Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА'

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / ПРАВОПОРЯДОК / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CONCEPT OF NATIONAL SECURITY / БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / BIOLOGICAL DIVERSITY / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / LAW-ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушко Ольга Александровна

В статье рассматривается соотношение национальной и общественной безопасности, которые включают в себя элементы содержания экологической безопасности. Анализируются мнения ученых по вопросу признания самостоятельной природы экологической безопасности в системе национальной (государственной) безопасности, что вызывает определенный интерес. Уделяется внимание значению экологической безопасности, которое заключается в многоаспектности данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE NAD ROLE OF ENVIRONMENTAL SECURITY IN THE SYSTEM OF PUBLIC SAFETY

In the article viewed the correlation of national and public safety, that include in it an elements of the content of environmental security. It analysed the opinions of scientists on the question of recognition of the independent nature of environmental security in the system of national (state) security, that is some interest. Attention is paid to the importance of environmental security, that is in the multidimensional of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА»

7. Cisneros D. Virtual child pornography on the Internet: a «virtual» victim? // Duke Law & Technology Review. 2002. Vol. 19. P. 19-28.

8. Ermakov V.D. Prichiny i usloviya, sposobstvuyushchie prestupnosti nesovershennoletnih. M., 1986. 178 s.

9. Miller A.I. Protivopravnoe povedenie nesovershennoletnih. Genezis i rannyaya profilaktika. Kiev: Naukova Dumka, 1985. 148 s.

10. Pankratov V.V. Problemy preduprezhdeniya pravonarushenij uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh shkol M., 1990. 65 s.

11. Bezhencev A.A. Sistema profilaktiki pravonarushenij nesovershennoletnih: uchebnoe posobie. M.: Flinta: MPSI, 2012. 295 s.

12. Antyufeeva O.S. Ugolovnaya politika Rossii v sfere profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnih: pravovye problemy: monografiya. Voskresensk: Voskresenskij fil. NOU VPO "RosNOU", 2012. 150 s.

13. Aksenova-Sorohtej YU.N. Kriminalisticheskaya profilaktika prestuplenij nesovershennoletnih: monografiya. M.: YUrlitinform, 2012. 150 s.

14. Kudryavcev V.N. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih. M., 1965. 102 s.

15. Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.06.1999, № 26, st. 3177.

16. Zakon Kemerovskoj oblasti ot 17 yanvarya 2005 goda № 11-OZ «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Kemerovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/990304836

17. Zakon Belgorodskoj oblasti ot 13 dekabrya 2000 goda №»122 «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Belgorodskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/469020934

18. Zakon Tverskoj oblasti ot 14 fevralya 2007 goda № 6-ZO «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Tverskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL:http://docs.cntd.ru/document/936011334

19. Zakon goroda Moskvy ot 7 aprelya 1999 goda №16 «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v gorode Moskve» // Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/901735067

20. Federal'nyj zakon ot 23.06.2016 g. 182-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/420361608

21. Zakon Moskovskoj oblasti ot 04.12.2009 № 148/2009-OZ «O merah po preduprezhdeniyu prichineniya vreda zdorov'yu i razvitiyu nesovershennoletnih v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/895228194

22. Zakon Moskovskoj oblasti ot 30 dekabrya 2005 goda №273/2005-OZ «O komissiyah po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/5811598

23. Zakon Moskovskoj oblasti ot 4 dekabrya 2009 goda № 148-2009-OZ «O merah po preduprezhdeniyu prichineniya vreda zdorov'yu i razvitiyu nesovershennoletnih v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/895228194

24. Zakon Moskovskoj oblasti ot 24 dekabrya 2010 goda № 176/2010-OZ «O zashchite nesovershennoletnih ot ugrozy alkogol'noj zavisimosti i profilaktike alkogolizma sredi nesovershennoletnih v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/895278740

25. Postanovleniem Gubernatora Moskovskoj oblasti ot 03.08. 2006 № 101-PG «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii individual'noj profilakticheskoj raboty s nesovershennoletnimi, nahodyashchimisya v obstanovke, predstavlyayushchej ugrozu ih zhizni ili zdorov'yu» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/445734

26. Otchety dolzhnostnyh lic // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: https://50.mvd.rf/DEJATELNOST/Otcheti_dolzhnostnih_lic; Otchety dolzhnostnyh lic za 2017 god // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: https://orekhovo-zuevo.50.mvd.rf/DEJATELNOST/Otcheti_dolzhnostnih_lic/otchet-dolzhnostnih-lic-za-2017/

