Научная статья на тему 'Формирование информационно-аналитической системы обеспечения социального развития региона'

Формирование информационно-аналитической системы обеспечения социального развития региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИТИКА / ПОЛИТИКА / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATION / ANALYSIS / POLICY / QUALITY / EFFICIENCY / TECHNOLOGY / VIRTUAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фиглин Лев Аронович

Рассматривается социальная направленность деятельности управленческих структур региона. Обосновывается необходимость создания единой федерально-региональной информационно-аналитической системы обеспечения социального развития. Предложен минимальный состав её баз и банков данных. Основной упор делается на качество и эффективность информационно-аналитических служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF THE INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM TO ENSURE SOCIAL DEVELOPMENT OF REGIONS

The author considers social orientation of the managerial structures of the region. The necessity of creating a single federal-regional information-analytical system of social development is declared. A minimum set of its data banks is proposed. The emphasis is on the quality and effectiveness of information and analytical services.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-аналитической системы обеспечения социального развития региона»

УДК 658.5:316

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© Фиглин Лев Аронович

кандидат экономических наук, доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И figlev@yandex.ru

Рассматривается социальная направленность деятельности управленческих структур региона. Обосновывается необходимость создания единой федерально-региональной информационно-аналитической системы обеспечения социального развития. Предложен минимальный состав её баз и банков данных. Основной упор делается на качество и эффективность информационно-аналитических служб.

Ключевые слова: информация, аналитика, политика, качество, эффективность, технология, виртуальность, управление.

Переход от государственного управления к социальному означает всемерное усиление социальной ориентации деятельности управленческих структур. Однако в социальном управлении регионами и государством пока всё идёт по-старому. При этом чисто «человеческая» технология принятия решений в настоящее время, в её наиболее распространённом варианте, осталась на уровне XVIII в. Так, введённая ещё Петром I система делопроизводства в своей основе сохраняется до сих пор. Как и 200 лет назад, технология принятия решений базируется на переработке информации, поступающей руководителю главным образом в виде письменного и устного слова. Техническая оснащённость процессов переработки управленческой информации остаётся на низком уровне. Если и применяются компьютеры, то как обычная оргтехника, а не как элементы системы управления или выработки управленческих решений. При подготовке решений не хватает фактического аналитического материала, возникают трудности с получением информации от специалистов. Часто невозможно, особенно в условиях проведения глобальной экономической реформы, в сжатые сроки подготавливать необходимые обоснования решений. В этой связи возникает объективная

потребность создания единой федерально-региональной информационно-аналитической системы обеспечения социального развития.

Сегодня имеет место противоречие между сложностью проблем и неразвитостью имеющихся в распоряжении руководителя методов и средств, а значит возможности внести свой творческий вклад в решение проблем, появляется тенденция к подмене управления администрированием, возрастает неблагоприятное влияние субъективного фактора [4]. С этим тезисом можно соглашаться или не соглашаться, но бесспорно одно: уровень профессиональной культуры аппаратных работников по подготовке управленческих решений оставляет желать лучшего.

По данным социологических исследований, проведённых среди руководителей и специалистов аппарата администрации Ростовской области, 91,9% респондентов беспрекословно исполняют распоряжения руководства. Процесс принятия решений носит централизованный характер, нет гибкости, необходимой для реагирования на сигналы социальной среды. Лишь 41,4% опрошенных отмечают, что обсуждения в аппарате носят открытый характер. Они ограничиваются, как правило, бесспорными вопросами. Невелика доля работников, участвующих

в процессе принятия решения. Только 56,7% респондентов признают, что руководители поддерживают участие сотрудников в данном процессе. Всего лишь 14,3% полностью и 41,3% частично согласны с тем, что руководители и сотрудники владеют информацией о состоянии дел. Не случайно, только 60,4% опрошенных отмечают, что все решения принимаются вовремя [2, с. 59].

Как представляется, одна из центральных проблем, вставших перед нашим обществом сегодня, - это проблема культурного лага. Известно, что культурные системы и государственные институты реагируют с определённым отставанием на новые социальные явления и технические нововведения. Возникновение культурного лага находит своё объяснение в представлении, согласно которому технические нововведения продолжают служить старым целям индустриальной трансформации, тогда как складывающаяся глобальная ситуация требует новой парадигмы бытия человека, изменения его ценностных ориентиров. Эта парадигма, на наш взгляд, скорее всего, связана с необходимостью учёта при её создании и внедрении следующих качественных факторов:

- принципиальная информационная открытость технологий подготовки и принятия управленческих решений;

- требование поддержки информационными технологиями процессов постановки управленческих задач;

- большая формальная неопределённость целей и субъективность критериев оценки принимаемых решений;

- наличие в информационно-аналитических технологиях явных элементов интуитивного характера;

- существенное влияние девиационных процессов на подготовку и принятие управленческих решений.

