А. В. Нечкин
Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ И ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ В СТРАНАХ СНГ В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ
С использованием сравнительно-правового метода исследования рассматриваются процедуры избрания президентов стран СНГ и досрочного прекращения их полномочий. Особое внимание уделяется процедуре импичмента.
Автор приходит к выводам о том, что в демократическом правовом государстве, которое выбрали своим идеалом все страны СНГ, во-первых, один человек не должен иметь возможности пребывать в должности главы государства больше жестко установленного срока, заранее известного избирателю, в том числе в ситуации возможного переизбрания. Во-вторых, в конституции необходимо закрепить исчерпывающий перечень цензов, которым должен соответствовать кандидат на пост президента. В третьих, правом выдвинуть кандидатов на этот пост должны обладать исключительно политические партии, что привнесет некоторый порядок в необъятную сферу деятельности некоммерческих организаций, а в рамках самовыдвижения необходим фильтр, самым демократичным из которых является сбор подписей определенного числа избирателей; он может дополняться, но не подменяться олигархичным избирательным залогом. В-четвертых, следует детально регламентировать порядок досрочного прекращения полномочий главы государства в случае невозможности выполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья или по иным причинам, а также работоспособный порядок процедуры импичмента, особенно если глава государства обладает большим объемом властных полномочий в функциональной сфере исполнительной власти. Кроме того, по результатам исследования автор предлагает дополнить российское законодательство.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, страны СНГ, президент, глава государства, импичмент, выборы
Для цитирования
Нечкин А. В. Порядок наделения полномочиями и досрочного прекращения полномочий глав государств в странах СНГ в свете последних конституционных реформ // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 5. С. 42-51. DOI: 10.34076/2410-2709-20205-42-51
УДК 342.5 DOI: 10.34076/2410-2709-2020-5-42-51
Во всех странах Содружества Независимых Государств (СНГ) существует должность единоличного главы государства (президента) с самостоятельным конституционно-правовым статусом. Причем в каждом государстве этот статус имеет особенности, которые и станут предметом нашего рассмотрения. Ос-
новное внимание в данной статье мы сосредоточим на порядке наделения и досрочного прекращения полномочий глав государств стран СНГ. Наш интерес обусловлен тем, что, если конституционно-правовой статус главы Российского государства ранее уже находил научное осмысление в отечественной
литературе [Авакьян 1998; Суворов 2000; Дегтев 2005; Черкасов 2006; Колобаева 2007] и в части порядка наделения полномочиями и досрочного их прекращения сохранял относительную стабильность, то аналогичный конституционно-правовой статус глав государств во всех странах СНГ по этим показателям с ним сравниться не может (хотя ранее мы уже рассматривали вопросы изменения порядка наделения и досрочного прекращения полномочий глав государств стран СНГ [Нечкин 2016; 2018]).
В странах СНГ главы государств (президенты) избираются путем прямых выборов гражданами (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Украина и Молдова) либо выборов косвенных (Армения). Так, в Армении Президент избирается парламентом (Национальным собранием). Причем в Армении до конституционной реформы конца 2015 г. президент избирался на прямых выборах, а в Молдове прямые выборы президента были по сути возвращены Конституционным судом Республики Молдова. Своим постановлением от 4 марта 2016 г. № 7 Суд признал неконституционным отдельные положения Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова», в частности положение о том, что «Президент Республики Молдова избирается Парламентом тайным голосованием». Так, избранный в 2016 г. Президент Молдовы И. Н. Додон избирался уже путем прямых выборов.
Рассмотрим длительность срока полномочий президентов стран СНГ, а также требования, которые предъявляются к кандидатам на данную должность. Длительность срока полномочий президентов в странах СНГ различна: от минимальных четырех лет в Молдове до максимальных шести лет в Российской Федерации и Кыргызстане, а также семи лет в Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане и Армении. Существуют «средние значения» в виде пяти лет в Казахстане, Беларуси и на Украине. Однако это не означает, что конкретное лицо будет занимать должность президента именно упомянутое количество лет, потому как может повторно переизбираться, а ограничение на переизбрание не предусмотрено.
