Научная статья на тему 'Информационная аналитикав системе государственной службы(базовые предметные ориентиры)'

Информационная аналитикав системе государственной службы(базовые предметные ориентиры) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петров В.К.

On the agenda the problem of the scientificallygrounded transformation of all system of development of the administrative decisions including preparation of information – analytical workers, creation of a modern scientific, expert and information – analytical infrastructure of system of public service, and also the organization of effective coordination between its various departments and establishments, professional scientific and expert community has left.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная аналитикав системе государственной службы(базовые предметные ориентиры)»

Информационная аналитика

в системе государственной службы (базовые предметные ориентиры)

Петров В.К.*

On the agenda the problem of the scientifically-grounded transformation of all system of development of the administrative decisions including preparation of information — analytical workers, creation of a modern scientific, expert and information — analytical infrastructure of system of public service, and also the organization of effective coordination between its various departments and establishments, professional scientific and expert community has left.

Мир усложняется. Неопределенность возрастает. Учащаются кризисы, все отчетливее проявляется тяжесть их последствий. Мир хаоса или хаос мира. Что ждет человечество впереди, в краткосрочной и длительной перспективе? Прошли мы или не прошли точку невозврата? Эти и другие вопросы занимают ученых, ответу на них посвящаются тома исследований. Мир настоятельно требует глубины и объективности осмысления происходящего, качественного анализа и прогноза, грамотных решений. Перефразируя известное изречение В.И. Ленина можно сказать: анализ, анализ и еще раз анализ.

Институализация аналитической деятельности, обогащение ее современным научным инструментарием, глубокое проникновение в психологию мышления, познание интеллектуальных возможностей человека — все это и многое другое крайне важно, если мы действительно хотим не только выжить в этом мире, но и успешно развиваться, конкурировать на равных с ведущими мировыми державами. Мир в целом и Россия в частности остро нуждаются в качественном управлении и прогнозе.

Мировой финансово-экономический кризис кардинально изменил спектр управленческих задач, условия, в которых приходится их решать. Это отчетливо видно на примере современной России, стремящейся минимизировать его последствия. Обострились проблемы обеспечения безопасности социума и государства. Возникла потребность в создании целостной системы раннего выявления и распознавания возникающих угроз, выработки механизмов их парирования, локализации последствий (события в Японии тому яркое подтверждение). На по-

вестку дня вышла задача научно обоснованной трансформации всей системы выработки управленческих решений, включающей подготовку информационно-аналитических работников новой генера-ции1, создание современной научной, экспертной и информационно-аналитической инфраструктуры системы государственной службы, а также организацию действенной координации между ее различными ведомствами и учреждениями, профессиональным научным и экспертным сообществом.

В механизме государственного управления, в том числе в сфере безопасности, значительно возросла роль экспертно-аналитического обеспечения управленческих процессов, разработки понятных и легковычисляемых критериев, показателей и индикаторов достижения поставленных целей, вариантов рационального, экономного и эффективного их ресурсного обеспечения, оценки результативности государственных расходов.

Государственная служба призвана обеспечить реализацию функций государства, направленных на обеспечение целостности и условий эффективной жизнедеятельности страны. Вся ее практическая деятельность связана с предупреждением и преодолением сущностных отклонений, с которыми гражданское общество справиться не может, как в социальной жизни, так и в природно-техногенной среде. Необходимость решения этих непростых задач предопределяет и выделение функций государственной службы.

Важнейшей из них является информационно-аналитическая функция, имеющая целью диагностику происходящих в обществе процессов: выявление фактов отклонений или признаков их формирова-

Заместитель главного редактора журнала «Политическое образование», кандидат философских наук.

N

Ol

О CJ

О О О Q.

С[ со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

N

Ol

О СЧ

О О

о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

ния, исследование причин и условии их генезиса, изучение в целях использования спонтанно образующихся факторов противодействия социальным дисфункциям, а также природным и техногенным катаклизмам. Именно результаты информационно-аналитической деятельности должны быть в основе осмысленного стратегического целеполагания и формирования перспективных планов развития и обеспечения безопасности социальных объектов, включая опасные технологические производства, выступать одним из решающих условий действий органов государственной власти на опережение, предотвращение угроз устойчивому развитию государства, качественное решение задач управления.

О повышении значимости информационно-аналитической деятельности в системе государственной службы красноречиво свидетельствуют изданные в последние годы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации законодательные акты.