27. Prikaz MVD Rossii № 845 ot 15.10.2013g. «Ob utverzhdenii instrukcii po organizacii podrazdelenij po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del RF» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://63.mvd.rl/document/2383828

28. Bastrykin poobeshchal razobrat'sya s «sajtami smerti» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2017/03/02/bastrykin-poobeshchal-razobratsia-s-sajtami-smerti.html

Kolichestvo detskih suicidov v Rossii rastyot ne tol'ko iz-za «grupp smerti» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/incidents/36478840/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

29. V kontakte so smert'yu. Mogli li socseti dovesti rebenka do samoubijstv [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2016/05/22/mogut-li-socialnye-seti-dovesti-rebenka-do-samoubijstva.html

30. Klyuchkova E.I. Vozdejstvie interneta na suicidal'noe povedenie molodezhi // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2014. №1. 69-72.

31. Chmielowiec J. Health politics and strategies of action against drug addiction in European countries and the States / J. Chmielowiec, A. Rajewski // Family Medicine and Primary Care Review. 2012. Vol. 14, № 1. P. 97-98.

32. Seddon T. Drugs, Crime and Social Exclusion: Social Context and Social Theory in British Drugs-Crime Research / T. Seddon // The British Journal of Criminology. 2006. Vol. 46, iss. 4. P. 680-702.

33. Koryagina S.A. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih posredstvom primeneniya mer ugolovno-pravovogo haraktera, vlekushchih sudimost': Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk, 2004. 22 s.

34. Viktimologicheskaya harakteristika regional'noj prestupnosti i ee preduprezhdenie / pod red. A.L. Repeckoj. M.: Academia, 2008. 304 s.

БЕЛЯСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Государственного гуманитарно-технологического университета. (Belyasov_sergei@mail.ru).

ПИРОГОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - старший преподаватель кафедры публичного права Государственного гуманитарно-технологического университета. (Pirogov54@mail.ru)..

BELYASOV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor Department of Public Law, State University of Humanities and Technology.

PIROGOV, VLADIMIR P. - Senior Lecturer, Department of Public Law, State University of Humanities and Technology.

УДК 349.6

ГЛУШКО О.А.

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: экологическая безопасность, национальная безопасность, общественная безопасность, правопорядок, Концепция национальной безопасности, биологическое разнообразие, охрана окружающей среды, экологическое образование.

В статье рассматривается соотношение национальной и общественной безопасности, которые включают в себя элементы содержания экологической безопасности. Анализируются мнения ученых по вопросу признания самостоятельной природы

экологической безопасности в системе национальной (государственной) безопасности, что вызывает определенный интерес. Уделяется внимание значению экологической безопасности, которое заключается в многоаспектности данного явления.

GLUSHKO, O.A.

THE PLACE NAD ROLE OF ENVIRONMENTAL SECURITY IN THE SYSTEM OF PUBLIC SAFETY

Keywords: environmental security, national security, public safety, law-order, Concept of national security, biological diversity, environmental protection, environmental education.

In the article viewed the correlation of national and public safety, that include in it an elements of the content of environmental security. It analysed the opinions of scientists on the question of recognition of the independent nature of environmental security in the system of national (state) security, that is some interest. Attention is paid to the importance of environmental security, that is in the multidimensional of this phenomenon.

Для определения места и роли экологической безопасности в системе общественной безопасности (безопасности общества) следует проанализировать соотношение трех ключевых для целей нашего исследования категорий: национальная безопасность, общественная безопасность и экологическая безопасность.

В ходе анализа легальных определений нужно учесть, что национальная (или государственная) безопасность Российской Федерации представляет собой элемент более широкой системы международной безопасности, охватывающий все виды безопасности в пределах национальной юрисдикции РФ, который включает оборонную (военную) безопасность, общественную безопасность, экологическую безопасность, пожарную безопасность, дорожную и транспортную безопасность, промышленную безопасность, радиационную безопасность и т. п.

Указанный подход о первооснове национальной (государственной) безопасности поддерживается большинством исследователей данного феномена, которые обосновывают свою позицию следующими аргументами: первичность национальной безопасности обеспечивается нормативным закреплением данного подхода в действующем российском законодательстве; цивилизационная (общечеловеческая) сущность государства заключается в его политической роли (осуществляет политическую власть над проживающим на его территории обществом, обеспечивая его нормальное функционирование) [1]; государственная безопасность представляет собой взаимодействие двух подсистем: внутренней (безопасность личности, социальной группы, общества, государства в целом, народа) и внешней (региональная безопасность, безопасность мирового сообщества, экологическая безопасность) [2]. Приведенные положения наглядно показывают иерархию системы государственной безопасности.

