Научная статья на тему 'Институт национальной безопасности в политической системе общества'

Институт национальной безопасности в политической системе общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
696
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / PUBLIC SAFETY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарь Дмитрий Иванович, Орешкина Жанна Юрьевна

Статья посвящена теме безопасности государства, общества и личности как фактора сохранения стабильности политической системы национального государства в современных условиях. Одной из проблемных зон является соотношение понятия «национальная безопасность» с другими видами безопасности и влияние этого соотношения на политическую систему государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF NATIONAL SECURITY IN THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY

The article is devoted to the topic of the security of the state, society and personality as a factor of maintaining stability of the political system of the nation state in modern conditions. One of the problem areas is the correlation of the notion of "national security" with other types of security and the impact of this relationship on the political system of the state.

Текст научной работы на тему «Институт национальной безопасности в политической системе общества»

that an effective state personnel policy is an essential resource of the state and social management, to sustainable development and a reliable system of national security.

Keywords: public personnel policy, political image, public administration, political process, personnel work, public service, national security.

References

1. Teorija gosudarstva i prava: Hrestomatija. M., 2001. T. 1.

2. Tavokin E.P. Gosudarstvennye sluzhashhie (chast' 1: Samoocenka jeffektivnosti, delovyh i nravstvennyh kachestv) //

Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2010. № 2 [96]. S. 5-19.

3. Shvec L.G. Ot upravlenija personalom i kadrovoj raboty - k upravleniju chelovecheskimi resursami. Koncepcija HR-

menedzhmenta // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2013. № 3. S. 182-191.

4. Artjuhin O.A. Regional'nye osobennosti gosudarstvennoj politiki v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennoe i

municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2010. № 3. S. 102-108.

5. Ivanova L.L. Nadezhnost' kadrovogo sostava gosudarstvennoj sluzhby kak sostavljajushhaja kadrovoj bezopasnosti // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). 2011. T. 8. № 4.

6. Pljajs Ja.A. Social-demokratija v sovremennoj Rossii. Vnutrennjaja politika. Obozrevatel'. [Jelek-tronnyj resurs]

Rezhim dostupa: http://www.rau.suwww.rau.su/observer/N12_00/12_03.htm

УДК 32

ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Кобзарь магистрант, Ростовский юридический институт Российской правовой академии Дмитрий Минюста РФ

Иванович (344019, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. 14-линия, 50).

E-mail: [email protected] Орешкина аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Жанна Российской академии народного хозяйства и государственной службы Юрьевна при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена теме безопасности государства, общества и личности как фактора сохранения стабильности политической системы национального государства в современных условиях. Одной из проблемных зон является соотношение понятия «национальная безопасность» с другими видами безопасности и влияние этого соотношения на политическую систему государства.

Ключевые слова: политическая система, национальная безопасность, государственная безопасность.

Тема безопасности государства, общества и личности в контексте сохранения стабильности политической системы национального государства получила свое концептуальное развитие только в последние десятилетия, получив исследовательский потенциал в работах юристов, философов, социологов, политологов, представителей силовых структур. Правовое обеспечение, институциональная основа, научные концепции безопасности менялись с течением времени в соответствии с историческими и политическими обстоятельствами, уровнем научной мысли и под влиянием многих других факторов. В современной научной мысли сложились определенные концепты и подходы в исследованиях проблематики безопасности, в государстве и обществе образованы институты, обеспечивающие безопасность государства, общества и человека.

Но в исследованиях обеспечения безопасности триады «государство-общество-личность» осталось еще достаточно лакун, требующих дальнейшего осмысления и научного анализа. Одной из

проблемных зон является соотношение понятия «национальная безопасность» с другими видами безопасности и влияние этого соотношения на политическую систему государства.