Так, в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574) впервые в самостоятельную категорию выделены должности помощников и советников руководителей государственных органов, призванных непосредственно заниматься организацией информационно-аналитической работы. Вопросы реализации служащими государственной службы информационно-аналитической функции (включая информационно-справочную, экспертно-консультационную, аналитическую, интеллектуальную, а в ряде случаев и психологическую поддержку лица, принимающего решения) прописаны в Рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах (письмо Мин-здравсоцразвития от 10 августа 2005 г. № 3855-ВС).

Таким образом, впервые в новейшей истории России четко и ясно поставлена задача выделения в госаппарате лиц, непосредственно занимающихся выработкой стратегических решений. И это не случайно, поскольку стратегическое це-леполагание (наряду с антикризисным управлением) является важнейшим элементом политического управления.

Качественное политическое управление невозможно без разработки мысленного плана-образа нового состояния социального объекта (модели), доказательства его оптимальности, аргументированного обоснования его необходимости и возможности, а также без технологии движения к этому плану-образу с формулировкой последовательности целей.

Комплекс информационного и информационно-аналитического обеспечения управления (в особенности стратегического) должен включать в себя2:

> научное, инновационное обеспечение целеполагания, прогноза, планирования, контроля, прежде всего в сфере безопасности;

> информационные коммуникации (деловая коммуникация, осуществление финансовых операций, электронный документооборот, корпоративные информационные сети, Интернет, факсимильная связь и т.д.);

> статистику, отчетность, базы данных;

> системы обеспечения безопасности и защиты информации и государственной тайны;

> системы обеспечения конкурентных преимуществ, информационное продвижение политических решений и деловых процессов во внутреннем и внешнем информационном пространстве;

> системы управления информационными потоками и т.д.

Таким образом, можно утверждать, что политическое управление и управление рисками основаны на создании и устойчивом функционировании информационно-аналитических систем, систем поддержки принятия управленческих решений. Практика использования подобных систем показала, что они должны отвечать ряду стандартов3:

1) полностью поддерживать миссию политико-управленческого субъекта на конкретном временном этапе;

2) обеспечивать прорыв в приоритетных направлениях деятельности властных структур;

3) строиться на новейших достижениях в области информационных технологий и обеспечивать системную целостность;

4) обеспечивать открытость и доступность информационных ресурсов широкому кругу заинтересованных лиц при одновременном обеспечении требований информационной безопасности;

5) функционировать в правовом поле с соблюдением цивилизационных отношений между субъектами единого информационно-политического пространства.

Политическое управление предполагает особый способ использования информации и обмена ею, а потому именно владение и распоряжение информацией становятся ключевым вопросом властных полномочий в условиях институциональной организации достижения политических целей государства. Важно отметить, что информационно-аналитическая деятельность в государственной службе основана на технологии перевода информации из неофициальных каналов коммуникации в официальные, управленческие, из дискриптивного (не функционального) состояния информации в пре-скриптивное (инструментальное), то есть способствует переводу ее на язык социально-политических технологий. Без этого разрыв между количеством производимой в современном обществе информации и объемом ее реального использования, обеспечивающим принятие адекватных управленческих решений, будет непрерывно возрастать.

В определенной мере можно утверждать, что именно информационно-аналитическая функция является системообразующей в системе государственной службы.

Действительно, проектно-норматив-ная функция реализует задачу разработки проектов решений государственных органов по профилактике, социально-экономическому регулированию или властной нейтрализации социально-негативных отклонений, парированию угроз. При этом особую роль приобретает прогнозирование возможных негативных последствий реализации проектов — как немедленных, так и отставленных в своем проявлении.

Нормативно-постановляющая функция осуществляется в процессе принятия законодательных, постановляющих и распорядительных актов на уровне полномочных в этом отношении органов государственной власти.

Организационно-исполнительная функция имеет целью организацию исполнения решений органов государственной власти и включает в себя постановку конкретных служебных задач, расчет необходимых для их решения сил и средств, активизацию и координацию деятельности исполнителей, обеспечение социально-управленческих коммуникаций и т.д.

Социально-контрольная функция осуществляется в виде контроля исполнения структурами гражданского общества государственных нормативных и распорядительных актов, оценки происходящих в обществе изменений в связи с исполнением решений государственных органов и общей динамики его состояния.