Перечисленные аргументы следует подвергнуть определенному критическому анализу. Так, вряд ли можно согласить с утверждением, что внутренними подсистемами государственной безопасности являются само государство и народ. Государственная безопасность как система не может иметь в себе идентичную подсистему. Нам представляется, что общественная безопасность включает в себя и безопасность народа, так как различие данных категорий весьма не велико.

Под народом понимается «все население определенной страны» [3, с. 858]; «общество» в широком смысле - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей», в узком - исторически конкретный тип социальной системы [3, с.910]. Таким образом, в философском смысле указанные категории не равнозначны. Однако в рамках нашего исследования следует признать категории «народ» и «общество» как идентичные, означающие определенное население (граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства), проживающее и осуществляющее деятельность в определенный исторический период на территории определенного государства, находясь под его юрисдикцией. В данном контексте внутренние подсистемы безопасности общества и безопасности народа нуждаются в объединении. Приведенные положения вряд ли позволяют признать, что общественная безопасность является центральной подсистемой единой системы государственной (национальной) безопасности, равно как и с подход о том, что первичность национальной безопасности обеспечивается

нормативным закреплением в действующем российском законодательстве. Формируя нормативно-правовую базу обеспечения безопасности, государство, прежде всего, делает упор на собственную безопасность и лишь в последствие обращает внимание на безопасность отдельной личности, что является в принципе традицией российской государственности. Это, однако, противоречит провозглашенным конституционным нормам о приоритете прав и свобод личности, их высшей ценности, неотчуждаемости, признании и гарантировании государством (ст.ст. 2, 17, 18 Конституции РФ). Данные обстоятельства свидетельствуют о приоритете обеспечения безопасности личности при осуществлении ими прав и свобод. Осуществление же прав и свобод личности невозможно без формирования безопасного правопорядка для всех членов социума, т. е. безопасности общества, что обосновывает первичность данного феномена по отношению к безопасности государства. Общество (нация) - основа любого государства и, как следствие, обеспечение общества -основа обеспечения государства от внутренних и внешних угроз.

С учетом изложенного следует признать, что общественная безопасность (безопасность общества) является всеобъемлющей категорией, охватывающей все существующие виды безопасности, вне зависимости от тех критериев, которые используются для ее классификации. В свою очередь национальная, или государственная, безопасность является ключевым видом общественной безопасности. Между ними проявляются функциональные связи, связи корреляции, поссидентная, пространственная и генетическая.

Генетическая связь общественной и государственной безопасности характеризуется тем, что общественная безопасность с необходимостью порождает безопасность государственную, как сердцевину первой. Поссидентная связь указанных видов безопасности свидетельствует о том, что необходимость общественной безопасности с безусловностью порождает необходимость формирования и обеспечения государственной (национальной) безопасности. Корреляционная связь заключается в том, что изменение и развитие системы обеспечения общественной безопасности с безусловностью влечет изменение и развитие системы национальной безопасности, и наоборот. Пространственная связь заключается в том, что общественная и национальная безопасность осуществляется в определенных пространственных пределах (государство, субъект федеративного образования и муниципальное образование). Функциональная связь отражает взаимное влияние систем общественной и национальной безопасности друг на друга, обусловливая их взаимное формирование и развитие [4].

Государственная (национальная) безопасность как основной вид общественной безопасности - ключевая подсистема глобальной общественной безопасности, направленная на обеспечение нормального функционирования общества, социальных групп, индивида, государственного механизма и обслуживающих его лиц, т. е. касается социума, формирует и реализуется в социуме. Однако предлагаемая нами конструкция соотношения общественной и национальной безопасности не затрагивает среды, в которой данный социум функционирует, осуществляет жизнедеятельность. Данной средой является экосистема той территории, где существует общество и государство. Таким образом, возникает вопрос о месте экологической безопасности по отношению к общественной и национальной (государственной) безопасности.

В настоящее время нет единства мнений по вопросу о месте экологической безопасности в многообразной системе видов данного состояния (правопорядка) и административно режима функционирования.

