Научная статья на тему 'ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОООБЩЕСТВА В РОССИИ'

ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОООБЩЕСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ДВИЖЕНИЯ (КОЛЕБАНИЯ) ПРОТИВОРЕЧИЯ / НОООБЩЕСТВО / НООНОМИКА / ИДЕОЛОГИЯ НООРАЗВИТИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ДВУХКОНТУРНАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуканов О.Н.

Подчеркивается, что трансформация современного общества в ноообщество невозможна без стратегии нооразвития, учитывающей взаимодействие человека, природы и общества по закону движения (колебания) противоречия. Обосновывается необходимость принятия в России государственной идеологии. Объясняется, почему такой идеологией может быть только идеология нооразвития. Отмечается, что ее принятие является главным условием формирования ноообщества в России, и утверждается, что для этого имеются объективные предпосылки. Дается авторская трактовка содержания понятия идеологии нооразвития. Формулируются основные задачи нооразвития, которые необходимо решить на первом этапе движения к ноообществу. Раскрывается концепция научно-образовательного общества как формы и носителя синтеза науки, образования и воспитания основы становления ноообщества. Подчеркивается, что решающую роль в этом процессе играют люди с гармоничным сочетанием естественно-технической и гуманитарной культур, и поэтому необходимо расширять сферу обучения на междисциплинарном уровне. Разъясняется, почему вторым по значимости после идеологии условием формирования ноообщества в России является создание двухконтурной валютно-финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF NOOSOCIETY IN RUSSIA

It is emphasized that the transformation of modern society into a noosociety is impossible without a noodevelopment strategy that takes into account the interaction between a human, nature and society according to the law of movement (fluctuation) of contradiction. The necessity of adopting a state ideology in Russia is substantiated. It is explained why only the ideology of noodevelopment can be such an ideology. The author notes that its adoption is the main condition for the formation of a noosociety in Russia, and argues that there are objective prerequisites for it. The author gives an interpretation of the concept of noodevelopment ideology. The main tasks of noodevelopment are formulated, which must be solved at the first stage of the transition towards a noosociety. The author elaborates on the concept of a scientific and educational society as a form and carrier of the synthesis of science, education and upbringing the basis for the formation of a noosociety. It is emphasized that people with a harmonious combination of scientific-technical and humanitarian cultures play a decisive role in this process, and therefore it is necessary to expand the scope of education at the interdisciplinary level. It is explained why the second most important condition for the formation of a noosociety in Russia after ideology is the creation of a dual-circuit monetary and financial system.

Текст научной работы на тему «ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОООБЩЕСТВА В РОССИИ»

Цуканов О.Н.

DOI: 10.37930/2782-618Х-2023-2-1-72-83 О.Н. Цуканов

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Москва, Россия)

ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОООБЩЕСТВА В РОССИИ

Аннотация: подчеркивается, что трансформация современного общества в ноообщество невозможна без стратегии нооразвития, учитывающей взаимодействие человека, природы и общества по закону движения (колебания) противоречия. Обосновывается необходимость принятия в России государственной идеологии. Объясняется, почему такой идеологией может быть только идеология нооразвития. Отмечается, что ее принятие является главным условием формирования ноообщества в России, и утверждается, что для этого имеются объективные предпосылки. Дается авторская трактовка содержания понятия идеологии нооразвития. Формулируются основные задачи нооразвития, которые необходимо решить на первом этапе движения к ноообществу. Раскрывается концепция научно-образовательного общества как формы и носителя синтеза науки, образования и воспитания - основы становления ноообщества. Подчеркивается, что решающую роль в этом процессе играют люди с гармоничным сочетанием естественно-технической и гуманитарной культур, и поэтому необходимо расширять сферу обучения на междисциплинарном уровне. Разъясняется, почему вторым по значимости после идеологии условием формирования ноообщества в России является создание двухконтурной валютно-финан-совой системы.

Ключевые слова: закон движения (колебания) противоречия, ноообщество, ноономика, идеология нооразвития, научно-образовательное общество, естественно-техническая и гуманитарная культуры, проектно-целевой подход, двухконтурная валютно-финансовая система.