Вместе с тем мы всё более отчётливо осознаём, что наряду с общими причинами возникновения культурного лага, существуют и национально обусловленные, различные конкретные его проявления. И здесь необходимо выделить качество сфер информационно-аналитического обеспечения органов управления государственной власти, где разрыв между новыми требованиями жизни и инерцией сложившихся стереотипов особенно опасен. Опрос экспертов - слушателей Российской академии управления показал, что данная проблема - одно из наиболее слабых звеньев управленческих структур. Более 4/5 опрошенных оценили уровень научно-аналитического обеспечения деятельности региональных органов власти и управления как «ниже среднего» и «низкий» [7].

Изменение социально-экономической ситуации в стране, каждом её регионе, усиливающаяся дифференциация общества затрагивают социальные и гуманитарные аспекты жизни общества, выдвигая на первый план вопросы социальной защиты населения [6]. Отслеживание и регулирование происходящих процессов требует:

- массового использования информационных технологий, обеспечивающих не только социальный, экономический и экологический мониторинг, но и включение информационных ресурсов страны и её регионов в работу по созданию новых производств, рабочих мест, видов услуг, центров обучения и профориентации, медицинских центров, методов лечения болезней, центров отдыха и т. п.;

- методологического обеспечения труда специалистов-экспертов по оценке происходящих процессов, подготовке адекватных аналитических материалов и проектов управленческих решений.

В этих условиях важно оперативное информационно-аналитическое обслуживание органов государственной власти и управления в центре и регионах. Например, в результате социологических исследований в Башкортостане выявлено, что на различных уровнях социального управления мера реализации функций информационного обеспечения на республиканском уровне - 79,3%, в городском - 78,6%, в районном - 82,1%; аналитического обеспечения - соответственно 68,5%, 52,2%, 33,3%; разработки управленческих документов - 54,5%, 78,6%, 64,4%. В процессе социологического исследования определены существенные недостатки в снабжении информацией социального управления. Из числа опрошенных экспертов 34,8% ответили, что информация, поступающая для принятия решений, не стандартизована, 36% считают, что она не формализована, 62,5% отметили, что она не охватывает всех необходимых вопросов социального управления и социальных проблем [5, с. 13-14].

В наших управленческих, государственных структурах традиционно доминировали и нередко сохраняются типы информационного обеспечения: 1) догматический; 2) закрытый; 3) прагматический.

Догматический тип информационного обеспечения складывается под воздействием господствующего идеологического менталитета. Безоговорочная вера в истинность идеологических позиций создаёт стержневую установку сознания, определяющую односторонний отбор фактов. В этом заключена постоянная возможность фатальных ошибок.

В условиях распространения идеологизированной информации неизбежно возникает необходимость в закрытом типе информационного обеспечения, который выполняет помимо собственно информационной задачи также функцию компенсации одностороннего идеологического видения действительности. В итоге в обществе складывается внутренне противоречивая система: открытая информация соответствует идеологическим установкам; закрытая - сообщает о неортодоксальных идеях и фактах. Такая дуалистическая система размывает почву целостного осмысления социальных процессов. Сегодня мы имеем дело с позитивным процессом всё более широкого утверждения прагматического типа информационного обеспечения. Он отражает потребности в специализированной информации различных государственных органов, ведомств, предприятий, частных фирм, институтов. С прагматическим типом тесно связано создание информационных сетей автоматизированного информационного обслуживания и принятия решений на основе систем искусственного интеллекта. Прагматическая информация носит объективный, неперсональный характер. Однако при решении проблем стратегического характера она тоже может быть подчинена односторонним политическим интересам.

Специфика современной ситуации состоит в том, что от жёстко централизованной структуры власти осуществлён переход к разделению власти [1, с. 15-19]. В связи с этим возникает необходимость создания юридических основ экспертного обеспечения, что особенно проявляется в инновационной и инвестиционной политике как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Однако для того, чтобы разделение властей защищало от злоупотребления властью, нужен относительный баланс в обладании информацией и специальными знаниями. Нам представляется, что адекватный информационный баланс социального управления может быть обеспечен лишь при наличии научно-аналитического типа информационной службы.

