Научная статья на тему 'Место и роль фермерства и кооперации в аграрном комплексе России'

Место и роль фермерства и кооперации в аграрном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ГРАНТЫ / СУБСИДИИ / ЛИЧНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / АГРОХОЛДИНГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иншаков А. А.

Статья посвящена исследованию текущего состояния аграрного комплекса России в контексте анализа основных производителей сельскохозяйственной продукции. На основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 была проанализирована динамика развития отечественных предприятий АПК. Оценены государственные программы грантовой поддержки и льготного кредитования малых форм хозяйствования и кооперации на селе. Рассмотрена проблема информационной поддержки фермерства и кооперации и предложено мероприятие по ее устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль фермерства и кооперации в аграрном комплексе России»

Место и роль фермерства и кооперации в аграрном комплексе России

сч

СП £

Б

а

2 ©

Иншаков Андрей Алексеевич

аспирант кафедры политической экономии и истории экономической науки, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]

Статья посвящена исследованию текущего состояния аграрного комплекса России в контексте анализа основных производителей сельскохозяйственной продукции. На основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 была проанализирована динамика развития отечественных предприятий АПК. Оценены государственные программы грантовой поддержки и льготного кредитования малых форм хозяйствования и кооперации на селе. Рассмотрена проблема информационной поддержки фермерства и кооперации и предложено мероприятие по ее устранению. Ключевые слова: семейные фермерские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, гранты, субсидии, личные хозяйства населения, консультационные услуги, льготное кредитование, агрохолдинги.

Работа выполнена в рамках реализации гранта РФФИ 18-010-00437 «Кооперация как инструмент развития сельских территорий и экономической самоорганизации населения», договор № 18-010-00437\18 от «31» января 2018 г.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций в своих публикациях1 указывает на важную роль семейных фермерских хозяйств в социально-экономическом и культурном развитии стран. Семейное фермерское хозяйство включает в себя все виды семейной сельскохозяйственной деятельности и охватывает несколько направлений развития сельских районов. Семейное фермерское хозяйство - это способ организации сельскохозяйственного, лесного, рыбного, пастбищного и аквакультурного производства, осуществляемый и управляемый семьей и опирающийся преимущественно на труд членов семьи, как женщин, так и мужчин.

Существуют несколько ключевых факторов успешного развития семейного фермерского хозяйства на национальном уровне, среди которых: агроэкологические условия и территориальные особенности; нормативно-правовые условия; доступ к рынкам; доступ к земельным и природным ресурсам; доступ к технологиям и возможностям для повышения квалификации, доступ к финансам; демографические, экономические и социокультурные условия; возможность получения специализированного образования.

В Решении XXVII Съезда АККОР сказано, что в условиях экономического кризиса и ухудшения внешнеполитических условий развитие фермерства в России является важным фактором решения задач импортозамещения, обеспечения страны качественным и доступным продовольствием, основой сохранения сельского населения, социально-экономического развития сельских территорий.2

Для понимания того, какая роль отведена мелким фермерским хозяйствам в современных реалиях отечественного аграрного рынка, нужно тщательно проанализировать остальных участников сельскохозяйственного производства, с целью определения реальных приоритетов государства в развитии агропромышленного комплекса.

Среди участников сельскохозяйственного производства в нашей стране следует выделить: сельскохозяйственные организации (ООО, ЗАО, ОАО, сельскохозяйственные кооперативы, государственные организации, некоммерческие объединения граждан и прочие), КФХ, ЛПХ, ИП.

По данным Министерства сельского хозяйства России структура сельскохозяйственных организаций с 2010 по 2017 гг. менялась следующим образом (Таблица 1)3

В течение семи лет сокращалась доля всех видов сельхоз организаций кроме обществ с ограниченной ответственностью. За исследуемый промежуток времени их доля выросла на 10,2 %, а доля сельскохозяйственных кооперативов сократилась на 7,1 %.

По данным АККОР в структуре производства сельскохозяйственной продукции в 2015 г. основной вес приходится на сельскохозяйственные организации - 51,5 % и ЛПХ - 37,4 %, КФХ в свою очередь производят 11,1%.4 Анализируя структуру производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств за 2010-2015 гг. можно отметить, что прослеживается тенденция перемещения сельскохозяйственного производства из хозяйств населения в крестьянско-фермерские хозяйства и сельскохозяйственные организации. Доля ЛПХ сократилась на 10,9 %, КФХ и СХО увеличилась на 7 % и 3,9 % соответственно.

По данным аналитического доклада РАНХиГС, производительность труда в хозяйствах населения (валовая продукция на одного занятого) в 2015 г. была примерно в 5 раз ниже, чем в СХО и КФХ. Хозяйства населения - это десятки миллионов мельчайших производителей. Они играют подсобную роль в обеспечении населения продовольствием и служат надежной страховкой в кризисные периоды, когда их значение резко возрастает. Однако распыление значительной доли производства по таким хозяйствам на современном историческом этапе беспрецедентно. При переходе к рыночному сельскому хозяйству практически во всех постсоциалистических странах производство в ЛПХ прекратилось либо сокращено до незначимого уровня, перешло в фермерские хозяйства и кооперативы. Сокращение этих хозяйств идет и в России. При сохранении сложившегося тренда его удельный вес в валовой продукции сельского хозяйства снизится в 2024 г. до 31%, а в 2035 г. - до 20%.5

Особая роль малых форм хозяйствования заключается в продовольственном снабжении страны, Обеспечение занятости и доходов сельского населения, формирование

Таблица 1

Структура сельскохозяйственных организаций в %, 2010-2017 гг.

Орган изационно-правовая форма предприятий 2010 2011 2012 2013 2015 2017 2017 в %к 2010

ОАО 6,5 6:2 6,0 5,7 4,2 3,3 -3,2

ЗЛО 7.5 7.3 7.1 6,9 5,0 4,3 -3,2

ООО 47,3 49,8 52,3 54,5 55,7 57,5 +10,2

Сельскохозяйственные кооперативы 28,2 27,0 25,4 24,2 22,2 21.1 -7,1

Государственные организации 3,3 3,0 2.7 2,4 2,0 1,9 -1,4

Прочие - - - - 10,9 11,9 -

Таблица 2

Численность малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных организаций в 2006 и 2016 гг.

