Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЛИДЕРОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЛИДЕРОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА / КОНСТИТУЦИЯ / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ / ОТСТАВКА / ИМПИЧМЕНТ / СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошкарев Игорь Олегович, Кученин Евгений Сергеевич

Статья посвящена сравнительно-правовому анализу оснований и порядка досрочного прекращения полномочий главы российского государства и иностранных лидеров. Во время исследования были использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы познания. К общенаучным методам, которые были использованы в исследовании, можно отнести индукцию, дедукцию, синтез, системный анализ. Из частнонаучных методов познания были применены историко-правовой, формально-юридический, системно-структурный, аналитический, сравнительно-правовой методы. Установлены основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации и глав таких иностранных государств, как Соединенные Штаты Америки, Французская Республика. Проведен сравнительно-правовой анализ данных оснований, выявлены различия в их содержании и законодательном закреплении. Дано обобщенное определение понятия «президент». Выявлен и проанализирован порядок досрочного прекращения полномочий глав государств, определены его особенности и сходство по содержанию и порядку реализации. Установлено наличие в законодательстве Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий главы российского государства достаточно много правовых пробелов. Определено отсутствие законодательного закрепления процедуры установления юридического факта стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, процедуры отставки российского лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лошкарев Игорь Олегович, Кученин Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds for and procedure for early termination of powers of the head of the Russian state and foreign leaders: a comparative legal analysis

The article is devoted to a comparative legal analysis of the grounds and procedure for the early termination of the powers of the head of the Russian state and foreign leaders. During the study, both general scientific and private scientific methods of cognition were used. The general scientific methods used in the study include induction, deduction, synthesis, and system analysis. From the particular scientific methods of cognition, historical-legal, formal-legal, system-structural, analytical, comparative-legal methods were applied. The grounds for early termination of the powers of the President of the Russian Federation and the heads of such foreign states as the United States of America, the French Republic have been established. A comparative legal analysis of these grounds was conducted, differences in their content and legislative consolidation were revealed. The definition of the concept of "president". The procedure for early termination of powers of the heads of state was identified and analyzed, its features and similarities in terms of content and implementation were determined. It has been established that there are a lot of legal gaps in the legislation of the Russian Federation on the early termination of the powers of the head of the Russian state. The absence of legislative consolidation of the procedure for establishing the legal fact of the persistent inability of the President of the Russian Federation for health reasons to exercise his authority and procedures for the resignation of the Russian leader is identified.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЛИДЕРОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

2.2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЛИДЕРОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Лошкарев Игорь Олегович. Должность: преподаватель. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: Юридический факультет, кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: LoshkarevIO@rgsu.net Кученин Евгений Сергеевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: Юридический факультет, кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: KucheninES@rgsu.net

Аннотация: Статья посвящена сравнительно-правовому анализу оснований и порядка досрочного прекращения полномочий главы российского государства и иностранных лидеров. Во время исследования были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы познания. К общенаучным методам, которые были использованы в исследовании, можно отнести индукцию, дедукцию, синтез, системный анализ. Из частнонаучных методов познания были применены историко-правовой, формально-юридический, системно-структурный, аналитический, сравнительно-правовой методы. Установлены основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации и глав таких иностранных государств, как Соединенные Штаты Америки, Французская Республика. Проведен сравнительно-правовой анализ данных оснований, выявлены различия в их содержании и законодательном закреплении. Дано обобщенное определение понятия «президент». Выявлен и проанализирован порядок досрочного прекращения полномочий глав государств, определены его особенности и сходство по содержанию и порядку реализации. Установлено наличие в законодательстве Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий главы российского государства достаточно много правовых пробелов. Определено отсутствие законодательного закрепления процедуры установления юридического факта стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, процедуры отставки российского лидера.

Ключевые слова: глава государства, институт президентства, Конституция, система органов государственной власти, основания и порядок досрочного прекращения полномочий, отставка, импичмент, стойкая неспособность осуществлять полномочия.

