УДК 338.27
Кушнаренко Т.В.
к.с-х.н. ,Донской государственный технический университет,
г. Ростов-на-Дону
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ НЕСЫРЬЕВОГО РАЗВИТИЯ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА РЕГИОНА
В статье рассматриваются методы и механизмы регионального стратегирования с использованием потенциала многоукладностирегиона с целью повышения эффективности и внедрения инструментов государственного управления развитием региональным АПК, предпринимаемые на разных уровнях власти и управления.
Ключевые слова: региональное стратегирование, стратегическое планирование, импортозамещение в АПК, несырьевое развитие, многоукладность экономики.
Agris subject categories: E21, E71, E72, E73, E90
Kushnarenko T.V.
Ph.D. (agricultural science), Don state technical university,
Rostov-on-Don
IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF THE NON-COMMODITY ECONOMY DEVELOPMENT THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR IN THE REGION
This article discusses methods and mechanisms for regional strategizing, involving the potential of diversity in the region with a view to enhancing the effectiveness and implementation of instruments of public administration development regional AIC made at different levels of power and control.
Keywords: regional strategizing, strategic planning, import substitution in the agro-industrial complex, non-raw-material development, multi-structural economy.
Agris subject categories: E21, E71, E72, E73, E90
Региональное стратегирование является относительно новым направлением в исследованиях проблематики формирования региональной политики, в том числе и АПК, получившим свое развитие в середине 90-х годов ХХ века, что было обусловлено необходимостью разработки совершенно новых методов и инструментов управления потенциалом российских регионов в условиях «переформатирования» экономического пространства России в трансформационный период. Мезоуровень как более мобильный по сравнению с национальной экономической системой с точки зрения реализации управленческих решений федерального уровня [1] в рамках теоретических дискурсов того периода был признан ведущим звеном в организации эффективного пространственного взаимодействия ресурсов и институционального обеспечения устойчивого развития экономик регионов, и прежде всего, в сельскохозяйственном секторе.
В контексте будущeгo развития агpo-пpoмышленнoгo шмате^а наличте стратeгическoго вБ^ва «нoвoй pегиoнализации страны» oпpeдeляет нeoбхoдимость пoвышeния эффeктивнocти гocударствeннoгo управлeния рeгиональным развитом и трeбуют выработки нового подхода, имeющего комплeксный характер, опирающeгося на стратeгическое мышлeние и обновленную мeтодологию программно-цeлeвого управлeния. Кризис политики «выравнивания уровня развития» регионов и «сокращения различий» между ними, которая была больше ориентирована на поддержку бедных и отстающих
регионов, чем на стимулирование их развития, заставляет говорить о необходимости совершенствования методов программно-целевого управления, а также о переходе от стратегического планирования к стратегированию регионального развития, учитывающему государственные приоритеты и многоукладность экономики регионов.
Термин «81га1е§12Ш§», введенный в научный оборот Нобелевским лауреатом в области изучения экономического управления О. Вильямсоном [6], вначале переводился как стратегическое планирование. Однако содержательно в английском дискурсе этот термин допускает более широкое трактовку как «все то, что связано с процессом разработки и реализации стратегии».
В современных экономических условиях термин «стратегирование» рассматривается как научная категория, применяемая в процессе исследования сложных социально-экономических систем типа регион как наиболее адекватный инструмент для решения задач, позволяющих создавать условия для перспективного развития региона на основе стратегических целей, способных консолидировать усилия властей, бизнеса и общества в контексте достижения сбалансированного развития регионального агропромышленного комплекса.
В числе главных факторов-условий модернизационных преобразований региональной экономики АПК, обеспечивающих эффективную реализацию стратегий социально-экономического развития, в настоящее время выступает информация, понимаемая как ключевой ориентир трансформаций и эффективная среда их осуществления. [5] При этом, как показывает практика, региональный аспект анализа экономической динамики все больше заменяется анализом специфики и особенностей территориальной локализации экономического потенциала, что во многом объясняется набирающими силу тенденциями развития внутри и межрегиональных интеграционных взаимодействий. В связи с этим, с позиций обеспечения эффективности регионального стратегирования в агропромышленном комплексе особое внимание должно быть уделено качеству системы информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений.
В России, как федеративном государстве, задачи государственного управления региональным развитием решаются на федеральном и региональном уровнях. Субъекты Федерации в рамках собственных полномочий и ресурсных возможностей решают задачи развития своих территорий прежде всего путем разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития. Управление стратегией несырьевого развития региональной экономики, ориентированной на реализацию потенциала многоукладности, требует существенно большего объема информации, а также определенных ее характеристик по сравнению с реализацией типовых стратегий. Это объясняется необходимостью решения сложно структурированной и полиаспектной задачи управления экономическими потенциалами как по отношению к отдельным субъектам взаимодействия, так и применительно к территориальным экономикам и региону в целом.
