Научная статья на тему 'Место и роль информационных систем управления в стратегировании регионального развития'

Место и роль информационных систем управления в стратегировании регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ / СИСТЕМА / REGION / STRATEGY DEVELOPMENT / DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальченко Светлана Алексеевна

Статья посвящена стратегированию регионального развития, поскольку стратегирование объединяет процессы стратегического планирования, прогнозирования и управления. Рассмотрена роль информационно-аналитической системы в структуре управления деятельностью органов государственной власти, описана её значимость для регионального развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гальченко Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF INFORMATION SYSTEMS MANAGEMENT IN REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIZING

The article is devoted to strategizing regional development as strategy development combines strategic planning, forecasting and management. The role of information-analytical system in the structure of management bodies activity gosu-state power, described its importance for regional development

Текст научной работы на тему «Место и роль информационных систем управления в стратегировании регионального развития»

УДК 338.3.01

Гальченко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, Курский государственный университет

e-mail: [email protected]

МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: статья посвящена стратегированию регионального развития, поскольку стратегирование объединяет процессы стратегического планирования, прогнозирования и управления. Рассмотрена роль информационно-аналитической системы в структуре управления деятельностью органов государственной власти, описана её значимость для регионального развития.

Ключевые слова: регион, стратегирование, развитие, социально-экономическое, система.

Galchenko SA, Ph.D., assistant professor of management and state and municipal management, Kursk State University

e-mail: [email protected]

PLACE AND ROLE OF INFORMATION SYSTEMS MANAGEMENT IN REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIZING

Abstract: The article is devoted to strategizing regional development as strategy development combines strategic planning, forecasting and management. The role of information-analytical system in the structure of management bodies activity gosu-state power, described its importance for regional development.

Keywords: region, strategy development, development, socio-economic system.

На современном этапе регионального развития стратегирование в контексте стратегического планирования рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов регионального развития. На уровне субъектов региональное стратегическое планирование реализуется через разработку документов стратегического планирования, важнейшим из которых выступает стратегия социально-экономического развития субъекта РФ (региональная стратегия).

В соответствии с Законом 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], утвержденным в 2014 г., стратегия социально-экономического развития региона впервые становится обязательным документом. До этого момента существовали требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

Данная статья посвящена именно стратегированию регионального развития, поскольку стратегирование объединяет процессы стратегического планирования, прогнозирования и управления.

Система стратегирования позволяет одновременно решать задачи социально-экономического развития региона для многих десятков стратегических целей и сотен управляющих параметров в рамках ограниченных материальных, энергетических, трудовых, капитальных и финансовых ресурсов. Стратификация целей по важности позволяет гибко распределять имеющиеся ресурсы региона между стратегическими задачами. Рассмотрим основные функции системы стратегирования предложенные Цыбатовым В.А. [6]:

1 - стратегическое целеполагание;

2 - формирование пространства управленческих решений;

3 - ситуационное прогнозирование, при котором по заданному сценарию на модели рассчитываются траектории индикаторов развития;

4 - оценивание достижимости установленных целей и определение пути движения к цели с учетом ресурсных ограничений и угроз развития;

5 - выбор наилучшего варианта развития и формирование «дорожной карты» стратегии.

В основу технологии стратегирования положена концепция ресурсообос-нованного целеполагания, данную проблему рассматривали многие исследователи [2; 4; 5]. В рамках этой концепции сформирован базовый целевой план социально-экономического развития региона, целевой план социально-экономического развития региона, выступающий в качестве «несжимаемого ядра», общего для всех региональных стратегий. Представим этапы стратегического планирования регионального развития (рис. 1).

Ресурсообеспеченное целеполагание

Рисунок 1. Этапы стратегического планирования согласно ФЗ №172-ФЗ

Из рисунка видно, что последовательность взаимосвязанных этапов (целеполагание, прогнозирование и планирование) устремлены к программированию. Более детальное целеполагание, эффективная реализация целевых программ разного уровня, исполнение стратегий социально-экономического развития осуществляется в настоящее время с использованием автоматизиро-

ванных систем управления регионом [3]. В настоящее время в проектном режиме работают несколько версий такого типа программ, например, консалтинговые компании занимаются такими разработками.

Данный вид информационных систем предназначен для информационно-аналитического обеспечения процессов регулирования деятельности органов государственной власти и социально-экономического развития федеральных округов, субъектов и муниципальных образований в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008-2020гг.). Место информационно-аналитической системы в структуре управления деятельностью органов государственной власти представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Место информационно-аналитической системы в структуре управления деятельностью органов государственной власти.

Возможности системы поддерживают все этапы реализации целевых программ развития, а также ведение ключевых показателей и формирование списка программных мероприятий, планирование государственного и муниципального заказа и учет целевого финансирования.

Система реализует программно-целевой метод бюджетного планирования расходования денежных средств в привязке к целевым программам и ключевым показателям эффективности деятельности органов государственной власти (рис. 3).

Таким образом, информационная система дает возможность осуществлять контроль исполнения целевых программ и позволяет оценить уровень социально-экономического развития региона.

1) Исполнение и контроль реализации целевых программ осуществляется по следующим направлениям:

- формирование и ведение показателей реализации целевых программ;

планирование задач, мероприятий и ресурсов для исполнения целевых программ;

- ведение бюджетов расходования денежных средств в рамках целевых программ по всем источникам финансирования;

- планирование объема размещения государственного и муниципального заказа, в том числе в рамках целевых программных мероприятий;

мониторинг и контроль состояния реализации целевых программ по утвержденным показателям;

-информирование юридических и физических лиц о ходе исполнения целевых программ.

Рисунок 3. Структура работы информационно-аналитической системы

2) Анализ уровня социально-экономического развития региона осуществляется по следующим направлениям:

- сбор данных по ключевым показателям деятельности органов власти и муниципальных образований;

- оценка эффективности достижения ключевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти;

- формирование отчетности по всем показателям социально-экономического развития муниципальных образований и региона в целом.

В заключении отметим, что сегодня множество секторов социально-экономической структуры региона слабо связанны между собой и мало доступны для использования и расширения (государственные и коммерческие, ведомственные и региональные), что формирует преграды развития информационного пространства российской экономики. Следовательно, для динамичного социально-экономического развития территорий необходимо активно использовать инструменты стратегирования с применением программирования и внедрения информационно-аналитических систем. Другими словами, развитость информационно-аналитической составляющей и станет фактором притяжения и развития социально-экономической активности в регионе.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая система «Гарант», URL: http://base.garant.ru/70684666/

2. Гальченко С.А. Выявление приоритетов социально-экономического развития региона на основе системно-информационного подхода [Электронный ресурс]. Политика, экономика и инновации - № 2(4) - 2016. URL: http://pei-j ournal.ru/index.php/

3. Норбит. Компания в области ИТ-консалтинга. [Электронный ресурс]

URL:

http://www.norbit.ru

4. Сезонова О.Н. Социально-экономические особенности развития экономических компетенций населения региона [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека Elibrary/ URL: http://elibrary.ru/

5. Ходыревская В.Н. Интегральный критерий оценки и метод анализа иерархий, как методическая основа управления капиталом организации [Текст] / В.Н. Ходыревская// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 9. - С. 25-27

6. Цыбатов В.А. Модели и методы стратегирования регионального развития [Электронный ресурс]: Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 3 (125) URL: http://elibrary.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.