Научно-аналитическое информационное обеспечение безусловно должно быть составной частью законодательного процесса и выполнять функции: информирование о назревшей проблеме и правильная её постановка; выявление реальных возможностей, альтернатив её решения; определение оптимальных путей превращения возможности в действительность. Научно-аналитическая информационная служба, с точки зрения присущей только ей функции, есть организационно-аналитический центр, способствующий формированию любого вида знания, необходимого для принятия закона

или правильного государственного решения. Она оперирует со знанием особым образом: одна из принципиальных её задач состоит в том, чтобы информировать, какую цену придётся заплатить обществу за то или иное принятое на государственном уровне решение. Научно-аналитическая информация важна ещё тем, что она не только нейтрализует экстремистские проявления в думе, но и создаёт преграду популизму. В законодательном аспекте индивид, личность с её гарантированным Конституцией правом на информацию «выпадает» при разговоре о необходимости предоставления информации органам государственного управления. И это весьма симптоматично. У большинства людей, вовлечённых в процессы государственного управления, осталась прежняя психологическая установка - потребности государства выше интересов конкретной личности.

При формировании государственной информационной политики такой подход представляется ошибочным. Патернализм государства, которое «за всё в ответе», на деле, как всем хорошо известно, превращается во власть чиновника, который обладает информацией. Государственная политика в области доступности информации должна быть направлена не на органы государства как главный объект, а на конкретных людей. Право на доступ к информации необходимо толковать в широком смысле - это право человека, частным случаем которого является право на доступ к информации органов госуправления. В идеале последние должны запрашивать информацию на равных основаниях с гражданами, базируясь на положениях закона о праве на доступ к информации. Так, например, обстоит дело в Канаде, где члены парламента и правительства используют соответствующий закон о доступе к информации для получения необходимых им сведений, а не создают дополнительный закон об их отдельном информировании [8, р. 314].

Существует и другой аспект этой проблемы. Государство безлично только в плохих учебниках. В жизни оно предстаёт в виде конкретных органов исполнительной власти и чиновников, которые эту власть осуществляют. Численность государственного аппарата хоть и велика, но всё же составляет лишь небольшую долю в общей численности населения. Следовательно, в обществе гарантированный доступ к информации имеет лишь небольшая в процентном отношении часть. А имеющиеся законодательные инициативы направлены, прежде всего, на удовлетворение информационных потребностей именно этой части общества. Ссылка на то, что их первоочередное и приоритетное информационное обеспечение необходимо для того,

чтобы управлять страной, теряет свою силу по мере возрастания независимости личности от государства, формирования гражданского общества, в котором государство становится одним из важных, но не единственным субъектом отношений.

Нам представляется целесообразным закрепить нормативно способы и формы использования информационных технологий (ИТ) в процессах государственного управления. В России такие документы не разработаны. Контроль за эффективностью использования дорогостоящей компьютерной и телекоммуникационной техники практически ничем не предусмотрен. Вместе с тем умелое и продуманное использование как новейших, так и относительно устарелых, но действующих и более дешёвых ИТ должно приводить к снижению документооборота в бумажном виде, уменьшению структурных уровней госаппарата, появлению новых функций работы с гражданами и т. п.

Информация - товар особый. Можно продать право пользования информацией, но совершенно очевидно, что информацию как таковую, особенно в электронном виде, продать невозможно, так как она остаётся, как правило, в том же виде у прежнего владельца. Продаётся и стоит только качество информации.

Очевидно, что качество и эффективность информационно-аналитических служб зависит в первую очередь от социальных причин - непосредственного взаимодействия с потребителями аналитических материалов, «настройки» на их информационные потребности, специфической «технологии» обсуждения и принятия решений.

Априорно сформулировать требования к информации довольно сложно. Их чаще всего не осознают и сами «заказчики», поэтому определение специфических информационных интересов конкретного круга потребителей представляет собой одну из самых сложных задач всякой информационной службы. От её решения во многом зависит степень эффективности и качества аналитической деятельности. Однако полноценно решить эту проблему мешает, как правило, отсутствие времени на обстоятельное предварительное изучение информационных интересов потребителей.