2016, тыс. 2006, тыс. 2016 в % к 2006 В т.ч. осущ. с/х деятельность в 2016, в % В т.ч. осущ. с/х деятельность в 2006, в %

С ельскохозяйственн ые организации -всего 36,0 59,2 -39,1 76,3 68,6

крестьянские (фермерские) хозяйства 136,7 253.1 -45,9 65,9 49,8

Индивидуальные предприниматели 38,0 31,9 +18,9 66.8 66,5

Личные хозяйства населения и другие индивидуальные хозяйства граждан 23 496,9 22 799,4 +3 79,8 88,7

Таблица 3

Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку МФХ в РФ, 2013-2017 гг.

Мероприятие Финансирование за счет ассигнований федерального бюджета, млн. рублей

2013 2014 2015 2016 2017 2017 В % К 2013

Всего, в том числе 8500,0 8059,7 11773,3 10194,5 10298,6 +21,2

поддержка начинающих фермеров 2000,0 1898,6 3200,0 3826,0 3776,4 +88,8

поддержка развития семейных животноводческих ферм 1500,0 1415,2 3074,8 3449,9 3723,5 +148,2

грантовая поддержка СПоК для развития материально-технической базы 400,0 900,0 1494,6

поддержка кредитования МФХ 5000,0 4745,9 5098,5 2018,6 1304,1 -73,9

оформление земельных участков в собственность КФХ 50,0 40,0 50,0

среднего класса в деревне, село- ооразу-ющих функции, сохранение сельского образа жизни и традиционной культуры,

содействие в наполнении местных бюджетов сельскихтерриторий.

Сравнение динамики изменения чис-

ленности малых форм хозяйствования по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи6 2006 г. и 2016 г. представлена в таблице 2

Характерной проблемой отечественного АПК является неравномерность распределения производства по хозяйствам: на почти 41% сельскохозяйственных организаций приходится чуть более 1% выручки тогда, как на 1,7% - более 45% (2015 г.). Доминирующее положение на отдельных рынках постепенно занимают структуры, в состав которых входят десятки сельхозорганизаций (так называемые агрохолдинги) или многочисленные филиалы.5

По данным отчетов Минсельхоза основными проблемами отечественного АПК в 2017 г. стали: инвестиционная недостаточность (в 2014-2015 гг. падение инвестиций в АПК составило 16,5%, что значительно выше, чем по экономике в целом, несмотря на всплеск инвестиций в 2016 году (110,6%), он не компенсировал падение предыдущих двух лет); высокая зависимость отечественного АПК от зарубежных техники и технологий (доля импортной техники в общем количестве в 2016 году составила по тракторам 67,8%, по оборудованию для животноводства - 90%, лишь 2% оборудования для пищевой промышленности производится в России); ухудшение состояния сельскохозяйственных угодий (внесение удобрений в расчете на 1 га площади посевов в 4-5 раз меньше, чем в Западной Европе); низкая рентабельность или убыточность сельхоз организаций (более 70% организаций); упадок социальной сферы села (в сельских поселениях проживает 34% безработных и 39% малоимущих, уровень оплаты труда занятых в сельском хозяйстве составляет 57% к средней по экономике, труднодо-ступность социальных объектов); кадровая проблема (на подготовку одного студента в аграрном вузе выделяется финансирование в 2 раза меньше, чем в вузах других отраслей, аналогичная ситуация с подготовкой научных кадров).7

К прогнозируемым глобальным проблемам АПК к 2025 - 2035 году относят: демографию (численность сельского населения сократиться почти на 5 млн. с 37 млн. - до 32 млн., доля трудоспособного населения составит менее половины его численности); земельные ресурсы (тенденция использования ценных сельскохозяйственных угодий для других целей и снижение их площадей); продовольственную независимость (не обеспечатся условия для социально-экономи-

© £

Ю

5

со

2 е

8

см

СП £

Б

а

2 ©

ческого развития сельских территорий, формирование конкурентоспособного производства на мировых рынках).7

Государство сегодня осуществляется поддержку развития МФХ через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. В 2017 г. кассовое исполнение ассигнований федерального бюджета, направленных на ее реализацию составило 233 775,6 млн. рублей, объем финансирования, входящей в нее подпрограммы поддержки МФХ составил 10 298,6 млн. руб. или 4,4 %. (таблица 3)8

Следует отметить, что объем предоставляемых кредитных ресурсов малым формам хозяйствования продолжает ежегодно сокращаться. С 2013 по 2017 гг. он снизился на 3 695,9 млн. рублей. Финансирование процедуры по оформлению земельных участков собственность прекратилось вовсе.

Механизм предоставления грантов Минсельхозом РФ9 представлен на схеме 1.

Опрос крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, проведенный в июне-июле 2018 г. в Белгородской, Липецкой, Нижегородской областях, Краснодарском и Ставропольском крае, показал, что фермеры в целом знакомы с данными программами - 97% респондентов, участниками являются 64% опрошенных, улучшения государственной политики по поддержки фермеров ощущают 66% участников опроса.10

Опрошенные сельскохозяйственные кооперативы указали на необходимость увеличения (введения) субсидий в сфере производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции по отдельным направлениям, указанным на графиках 1-3.

Создание эффективного сельскохозяйственного кооператива подразумевает наличие экономической выгоды для участников, объединение людей, объединение товара и объединение капиталов. Основными субъектами кооперирования выступают фермерские хозяйства, которые имеют исключительно товарный характер. Включение личных хозяйств населения в сельский кооперативный механизм, нецелесообразно в связи с их ориентацией на производство для собственных нужд.