Региональное стратегирование социально-экономического несырьевого развития агропромышленного сектора региона — это совокупность концептуирования, прогнозирования, стратегического сценирования, моделирования, планирования, проектирования, программирования, реализации и контроля, процесс построения стратегии, включающий определение целей, многоукладности экономики региона, оценку окружающей среды, выбор путей реализации стратегии, построение стратегических карт и пр., а также определение экономической основы, которую необходимо создать на территории для формирования эффективно работающей региональной стратегии АПК. Целью регионального стратегирования является формирование из разрозненных механизмов (укладов), составляющих процесс стратегического управления (организационно-управленческих, нормативно-правовых, финансово-экономических, инвестиционно-инновационных, информационно-коммуникационных, государственно-частного партнерства и др.) единой целостной взаимоувязанной системы механизмов реализации стратегии на базе
формирования регионального технологического комплекса, объединяющего программно-проектные средства прогнозирования, сценирования, мониторинга и реализации стратегии.
Изначально задачи стратегического планирования территориального развития рассматривались в контексте постановки цели сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов РФ. Причем решение данной задачи осуществлялось путем финансовой или иной поддержки отсталых регионов посредством перераспределения средств в рамках межбюджетных отношений. [2] Однако такой подход привел к возникновению комплекса новых социально-экономических проблем. Большинство территорий с отсталыми технолого-социо-экономическими укладами (в частности, Республики Северного Кавказа), а также территории монопрофильного типа, перешедшие в статус депрессивных вследствие процессов реструктуризации в ходе проводимых рыночных реформ (например, бывшие шахтерские территории Юга России) стали частично возвращаться к архаичным формам хозяйствования и оказались в стадии деиндустриализации. В этих условиях вызовы «новой регионализации» потребовали иных подходов в региональной политике, которые бы опирались на рациональное использование внутреннего потенциала регионов. [4]
В контексте развития агропромышленного сектора и с точки зрения достижения цели импортозамещения множество точек пересечения частных и государственных интересов экономических субъектов интеграционных взаимодействий с позиций достижения поставленных целей на различных уровнях иерархии предъявляет особые требования к формированию информационно-аналитической системы поддержки реализации стратегии несырьевого развития многоукладной экономики региона.
Эти требования относятся, прежде всего, к возможности совместимости внедряемых в агропромышленную сферу информационных технологий с уже существующими механизмами принятия управленческих решений. Кроме того, наполнение информацией должно быть таковым, чтобы по возможности минимизировать риски неопределенности в региональном стратегировании. Очевидно также, что создаваемая система должна быть гибкой, адаптивной и достаточно простой в использовании, обеспечивая возможности внесения необходимых корректировок в соответствии с изменениями внутренних и внешних факторов и условий, а также стратегических ориентиров регионального развития агропромышленного сектора экономики.
В условиях регионального стратегирования с целью будущего развития агропромышленного сектора экономики региона наличие стратегического вызова «новой регионализации» и порожденного им комплекса проблем определяют необходимость повышения эффективности государственного управления региональным развитием и требуют выработки нового подхода, имеющего комплексный характер, опирающегося на типы многоукладности региона, на стратегическое мышление и обновленную методологию программно-целевого управления. С точки зрения сглаживания различий в развитии регионов экономических, культурных, социологических и других показателей и выравнивания уровня их развития возникает необходимость совершенствования программно-целевого метода управления и перехода к стратегическому планированию (стратегированию), учитывающему макрорегиональные контексты и федеральные приоритеты, прежде всего развиваясь на мезоуровне. Выявление и активизация потенциала новых «точек роста» предполагает [4]:
- обеспечение комплексного или системного подхода: учет и максимальное использование синергетических эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики региона (муниципального образования);
- преемственность программных документов: федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, отраслевых стратегий и программ различного уровня и т.д.;
- реализацию потенциала, вытекающего из уникальности места региона (муниципального образования) в социально-экономическом развитии России как выполняющего весьма значимые общероссийские функции.
Реализация стратегии несырьевого развития многоукладной экономики региона исходят из того, что успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального/муниципального управления:
1) определение миссии (стратегической цели) и направлений социально-экономического развития региона в рамках стратегического видения образа его будущего с учетом региональной многоукладности;
2) формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых администрацией региона и обеспечивающих реализацию поставленных целей.
Участие региона (муниципального образования) в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется его объективным экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы. Такой подход не исключает, а скорее предполагает анализ, как объектов, основных отраслей и направлений деятельности экономики и социальной сферы региона, их значение для функционирования социально-экономической системы региона, прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей, определяемых администрацией региона. Для ЮФО объектом анализа основной отрасли региона является сельское хозяйство, что приобретает особую актуальность в связи с наращиванием негативного влияния экономических санкций Запада в адрес России и ответного продовольственного эмбарго и осмысления возможных путей решения вопросов импортозамещения.
