Научная статья на тему 'Место и роль информационной аналитики в государственной службе'

Место и роль информационной аналитики в государственной службе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2576
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / ИНФОРМАЦИОННАЯ АНАЛИТИКА / INFORMATION ANALYTICS / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / АНАЛИТИК / ANALYST / ТРЕБОВАНИЕ / REQUIREMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петров Вячеслав Константинович

Значение экспертно-аналитического обеспечения управленческих процессов возрастает. Информационно-аналитическая функция стала системообразующей в системе государственной службы. Рассмотрены вопросы профессиональной, в том числе психологической, подготовки аналитиков, определены требования к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Петров Вячеслав Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF INFORMATION ANALYTICS IN PUBLIC SERVICE

Nowadays the value of expert-analytical support and management processes is increased. Information and analytical function has become a backbone of public service. The article views the questions of professional, including psychological, analysts' training, and the requirements.

Текст научной работы на тему «Место и роль информационной аналитики в государственной службе»

УДК 351:004.56 ББК 66.033.141

В.К. Петров

МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ АНАЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Значение экспертно-аналитического обеспечения управленческих процессов возрастает. Информационно-аналитическая функция стала системообразующей в системе государственной службы. Рассмотрены вопросы профессиональной, в том числе психологической, подготовки аналитиков, определены требования к ней.

Ключевые слова: государственная служба; информационная аналитика; функция; аналитик; требование; профессиональная подготовка.

V. Petrov

THE VALUE OF INFORMATION ANALYTICS IN PUBLIC SERVICE

Nowadays the value of expert-analytical support and management processes is increased. Information and analytical function has become a backbone of public service. The article views the questions of professional, including psychological, analysts ' training, and the requirements.

Keywords: public service; information analytics; function; analyst; requirement; professional training.

Всё усложняющийся мир настоятельно нуждается в качественном управлении. Это отчётливо видно на примере современной России, стремящейся преодолеть тяжёлые последствия очередного мирового экономического кризиса. Кардинально меняется спектр управленческих задач, условия, в которых приходится их решать. Обострились проблемы обеспечения безопасности социума и государства. Возникла потребность в создании целостной системы раннего выявления и распознавания возникающих угроз, выработки механизмов их парирования, локализации последствий. На повестку дня вышла задача научно обоснованной трансформации всей системы выработки управленческих решений, включающей подготовку информационно-аналитических работников новой генерации [1], создание современной научной, экспертной и информационно-аналитической инфраструктуры системы государственной службы, а также организацию действенной координации между её различными ведомствами и учреждениями, российским и зарубежным профессиональным научным и экспертным сообществом.

В механизме государственного управления, в том числе в сфере безопасности, значительно возросла роль экспертно-аналитического обеспечения управленческих процессов, разработки понятных и легко вычисляемых критериев, показателей и индикаторов достижения поставленных целей, вариантов рационального, экономного и эффективного их ресурсного обеспечения, оценки результативности государственных расходов.

Государственная служба призвана обеспечить реализацию функций государства, направленных на обеспечение целостности и условий эффективной жизнедеятельности страны. Вся её практическая деятельность связана с предупреждением и преодолением сущностных отклонений как в социальной жизни, с которыми гражданское общество справиться не может, так и в природно-техногенной среде. Необходимость решения этих непростых задач предопределяет и выделение функций государственной службы.

Важнейшей из них является информационно-аналитическая функция, имеющая целью диагностику происходящих в обществе процессов: выявление фактов отклонений или признаков их формирования, исследование причин и условий их генезиса, изучение в целях использования спонтанно образующихся факторов противодействия социальным дисфункциям, а также природным и техногенным катаклизмам. Именно результаты информационно-аналитической деятельно-

сти должны ложиться в основу осмысленного стратегического целеполагания и формирования перспективных планов развития и обеспечения безопасности социальных объектов, включая опасные технологические производства, выступать одним из решающих условий действий органов государственной власти «на опережение», на предотвращение угроз устойчивому развитию государства, качественное решение задач управления.

О повышении значимости информационно-аналитической деятельности в системе государственной службы красноречиво свидетельствуют изданные в последнее время Президентом и Правительством Российской Федерации законодательные акты.

