Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая компетентность в контуре государственного управления: проблемные аспекты и пути совершенствования'

Информационно-аналитическая компетентность в контуре государственного управления: проблемные аспекты и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
558
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / АНАЛИТИК / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DIGITAL ECONOMY / NATIONAL SECURITY / PUBLIC ADMINISTRATION / ANALYSIS / INFORMATION AND ANALYTICAL WORK / ANALYST / INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE / CORE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мушта Александр Александрович, Растимешина Татьяна Владимировна

В контексте сложившейся в Республике Беларусь системы государственного управления рассмотрены некоторые проблемные аспекты обеспечения эффективности принимаемых решений и повышения уровня информационно-аналитической компетентности специалистов, обеспечивающих их подготовку и обоснование. Определена совокупность факторов, детерминирующих возрастание роли информационно-аналитической функции государственного управления на современном этапе. В их числе: цифровизация контура государственного управления, институционализация и концептуализация сферы национальной безопасности, трансформация информационно-аналитической функции в системообразующую функцию органов власти, безопасности и правопорядка и др. В рамках образовательного процесса и подготовки кадров раскрыто содержание таких понятий, как «специалист-аналитик», «информационно-аналитическая работа», «информационно-аналитическая компетентность». С учетом практического опыта авторов высказаны некоторые предложения, направленные на повышение качества информационно-аналитической деятельности и компетентности задействованных в ней специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мушта Александр Александрович, Растимешина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and Analytical Competence in the Public Administration Contour: Problematic Aspects and Ways of Improvement

In the context of the current system of public administration in the Republic of Belarus, the authors considered some problematic aspects of ensuring the effectiveness of decisions and improving the level of information and analytical competence of specialists providing their preparation and grounds for them. The authors did define a set of factors determining the increasing role of information and analytical functions of public administration at the present stage. Among them: digitization of the contour of public administration, institutionalization and conceptualization of the sphere of national security, transformation of information and analytical functions in the core function of security and law enforcement, etc. In the framework of the educational process and training the authors have disclosed the content of such concepts as “specialist analyst”, “information and analytical work”, and “information and analytical competence”. Taking into account their practical experience the authors have made some proposals aimed at improving the quality of information and analytical activities and the competence of the specialists involved in it.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая компетентность в контуре государственного управления: проблемные аспекты и пути совершенствования»

УДК 351.86

DOI: 10.24151/2409-1073-2019-2-147-154

Информационно-аналитическая компетентность

в контуре государственного управления: проблемные аспекты и пути совершенствования

А. А. Мушта1, Т. В. Растимешина2

1 Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь

2 Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

[email protected]

В контексте сложившейся в Республике Беларусь системы государственного управления рассмотрены некоторые проблемные аспекты обеспечения эффективности принимаемых решений и повышения уровня информационно-аналитической компетентности специалистов, обеспечивающих их подготовку и обоснование. Определена совокупность факторов, детерминирующих возрастание роли информационно-аналитической функции государственного управления на современном этапе. В их числе: цифровизация контура государственного управления, институцио-нализация и концептуализация сферы национальной безопасности, трансформация информационно-аналитической функции в системообразующую функцию органов власти, безопасности и правопорядка и др. В рамках образовательного процесса и подготовки кадров раскрыто содержание таких понятий, как «специалист-аналитик», «информационно-аналитическая работа», «информационно-аналитическая компетентность». С учетом практического опыта авторов высказаны некоторые предложения, направленные на повышение качества информационно-аналитической деятельности и компетентности задействованных в ней специалистов.

Ключевые слова: цифровая экономика; национальная безопасность; государственное управление; анализ; аналитик; информационно-аналитическая работа; информационно-аналитическая компетентность; ключевые компетенции.