По мнению автора, в целях создания эффективной основы для осуществления регионального стратегирования необходимо дополнение и детализация показателей отраслевого развития в разрезе отдельных территориальных образования (регионов). Кроме того, необходимо отражение потоков инновационной активности предприятий по отраслям в соответствии с масштабами предпринимательской деятельности (крупные, средние и малые). То есть, система статистических показателей должна быть иерархической и матричной, раскрывая как отраслевые особенности развития региона, так и региональные особенности отраслевого развития.
Формирование информационно-аналитической системы поддержки реализации стратегии несырьевого развития многоукладной экономики предполагает создание единой информационной площадки взаимодействия субъектов региональной системы, центральным звеном которой является агропромышленный сектор экономики региона. Это обусловлено тем, что формируемая стратегия несырьевого развития многоукладной экономики основывается на осуществлении большого числа интеграционных взаимодействий различных экономических субъектов разных уровней иерархии, разных сфер и масштабов деятельности, разных мест территориальной локализации. При этом управленческие решения относительно использования модернизационных ресурсов отдельных территорий не могут быть приняты одним «управляющим», а должны вырабатываться коллегиально в единой информационной среде, интегрирующей информацию о целевых ориентирах развития региона в целом и его отдельных территорий, о характеристиках отдельных составляющих их экономического потенциала, об отраслевой специализации территорий и пр.
В основу стратегии положена трехуровневая система, включающая в себя: миссию, другими словами стратегическую цель, несырьевого развития региона; стратегические направления несырьевого развития региона, выраженные в виде целевых требований
www.tavr.science
необходимых результатов деятельности администрации региона, обеспечивающие достижение стратегической цели; стратегические действия, включающие в себя комплексы программных мероприятий обеспечивающие решение задач, направленных на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений несырьевого развития региона. Основу для формирования и функционирования вышеназванной системы составляют цель и стратегические направления несырьевого развития региона с учетом его многоукладности, в частности развития АПК как основы выполнения государственной задачи импортозамещения.
Основная организационно-техническая задача формирования информационно-аналитической поддержки системы управления процессом реализации стратегии несырьевого развития многоукладной экономики региона состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию в единое информационное пространство региональных, муниципальных, отраслевых информационных ресурсов. Для построения безопасного обмена данными между отдельными информационными системами возможно использование корпоративной сервисной шины IBM WebSphere.
Данный программный продукт осуществляет транзакционное взаимодействие между системами и интеграционной платформой, гарантирует доставку отправленных в интеграционную среду сообщений адресатам. Реализуемый механизм распределенных транзакций заключается в следующем.
Существует некий промежуточный сервис, ориентированный на управление операциями, производимыми синхронно в двух базах данных. Этот сервис, не обращаясь отдельно к каждой из баз данных, которые знают о его существовании, подтверждает производимые изменения, и только после этого подтверждения сообщение о проведенных операциях может быть отправлено в хранилище данных или адресовано другим ответственным системам. Такой подход исключает возможность ошибки или отсутствия скоординированности информационного обмена между системами. Причем система, которая отправляет сообщение в интеграционную среду, не должна обязательно знать своего получателя. Интеграционная среда сама маршрутизирует сообщение.
Архитектуру приложений системы информационно-аналитической поддержки принятия решений при управлении реализацией стратегии несырьевого развития многоукладной экономики региона можно представить в следующем виде (рисунок 1).
Рисунок 1. Архитектура приложений системы информационно-аналитической поддержки принятия решений при управлении реализацией стратегии несырьевого развития многоукладной экономики региона*
*Разработано автором по материалам исследования
Таким образом, использование корпоративной сервисной шины IBM WebSphere позволяет повысить доступность данных посредством интеграции отраслевых и территориальных информационных ресурсов в единое информационное пространство. Функционирование данной системы будет обеспечивать отдел информационной политики в сферах экономики и управления в структуре Правительства субъекта Федерации.
Все вышеизложенное усиливает необходимость разработки и применения механизмов и инструментов формирования нового типа региональных стратегических программ, ориентированных на интеграцию потенциалов центральных и периферийных территорий одного региона с разным типом укладов, учитывая макрорегиональные контексты и национальные приоритеты развития и определяет ряд важных задач по стратегированию методов и механизмов использования потенциала многоукладности региональных экономик:
- при разработке технологии и аналитического инструментария типологизации регионов учитывать признаки технолого-социо-экономического уклада региона;
- выявить взаимодействие территорий с различными типами укладов внутри отдельно взятого региона;
- усовершенствовать методы программно-целевого управления региональным развитием; разработать и внедрить эффективные формы государственной поддержки сетевых и интеграционных взаимодействий хозяйствующих субъектов разных укладов.
