Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КРИТЕРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА И КУЛЬТУРЫ / КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД / НОВОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / НООНОМИКА / НООЦЕННОСТИ / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хабибуллина З.Р.

В статье исследуется нарастающий доктринальный кризис современной либеральной экономической системы, который под тяжестью собственных противоречий обострил целый ряд глобальных угроз и конфликтов мирового масштаба. Показано, что результатом такого процесса стала тотальная несвобода человека - человека как личности, как работника, как потребителя и др. Поднимается вопрос о необходимости поиска нового вектора цивилизационного развития, основанного на принципиально отличной от ныне господствующей, но стремительно исчерпывающей свой потенциал западной (преимущественно проамериканской) модели развития. Новый способ хозяйствования потребует трансформации многих социальных институтов и отношений, а также нового качества человека. Приоритетным стратегическим направлением должно стать стремление к удовлетворению общественных, основанных на высших критериях человеческого разума и культуры, а не частнопредпринимательских, ориентированных на извлечение денежной наживы, интересов. Обосновано, что методологическое ядро развиваемой проф. С.Д. Бодруновым концепции ноономики через новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2) позволяет спроектировать качественно новую модель общественного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF A HUMAN IN THE AGE OF GLOBAL WORLD TRANSFORMATION

The growing doctrinal crisis of the modern liberal economic system is under analysis. Under the weight of its own contradictions, it has aggravated a number of global threats and world-scale conflicts. It is shown that the result of such a process is the total lack of personal freedom: as a person, as an employee, as a consumer, etc. The author raises the question about the need of searching for a new vector of civilizational advancement based on a model, fundamentally different from the currently dominant, but rapidly exhausting its potential, western (predominantly pro-American) development model. A new way of managing will require the transformation of many social institutions and relations, and a new quality of a person as well. The priority strategic direction should be the desire to satisfy public interests based on the highest criteria of human reason and culture, rather than private business interests focused on extracting money. The author elaborates that the methodological core of the concept of noonomy developed by Prof. S. D. Bodrunov makes it possible to design a qualitatively new model of social interaction via means of the new industrial society of the second generation (NIS.2).

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Хабибуллина З.Р.

DOI: 10.37930/2782-618Х-2022-1-3-106-111 З.Р. Хабибуллина

Институт нового индустриального развития имени С.Ю. Витте (Санкт-Петербург, Россия)

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ МИРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ1

Аннотация: в статье исследуется нарастающий доктринальный кризис современной либеральной экономической системы, который под тяжестью собственных противоречий обострил целый ряд глобальных угроз и конфликтов мирового масштаба. Показано, что результатом такого процесса стала тотальная несвобода человека - человека как личности, как работника, как потребителя и др. Поднимается вопрос о необходимости поиска нового вектора цивилизационного развития, основанного на принципиально отличной от ныне господствующей, но стремительно исчерпывающей свой потенциал западной (преимущественно проамериканской) модели развития. Новый способ хозяйствования потребует трансформации многих социальных институтов и отношений, а также нового качества человека. Приоритетным стратегическим направлением должно стать стремление к удовлетворению общественных, основанных на высших критериях человеческого разума и культуры, а не частнопредпринимательских, ориентированных на извлечение денежной наживы, интересов. Обосновано, что методологическое ядро развиваемой проф. С.Д. Бодруновым концепции ноономики через новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2) позволяет спроектировать качественно новую модель общественного взаимодействия.

Ключевые слова: глобальная трансформация, критерии человеческого разума и культуры, качественный скачок, культурно-исторический и генетический код, новое индустриальное общество, ноономика, нооценности, цивилизационное развитие.

Для цитирования: Хабибуллина З.Р. (2022). Место и роль человека в эпоху глобальной мировой трансформации // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. Т. 1, № 3, С. 106-111. DOI: 10.37930/2782-618Х-2022-1-3-106-111

Zenfira R. Khabibullina

S.Y. Witte Institute for New Industrial Development (Saint Petersburg, Russia)

THE PLACE AND ROLE OF A HUMAN IN THE AGE OF GLOBAL WORLD TRANSFORMATION

Abstract: the growing doctrinal crisis of the modern liberal economic system is under analysis. Under the weight of its own contradictions, it has aggravated a number of global threats

1 Подготовлено по материалам доклада на семинаре Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте «От теории ноосферы - к теории ноономики», 26 октября 2022 г.