Нормативно-правовой подход к характеристике экологической безопасности характеризуется достаточной неопределенностью и размытостью в различных нормативных источниках. Анализ правовых актов, закрепляющих концепцию национальной и общественной безопасности в Российской Федерации, позволяет отметить некоторые противоречия, касающиеся содержания и места экологической безопасности в системе общественной и национальной безопасности.

Пункт 24 Концепции национальной безопасности предусматривает, что для обеспечения национальной безопасности Россия сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

а) повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения;

б) экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

в) наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

г) экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

д) стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Подчеркнем, что одним из приоритетов устойчивого развития является сосредоточение усилий и ресурсов в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, т. е. экологической системы, в которой функционирует российское общество.

Пункт 26 Концепции общественной безопасности предусматривает следующие экологические приоритеты:

а) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;

в) защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Соотношение данных приоритетов позволяет признать, что предлагаемые легальные Концепции национальной и общественной безопасности включают в себя элементы содержания экологической безопасности. Эти обстоятельства, основанные на нормативно-правовом закреплении, не позволяют признать самостоятельную природу экологической безопасности в системе национальной (государственной) безопасности, как это делают отдельные ученые [2].

Возникает противоречие между легальным закреплением места экологической безопасности в системе национальной безопасности и его доктринальным определением, поскольку экологическая безопасность является самостоятельным видом национальной безопасности Российской Федерации, выделяемым по признаку сфер жизнедеятельности [5].

Данный подход представляет определенный интерес. Во-первых, экосистема планеты есть та среда, где функционирует общество, которое является самостоятельным элементом экосистемы [6]. Во-вторых, окружающая среда, где функционирует общество, является именно внешней системой, которая напрямую воздействует на общество; одновременно общество влияет на окружающую среду, чаще всего в негативном аспекте (антропогенный аспект). В-третьих, в научной классификации видов безопасности экологическая безопасность выделяется как критерий сферы жизнедеятельности.

На основе изложенного можно сформулировать следующую систему безопасности. Общественная безопасность (социальная безопасность или безопасность общества) в зависимости от сфер жизнедеятельности складывается из двух подсистем: национальная (государственная) безопасность и экологическая безопасность.

Первой сферой жизнедеятельности человека является государство, его социальная организация, государственный механизм, социально-нормативная система. Общество в

данном случае является неотъемлемым элементом самого государства. Так, Л.С. Мамут отмечает, что представление о государстве следует свести к четырем группам, одной из которых являются «соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей» [7]. В.И. Червонюк подчеркивает, что государство как исторически сложившаяся, сознательно организованная система, управляющая обществом, как институт общества, который в границах определенной территории в соответствии с общепризнанными нормами человеческого общежития организует совместную жизнь людей, обеспечивает поддержание необходимого социального порядка [8].

Другой сферой жизнедеятельности общества является экологическая система, под которой понимается биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз, т. е. совокупность живых организмов), среды их обитания (биотоп - место жизни, неживые компоненты), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

Статья 2 Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. определяет экосистему как «динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое» [9]. Экологическая система как одна из сфер человеческой жизнедеятельности является важной средой обитания общества, которая нуждается в обеспечении для целей нормальной жизнедеятельности общества. Обеспечение нормального функционирования экосистемы осуществляется различными средствами и методами, среди которых не последнюю роль играет право.

В настоящее время правовой охране подлежат следующие объекты экосистемы Земли: естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы; отдельные природные объекты; особо охраняемые природные территории и объекты, имеющие заповедное значение [10]. М.М. Бринчук отмечает, что «учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского экологического права образуют отношения: собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию; по охране окружающей среды от разных форм деградации; по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» [11]. Такой подход значительно расширяет сферу взаимодействия человека и окружающей среды, что представляется достаточно обоснованным. Указанные автором общественные отношения, направленные на защиту и охрану наиболее важных общественных отношений, представляют для современного общества определенную ценность как среду его жизнедеятельности. В этой связи посредством права предпринимаются меры по обеспечению безопасности природной среды жизнедеятельности общества. Таким образом, общественная безопасность как состояние и режим функционирования социума складывается из двух основных подсистем, предопределяемых двумя основными сферами жизнедеятельности общества: социальной и природной.