Ни одна из этих функций не может быть реализована без организации систематического анализа и оценки складывающейся ситуации, выявления определяющих ее тенденций и динамики изменений, а также надежного прогноза ее дальнейшего развития, в том числе в связи с реализацией уже принятых или разрабатываемых решений. По сути дела, поиск правильного решения сводится к обнаружению соответствующей усиливающей (положительной) обратной связи во внешней среде и последующей ее активизации с задействованием интерактивных (диалоговых) и итерационных процедур. Фактически информационно-аналитическая деятельность выступает объективной предпосылкой для создания методологии принятия управленческих решений4.

Игнорирование или недооценка роли и значения информационно-аналитической функции государственной службы ведет к социальной агнозии, к неспособности сбора и анализа информации о социальных процессах или к избирательному, социально непродуктивному ее использованию, к возникновению непрогнозируемых техногенных и природных катастроф.

В этой ситуации можно говорить о ненадежности государственной службы как социально-организационной системы, ее профессиональной некомпетенции, неспособности обеспечить стратегически ориентированное движение системы (страны) даже в рамках теории классического управления. Вместе с тем неравновесность социальных и технологических процессов ведет к неопределенности их развития, значительно усложняет прогнозирование будущих состояний страны. Стратегической целью управления становится сам процесс продвижения к намеченной цели, распознавание осложнений в ее реализации.

И если традиционные методы анализа развития систем, основанные на экстраполяции результатов в условиях неизбежной, неуклонной тенденции, в достаточной мере освоены и используются аналитиками в государственной службе, то методологию анализа стратегий как со-

N

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

О СЧ

О О

о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

вокупности изменений, определяющих жизнестойкость государства и увеличивающих вероятность его выживания в условиях быстроизменяющейся среды, госслужащим еще только предстоит взять на вооружение. По существу, речь идет о трансформации самих принципов экспертного и аналитического обеспечения стратегического управления в условиях информационного общества, к пониманию которого эксперты в России только начинают подходить, как правило, продолжая использовать на практике давно устаревшие схемы и подходы5.

Принципиальным моментом является то, что общество и государство должны рассматриваться как развивающиеся системы, а системе знаний надлежит включать в себя знания о конкретной развивающейся системе (как совокупности развивающихся подсистем и объектов), знания о развитии как процессе, знания о принципах и методах познания самого развития. Применение такой новой методологии должно способствовать повышению надежности правильной реакции системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений за счет определения характера текущего периода как зоны аттрактора или бифуркации6.

Аналитик в своей деятельности должен опираться на достигнутое понимание различных способов познания мира и их гармоничный синтез. Это относится и к разделению сфер исследовательской деятельности на эмпирическую и теоретическую, фундаментальную и прикладную, понимание компетенции которых в современной литературе сегодня достаточно запутано в результате попыток исследователей из различных конкретных научных областей дать свои оценки в рамках этой специальной методологической проблемы. Отметим лишь, что нельзя противопоставлять теорию (в ее современном понимании) и практику, а нужно говорить о поиске продуктивного консенсуса в противостоянии науки и практики, поскольку наука включает как теорию, так и эмпирию.

Мы не будем здесь рассматривать проблему противопоставления теоретического и прикладного исследования, фундаментальных и прикладных научных сфер. Отметим только, что прикладные науки в отличие от фундаментальных носят в значительной степени объектно-ориентированный характер, занимаются исследованием природы конкретных объектов, ди-

намики процессов в них, выяснением характера их функционирования и развития, соответствующих тенденций и прогнозированием. Например, в качестве такого объекта анализа может выступать ситуация, процесс, личность, конкретный хозяйствующий субъект, ведомство, наше (или иное) государство в целом, регионы планеты или планетарное сообщество в целом. Поэтому различия обусловлены в первую очередь не характером исследовательской деятельности (хотя и здесь имеются определенные отличия), а объектом исследования (чем и диктуются содержательные различия в исследовательских процессах). Понятно при этом, что фундаментальные и прикладные исследования постоянно пересекаются и даже порой перетекают одно в другое (что имеет свои достоинства и недостатки — например, вовлечение фундаментальных исследований в прикладную аналитику приводит к углублению исследований, но в то же время может приводить к нарушению принципа оперативности, к увлечению деталями и собственно исследовательскими процедурами). В полной мере это относится и к государственной службе.