GROUNDS FOR AND PROCEDURE FOR EARL Y TERMINATION OF POWERS OF THE HEAD OF THE RUSSIAN STATE AND FOREIGN LEADERS: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Loshkarev Igor Olegovich. Position: lecturer. Place of employment: Russian State Social University. Department: Law

Faculty, State and Legal Disciplines chair. E-mail: LoshkarevIO@rgsu. net

Kuchenin Evgeny Sergeevich, PhD in Law. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian State Social University. Department: Law Faculty, State and Legal Disciplines chair. E-mail: KucheninES@rgsu.net

Annotation: The article is devoted to a comparative legal analysis of the grounds and procedure for the early termination of the powers of the head of the Russian state and foreign leaders. During the study, both general scientific and private scientific methods of cognition were used. The general scientific methods used in the study include induction, deduction, synthesis, and system analysis. From the particular scientific methods of cognition, historical-legal, formal-legal, system-structural, analytical, comparative-legal methods were applied. The grounds for early termination of the powers of the President of the Russian Federation and the heads of such foreign states as the United States of America, the French Republic have been established. A comparative legal analysis of these grounds was conducted, differences in their content and legislative consolidation were revealed. The definition of the concept of "president". The procedure for early termination of powers of the heads of state was identified and analyzed, its features and similarities in terms of content and implementation were determined. It has been established that there are a lot of legal gaps in the legislation of the Russian Federation on the early termination of the powers of the head of the Russian state. The absence of legislative consolidation of the procedure for establishing the legal fact of the persistent inability of the President of the Russian Federation for health reasons to exercise his authority and procedures for the resignation of the Russian leader is identified.

Keywords: the head of state, the institution of the presidency, the Constitution, the system of state bodies, the grounds and procedure for early termination of powers, resignation, impeachment, and the persistent inability to exercise authority.

Введение

В современном мире существует большое число стран, в которых существует институт президентства. Конституционно-правовой статус президента как главы государства в каждой стране характеризуется своими особенностями, обусловленными спецификой конституционно-правового регулирования и особенностями его исторического развития в каждой конкретной стране.

Особый интерес представляет исследование различных элементов правового института президентства в США и Франции, где президент, как глава государства, обладает значительным объемом властных полномочий, в отличие от парламентских республик, в которых полномочия президента чаще всего ограничиваются большей частью выполнением представительских функций. Этот интерес обусловлен сходством конституционно-правовых конструкций института президентства в таких государствах с аналогичным институтом в Российской Федерации

Прежде всего под понятием «президент» в России, как и в большом числе других государств понимается избранный на определенный срок на прямых или косвенных выборах глава государства. В президентских и полупрезидентских республиках президент - государственный служащий, занимающий, как правило высшее место в иерархии государственных служащих и

олицетворяющий высшее представительство государства в его в внутренней и внешней политике [13, с. 77]. В Российской Федерации Президент Российской Федерации - государственный служащий, занимающий государственную должность, т.е. должность, прямо установленная Конституцией Российской Федерации.

В различных странах существуют разные основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы государства. Несмотря на очевидную актуальность проведения сравнительно-правового анализа оснований и порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации и глав зарубежных стран достаточного внимания этой проблематике в трудах современных юристов не уделено. Вместе с тем, ряд авторов все же исследовали отдельные аспекты изучения оснований и порядка досрочного прекращения полномочий главы государства.

Для исследования проблем досрочного прекращения полномочий главы государства представляют особый интерес фундаментальные исследования Соколова И.А. (2010), Маклакова В.В. (2012), Мишина А.А. (2013), Безрукова А.В. (2015), Добрынина Н.М. (2016).

Некоторые аспекты конституционно-правового регулирования оснований и порядка досрочного прекращения полномочий главы государства в России и за рубежом были исследованы в научных статьях: Авакь-яна С.А. (2014), Адельсеитовой А.Б., Сильвановича Ю.Н. (2017), Аксверовой С.А., Есиповой Т.А. (2018), Алборовой С.С. (2016), Антипова Е.И. (2016), Астаховой Ю.А. (2011), Енгибаряна Р.В., Карауловой Ю.А., Селезневой В.В. (2016), Захаровой Г.С., Кудряшова К.В., Саньковой А.А., Соломоненко Н.Н. (2016), Карпенко К.В. (2015), Кондрашева А.А., Антипенко Н.О. (2018), Краевой А.И., Зыряновой А.В. (2016), Лошкаре-ва И.О., Ястребовой А.И. (2019), Мамбетовой К.М. (2013), Невмержицкой Л.В. (2017), Петаевой М.Н., Ха-бибуллиной Л.Р., Суфяновой Е.З. (2018), Савощиковой Е.В., Землянкина А.В., Медведевой Н.А. (2018), Тязина Е.Н., Кочнева А.С. (2016).