Конфиденциальный характер принимаемых решений и, зачастую, самих источников информации также усложняет проведение необходимых предпроектных исследований. Уточнение информационных потребностей может происходить лишь в ходе самой работы, но и в этом процессе оно будет затруднено сложившимися традициями, в частности, коммуникационными барьерами. В наших органах управления нет традиции интенсивных нефор-

мальных вертикальных коммуникаций между сотрудниками разного иерархического уровня. Ответственные руководители редко обсуждают проблемы с сотрудниками, занимающими более низкое положение в служебной иерархии. В этом плане, можно сформулировать рекомендацию. Жизненно важным условием эффективности системы является обратная связь: потребители должны регулярно сообщать составителям сводок и докладов, что в присланной информации оказалось более или менее полезным, а что - совсем бесполезным. Только таким образом можно повысить точность и полезность представляемой информации.

В идеале эти составители должны постоянно и непосредственно общаться с обслуживаемыми руководителями, участвуя в обсуждении проблем и принятии решений так, чтобы получать соответствующие сведения непосредственно и неформально, в ходе самой работы, используя в обсуждениях и ту информацию, которая не вошла в сводки. Они должны рассматриваться как полноправные «члены команды». Но такой «команды», которая поддерживает клиентов, системы и совершенствование, являясь сама системой.

Эффективная и качественная информационная работа аналитических центров на нынешнем этапе существенно затрудняется ещё одним серьёзным обстоятельством. В нашей системе информационного обслуживания сложилась прочная традиция, связанная с коренным недостатком всей традиционной «бюрократической» системы принятия решений: поступающая информация редко используется для оптимизации решений и не рассматривается как её ресурс. В достаточно жёсткой системе управления вообще нет традиции воспринимать принятие решений как постоянный выбор альтернатив по критериям оптимальности. Соответственно информация во многом продолжает рассматриваться как инструмент тактический: она нужна для обоснования и, в лучшем случае, уточнения принимаемых решений, а не для того, чтобы усомниться в самих этих решениях, исходных посылках. В иерархических системах управления эти посылки воспринимаются как самоочевидные.

В социологических исследованиях, проведённых в Башкортостане, лишь 6,1% экспертов считают существующее информационное обеспечение социального уровня оптимальным, 33% полагают, что оно действует на удовлетворительном уровне, но не оптимально. В то же время 37,4% экспертов считают, что информационное обеспечение находится на низком уровне и 13% считают, что оно почти отсутствует [5, с. 15].

Всё это ограничивает возможности имеющихся систем информационного обеспечения. В России ещё не накоплен достаточный опыт информационного обслуживания в режиме целенаправленного поиска и представления в соответствующем виде информации, необходимой для анализа альтернатив. Это до сих пор остаётся искусством, причём никогда не поощрявшимся, а не технологией, как в аналогичных западных системах. Соответственно нет и опыта по информационному обеспечению разработки альтернативных сценариев.

Правда, большинство перечисленных ограничений не слишком существенны на нынешнем этапе управления, когда главное внимание поневоле уделяется краткосрочным проблемам, где спектр альтернатив не особенно широк, потребности в итеративном анализе невелики, а основные информационные потребности связаны с отслеживанием текущих изменений ситуации. Немаловажно и другое. Работа аналитического подразделения и его информационной системы должна с самого начала строиться так, чтобы иметь возможность по мере накопления опыта, информационных фондов, квалифицированных специалистов, расширять свои функции и масштабы деятельности без принципиальных перестроек и реорганизаций.

Возвращаясь снова к проблеме культурного лага, в связи с необходимостью создания качественных информационно-аналитических служб, фундаментальное значение приобретает адаптация к информационной деятельности понятия виртуальной реальности. Произвольное его толкование - потустороннее бытие, приводит к тому, что виртуальный мир оказывается за пределами научного рассмотрения. Виртуальное бытие имеет объективный смысл в контексте не только физического взаимодействия частиц на субатомном уровне, но и в социальном, ци-вилизационном контексте. Наше понимание виртуальной реальности находится в резонансе с предложенным доктором философских наук, профессором Л. Г. Иониным. «В максимально широком смысле под виртуальной реальностью понимается всё, что создано и существует, не будучи актуализированным в физическом мире» [3, с. 406]. В цивилизационном контексте содержание виртуального бытия определяется восприятием конечного состояния человека и человечества. Уже в структурах мировых религий представления о возможных состояниях конечного бытия человека (Рай, Эдем, Ад, Тартар, Нирвана) оказывают воздействие на массовое поведение. В секулярном идеологическом сознании представление об истинном правильном обществе свободы, равенства, братства, социальной справедливости обусловливает тектонические

сдвиги, ломавшие сложившуюся сословную и классовую иерархию.