Уже в философских трудах античных и средневековых мыслителей встречаются попытки осмысления понятия безопасности и ее места и роли в политической системе государства. Так, Томас Гоббс в работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного или гражданского» писал, что обеспечение безопасности общества является одной из главных функций государственной власти [1, с. 129]. Именно государство, стремясь сохранить существующую политическую систему, режим, власть и безопасность правящего сословия, обеспечило появление своей специальной функции - обеспечение безопасности, и специальных силовых структур, ответственных за выполнение этой функции.

Основным методом органов, осуществлявших обеспечение безопасности государства, было использование мер принуждения и насилия. Насилие присуще любому человеческому сообществу в той или иной мере и может быть стихийным, неорганизованным или, напротив, организованным. Негосударственное насилие, как правило, проявляется в бунтах, революциях, т.е. как протестное насилие масс, социальных групп (не принимая во внимание индивидуальное или криминальное насилие). Государственное же принуждение (насилие) организовано и легитимировано законом. К. Ясперс утверждает, что сдерживание разрушительного насилия масс уже оправдывает существование самого плохого государства [2, с. 339-340].

Тем не менее, безопасность от безопасности человека к безопасности государства стала выкристаллизовываться в юридических предписаниях и механизмах их реализации только в концу XIII века. Тогда же в полицейских функциях государства появилась функция защиты государства от внешних и внутренних угроз. К XIX веку сложилось два направления понимания обеспечения безопасности: первое содержало тотальный контроль над гражданами со стороны политической полиции, второе же отражало более прогрессивный взгляд - государство должно обеспечивать условия для безопасности своих граждан.

К настоящему времени понятие безопасности прошло путь от понимания ее как простой защиты индивида до сложной терминологии национальной и международной безопасности.

Анализ современного понимания безопасности и его исторической связи с политической системой позволяет выделить ряд закономерностей в развитии исследуемой категории и явления. На ранних этапах государствообразования функция государства в сфере безопасности не выделялась как особенная, также не существовало специальных органов, обеспечивающих безопасность государства и его политической системы.

Исторический процесс показал, что цивилизационное развитие общества не отменило угроз государству, обществу и личности, а, наоборот, с развитием технологий разрушения лишь усилило их. Уровень безопасности государства находится в обратной зависимости от уровня угроз во всех сферах его жизнедеятельности - как внутренних, так и внешних. Развитие государства, усложнение механизма управления государством привели к созданию специальных централизованных органов, обеспечивающих его безопасность по двум основным направлениям: политическому и общему. Политическая реальность показала, что органы, обеспечивающие безопасность существующего строя, эффективны в разрешении политических конфликтов, борьбе с оппозицией, но в ситуации острого социально-политического кризиса, требующего кардинальных изменений, не являются решающей политической силой.

Существующий в настоящее время термин «национальная безопасность» стал использоваться с появлением и развитием системы национальных государств, обладающих суверенитетом. Поэтому и трактовка понятия национальной безопасности в современном виде выглядит как способность государства сохранять свою территорию, ее целостность, свой суверенитет, свой политический строй и политическую систему, а также право и способность страны выступать самостоятельным субъектом в международных отношениях.

В разных государствах в зависимости от политического режима национальная безопасность в официальной терминологии укреплялась в разной степени. В Соединенных Штатах Америки термин

«национальная безопасность» вошел в официальный дискурс еще в первой половине XX века. В Советском Союзе вместо понятия «национальная безопасность» использовался термин «государственная безопасность», который, по мнению советского и коммунистического руководства, более точно отражал незыблемость основ политического строя советского государства и его границ. Из объективно существующей триады государство-общество-личность примат отдавался государству, так как согласно государственной идеологии интересы личности были подчинены интересам государства, которое есть государство класса пролетариата. Поэтому наказание за покушение на интересы государства преследовалось гораздо суровее, чем покушение против личности.

В реформенные 90-е годы XX века, с образованием Российской Федерации, был принят Федеральный закон «О безопасности» [3], в котором впервые в российской истории была официально закреплена защита всех трех объектов охраны - личности, общества и государства. Гарантом охраны выступало государство, являясь, таким образом, и субъектом, и объектом обеспечения безопасности. Необходимо также отметить, что впервые на первом месте стояла защита жизненно важных интересов личности.