Основные положения

В соответствии со статьями 81 и 92 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок и исполняет обязанности до момента принятия присяги новым Президентом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации допускается избрание одного и того же лица и, соответственно, исполнение им обязанностей главы государства 2 срока подряд, но не более.

В то же время, Конституцией Российской Федерации в статье 92 предусматривается возможность досрочного прекращения своих полномочий, в случае отставки, отрешения Президента Российской Федерации от должности, стойкой неспособности главы государства осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья, для чего закрепляются соответствующие основания. Наличие оснований прекращения полномочий служит одной из мер, обеспечивающих действенность президентской власти [3, с. 731 -732]. В Конституции Российской Федерации это выражается в виде закрепления достаточно короткого срока для избрания нового главы государства - не более 3 месяцев. В этот период полномочия Президента Российской Федерации осуществляются Председателем Правительства Российской Федерации, что также обеспечивает функцио-

нирование данного конституционно-правового института [10, с. 51].

Отметим то обстоятельство, что более-менее подробно Конституцией урегулирована только процедура отрешения президента от должности. Можно предположить, что прекращение полномочий президента в случае его отставки в подробной регламентации не нуждается в силу очевидности этого основания прекращения полномочий [14, с. 29-30].

В то же время, также очевидно, что установление факта стойкой неспособности выполнять возложенные обязанности по состоянию здоровья, нуждается в нормативном закреплении процедуры его установления, исключающей неоднозначное толкование соответствующего вывода уполномоченного органа, не говоря уже от том, что должен быть определен орган, уполномоченный устанавливать факт стойкой неспособности лица выполнять обязанности высшего должностного лица государства. Данные процедуры только лишь называются Конституцией Российской Федерации. Следует согласиться с мнением Е.В. Савощикова, А.В. Земляникина, Н.А. Медведева от том, что эти, упомянутые в Конституции Российской Федерации процедуры, требуют более детальной, тщательной регламентации [18, с. 76].

Кроме того, возможна еще одна причина неисполнения обязанностей Президента Российской Федерации - уход из жизни лица, занимающего этот пост, однако Конституцией Российской Федерации такой случай досрочного прекращения полномочий главы государства не предусмотрен, при том, что в законодательстве Российской Федерации подобное основание прекращения полномочий предусмотрено для депутатов, судей, министров и многих иных должностных лиц. В то же время такое основание прекращения полномочий президента, во многих иностранных государствах, в которых также реализуется правовой институт президентства, в отличие от России, урегулировано на уровне Конституций [8, с. 96].

В Соединенных Штатах Америки основания досрочного прекращения должностных полномочий Президента США во многом сходны с таковыми по отношению к Президенту Российской Федерации с тем отличием, что в Америке они включают в себя такое основание, как смерть и по мнению исследователей в целом законодательно проработаны более детально [15, с. 136].

Исторический опыт США показывает, что именно смерть Президента США являлась наиболее частым основанием для досрочного прекращения полномочий главы государства - 8 случаев (4 - смерть по естественным причинам, 4 - убийство). В отставку подал только 1 президент (Р. Никсон, 1974 г.). Случаев отстранения от должности в результате неспособности осуществлять свои полномочия или в порядке импичмента в США не было. Подчеркнем, что основания досрочного прекращения полномочий президента в США на законодательном уровне более детально и тщательно проработаны, чем в российском государстве, где уход из жизни российского лидера как основание досрочного прекращения его полномочий нигде на законодательном уровне не закреплено. Также отметим несколько иные средства обеспечения устойчивости правового института президентства в США.