Information and Analytical Competence in the Public Administration Contour: Problematic Aspects and Ways of Improvement

A. A. Mushta1, T. V. Rastimeshina2

1 Operational Analytical Center under the President of the Republic of Belarus 2National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

[email protected]

In the context of the current system of public administration in the Republic of Belarus, the authors considered some problematic aspects of ensuring the effectiveness of decisions and improving the level of information and analytical competence of specialists providing their preparation and grounds for them. The authors did define a set of factors determining the increasing role of information and analytical functions of public administration at the present stage. Among them: digitization of the contour of public administration, institutionalization and conceptualization of the sphere of national security, transformation of information and analytical functions in the core function of security and law enforcement, etc. In the framework of the

© Мушта А. А., Растимешина Т. В.

educational process and training the authors have disclosed the content of such concepts as "specialist analyst", "information and analytical work", and "information and analytical competence". Taking into account their practical experience the authors have made some proposals aimed at improving the quality of information and analytical activities and the competence of the specialists involved in it.

Keywords: digital economy; national security; public administration; analysis; information and analytical work; analyst; information and analytical competence; core competencies.

Как ведущий субъект политики, проектировщик и продуцент управленческих решений, государство являет собой политико-административную структуру, функционирующую за счет взаимодействия сравнительно широкого спектра участвующих в этом процессе акторов. И хотя принятие государственных решений, как считает А. И. Соловьев, «было и остается исключительно привлекательным объектом изучения, сохраняющим, несмотря на все старания ученых, свою таинственность» [1, с. 127], в данной статье речь пойдет о весьма прозаических проблемах. По понятным причинам они рассматриваются с учетом специфики информационно-аналитического обеспечения процесса выработки решений в контуре госуправления, характерной для Республики Беларусь. При этом содержащиеся в публикации оценки и выводы отражают личную точку зрения авторов, основаны на открытых источниках информации и никаким образом не связаны с местом их работы.

В публичных заявлениях руководства Республики Беларусь, а также в основных концептуальных документах и государственных программах ее развития отмечается, что современный мир стремительно меняется и что негативные тенденции этих перемен, несущие в себе риски и вызовы устойчивому развитию и национальной безопасности страны, требуют особого внимания и адекватного реагирования.

На этом фоне для сложившейся в Беларуси системы госуправления являются актуальными задачи обеспечения эффективности принимаемых решений и повышения уровня информационно-аналитической компетентности обеспечивающих их обоснование аналитиков. Об этом, в частности, свидетельствует ряд факторов проблемного порядка.

Прежде всего, задачи цифровизации экономики Беларуси и построения 1Т-страны, объявленные приоритетом в работе правительственных органов и должностных лиц, предъявляют более высокие, чем прежде, требования к эффективности госуправления. Разрабатываемые в условиях цифрового общества стратегические и оперативные решения должны обеспечиваться рекомендациями высококачественной и ответственной аналитики, в основе которой — развитая методология и высокая культура мышления ее специалистов. Между тем, как показывает практика, некоторые из вносимых проектов правовых актов, госпрограмм и масштабных управленческих решений, затрагивающих интересы граждан, общества и государства, не всегда базируются на продуманном научно-экспертном обосновании, вследствие чего они не вполне соответствуют реалиям и потребностям сложившейся обстановки. Показательный пример — неоднозначный социальный резонанс, вызванный отдельными положениями Декрета Президента РБ № 3 от 2 апреля 2015 г. «О предупреждении социального иждивенчества», более известного как «декрет о тунеядстве».

Далее, сложившаяся в Беларуси разветвленная система государственных научно-исследовательских институтов, иных информационно-аналитических и экспертных органов (по данным Белстата, научными исследованиями и разработками в стране в 2018 г. занимались 27,4 тыс. работников в 455 организациях) [2, с. 9], наряду с несомненными достоинствами, имеет фрагментированный и неоднородный характер, характеризуется узкопрофессиональной специализацией, ведомственной раздробленностью и в определенной степени уязвима для бюрократизма. В итоге

экспертный потенциал научных организаций недостаточно задействован в решении назревших и долгосрочных проблем страны, выстраивании обоснованной и отвечающей современным требованиям стратегии государственного управления [3].