Для цитирования: Цуканов О.Н. (2023). Об условиях формирования ноообщества в России // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. Т. 2, № 1, С. 72-83. DOI: 10.37930/2782-618Х-2023-2-1-72-83

Oleg N. Tsukanov

Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia)

ON THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF NOOSOCIETY IN RUSSIA

Abstract: It is emphasized that the transformation of modern society into a noosociety is impossible without a noodevelopment strategy that takes into account the interaction between a human, nature and society according to the law of movement (fluctuation) of contradiction. The necessity of adopting a state ideology in Russia is substantiated. It is explained why only the ideology of noodevelopment can be such an ideology. The author notes that its adoption is the main

Цуканов О.Н.

condition for the formation of a noosociety in Russia, and argues that there are objective prerequisites for it. The author gives an interpretation of the concept of noodevelopment ideology. The main tasks of noodevelopment are formulated, which must be solved at the first stage of the transition towards a noosociety. The author elaborates on the concept of a scientific and educational society as a form and carrier of the synthesis of science, education and upbringing - the basis for the formation of a noosociety. It is emphasized that people with a harmonious combination of scientific-technical and humanitarian cultures play a decisive role in this process, and therefore it is necessary to expand the scope of education at the interdisciplinary level. It is explained why the second most important condition for the formation of a noosociety in Russia after ideology is the creation of a dual-circuit monetary and financial system.

Keywords: law of movement (fluctuation) of contradiction, noosociety, noonomy, ideology of noodevelopment, scientific and educational society, scientific-technical and humanitarian cultures, project-target approach, dual-circuit monetary and financial system.

For citation: Tsukanov O.N. (2023). On the conditions for the formation of noosociety in Russia. Noonomy and Noosociety. Almanac of Scientific Works of the S.Y. Witte INID, vol. 2, no. 1, pp. 72-83. DOI: 10.37930/2782-618X-2023-2-1-72-83

Ш^ТЁЯ O. N.

т шт ш&тв&ш мш&^й тшш, ттштштмшшопяштштщж

шш о т^шшшо

чтят: ш^т^ о. n. (2023). тштп

Х^ЖМШЙ^&Й. vol. 2, no. 1, pp. 72-83. DOI: 10.37930/2782-618X-2023-2-1-72-83

Введение

Ноообщество, по определению члена-корреспондента РАН С.Д. Бодрунова, - это общество, «материальной базой существования которого и удовлетворения потребностей лю-

Цуканов О.Н.

дей является ноономика», в основе которой «лежит неэкономический тип удовлетворения человеческих потребностей, которые сформируются через новое качество производства, где человек станет, в соответствии с предвидением Маркса, "по ту сторону собственно материального производства"» [Бодрунов, 2019a, с. 15], его «контролером и регулировщиком» [Бодрунов, 2019b, с. 356].

Принципиальное отличие системы хозяйствования в ноообществе от существующей экономической системы - «отсутствие отношений между людьми в процессе материального производства», и, соответственно, ноономика - это «неэкономический способ организации хозяйства для удовлетворения потребностей, который осуществляется человеком, вышедшим за пределы материального производства» [Бодрунов, 2019b, с. 357].

«В процессе глобальной трансформации современного общества в ноообщество главным источником развития производства станет знание, а не материальные ресурсы; господствующие ныне симулятивные потребности отойдут на второй план, вытесняемые потребностью в знании; человечество встанет перед необходимостью перехода от потребления природных ресурсов к воспроизводству геобиоценозов; традиционные категории и законы экономики (стоимость, собственность, деньги) потеряют свой привычный смысл, если не исчезнут вообще» [Бодрунов, 2019b, с. 356].

С.Д. Бодрунов отмечает, что «новое индустриальное общество и экономика XXI века должны стать "отрицанием отрицания", диалектическим снятием и позднеиндустриаль-ной системы, описанной Дж.К. Гэлбрейтом, и информационно-постиндустриальных трендов, рассмотренных Д. Беллом и его последователями» [Бодрунов, 2018, с. 68]. Культура и непрерывное образование в таком обществе станут непременными условиями эффективной производственной деятельности, а лидерами станут те, кто настроится на знаниеин-тенсивное производство, прогресс человеческих качеств и решение задач нооразвития, а не традиционный экономический рост.