Так, в «Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (утверждён Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года № 1574) впервые в самостоятельную категорию выделены должности помощников и советников руководителей государственных органов, призванных непосредственно заниматься организацией информационно-аналитической работы. Вопросы реализации служащими государственной службы информационно-аналитической функции (включая информационно-справочную, экспертно-консультационную, аналитическую, интеллектуальную, а в ряде случаев, и психологическую поддержку лица, принимающего решения) прописаны в «Рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах» (письмо Минздравсоцразвития от 10 августа 2005 года № 3855-ВС).

Пожалуй, впервые в новейшей истории России чётко и ясно поставлена задача выделения в госаппарате лиц, непосредственно занимающихся выработкой стратегических решений.

Стратегическое целеполагание выступает важнейшим элементом политического управления и заключается в разработке мысленного плана-образа нового состояния социального объекта (модели), доказательстве его оптимальности, аргументированном обосновании его необходимости и возможности, а также технологии движения к этому плану-образу с формулировкой последовательности целей.

Комплекс информационного и информационно-аналитического обеспечения управления (в особенности стратегического) должен включать в себя [2]:

научное, инновационное обеспечение целеполагания, прогноза, планирования, контроля, прежде всего в сфере безопасности;

информационные коммуникации (деловая коммуникация, осуществление финансовых операций, электронный документооборот, корпоративные информационные сети, Интернет, факсимильная связь и т. д.);

статистику, отчётность, базы данных;

системы обеспечения безопасности и защиты информации и государственной тайны; системы обеспечения конкурентных преимуществ, информационное продвижение политических решений и деловых процессов во внутреннем и внешнем информационном пространстве; системы управления информационными потоками и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что политическое управление и управление рисками основано на создании и устойчивом функционировании информационно-аналитических систем, систем поддержки принятия управленческих решений. Практика использования подобных систем показала, что они должны отвечать ряду стандартов [3]:

полностью поддерживать миссию политико-управленческого субъекта на конкретном временном этапе;

обеспечивать прорыв в приоритетных направлениях деятельности властных структур; строиться на новейших достижениях в области информационных технологий и обеспечивать системную целостность;

обеспечивать открытость и доступность информационных ресурсов широкому кругу заинтересованных лиц при одновременном обеспечении требований информационной безопасности;

функционировать в правовом поле с соблюдением цивилизационных отношений между субъектами единого информационно-политического пространства.

Политическое управление предполагает особый способ использования информации и обмена ею, а потому именно владение и распоряжение информацией становится ключевым вопросом властных полномочий в условиях институциональной организации достижения политических целей государства. Важно отметить, что информационно-аналитическая деятельность в государственной службе основана на технологии перевода информации из неофициальных каналов коммуникации в официальные, управленческие, из дискриптивного (не функционального) состояния информации в пре-скриптивное (инструментальное), т. е. способствует переводу её на язык социально-политических технологий. Без этого разрыв между количеством производимой в современном обществе информации и объёмом её реального использования, обеспечивающим принятие адекватных управленческих решений, будет непрерывно возрастать.

В определённой мере можно утверждать, что именно информационно-аналитическая функция является системообразующей в системе государственной службы.

Действительно, проектно-нормативная функция реализует задачу разработки проектов решений государственных органов по профилактике, социально-экономическому регулированию или властной нейтрализации социально-негативных отклонений, парирования угроз. При этом особую роль приобретает прогнозирование возможных негативных последствий реализации проектов, как немедленных, так и отставленных в своём проявлении.

Нормативно-постановляющая функция осуществляется в процессе принятия законодательных, постановляющих и распорядительных актов на уровне полномочных в этом отношении органов государственной власти.

Организационно-исполнительная функция имеет целью организацию исполнения решений органов государственной власти и включает в себя: постановку конкретных служебных задач, расчёт необходимых для их решения сил и средств, активизацию и координацию деятельности исполнителей, обеспечение социально-управленческих коммуникаций и т. д.

Социально-контрольная функция осуществляется в виде контроля исполнения структурами гражданского общества государственных нормативных и распорядительных актов, оценки происходящих в обществе изменений в связи с исполнением решений государственных органов и общей динамики его состояния.