XaSuSynnuHa 3.P.

and world-scale conflicts. It is shown that the result of such a process is the total lack of personal freedom: as a person, as an employee, as a consumer, etc. The author raises the question about the need of searching for a new vector of civilizational advancement based on a model, fundamentally different from the currently dominant, but rapidly exhausting its potential, western (predominantly pro-American) development model. A new way of managing will require the transformation of many social institutions and relations, and a new quality of a person as well. The priority strategic direction should be the desire to satisfy public interests based on the highest criteria of human reason and culture, rather than private business interests focused on extracting money. The author elaborates that the methodological core of the concept of noonomy developed by Prof. S. D. Bodrunov makes it possible to design a qualitatively new model of social interaction via means of the new industrial society of the second generation (NIS.2).

Keywords: global transformation, criteria for human mind and culture, a qualitative leap, cultural-historical and genetic code, new industrial society, noonomy, noovalues, civilizational development.

For citation: Khabibullina Z.R. (2022). The place and role of a human in the age of global world transformation. Noonomy and Noosociety. Almanac of Scientific Works of the S.Y. Witte INID, vol. 1, no. 3, pp. 106-111. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-3-106-111

lt№**ifZ. R.

тшштш шшмшшшъ &.штшттз)

(nii.2)

r. (2022). rnrnrn

^Х^ЖтЪШРЯШЯШ. vol. 1, no. 3, pp. 106-111. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-3-106-111

Череда происходящих в мире разноплановых событий (глобальные экономические кризисы, ковидная пандемия, экологические угрозы, общая геополитическая нестабильность и непредсказуемость принимаемых на международном уровне дипломатических решений

Хабибуллина З.Р.

на фоне политического лицемерия лидеров НАТОвского блока, торговые, санкционные, продовольственные и энергетические войны, социальные волнения и конфликты, переходящие в скрытые или открытые формы интервенций и другие тревожные процессы настоящего) обнажили глубокие структурные противоречия рыночной экономики, подтверждая убежденность не столько в доктринальном кризисе неоклассицизма (см., напр.: [Хабибуллина, 2022]) и системной нежизнестойкости западной модели развития в долгосрочной перспективе, сколько в необходимости остальному миру начать активно противостоять проамериканской идеологии - неоколониальной по своему содержанию - расширяя и отстаивая логику солидарного участия в интересах благополучия социального большинства, а не господства избранных, так называемого «золотого миллиарда». В этом, собственно, заключается ключевое предназначение пока только формирующегося на наших глазах качественно нового мироустройства. Пространства, где не будет сегрегации мировой цивилизации на достойных и не достойных лучшей жизни - так называемых «жителей сада» и «жителей джунглей», как недавно высказался глава европейской дипломатии Ж. Боррель в бельгийском Брюгге.

Очевидно, новый порядок мира не может быть сконструирован по уже не работающим сегодня стандартам и шаблонам рыночного фундаментализма, которые, как показала реальность, декларируют незыблемость либеральных принципов исключительно в теоретичной плоскости, сами таковыми не являясь. Рассуждая о свободной торговле, рыночном равновесии, экономической открытости, равноправной конкуренции, прозрачности институтов государственной власти, верховенстве права, добросовестном исполнении сторонами контракта взятых на себя договорных обязательств и других принципах, западные идеологи де-факто лишь усиливают тотальную несвободу человека практически во всех сферах жизнедеятельности - человека как личности, как работника, как потребителя и др.

Благовидные на первый взгляд постулаты неоклассической экономической теории скрывают за собой далеко не благородные цели. Неизменными спутниками западной мировой экономики выступают экономическая власть глобального рынка и капитала, товарно-денежный фетишизм, отчуждение субъекта труда от результатов собственной деятельности, опредмечивание его квалификационных способностей (низведение к функции), слом базовых духовно-нравственных ценностей и традиций народов мира, отрицание их культурно-исторического и генетического кода, наконец - оболванивание широких слоев населения в погоне культивировать послушных (легкоманипулируемых) потребителей и другое. В этой связи остается только согласиться с известным тезисом: «На Западе - все понарошку, кроме денег».

В конечном счете человечество оказалось в ситуации чрезвычайного социально-экономического неравенства и несправедливости, до предела усугубившей превосходство одних людей/регионов над другими. Разорвать порочный круг представляется возможным, только если в основу социального прогресса будет положена идея по-настоящему открытого и равноправного диалога цивилизаций. Где не будет двойных стандартов, управляемого общественного мнения, навязанной «единой истины», а решения будут приниматься исходя из интересов всех без исключения. В этой связи встает вопрос поиска нового вектора цивилизационного развития - того самого качественного скачка, который будет нацелен на созидающее, а не поляризующее мир начало - на воспроизводство общественных,

Хабибуллина З.Р.

