ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗА РУБЕЖОМ
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ГОСУДАРСТВАХ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ)
Туре Шеик Амала
Кафедра конституционного и муниципального права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются особенности института президентства в государствах Африки, в частности в Республике Мали на основе Конституции 1992 г.
Государства Азии и Африки до конца XIX века оставались монархиями. В XX веке в силу таких потрясений, как революции, войны, распад колоний, образовалось множество новых независимых государств. В большинстве из них был создан институт президентства.
Первые президентские государства в Азии возникли в 30-40-е гг. XX столетия: Филиппины, Сирия, Ливан. Однако наибольшее распространение модель президентского правления получила на Африканском континенте. Этот процесс начался в конце 50-х — начале 60-х годов. После завоевания независимости большинство колоний пошло по пути копирования формы правления бывших метрополий. Это объясняется, прежде всего, тем, что система государственного устройства метрополии была единственно известной для политических лидеров этих стран. Некоторые из них даже принимали участие в работе парламентов своих метрополий (Алжир). К тому же, провозглашая демократические принципы правления, африканская политическая элита рассчитывала на поддержку и получение экономической и иной помощи от развитых западных государств.
Наибольшее распространение на Африканском континенте получила французская модель. Однако на практике были заимствованы только ее внешние элементы. Процесс заимствования и усвоения некоторых форм представительной демократии был лишен в Африке своей естественной среды — не только гражданского общества, но и современного плюралистического сознания. Новые политические структуры не смогли подорвать влияние и абсорбировать этнические и религиозные ценности, традиции культуры. Другой важный фактор — узость их социальной базы. Предпринимательские слои африканской буржуазии еще не созрели для политического господства. Родоплеменная структура общества приводила к постоянным межэтническим и конфессиональным конфликтам, которые часто завершались военными переворотами. Следует отметить, что военные перевороты — обычное явление для стран «третьего мира». Со времен возникновения государств в Латинской Америке, Азии, Африке и Океании по приблизительным подсчетам разных
авторов произошло 1000-1100 военных переворотов, около 700-750 из них были удачными и завершились созданием военных революционных советов [3, с. 277].
Нередко лидер военного переворота сразу же провозглашался президентом республики, но иногда фактический глава государства не сразу занимал этот пост. Например, руководители военных переворотов генералы Зия уль-Хак в Пакистане в 1977 г. и Эршад в Бангладеш в 1982 г. объявили себя сначала только главами военной администрации. Генерал Эршад наделил себя правом назначать президента страны. Но вскоре они провозгласили себя президентами. Впоследствии занятие этой должности было подготовлено проведением военными властями референдумов. Институт «временного президента» в условиях военного режима использовался в некоторых странах Латинской Америки, но определение «временный» входило в официальное название должности до выборов президента путем голосования.
Далеко не всегда выборы президента носят демократический характер. При однопартийной системе в ряде африканских стран кандидатура на пост президента выдвигается центральным органом правящей партии и обычно не имеет соперников. Поэтому в некоторых странах (Кения) президент, как правило, объявляется избранным без голосования как единственный кандидат. В других странах речь идет только о формальном выражении доверия избирателей лицу, занимающему пост президента. На президентских выборах при избрании на новый срок процент поданных за президента голосов в этих странах составляет больше 99%.
Однако такая «всеобщая» поддержка президента на выборах не исключала впоследствии свержения его путем военного переворота.
В ряде стран количество сроков полномочий одного президента не ограничено, что позволяет главе государства превратиться в бессменного руководителя своей страны. Так, более 25 лет без перерыва занимали свою должность президенты: Кеннет Д. Каунда — в Замбии; Мобуту Сесе Секо — в Заире; Ф. Уфуэ-Буаньи — в Кот-д’Ивуаре [2, с. 39].
Очевидно, что президентство в этих странах служило лишь ширмой для прикрытия режима личной власти.
Следует отметить, что в некоторых странах в условиях тоталитарной системы президентство начало принимать невиданные доселе крайние формы. Появились республики, которым был свойственен важный элемент монархии — несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик, а о республиках прези-дентско-монократических, конституции которых предусматривают пожизненный срок полномочий президента. Так, в 1972 г. Маркое на Филиппинах провозгласил себя бессрочным президентом и премьер-министром.
В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя И. Амик в Уганде, Х. Банда в Малави, Бургиба в Тунисе, М. Нгема в Экваториальной Гвинее и главы государств в некоторых других странах, а пожизненный президент Центральноафриканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов. Только президент Туниса Бургиба был смещен с должности конституционным путем, а Маркое на Филиппинах в 1986 г. вынужден был провести выборы, на которых потерпел поражение [4, р. 130].
Возникновение «извращенных» форм президентства можно объяснить, во-первых, родоплеменной структурой общества и господством патриархального типа политической культуры. Глава государства отождествляется с вождем племени, объединившим в одном лице все главные политические роли. Во-вторых, осо-
бым положением армии, которая из орудия достижения власти превратилась в господствующую социально-политическую силу. Однако такая форма была свойственна Республике Мали только на ранних этапах, которые постепенно сменились вполне цивилизованными формами. Можно констатировать, таким образом, достаточно последовательное развитие института президентства в этом государстве — от ранних «грубых и извращенных» черт к более цивилизованным, демократическим.