Так, в Азербайджане, Туркменистане и Беларуси отсутствуют ограничения по дли-
тельности пребывания одного и того же лица в должности Президента.
В Казахстане одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, но данное ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан (Н. А. Назарбаева). Необходимость установления такого рода персонифицированного конституционно-правового института в Казахстане подробно аргументирована В. А. Малиновским [Малиновский 2012: 159].
В Таджикистане закреплен аналогичный конституционно-правовой институт, и в Конституции предусмотрено, что одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента более двух сроков подряд, однако указанное ограничение не распространяется на «Основателя мира и национального единства - Лидера нации», которым согласно особому конституционному закону является действующий Президент Таджикистана Э. Ш. Рахмон.
В ряде стран СНГ одно и то же лицо традиционно не может занимать должность президента более двух сроков подряд (Узбекистан, Украина, Молдова). В Российской Федерации в ходе конституционной реформы 2020 г., упомянутый выше ценз был ужесточен путем изъятия слова «подряд». На данный момент одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков, причем как подряд, так с перерывами. В Кыргызстане и Армении одно и то же лицо и вовсе может быть избрано президентом только один раз.
Требования, которые предъявляются конституциями стран СНГ к кандидатам на должность президентов, также неоднородны. Самыми распространенными являются ценз гражданства, оседлости, а также возрастной ценз. Справедливости ради следует отметить, что специализированными законами стран СНГ, посвященными порядку проведения выборов президентов, могут предусматриваться и дополнительные цензы, но, как показала практика, подобные законы подвержены частым конъюнктурным изменениям, что само по себе не лучшим образом сказывается на фундаментальном принципе стабильности правового регулирования и негативно оценивается простыми избирателями.
В Российской Федерации до конституционной реформы 2020 г. Президентом мог
быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Данный список требований к кандидатам на должность президента был одним из самых лояльных в странах СНГ. В некоторых государствах, например, были предусмотрены более строгий возрастной ценз и ценз гражданства, а кроме того, еще и языковой ценз, цензы дееспособности, необходимого уровня образования и отсутствия судимости.
В Армении Президентом может быть избрано лицо, достигшее 40 лет, последние шесть лет являющееся гражданином только Республики Армения, постоянно проживающее в Республике Армения последние шесть лет, обладающее избирательным правом и владеющее армянским языком.
В демократическом правовом государстве один человек не должен иметь возможность занимать пост главы государства больше жестко установленного срока, заранее известного избирателю, в том числе в ситуации возможного переизбрания
В Кыргызстане Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в Республике в совокупности не менее 15 лет.
Президентом Республики Молдова может быть избран гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком.
Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий на Украине в течение 10 последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком.
Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
В Таджикистане на пост Президента может быть выдвинут гражданин Республики
Таджикистан не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории Таджикистана не менее 10 последних лет.
Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджанской Республики, постоянно проживающий на территории Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, с высшим образованием, без двойного гражданства. Причем в Азербайджане от возрастного ценза целенаправленно отказались в ходе конституционной реформы 2016 г.
В 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были введены положения о том, что Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации уже не менее 25 лет вместо прежних 10 лет.
В ряде стран СНГ дополнительно предусматривается особый ценз гражданства, который учитывает способ приобретения гражданства: Президентом может стать только гражданин, который приобрел гражданство в порядке филиации, т. е. по рождению.
Так, в Казахстане Президентом может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние 15 лет; в Беларуси - гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами; в Туркменистане - гражданин Туркменистана, родившийся в Туркменистане, не моложе 40 лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих 15 лет постоянно проживающий и работающий в Туркменистане.
На наш взгляд, в демократическом правовом государстве, которое выбрали своим идеалом все страны СНГ, один человек не должен иметь возможность занимать пост главы государства больше жестко установленного срока, заранее известного избирателю, в том числе в ситуации возможного переизбрания. Неплохой представляется также идея об установлении предельного возраста для кандида-
тов на должность Президента. Кроме того, в конституции следует закрепить исчерпывающий перечень цензов, которым должен соответствовать кандидат. Обязательными, с нашей точки зрения, являются возрастной ценз и ценз образования - для обеспечения необходимого жизненного и профессионального опыта, а также ценз оседлости и гражданства с обязательным запретом двойного и множественного гражданства - для обеспечения суверенитета государства.