Для государства преимущества кооперации выражаются в вовлечении сельского населения в экономический обо-

V РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Схема 1. Механизм грантовой поддержки малых форм хозяйствования

График 1. В сфере производства сельхоз продукции'

График 2. В сфере переработки сельхоз продукции'

График 3. В сфере сбыта сельхоз продукции1

Таблица 4

Количество и структура действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России Источник: Росстат, Минсельхоз России * Количество зарегистрированных СПоК на 1сентября 2017 г.

Показатели 2010 г. 2011г. 2012 г. 20131. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.*

Всего СПоК из них: снабженческо-сбытовые 6647 2528 ¿¡(Ж 1739 5504 1474 4554 1191 5236 1953 4416 1501 4511 1709 5839 1410

в % к всего 38,0 29.0 26,8 26.1 37,3 34,0 37,8 24.1

перерабатывающие 630 654 585 524 562 526 531 1032

в % к всего 9,5 10,9 10,6 11,5 10,7 11,9 11.8 17,6

кредитные 1244 1213 1325 1231 1223 1147 1005 1381

в % к всего 18.7 20,2 24.1 27,0 23,4 26,0 22,3 23,6

СПоК, осуществляющие другие виды деятельности (1а исключением перерабатывающих, снабженческо-соыювых и кредитных) 2245 2400 2120 1608 1498 1242 1266 1203

в % к всего 33,8 40,0 38,5 35,3 28,6 28,1 28,1 20,6

Таблица 5

Информация о кредитах, выданных в рамках реализации Госпрограммы 2012-2015 гг., млрд. руб.

Сумма кредитов 2012 2013 2014 2015 2015 в % К 2012

Всего, в том числе; 235.62 240,12 179.21 172,48 -26.8

КФХ 27,52 21.82 14,81 11.09 -59,7

ЛПХ 37,65 38.88 25,45 6,29 -83,3

СПоК 2,38 1,08 0,6 0,59 -75,2

С ельскохоз яйстпсппьгс 168,07 178,34 138,35 154,51 -8,0

организации

рот, увеличении вклада личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственное производство, решении социальных проблем села, обеспечение устойчивого развития сельскихтерриторий,сохранении сельского расселения и сельского уклада жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны; трудовое воспитание молодежи, сохранение и передача производственного и социального опыта от старших поколений младшим.

Для членов кооператива преимущества кооперации выражаются в повышении доходов, доступности финансовых ресурсов для ведения хозяйства, равном участии всех членов в управлении предприятием и справедливое распределение результатов труда, повышении эффективности производства за счет эффекта масштаба.

По данным Минсельхоза России на 1 сентября 2017 г. было зарегистрировано 5839 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), из них 1032

- перерабатывающих, 1410 - снабжен-ческо-сбытовых, 1381 - кредитных, 813

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обслуживающих и 1203 - прочих, к которым относятся садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы. Численность членов СПоК соста-

вила 392,5 тыс. чел. Из общего числа работающими являются 3750 СПоК, это на 18,7 % меньше, чем в 2012 г. С 2010 г. по 2016 г. СПоК стало меньше более чем на 1/3 (таблица 4).11

Результаты опроса показали, что среди основных проблем мешающих отечественным фермерам объединяться стоят: взаимное недоверие - 18,4%, чрезмерное налогообложение и излишняя отчетность - 20,8 %, незнание основ кооперации и юридическая неграмотность - 20,8 %, отсутствие капитала для создания общедолевой собственности - 11,2 %, отсутствие или слабый уровень государственной поддержки кооперативов -12,8%.10

Российские сельхозпроизводители находятся в худших условиях по такому ключевому для развития бизнеса показателю, как уровень процентной ставки по кредиту. Ее размер в России намного выше, чем в большинстве развитых европейских стран, Австралии, США, Новой Зеландии, Китае, с производительностью которых часто сравнивают наших производителей. Недосягаемость субсидируемых государством кредитов для сельского хозяйства приводит к необходимости брать кредиты на общих условиях - по

высокой ставке - или не брать их вообще.5

Основными кредиторами агропромышленного комплекса в 2017 г. являлись АО «Россельхозбанк» - 72,3 %, ПАО Сбербанк - 14,8 %, Газпромбанк - 10,2 %, Альфа-Банк - 2,7 %.

Анализируя структуру получателей кредитов (таблица 5), выданных в рамках реализации Госпрограммы в 20122015 гг.12, становится видно, что доля КФХ и ЛПХ упала с 27,6 % в 2012г. до 10 % в 2015 г. Удельный вес сельскохозяйственных организаций же вырос с 71,3 % в 2012 г. до 89,5 % в 2015 г. Отдельное внимание следует уделить сельскохозяйственным потребительские кооперативам. За 2015 г. их удельный вес в структуре предоставляемых кредитов составил 0,3 % и за исследуемые 4 года снизился на 75,2% до 0,59 млрд. руб. Совокупный объем кредитных ресурсов сократился за 4 года на 63,14 млрд. руб. или 26,8 %.

Постановление от 24 июля 2017 года № 875 ввело директиву о 20-процентной доле малых форм хозяйствования в общем объеме субсидируемых кредитов. Однако, Доля МФХ в объеме предоставленных кредитных ресурсах за 2017 г. составила около 11,1 %.13 Малый бизнес сегодня все больше отстраняется от кредитных инструментов. Так, если в 2014 и 2015 годах на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, было потрачено 4,74 млрд. руб. и 5,1 млрд. руб., то в 2016-м - 2 млрд. руб., в 2017-м - лишь 1,3 млрд. руб.14 Несмотря на это доля КФХ в валовой продукции сельского хозяйства постоянно растет. Так, объем продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, в 2013 году составлял 9,8% общего объема производства, а в 2017 году их доля возросла до 12,7%.15

Основные преграды в получении кредитных ресурсов КФХ по данным опроса приведены на графике 4.

Получение субсидированного кредита затрудняется сложной процедурой оформления - 44,4%, недостаточностью информации о процедурах получения субсидии - 22,2%, лимитированный доступ к субсидированному кредиту -18,5%.10

Важным моментом является факт наличия у сельскохозяйственных организаций значительного количества площадей, которые они фактически не используют.