Глобальная трансформация современного общества в ноообщество невозможна без стратегии нооразвития [Бодрунов, 2019с; Бодрунов, Квинт, 2021; Bodrunov, Kvint, 2022]; такая стратегия должна учитывать взаимодействие человека, природы и общества по закону движения (колебания) противоречия, который автор настоящей статьи называет «законом цикла».

Методология исследования

Закон цикла - это не закон цикличности, который все хорошо знают, а закон внутренней - квантовой - природы любого цикла, включая циклы сознания и мышления, глубокого понимания которых до сих пор нет.

Этот закон выражает то, что любое взаимодействие любых энинфосфер мироздания в любой системе осуществляется квантами, структура которых является циклической, то есть для сохранения целостности и базовых признаков системы в ней с какого-то момента обязательно начинаются процессы обратного действия [Цуканов, 2019, с. 180].

По закону цикла движение противоречия всегда происходит между двумя противоположными полюсами при изменении величины противоположных сил с периодическим изменением направления движения в зависимости от того, какая из этих сил является доминирующей.

Закон цикла - это универсальный закон, в котором находят отражение три диалектических закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количествен-

Цуканов О.Н.

ных изменений в качественные (при переходе количества за пределы меры) и закон отрицания отрицания как закон развития природы, общества и мышления.

Поэтому главным инструментом анализа систем, процессов, явлений и событий на основе закона цикла является диалектическая логика.

Такой анализ включает следующие этапы [Цуканов, 2019, с. 182]:

1) установление взаимообусловленных полюсов цикла;

2) определение противоположных сил и скорости их изменения;

3) выявление фазовых закономерностей;

4) исследование влияния на рассматриваемый цикл других циклов.

В любом цикле есть красные линии, переход которых означает разрушение цикла, а следовательно, и соответствующей системы.

К примеру, Россию сейчас внешние силы и используемые ими силы внутренние подвели к «красной линии», за которую ей отступать нельзя, ибо это вопрос не только ее существования, но и существования всего человечества.

Результаты и обсуждение

Современная геополитическая реальность - это гибридная война цивилизаций.

Движение глобального противоречия наблюдается сейчас в борьбе Китая и США как двух идеологических полюсов с мощными экономиками.

Китай как государство с коммунистической идеологией, закрепленной в его Конституции, использует мировой капитал, исходя из его полезности для развития страны, создав для него особые (специальные) экономические зоны и жестко контролируя, причем органы его контроля не являются ни административными, ни правосудными структурами. Иными словами, капитал в Китае не формирует политической и экономической повестки, он не имеет реальной власти. Благодаря этому «китайская экономика сегодня уже работает на два порядка, т. е. в 100 раз, более эффективно, чем американская... половина валового продукта вкладывается в инвестиции, в развитие» [Глазьев, 2020]. Китайская финансовая система создает денег ровно столько, сколько необходимо для экономического развития, и их создание не вызывает инфляционного эффекта.

В России, как отмечает академик РАН С.Ю. Глазьев, «огромные возможности и резервы, и с научной точки зрения мы видим и понимаем, как эти резервы активизировать и обеспечить опережающее экономическое развитие», но «у нас нет идеологии, значит, у нас либертарианская идеология господствует, каждый сам за себя, а по сути все решают деньги» [Глазьев, 2020].

В статье 13 Конституции Российской Федерации записано, что в России «признается идеологическое многообразие» (п. 1), и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» (п. 2). В то же время записи во многих других ее статьях подпадают под определение идеологии либерализма.

Отказавшись от государственной коммунистической идеологии, российская власть построила своеобразную общественную систему в форме государственно-монополистического капитализма. Главным хозяином экономики у нас является финансовая капита-лократия.

Однако для того, чтобы обеспечить передовые темпы экономического развития, России необходима, как отмечает С.Ю. Глазьев, «идеология общего дела, общего блага» [Глазьев, 2022].

Цуканов О.Н.

Таким образом, в стране объективно назрела необходимость принятия государственной идеологии. И такой идеологией может быть только идеология нооразвития, потому что только она является идеологией, объединяющей общество по всей совокупности политических, экономических, культурно-исторических и социально-гуманитарных ценностей.