В связи с этим нельзя не отметить, что в Казахстане в 2017 г. было установлено требование, согласно которому кандидат в Президенты обязательно должен иметь высшее образование, а в Российской Федерации в 2020 г. было конституционно закреплено правило о том, что Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Внимание также заслуживает вопрос о том, кто имеет право выдвигать кандидатуры на должность президента. В Российской Федерации кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, а также в порядке самовыдвижения. Причем кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тыс. подписей избирателей, а политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тыс. подписей избирателей. Однако если партия представлена в Государственной Думе, она от сбора подписей освобождается.
В ряде стран СНГ также предусмотрены выдвижение кандидатов политическими партиями и самовыдвижение (Украина, Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Туркменистан, Азербайджан), но помимо политических партий кандидатов на должность Президента могут выдвигать еще и другие общественные объединения (Казахстан, Молдова, Туркменистан). В Азербайджане и Молдове кандидатов могут выдвигать еще и избирательные блоки, а также блоки политических партий. Самовыдвижение в упомянутых странах традиционно должно быть поддержано сбором
подписей избирателей (10 тыс. подписей в Туркменистане, от 15 до 25 тыс. подписей в Молдове; не менее чем 1 % от общего числа избирателей в Казахстане; 30 тыс. подписей в Кыргызстане; 40 тыс. подписей в Азербайджане). В Кыргызстане, Азербайджане и Казахстане подписи необходимы во всех случаях, а не только при самовыдвижении.
Кроме того, в Кыргызстане нужен еще и избирательный залог. На Украине институт избирательного залога применяется как при выдвижении кандидата политической партией, так и при самовыдвижении, а сбор подписей не предусмотрен.
Ряд стран СНГ необходимо отметить особо. В Узбекистане кандидатов на должность Президента могут выдвигать исключительно политические партии, при этом требуется сбор подписей избирателей (не менее чем 1 % от общего их числа). В Беларуси наоборот, кандидаты на должность Президента выдвигаются исключительно гражданами Республики при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей, т. е. по существу возможно лишь самовыдвижение. В Таджикистане кандидатов на пост Президента может выдвигать сравнительно широкий круг субъектов: республиканские политические партии, Федерация независимых профсоюзов Таджикистана, Союз молодежи Таджикистана, Маджлис народных депутатов Горно-Ба-дахшанской автономной области, областные Маджлисы народных депутатов, Душанбинский городской Маджлис народных депутатов, а также собрание представителей депутатов Маджлисов народных депутатов районов и городов республиканского подчинения. Кандидат должен быть поддержан 5 % от числа граждан Республики Таджикистан, обладающих избирательным правом. Однако самовыдвижение, как и в Узбекистане, не предусмотрено. В Армении исключительное право на выдвижение кандидата в Президенты имеет не менее чем 1/4 депутатов Национального Собрания.
Представляется, что в демократическом государстве правом выдвинуть кандидатов на должность президента должны обладать исключительно политические партии, что привнесет порядок в необъятную сферу деятельности некоммерческих организаций, а также сам основной источник власти через институт самовыдвижения. Причем в рамках са-
мовыдвижения необходим фильтр, самым демократичным из которых является сбор подписей определенного числа избирателей; он может дополняться, но не подменяться олигархичным избирательным залогом.
Выборы президентов во всех странах СНГ проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства, т. е. побеждает кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Исключение составляет Армения, где требуется квалифицированное большинство в 3/4 голосов депутатов Национального Собрания.