О £

ю

5

со

2 е

8

см

СП £

Б

а

2 ©

По данным анализа результатов сельскохозяйственной переписи 2016 РАНХиГС выявлены огромные площади, которые по официальной? статистике Росреест-ра числятся пашней?, а фактически они не используются. Сельхоз организации не используют 31 % закрепленной за ними земли, хозяйства населения - более 80 %. Фермеры, напротив, используют на 33 % больше сельхоз угодии?, чем за ними закреплено по данным Росреес-тра.16

В отечественного аграрном секторе все больше распространяются транснациональные корпорации. Значительная часть пищевой промышленности России сосредоточена в руках транснациональных корпораций, которые могут контролировать и розничные цены на продукты питания и закупочные цены на сельхоз-сырье.

Доля иностранного капитала в пищевой промышленности уже составляет 60% и продолжает устойчиво расти. Как только на российском рынке появляется сильное отечественное производство или бренд, пользующийся популярностью у потребителя, они сразу скупаются иностранными корпорациями.17

В большинстве подотраслей российского рынка продуктов питания и напитков наибольшая доля рынка принадлежит иностранным корпорациям:

■ Почти 60% рынка переработки молока;

■ Более 70% рынка соковой продукции;

■ Порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов;

■ Более 90% рынка плодовоовощной консервации;

■ Более 80% рынка пивоварения

Ориентация государственной политики на крупный бизнес во многом обусловлена его возможностями по наращиванию объемов производства (преимущественно экстенсивным типом), его экспортным возможностям18, удобством в сборе налогов, создание значительного числа рабочих мест, удобным контролем со стороны администрации районов и т.д. Однако важно помнить, что опасность такого подхода заключается в том, что разорение одного или даже десятка фермеров есть драма отдельных семей, но не драма целой территории в случае разорения крупного агрохолдинга и связанных с этим социальных и политических рисков. 19

Американский математик и трейдер Нассим Николас Талеб в своей книге «Антихрупкость» отмечал: «...правительства,

недостаток информации о кредитован! о i

нет доступных банков, кредгггующнх сельское хозяйство

еловое оформление кредитных документов

высок риск невозврата полученного кредита

короткие сроки кредспа

нет inn недостаточность залогового тожества

процент по кредиту выше рентабельности предприятия

,0-1 % 19,57%

1

4,35%

■ 2,1' %

■ 21,7

1 21.7

19%

17.

1 1 1

10

15

20

График 4. Основные препятствия для КФХ при получении кредита в 2018 г."

Схема 2. Структура продовольственного рынка России в 2016 г.

как правило, благоволят определенному классу компаний, которые достаточно велики и позволяют себе требовать: мол, спасите нас, а не то рухнет вся экономика. Это противоположность здоровому принятию риска: речь идет о переносе хрупкости с коллектива на слабого. Нам трудно понять, что решить проблему можно, лишь создав систему, внутри которой разорение одной компании не влечет за собой банкротства остальных компаний.»20

Перспективным направлением развития фермерства и кооперации в нашей стране должно стать расширение информационной поддержки последних через ведомства Минсельхоза. Сегодня сайт министерства содержит раздел «Поддержка фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов». Здесь граждане, намеревающиеся создать свое фермерское хозяйство, могут получить типовой бизнес план, необходимый им для регистрации и участия в конкурсе на по-

лучение субсидий и грантов Минсельхоза, а также ознакомиться с информационными изданиями и действующим законодательством по поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Безусловно, перечисленные выше материалы необходимы для качественного ведения фермерами их хозяйственной деятельности. Однако, обращаясь к зарубежной практики хозяйствования, нужно сказать о необходимости повышения кооперативной грамотности сельских жителей. К примеру, сайт Министерства сельского хозяйства США предлагает начинающим фермерам особое пособие «How To Start a Cooperative ?»21 - «Как создать кооператив ?». Следует отметить, что такой документ сегодня присутствует на сайтах отраслевых ведомств отдельных Субъектов Федерации нашей страны. Например, сайт Министерства сельского хозяйства Ставропольского края

График 5. Получатели консультационных услуг в АПК России в 2014-2015 гг.

Схема 3. Институты развития кооперации в Липецкой области25

предоставляет информацию о сущности и видах сельскохозяйственной кооперации, принципах деятельности, особенностях членства, органах управления и т.д. Схожая информация есть и на сайте центра развития кооперативов Липецкой области.22 Члены фермерских хозяйств должны иметь четкое представление о том:

1. Что такое кооперативный бизнес и каковы его отличительные особенности и выгоды?

2. Кто контролирует кооператив?

3. Какова величина моей первоначальной инвестиции (собственный капитал) ?

4. Сколько денег я могу потерять, если кооператив потерпит неудачу?

5. Могу ли я продать свой пай или другие инвестиции и выйти из кооператива, когда захочу?

6. Что такое чистая маржа и чистая прибыль кооператива?

7. Каков объем выплат членам кооператива?

8. Можем ли мы ограничить членство в кооперативе?

9. В чем особенности субсидиарной ответственности членов ?

Подтверждением важной роли информационной поддержки сельских жителей являются результаты мониторинга консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.23

Наибольшим спросом в 2015 г. пользовались консультации по животноводству, растениеводству, бухгалтерскому учету и государственной отчетности, экономике и организации сельскохозяйственного производства, механизации производства, правовым вопросам, кредитование производства,государственной поддержке предпринимательства на селе. В сумме они составляют более 75% от общего объема оказанных услуг. На остальную часть важных услуг для клиентов услуг (переработка продукции, строительство, социальное развитие села, маркетинговые исследования, альтернативная занятость сельского населения, информатизация, охрана окружающей среды, другие направления) приходится 26%.

Основными получателями консультационных услуг являются КФХ, сельскохозяйственные организации и владельцы ЛПХ, Следует отметить, что по последним за год произошло снижение, объясняемое уменьшением числа товарных хозяйств.