И для ее принятия в качестве государственной идеологии России имеются объективные предпосылки.

Так как нооразвитие общества - это объективный процесс перехода к новому индустриальному обществу второго поколения. Он уже активно идет: приоритетным становится развитие наукоемкого и знаниеемкого производства, которое интегрируется с наукой и образованием в единый контур, т.е. идет процесс создания ноопроизводства; культура и непрерывное образование становятся главными факторами повышения качества трудовых ресурсов и производительности труда; культурные императивы приобретают статус главных в определении человеческих потребностей. Именно это создает объективные предпосылки для перехода от человека экономического к человеку культурному.

С.Д. Бодрунов отмечает: «Либо общество не сумеет направить возможности технической революции на свое совершенствование, увлечется ложными целями и ценностями, усугубит негативные тенденции современной цивилизации вплоть до утраты человеком своей собственной сущности, либо человечество сумеет переформатировать нынешние цивилизационные установки... Речь идет о переходе на этап разумного ведения хозяйства, на нооэтап. На этом этапе ноопроизводство, отделенное от человека, от общества, по своим целям и задачам остается подчиненным обществу. С развитием ноообщества, с переходом к ноопроизводству и ноопотребностям происходит переход от экономической рациональности к ноорациональности, и этот новый характер рациональности и, соответственно, новая определенность целевых установок развития приобретают первостепенное значение и служат основой изменения характера общественных отношений, которые становятся все более неэкономическими» [Бодрунов, 2019a, с. 14].

Идеология нооразвития как форма мировоззрения, в понимании автора статьи, - это система следующих идей сценария будущего (по С.Д. Бодрунову):

1) базисом общества становится знаниеинтенсивное материальное производство, наука реально становится непосредственной производительной силой, а культура и непрерывное образование становятся непременными условиями эффективной производственной деятельности;

2) симулятивные потребности отходят на второй план, вытесняемые потребностью к знаниям, экономический способ удовлетворения потребностей сменяется неэкономическим способом, а система имущественного неравенства снимается системой неравенства способностей и талантов;

3) человечество переходит от потребления природных ресурсов к воспроизводству геобиоценозов, а традиционные категории и законы экономики (стоимость, собственность, деньги и т.д.) теряют свой привычный смысл, если не исчезают вообще.

Принятие государственной идеологии нооразвития означает выбор пути движения не просто к социализированному обществу, а именно к ноообществу, в котором труд становится свободным по форме и содержанию.

Основные задачи нооразвития, которые нужно решить на первом этапе движения к ноообществу, автор настоящей статьи формулирует так:

Цуканов О.Н.

1. Интеграция производственных, научных и образовательных систем на основе производственных (технологических) научно-исследовательских образовательных комплексов.

2. Увеличение сферы производств путем создания инновационных международных стратегических альянсов.

3. Повышение качества трудовых ресурсов, производительности труда и эффективности производства, прежде всего за счет расширения сферы непрерывного образования.

4. Повышение, наряду с созданием нового знания, роли трансфера разума как разума людей с ноосферным мышлением.

5. Расширение сферы жизнедеятельности человека как личности, уменьшение его роли как чиновника; снижение роли чиновника как администратора, но повышение его роли как аналитика, прогнозиста и управленца.

В процессе нооразвития, объективно, должно сформироваться научно-образовательное общество как основа становления ноообщества.

Академик РАЕН А.И. Субетто определяет научно-образовательное общество как общество, в котором:

1) соблюдается закон опережающего развития качества человека, качества образовательных (общественных педагогических) систем в обществе и качества общественного интеллекта;

2) образование выполняет функцию базиса духовного и материального воспроизводства, а наука становится непосредственной производительной силой и силой управления;

3) на деле осуществляется синтез науки и власти, главным качеством которого становится управление социоприродной эволюцией, сопровождающееся восхождением по ступеням качества и науки, и власти в процессе дальнейшей социальной эволюции [Субетто, 2016, с. 30].

В формирование научно-образовательного общества, объективно, большой вклад должны внести научно-образовательные консорциумы «Вернадский», которые активно поддерживаются руководством регионов.