Виртуальную реальность можно определить как действующую возможность. Если мы признаём фундаментальное воздействие виртуальной реальности на ход социальных событий, то тогда следует признать необходимость новых подходов к информационному обеспечению. Здесь встаёт гносеологическая проблема отличия объективной виртуальной реальности от субъективной. Класс объективной виртуальной реальности включает образец поведения, образ жизни, притягательный для массовой реализации. Сущность объективности здесь составляет не физическое воздействие как таковое, а некий образ, который заключает в себе реализуемый смысл бытия и практической деятельности.

Осмысление социальной роли виртуальной реальности оказывает влияние на характер стратегического мышления. Информационное общество требует создания специальных служб (информационно-аналитических), которые могут «проигрывать» возможные варианты развития, отсеивать те из них, которые не имеют позитивной перспективы. Другая сторона этой проблемы - создание системы оповещения об адекватных формах массового поведения. С пониманием значимости проблемы виртуального бытия связано практическое осуществление систем опережающей информации.

В естественных и технических науках виртуальная реальность давно используется практически в моделировании ядерных взрывов, испытаний новых моделей автомобилей и т. д. В последние годы факт виртуальной реальности стал учитываться в сфере региональной безопасности, что связано с заметным расширением внутренних конфликтов. Эта проблема особенно затронула Европу, её гражданское население. Принципиальное значение приобретает оценка основных открытий и технических изобретений с точки зрения их влияния в процессе массового освоения на условиях сохранения жизни (например, клонирование человека).

Необходимо создание банков знаний, в которых должны накапливаться сведения о виртуальных формах бытия и их последствиях, об общих международных правилах поведения. На базе таких информационных систем становится возможной разработка качественно адекватных экологических и нравственных кодексов.

Сегодня много расхождений во мнениях о составе функций, характерных для современных аналитических служб, наборе необходимых баз и банков данных. На наш взгляд, одно из основных направлений аналитической деятельности - экспертиза, включающая организацию

и собственно процедуры её проведения, а также предварительную подготовку экспертов и процесс оценки результатов экспертизы с использованием формальных методов. Безусловно, экспертиза может существовать и вне процедур и технологии аналитической деятельности.

Хотелось бы обратить внимание ещё на один важный момент - необходимость обработки, анализа и обобщения той информации, которая накапливается в процессе экспертных оценок. Такая информация позволяет придать экспертизе новое качество - стать проводником (а не только критиком) новых научных идей, технологий, решений, нуждающихся в пропагандировании и поддержке со стороны государственных и негосударственных структур. Эта сторона дела часто остаётся в тени, но она, на наш взгляд, должна войти в круг первоочередных задач экспертизы.

Традиционно к аналитической работе относятся: подготовка докладов, аналитических и статистических обзоров, ситуационных справок и записок, разработка различных программ развития, прогнозов краткосрочной, среднесрочной и далёкой перспективы, выявление и информационно-аналитическое сопровождение проблем, а также их решение. Особое место здесь отведено анализу и разрешению конфликтных ситуаций, судебных процедур и разбирательств, совершенствованию технологии подготовки управленческих решений.

Отчасти аналитическими являются ре-ферентские функции, подготовка и проведение переговоров и прочих подобных мероприятий и выполнение отдельных властных процедур. Так, существуют региональные аналитические управления, без утверждения которыми не выходят основополагающие документы региональных администраций.

К аналитической работе можно отнести деятельность достаточно распространённого в среде администраторов «института советников» (штатных, нештатных, общественных).

В 1997 г. Автор статьи выполнял эти функции в правительстве Саратовской области.

Часто специалисты в области управления считают информационно-аналитическими направлениями экспертное или справочное обслуживание многочисленных комиссий, сессий, собраний, конференций, симпозиумов, встреч, выставок, организацию и проведение перевыборных компаний и прогноз их результативности, а также взаимодействие с политическими и общественными движениями, партиями, группами.

К этому можно добавить работу с населением по письмам и жалобам, отдельные задачи, выполняемые пресс-службами администраций, подготовку предложений по нормативному обеспечению и законотворчеству, обработку материалов прессы по разным разрезам - политическим, социальным, экономическим, финансовым и т. д.

Особое место занимает информационно-аналитический мониторинг и сопровождение так называемой «оперативной административной деятельности», в отдельных случаях поглощающей около 60-70% рабочего времени.