Не отрицают этого и представители научного сообщества и его экспертного сегмента. Так, несмотря на ряд прорывных социологических проектов (методология социологической оценки повышения эффективности государственного управления в контексте сценариев устойчивого социального развития страны; прогностическое исследование «Беларусь-2030»; создание республиканского кластера изучения социально-политической ситуации в стране и др.), представители Института социологии НАН Беларуси вынуждены, например, констатировать следующее: «Сегодня вопросы безопасного развития мира и безопасного существования в нем человека осознанно или неосознанно выходят на первое место. <...> А вот теоретических и прикладных социологических исследований безопасности явно не хватает. Они не приобрели важной самостоятельной научной траектории и находятся в тени.» [4, с. 8—9]. Именно поэтому важным шагом в плане укрепления институциональных оснований сложившейся в стране системы информационно-аналитической деятельности следует считать создание в феврале 2019 г. Белорусского института стратегических исследований.

Кроме того, остается мало востребованным аналитический потенциал негосударственного сектора экспертного сообщества Беларуси, притом что в нем, согласно Международному индексу исследовательских центров (2016 Global Go To Think Tank Index), функционирует 21 «фабрика мысли». О некоторых причинах этого будет сказано ниже. Здесь же отметим, что некоторые российские исследователи указывают на сходные симптомы. Так, по словам Е. Казаковой (г. Смоленск), «пока не удается включить в процессы реформирования общественные силы, негосударственную часть социума и его политической системы.

В принимаемых решениях доминирует административный ресурс, готовятся они в закрытом от общества режиме. <...> Эффективно функционирующие экспертные сообщества есть, но власть и общество их как бы не видят» [5, с. 11, 14].

Наконец, резервы и «точки роста» имеются и у информационно-аналитических структур органов безопасности и правопорядка, образующих систему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь (далее СОНБ).

Существующие риски и угрозы требуют «постоянно держать руку на пульсе жизни страны, представлять абсолютно объективный анализ и прогноз развития обстановки, оперативно выявлять проблемы, угрожающие национальной безопасности, экономической и социальной стабильности, и вносить конкретные предложения по их решению» [6]. С учетом этого в субъектах СОНБ спланирован и реализуется комплекс мер, отражающих возрастающую роль информационной аналитики (информационно-аналитического обеспечения) как функции государственного органа. Свое воплощение она получает как минимум в двух измерениях — внутреннем и внешнем.

Внутренний аспект обусловлен статусом самой функции информационно-аналитического обеспечения и реализующего ее соответствующего структурного подразделения (службы) субъекта СОНБ. Эта структура, как правило, организационно входит в контур управления конкретного органа безопасности и правопорядка, обеспечивая своей деятельностью эффективное решение задач по предназначению. Как показывает практика, ни одна из базовых целей и компетенций субъекта СОНБ не может быть с должной степенью надежности реализована вне информационной аналитики. Указанное позволяет считать информационно-аналитическую деятельность системообразующей функцией субъекта СОНБ.

Во внешнем плане речь идет о концентрации аналитического ресурса конкретного субъекта СОНБ на удовлетворении информационных потребностей и запросов

руководства страны, связанных с процессом выработки и принятия решений по актуальным проблемам сферы обороны и безопасности.

При этом следует указать, что СОНБ является позитивным примером перманентной концептуализации функции информационной аналитики. В последние годы данная функция получила свое нормативное закрепление в ряде документов: Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2010), Военной доктрине (2016), Концепции обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018—2022 гг. (2018), Концепции информационной безопасности (2019). Вместе с тем, по ряду экспертных оценок, выходные аналитические материалы, подготавливаемые в субъектах СОНБ в отношении складывающейся в Беларуси социально-экономической ситуации, положения дел в стратегических отраслях экономики, по линии борьбы с коррупцией и противодействия внешним угрозам, не всегда отвечают уровню возросших требований к качеству информации, глубине обобщающих выводов и востребованности содержащихся в них предложений.

Представляется, что в основе отмеченных выше узких мест лежит сложный комплекс причин. В формате данной статьи представляется возможным отметить лишь некоторые из них.

