УДК 338.3.01
Гальченко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: статья посвящена стратегированию регионального развития, поскольку стратегирование объединяет процессы стратегического планирования, прогнозирования и управления. Рассмотрена роль информационно-аналитической системы в структуре управления деятельностью органов государственной власти, описана её значимость для регионального развития.
Ключевые слова: регион, стратегирование, развитие, социально-экономическое, система.
Galchenko SA, Ph.D., assistant professor of management and state and municipal management, Kursk State University
e-mail: [email protected]
PLACE AND ROLE OF INFORMATION SYSTEMS MANAGEMENT IN REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIZING
Abstract: The article is devoted to strategizing regional development as strategy development combines strategic planning, forecasting and management. The role of information-analytical system in the structure of management bodies activity gosu-state power, described its importance for regional development.
Keywords: region, strategy development, development, socio-economic system.
На современном этапе регионального развития стратегирование в контексте стратегического планирования рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов регионального развития. На уровне субъектов региональное стратегическое планирование реализуется через разработку документов стратегического планирования, важнейшим из которых выступает стратегия социально-экономического развития субъекта РФ (региональная стратегия).
В соответствии с Законом 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], утвержденным в 2014 г., стратегия социально-экономического развития региона впервые становится обязательным документом. До этого момента существовали требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.
Данная статья посвящена именно стратегированию регионального развития, поскольку стратегирование объединяет процессы стратегического планирования, прогнозирования и управления.
Система стратегирования позволяет одновременно решать задачи социально-экономического развития региона для многих десятков стратегических целей и сотен управляющих параметров в рамках ограниченных материальных, энергетических, трудовых, капитальных и финансовых ресурсов. Стратификация целей по важности позволяет гибко распределять имеющиеся ресурсы региона между стратегическими задачами. Рассмотрим основные функции системы стратегирования предложенные Цыбатовым В.А. [6]:
1 - стратегическое целеполагание;
2 - формирование пространства управленческих решений;
3 - ситуационное прогнозирование, при котором по заданному сценарию на модели рассчитываются траектории индикаторов развития;
4 - оценивание достижимости установленных целей и определение пути движения к цели с учетом ресурсных ограничений и угроз развития;
5 - выбор наилучшего варианта развития и формирование «дорожной карты» стратегии.
В основу технологии стратегирования положена концепция ресурсообос-нованного целеполагания, данную проблему рассматривали многие исследователи [2; 4; 5]. В рамках этой концепции сформирован базовый целевой план социально-экономического развития региона, целевой план социально-экономического развития региона, выступающий в качестве «несжимаемого ядра», общего для всех региональных стратегий. Представим этапы стратегического планирования регионального развития (рис. 1).
Ресурсообеспеченное целеполагание
Рисунок 1. Этапы стратегического планирования согласно ФЗ №172-ФЗ
Из рисунка видно, что последовательность взаимосвязанных этапов (целеполагание, прогнозирование и планирование) устремлены к программированию. Более детальное целеполагание, эффективная реализация целевых программ разного уровня, исполнение стратегий социально-экономического развития осуществляется в настоящее время с использованием автоматизиро-
ванных систем управления регионом [3]. В настоящее время в проектном режиме работают несколько версий такого типа программ, например, консалтинговые компании занимаются такими разработками.
Данный вид информационных систем предназначен для информационно-аналитического обеспечения процессов регулирования деятельности органов государственной власти и социально-экономического развития федеральных округов, субъектов и муниципальных образований в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008-2020гг.). Место информационно-аналитической системы в структуре управления деятельностью органов государственной власти представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Место информационно-аналитической системы в структуре управления деятельностью органов государственной власти.
Возможности системы поддерживают все этапы реализации целевых программ развития, а также ведение ключевых показателей и формирование списка программных мероприятий, планирование государственного и муниципального заказа и учет целевого финансирования.
Система реализует программно-целевой метод бюджетного планирования расходования денежных средств в привязке к целевым программам и ключевым показателям эффективности деятельности органов государственной власти (рис. 3).
Таким образом, информационная система дает возможность осуществлять контроль исполнения целевых программ и позволяет оценить уровень социально-экономического развития региона.
1) Исполнение и контроль реализации целевых программ осуществляется по следующим направлениям:
- формирование и ведение показателей реализации целевых программ;
планирование задач, мероприятий и ресурсов для исполнения целевых программ;
- ведение бюджетов расходования денежных средств в рамках целевых программ по всем источникам финансирования;
- планирование объема размещения государственного и муниципального заказа, в том числе в рамках целевых программных мероприятий;
мониторинг и контроль состояния реализации целевых программ по утвержденным показателям;
-информирование юридических и физических лиц о ходе исполнения целевых программ.
Рисунок 3. Структура работы информационно-аналитической системы
2) Анализ уровня социально-экономического развития региона осуществляется по следующим направлениям:
- сбор данных по ключевым показателям деятельности органов власти и муниципальных образований;
- оценка эффективности достижения ключевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти;
- формирование отчетности по всем показателям социально-экономического развития муниципальных образований и региона в целом.
В заключении отметим, что сегодня множество секторов социально-экономической структуры региона слабо связанны между собой и мало доступны для использования и расширения (государственные и коммерческие, ведомственные и региональные), что формирует преграды развития информационного пространства российской экономики. Следовательно, для динамичного социально-экономического развития территорий необходимо активно использовать инструменты стратегирования с применением программирования и внедрения информационно-аналитических систем. Другими словами, развитость информационно-аналитической составляющей и станет фактором притяжения и развития социально-экономической активности в регионе.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая система «Гарант», URL: http://base.garant.ru/70684666/
2. Гальченко С.А. Выявление приоритетов социально-экономического развития региона на основе системно-информационного подхода [Электронный ресурс]. Политика, экономика и инновации - № 2(4) - 2016. URL: http://pei-j ournal.ru/index.php/
3. Норбит. Компания в области ИТ-консалтинга. [Электронный ресурс]
URL:
http://www.norbit.ru
4. Сезонова О.Н. Социально-экономические особенности развития экономических компетенций населения региона [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека Elibrary/ URL: http://elibrary.ru/
5. Ходыревская В.Н. Интегральный критерий оценки и метод анализа иерархий, как методическая основа управления капиталом организации [Текст] / В.Н. Ходыревская// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 9. - С. 25-27
6. Цыбатов В.А. Модели и методы стратегирования регионального развития [Электронный ресурс]: Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 3 (125) URL: http://elibrary.ru/