Наиболее сложной в сШа представляется процедура установления факта неспособности президента осуществлять свои должностные полномочия. Для установления это факта законодательно определенный

орган государственной исполнительной власти или законодательно определенное должностное лицо заявляет о неспособности главы государства осуществлять свои полномочия. Это письменное заявление направляется в Палату представителей и Сенат Конгресса США. С момента направления этого заявления полномочия Президента США по законодательству США осуществляет Вице-президент. Возобновление собственных полномочий Президентом США возможно в случае, если он подаст тем же должностным лицам письменное заявление о том, что основания для отстранения от осуществления должностных полномочий отпали. В этом случае он может начать осуществление своих президентских полномочий по истечению четырех дней.

В том случае, если от главы государства такого заявления не поступает или если за указанный срок Вице-президент и иные уполномоченные на то лица представят письменные заявления Временному президенту Сената и Спикеру Палаты представителей американского парламента о неспособности главы государства осуществлять свои должностные полномочия, вопрос разрешается Конгрессом США посредством принятия решения большинством голосов от обеих палат американского парламента.

Интересным представляется тот факт, что в отличие от России, в США процедура отрешения от должности также может применяться в отношении иных законодательно определенных должностных лиц [19, с. 132133].

Сама процедура выдвижения обвинения Президенту США в целях его отстранения от должности закреплена в Конституции США и по своему содержанию во многом сходна с аналогичной процедурой отрешения от должности Президента Российской Федерации, хотя, как отмечают исследователи, выглядит существенно, сохраняя при этом потенциал действительной реализации [5, с. 165]. Так, в новейшей истории США под угрозой импичмента находилось несколько президентов США, включая и действующего - Д.Трампа, отставка Р. Никсона в 1974 г. состоялась под угрозой импичмента, возникшей в результате известного развивавшегося длительное время скандала, получившего название Уотергейтского.

Как и в случае с стойкой неспособностью президента США осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья, заявление, содержащее обвинение главы государства должно быть только письменным и может быть подготовлено любым членом нижней Палаты представителей Конгресса США [16, с. 249-250]. Затем это обвинение должно быть рассмотрено юридическим комитетом этой палаты, который в случае согласия с обвинением определяет статьи импичмента и представляет их для обсуждения на заседании нижней палаты американского парламента и утверждения посредством голосования. В случае одобрения обвинения президенту США, статьи импичмента направляются в Сенат, который выступает в этом случае в качестве суда.

Верхняя палата парламента США рассматривает обвинение по существу и принимает решение о виновности или невиновности главы государства в инкриминируемом ему преступном деянии абсолютным большинством голосов при тайном голосовании. Если вина Президента США доказана, он отстраняется от должности. Другие правовые последствия импичмента состоят в утрате лицом права занимать в дальнейшем

какую-либо государственную должность вообще и в вероятном привлечении к уголовной ответственности. Отметим, что Сенат Конгресса США именно рассматривает утвержденное в Палате представителей обвинение президенту и, в отличие о верхней платы российского парламента, не может по каким-либо основаниям.

Необходимо отметить то, что и в Российской Федерации, и в Соединенных Штатах Америки основным законом установлена такая организация всей системы государственной, власти, которая обеспечивает примерное равенство отдельных ветвей власти, так называемую систему сдержек о противовесов, позволяющую не допустить произвола в управлении обществом и государством. Институт импичмента президента как раз и выполняет эту задачу недопущения сосредоточения чрезмерных полномочий в руках одного лица. В этом наблюдается сходство правовых институтов президентства в России и США. Вместе с тем необходимо отметить, что в США нормативно закрепленный перечень оснований привлечения главы государства к ответственности и досрочного недобровольного прекращения его полномочий существенно шире, чем в России и включает в себя не только такие преступления как государственная измена или получение взяток, но и иные преступления, наказанием за совершение которых может быть срок менее одного года лишения свободы [2, с. 275-276], а также действия, противоречащие морально-нравственным устоям или действия, ставящие под угрозу интересы страны [7, с. 6]. Так, например, основанием для начала процедуры импичмента Б. Клинтона в 1998 г. стала появившаяся информация о его внебрачной сексуальной связи. В Российской Федерации согласно ст. 93 Конституции Российской Федерации основанием для отрешения от должности главы государства может стать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления. Напомним, что согласно российскому уголовному законодательству тяжким является то преступление, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы не менее 5 лет [12, с. 20-21].