Проект их создания был предложен ректором МГУ в 2018 году и поддержан президентом РФ. Консорциумы интегрируют возможности ведущих университетов, академических институтов, научных организаций и высокотехнологичных компаний в целях социально-экономического и инновационного развития регионов, эффективного использования передовых достижений образования, науки и технологий. Задачи Проекта:

1) укрепление единства общероссийского образовательного пространства;

2) создание центров подготовки квалифицированных кадров с учетом требований цифровой экономики и задач регионального развития;

3) использование инновационной и научной инфраструктуры ведущих вузов в интересах развития кадрового потенциала регионов.

В процессе формирования научно-образовательного общества как формы и носителя синтеза науки, образования и воспитания решающую роль играют люди с гармоничным сочетанием естественно-технической и гуманитарной культур.

Без сближения этих культур невозможно решение взаимосвязанных и взаимообусловленных глобальных проблем человечества, которые ставит перед ним научно-технический прогресс.

Цуканов О.Н.

Естественно-техническая культура обеспечивает познание и преобразование объектов природы. Ее признаками являются: владение математическим аппаратом; строгость построения знаний; точный расчет; наличие логически выведенных посылок; оперирование идеализированными объектами; ориентация на формализованные языки.

Гуманитарная культура обеспечивает гармонию культуры знания, чувств, общения и творческого действия. Ее признаками являются; внутреннее богатство человека; духовные потребности и способности; гуманистические ценностные ориентации в профессиональной деятельности; постоянная потребность в саморазвитии как социальной личности.

Для расширения сферы людей с гармоничным сочетанием этих культур необходимо расширение сферы обучения на междисциплинарном уровне.

Председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, депутат Госдумы Е.В. Панина в своем заключительном выступлении на Московском международном инженерном форуме 26 ноября 2019 года отметила: «Мы перешли на ту стадию развития, когда очень много обучения нужно давать на междисциплинарном уровне».

В монографии [Кузнецов, Кузнецов, Большаков, 2018] проблема синтеза междисциплинарных знаний рассматривается не как отдельная проблема, а как одна из сторон единой проблемы проектирования устойчивого развития на основе фундаментальных законов сохранения и развития в системе «Природа - Общество - Человек», а синтез выполняется в системе «Пространство - Время».

В ноообществе приоритетным будет ноосинтез изделий, который автор настоящей статьи определяет как автоматизированный (компьютерный) синтез в обобщающих параме-рах (обобщающих координатах) по схеме «от качественных показателей изделия - к технологии его производства» [Цуканов, 2019, с. 181].

В ноообществе, наряду с развитием цифровых технологий, будут развиваться принципиально новые аналоговые технологии на базе квантовых компьютеров и природоподоб-ные (конвергентные) технологии, разработка которых является магистральным направлением научной работы НИЦ «Курчатовский институт».

Его президент член-корреспондент РАН М.В. Ковальчук в своем выступлении на марафоне «Новое знание» 22 мая 2021 года подчеркнул, что «мы живем в революционный период, когда сливается гуманитарное и естественнонаучное знание и, более того, гуманитарное знание превращается в технологии» [Ковальчук, 2021]. Но он также отметил, что знание о том, как технологически воспроизвести системы живой природы, может быть использовано для целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность человека и, что самое страшное, для вмешательства в процесс его эволюции.

Это знание используется по двум линиям: биогенетической и когнитивной.

На базе нанобиотехнологий создаются искусственные живые системы с заданными свойствами, в том числе не существующие в природе. Но саморазмножающаяся искусственная клетка может использоваться как в медицинских целях, так и в военных как оружие массового поражения избирательного типа.

На базе когнитивных технологий воздействия на психофизиологическую сферу человека можно формировать у него заданное представление о действительности, регулировать системы его жизнедеятельности в нужном русле, создавать интегрированные человеко-машинные системы, управляемые извне, управлять индивидуальным и массовым сознанием.

Цуканов О.Н.

Поскольку синтез науки, образования и воспитания предполагает организацию образования на интегративной основе, то важнейшим его условием является использование про-ектно-целевого подхода к организации образования.

При таком подходе цели, содержание и технологии образования рассматриваются как проект инновационной деятельности на интегративной основе, в процессе проектирования цели выполняют системообразующую, моделирующую и критериальную функции, реализуется принцип целостности.