К примеру, в США консультационные услуги фермерам оказывает не только государство в лице Минсельхоза США, но и негосударственные организации такие как: Национальная коалиция молодых фермеров (National Young Farmers Coalition), Коалиция фермеров-ветеранов (Farmer Veteran Coalition), Калифорния Фармлинк (California FarmLink), Служба

органического и устойчивого образования среднего Запада (MOSES), Национальный Союз фермеров (National Farmers Union).24

Важным мероприятием стимулирующим развитие сельской кооперации является создание специальных фондов и центров развития кооперативов. 88,0% опрошенных высказались за создание таких организаций в их регионах.10 В передовой с точки зрения кооперации Липецкой области такие организации уже есть (Схема 3). Основными функциями центра развития кооперативов Липецкой области является:

1. содействие устойчивому развитию кооперативов путем предоставления информационной, консультационной и методической помощи координационным центрам, главам сельских поселений и кооперативам на всех этапах деятельности, начиная с первых шагов создания, в том числе по юридическим, финансовым, экономическим, производственным вопросам и бизнес-процессам;

2. обобщение передового опыта, систематизация и распространение методических знаний и методической продукции с целью повышения квалификации специалистов и руководителей в сфере кооперации.

Мероприятие по поддержке кооперации, которое могло бы предпринять государство - это перестройка рынков таким образом, чтобы они способствовали развитию устойчивой кооперативной и справедливой с социальной точки зрения деятельности. Субсидирование сельского хозяйства приводит к расширению производства сельскохозяйственной продукции. Но если не уточнить, что эта сельхоз продукция должна производиться в предприятиях с высокими социальными стандартами, то эта продукция, в соответствии с текущей отечественной практикой, будет производиться в агро-холдингах, в результате чего, за исключением объемов произведенной продукции, социальная выгода будет меньше. Стимулирование местных кооперативных предприятий в регионах позволит увеличить количество фермеров в регионе, создаст новые рабочие места, снизит монополизацию аграрного рынка.

Решение XXVII Съезда АККОР предлагает комплекс мер по поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов России.2 Хотелось бы выделить следующие пункты:

1. Увеличение средств, выделяемых на подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования с учетом регио-

О À

BS

S

if s

2 e

8

сч

СП £

Б

а

2 о

нальных заявок и удорожания сметной стоимости проектов»:

- на поддержку начинающих фермеров - до 10 млрд. рублей;

- на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ - до 10 млрд. рублей;

- на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10 млрд. рублей.

2. В Государственной программе развития сельского хозяйства предусмотреть выделение средств государственной поддержки на информационно-консультационное обслуживание малых форм хозяйствования, включая создание и функционирование информационно-консультационных центров, в том числе на базе региональных организаций фермерского самоуправления.

3. Отказать в государственной поддержке и предоставлении земель в собственность агрохолдингам, зарегистрированным в оффшорах - как иностранным предприятиям.

4. Центральному Банку РФ, коммерческим банкам, кредитующим АПК, Корпорации «МСП» обеспечить доступность инвестиционных и краткосрочных кредитов для КФХ, ЛПХ, СПК и других предприятий микробизнеса АПК. Выделить на эти цели лимиты в размере не менее 30% от общего объема кредитования.

5. Разрешить фермерам строительство жилых домов на собственном земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ограничить площадь одного землевладения, находящегося в одних руках в размере не более 10% от земель сельхозназначения муниципального образования.

Таким образом, качественное развитие сельскохозяйственных кооперативов сегодня необходимо начинать с поэтапного решения проблем малых форм хозяйствования на селе, в частности высокотоварных крестьянско-фермерских хозяйств, как основных субъектов кооперирования. Должен быть упрощен доступ субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным, земельным ресурсам и скорректирована нормативно-правовая база деятельности малых форм хозяйствования.

Литература

1. Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства использование продовольственных систем для всеобъемлющих преобразований в сельских районах, Продовольственная и сель-

скохозяйственная организация Объединенных Наций, Рим, 2017 [Электронный ресурс], - URL: http://www.fao.org/ya-I7658r.pdf (Дата обращения: 20.09.2018)

2. РЕШЕНИЕ XXVII Съезда АККОР «Роль фермеров в увеличении сельскохозяйственного производства и развитии сельских территорий», Москва, 2016, [Электронный ресурс], - URL: http:// www.akkor.ru/sites/default/files/ o_roli_fermerov-_osnovnoe_reshenie.pdf (Дата обращения: 19.08.2018)

3. Агропромышленный комплекс России в 2015 году, науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016

4. Производственно-экономические показатели АПК, включая малые формы хозяйствования за 2009 - 2015 годы, АККОР, [Электронный ресурс], - URL: http:/ /www.akkor.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)

5. Н. И. Шагайда, В. Я. Узун Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России. Аналитический доклад. 2017

6. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2018 года (в 8 томах). Том 2. Число объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Трудовые ресурсы и их характер. Официальное издание М.: НИЦ «Статистика России». 2018.

7. Анализ проблем и тенденций развития агропромышленного производства, информационный отчет / ФГБНУ «Росинформагротех»; Правдинский, 2017. [Электронный ресурс],- URL: www.rosinformagrotech.ru/sites/default/files/ files/0TCHET_TENDENTSII_APK_2017.pdf (Дата обращения: 18.07.2018)

8. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 год у Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы » Минсельхоз РФ, Москва 2018, с. 247

9. Минсельхоз РФ Развитие кооперации - приоритетное направление деятельности Минсельхоза России, В.П. СВЕЖЕНЕЦ Золотая осень - 2017 [Электронный ресурс],- URL: http://mcx.ru/ upload/iblock/e45/ e45eafc194a3af2871460fa11f65fa9d.pdf (Дата обращения: 19.07.2018)

10. Исследование проведено в соответствии с грантом РФФИ № 18-01000437 «Кооперация как инструмент развития сельских территорий и экономической самоорганизации населения», договор № 18-010-00437\18 от «31» января 2018 г.