Государство Мали обрело независимость 22 сентября 1960 г. Его история знала три сменивших друг друга режима:
1) Первая Республика — с 1960 по 1968 г. Это был социалистический режим президента Модибо Кейта, отмеченный чертами его личности, а также другими приметами молодого становящегося государства;
2) Вторая Республика — с 1968 по 1991 г. возникла в результате государственного переворота, совершенного группой военных. Этот режим был диктатурой, в которой можно отметить узурпацию полномочий государственным аппаратом и самим президентом. Государственные учреждения не функционировали так, как это бывает в демократическом государстве. Все полномочия были сосредоточены у президента Республики;
3) Третья Республика — начиная с 1991 г. Ее установление является следствием событий марта 1991 г. С этого момента можно говорить о том, что в Мали появилась возможность демократии. Новый этап был отмечен принятием Конституции, решение о которой было принято в ходе референдума 12 января 1992 г. Конституция была подготовлена в ходе работы национальной Конференции и принята 25 февраля 1992 г. В настоящее время она является фундаментальным актом Республики, основополагающим документом во внутреннем юридическом порядке страны, который определил структуру гражданской власти и демократических учреждений Республики, определяя компетенцию каждого из учреждений.
В соответствии со ст. 25 Конституции: «Властные органы Республики составляют:
— Президент Республики;
— Правительство;
— Национальное собрание;
— Верховный суд;
— Конституционный суд;
— Верховный суд;
— Высший совет административно-территориальных образований;
— экономический, общественный и культурный Совет».
Согласно официальной номенклатуре, президент — первое должностное лицо Республики. В этом статусе он — «глава государства. Он — гарант Конституции. Он воплощает идею национального единства. Он — гарант национальной независимости, территориальной целостности, верности заключенным договорам и международным соглашениям. Он заботится о правильном функционировании учреждений гражданской власти и подтверждает единство государственного курса» (ст. 29 Конституции от 25 февраля 1992 г.).
Эта статья определяет функции президента. Согласно ей президент Республики избирается прямым всеобщим голосованием на один пятилетний срок и имеет возобновляемый мандат. Он несет только политическую ответственность перед Верховным судом и не несет уголовной ответственности.
Конституция Мали имеет тенденцию представить президента Республики простым арбитром между ветвями государственной власти, наделенным обязан-
ностью заботиться о том, чтобы в их работе учитывались фундаментальные интересы нации. Действительно, по сравнению с другими ветвями власти именно президент играет наиболее активную роль в формировании государственной политики.
Второй властный орган составляет правительство, которое управляет государством. Его миссия состоит в том, чтобы определять и вести государственную политику. С этой целью правительство располагает администрацией и вооруженными силами. Оно составлено из министров, во главе которых стоит премьер-министр, рекомендованный президентом Республики.
Президент Республики является главой исполнительного органа, и поэтому он несет главное бремя власти. Само положение президента обязывает к тому, чтобы он не был поглощен проблемами политического, парламентского, административного и экономического порядка. Из этого вытекает необходимость для президента Республики назначать премьер-министра, который должен быть ему подотчетен и нести ответственность за работу администрации.
О назначении премьер-министра Конституция 25 февраля говорит следующее: «Президент Республики назначает Премьер-министра. Он завершает свои полномочия одновременно с отставкой Правительства.
По предложению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает их функции» (ст. 38). Как видно, выбор премьер-министра — свидетельство полномочий главы государства.
В ходе назначения президент Республики должен рекомендовать деятеля, способного вызвать доверие или даже поддержку парламентского большинства в качестве представителя правительства перед Национальным собранием.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на основании Конституции Республики Мали Малийское государство нельзя однозначно считать ни парламентским, ни президентским. Речь идет, скорее, о смешанном государственном устройстве, которое заимствует одновременно элементы у парламентского и президентского строя.
Можно сказать, что с парламентским устройством Малийское государство имеет следующие общие черты:
— ответственность правительства перед Национальным собранием;
— право роспуска правительства;
— дуализм исполнительного органа (сосуществование главы государства и премьер-министра, поставленного во главе правительства).
Что касается черт президентского режима в государственном устройстве Мали, их можно определить двояко:
— выборы президента Республики на основе всеобщего избирительного права, что и придает ему необходимую законность;
— первенство главы государства, которое предполагает наделение его важными полномочиями.
Доклады премьер-министра президенту Республики означают субординацию первого второму. Заметим, что это подтверждается африканской концепцией власти: «не может быть двух правителей на одном троне».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Конституция Республики Мали, 1992.
[2] Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность. — Минск, 2003.
[3] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М., 1998.
[4] Lijphart A. Presidentialism and Majoritarian Democracy: Theoretical Observations. Paper presented to the Research Symposium «Presidential or Parliamentary Democracy: Does It Make a Difference?». — Georgetown University, Washington, 14-16.05.1989.
PRESIDENCY IN THE ASIAN AND AFRICAN STATES AND IN REPUBLIC MALI
Toure Cheick Amala
The Department of Legal Theory and History Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198
In the clause the features of presidency in the Asian and African states are briefly considered. The presidency in Republic Mali is discussed in more details. On the basis of the Constitution of 1992 the author of the clause shows a modern condition of this institute which at the moment has all chances to become quite democratic establishment. It is possible to ascertain, thus, consecutive enough development of institute of presidency in this state — from early «rough and perverted» features to more civilized, democratic. In clause the conclusion is made that on the basis of the Constitution of Republic Mali, it is impossible to consider the Mali state unequivocally neither parliamentary, nor presidential. It is a question, more likely, of the mixed state system which borrows simultaneously elements at parliamentary and presidential building.