1. Проблемы ресурсного обеспечения информационно-аналитической работы (техническое, технологическое, программное, финансовое, научно-методическое, нормативно-правовое и собственно организационное обеспечение).

2. Острый дефицит аналитических кадров. Цифровизация контура государственного управления (в которой «электронное правительство» — необходимое, но недостаточное условие), институционализация и концептуализация сферы национальной безопасности, трансформация информационно-аналитической функции в системообразующую функцию органов безопасности и правопорядка — все эти факторы,

каждый в отдельности и в своей совокупности, выводят на ряд чрезвычайно актуальных вопросов — кто и с какой степенью профессиональной компетентности реализует намеченные цели и задачи? Достаточно ли в Беларуси сегодня, а также на среднесрочную и отдаленную перспективу грамотных управленцев и квалифицированных аналитиков, обладающих необходимыми компетенциями? Очевидно, что традиционное образование не успевает за скоростью технологического развития: так, трудно представить, чтобы к сегодняшнему дню у значительной части выпускников даже специализированных вузов обнаружилось полноценное высшее образование, например, в искусственном интеллекте или блок-чейне.

Актуальный характер носит указанная проблема и для Российской Федерации. Так, для реализации принятой в 2017 г. Правительством Российской Федерации программы по развитию цифровой экономики, рассчитанной до 2024 г., только для цифро-визации контура госуправления, по некоторым данным, потребуется порядка 1 млн специалистов [7]. Всего же, согласно выводам исследования «Россия-2025: от кадров к талантам», дефицит специалистов по творческой и аналитической работе в Российской Федерации к 2025 г. может достигнуть 10 млн чел. [8].

Сегодня учреждения образования, осуществляющие подготовку специалистов в интересах госуправления, стоят перед необходимостью решения комплекса задач: открытие новых специальностей и подготовка по ним соответствующих специалистов; придание образовательному процессу мобильности и большей практико-ориен-тированности; дальнейшее развитие электронной информационной образовательной среды (в том числе перевод слушателей на обучение по электронным учебникам и пособиям); совершенствование содержания подготовки обучающихся, актуализация государственных образовательных стандартов; повышение уровня профессиональных компетенций преподавательского состава.

3. Фрагментарность и разобщенность экспертно-аналитического пространства, о которых упоминалось выше, также не способствуют установлению оптимальных коммуникативных связей между участниками дискурса, препятствуют организации диалога, ведут к недостаточной рефлексии общественно значимых вопросов.

4. Проблемы профессиональной компетентности и информационно-аналитической культуры практикующих аналитиков. Особенно они заметны в негосударственном сегменте аналитического сообщества. «Всеядность» подвизающихся здесь отдельных «персонажей» размывает границы между научной экспертизой, политической аналитикой, пропагандой и пиаром. Распространен феномен «диванной аналитики», характеризующейся не только высокой степенью самоорганизации и чрезвычайной активностью, но и явно недостаточным уровнем компетентности, деформированными представлениями об аналитической культуре. В данном случае имеются в виду: попытки убеждения оппонента не логическими доводами и фактами, а через повторение бездоказательных утверждений; необоснованные обобщения и экстраполяции; стремление к опровержению статистических данных единичными примерами; избирательное применение данных и логических рассуждений; непонимание неравной ценности различных источников информации; неспособность к логическим рассуждениям как таковым.

Не случайно, что попытки привлечения «внешних» экспертов для работы в аналитических структурах органов госуправления, как показывает опыт, нередко наталкиваются на их политическую ангажированность, конъюнктурность и слабое осознание ответственности за собственные позиции в публичном политическом дискурсе.

5. Сдерживающим фактором является состояние научной проработки проблем теории и практики информационно-аналитической деятельности. Это трудно объяснить, но на сегодняшний день все еще не существует единых, закрепленных в каком-либо

национальном нормативно-правовом документе дефиниций понятий «информационно-аналитическая деятельность» (ИАД) и «информационно-аналитическая работа» (ИАР). В свою очередь это определенным образом сказывается и на понятии «информационно-аналитическая компетентность» (ИАК), сущность и содержание которого в специализированной литературе различные авторы раскрывают применительно к конкретной области деятельности специалистов (финансовый анализ, бизнес-разведка и т. п.).