11. Опыт грантовой поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Аналитическая справка / ФГБНУ «Ро синформагротех»; Королькова А.П. Правдинский, 2017. -[Электронный ресурс] URL: http:// www.rosinformagrotech.ru/sites/default/ files/files/ SPRAVKA_GRANTY_KOOPERATlVOV_2017.pdf (Дата обращения: 19.07.2018)

12. О ходе реализации в 2012-2015 годах мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: информ. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016. - 120 с.

13. По вопросу реализации механизма льготного кредитования МФХ в 2018 году//Минсельхоз РФ, [Электронный ресурс], - URL: http://mcx.ru/ (Дата обращения: 05.08.2018)

14. Эксперты раскритиковали выполнение госпрограммы АПК, Агроинвестор, [Электронный ресурс], - URL: http:// www.agroinvestor.ru/analytics/news/ 29889-eksperty-raskritikovali-vypolnenie-gosprogrammy-apk/ (Дата обращения: 18.08.2018)

15. Росстат. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств. [Электронный ресурс], - URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/economy/# (Дата обращения: 20.08.2018)

16. В России не используется 44% сельхозугодий, Агроинвестор, [Электронный ресурс], - URL: http:// www.agroinvestor.ru/analytics/news/ 29033-44-selkhozugodiy-v-rossii-ne-ispolzuyutsya/ (Дата обращения: 03.08.2018)

17. ФГБУУчебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса, Участие иностранного капитала в пищевой промышленности России, [Электронный ресурс], -URL: http://mcx-consult.ru/d/77622/d/ uchastie-innostrannogo-kapitala-v-pischevoy-promylennosti-rossii_analiz.pdf (Дата обращения: 21.08.2018)

18. WSJ назвала экспорт российской пшеницы угрозой для фермеров из США, РБК, [Электронный ресурс], - URL: https:/ /www. rbc.ru/rbcfreenews/ 5ba87a4c9a7947807cd7249d?utm_sou rce=yxnews&utm_medium=desktop (Дата обращения: 25.09.2018)

19. Абакумов И. Захваченные перспективы. Агрохолдинги могут оставить страну без сельского населения. [Электронный ресурс], - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3112925 (Дата обращения: 24.08.2018)

20. Талеб Нассим Николас Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса/Нассим Николас Талеб; Пер. с англ. Н. Караева.-М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017.-768 с.

21. Understanding Cooperatives: How to Start a Cooperative Cooperative Information Report 45, Section 14, USDA, [Электронный ресурс], - URL: https:// www.rd.usda.gov/files/CIR45-14.pdf (Дата обращения: 15.09.2018)

22. Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Центр развития кооперативов [Электронный ресурс], - URL: http:// lcrk.ru (Дата обращения: 18.09.2018)

23. Самарханов Т. Г. Консультационная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению: проблемы и перспективы (по материалам мониторинга предоставления деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования в Российской Федерации, проведенного ФГБОУ ДПО ФЦСК АПК в 2015 году)

24. USDA Rural cooperatives January/ February 2018, [Электронный ресурс], -URL: https://www.rd.usda.gov/files/ CoopMagJanFeb2018.pdf (Дата обращения: 03.09.2018)

25. Минсельхоз РФ, Департамент развития сельских территорий Гранто-вая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. Информационное издание, Москва 2018

Ссылки:

1 Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства использование продовольственных систем для всеобъемлющих преобразований в сельских районах Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Рим, 2017 [Электронный ресурс], - URL: http://www.fao.org/3/a-I7658r.pdf (Дата обращения: 20.06.2018)

2 РЕШЕНИЕ XXVII Съезда АККОР «Роль фермеров в увеличении сельскохозяйственного производства и развитии сельских территорий», Москва, 2016, [Электронный ресурс], - URL: http:// www.akkor.ru/sites/default/files/ o_roli_fermerov-_osnovnoe_reshenie.pdf (Дата обращения: 20.06.2018)

3 Агропромышленный комплекс России в 2015 году, науч. изд. - М.: ФГБНУ

«Росинформагротех», 2016

4 Производственно-экономические показатели АПК, включая малые формы хозяйствования за 2009 - 2015 годы, АККОР, [Электронный ресурс], - URL: http:/ /www.akkor.ru/ (Дата обращения: 20.06.2018)

5 Н. И. Шагайда, В. Я. Узун Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России. Аналитический доклад. 2017

6 Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2018 года (в 8 томах). Том 2. Число объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Трудовые ресурсы и их характер. Официальное издание М.: НИЦ «Статистика России». 2018.

7 Анализ проблем и тенденций развития агропромышленного производства, информационный отчет / ФГБНУ «Росинформагротех»; Правдинский, 2017. [Электронный ресурс],- URL: www.rosinformagrotech.ru/sites/default/ files/files/ 0TCHET_TENDENTSII_APK_2017.pdf

8 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 год у Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы » Минсельхоз РФ, Москва 2018, с. 247

9 Минсельхоз РФ Развитие кооперации - приоритетное направление деятельности Минсельхоза России, В.П. СВЕЖЕНЕЦ Золотая осень - 2017 [Электронный ресурс],- URL: http://mcx.ru/ upload/iblock/e45/ e45eafc194a3af2871460fa11f65fa9d.pdf

10 Исследование проведено в соответствии с грантом РФФИ № 18-01000437 «Кооперация как инструмент развития сельских территорий и экономической самоорганизации населения», договор № 18-010-00437\18 от «31» января 2018 г.

11 Опыт грантовой поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Аналитическая справка / ФГБНУ «Ро синформагротех»; Королькова А.П. Правдинский, 2017. -[Электронный ресурс] URL: http:// www.rosinformagrotech.ru/sites/default/ files/files/ SPRАVKА_GRАNTY_KOOPERАTIVCV_2017.pdf,

12 О ходе реализации в 2012-2015 годах мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия на 2013-2020 годы: информ. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016. - 120 с.

