Научная статья на тему 'Место физической культуры в повседневной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России'

Место физической культуры в повседневной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место физической культуры в повседневной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России»

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

Ю.В. Горшков, к.п.н., А.А. Обухов,

Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Время диктует более высокие требования к биологическим, социальным и профессиональным возможностям человека, поэтому перед системой высшего образования стоит задача коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистов. Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством в успешном решении задач по подготовке специалистов в различных областях деятельности. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни. При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности, здорового образа жизни и стиля учащейся молодежи. Однако современная система физического воспитания при всем ее многообразии форм не смогла привлечь основную массу детей и молодежи к занятиям различными упражнениями.

И в этой связи, физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе высших образовательных организаций выступает как одно из средств становления будущих специалистов, активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, а также как средство для достижения физического совершенствования. Более того, занятия спортом это определенная форма самовыражения и самоутверждения курсанта, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты.

Общеизвестно, что в спорте на передний план выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности курсантов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, психологической готовности к предстоящей оперативно служебной деятельности.

Однако, решение всех задач, стоящих перед учебно-воспитательным процессом, с помощью только обязательных занятий предусмотренных учебным расписанием решить практически невозможно. Более того, многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для учащейся молодежи насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие учащейся молодежи в этой

деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо совершенствование традиционных форм, методов и средств физической культуры и спорта, а также поиск новых наиболее рациональных условий для вовлечения курсантов в регулярные занятия физическими упражнениями.

На современном этапе принципиально важна работа по активизации позиции каждого курсанта в отношении своего физического развития и подготовленности, непосредственного участия в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности. Она должна базироваться на свободном, сознательном самоопределении личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Сохранению, укреплению здоровья, качественному усвоению профессионально важных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств у курсантов значительную роль играет их образ жизни. Стиль жизни как субъективная характеристика в значительной степени зависит от самого человека. Кроме этого, здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций курсанта, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются курсантами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Поэтому в ходе обучения необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности. Несмотря на то, что здоровье большинством курсантов признаётся важной ценностью, однако сознательное построение своего стиля жизни в целях его сохранения и укрепления достигается далеко не всеми, предпринимающим такие попытки. Наряду с самооценкой в качестве определяющего отношения к здоровью выступает и осознание его места в структуре других жизненно значимых ценностей.

Во многом успех в формировании жизненных установок, интересов и потребностей курсантов зависит от умения планировать свое свободное время. Именно свободное время во многом определяет возможность реализации потребностей личности в духовном и физическом совершенствовании. Сегодняшние курсанты обладают существенно меньшим объемом свободного времени. Изменилась и структура его использования. Увеличились затраты времени на дополнительное образование, чтение, сократилась продолжительность занятий физкультурой и спортом. Тем не менее, мы склонны считать, что при определенных субъективных и объективных возможностях и условиях вполне можно выделить время для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Анализ распорядка дня курсантов подтверждает данное обстоятельство. В часы, отведенные на самоподготовку, вполне реально выделять время для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Именно самостоятельные занятия наиболее адекватны возможностям курсантов. Более того, процесс перестройки высшего и среднего образования предусматривает активизацию и увеличение объема самостоятельного труда курсантов, всестороннее развитие в нем творческих начал. Поэтому, при общем сочетании объема аудиторных занятий, существенно возрастает роль самоподготовки.

Посему, преподаватели кафедр физической подготовки, тренеры-преподаватели, организаторы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий наряду с воспитанием у занимающихся активной жизненной позиции, высокой нравственности, гражданственности и патриотизма обязаны постоянно воспитывать естественную потребность в систематических занятий физическими упражнениями и умений в организации здорового образа жизни. Занятия физическими упражнениями строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, интуиции, способности идти на риск. Именно обязательные самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом должныориентированы на формирование здорового образа жизни курсантов, обучающейся в учебных организациях МВД России.

При проведении анкетирования было установлено: на вопрос о предпочтении самостоятельной или академической форм занятий по дисциплине «Физическая подготовка» 79,7 % курсантов выбрали академические. Вместе с тем, 81,3% курсантов проявили интерес в получении теоретических и практических знаний по проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями, которые необходимы им для:

1) расширения своего кругозора в области физической культуры и спорта - 22,5%;

2) использования их в совершенствовании своих физических кондиций во время учёбы - 23,6%;

3) использования их в период своей дальнейшей профессиональной деятельности для физического самосовершенствования после окончания учёбы -55,9%.

В этой связи, существующие обязательные формы физической культуры и спорта (учебные и факультативные занятия, занятия в спортивных секциях по видам спорта) должны стать решающими в формировании потребности в регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Список использованной литературы

1. Акулова Л.Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л.Н. Акулова, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 13-18.

2. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России / С.М. Ашкинази, Р.М. Шипилов, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (131). - С. 18-22.

3. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Г.Р. Гостев // Культура физическая и здоровье.

- 2012. - № 6 (42). - С. 53-56.

4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.

- Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28 с.

5. Кузнецов Б.В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин, В.А. Сморчков // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Сборник материалов конференции ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 85-89.

6. Обвинцев А.А. Влияние средств и методов физической культуры на учебно-профессиональную деятельность и физическую подготовленность курсантов первых курсов вузов ГПС МЧС России / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, Б.В. Кузнецов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - №1. - С. 58-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.