Так, в контексте учебно-образовательного процесса и подготовки кадров указания на некоторые дефиниции содержатся в «Образовательном стандарте Республики Беларусь ОСРБ 1-26 01 81-2015 Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование. Специальность: 1-26 01 81 Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления». Он разработан специалистами Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь. В нем, в частности, указывается, что аналитиком является специалист, квалификация которого позволяет заниматься «аналитическими исследованиями и обобщениями в определенной сфере деятельности, который в совершенстве владеет методами анализа, способен прогнозировать процессы и разрабатывать перспективные программы развития» [9, п. 3.1].

В свою очередь, ИАР в системе субъектов (органов, сил) СОНБ определена как наименование специальности, предметной областью которой является комплексный анализ сфер и объектов деятельности конкретного субъекта (органа) данной системы (выявление важнейших тенденций и закономерностей их развития), направленный на поддержку управленческих решений и оценку возможных последствий их реализации.

В таком ключе понятие ИАК рассматривается как интегральное образование и трактуется как составная часть общей

профессиональной компетентности специалиста, его способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в процессе аналити-ко-синтетической обработки и переработки информации различных форм и видов с целью получить качественно новое знание для оперативного обеспечения процесса принятия управленческих решений [10].

Как правило, к числу базовых информационно-аналитических компетенций традиционно относят: логическое, системное и структурированное мышление; коммуникационные навыки и навыки работы в «команде»; аналитическое «чутье» и интуицию; эффективность пополнения и развития личной системы знаний.

Вместе с тем, волатильный, неопределенный, сложный и противоречивый мир обусловливает необходимость существенной корректировки модели компетенций сотрудников информационно-аналитических служб контура госуправления. В связи с этим необходимо указать, что практикой сегодняшней повседневной деятельности особенно востребованы такие социально-личностные компетенции аналитика, как:

— «вычислительное мышление» — способность переводить множество информации в абстрактные категории, связанные причинно-следственными связями;

— «новая грамотность в медиапростран-стве» — способность критично оценивать и исследовать контент медиапространства, осваивать новое и отсеивать несущественное;

— «междисциплинарность» — способность осваивать и понимать концепты из смежных областей;

— «управление умственной нагрузкой» — способность достигать целей, оставляя сохранным и работоспособным свой мозг, в условиях существенного увеличения объема информации и возрастания требований к скорости ее обработки.

В заключение выскажем несколько предложений, основанных на авторском опыте практической работы, участия

в различных научных конференциях и общения с многими практикующими аналитиками. В частности, авторам часто приходилось писать об отсутствии в Республике Беларусь и в России нормативно-правовых документов, позволяющих перевести в практическую плоскость решение таких давно назревших проблем, как разработка стандартов аналитической работы; формирование единого информационно-аналитического пространства (включая специальные базы данных, каталоги, издание «Аналитического журнала», иные информационные ресурсы); формирование и регулярное обновление «матриц приоритетов» информационно-аналитической деятельности и др. Кроме того, как представляется авторам, пришло время на государственном уровне проанализировать состояние информационно-аналитической и экспертной деятельности в стране, ее инфраструктуру, тематику научно-исследовательских работ, механизм их финансирования, порядок подготовки кадров и повышения их квалификации, чтобы внести предложения по ее системному совершенствованию. В целях институционализа-ции научно-экспертного сопровождения госуправления можно было бы рассмотреть вопрос о целесообразности разработки законопроекта «О научно-экспертном сопровождении государственного управления».