Однако специально подчеркнем научный характер аналитической деятельности, что определяется совокупностью принципов исследования, методологией, набором средств, носящих научный междисциплинарный характер, научным типом аргументации знания, способом организации полученного знания (информации) и т.д.

Сам характер аналитических исследований сильно зависит от цели и от множества других обстоятельств — вплоть до того, на какой стадии принятия решения привлекаются аналитические разработки. В этой связи отметим, что аналитическая деятельность выступает в целом как совокупность прикладных направлений научных исследований междисциплинарного типа, хотя не исключена возможность формирования в рамках информационно-аналитической деятельности собственных фундаментальных научных аспектов и направлений. Поэтому аналитика — есть специфическая научная деятельность прикладного характера, ориентированная на получение объективно-истинного знания о тех или иных конкретных объектах, событиях и процессах материального и духовного мира с ориентацией на конкретную задачу, осуществляемая с целью вовлечения полученного знания в процесс принятия управленческих решений7.

Исходя из этого определения, можно сделать некоторые выводы, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение.

Во-первых, информационно-аналитическая деятельность в системе государственной службы представляет собой единый процесс, направленный на достижение системной цели — гармонизация процесса нововведений, трансформирующих систему общественного производства.

Во-вторых, вне практической востребованности информационно-аналитическая деятельность становится дорогим и обременительным делом. С другой стороны, например, инновационная деятельность без должного аналитического сопровождения принимает характер волюнтаризма и безответственности.

В-третьих, информационно-аналитическая деятельность привязана к объекту, и, несмотря на наличие совокупности (абстрактных) методов анализа, сам процесс анализа всегда конкретен и обусловлен природой объекта.

В-четвертых, исключительное положение занимает личность аналитика, профессионализм которого обеспечивается владением опытом в конкретной области аналитической работы и научным багажом знаний, умением применения конкретных методов и их совокупности при решении конкретных задач.

В-пятых, в современных условиях, когда информационные системы становятся определяющими в развитии всех сторон жизнедеятельности общества, усиление аналитической компоненты в госслужбе становится одним из важнейших условий социальной, экономической эффективности инновационной деятельности властных структур любого уровня.

И, в-шестых, в современном обществе социальная информация представляет собой неисчерпаемый ресурс развития человека, какого-либо социального модуля и общества в целом8. Информационно-аналитическая деятельность, используя этот ресурс, превращает его в систему инструментальных знаний, необходимых и достаточных для осуществления актуальных и эффективных инновационных процессов как на локальном, так и на социетальном уровнях.

Именно быстроизменяющиеся условия окружающей среды (природной, техногенной, социальной) объективно способствуют повышению роли информационно-аналитической работы, ужесточают требования к ее качеству, профессиональной компетенции аналитиков.

Можно выделить следующие основные задачи профессиональной деятельности аналитиков государственной службы9:

1) аналитические, заключающиеся в получении качественно новой (выводной) информации на основе изучения текущего состояния ситуации и возникших проблем, а также прогнозирования их будущего состояния, подготовки вариантов решения, изложения полученных результатов в аналитических документах в форме, адекватной целям и задачам управления;

2) информационные, заключающиеся в сборе информации, необходимой для решения конкретных аналитических и управленческих задач, ее анали-тико-синтетическом преобразовании для выделения существенной информации и извлечения необходимых сведений, содержащихся в первичной информации в неявном виде, а также в сопоставлении, обобщении и интерпретации сведений, фиксации результатов обработки в информационных документах;

3) информационно-технологические, заключающиеся в использовании новейших достижений в области информационных технологий, программных средств поддержки информационно-аналитической работы и принятия решений (с соблюдением требований по обеспечению компьютерной и информационной безопасности), управления знаниями;

4) организационно-управленческие, заключающиеся в уяснении целей, задач и методики выполнения аналитических задач, планировании и организации исполнения аналитических процедур, подготовки оценок, выводов и предложений для принятия выверенных управленческих решений, управлении временем.