Ни одна из этих функций не может быть реализована без организации систематического анализа и оценки складывающейся ситуации, выявления определяющих её тенденций и динамики изменений, а также надёжного прогноза её дальнейшего развития, в том числе в связи с реализацией уже принятых или разрабатываемых решений. По сути дела, поиск правильного решения сводится к обнаружению соответствующей усиливающей (положительной) обратной связи во внешней среде и последующей её активизации с задействованием интерактивных (диалоговых) и итерационных процедур. Фактически информационно-аналитическая деятельность выступает объективной предпосылкой для создания методологии принятия управленческих решений [4].

Игнорирование или недооценка роли и значения информационно-аналитической функции государственной службы ведёт к социальной агнозии, к неспособности сбора и анализа информации о социальных процессах или к избирательному, социально-непродуктивному её использованию, к возникновению непрогнозируемых техногенных и природных катастроф.

В этой ситуации можно говорить о ненадёжности государственной службы как социально-организационной системы, её профессиональной некомпетенции, неспособности обеспечить стратегически ориентированное движение системы (страны) даже в рамках теории классического

управления. Вместе с тем, неравновесность социальных и технологических процессов ведёт к неопределённости их развития, значительно усложняет прогнозирование будущих состояний страны. Стратегической целью управления становится сам процесс продвижения к намеченной цели, распознавание осложнений в её реализации.

И если традиционные методы анализа развития систем, основанные на экстраполяции результатов в условиях неизбежной, неуклонной тенденции, в достаточной мере освоены и используются аналитиками в государственной службе, то методологию анализа стратегий как совокупности изменений, определяющих жизнестойкость государства и увеличивающих вероятность его выживания в условиях быстро изменяющейся среды, госслужащим ещё только предстоит взять на вооружение. По существу, речь идёт о трансформации самих принципов экспертного и аналитического обеспечения стратегического управления в условиях информационного общества, к пониманию которого эксперты в России только начинают подходить, как правило, продолжая использовать на практике давно устаревшие схемы и подходы [5].

Принципиальным моментом является то, что общество и государство должны рассматриваться как развивающиеся системы, а система знаний должна включать в себя: знания о конкретной развивающейся системе (как совокупности развивающихся подсистем и объектов); знания о развитии как процессе; знания о принципах и методах познания самого развития. Применение такой новой методологии должно способствовать повышению надёжности правильной реакции системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений за счёт определения характера текущего периода как зоны аттрактора или бифуркации [6].

Таким образом, именно быстро изменяющиеся условия окружающей среды (природной, техногенной, социальной) объективно способствуют повышению роли информационно-аналитической работы, ужесточают требования к её качеству, профессиональной компетенции аналитиков.

Можно выделить следующие основные задачи профессиональной деятельности аналитиков государственной службы:

аналитические, заключающиеся в получении качественно новой (выводной) информации на основе изучения текущего состояния ситуации и возникших проблем, а также прогнозирования их будущего состояния, подготовки вариантов решения, изложения полученных результатов в аналитических документах в форме, адекватной целям и задачам управления;

информационные, заключающиеся в сборе информации, необходимой для решения конкретных аналитических и управленческих задач, её аналитико-синтетическом преобразовании для выделения существенной информации и извлечения необходимых сведений, содержащихся в первичной информации в неявном виде, а также в сопоставлении, обобщении и интерпретации сведений, фиксации результатов обработки в информационных документах;

информационно-технологические, заключающиеся в использовании новейших достижений в области информационных технологий, программных средств поддержки информационно-аналитической работы и принятия решений (с соблюдением требований по обеспечению компьютерной и информационной безопасности), управления знаниями [7];

организационно-управленческие, заключающиеся в уяснении целей, задач и методики выполнения аналитических задач, планировании и организации исполнения аналитических процедур, подготовки оценок, выводов и предложений для принятия выверенных управленческих решений, управлении временем [8].

