МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ
М.П. Георгиева, к.п.н., А.В. Чижов, П.И. Зибров, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Быстрота движений в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью головного мозга, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения Быстроту движений можно значительно улучшить путем развития силы мышц. Быстрота движений повышается, если лучше использовать эластичные свойства мышц, так как предварительно оптимально растянутая мышца сокращается с большой силой и быстрее. Для улучшения эластичности мышц следует выполнять специальные упражнения на растягивание расслабленных и напряженных мышц. С улучшением эластичности мышц увеличивается подвижность в суставах, уменьшается сопротивление мышц, антагонистов движению, благодаря чему можно легче и быстрее выполнять движение.
Так как быстрота зависит от ряда других качеств, то, естественно, их развитие будет сказываться на повышении быстроты.
Особо важную роль в занятии, направленном на развитие быстроты, играет срочная информация о достигнутых результатах. Продолжительное применение одних и тех же средств, методов и нагрузок становится привычным, не вызывает дальнейшего роста функциональных возможностей организма, в том числе и в проявлении быстроты.
Для закрепления быстроты движений на более высоком уровне надо проводить занятия в следующей последовательности:
- укрепление отстающих в развитии групп мышц, увеличение их силы и эластичности, повышение подвижности в суставах, улучшение выносливости;
- выполнение упражнения в облегченных условиях на более высоком уровне быстроты и многократное повторение упражнения в этих условиях;
- тренировка быстроты 1-2 раза в неделю, упражнение повторяется столько раз, сколько удается раз выполнить его без уменьшения быстроты. Нагрузка в занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию занимающийся полностью отдохнул. Основные методы выполнения упражнений для развития быстроты изложены в таблице 1.
Таблица 1
Методы выполнения упражнений для развития быстроты
№ Метод Основные задачи Количест Интен-
№ во сивность
п/п занятий в неделю выполнения упражнения
1 2 3 4 5
11. Повторное выполнение упражнений с околопредельно й быстротой Достижение лёгкости, ненапряжённости движений. Повышение быстроты движений. Повышение силы, улучшение эластичности мышц и подвижности в суставах. Развитие выносливости в быстрых движениях 1-2 70-90
22. Повторное выполнение упражнений с предельной быстротой Автоматизация движений. Достижение максимальной быстроты движения. 1-2 100
33. Повторное выполнение упражнений с быстротой превышающей предельную Выполнение упражнений с быстротой, превышающей предельную. Создание уверенности в возможности их выполнения постоянно. Совершенствование двигательных качеств в связи с повышением предела быстроты. 1-2 100
44. Повторное выполнение упражнения в усложнённых условиях Воспитание волевых качеств, способность концентрировать усилия на быстроте движений. 1-2 100
Список использованной литературы
1. Акулова Л.Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л.Н. Акулова, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 13-18.
2. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России / С.М. Ашкинази, Р.М. Шипилов, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (131). - С. 18-22.
3. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Г.Р. Гостев // Культура физическая и здоровье.
- 2012. - № 6 (42). - С. 53-56.
4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.
- Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28 с.
5. Кузнецов Б.В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин, В.А. Сморчков // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Сборник материалов конференции ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 85-89.
6. Обвинцев А.А. Влияние средств и методов физической культуры на учебно-профессиональную деятельность и физическую подготовленность курсантов первых курсов вузов ГПС МЧС России / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, Б.В. Кузнецов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - №1. - С. 58-69.