Указанные задачи нашли свое отражение в уже упоминавшихся Рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах11. К ним относятся:

> организация подборки необходимых справочных материалов и документов;

> систематизация важнейшей информации по актуальным вопросам политики, экономики, экологии, научно-технического прогресса, внешнеэкономической деятельности и др.;

N

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

>

>

>

N

Ol

О СЧ

О О

о

Q. С[ CQ

s н

о

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

ü S I

н

о ф

со

>

> > >

>

разработка и обоснование предложений по различным вариантам подготовленных государственных решений; координация консультативной работы по проблемам соответствующей сферы ответственности руководителя; организация консультирования руководителя по актуальным проблемам экономики, внешних связей, научно-технической политики, менеджмента, маркетинга, рабочей силы и других направлений;

контроль и анализ качества и обоснованности информации, а также вносимых руководителю проектов решений; экспертиза документов; анализ многовариантных решений в определенной сфере; организация информирования руководителя о возможных социальных последствиях реализации принимаемых государственных решений; координация изучения опыта применения результатов проводимых научных разработок, аналогов, мнений ведущих ученых для проведения квалифицированных консультаций руководителя.

Аналитики государственной службы должны владеть современной методологией и широким арсеналом средств ведения аналитической деятельности. К последним относятся:

а) формально-логические методы (включая логические методы научного мышления, методы и правила классификации объектов исследования и т.д.);

б) методы системного анализа, социологические и прикладные математические методы аналитических исследований (к таковым относятся прежде всего формализованные методы экспертного оценивания, основы теории измерений, формализованные процедуры прогнозирования, формализованные методы планирования, прикладные математические методы выбора решений, системы поддержки принятия решений и т.д.);

в) методы аналитико-синтетической обработки текстов (аннотирование, реферирование, способы составления обзоров и т.д.).

Очевидно, что решать аналитические задачи на качественном, отвечающим современным требованиям уровне могут только хорошо подготовленные в профес-

сиональном плане аналитики. Практика свидетельствует, что профессионально важными качествами аналитика в системе государственной службы являются глубина и гибкость мышления, способность к прогнозированию и моделированию будущих событий, усвоению и переработке больших объемов информации, определению и выстраиванию многоуровневых связей, взвешенность оценок и выводов. Плюс умение аргументировать и отстаивать собственную позицию по исследуемым проблемам, грамотно доводить ее до окружающих и лиц, принимающих решения, компетентность, объективность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, коммуникабельность, высокая информационная культура, эмоционально-волевая и психологическая устойчивость.

Так, в результате проведенных компанией DeTech Russia исследований была создана модель, позволяющая судить об успешности деятельности в России государственных и бизнес-менеджеров12. В основе построения этой модели лежит принцип критических инцидентов, то есть анализ сложных рабочих ситуаций и способов выхода из них. Она дает возможность определить, какие именно компетенции необходимы для выполнения должностных обязанностей на конкретной позиции. В числе выделенных в рамках данной модели 20 компетенций значатся:

> навыки принятия решений (анализ проблем, сбор информации);

> управленческие навыки (планирование и организация, управление людьми, развитие подчиненных, лидерство);

> мотивация (инициативность, ориентация на качество, нацеленность на результат, саморазвитие, коммерческое мышление, системность мышления);

> индивидуальные черты (стрессоус-тойчивость, позитивное мышление, адаптивность, ответственность);

> межличностные навыки (межличностное понимание, работа в команде, убедительная коммуникация, построение взаимоотношений). Например, при изучении навыков

анализа проблем в качестве позитивных индикаторов в модели компании DeTech Russia оцениваются умения:

1) точно воспринимать и интерпретировать информацию;

2) разбивать сложную проблему на составные части, выделять основную информацию;

3) делать рациональные и правильные выводы на основе имеющейся информации;

4) предлагать осуществимые решения, соответствующие требованиям ситуации;

5) рассматривать при принятии решения как положительные, так и отрицательные стороны каждого варианта;

6) предлагать решения с инвариантностью развития событий. Профессиональная компетентность

аналитика выступает важным элементом его профессиональной структуры личности. Она включает в себя совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной аналитической деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности аналитика являются 13:

а) социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, владение приемами профессионального общения и поведения;

б) специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

в) персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению своей квалификации;

г) аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных де-струкций.

Проблемы формирования информационной культуры и правильного информационного поведения, а также обеспечение высокой волевой и психологической устойчивости как самих аналитиков, так и менеджеров (чиновников) различных уровней все больше привлекают внимание и ученых, и практиков-управленцев своей значимостью и остротой постановки14.