Указанные задачи нашли своё отражение в уже упоминавшихся «Рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах» [9]. К ним относятся: организация подборки необходимых справочных материалов и документов;

систематизация важнейшей информации по актуальным вопросам политики, экономики, экологии, научно-технического прогресса, внешнеэкономической деятельности и др.;

разработка и обоснование предложений по различным вариантам подготовленных государственных решений;

координация консультативной работы по проблемам соответствующей сферы ответственности руководителя;

организация консультирования руководителя по актуальным проблемам экономики, внешних связей, научно-технической политики, менеджмента, маркетинга, рабочей силы и других направлений;

контроль и анализ качества и обоснованности информации, а также вносимых руководителю проектов решений;

экспертиза документов;

анализ многовариантных решений в определённой сфере;

организация информирования руководителя о возможных социальных последствиях реализации принимаемых государственных решений;

координация изучения опыта применения результатов проводимых научных разработок, аналогов, мнений ведущих учёных для проведения квалифицированных консультаций руководителя.

Аналитики государственной службы должны владеть современной методологией и широким арсеналом средств ведения аналитической деятельности. К последним относятся:

формально-логические методы (включая логические методы научного мышления, методы и правила классификации объектов исследования и др.);

методы системного анализа, социологические и прикладные математические методы аналитических исследований (к таковым относятся, прежде всего, формализованные методы экспертного оценивания, основы теории измерений, формализованные процедуры прогнозирования, формализованные методы планирования, прикладные математические методы выбора решений, системы поддержки принятия решений и т. д.);

методы аналитико-синтетической обработки текстов (аннотирование, реферирование, способы составления обзоров и т. д.).

Очевидно, что решать аналитические задачи на качественном, отвечающим современным требованиям, уровне могут только хорошо подготовленные в профессиональном плане аналитики. Практика свидетельствует, что профессионально важными качествами аналитика в системе государственной службы являются: глубина и гибкость мышления; способность к прогнозированию и моделированию будущих событий, усвоению и переработке больших объёмов информации, определению и выстраиванию многоуровневых связей; взвешенность оценок и выводов; умение аргументировать и отстаивать собственную позицию по исследуемым проблемам, грамотно доводить её до окружающих и лиц, принимающих решения; компетентность; объективность; самостоятельность; инициативность; настойчивость; коммуникабельность; высокая информационная культура; эмоционально-волевая и психологическая устойчивость.

Так, в результате проведённых компанией «DeTech Russia» исследований была создана модель, позволяющая судить об успешности деятельности в России государственных и бизнес-менеджеров [10]. В основе построения этой модели лежит принцип критических инцидентов, то есть анализ сложных рабочих ситуаций и способов выхода из них. Она даёт возможность определить, какие именно компетенции необходимы для выполнения должностных обязанностей на конкретной позиции. В числе выделенных в рамках данной модели 20 компетенций значатся: навыки принятия решений (анализ проблем, сбор информации);

управленческие навыки (планирование и организация, управление людьми, развитие подчинённых, лидерство);

мотивация (инициативность, ориентация на качество, нацеленность на результат, саморазвитие, коммерческое мышление, системность мышления);

индивидуальные черты (стрессоустойчивость, позитивное мышление, адаптивность, ответственность);

межличностные навыки (межличностное понимание, работа в команде, убедительная коммуникация, построение взаимоотношений).

Например, при изучении навыков анализа проблем в качестве позитивных индикаторов в модели компании «DeTech Russia» оцениваются умения:

точно воспринимать и интерпретировать информацию;

разбивать сложную проблему на составные части, выделять основную информацию; делать рациональные и правильные выводы на основе имеющейся информации; предлагать осуществимые решения, соответствующие требованиям ситуации; рассматривать при принятии решения как положительные, так и отрицательные стороны каждого варианта;

предлагать решения с инвариантности развития событий.

Профессиональная компетентность аналитика выступает важным элементом его профессиональной структуры личности. Она включает в себя совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной аналитической деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности аналитика являются:

социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, владение приёмами профессионального общения и поведения;

специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению своей квалификации;

аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций [11].

Проблемы формирования информационной культуры и правильного информационного поведения, а также обеспечение высокой волевой и психологической устойчивости как самих аналитиков, так и менеджеров (чиновников) различных уровней всё больше привлекают внимание и учёных и практиков-управленцев своей значимостью и остротой постановки.

