Научная статья на тему 'КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСПРОПОРЦИЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА?'

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСПРОПОРЦИЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСПРОПОРЦИЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА?»

(примерно такая же доля отраслевого ВВП принята в развитых странах мира). Сумму бюджетной поддержки в первые годы ее выделения целесообразно распределить в следующих пропорциях:

• прямые бюджетные выплаты сельхозтоваропроизводителям - SÜSS %;

• структурная поддержка (инвестиционные проекты) - 2Ü-22 %;

• развитие сельских территорий - 23-26 %;

• общие услуги селу - 7-9 %.

Использованные источники:

1. Пошкус, Б. Бюджетная поддержка сельского хозяйства / Б. Пошкус // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 7.

2. Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России / Материалы Первого Всероссийского конгресса экономистов-аграрников 14-15 февраля 2005 г. - М. , 2005 г.

3. Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. - М. : РАСХН, ВИАПИ им. А. А. Никонова, 2005 г.

4. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В.Лапшина, Ю.А.Лапшин, А.В.Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых. - М.: ИПЦ ООО «Принт-ПРО», 2Ü14. - С. 146-149.

5. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность /А.В.Жирнов, Ю.А.Лапшин, Г.В.Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

6. Лапшина, Г.В. Проблемы восстановления материально-технической базы предприятий АПК (на примере Ульяновской области) /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Международный научный журнал. -2Ü14. - №2. - С. 53-56.

Овчиев Т.А. студент 3 курса Косов В. Б. старший преподаватель Научно-исследовательский Томский политехнический университет Россия, г. Томск

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСПРОПОРЦИЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА?

В настоящее время малые предприятия стали рассматриваться как базовый компонент развития экономики, посредством достижения

оптимальной структуры объектов предпринимательской деятельности. Это, в свою очередь, предполагает пересмотр инструментария оценки эффективности предпринимательской деятельности и, как следствие, выработку и реализацию гибкой стратегии и тактики хозяйствования, требует высокого качества и оперативности принимаемых управленческих решений, развития мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства. Развитие малого предпринимательства способствует оптимизации структуры экономики, и, в первую очередь, региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Оно содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.

Следует отметить, что предпринимательскую активность отражает не только количество зарегистрированных предприятий, но и ряд показателей, характеризующих реальную финансово-экономическую деятельность малых предприятий - доля в ВВП, среднесписочная численность занятых, объем оборота, инвестиции в основной капитал.

Отраслевая структура в течение последнего ряда лет остается практически неизменной. На наш взгляд, в структуре предпринимательской деятельности наблюдается существенная диспропорция. В 2011 г, в обороте малых предприятий 72,2% приходилось на «оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств»; 23,1% в суммарный оборот малого предпринимательства вносили «обрабатывающие производства», «строительство» «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг»

Следует учитывать, что специфика деятельности предприятия оказывает, существенное воздействие на размер годового оборота. В 2011 г. самый высокий оборот в расчете на одно малое предприятие наблюдался в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств (15,5 млн. руб.). Этот оборот превосходил примерно в 2 раза средний оборот на одном малом предприятии в обрабатывающих производствах, в 2,5 раза средний оборот строительных малых предприятий и в 1,7 раза средний -оборот малого предпринимательства, - осуществляющего добычу полезных ископаемых, Эти данные свидетельствуют о том, что состояние структуры сферы предпринимательской деятельности нельзя считать оптимальным. Анализ данных за период 2001-2010 гг. позволяет выделить следующие ключевые тенденции в развитии малых предприятий:

• градиент, деловой активности малых предприятий обоснован несформированной институциональной средой;

• ассиметричное развитие в структуре малого предпринимательства (увеличение доли предпринимательских структур в сфере услуг и отток из сферы научного обслуживания, промышленности и

сельского хозяйства);

• усиление региональной диспропорции государственного регулирования развития малого предпринимательства.

Проведённое исследование показало, что негативные тенденции можно нивелировать посредством вовлечения в предпринимательскую деятельность объектов инфраструктурного обеспечения, а именно: объектов финансовой, информационной и институциональной инфраструктуры. Особо следует отметить роль финансовой инфраструктуры, в период нестабильной экономической ситуации, так например, были приняты следующие меры поддержи:

• льготное кредитование субъектов малого предпринимательства по линии кредитной программы «Российского Банка поддержи малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк) через банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (лизинговые, микрофинансовые, факторинговые компании, бизнес-инкубаторы, деловые центры и т.п.,);

• финансирование программ поддержки предпринимательства через развитие гарантийных фондов в регионах, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства.

Учитывая современные проблемы малого предпринимательства, можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится ключевым фактором его успешного развития. Анализ эффективности государственной поддержки развития предпринимательства, на наш взгляд, следует рассматривать в рамках эндогенного подхода. Поскольку данный подход основан на изменениях в результате проведения мер государственной экономической политики, в рамках выделения ценностных установок и механизмов взаимодействия субъектов системы, на которую направлено воздействие такой политики.

Эффективность применяемых инструментов поддержки предпринимательской деятельности зависит от «параллельности» проведения реформ экономической политики и внутренних (институциональных) изменений в сфере предпринимательской деятельности. При этом следует учесть, что меры государственного регулирования экономики, должны согласовываться с «экономической целесообразностью» программ поддержки предпринимательства. Важность развития малого предпринимательства предполагает комплексное решение следующих проблем:

• координацию деятельности всех структур государственной поддержки малого предпринимательства, втом числе на региональном и муниципальном уровнях;

• поэтапное инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства;

• реализацию селективного подхода в применении мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в соответствии со сферой его функционирования.

Предложенные пути решения комплексных задач развития предпринимательской деятельности позволят сформировать оптимальную структуру предпринимательства. Критериями оптимальности является количество предпринимательских структур, и их пропорциональная отдача в доле ВВП региона.

Использованные источники:

1. Ахметшин Р.М.. Малый бизнес России: как преодолеть асимметрию развития? // Российское предпринимательство, — 2012, — N° 22.

2. Сайт Министерства экономического развития РФ (Электронный ресурс). —Режим доступа: http;//www.ecommy.gov.ru/mmec/press.

Овчинникова Е.В.

студент

ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет

Россия, г. Уфа СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ

СЕЛЬСКИХ ОТРАСЛЕЙ

Правовая основа государственной поддержки развития традиционных отраслей сельского хозяйства представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов поддержки отраслей сельского хозяйства.

В настоящее время вопрос устойчивого и предсказуемого развития сельского хозяйства становится все более актуальным в условиях глобальных кризисов, в том числе продовольственного и финансового, которые в последние годы коренным образом трансформировали ситуацию, связанную с обеспечением продовольственной безопасности.

Решение проблем в сфере развития отраслей сельского хозяйства позволит в дальнейшем преодолеть главным образом продовольственный кризис.

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий. Также указанный нормативно-правовой акт устанавливает Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.