Психологи все большее внимание обращают на прямую зависимость степени компетентности аналитика от сформировавшейся у него собственной информационной модели мира — целостной динамичной системы представлений, в кото-

рой в зависимости от ситуационного контекста субъект способен выделить множество формально изолированных модельных информационных фрагментов. Исследования в этом направлении крайне важны для формирования аналитического сообщества, отвечающего современным реалиям. Участие в аналитическом процессе субъектов, не способных противостоять спонтанной, неконтролируемой модификации собственной информационной модели мира при целенаправленном или случайном воздействии на него потока входных данных, существенным образом отражается на качестве этой работы15. Это особенно важно учитывать, когда речь идет об аналитиках государственной службы.

Аналитик наряду с переработкой данных, непосредственно затрагивающих его интересы в области практической деятельности, обязан подвергать анализу и те фрагменты данных, которые непосредственно не связаны с решаемой им управленческой задачей. Например, те приемы, которые используются источником сообщения для усиления информационно-психологического воздействия на получателя сообщения.

Наряду с моделями фрагмента реальности, являющейся предметом его мыслительной деятельности, а также источниками сообщения, для аналитика крайне необходимо адекватное познание самого себя, своих умственных способностей и навыков, а также мыслимой им модели инструментария сбора данных.

Овладение целостной информационной картиной мира позволяет аналитику четко разделять симптомы проявления проблемы (инфляцию, забастовки и повышение напряженности в социальных отношениях) и саму проблему, что способствует получению более глубокого, ясного, систематического и обобщенного знания в сфере его профессиональной деятельности. Будет ли при этом получено новое знание, зависит от двух важнейших условий: личной компетентности аналитика и его способности проявить эту компетентность.

Успешность и продуктивность аналитической работы зависят от того, насколько свободно аналитик владеет множеством актуальных понятий (тем, проблем, вопросов и т.п.) той профессиональной среды, к которой он обращается, а также от того, как много различных сведений, имеющих отношение к анализиру-

N

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

О СЧ

О О

о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о ф

со

емому объекту, привлечено в качестве данных. Другими словами, для того чтобы стать профессиональным специалистом, аналитик должен хорошо разбираться в предмете анализа и быть весьма информированным в вопросах, этого предмета касающихся.

Под предметом анализа понимается вся совокупность вопросов, поставленных перед аналитиком, включая и те, которые он сам поставил в ходе работы. Каждый вопрос такого рода представляет собой предположение (гипотезу) о том, что те или иные понятия, о которых идет речь в аналитическом запросе, могут быть определенным образом связаны между собой. Аналитик должен раскрыть эту связь, доказать ее наличие, подтвердив это обстоятельство соответствующими выводами и утверждениями. А также добыть доказательства, позволяющие логически непротиворечиво обосновать сделанные выводы, сформулировать эти доказательства понятным образом на доступном языке и подтвердить достоверность данных, на которых они основаны.

Целью аналитической работы, таким образом, выступает получение ответов на вопросы, которые волнуют то или иное сообщество, организацию или группу лиц, а также общество в целом, включая государство и его институты. Задавать вопросы может и отдельный человек — чаще именно так и происходит, особенно когда речь идет об отношениях руководитель—подчиненный. В этой связи аналитик должен разбираться еще и в вопросах психологии, для того чтобы иметь возможность установить более или менее точно и определенно, какой именно вопрос ему предстоит разрешить, в чем, по мнению задающего, состоит острота этого вопроса, каковы предпосылки его возникновения и какова его специфика в данной конкретной ситуации16.

Информационно-аналитическая работа, особенно ее описательная стадия, является весьма трудоемкой по затратам времени. Причем чем больше отдельных позиций, представляющих интерес, выделено в запросе на аналитическую информацию и чем реже эти позиции изучались ранее, тем более значительный объем времени может потребоваться для полного и развернутого ответа на поставленные вопросы. Поэтому одной из главных проблем в практике аналитиков госслужбы является необходимость осмысленного, обоснованного и хорошо просчитанного

компромиссного выбора между желанием иметь по каждому интересующему вопросу исчерпывающую информацию и необходимостью получения указанной информации в довольно сжатые, нередко кратчайшие сроки.