Еще в 2004 г. Ю. Курносов и П. Коното-пов, авторы основательной и ставшей в то время прорывной в данной отрасли знаний монографии «Аналитика», писали, что информационно-аналитическая работа «является ядром и сущностью современных интеллектуальных технологий, которые в свою очередь позволяют с опережением отражать действительность, разрабатывать новые стратегии развития всех сфер жизнедеятельности общества, создавать идеи прорывов на решающих участках, структуры и организации, позволяющие их реализовать на практике» [11, с. 38]. С тех пор прошло около 15 лет и, как видим, не имеется каких-либо оснований пересматривать этот вывод.

Литература

1. Соловьев А. И. Государственные решения: концептуальный простор и тупики теоретизации // Полис. 2015. № 3. С. 127—146. https://doi.org/10.17976/ jpps/2015.03.08

2. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2018 году: Статистический бюллетень. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. 116 с.

3. Лукашенко А. Г. Развитие науки в Беларуси должно определяться единством экономики, интеллекта и государственности // БЕЛТА — Новости Беларуси: [Электронный ресурс]. 01.04.2014. URL: http:// www.belta.by/president/view/razvitie-nauki-v-belarusi-dolzhno- opredeljatsj a-edinstvom- ekonomiki-intellekta-i-gosudarstvennosti-40921-2014 (дата обращения: 12.06.2019).

4. Котляров И. В. Социология перед новыми рисками и вызовами // Социологический альманах. 2016. № 7. С. 6—11.

5. Казакова Е. В. Роль экспертных сообществ России в политической модернизации // Власть. 2011. № 3. С. 11—14.

6. Лукашенко ждет от ОАЦ более глубокой информации по вопросам борьбы с коррупцией и ситуации в экономике // БЕЛТА — Новости Беларуси: [Электронный ресурс]. 07.06.2013. URL: https://www. belta.by/president/view/lukashenko-zhdet-ot-oats-bolee-glubokoj-informatsii-po-voprosam-borby-s-korruptsiej-i-situatsii-v-ekonom-18045-2013 (дата обращения: 12.06.2019).

7. «Построить песочницу с бронированным зонтиком»: Дмитрий Песков — о развитии цифровой экономики // Коммерсантъ: [Электронный ресурс] / АО «Коммерсантъ». 23.07.2018. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3694228 (дата обращения:

29.07.2018).

8. Гусенко М. Творческий путь в кассу: Какие навыки помогут не остаться без работы // Российская газета: Федеральный вып. 2017. № 7411: 30 октября. С. 5.

9. Образовательный стандарт Республики Беларусь ОСРБ 1-26 01 81-2015 «Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование. Специальность: 1-26 01 81 Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления» // Белорусский Правовой Портал: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravoby.info/bel/02/747.htm (дата обращения:

13.06.2019).

10. Сулейманова Е. А. Этапы формирования информационно-аналитических компетенций студентов вузов // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 151—157.

11. Курносов Ю. В., Конотопов П. Ю. Аналитика: Методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.: РУСАКИ, 2004. 512 с.: ил.

Поступила 26.05.2019

Мушта Александр Александрович — кандидат философских наук, доцент, главный специалист Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Кирова, 49), [email protected]

Растимешина Татьяна Владимировна — доктор политических наук, доцент, профессор кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]

References

1. Solov'ev A. I. (Solovyov A. I.) Gosudarstven-nye resheniya: kontseptual'nyi prostor i tupiki teoretizatsii (Government Decisions: The Conceptual Space and Dead Ends of Theorization), Polis, 2015, No. 3, pp. 127—146, https://doi.org/10.17976/jpps/2015.03.08

2. O nauchnoi i innovatsionnoi deyatel'nosti v Re-spublike Belarus' v 2018 godu, Statisticheskii byulleten' (About Scientific and Innovative Activity in the Republic of Belarus in 2018, Statistical Bulletin), Minsk, Natsional'nyi statisticheskii komitet Respubliki Belarus', 2019, 116 p.