а не частных благ, на преодоление глобальных мировых проблем и противоречий, а не их накопление и обострение.

Новое качество жизни потребует и новое качество человека. На смену «расчетливому эгоисту», согласующему свои действия исходя из соображений денежной наживы, должен прийти другой тип личности - «человек разумный» во всех смыслах этого слова, для которого в приоритете не личная заинтересованность и социальная конфликтность, а взаимоуважительный диалог и паритет интересов. Система его мировоззренческих установок, ценностные предпочтения, содержание деятельностного процесса, поведение, стиль мышления, образ жизни и другие параметры должны диаметрально отличаться от утилитарных (зоологических) потребностей и стимулов «человека экономического».

Другими словами, в новой системе хозяйствования основой человеческой жизни провозглашаются не экономические - выражаемые в натурально-стоимостной форме - императивы, а общенациональные интересы и ценности, ориентированные на развитие творчески мыслящих и социально ответственных людей. Это позволит разрешить многочисленные проблемы современности, серьезно блокирующие прогресс.

Не секрет, основополагающим источником прогресса является разум - результат умственной деятельности человека. Ровно поэтому от того, на достижение каких целей будет направлена энергия человеческого мышления зависит то, по каким нормам будет жить и развиваться мировое сообщество в конкретно взятом промежутке времени. Следовательно, непреходящей задачей остается правильная расстановка долгосрочных стратегических приоритетов, опирающихся на высшие критерии человеческого разума и культуры. В противном случае возрастает риск завернуть не туда и сползти в так называемую зону ошибок рынка, в очередной раз уйдя по ложному пути.

Научно-техническую революцию (НТР) невозможно совершить без передовых научных знаний и высоких технологий. Это не подвергающийся сомнению факт. Другое дело, что в различные этапы развития уровень интеллектуального и технологического потенциала существенно отличается. Но главное не в этом. Корень проблемы заключается в том, чтобы в погоне за удовлетворением постоянно растущих потребностей человек не потерял чувства меры, а вместе с этим и самого себя.

Как известно, в основе человеческой жизни лежит борьба. С древних времен и по сей день человеческий род вынужден развиваться в режиме постоянного преодоления трудностей. Поначалу человек, будучи всецело зависящей от природы частичкой, любой ценой стремился выжить и адаптироваться к ее суровым условиям. Позднее, когда ему удалось «оседлать» природную стихию и понемногу обособиться от нее, на передний план вышли задачи так называемой комфортизации человеческого бытия. С течением времени неприхотливый человек постепенно превратился в избалованного индивида, который ради личного комфорта и успеха стал готов на многое, перешагнув все рамки приличия. Как представляется, источник проблем заложен в «индивидуалистической» модели развития, в установке на «тотальный индивидуализм». В конечном счете это вылилось в жесточайшее противостояние людей - к доминированию системы глобальной эксплуатации. Человек человеку стал волком.

В рамках концепции утилитаризма английский философ и экономист Дж. Бентам (17481832) опишет эту тенденцию через стремление человеческой сущности максимизировать наслаждения и минимизировать страдания (в основном, свой труд). Другими словами, речь идет о том, что благополучие одних людей довольно часто строится на неблагополучии, обмане

Хабибуллина З.Р.

и угнетении других. Стало быть, основной посыл процесса эксплуатации состоит в том, что максимально потреблять, производя минимум или вообще ничего не производя, возможно лишь эксплуатируя. В наиболее явной форме это, разумеется, наблюдалось в эпоху рабовладения, а позднее - в эпоху первоначального накопления капитала и процесса разделения труда.

Но и современному рынку труда не чужды элементы хотя и завуалированного, но все же угнетенного труда. Социально-трудовые отношения в подавляющем большинстве продолжают функционировать по законам экономической власти и подчинения (см. напр.: [Хабибуллина, 2021]). При этом совершенно неважно, в какой области трудится человек (в коммерческой структуре, в производстве, в системе государственного управления или в сфере оказания услуг). В той или иной степени элементы эксплуатации и связанные с ним ограничения присутствуют повсеместно. Обыденностью стали такие явления и процессы, как эмоциональное выгорание сотрудников, повсеместное попирание их прав и гарантий, рутинная и малополезная деятельность, неуверенность в завтрашнем дне, нарастающая общая тревожность и др.

Развиваемая проф. С.Д. Бодруновым концепция ноономики через новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2) [Бодрунов, 2018; 2021; 2022] предлагает целостное видение новой модели хозяйственного устройства, серьезно трансформирующей сложившуюся конфигурацию производственных и общественных отношений. В поле зрения российского экономиста - едва заметные, а порой и вовсе незаметные для многих изменения и явления, роль и значение которых на сегодня в состоянии исследовать единицы. Ученый выступает за решительное преодоление существующей системы глобальной эксплуатации и социально-экономического неравенства, предельно обостряющей в мире остроту социальных противоречий и конфликтов.