Психологи всё большее внимание обращают на прямую зависимость степени компетентности аналитика от сформировавшейся у него собственной информационной модели мира - целостной динамичной системы представлений, в которой в зависимости от ситуационного контекста субъект способен выделить множество формально изолированных модельных информационных фрагментов. Исследования в этом направлении крайне важны для формирования аналитического сообщества, отвечающего современным реалиям. Участие в аналитическом процессе субъектов, неспособных противостоять спонтанной, неконтролируемой модификации собственной информационной модели мира при целенаправленном или случайном воздействии на него потока входных данных, существенным образом отражается на качестве этой работы [12]. Это особенно важно учитывать, когда речь идёт об аналитиках государственной службы.

Аналитик наряду с переработкой данных, непосредственно затрагивающих его интересы в области практической деятельности, обязан подвергать анализу и те фрагменты данных, которые

непосредственно не связаны с решаемой им управленческой задачей. Например, те приёмы, которые используются источником сообщения для усиления информационно-психологического воздействия на получателя сообщения.

Наряду с моделями фрагмента реальности, являющейся предметом его мыслительной деятельности, а также источниками сообщения, для аналитика крайне необходимы адекватное познание самого себя, своих умственных способностей и навыков, а также мыслимой им модели инструментария сбора данных.

Овладение целостной информационной картиной мира позволяет аналитику чётко разделять симптомы проявления проблемы (инфляцию, забастовки и повышение напряжённости в социальных отношениях) и саму проблему, что способствует получению более глубокого, ясного, систематического и обобщённого знания в сфере его профессиональной деятельности. Будет ли при этом получено новое знание, зависит от двух важнейших условий: личной компетентности аналитика и его способности проявить эту компетентность.

Из вышесказанного собственно и складываются основные идеи, которые должны быть учтены при разработке учебных курсов профессиональной подготовки и переподготовки аналитических работников государственной службы. При формировании подобных курсов необходимо в обязательном порядке учесть качественный состав слушателей, их знаниевый, профессиональный и карьерный потенциал, а также выбранные ими индивидуальные карьерные стратегии, влияющие на характер восприятия учебного теоретического и методического материала.

Литература

1. Горшков А.С. Модернизация подготовки государственных и муниципальных служащих: ориентация на управление по результатам // Управленческое консультирование. 2006. №3. С. 5 - 9.

2. Аналитическое обеспечение принятия управленческого решения: Учебное пособие / Под ред. А.И. Селиванова. М.: ИПКгосслужбы. 2005. С. 10-14.

3. Петров В.К. Аналитическая деятельность в сфере безопасности // Созидательная миссия культуры: Сб. статей молодых учёных. М.: МГУКИ, 2002. Вып. 2. Ч. 2. С. 97 - 118; Петров А.В. Информационные технологии в органах государственной власти / Материалы распределенной конференции «Технологии информационного общества 98 - Россия» // www.iis.ru/events/19981130/petrov_a.ru.html.

4. Программный комплекс «Организационно-аналитическое обеспечение процессов управления»: Электронный учебно-методический комплекс. / Под ред. А.И. Селиванова, В.К. Петрова / ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий» Федерального агентства по образованию. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство № 9267 от 05.10.2007 г.

5. Вопросам внедрения новой технологии информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений посвящены ежегодные Всероссийские научно-практические конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ».

6. Петров В.К., Селиванов С.Г. Устойчивость государства. М.: Экономика, 2005. 491 с.

7. «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р.

8. Петров В.К. К разработке структуры квалификационных требований по учебному курсу «Основы аналитической деятельности» // Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников. Ч. II / Под ред. А.И. Селиванова, Н.А. Слядневой. М.: ИПКгосслужбы, 2004. С. 122 - 123.

9. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 августа 2005 года № 3855-ВС «Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах».

10. Иешкина И. Компетенции управленца, или как построить взаимоотношения с сотрудниками // www.hr-portal.ru/node/606.

11. Бундин Ю.И. Некоторые вопросы подготовки помощников (советников) руководителей государственных органов // Информационно-аналитическое и кадровое обеспечение программно-целевого управления: Доклады юбилейной научно-практической конференции. Т.1. / Под ред. И.И. Курьянова, Н.Ф. Лукьяновой, А.И. Селиванова. М.: ИПКгосслужбы, 2007. С. 57 - 66.

12. Конотопов П.Ю. Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика //те^ж. collegian.ru /110111124110111124055051124049.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.