Упомянутый закон не содержал еще дефиниции «национальная безопасность». В общественном дискурсе только начинали появляться идеи сохранения национальных ценностей, интересов и целей, озвученные в нескольких программных заявлениях общественных и государственных деятелей. Разработка и решение проблем национальной безопасности требовали наработки нового категориального аппарата, в основу которого должно было быть положено понятие нации, российской нации, нации-государства.

Необходимо заметить, что во время трансформационных общественных процессов происходит трансформация политической системы, а следовательно, меняются и закономерности, по которым определяются угрозы безопасности государства, с ними и методы парирования угроз. В такие временные и исторические моменты подвергается угрозе сам суверенитет государства, его независимость.

Требования времени, угрозы внешние и внутренние вызвали необходимость принятия в 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в которой впервые было сформулировано определение национальной безопасности: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [4]. Формулировка была еще недостаточно конкретна, но, тем не менее, в последующие годы началась активная разработка категориального аппарата темы национальной безопасности.

С учетом нового знания в общей теории безопасности в 2010 году был принят новый Федеральный закон «О безопасности», который признал понятие «безопасность» тождественным понятию «национальная безопасность» (Ст. 1) и включающим в себя разные виды безопасности: общественную, государства, экологическую, личности и другие [5].

Важный вклад в правовое обеспечение национальной безопасности новый закон внес через установление таких принципов, как необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина, законность защиты, системность и комплексность мер защиты, которые должны осуществлять органы государственной власти всех уровней во всех сферах жизни российского государства. Законодательство устанавливает приоритет превентивных мер обеспечения национальной безопасности и необходимость взаимодействия органов государственной власти, организаций (в то числе международных) и граждан в целях обеспечения безопасности.

Таким образом, понятие мер по обеспечению безопасности в общем виде можно рассматривать как деятельность, результатом которой должно быть обеспечение безопасности в узком и широком смысле. Узкая трактовка - достижение состояния отсутствия опасности несколько теоретического характера. Широкое понимание - обеспечение безопасности от реальных угроз соответствующими структурами власти. Деятельность спецслужб предполагает системность и создание сложного механизма обеспечения национальной безопасности с целью выявления, предотвращения и пресечения внутренних угроз безопасности государства.

Для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства разрабатывается комплекс мер по парированию различных угроз национальной безопасности. Эти меры предусматривают определенные принципы взаимоотношений между субъектами процесса обеспечения безопасности, ограничения, накладываемые нормативно-правовой базой, меры упреждения и блокирования угроз.

Процесс обеспечения национальной безопасности касается приватной сферы индивида и ставит его перед выбором между его стремлением к расширению своих прав и свобод и необходимостью их ограничения во имя обеспечения безопасности.

Литература

1. Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 736 c.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991. 528 c.

3. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // URL: http://base.garant.ru/10136200/

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 00 // URL: http://www.scrf.gov.ru/documentsy1.html

5. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

Kobzar Dmitry Ivanovich, a master, Rostov Law Institute of Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation (50, street 14 a-line, Rostov-on-Don, 344019, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Oreshkina Janna Yurievna, a postgraduate, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

THE INSTITUTE OF NATIONAL SECURITY IN THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY

Abstract

The article is devoted to the topic of the security of the state, society and personality as a factor of maintaining stability of the political system of the nation state in modern conditions. One of the problem areas is the correlation of the notion of "national security" with other types of security and the impact of this relationship on the political system of the state.

Keywords: political system, national security, public safety.

References

1. Gobbs T. Soch. v 2-h tomah. T. 2. M.: Mysl', 1991. 736 c.

2. Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii. M.,1991. 528 c.

3. Zakon RF ot 5 marta 1992 g. № 2446-1 «O bezopasnosti» // URL: http://base.garant.ru/10136200/

4. Koncepcija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 1997 g. № 1300 00 // URL: http://www.scrlgov.rn/documents/lhtml

5. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ «O bezopasnosti» // URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.