Контуры нового внеэкономического пространства С.Д. Бодрунов видит в постоянном прогрессе творческих качеств, в пространстве, где человеческая личность олицетворяет собой эталон прогресса, сочетающий в себе отправную точку, связующий элемент и результат глобальных общественных трансформаций. В этой связи ноономика исходит из понимания природы человека как наивысшей ступени цивилизационного развития, требующей качественной трансформации экономических и социальных отношений и институтов.

В своих трудах С.Д. Бодрунов обращается к анализу широкого перечня политэкономиче-ских, социофилософских и культурно-нравственных вопросов. В поле зрения ученого проблемы планетарного масштаба: изменение характера труда под ростом роли и значения новых научных знаний и высоких технологий; сдвиги в структуре занятости, подрывающие сами основы подчинения труда капиталу; поэтапный выход человека из непосредственного участия в материальном производстве; экологические угрозы; трансформация системы воспроизводства с индустриального через новоиндустриальный в нооиндустриальный способ; солидаризм; диффузия института частной собственности; философия разумного потребления, то есть отказ от симулятивных потребностей в пользу возвышения истинных мотивов - нооценностей и многое другое.

Таким образом, концептуально теория ноономики смоделирована (NB!) на неэкономическом способе удовлетворения общественных потребностей. Ровно поэтому ноономи-ка - это ни разу не экономика (не ее продолжение, не разновидность, не что-либо тому подобное). Это принципиально новая платформа организации человеческого бытия, развивающая и отстаивающая идеи эволюционного перехода общества из одного состояния в другое - качественно отличное.

Хабибуллина З.Р.

Список источников

Бодрунов С.Д. (2018). Ноономика. М.: Культурная революция. 432 с.

Бодрунов С.Д. (2021). Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм // Экономическое возрождение России. № 1 (67). С. 5-14. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-5-14.

Бодрунов С.Д. (2022). Научно-технический прогресс и трансформация общества: ноономика и ноообщество. Часть 2 // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. Т. 1, № 2. С. 13-35. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-2-13-35.

Хабибуллина З.Р. (2021). От креативного работника - к человеку ноономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. № 2. С. 97-106. DOI: 10.52180/2073-6487_2021_2_97_106.

Хабибуллина З.Р. (2022). От противоречий экономики к возможностям ноономики: концептуальное переосмысление // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. Т. 1, № 2. С. 76-84. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-2-76-84.

References

Bodrunov S.D. (2018). Noonomy. M.: Kul'turnaya revolyutsiya Publ. 432 р. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2021). Genesis of Noonomy: Scientific and Technological Progress, Diffusion of Ownership, Socialization of Society, Solidarism. Ekonomicheskoe Vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia]. No. 1 (67), pp. 5-14. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-5-14. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2022). Scientific and Technological Progress and Transformation of Society: Noonomy and Noosociety. Part 2. Noonomika i Nooobshchestvo. Al'manakh trudov INIR im. S.Yu. Vitte. [Noonomy and Noosociety. Almanac of Scientific Works of the S.Y. Witte INID]. Vol. 1, no. 2, pp. 13-35. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-2-13-35. (In Russ.).

Khabibullina Z.R. (2021). From the Creative Worker - to the Homo Noonomics. Vestnik Insti-tuta Ekonomiki Rossiyskoy Akademii Nauk [The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences]. No. 2, pp. 97-106. DOI: 10.52180/2073-6487_2021_2_97_106. (In Russ.).

Khabibullina Z.R. (2022). From Contradictions of the Economy to the Opportunities of Noonomy: a Conceptual Rethinking. Noonomika i Nooobshchestvo. Al'manakh trudov INIR im. S.Yu. Vitte. [Noonomy and Noosociety. Almanac of Scientific Works of the S.Y. Witte INID]. Vol. 1, no. 2, pp. 7684. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-2-76-84. (In Russ.).

Информация об авторе

Хабибуллина Зенфира Рафкатовна

Ведущий научный сотрудник Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте,

к. э. н. (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д.16.)

E-mail: ruzen7@mail.ru

Information about the author

Zenfira R. Khabibullina

Senior Research Fellow of the S. Y. Witte Institute for New Industrial Development, Cand. of Ec.

Sc. (16 Bolshaya Monetnaya Str., St. Petersburg, 197101)

E-mail: ruzen7@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.