В Российской Федерации, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, на Украине, в Кыргызстане и (по понятным причинам) Армении не устанавливается предел явки избирателей, необходимый для признания президентских выборов состоявшимися. Однако есть и страны, где он установлен. В Таджикистане и Беларуси для признания президентских выборов состоявшимися необходимо, чтобы в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей. В Узбекистане предусмотрен более низкий предел явки избирателей, а выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 33 % избирателей, внесенных в списки избирателей. В Молдове аналогичный предел явки, а выборы признаются несостоявшимися, если в голосовании приняли участие менее 1/3 лиц, включенных в списки избирателей.
Во всех странах СНГ прямые выборы в первом туре обязательно проводятся на альтернативной основе. Лишь в Узбекистане допускается безальтернативное голосование по единственной кандидатуре уже в первом туре.
Представляется, что в демократическом государстве власть большинства должна быть обеспечена, для чего необходимо наличие этого большинства. Гарантией тому будет предел явки избирателей в диапазоне от 1/4 до 1/3 лиц, включенных в списки избирателей. Кроме того, безальтернативное голосование подрывает саму суть понятия «выборы», поэтому альтернативное голосование должно быть обеспечено на всех этапах.
В конституциях всех стран СНГ предусмотрены основания досрочного прекращения полномочий Президента: смерть, отставка по собственному желанию, невозможность вы-
полнения своих обязанностей по состоянию здоровья или иным причинам, а также отрешение от должности (импичмент). Особое внимание, по нашему мнению, необходимо обратить на два последних основания, потому как они в отличие от отставки по собственному желанию и смерти, предполагают подчинение Президента воле других органов государственной власти или даже непосредственно народа. Это уже само по себе может привести к серьезному конфликту между ветвями власти, что, в свою очередь, обязан предвидеть законодатель, конструируя и нормативно закрепляя соответствующие институты.
В Российской Федерации порядок установления стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, даже несмотря на конституционную реформу 2020 г., остается нормативно не урегулированным. И это при том, что двадцать лет назад данный вопрос уже становился предметом пристального внимания Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации отметил, что «досрочное прекращение исполнения Президентом своих полномочий по данному основанию требует особой процедуры. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением им своих полномочий или добровольной его отставкой. При этом порядок досрочного прекращения полномочий Президента в данном случае не может быть облегченным, упрощенным. Должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента».
В упомянутом решении Конституционный Суд Российской Федерации выделил основные принципы конструирования данного института. К слову, в странах СНГ есть примеры подробного регулирования указанной процедуры с учетом этих принципов.
Так, в большинстве государств основанием прекращения полномочий Президента по данному основанию могут служить тяжелая болезнь или состояние здоровья (Казахстан, Кыргызстан, Армения, Украина, Беларусь, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан), иные непреодолимые препятствия, которые на продолжительное время делают невозможным исполнение его полномочий (Армения), а также невозможность исполнения своих обязанностей (Узбекистан), в том числе в течение определенного срока (Молдова - более 60 дней).
С инициативой прекращения полномочий Президента может выступить парламент (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Украина, Азербайджан, Туркменистан, Беларусь, Молдова) или правительство (Армения). Решение о досрочном прекращении полномочий Президента по данному основанию принимают парламент (Украина, Кыргызстан, Туркменистан), либо обе палаты парламента (Беларусь), в том числе на совместном заседании (Казахстан, Таджикистан), либо орган конституционного контроля (Армения, Молдова, Азербайджан). Причем, как правило, требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов депутатов парламента (Беларусь, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан), однако в Казахстане необходимо уже 3/4 голосов, а на Украине - лишь простое большинство голосов.
Кроме того, окончательное решение о досрочном прекращении полномочий Президента принимается при наличии медицинского заключения (Украина), на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии (Беларусь), на основании заключения специально созданной государственной медицинской комиссии (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан). Подчеркнем, что заключение имеет лишь рекомендательное значение. Помимо упомянутых заключений в ряде стран СНГ требуется еще и письменное представление высшего судебного органа (на Украине - Верховного Суда), а также заключение органа конституционного контроля о соблюдении установленных конституционных процедур (в Казахстане - Конституционного Совета).