Из сказанного следует ряд практических рекомендаций, касающихся организации аналитической работы:

1) полезно накапливать информацию по объектам, ставшим хотя бы однажды предметом аналитического исследования, создавать базы данных, а также по мере накопления информации проводить аналитические исследования, которые в дальнейшем подлежат периодическому уточнению по мере поступления новой информации. Интенсивность накопления данных и периодичность проведения аналитических исследований зависят от частоты запросов, посвященных конкретному объекту, актуальности данного объекта и относительной доступности связанной с ним информации;

2) вся стекающаяся к аналитикам информация должна подвергаться осмыслению и первичной аналитической обработке в режиме реального времени;

3) особое внимание при организации аналитической работы следует уделить оценке источников поступающих сведений и различных входящих данных — так называемой источниковой базе, целенаправленно формировать ее по каждой интересующей проблеме, расширяя диапазон и углубляя потенциал аналитических возможностей. Чем шире источниковая база, тем большей надежностью и обоснованностью обладают выводы, сделанные на основе взятой из нее информации;

4) независимо от качества исходных сведений и данных все они подлежат учету и использованию в аналитической работе. Надо иметь в виду, что ненужных или бесполезных сведений и данных в практике аналитической работы не бывает. Любая информация, даже если она неверно отражает и трактует то или иное событие, явление, тенденцию или процесс, может оказаться полезной.

В заключение перечислим принципы, необходимые, а в ряде ситуаций и вполне достаточные для оптимизации алгоритма аналитической деятельности в системе государственной службы по решению той или иной практической проблемы17.

Общие принципы

1. Выделение (актуализация и «изобретение») альтернатив решения проблемы, их оценка и выбор оптимальной. Последующая детальная разработка системы действий с их конкретными параметрами.

2. Планирование действий (комплексов действий) с одновременной оценкой их достаточности для достижения цели.

3. Создание условий, благоприятных для собственных действий и затрудняющих действия объекта, если он является противоборствующей стороной.

4. Пролонгация действий, снижающих сопротивляемость объекта и мер, снижающих эффективность его противодействия.

5. Если достаточность планируемых действий и условий представляется проблематичной, то резервирование запаса прочности действий — резервных, дополнительных шагов, мер и пр.

6. Планирование действий и условий с учетом рефлексии над «собой в собственных глазах» и над «собой в глазах объекта», особенно если это противоборствующая сторона.

7. Минимизация затрат и максимизация результатов (по возможности).

Частные принципы

По целям деятельности.

1. Четкое формулирование преследуемой цели в ее идеальном, максимальном выражении.

2. Формулирование реально достижимых, но приемлемых, допустимых целей.

3. По возможности более четкое определение промежуточных целей, обеспечивающих в своей совокупности достижение цели конечной.

4. Определение необходимой последовательности (и параллельности) достижения промежуточных целей.

По субъекту деятельности.

1. Определение адекватного проблеме субъекта действий (исполнителя) с точки зрения его пригодности — способности и компетентности.

2. Обеспечение его готовности к решению проблемы.

3. Обеспечение (самообеспечение) необходимого содействия субъекту по вертикали и горизонтали, в плане субординации и координации принимаемых решений.

По объекту деятельности и непосредственному предмету воздействия.

1. Определение объекта воздействия.

2. Определение промежуточных состояний объекта, в которые необходимо его ввести, чтобы добиться нужного результирующего состояния, соответствующего цели.

3. По предмету воздействия, его месту в общей структуре объекта и роли.

По методам воздействия.

1. По образу действий, соотносимому с операциями над самим объектом.

2. Расчленение объекта с последующим воздействием на его элементы в отдельности.

3. Расчленение объекта с целью последующего синтеза его элементов по-новому.

4. Информационное воздействие — различные сочетания и комбинации методов.

5. Социально-регулятивные формы воздействия.

6. По реагированию на сопротивление и возможное противодействие объекта.

7. По использованию дополнительных усиливающих эффект факторов.

8. По готовности сил и средств к решению данной проблемы. Обеспечение этой готовности.

9. По расстановке, распределению сил и средств в процессе решения проблемы.

По обеспечению регулирования процесса решения проблемы.

1. Определение исходных позиций, условий и момента начала действий.

2. Обеспечение способов своевременного задействования участвующих в решении проблемы сил и средств и регулирования их участия.

3. Обеспечение способов и форм контроля за ситуацией.

4. Обеспечение возможности своевременного внесения корректив в систему предусмотренных и реализуемых действий.

5. Определение способов и форм закрепления успеха.