Принципиальная возможность решения данных задач связана с формированием соответствующей институциональной среды, в том числе программных документов стратегического характера.
Современное положение дел и тенденции развития АПК региона рассматриваются в виде диагностики, в ходе которой формулируются основные тенденции и проблемы в их деятельности, осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации ими своих потенциальных возможностей. Результаты анализа ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов представляются в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Проведенный SWOT-анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и социальной сферы, а также внешних условий развития АПК региона, обуславливающих необходимость повышения его вклада в реализацию целей федерального Правительства, в выполнение общероссийских функций.
Осуществляется группировка ключевых проблем социально-экономического несырьевого развития региона, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации стратегии. Результаты итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используются для формирования стратегического видения и определения миссии (стратегической цели) и стратегических направлений несырьевого развития региона. Для обеспечения устранения препятствующих факторов, достижения целей несырьевого развития региона и реализацию целей федерального Правительства, а также региональных органов государственной власти стратегические направления развития АПК детализируются в виде стратегических мероприятий (действий).
В составе системы управления реализацией стратегии, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, АПК, направленное на достижение стратегической цели, описаны механизмы осуществления стратегических действий. Система управления реализацией стратегии должна также обеспечивать инновационный характер управления развитием региона, основанный на лучшем опыте и своевременном выявлении проблем в нормативно-правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием. Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития регионального АПК. Основной
принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.
Для эффективного управления реализацией стратегии разрабатывается система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями. Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества агропромышленных комплексов, в первую очередь с регионами-соседями, а также международных связей. В частности: взаимные поставки овощей, мясо-молочной продукции и других продуктов и услуг, кооперация в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничество в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализация инвестиционных проектов, имеющих важное межрегиональное и международное значение, решение общих проблем социально-экономического развития и т.д.
В настоящее время в ходе реализации стратегии несырьевого развития многоукладной экономики агропромышленного сектора региона до сих пор нет четкой институциональной системы мониторинга управления. Поэтому переход от стратегического планирования к стратегированию регионального развития является важным моментом государственной политики, с точки зрения укрепления региональной власти, при переходе от парадигмы функционирования к парадигме развития.
Данный переход объясняется наличием ряда причин:
1) как дополнение к прогнозным и экспертно-аналитическим разработкам применение новых методов и инструментов работы с будущим, не вполне вписывающихся в рамки стандартного стратегического планирования;
2) в связи со слабой реализуемостью стратегий разного вида и уровня, нежизнеспособностью стратегического планирования возникает требование модернизации стратегического планирования;
3) стремление систематизировать отдельные средства управления стратегическим развитием с разными временными горизонтами: программные, проектные, плановые и т.д.
Вышеизложенное доказывает актуальность и необходимость проекта информационной системы, нацеленной на регулярный мониторинг информации об участниках взаимодействий для выполнения стратегических планов несырьевого развития экономики региона как основы для принятия управленческих решений, будет органично интегрируем в единое информационное пространство территории. Это позволит проводить постоянную оперативную оценку уровневых и масштабных характеристик эффектов взаимодействий с применением разработанной автором системы показателей оценки, а также представлять различные количественные оценки в удобном для использования виде.
Иными словами, обязательным условием формирования целостного системного управления реализацией стратегии несырьевого развития экономики региона является создание системы мониторинга информации, позволяющей осуществлять поддержку принятия решений и обладающей в системе регионального управления спецификой, значительно модифицирующей традиционные управленческие технологии и подходы.
В этой связи следует обратить внимание на то, что центральным звеном развития информационной среды на Юге России могут стать его ведущие вузы в силу того, что они обеспечивают подготовку значительного количества молодых людей, владеющих навыками использования современных программных продуктов в различных сферах производственно-хозяйственной деятельности, тем самым становясь «проводниками информационного прогресса» [4] и инициируя активизацию процессов внедрения современных информационных технологий во все сферы жизнедеятельности.
Литература
1. Матвеева Л.Г. Инновационный потенциал промышленности Юга России: инструментарий управления в целях снижения региональной асимметрии // Региональная экономика. Юг России. 2014. №1. С.52.
2. Кушнаренко Т.В. Концептуальный базис перехода на несырьевую модель развития Юга России. — Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики).— 2013. — №4. — ЮФУ.
3. Марача В. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации. Инновации в общественной сфере / Сб. трудов Института системного анализа Российской академии наук. Т. 33. Под ред. Б.В. Сазонова. — М.: УРСС, 2008. С. 179-214.
4. Никитаева А.Ю. Теория и практика управления взаимодействием государства и бизнеса: региональный аспект. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.
5. Современные тенденции инновационного развития региональных экономических систем: Коллективная монография. — Таганрог, 2010.
6. Williamson, O.E. (1991a) Strategizing, Economizing, and Economic Organization // Strategic Management Journal, 12, Special Issue, 75-94.