Во Французской республике основания досрочного прекращения полномочий главы государства - Президента Франции в целом сходны с аналогичными основаниями прекращения полномочий высшего должностного лица в России и в США, но в деталях эти основания имеют свои особенности. Кроме того сравнительно-правовой анализ института президентства во Франции, в России и в США позволяет говорить о существенных отличиях в процедуре прекращения полномочий президента Франции, присущие лишь французскому правовому институту президентства.

В число закрепленных в Конституции Французской Республики оснований досрочного прекращения полномочий главы входят смерть, добровольная отставка, отстранение от должности, а также возникновение препятствий к исполнению должностных обязанностей. Добровольная отставка, возникновение препятствий к исполнению должностных обязанностей и смерть как основания досрочного прекращения полномочий Президента Франции содержательно и процедурно сходы с аналогичными основаниями, закрепленными в Конституциях России и США, за исключением прекращения полномочий по причине смерти, не предусмотренного в российском законодательстве. В

отличие от России, во Франции, в случае невозможности осуществления полномочий президентом страны, его функции должен исполнять председатель Сената, а Правительство Франции, может отчасти исполнять полномочия главы государства в том случае если председатель Сената не может принять на себя эти полномочия [6, с. 237-238].

Конституция Франции как основной закон относится к числу «жестких» конституций, но все же и она подвержена некоторым изменениям. Одно из этих изменений, внесенное в основной закон республики в 2007 г. коснулось именно оснований отстранения от должности Президента Франции. Тогда в 68 статье Конституции Французской Республики было закреплено единственное основание досрочного недобровольного прекращения полномочий Президента Франции, согласно которому глава французского государства может быть отстранен от должности в случае ненадлежащего исполнения своих полномочий. Однако очевидно, что возможно расширительное толкование этого основания, поскольку нигде в Конституции Франции не говорится, что понимается под ненадлежащим исполнением этих полномочий, что подразумевает обуславливает необходимость наличия особых тщательно проработанных процедур отстранения от должности Президента Франции, отличный от аналогичных процедур в России и США.

Прежде всего необходимо отметить отличия в субъектах выдвижения обвинения в адрес главы французского государства. Эти обвинения могут сформулировать и представить в форме специальной резолюции и депутаты, и сенаторы, однако не единолично, а в определенной доле общего состава Национального собрания Франции или Сената - 1/10 [17, с. 162-163]. Проект специальной резолюции направляется в бюро нижней или верхней палаты парламента - то есть в ту палату, члены которой выдвинули обвинения. Предметом рассмотрения является обоснованность выдвинутых против Президента Французской республики обвинений.

В случае подтверждения обоснованности выдвинутых обвинений, проект резолюции направляется в комиссию Национального собрания Франции по конституционному законодательству, который обладает правом, но не обязанностью его рассмотрения. Здесь проявляется специфика института президентства во Франции, которая состоит в том, что исторически во Франции сложилось так, что за парламентариями законодательно закреплен максимум свободы в своих действиях, в частности, во Франции действует принцип свободного депутатского мандата, который в т.ч. означает полную независимость парламентария и его не связанность волей избирателей. В случае выдвижения обвинений главе государства парламентарии обладают правом выбора и могут не рассматривать проект специальной резолюции об отстранении главы государства от должности. Однако уведомление о поступлении проекта специальной резолюции направляется Президенту Франции и главе Правительства [9, с. 44-45].

При рассмотрении проекта резолюции и вынесении собственного заключения комитетом по конституционному законодательству, Национальное собрание Франции обязано обсудить этот вопрос в форме заседания в тринадцатидневный срок. В результате рассмотрения всех материалов дела нижняя палата парламента в пятнадцатидневный срок организует общее голосование по проекту резолюции. Для принятия

данного проекта за него должно проголосовать не менее двух третей депутатов Национального собрания Франции. В дальнейшем он передается в Сенат, который не вправе не рассматривать данный вопрос.

Стоит отметить, что подобным образом французским законодателем закрепляется эффективное и слаженное функционирование палат парламента Франции. Сенат обязан обсудить на собственном заседании проект резолюции в тринадцатидневный срок и принять по нему решение посредством проведения голосования. Проект будет считаться принятым, если за него проголосует не менее двух третей сенаторов Сената.