Исключение представляет собой Узбекистан, где на данный момент предусмотрено, что при фактической невозможности испол-
нения действующим Президентом своих обязанностей по любой причине его обязанности и полномочия автоматически временно возлагаются на председателя Сената Олий Мажлиса с проведением в течение трех месяцев выборов Президента страны. Причем в более ранней редакции Конституции Узбекистана говорилось, что «если Президент по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента». Представляется, что сегодня данный институт в Узбекистане, очевидно, существенно деградировал и не обеспечивает как должной правовой защиты Президента от других органов, так и работоспособного механизма его отстранения по объективным медицинским причинам.
Среди оснований отрешения Президента от должности (импичмента) можно выделить, во-первых, совершение государственной измены (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Украина, Армения), тяжкого (Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан, Армения) или особо тяжкого преступления, преступления (Украина, Кыргызстан), а во-вторых, нарушение Конституции (Молдова, Туркменистан, Армения) или других законов (Туркменистан). В Узбекистане данная процедура не предусмотрена вообще.
Процедура отрешения Президента от должности в большинстве стран СНГ включает в себя три стадии: инициативу, расследование и принятие решения. Хотя в литературе высказываются и иные точки зрения по данному вопросу [Бобракова 2008: 163; Худолей 2009: 161].
Инициатива может принадлежать либо установленному числу депутатов парламента (Кыргызстан, Украина, Туркменистан, Молдова, Армения, Таджикистан), либо нижней палате парламента (Казахстан, Беларусь и Российская Федерация), либо органу конституционного контроля (Азербайджан). Расследование в рамках процедуры отрешения Президента от должности в странах СНГ осуществляет либо верхняя палата парламента (Казахстан, Беларусь, а по факту и Россий-
ская Федерация), или специальная комиссия (Кыргызстан, Украина), или сам парламент (Туркменистан, Молдова, Азербайджан, Армения).
До принятия окончательного решения требуется заключение органа конституционного контроля (Казахстан, Российская Федерация, Украина, Армения, Таджикистан), высшего судебного органа по гражданским и уголовным делам (Казахстан, Российская Федерация, Украина, Азербайджан), специальной комиссии, работающей на стадии внесения инициативы в нижней палате бикамерально-го парламента (Российская Федерации), Генерального прокурора (Кыргызстан).
Окончательное решение об отрешении Президента от должности принимают обе палаты парламента на совместном заседании (Казахстан, Таджикистан), обе палаты парламента на раздельном заседании (Беларусь), только верхняя палата парламента (Российская Федерация), парламент (Украина, Кыргызстан, Армения), непосредственно народ на референдуме (Туркменистан, Молдова), орган конституционного контроля (Азербайджан). Для принятия окончательного решения об отрешении Президента от должности в первых четырех случаях требуется, как правило, квалифицированное большинство в 2/3 голосов, исключение составляют Казахстан и Украина, где нужно большинство в 3/4 голосов. Особо необходимо отметить Азербайджан, Туркменистан и Молдову. В Азербайджане предусмотрена любопытная процедура, в соответствии с которой решение об отрешении Президента от должности, принятое Милли Меджлисом большинством в 95 голосов из 125 возможных, подписывается председателем Конституционного Суда. Однако если в течение одной недели Конституционный Суд не выступит за подписание этого решения, то оно не вступит в силу, т. е. окончательное решение принимает Конституционный Суд в лице председателя. В Туркменистане решение принимается большинством не менее чем в 3/4 голосов от общего числа депутатов Меджлиса, а затем выносится на всенародный референдум. В Молдове решение, прежде чем быть вынесенным на референдум, должно быть одобрено 2/3 голосов депутатов Парламента.
В некоторых странах СНГ устанавливаются ограничения на применение процедуры отрешения Президента от должности.