13 По вопросу реализации механизма льготного кредитования МФХ в 2018 году//Минсельхоз РФ, [Электронный ресурс], - URL: http://mcx.ru/ (Дата обращения: 20.06.2018)

14 Эксперты раскритиковали выполнение госпрограммы АПК, Агроинвестор, [Электронный ресурс], - URL: http:// www.agroinvestor.ru/analytics/news/ 29889-eksperty-raskritikovali-vypolnenie-gosprogrammy-apk/ (Дата обращения: 20.06.2018)

15 Росстат. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств. [Электронный ресурс], - URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connec1/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/economy/# (Дата обращения: 20.06.2018)

16 В России не используется 44% сельхозугодий, Агроинвестор, [Электронный ресурс], - URL: http:// www.agroinvestor.ru/analytics/news/ 29033-44-selkhozugodiy-v-rossii-ne-ispolzuyutsya/ (Дата обращения: 20.06.2018)

17 ФГБУ Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса, Участие иностранного капитала в пищевой промышленности России, [Электронный ресурс], -URL: http://mcx-consult.ru/d/77622/d/ uchastie-innostrannogo-kapitala-v-pischevoy-promylennosti-rossii_analiz.pdf (Дата обращения: 20.06.2018)

18 WSJ назвала экспорт российской пшеницы угрозой для фермеров из США, РБК, [Электронный ресурс], - URL: https:/ /www.rbc.ru/rbcfreenews/

(Дата обращения: 20.06.2018)

19 Абакумов И. Захваченные перспективы Агрохолдинги могут оставить страну без сельского населения [Электронный ресурс], - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3112925

20 Талеб Нассим Николас Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса/Нассим Николас Талеб; Пер. с англ. Н. Кара-ева.-М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017.768 с.

21 Understanding Cooperatives: How to Start a Cooperative Cooperative Information Report 45, Section 14, USDA, [Электронный ресурс], - URL: https:// www.rd.usda.gov/files/CIR45-14.pdf (Дата обращения: 20.06.2018)

22 Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предприниматель-

0 À

BS

S

i? ts

2 e

8

сч

СП £

Б

2 о

ства Центр развития кооперативов [Электронный ресурс], - URL: http://lcrk.ru (Дата обращения: 20.06.2018)

23 Самарханов Т. Г. Консультационная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению: проблемы и перспективы (по материалам мониторинга предоставления деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования в Российской Федерации, проведенного ФГБОУ ДПО ФЦСК АПК в 2015 году)

24 USDA Rural cooperatives January/ February 2018, [Электронный ресурс], -URL: https://www.rd.usda.gov/files/ CoopMagJanFeb2018.pdf (Дата обращения: 20.06.2018)

25 Минсельхоз РФ, Департамент развития сельских территорий Гранто-вая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. Информационное издание, Москва 2018

Place and role of farming and cooperation in the agricultural complex of Russia Inshakov A.A.

Plekhanov Russian University of Economics the Article is devoted to the study of the current state of the agricultural complex of Russia in the context of the analysis of the main producers of agricultural products. Based on the data of the all-Russian agricultural census 2016, the dynamics of the development of domestic agricultural enterprises was analyzed. The state programs of grant support and preferential crediting of small forms of economy in the village are estimated. The problem of information support of farming and cooperation is considered and the action for its improvement is offered. Key words: family farms, agricultural cooperatives, grants, subsidies, private households, advisory services, concessional lending, agroholdings.

Reference

1. Polozhenie del v oblasti prodovol"stviya i

sel"skogo xozyajstva ispol"zovanie prodovol"stvenny"x sistem dlya vseob«emlyushhix preobrazovanij v sel"skix rajonax [The situation in the field of food and agriculture, the use of food systems for comprehensive reforms in rural areas], Food and agriculture organization of the United Nations, Rome, 2017 [Electronic resource], URL: http://www.fao.org/3/a-I7658r.pdf (Дата обращения: 20.09.2018)

2. RESHENIE XXVII S»ezda AKKOR «Rol' fermerov v

uvelichenii sel'skohozyajstvennogo proizvodstva i razvitii sel'skih territorij» [Decision XXVII of AKKOR Congress « the role of farmers in increasing agricultural production and rural development»]. Moscow, 2016, [Electronic resource], URL:http:// www.akkor.ru/sites/default/files/ o_roli_fermerov-_osnovnoe_reshenie.pdf (Accessed 19.08.2018).

3. Agropromyshlennyj kompleks Rossii v 2015

godu, nauch. izd.[Agro-industrial complex of Russia in 2015, scientific. ed.] M: FGNU «Rosinformagrotekh», 2016

4. Proizvodstvenno-ehkonomicheskie pokazateli

APK, vklyuchaya malye formy hozyajstvovaniya za 2009 - 2015 gody, AKKOR,[Production and economic indicators of agribusiness, including small businesses for 2009-2015 years, ACCOR]

, [Electronic resource], URL: http:// www.akkor.ru/ (Accessed 15.07.2018).

5. N. I. SHagajda, V. YA. Uzun Tendencii razvitiya i

osnovnye vyzovy agrarnogo sektora Rossii. Analiticheskij doklad[N. I. shagayda, V. ya. Uzun development Trends and main challenges of the Russian agricultural sector. Analytical report]. 2017

6. Itogi Vserossijskoj sel'skohozyajstvennoj perepisi

2018 goda (v 8 tomah). Tom 2. CHislo ob»ektov Vserossijskoj sel'skohozyajstvennoj perepisi 2016 goda. Trudovye resursy i ih harakter. Oficial'noe izdanie [Results of the all-Russian agricultural census of 2018 (in 8 volumes). Volume 2. The number of objects of the all-Russian agricultural census in 2016. Human resources and their nature. Official publication] M.: NIC «Statistika Rossii» [SIC «Statistics of Russia»], 2018, p. 139, 141. Calculations are made by the authors.