Соответственно, главной целью образования должно быть формирование общества целостных личностей, способных проектировать и формировать ноосферное будущее, а критериальная база, в которой осуществляется управление целевыми показателями, характеризующими уровень достижения целей, должна формироваться исходя из цели обеспечения ноосферного качества жизни общества и его социальных групп, качества человека и качества семьи.

Использование проектно-целевого подхода к организации образования позволяет преодолеть организационную разобщенность преподавателей при подготовке основных образовательных программ и формировать их как совокупность взаимосвязанных модулей, обеспечить межпредметную и субъектную интеграцию, системную целостность форм и методов обучения, высокий уровень проектной культуры, становление коммуникабельной и креативной личности, готовой к повышению социальной и профессиональной мобильности.

Для достижения главной цели образования необходимы знания ноосферной психологии [Шванёва, 2005], которая исследует общественно-историческую природу психического развития человека и эволюцию личности в глобальном процессе эволюции нашей цивилизации. Эти знания формируют целостную личность путем интегрирования современных достижений различных наук (генетики, квантовой физики, синергетики, психофизиологии, педагогики и др.).

Когда психологические и психофизические инструменты используются как средства формирования психологически устойчивой личности в ее непрерывном интеллектуальном и духовном развитии, то на первый план выходит не материально-чувственное «Эго» человека, а его духовно-нравственное «Я».

Как учебная дисциплина, ноосферная психология ставит своей целью формирование компетенций, обеспечивающих развитие способностей адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовывать на практике новые идеи, отвечающие требованиям нооразвития общества.

Поскольку в современном индивидуализированном обществе усиливается роль неконтролируемых человеком сил и тенденций, то ослабляются те проявления человеческого духа, которые вдохновляют людей на социально-политическую активность. Поэтому актуальной проблемой образования и воспитания является проблема формирования основ знаний, касающихся политической сферы жизни общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Победитель конкурса «Лидеры России. Политика» М.А. Древаль на заседании наблюдательного совета АНО «Россия - страна возможностей» 26 марта 2021 года (с участием В.В. Путина) предложил идею создания современной и технологичной платформы знаний, которая бы опиралась на уникальный просветительский опыт и традиции, существовавшие в Советском Союзе.

В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года сказал: «На современной цифровой платформе нужно перезапустить работу общества "Знание". В феде-

Цуканов О.Н.

ральных просветительских марафонах обновленного общества "Знание" сейчас выступают государственные деятели, лидеры бизнеса, ученые и популяризаторы науки, специалисты медиаиндустрии».

С целью обеспечения условий для перехода цивилизации в эпоху ее ноосферно-косми-ческой истории 25 октября 2017 года создано Русское космическое общество. Для достижения поставленной цели им уже реализовано более 90 проектов в сферах культуры, воспитания, образования, науки, экологии и др. с применением проектно-целевого подхода к управлению будущим.

Вторым по значимости после идеологии условием формирования ноообщества в России является создание если не суверенной, то достаточно независимой и эффективной ва-лютно-финансовой системы.

В СССР беспрецедентные темпы экономического роста наблюдались в период действия двухконтурной модели денежного обращения - основы так называемой сталинской экономической системы [Стариков, 2014].

В первом контуре осуществлялся оборот безналичных рублей, во втором - наличных рублей. Основа модели - полная недопустимость превращения безналичных денег в наличные и жесткая монополия государства на внешнюю торговлю. Контур безналичных денег позволял организовать оптимальное, плановое развитие всех отраслей народного хозяйства, обеспечить суверенитет страны и базовые потребности населения. Цены на социально значимые товары и услуги власти устанавливали ниже себестоимости и регулярно снижали вплоть до нуля, а цены на «престижные» товары и услуги, наоборот, устанавливали гораздо выше себестоимости, что позволяло компенсировать потери от снижения цен на социально значимые товары и услуги. Поэтому в СССР было бесплатное образование, здравоохранение и жилье.

Сейчас в руководстве России есть люди, которые понимают, что возвращение к такой системе на современной технологической платформе позволит реализовать, наконец-то, стратегию опережающего развития [Глазьев, 2019], обеспечить суверенитет страны и предотвратить ее разрушение.