3. Lukashenko A. G. "Razvitie nauki v Belarusi dolzhno opredelyat'sya edinstvom ekonomiki, intellek-ta i gosudarstvennosti" (Science Development in Belarus Must Be Determined by Unity of Economics, Intellect and Statehood). BELTA - Novosti Belarusi. N. p., 01.04.2014. Web. 12 June 2019. <http://www.belta.by/president/ view/razvitie-nauki-v-belarusi-dolzhno-opredeljats-ja-edinstvom-ekonomiki-intellekta-i-gosudarstvennos-ti-40921-2014>.

4. Kotlyarov I. V. (Kotliarov I. V.) Sotsiologiya pe-red novymi riskami i vyzovami (Sociology Facing New Risks and Challenges), Sotsiologicheskii al'manakh, 2016, No. 7, pp. 6—11.

5. Kazakova E. V. Rol' ekspertnykh soobshchestv Rossii v politicheskoi modernizatsii (Role of Expert Communities of Russia in Political Modernization), Vlast', 2011, No. 3, pp. 11—14.

6. "Lukashenko zhdet ot OATs bolee glubokoi infor-matsii po voprosam bor'by s korruptsiei i situatsii v ekono-mike" (Lukashenko Expects of OAC Wider Information about Fight against Corruption and Situation in Economy). BELTA - Novosti Belarusi. N. p., 07.06.2013. Web. 12 June 2019. <https://www.belta.by/president/view/lukashenko-zhdet-ot-oats-bolee-glubokoj-informatsii-po-voprosam-borby-s-korruptsiej-i-situatsii-v-ekonom-18045-2013>.

7. " 'Postroit' pesochnitsu s bronirovannym zon-tikom': Dmitrii Peskov — o razvitii tsifrovoi ekonomiki" ("To Build a Sandbox with Sheathed Umbrella": Dmitri Peskov about Developing Digital Economy). Kommer-sant". AO "Kommersant" ", 23.07.2018. Web. 29 July 2018. <https://www.kommersant.ru/doc/3694228>.

8. Gusenko M. "Tvorcheskii put' v kassu: Kakie navyki pomogut ne ostat'sya bez raboty" (Creative Way to Pay-Office: What Skills Will Help Not to Lose Work). Rossiiskaya gazeta, Federal'nyi vyp., 2017, No. 7411, 30 Oct., p. 5.

9. "Obrazovatel'nyi standart Respubliki Belarus' OSRB 1-26 01 81-2015 'Perepodgotovka rukovodyashchikh rabotnikov i spetsialistov, imeyushchikh vysshee obrazo-vanie. Spetsial'nost': 1-26 01 81 Informatsionno-analitiche-skaya rabota v sisteme organov gosudarstvennogo uprav-leniya' " (Educational Standard of the Republic of Belarus OSRB 1-26 01 81-2015 "Retraining of Executives and Specialists Having Higher Education. Speciality: 1-26 01 81 Information and Analytical Work in the System of Public Administration"). BelorusskiiPravovoiPortal. N. p., n. d. Web. 13 June 2019. <http://www.pravoby.info/bel/02/747.htm>.

10. Suleimanova E. A. (Suleymanova E. A.) Etapy formirovaniya informatsionno-analiticheskikh kompetentsii studentov vuzov (Stages of Formation of Informational and Analytical Competencies of University Student), Kazanskii pedagogicheskiizhurnal, 2014, No. 2 (103), pp. 151—157.

11. Kurnosov Yu. V., Konotopov P. Yu. Analitika: Metodologiya, tekhnologiya i organizatsiya informa-tsionno-analiticheskoi raboty (Analytics: Methodology,

Technology and Organization of Information and Analytical Work). M., RUSAKI, 2004, 512 p., il.

Submitted 26.05.2019

Mushta Aleksandr A., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Chief Specialist of Operational Analytical Center under the President of the Republic of Belarus (49, Kirova str., Minsk, 220030, Republic of Belarus), [email protected]

Rastimeshina Tatiana V., Doctor of Political Sciences, Associate Professor, professor of Philosophy, Sociology and Politology Department, National Research University of Electronic Technology (1, Shokin sq., Zelenograd, Moscow, 124498, Russia), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.