7. Analiz problem i tendencij razvitiya agropromyshlennogo proizvodstva, informacionnyj otchet[Analysis of problems and trends in the development of agricultural production, information report]. FGNU «Rosinformagrotekh»; pravdinskiy, 2017, [Electronic resource], URL: www.rosinformagrotech.ru/sites/default/files/ files/0TCHET_TENDENTSII_APK_2017.pdf (Accessed 18.07.2018).

8. Nacional'nyj doklad «O hode i rezul'tatah realizacii

v 2017 god u Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» [National report «on the progress and results of the implementation of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 in 2017 »]. The Ministry of agriculture of the Russian Federation, Moscow 2018, p. 247

9. Development of cooperation is a priority direction

of the Ministry of agriculture of Russia, V. P. Svezhenets Golden autumn -[Electronic resource], URL: http://mcx.ru/upload/iblock/ e45/e45eafc194a3af2871460fa11f65fa9d.pdf (Accessed 19.07.2018).

10. Issledovanie provedeno v sootvetstvii s grantom RFFI № 18-010-00437 «Kooperaciya kak instrument razvitiya sel'skih territorij i ehkonomicheskoj samoorganizacii naseleniya»[ The study was conducted in accordance with the grant of RFBR № 18-010-00437 « Cooperation as a tool for the development of rural areas and economic self-organization of the population»]

11. Opyt grantovoj podderzhki razvitiya sel'skohozyajstvennyh potrebitel'skih kooperativov. Analiticheskaya spravka[Experience in grant support of the development of agricultural consumer cooperatives. Analytical information] Korolkova A. P. Pravdinsky, 2017. - [Electronic resource], URL: http://www.rosinformagrotech.ru/sites/default/ files/files/ SPRAVKA_GRANTY_K00PERATIV0V_2017.pdf (Accessed 19.07.2018).

12. O hode realizacii v 2012-2015 godah meropriyatij podprogrammy «Podderzhka malyh form hozyajstvovaniya» Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'ckohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 20132020 gody:

13. Po voprosu realizacii mekhanizma l'gotnogo kreditovaniya MFH v 2018 godu[On the issue of implementing the mechanism of preferential crediting of the IIHF in 2018]. The Ministry of agriculture of the Russian Federation, [Electronic resource], URL: http://mcx.ru/ (Accessed 05.08.2018).

14. EHksperty raskritikovali vypolnenie gosprogrammy APK, Agroinvestor,[ Experts

criticized the implementation of the state program of agriculture, Agroinvestor] [Electronic resource], URL: http:// www.agroinvestor.ru/analytics/news/29889-eksperty-raskritikovali-vypolnenie-gosprogrammy-apk/ (Accessed 18.08.2018).

15. Rosstat. Produkciya sel'skogo hozyajstva po kategoriyam hozyajstv.[ Rosstat. Agricultural products by categories of farms] [Electronic resource], URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/economy/# (Accessed 20.08.2018).

16. V Rossii ne ispol'zuetsya 44% sel'hozugodij, Agroinvestor,[Russia has not used 44% of farmland, Agroinvestor] [Electronic resource], URL: http://www.agroinvestor.ru/analytics/ news/29033-44-selkhozugodiy-v-rossii-ne-ispolzuyutsya/ (Accessed 03.08.2018).

17. FGBU Uchebno-metodicheskij centr sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya i perepodgotovki kadrov agropromyshlennogo kompleksa, Uchastie inostrannogo kapitala v pishchevoj promyshlennosti Rossii[Educational and methodical center of agricultural consulting and retraining of personnel of agro-industrial complex, Participation of foreign capital in the food industry of Russia] [Electronic resource], URL: : http://mcx-consult.ru/d/77622/d/uchastie-innostrannogo-kapitala-v-pischevoy-promylennosti-rossii_analiz.pdf (Accessed 21.08.2018).

18. The WSJ called the export of Russian wheat a threat to farmers from the United States, RBC, [Electronic resource], URL: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5ba87a4c9a7947807cd7249d?ut m_source=yxnews&utm_medium=desktop (Accessed 25.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Abakumov I. Captured prospects. Agricultural holdings can leave the country without rural population. [Electronic resource], URL: https:/ /www.kommersant.ru/doc/3112925 (Accessed: 24.08.2018)

20. Nassim Nicholas Taleb Antifragile. Things that gain from disorfer .-Moscow: Kolibri, Azbuka-Atticus, 2017.-768 p.

21. Understanding Cooperatives: How to Start a Cooperative Cooperative Information Report 45, Section 14, USDA, [Electronic resource]. - URL: https://www.rd.usda.gov/files/CIR45-14.pdf (Accessed 15.09.2018).

22. Lipetsk regional Fund for small and medium-sized enterprises development center of cooperatives. [Electronic resource], URL: http://lcrk.ru (Accessed 18.09.2018).

23. Samarhanov T. G. Konsul'tacionnaya pomoshch' sel'skohozyajstvennym tovaroproizvoditelyam i sel'skomu naseleniyu: problemy i perspektivy (po materialam monitoringa predostavleniya deyatel'nosti organizacij sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya v Rossijskoj Federacii, provedennogo FGBOU DPO FCSK APK v 2015 godu) [ Samerkhanov T. G. Consulting assistance to agricultural producers and rural population: problems and prospects (on materials of monitoring of provision of activity of the organizations of agricultural consulting in the Russian Federation, FGBOU DPO held FCSC APC in 2015)]

24. USDA Rural cooperatives January/February 2018, [Electronic resource], - URL: https:// www.rd.usda.gov/files/ CoopMagJanFeb2018.pdf (Accessed 03.09.2018).

25. Minsel'hoz RF, Departament razvitiya sel'skih territorij Grantovaya podderzhka sel'skohozyajstvennyh potrebitel'skih kooperativov dlya razvitiya material'no-tekhnicheskoj bazy. Informacionnoe izdanie[Ministry of agriculture of the Russian Federation, Department of rural development Grant support for agricultural consumer cooperatives for the development of material and technical base. Information publication]. Moscow 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.