир-
Лошкарев И. О.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ных должностных полномочий как Президенту Французской Республики воссоздало все условия для создания и удержания им диктатуры. Американская модель главы государства оказалась провальной для Франции. Ее простое копирование было большой ошибкой и стоило разрушения Второй Французской Республики, ликвидации поста Президента Франции и установления монархического государства [8; 9].
В других, существовавших в то время странах, до конца 19 века преобладала монархическая форма правления. В 20 веке ввиду таких факторов как мировые войны, революции возникло большое количество новых независимых государств. Президентские республики были созданы не во всех этих странах, но в большинстве была учреждена должность главы государства. Так, в Европе после Первой мировой войны должность государственного лидера была введена в Веймарской республике, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Польше, Литве, Веймарской республике, Австрии, Турции.
Институт президентства в первой половине 20 века (30-40 годы) также появился и в Азии: его ввели у себя такие страны как Ливан, Сирия, Филиппины. Вместе с тем, именно в государствах Африки в данный период произошло самое масштабное зарождение и распространение поста главы государства. Во время крушения колониальной системы, многие страны Африки смогли отвоевать свою независимость у бывших колониальных метрополий. Тем не менее, большинство государств оставило ту форму правления, которая действовала до их освобождения.
Такая ситуация сложилась ввиду незнания политическими лидерами Африканских государств иных систем государственного устройства. Однако даже заимствование некоторых положений представительной демократии не смогло пошатнуть достаточно большое влияние местных религиозных и родоплеменных традиций и ценностей. Подобная родоплеменная структура устройства общества обычно была причиной конфессиональных и межэтнических конфликтов, которые завершались военными переворотами [7, с. 92].
Довольно часто предводители таких переворотов сразу становились главами государств и их выборы не имели каких-либо демократических компонентов. При однопартийной политической системе выборы главы государства проводились на безальтернативной основе. Ввиду этого в некоторых государствах Африки Президенты избирались без народного голосования, что являлось неоспариваемым признаком тоталитарных режимов, которые зачастую принимали крайне тяжелые формы. В качестве примера можно привести возникновение стран с республиканской формой правления, которым были присущи атрибуты монархии -несменяемость главы государства.
По окончании Второй мировой войны в Европе вновь возникли страны с президентским управлением: Португалия, Мальта, Италия, Исландия, Греция. В Азии пост государственного лидера был введен в Индии, Южной Корее, Тайване, Южном Вьетнаме, Бангладеш, Иране, Пакистане, Ираке, Афганистане.
Институт президентства был введен не только в капиталистических и развивающихся государствах, но и в отдельных странах ранее бывших социалистическими: Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика [1, с. 279].
В блоке социалистических государств был создан своеобразный класс президентской формы правления. Его создание связано с положением, которое занимали партийные руководители в политической системе этих стран. Вместе с тем, в данных странах сохранилось и государственное коллективное управление. В результате слияния двух управляющих начал возникла коллективная форма управления государством. Ее основной смысл заключался в том, что политический лидер реализовывал свои полномочия вместе с определенным в законодательных актах стран органом, который создавался парламентом специально для данной функции.
Нестандартная форма президентской власти была построена и в Китае. Председатель Китайской Народной Республики вместе с Постоянным Комитетом Всекитайского собрания народных представителей осуществлял управление страной в межсессионный период парламента. Глава китайского государства в соответствии с законодательством страны не имел собственных полномочий и руководил страной, опираясь на решения Всекитайского собрания народных представителей. Не редко могла возникнуть ситуация, в результате которой политический лидер единолично руководил государством и партией.
Необычная форма президентской власти свойственна и для Корейской Народно-Демократической Республики. В этом государстве политический лидер строит свою власть на основополагающих монархических компонентах, к примеру, в данной стране существует наследственность должности государственного лидера.
В настоящее время в политических системах многих стран институт президентства является основополагающим элементом. Государство может само решать, какую роль играет государственный лидер в ее политическом устройстве и поэтому в современном мире существует и система парламентарного правления -Австралия, Канада, и система президентского правления - Бразилия, США. В Китайской Народной Республике официально действует принцип коллективного управления государством вследствие однопартийно-сти ее политической системы.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,24%.
Список литературы:
1. Водяницкий В.А. Чехословакия: становление института президентства и исторические аспекты развития этого института на современном этапе // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. № 2. С. 279-284.
2. Гориславская К.С., Шевнина О.Е. Формирование института президентства: историко-правовые аспекты (XVIII-XIX вв.) // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 2 (10). С. 23-26.
3. Жабров А.В. К вопросу о базовых моделях института президентализма в демократизирующихся политических системах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2013. № 2. С. 87-96.
4. Конституция Соединенных Штатов Америки: принята 17 августа 1787 года (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.1992 года) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп. - М.: Изд-во «Ин-фотропик Медиа», 2012. С. 549-562.
Социально-политические науки
32018
5. Ленковская Р.Р. Судебный способ защиты наследственных прав.// Гуманитарные , социально-экономические и общественные науки. 2017. № 4. С. 97-102.
6. Маркс К.Г., Энгельс Ф. Сочинения / Изд. 2: Том 7. -М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 669 с.
7. Пушкарев С.В. Становление института суперпрезидентских республик в пост-колониальной Африке // Вестник Российского университета кооперации. 2012. № 1 (7). С. 90-95.
8. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг. Дисс. к.ю.н. / Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2002.
9. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг. - Набережные Челны, 2003.
10. Соломонова С.А. Федеральная конституция Швейцарии 1848 года // Юрфакты. 2011. № 1. С. 85-88.
11. Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: право. 2011. № 19. С. 36-40.
12. Толочко А.В., Гришаева О.Н. Институт президентства в республиканской форме правления: проблемы концептуализации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 54-58.
13. Тхаркахо М.М. Зарождение и развитие института президентской власти в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2007. № 1. С. 302-308.
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной статье проведено комплексное исследование, в котором рассматриваются как общетеоретические, так и практические вопросы истории становления и развития института президентства в зарубежных странах. Анализируется процесс его появления, становления и развития, осознается роль данного института в современном мире. Исследуются проблемы, связанные с появлением этого института в различных государствах мира. Проанализированы формы правления, существующие в современных странах.
Обнаруживаются наиболее главные и общие признаки института президентства, среди которых в первую очередь выделяются специальные признаки - выборность государственного лидера различными методами и срочность его полномочий.
Проводится сравнение правового положения лидеров различных стран в период возникновения должностей глав государства, а также анализ конкретных исторических событий, послуживших причиной их образования.
Исследуются проблемы, возникающие при введении института президентства в различных зарубежных странах либо появляющиеся после этого как следствие. Выявляются и раскрываются особенности президентской формы правления в блоке социалистических государств, анализируется нестандартная форма президентской власти в Китае.
В целом статья Лошкарева И. О. отражает современные подходы к комплексному исследованию истории становления и развития института президентства в зарубежных странах.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Доцент кафедры государственно-правовых
дисциплин РГСУ , канд. юрид. наук, доцент
А.Л. Питерская