В случае принятия проекта резолюции Национальным собранием Франции и Сенатом, он будет направлен в Высокую палату для дальнейшего рассмотрения. Высокая палата, с конституционно-правовой точки зрения, не является судебным органом, однако, в данном случае, она будет исполнять роль суда. Ввиду того, что глава французского государства лично неприкосновенен - ни один судебный орган страны не вправе рассматривать выдвинутые против Президента Французской Республики обвинения [1, с. 373].

Высокая палата формируется парламентом Франции и состоит из специальной комиссии и бюро, возглавляемого председателем нижней палаты парламента. Специальная комиссия в пятнадцатидневный срок собирает необходимую информацию для обоснования возможности рассмотрения вопроса об отрешении главы государства от должности на заседании Высокой палаты. При сборе необходимого материала специальная комиссия не вправе вызывать французского лидера для дачи показаний или осуществлять против него какие-либо следственные мероприятия.

После сбора необходимой информации специальной комиссией составляется доклад и, в тридцатидневный срок с момента принятия проекта резолюции верхней палатой парламента, проводится заседание Высокой палаты, на котором он и рассматривается. Президент Французской Республики вправе присутствовать на данном заседании [11, с. 299-300]. Стоит отметить, что Высокая палата может и не рассмотреть данный вопрос в тридцатидневный срок, в этом случае ее полномочия прекратятся. Если же Высокая палата рассмотрит доклад специальной комиссии на собственном заседании, то ею должно быть вынесено решение по данному вопросу посредством голосования. Решение будет считаться принятым, окончательным и не подлежащим обжалованию в случае голосования за его принятие двух третей членов Высокой палаты. После чего отстраненный гражданин не вправе когда-либо вновь избираться на должность главы французского государства.

Выводы

Порядок досрочного прекращения полномочий российского лидера и глав иностранных государств имеет общие черты, которые проявляются в наличии оснований досрочного прекращения полномочий руководителей государств. В Российской Федерации это отставка главы российского государства, отрешение Президента РФ от должности, его стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия; в Соединенных Штатах Америки это смерть главы американского государства, отставка по собственному желанию, отстранение Президента США от должности (импичмент), неспособность осуществлять

связанные с должностью права и обязанности; во Французской Республике - добровольная отставка, смерть, отстранение от должности, возникновение препятствий к исполнению должностных обязанностей.

На конституционно-правовом уровне, уровне национального законодательства более полно и детально закреплены основания досрочного прекращения полномочий у Президента США и главы французского государства. В России должность Президента РФ была введена в политическую систему страны сравнительно недавно, ввиду чего в конституционно-правовом законодательстве о досрочном прекращении полномочий главы российского государства много правовых пробелов. Многие важные вопросы не закреплены на законодательном уровне - процедура отставки Президента РФ, установление юридического факта стойкой неспособности главы государства по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В дальнейшем данные вопросы должны быть законодательно закреплены путем введения новых правовых норм в федеральное законодательство или в Конституцию Российской Федерации.

Список литературы:

1. Авакьян С.А. (2014) Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд-во «Юстицинформ». С. 373.

2. Адельсеитова А.Б., Сильванович Ю.Н. (2017) Особенности импичмента как формы конституционно-правовой ответственности глав государств в США и РФ // Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. - Симферополь: Изд-во «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». С. 273-278.

3. Аксверова С.А., Есипова Т.А. (2018) Отрешение Президента от должности по состоянию здоровья: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Аллея науки. № 10 (26). С. 731-737.

4. Алборова С.С. (2016) Стойкая неспособность главы государства осуществлять принадлежащие ему полномочия // Вопросы современной юриспруденции. № 7 (58). С. 35-40.

5. Антипов Е.И. (2016) Конституционно-правовой статус Президента РФ и США // Апробация. № 6 (45). С. 164-165.

6. Астахова Ю.А. (2011) Парламенты России и Франции: компаративный анализ // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. № 6(20). С. 237-238.

7. Енгибарян Р.В., Караулова Ю.А., Селезнева В.В. (2016) Институт президентства США и России // Право и управление: XXI век. № 3(40). С. 6.

8. Захарова Г.С., Кудряшов К.В., Санькова А.А., Со-ломоненко Н.Н. (2016) Актуальные конституционно-правовые проблемы досрочного прекращения полномочий главы российского государства // Вестник Сев-КавГТИ. № 2 (25). С. 96.