B.В. Путин в приветствии участникам Форума БРИКС 22 июня 2022 года отметил: «Совместно с партнерами по БРИКС ведется разработка надежных альтернативных механизмов международных расчетов... Прорабатывается вопрос создания международной резервной валюты на основе корзины валют наших стран».

Россия объективно является главным актором перестройки мировой финансовой системы, в процессе которой разрушается современная глобальная «финансовая пирамида» и формируется многополярная система международных отношений.

C.Ю. Глазьев отмечает: «В рамках нового мирохозяйственного уклада сейчас войны идут за сознание, за умы граждан разных стран, и, в отличие от войны прошлого века, нынешняя война - это война, прежде всего, за доминирование в общественном сознании. Поэтому главный фронт - это информационно-когнитивный фронт. Здесь вопросы идеологии являются главными. Второй по значимости фронт - валютно-финансовый» [Глазьев, 2022].

Выводы

1. В условиях современной геополитической реальности в России назрела необходимость принятия государственной идеологии, объединяющей общество по всей совокупности экономических, культурно-исторических и социально-гуманитарных ценностей.

Цуканов О.Н.

2. Такой идеологией может быть только идеология нооразвития, и необходимо ее принятие в качестве государственной идеологии, - для чего есть объективные предпосылки, - это является главным условием формирования ноообщества в России. Дана авторская трактовка содержания понятия идеологии нооразвития. Сформулированы задачи нооразвития, которые необходимо решить на первом этапе движения к ноообществу.

3. Для становления ноообщества объективно необходимо формирование научно-образовательного общества как формы и носителя синтеза науки, образования и воспитания, для чего необходимо расширение сферы людей с гармоничным сочетанием естественно-технической и гуманитарной культур путем расширения сферы обучения на междисциплинарном уровне.

4. Для осуществления синтеза науки, образования и воспитания необходимо широкое внедрение проектно-целевого подхода к организации образования.

5. Главной целью образования должно быть формирование общества целостных личностей, способных проектировать и формировать ноосферное будущее. Для достижения этой цели в вузах должны преподавать курс ноосферной психологии.

6. Для обеспечения опережающего развития России, ее суверенитета и целостности необходимо создание двухконтурной валютно-финансовой системы.

Список источников

Бодрунов С.Д. (2018). Ноономика. М.: Культурная революция. 432 с.

Бодрунов С.Д. (2019a). Ноономика: Онтологические тезисы // Экономическое возрождение

России. № 4 (62). С. 6-18. Бодрунов С.Д. (2019b). Общая теория ноономики. М.: Культурная революция. 504 с. Бодрунов С.Д. (2019c). Ноономика: траектория глобальной трансформации. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте. 240 с.

Бодрунов С.Д., Квинт В.Л. (2021). Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте. 351 с. Глазьев С.Ю. (2019). Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир. 768 с. («Коллекция Изборского клуба»). Глазьев С.Ю. (2020). Новая хронология Фоменко и борьба с кризисом. URL: https://glazev.ru/ articles/165-interv-ju/84410-novaja-khronologija-fomenko-i-bor-ba-s-krizisom (дата обращения: 24.12.2022).

Глазьев С.Ю. (2022). Россия воюет за сохранение человечества. URL: https://glazev.ru/ articles/153-geopolitika/103254-rossija-vojuet-za-sokhranenie-chelovechestva (дата обращения: 24.12.2022).

Ковальчук М.В. (2021) Выступление на марафоне «Новое знание». URL: https://smotrim.ru/

video/2300656 (дата обращения: 26.01.2023). Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. (2018). Синтез междисциплинарных знаний и устойчивое развитие в системе «Пространство - Время». М.: Издательство Русского Космического Общества. 276 с. Стариков Н.В. (2014). Экономика Сталина - устройство и принципы. URL: https://nstarikov.

ru/ekonomika-stalina-ustrojstvo-i-prin-47114 (дата обращения: 28.12.2022). Субетто А.И. (2016). Грядущий ноосферный синтез науки и власти (восемь положений-теорем). СПб.: Астерион. 44 с.

Цуканов О.Н.

Цуканов О.Н. (2019). О ноосферно-циклической методологии научных исследований и преподавания // Ноосферное образование в евразийском пространстве: коллектив. науч. моногр. СПб.: Астерион. С. 178-184.

