Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ'

МЕСТО И РОЛЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ»

Использованные источники:

1. Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве / А.П. Михалкевич [и др.] ; под.общ.ред. А.П. Михалкевича. - 4-е изд., с изм. - Минск : БГЭУ, 2006. -688 с.

2. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие/ В.Г. Широбоков, З.М. Грибанова, А.А. Грибанов.-М.:КНОРУС,2007.-672с.

3. Волков Н.Г. Учет собственных средств организации // Главбух. 2003 г., №

3.

4. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2 Ч.2. Бухгалтерский управленческий учет. Ч.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 400с.

5. Харчева И.В. Бухгалтерский учет основных средств, полученных в счет взноса в уставный капитал сельскохозяйственной организации// Бухучет в сельском хозяйстве. 2011.N25.

6. Жирнов, А.В. Эффективность концентрации и специализации производства в районных агропромышленных объединениях /А.В. Жирнов //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». -2007. -№5. -С. 85-88.

7. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность /А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

8. Лапшина, Г.В. Закономерности воспроизводства средств производства сельского хозяйства в период становления рыночной экономики: монография / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Лапшина. - Ульяновск: УГСХА, 2008. -138 с.

Образцов А.К. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва МЕСТО И РОЛЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В

ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ Главным источником продовольствия выступает сельское хозяйство, которое является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно производит свыше 12 % валового общественного продукта и более 15 % национального дохода России, сосредотачивает 15,7 % основных производственных фондов.

Самообеспеченность продовольствием зависит от состояния сельского хозяйства, именно оно дает жизненно необходимую продукцию: продукты

питания и сырье для производства предметов потребления.

Производство продовольствия, его распределение, обмен и потребление являются основой функционирования хозяйственной системы государства. Оно тесно связано с жизнедеятельностью основного субъекта и объекта хозяйственной деятельности - людей, рабочей силы.

Сельскохозяйственное производство является основной составляющей агропромышленного комплекса государства. Существенное его отличие от большинства секторов экономики заключается в том, что по сравнению с ними оно менее эффективно. Вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хозяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки.

Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия итребования рынка. Так, при повышении спроса на сельхозпродукцию сельскохозяйственное производство с его особенностями исключает возможность быстрого реагирования и увеличения выпуска продукции. Имеется ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства. Нельзя существенно увеличить площадь обрабатываемых земель, даже при условии увеличения инвестиций. Это связано с естественной ограниченностью сельскохозяйственных угодий. Рост поголовья скота, особенного маточного, связан с довольно длительным для многих видов животных временным периодом его выращивания. Так, чтобы вырастить дойное стадо для производства молока требуется около трех лет. Чтобы создать плодоносящий сад, требуется более пяти лет, виноградники - не менее трех лет. Масштабность решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности затрагивает все сферы агропромышленного комплекса и интересы населения в целом.

Аграрная политика, в свою очередь, является частью общеэкономической политики страны. Наряду с понятием аграрная политика для обозначения деятельности государства в отношении отраслей АПК применяются понятия сельскохозяйственная, продовольственная, агропромышленная политика.

Согласно методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), аграрная политика делится на сельскохозяйственную (в пользу производителей) и продовольственную (в пользу потребителей). При этом государство рассматривается как посредник между налогоплательщиками (потребителями продукции) и сельскими товаропроизводителями. Сельскому хозяйству в сравнении с остальными отраслями народного хозяйства отводится более жизненно важнаяфункция, так как потребление продуктов питания является первоочередной необходимостью каждого человека и общества в целом.

Обострение продовольственной проблемы обусловливает

чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.

Необходимо заметить, что проблемы в Российской Федерации регионально дифференцированы, а складывающиеся угрозы имеют ярко выраженный региональный характер: уровень безработицы, продовольственная обеспеченность, задолженность по заработной плате и пенсиям. Поэтому особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов, связанных с продовольственным обеспечением, в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона.

Проблему потребности сельского хозяйства в бюджетной поддержке следует рассматривать с перспективой минимум на 10 лет. Целесообразно бюджетную поддержку отрасли по опыту стран ЕС разделить на четыре группы. К первой группе следует отнести прямые бюджетные выплаты сельскохозяйственному производителю, включающие в себя поддержку рыночных цен, а также дифференцированные выплаты за посевные площади сельхозкультур и поголовье скота, за качество продукции.

Вторую группу составит бюджетная поддержка инвестиционных проектов, охватывающих строительство, приобретение техники и оборудования, мелиорацию земель и строительство дорог. Формами поддержки развития основных фондов может быть лизинг, а также прямое бюджетное участие в конкретных проектах.

Третья группа - бюджетная поддержка развития сельских территорий. Она коснется сельских поселений, находящихся в худших природно-климатических условиях. Сюда войдут также аграрная защита окружающей среды; сооружение инженерных и коммуникационных сетей, строительство объектов социально-бытовой инфраструктуры; меры, способствующие улучшению демографического положения на селе.

К четвертой группе относятся общие услуги, оказываемые сельскому хозяйству. Это финансирование государственных организаций, непосредственно обслуживающих село; сельскохозяйственная наука и образование; защита растений и скота; племенная работа и семеноводство; карантинные мероприятия; ветеринария; информационное и консультационное обслуживание.

В качестве исходных ориентиров при определении желаемого объема бюджетного финансирования целесообразно принять: долю сельского населения в общей его численности; долю сельского хозяйства в основных фондах страны; долю данной отрасли в валовом внутреннем продукте страны.

По мнению ряда ученых, будет социально, экономически и политически справедливо, если бюджетную поддержку сельского хозяйства России выделять 3-3,5 % валового внутреннего продукта страны. Это составит 400-450 млрд руб., или 63-70 % ВВП сельского хозяйства

(примерно такая же доля отраслевого ВВП принята в развитых странах мира). Сумму бюджетной поддержки в первые годы ее выделения целесообразно распределить в следующих пропорциях:

• прямые бюджетные выплаты сельхозтоваропроизводителям - 5055 %;

• структурная поддержка (инвестиционные проекты) - 20-22 %;

• развитие сельских территорий - 23-26 %;

• общие услуги селу - 7-9 %.

Использованные источники:

1. Пошкус, Б. Бюджетная поддержка сельского хозяйства / Б. Пошкус // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 7.

2. Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России / Материалы Первого Всероссийского конгресса экономистов-аграрников 14-15 февраля 2005 г. - М. , 2005 г.

3. Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. - М. : РАСХН, ВИАПИ им. А. А. Никонова, 2005 г.

4. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В.Лапшина, Ю.А.Лапшин, А.В.Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых. - М.: ИПЦ ООО «Принт-ПРО», 2014. - С. 146-149.

5. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность /А.В.Жирнов, Ю.А.Лапшин, Г.В.Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

6. Лапшина, Г.В. Проблемы восстановления материально-технической базы предприятий АПК (на примере Ульяновской области) /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Международный научный журнал. -2014. - №2. - С. 53-56.

Овчиев Т.А. студент 3 курса Косое В. Б. старший преподаватель Научно-исследовательский Томский политехнический университет Россия, г. Томск

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСПРОПОРЦИЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА?

В настоящее время малые предприятия стали рассматриваться как базовый компонент развития экономики, посредством достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.