Для дальнейшего развития рассматриваемых аналитических служб необходимо установить минимальный состав баз и банков данных, так как их создание, сопровождение и использование вызывают значительные разногласия в среде разработчиков и пользователей. Это обусловлено исключительно высокой трудоёмкостью информационного аналитического обеспечения процессов управления в администрациях регионов России. Правильно формируемая информационная система города и региона в целом может, кроме информационно-коммуникативных связей, решать вопросы прогрессивного социально-политического объединения всех сторонников позитивных реформаторских процессов с целью улучшения качества жизни.

Материалы поступили в редакцию 19.06.2012 г.

Библиографический список

1. Грандонян К. А. Современное гражданское общество: понятие и признаки [Текст] // Информационная безопасность региона : научно-практический журнал. - 2010. - № 1(6).

- ISSN 1995-5731.

2. Зинченко Г. Региональная элита на государственной службе [Текст] // Власть. - 1997.

- № 11. - ISSN 2071-5358.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие [Текст] : учеб. пособие. -М. : Логос, 2000. - ISBN 5-88439-052-1.

4. Лескин А. А. Системы поддержки управленческих и проектных решений [Текст] / А. А. Лескин,

1. Grandonjan K. A. Sovremennoe grazhdanskoe obwestvo: ponjatie i priznaki [Tekst] // Infor-macionnaja bezopasnost' regiona : nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2010. - № 1(6). - ISSN

1995-5731.

2. Zinchenko G. Regional'naja jelita na gosudars-tvennoj sluzhbe [Tekst] // Vlast'. - 1997. - № 11. - ISSN 2071-5358.

3. Ionin L. G. Sociologija kul'tury: put' v novoe tysjacheletie [Tekst] : ucheb. posobie. - M. : Logos, 2000. - ISBN 5-88439-052-1.

4. Leskin A. A. Sistemy podderzhki upravlencheskih i proektnyh reshenij [Tekst] / A. A. Leskin,

В. Н. Мальцев. - Л. : Машиностроение, 1990. -ISBN 5-217-00933-0.

5. Мухамедзянов Р. А. Проблема оптимизации информационного обеспечения социального управления на региональном уровне [Текст] : автореф. ... канд. социол. наук. - Уфа, 2000.

6. Пространственно-временная организация страны: региональный анализ [Текст] / под ред. Самсонова В. Б. - Саратов: Прив. кн. изд-во, 2000. - 270 с. - ISBN 5-7633-0875-1.

7. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление [Текст] / под ред. д. т. н., проф. Р. Е. Тихонова. - М. : Российская академия управления, 1993. - ISBN 5-282-02054-8.

8. Osborne D. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector / D. Osborne, T. Gaebler. - N. Y., 1993.

V. N. Mal'cev. - L. : Mashinostroenie, 1990. - ISBN 5-217-00933-0.

5. Muhamedzjanov R. A. Problema optimizacii informacionnogo obespechenija social'nogo upravlenija na regional'nom urovne [Tekst] : avtoref. ... kand. sociol. nauk. - Ufa, 2000.

6. Prostranstvenno-vremennaja organizacija strany: regional'nyj analiz [Tekst] / pod red. Samsonova V. B. - Saratov: Priv. kn. izd-vo, 2000. - 270 s. - ISBN

5-7633-0875-1.

7. Regional'noe soobwestvo: mnogostoronnee razvitie i upravlenie [Tekst] / pod red. d. t. n., prof. R. E. Tihonova. - M. : Rossijskaja akademija upravlenija, 1993. - ISBN 5-282-02054-8.

8. Osborne D. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector / D. Osborne, T. Gaebler. - N. Y., 1993.

УДК 94(47) (063)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ)

О

hi

© Власов Сергей Дмитриевич

кандидат исторических наук, соискатель кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И mari.sidorova2010@yandex.ru

Основная цель работы - изучение участия государства в управлении агропромышленным комплексом в условиях информационного общества. Автор статьи пытается исследовать инновационные способы, информационные технологии воздействия государства на предприятия агропромышленного комплекса, включая электронную торговлю.

Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, электронная торговля, сельское хозяйство, рыночные условия.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется значение государства в регулировании экономических процессов. В отличие от административных методов управления, в условиях рынка государственное вмешательство в экономику носит принципиально новый и ограниченный характер [1]. Оно должно быть направлено, прежде всего, на решение конкретных проблем, обеспечение устойчивого функционирования рыночного механизма, развитие современных произво-

88

дительных сил, включая информационные технологии, а также на социальную защиту уязвимых слоёв населения.

Особое значение в экономике страны имеет агропромышленный комплекс (АПК). Его значение заключается не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения, эффективность национального производства [1, с. 63]. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.