Чаще всего таким ограничением являются жесткие временные рамки, при несоблюдении которых процедура прекращается без последствий для Президента, за исключением, пожалуй, репутационных. Например, в Российской Федерации это три месяца с момента выдвижения Государственной Думой обвинения. В Кыргызстане - три месяца со дня выдвижения Жогорку Ке-нешем обвинения. В Казахстане - два месяца с момента предъявления обвинения Мажилисом. В Азербайджане - два месяца со дня обращения Конституционного Суда в Милли Меджлис. В Беларуси - один месяц со дня выдвижения обвинения Палатой представителей. Кроме того, в Беларуси и Казахстане также предусмотрено, что вопрос об отрешении Президента от должности не может инициироваться в период рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента (или еще и Мажилиса в Казахстане). В Казахстане также закреплена чрезвычайно строгая ограничительная мера, согласно которой отклонение обвинения Президента на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажили-са, инициировавших рассмотрение данного вопроса. В Молдове, Армении, Таджикистане, Туркменистане и на Украине подобных ограничений вообще нет.
Представляется, что в любом современном государстве, позиционирующем себя в качестве правового и демократического, а также придерживающемся принципа разделения властей, должен быть детально регламентирован порядок досрочного прекращения полномочий главы государства в случае невозможности выполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья или по иным причинам. Участвовать в данной процедуре должны органы всех ветвей власти. Например, в Российской Федерации с инициативой могли бы выступать группа депутатов Государственной Думы и (или) группа членов Совета Федерации и (или) Правительство. Окончательное же решение мог бы принимать Конституционный Суд, обязательно на основе заключения специальной государственной медицинской комиссии в случае, если полномочия Президента прекращаются по состоянию здоровья. Медицинская комиссия, по нашему мнению, должна формироваться Правительством из специалистов в соответствующих областях
медицины и включать в свой состав определенное количество депутатов Государственной Думы, назначенных ей же.
Процедура импичмента тоже должна быть предусмотрена в законодательстве любого современного демократического правового государства, придерживающегося принципа разделения властей, особенно если глава государства в нем обладает большим объемом властных полномочий в функциональной сфере исполнительной власти. Причем, по нашему глубокому убеждению, на практике данная процедура должна быть работоспособной. Именно поэтому представляются спорными крайне незначительные сроки ее реализации в отдельных странах СНГ, несоблюдение которых влечет безусловное ее прекращение. Еще более спорными являются карательные санкции для инициаторов указанной процедуры в некоторых странах СНГ.
Подводя общий итог, необходимо отметить, что порядок наделения и досрочного прекращения полномочий главы государства в каждом государстве СНГ отличается своеобразием и в какой-то мере даже национальной самобытностью. Вместе с тем в Казахстане, Беларуси, Таджикистане, Азербайджане, Туркменистане, Российской Федерации и Узбекистане данный порядок, а в особенности порядок досрочного прекращения полномочий, несомненно направлен на создание особого привилегированного положения действующего главы государства. Он выступает не менее важной составляющей конституционно-правового статуса президентов вышеупомянутых государств, чем компетенция и определяемое ей особое место президента в системе разделения властей, которая все же является определяющей в этом вопросе для всех остальных государств СНГ.
Список литературы
Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. Право. 1998. № 1. С. 8-40.
Бобракова Н. В. Институт главы государства в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 253 с.
Дегтев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристь, 2005. 237 с.
Колобаева Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента РФ (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 224 с.
Малиновский В. А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана: Норма-К, 2012. 528 с.
Нечкин А. В. Конституционно-правовой статус правительств стран Содружества Независимых Государств (сравнительное исследование). М.: Норма, 2016. 176 с.
Нечкин А. В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств. М.: Норма, 2018. 208 с.
Суворов В. Н. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000. 352 с.
Худолей К. М. Конституционное право зарубежных стран СНГ и Балтии. Пермь: Пермский гос. у-нт, 2009. 240 с.
Черкасов А. И. Глава государства и правительства в странах современного мира. М.: Экзамен, 2006. 222 с.
Андрей Вадимович Нечкин - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: supeг[email protected].
The Procedure of Election and Early Termination of Powers of Heads of States in the Commonwealth of Independent States in the Light of the Latest Constitutional Reforms
Using the comparative legal research method, the author examines the procedures for the election and early termination of powers of the presidents of the CIS countries. Special attention is paid to the impeachment procedure.