Социальная сфера жизнедеятельности обеспечивается посредством национальной (государственной) безопасности, природная - посредством экологической безопасности. Экологическая безопасность в системе общественной безопасности выполняет значительную роль, заключающуюся в следующих аспектах:

1) формирует материальную основу безопасности общества, т. е. среды в которой общество функционирует. Этой средой является окружающая среда живой и неживой природы и ее отдельные элементы (природные, естественные феномены, отношения между людьми по поводу указанных объектов, что образует почву для правового регулирования отношений в области взаимодействия человека с окружающей средой, по использованию и охране природных ресурсов);

2) в рамках системы экологической безопасности реализуется экологическая функция государства.

В настоящее время существует несколько точек зрения на содержание экологической функции государства. По мнению В.В. Петрова, экологическая функция государства

выражается в обеспечении научно обоснованного соотношения экономических и экологических интересов общества, создании необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду [12]. М.М. Бринчук считает, что экологическая функция государства включает распоряжение в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, охрану окружающей среды от деградации, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц [13]. Экологическая функция осуществляется государством не только посредством созданного организационного механизма, но и механизма общественного, который является организационным механизмом гражданского общества.

Таким образом, роль экологической безопасности заключается в органической взаимосвязи двух основных подсистем общественной безопасности: национальной (государственной) безопасности и экологической безопасности.

3) система экологической безопасности основывается на политических, экономических, юридических и организационных факторах, предопределяющих содержание данной системы. Значение экологической безопасности заключается в многоаспектности данного явления, где политическая составляющая имеет целью сформировать государственную концепцию экологической безопасности, выражающую политическую волю государственной власти. Экономическая и организационная составляющая экологической безопасности заключается в системе экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т. п.), нормировании предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планировании охраны окружающей среды, проведении экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Юридическая составляющая экологической безопасности сводится к обширному нормативно-правовому регулированию общественных отношений, которые нами указывались ранее. В науке отмечается, что «в политике обеспечения национальной безопасности политические, социальные, экономические и другие интересы так же, как и духовные, и политические ценности, играют двоякую роль. С одной стороны, это существенная, стержневая составляющая самой политики обеспечения национальной безопасности, с другой - это приоритетный объект защиты» [14].

4) роль экологической безопасности заключается в многоаспектности ее обеспечения и многообразии тех угроз, которые воздействуют на экосистему как среду обитания человека, необходимости формирования экологической культуры общества. В настоящее время данная роль экологической безопасности должна стать приоритетной, так как уровень экологической культуры и экологического образования общества напрямую связан с эффективностью осуществления режима безопасности среды человеческого обитания. Как отмечают отдельные исследователи, «система обеспечения экологической безопасности, объединяя правовые, организационные, экономические, политические мероприятия, реализуемые государством, актуализирует усиление идеологического направления, в частности, совершенствование основ экологической культуры, развитие экологического образования» [15].

5) экологическая безопасность должна служить средством объединения в единое безопасное состояние естественной природной (экологической) среды [16] и антропогенных объектов, где чаще всего и возникают противоречия. Разрешить данное противоречие может научно-обоснованная концепция экологической безопасности как сформированная система взглядов, представлений, политических установок о состоянии защищенности общества от экологических угроз.

Приведенные положения позволяют отметить, что роль экологической безопасности может быть раскрыта в ходе дальнейшего исследования понятия и сущности данного явления.

Литература и источники

1. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 48-52.

2. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юридический институт МИИТа, 2002. С.21.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1982.

4. Жеребцов А.Н. Общая теория публично-правовой обязанности. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2013. С. 179-183.

5. Общая теория национальной безопасности / нод общ. ред. A.A. Прохожева. 2-е изд. М.: РАГС, 2005. С. 44.

6. Экосистемами могут быть названы только те объединения жизни и окружающей среды, которые характеризуются определенной стабильностью и обладают четко функционирующим внутренним круговоротом веществ (См. : Экологический словарь [Электронный ресурс]. URL.: http:// dic.academic.ru (дата обращения - 26.03.2018).

7. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 199б. № 4. С. S. S. Червонюк В.И. Теория государства и нрава. М.: Инфра-М, 200б. С. 87.

9. Конвенция о биологическом разнообразии (заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.0б.1992) // Бюллетень международных договоров.199б. № 9. С.3.

10. Пучинина Т.Г. Основы экологического нрава. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1999. С. 49-51.

11. Бринчук М.М. Экологическое нраво. М.: Эксмо, 2009. С. 24-25.

12. Петров В.В. Экологическое нраво России. М. : Бек, 1995. С.47.

13. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 199S. С. 59-61.

14. Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. 2-е изд., дон. М.: РАГС, 2008. С. 40.

15. Устьянцева О.В. Конституционно-правовые вопросы обеспечения экологической безопасности в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 1б-17.

16. Нецветаев А.Г. Экологическое нраво. М.: МЭСИ, 200б. С. 29.

References and Source

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Teoriya gosudarstva i prava. Kurs lekcij / pod red. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. M.: YUrist", 1997. S. 48-52.

2. Zelenkov M.YU. Pravovye osnovy obshchej teorii bezopasnosti Rossijskogo gosudarstva v XXI veke. M.: YUridicheskij institut MIIT, 2002. S.21.

3. Sovetskij ehnciklopedicheskij slovar' / gl. red. A.M. Prohorov. 2-e izd. M.: Sovetskaya ehnciklopediya, 1982.

4. ZHerebcov A.N. Obshchaya teoriya publichno-pravovoj obyazannosti. SPb.: YUridicheskij centr «Press», 2013. S. 179-183.

5. Obshchaya teoriya nacional'noj bezopasnosti / pod obshch. red. A.A. Prohozheva. - 2-e izd. M. : RAGS, 2005. S. 44.

6. EHkosistemami mogut byt' nazvany tol'ko te ob"edineniya zhizni i okruzhayushchej sredy, kotorye harakterizuyutsya opredelennoj stabil'nost'yu i obladayut chetko funkcioniruyushchim vnutrennim krugovorotom veshchestv (Sm. : EHkologicheskij slovar' [EHlektronnyj resurs]. URL.: http:// dic.academic.ru (data obrashcheniya - 26.03.2018)).

7. Mamut L.S. Gosudarstvo: polyusy predstavlenij // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 199б. N° 4. S. S.

8. CHervonyuk V.I. Teoriya gosudarstva i prava. M.: Infra-M, 2006. S. 87.

9. Konvenciya o biologicheskom raznoobrazii (zaklyuchena v g. Rio-de-ZHanejro 05.06.1992)// Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov.199б. N°9.

10. Puchinina T.G. Osnovy ehkologicheskogo prava. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gos. un-t, 1999. S. 49-51.

11. Brinchuk M.M. EHkologicheskoe pravo. M. : EHksmo, 2009. S. 24-25.

12. Petrov V.V. EHkologicheskoe pravo Rossii. M. : Bek, 1995. S.47.

13. Brinchuk M.M. EHkologicheskoe pravo (pravo okruzhayushchej sredy). M.: YUrist, 1998. S. 59-61.

14. Burkin A.I., Vozzhenikov A.V., Sineok N.V. Nacional'naya bezopasnost' Rossii v kontekste sovremennyh politicheskih processov. 2-e izd., dop. M. : RAGS, 2008. S. 40.

15. Ust'yanceva O.V. Konstitucionno-pravovye voprosy obespecheniya ehkologicheskoj bezopasnosti v sovremennoj Rossii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2012. S. 16-17.

16. Necvetaev A.G. EHkologicheskoe pravo. M.: MEHSI, 2006. S. 29.

ГЛУШКО ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра земельного, трудового и экологического права, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (olga.glushko.76@mail.ru) GLUSHKO, OLGA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Land, Labor and Environmental Law, Kuban State Agrarian University named after. I.T. Trubilin (olga.glushko.76@mail.ru).

УДК 347.1

БЕЛОБАБЧЕНКО М.К. НОВЕЛЛЫ ГК РФ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: договор займа, банковский счет, договор номинального счета, договор счета эскроу, договор публичного депозитного счета.

Предметом рассмотрения статьи являются изменения в части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, которые вступают в силу с 1 июня 2018 года, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 N 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они имеют целью расширение перечня используемых в хозяйственном обороте видов банковских счетов и уточнение режима и порядка заключения уже предусмотренных главой 45 ГК РФ договоров банковского счета (номинальный счет, счет эскроу, публичный депозитный счет). Автор проводит анализ режима использования каждого вида банковского счета, изучает возможность их применения в правоприменительной практике. Особое внимание уделено договору займа, в связи с изменением концептуального подхода к определению предмета договора займа. Если в настоящее время этот договор рассматривается как реальный, то после внесения изменений в ГК РФ договор займа может заключаться по модели консенсуального договора.

BELOBABCHENKO, M.K. NOVELS OF THE CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PART OF REGULATION OF

MONETARY-CREDIT RELATIONS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.