9. Карпенко К.В. (2015) О юридической ответственности Президента Франции // Право и управление. XXI век. № 2 (35). С.44-45.

10. Кондрашев А.А., Антипенко Н.О. (2018) Отставка и отрешение от должности как основание досрочного прекращения полномочий Президента Российской Фе-

дерации // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство: сборник статей II Международной научно-практической конференции. -Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение». С. 50-53.

11. Краева А.И., Зырянова А.В. (2016) Конституционно-правовой статус Парламента Франции и Бразилии // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Изд-во «МФЮА». С. 299-300.

12. Ленковская Р.Р. (2005) Деятельность Прокуратуры в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : Дис. на соиск. учен. степ. канд. юридич. наук: 05.26.02 / Ленковская Рената Романовна; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М. - 194 с.

13. Лошкарев И.О. (2018) История становления и развития института президентства в зарубежных странах // Социально-политические науки. № 3. С. 77-80.

14. Лошкарев И.О., Ястребова А.И. (2019) Порядок досрочного прекращения полномочий главы российского государства // Современное право. № 4. С. 28-33.

15. Мамбетова К.М. (2013) Досрочное прекращение полномочий Президента США. Правовая основа и практика применения // Право и управление. XXI век. № 2 (27). С. 136.

16. Невмержицкая Л.В. (2017) Импичмент как форма конституционной ответственности должностных лиц зарубежных стран // Право и политика: теоретические и практические проблемы. Сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. -Рязань: Изд-во «оОо «Издательство «Концепция». С. 248-252.

17. Петаева М.Н., Хабибуллина Л.Р., Суфянова Е.З. (2018) Конституционно-правовая ответственность в зарубежных странах // Results Of Research Activities 2018: Inventions, Methods, Innovations. Сборник материалов XLII Международной научно-практической конференции. - Астрахань: Изд-во «Научный центр «Олимп». С. 161-163.

18. Савощикова Е.В., Землянкин А.В., Медведева Н.А. (2018) Проблемы института досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации и возможные пути их решения // Лучшая студенческая статья 2018: сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение». С. 71-77.

19. Тязин Е.Н., Кочнев А.С. (2016) Импичмент Президента США и отрешение от должности Президента Российской Федерации: сравнительная характеристика // Символ науки. № 7-2 (19). С. 132-133.

Рецензия

на статью кандидата юридических наук Кученина Евгения Сергеевича, Лошкарева Игоря Олеговича «Основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы российского государства и иностранных лидеров: сравнительно-правовой анализ»

В представленной статье приведены результаты сравнительно-правового анализа отдельных элементов института президентства в Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки и Французской Республики. Основное внимание авторов уделено основаниям и порядку досрочного прекращения полномочий главы государства в этих странах.

Актуальность проведения такого анализа по мнению рецензента состоит в необходимости выработки мер дальнейшего совершенствования конституционного за-

конодательства России с учетом опыта стран, в которых институт президентства сложился достаточно давно и длительное время совершенствовался в процессе исторического развития. Необходимо отметить, что институт президентства в Российской Федерации является относительно молодым, что подчеркивает необходимость обращения к зарубежному опыту в целях его использования в государственном строительстве Российской Федерации.

При проведении анализа авторы сосредоточились прежде всего на конституционных нормах российского и зарубежного законодательства, исследую при этом ис-торико-юридические аспекты возникновения и развития как материальных, так и процессуальным норм, регламентирующих досрочное прекращение полномочий главы государства. Особое внимание уделяется анализу специфических черт и отличий институтов президент-

ства в разных странах в исследуемой части.

Материал статьи отличается актуальностью и новизной, способствующим востребованности достигнутых авторами результатов как в теоретических исследованиях конституционно-правовой направленности, так и в нормотворческой деятельности, направленной на совершенствование национального законодательства.

В целом статья Кученина Е.С., Лошкарева И.О. отражает современные подходы к комплексному исследованию конституционно-правового института президентства в системе органов государственной власти.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГОУ Во «Российский Государственный Социальный Университет» к.ю.н., доцент М.С.Лаврентьева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 86,11%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.