The following conclusions are made. Firstly, in a democratic state, which absolutely all the CIS countries have chosen as their ideal, one person should not be able to stay in the position of head of state for more than a fixed deadline known to the voter in advance, including in a situation of possible re-election. Secondly, the constitution should present a complete list of qualifications that a candidate for the presidency must comply with. Thirdly, only political parties should have the right to nominate candidates for the presidency, which will bring a certain order to the immense sphere of activity of non-profit organizations. Also, in the framework of self-nomination, a filter is absolutely necessary, the most democratic one is collection of signatures of a certain number of voters, which can be supplemented, but not replaced by an oligarchic pledge. Fourth, the procedure for the early termination of powers of the head of state should be regulated in detail if it is impossible to fulfill his duties for health reasons or other reasons, as well as a workable procedure for impeachment, especially if the head of state has a large amount of power in the functional sphere of the executive power.
In addition, according to the results of the study, the author proposes amendments to Russian legislation.
Keywords: Commonwealth of Independent States, CIS countries, president, head of state, impeachment, elections
Recommended citation
Nechkin A. V Poryadok nadeleniya i dosrochnogo prekrashcheniya polnomochii glav gosu-darstv v stranakh Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv v svete poslednikh konstitutsion-nykh reform [The Procedure of Election and Early Termination of Powers of Heads of States in the Commonwealth of Independent States in the Light of the Latest Constitutional Reforms], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2020, no. 5, pp. 42-51, DOI: 10.34076/24102709-2020-5-42-51
References
Avak'yan S. A. Prezident Rossiiskoi Federatsii: evolyutsiya konstitutsionno-pravovogo statusa [President of the Russian Federation: Evolution of Constitutional Status], Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. Pravo, 1998, no. 1, pp. 8-40.
Bobrakova N. V. Institut glavy gosudarstva v stranakh SNG: sravnitel'no-pravovoi analiz [Institute of the Head of State in the CIS: Comparative Legal Analysis]: cand. jur. sc. thesis, Saratov, 2008, 253 p.
Cherkasov A. I. Glava gosudarstva i pravitel'stva v stranakh sovremennogo mira [Head of State and Government in the Countries of the Modern World], Moscow, Ehkzamen, 2006, 222 p.
Degtev G. V. Stanovlenie i razvitie instituta prezidentstva v Rossii: teoretiko-pravovye i konstitutsionnye osnovy [The Formation and Development of the Institution of the Presidency in Russia: Theoretical and Legal and Constitutional Foundations], Moscow, Yurist', 2005, 237 p.
Khudolei K. M. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran SNG i Baltii [Constitutional Law of Foreign Countries of the CIS and Baltic], Perm, Permskii gos. un-t, 2009, 240 p.
Kolobaeva N. E. Konstitutsionno-pravovoi status Prezidenta RF (voprosy teorii i praktiki) [Constitutional and Legal Status of the President of the Russian Federation (Theory and Practice)]: cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 2007, 224 p.
Malinovskii V. A. Lider: prezidentskaya vlast' v Kazakhstane na rubezhe epoch [Leader: Presidential Power in Kazakhstan at the Turn of the Eras], Astana, Norma-K, 2012, 528 p.
Nechkin A. V. Formy pravleniya v stranakh Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [Forms of Government in the Countries of the Commonwealth of Independent States], Moscow, Norma, 2018, 208 p.
Nechkin A. V. Konstitutsionno-pravovoi status pravitel'stv stran Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv (sravnitel'noe issledovanie) [Constitutional and Legal Status of the Governments of the Countries of the Commonwealth of Independent States (Comparative Study)], Moscow, Norma, 2016, 176 p.
Suvorov V. N. Glava Rossiiskogo gosudarstva (pravovoi status, polozhenie v sisteme vlasti) [Head of the Russian State (Legal Status, Position in the System of Power)], Moscow, 2000, 352 p.
Andrey Nechkin - candidate of juridical sciences, associate professor of the Department of constitutional law, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 28.07.2020
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 20.09.2020