Шванёва И.Н. (2005a). Ноосферная психология: психология предназначения. Кн. 1. М.; Липецк: Линия красоты. 206 с.

Шванёва И.Н. (2005b). Ноосферная психология: консультирование личности и общества. Кн. 2. М.; Липецк: Линия красоты. 186 с.

Bodrunov S.D., Kvint V.L. (2022). Strategizing Societal Transformation: Knowledge, Technologies, and Noonomy. Oakville, MO: Apple Academic Press. 228 p.

References

Bodrunov S.D. (2018). Noonomy. M.: Kul'turnaya revolyutsiya Publ. 432 p. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2019a). Noonomy: Ontological Theses. Ekonomicheskoye vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia]. No. 4. Vol. 62. Pp. 6-18. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2019b). General Theory of Noonomy. М.: Kul'turnaya revolyutsiya Publ. 504 p. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2019c). Noonomy: Trajectory of Global Transformation. St. Petersburg: S. Y. Witte INID Publ. 240 p. (In Russ.).

Bodrunov S.D., Kvint В.Л. (2021). Strategizing Societal Transformation Knowledge, Technologies, and Noonomy. St. Petersburg: S. Y. Witte INID Publ. 351 p. (In Russ.).

Glaziev S.Y. (2019). Breakthrough in the Future: Russia in New Technological and World Economic Structures. Collection of the Izborsky Club. M.: Knizhnyy mir. 768 p. (In Russ.).

Glaziev S.Y. (2020). New Chronology of Fomenko and the Fight Against the Crisis. glazev.ru. URL: https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/84410-novaja-khronologija-fomenko-i-bor-ba-s-kri-zisom (Accessed: 24.12.2022). (In Russ.).

Glaziev S.Y. (2022). Russia Is Fighting for the Preservation of Mankind. glazev.ru. URL: https:// glazev.ru/articles/153-geopolitika/103254-rossija-vojuet-za-sokhranenie-chelovechestva (Accessed: 24.12.2022). (In Russ.).

Kovalchuk M.V. (2021) Speech at the "New Knowledge" Marathon. smotrim.ru. URL: https://smo-trim.ru/video/2300656 (Accessed: 26.01.2023). (In Russ.).

Kuznetsov O.L., Kuznetsov P.G., Bolshakov B.E. (2018). Synthesis of Interdisciplinary Knowledge and Sustainable Development in the "Space-Time" System. M.: Publishing House of the Russian Space Society. 276 p. (In Russ.).

Starikov N.V. (2014). Stalin's Economy - Structure and Principles. nstarikov.ru. URL: https:// nstarikov.ru/ekonomika-stalina-ustrojstvo-i-prin-47114 (Accessed: 28.12.2022). (In Russ.).

Subetto A.I. (2016). The Coming Noospheric Synthesis of Science and Power (Eight Propositions-Theorems). St. Petersburg: Asterion Publ. 44 p. (In Russ.).

Tsukanov O.N. (2019). On the Noospheric-Cyclical Methodology of Scientific Research and Teaching. In: Noospheric Education in the Eurasian Space: A Collective Scientific Monograph. St. Petersburg: Asterion Publ. Pp. 178-184. (In Russ.).

Shvanyova I.N. (2005a). Noospheric Psychology: Psychology of Destiny. Book 1. M.; Lipetsk: Liniya krasoty. 206 p. (In Russ.).

Shvanyova I.N. (2005b). Noospheric Psychology: Counseling of the Individual and Society. Book 2. M.; Lipetsk: Liniya krasoty. 186 p. (In Russ.).

Цуканов О.Н.

Bodrunov S.D., Kvint V.L. (2022). Strategizing Societal Transformation: Knowledge, Technologies, and Noonomy. Oakville, MO: Apple Academic Press. 228 p.

Информация об авторе Цуканов Олег Николаевич

Профессор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН (105005, РФ, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1) E-mail: tsonzz@mail.ru

Information about the author Oleg N. Tsukanov

Professor at Bauman Moscow State Technical University, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences (5/1 2-nd Baumanskaya ul., Moscow 105005, Russia) E-mail: tsonzz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.