6. Определение способов и форм сохранения собственных активов в случае неудачи, поражения. Отмечаемые принципы выражены в

достаточно общей форме и потому требуют адаптации к конкретному виду информационно-аналитической деятельности, характеру решаемой проблемы и интерпретации ее в соответствующих понятиях

N

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

и представлениях. Тем не менее с учетом фективной деятельности по решению той изложенного может быть построена об- или иной практической проблемы в сис-щая матрица, отражающая процесс эф- теме государственной службы.

Литература и примечания

1. Горшков А.С. Модернизация подготовки государственных и муниципальных служащих: ориентация на управление по результатам // Управленческое консультирование. 2006. № 3. С. 5—9.

2. Аналитическое обеспечение принятия управленческого решения: учебное пособие / под ред. д.ф.н., проф. А.И. Селиванова. М.: ИПК госслужбы, 2005. С. 10-14.

3. Петров В.К. К вопросу об информационно-аналитическом обеспечении государственной службы // Экономика и управление. Уфа, 1999. № 6. С. 19-29; Петров В.К. Аналитическая деятельность в сфере безопасности // Созидательная миссия культуры: сб. статей молодых ученых. М.: МГУКИ, 2002. Вып. 2. Ч. 2. С. 97—118; Петров А.В. Информационные технологии в органах государственной власти / Материалы распределенной конференции «Технологии информационного общества». РАГС. http://www.iis.ru/ events/19981130/petrov_a.ru.html.

4. Программный комплекс «Организационно-аналитическое обеспечение процессов управления». Электронный учебно-методический комплекс / под ред. д.ф.н. проф. А.И. Селиванова, к.ф.н. В.К. Петрова / ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий» Федерального агентства по образованию. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство № 9267 от 5 октября 2007 г.

5. Вопросам внедрения новой технологии информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений посвящены ежегодные всероссийские научно-практические конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ», проводимые ИНИОН РАН, отделением общественных наук РАН, РАГС при Президенте РФ, Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты РФ, Парламентской библиотекой Федерального собрания РФ, Академией экономической безопасности МВД России, Всероссийской государственной налоговой академией Министерства финансов РФ, Московским государственным университетом культуры и искусств, Институтом гражданского общества и местного самоуправления, Институтом законотворчества и нормативно-правовых разработок.

6. Петров В.К., Селиванов С.Г. Устойчивость государства: монография. М., Экономика, 2005. С. 491.

7. Курлов А.Б., Петров В.К. основы информационной аналитики: монография. М.: Юрист, 2009.

8. Курлов А.Б., Петров В.К. Теория социальной информации. Уфа: БашГУ, 2003. С. 126.

9. Петров В.К. К разработке структуры квалификационных требований по учебному курсу «Основы аналитической деятельности» / Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников. Ч. II // под ред. д.ф.н., проф. Селиванова А.И., д.п.н., проф. Слядневой Н.А., М.: ИПК госслужбы, 2004. С. 122-123.

10. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября

сЗ 2004 г. № 1244-р.

11. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 августа 2005 г. № 3855-ВС «Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах».

О 12. Иешкина И. Компетенции управленца, или Как построить взаимоотношения с сотрудниками. [Элект-О ронный ресурс]: http://www.hr-portal.ru/node/606.

13. Бундин Ю.И. Некоторые вопросы подготовки помощников (советников) руководителей государствен-JJ ных органов / / Информационно-аналитическое и кадровое обеспечение программно-целевого управ

О

СО

s н

ления: доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ИПК госслужбы. Т. 1 / под ред. к.т.н., проф. Курьянова И.И., к.п.н., проф. Лукьяновой Н.Ф., д.ф.н., проф. Селиванова. А.И. М.: ИПК госслужбы, 2007. С. 57-66.

0 14. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

ческой защиты: дисс. ... д.п.н. М., МГУ, 2000.

О 15. Конотопов П.Ю. Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика. http://

_ www.collegian.ru /110ll1l24110111124055051124049.html; Куликова Н.В. Информационно-психологи-

О ческая безопасность аналитической работы http://www.fnimb.org/index.htm.

16. Вишкельский А.С. Теория и практика информационно-аналитической работы в органах внутренних

VO дел Российской Федерации: дисс.... к.ю.н. СПб., 2000. С. 49.

>5 17. Указанные принципы приводятся с использованием положений, представленных в названной книге

Хилькевича А.П. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. М.: Наука, 1999.

о С. 181-191.

У S 2

0

1

о *

0

S S

2

ф d

л *

<

*

S

1

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.