ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ТРЕНИРОВКИ
О.В. Радченко, к.п.н., доцент, Р.А. Гниломёдов, доцент, к.т.н., Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
Физическая культура в структуре профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФСИН России играет большую роль, содействует формированию необходимых сотруднику ФСИН России умений и навыков, физических способностей, оптимизации его состояния здоровья и работоспособности.
Достижение высокого уровня развития физической культуры обучающихся в вузах ФСИН России является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных вузов как профессионалов, компетентных сотрудников ФСИН России, способных с гарантированными результатами выполнять возложенные на них обязанности.
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма сотрудника, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность сотрудника. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.
В личностном аспекте физическая подготовка представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а так же уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.
Она представляет собой единство практической и психической деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.
Для курсантов ВУЗов ФСИН России она так же играет ключевую роль. Воспитание их характера проходит посредством занятий физической подготовкой.
В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.
Поступая служить в Федеральную службу исполнения наказания России, зачастую будущие курсанты еще не понимают всей сложности и серьезности профессии. Даже еще на вступительных испытаниях проверяется уровень физической подготовки, и вместе с ним соответственно умение адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, выносливость и целеустремленность.
В ходе занятий по физической подготовке особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда курсантов и в дальнейшем их профессионального труда.
Так, на протяжении всей курсантской жизни и дальнейшей службы физическая культура идет бок о бок с человеком. С первых лет обучения на занятиях воспитываются такие качества как стойкость, упорство, волевые качества, целеустремленность посредством физических упражнений и на протяжении всего периода обучения закрепляется и поддерживается.
Так как физическая подготовка - неотъемлемая часть жизни курсанта, и встречается он с ней каждый день, то постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущением боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, организованность, чувство дружбы и товарищества. Было бы неправильно сводить использование физической культуры и спорта только к повышению уровня отдельных физических качеств. Воздействие такой подготовки гораздо многогранней, поскольку в процессе её ненавязчиво, естественно воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку в жизни психических качеств, черт и свойств личности.
Убедимся в правильности этого суждения.
Уверенность в себе. До поступления многие курсанты практически никак не связывали себя с физической подготовкой, кроме как занятий по физической культуре, и как следствие из этого, при поступлении их уверенность в себе подрывается, так как появляются сомнения в себе и в своих силах. Поэтому постепенно проходит процесс воспитания уверенности в себе, посредством
выполнения сложных физических упражнений и усовершенствования своих результатов.
Мужество. По определению - это волевое деяние, совершаемое осознанно, реализация которого требует от индивида преодоление страха за себя, за кого-то, за что-либо и вызванное нравственными мотивами или добродетельностью. Так, выполняя специальные упражнения на высотах или же упражнения, в которых требуется перебарывать себя и свои эмоции, и воспитывается мужество.
Решительность. Как говорилось выше, будущие специалисты будут сталкиваться с особенностями службы, при которых необходимо будет быстро и незамедлительно принимать решение. Так в ходе выполнения каких-либо командных упражнений, или же упражнений, требующих принятие решений, воспитывается это качество.
Инициативность и находчивость - хорошо формируются при выполнении сдач нормативов и при командных играх, так как в таких ситуациях нужно искать наиболее выгодные и быстрые пути для достижения победы.
Организованность. Это неотъемлемое качество любого будущего специалиста, и воспитывается оно всегда и везде, даже в обычной жизни курсанта. Поэтому на занятиях по физической подготовке большое внимание уделяется именно умению организовать себя и свое подразделение на четкое и качественное выполнение поставленной задачи.
Чувство дружбы и товарищества. Курсантская жизнь подразумевает тесную связь на протяжении всех лет обучения. Без дружбы и товарищества тут не обойтись, потому что не получится достойного коллектива без этих качеств. Выполнение таких заданий, где задействована вся группа и результат складывается из совместных действий, или спортивные игры, а так же всевозможные командные соревнования, формируют такие качества как дружба, товарищество и умение действовать в коллективе.
Таким образом, роль физической подготовки в формировании индивидуальных черт и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы, -необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто только при правильной физической подготовке.
Список использованной литературы
1. Акулова Л.Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л.Н. Акулова, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 13-18.
2. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России / С.М. Ашкинази, Р.М. Шипилов,
Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (131). - С. 18-22.
3. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Г.Р. Гостев // Культура физическая и здоровье.
- 2012. - № 6 (42). - С. 53-56.
4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.
- Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28 с.
5. Кузнецов Б.В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин, В.А. Сморчков // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Сборник материалов конференции ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 85-89.
6. Обвинцев А.А. Влияние средств и методов физической культуры на учебно-профессиональную деятельность и физическую подготовленность курсантов первых курсов вузов ГПС МЧС России / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, Б.В. Кузнецов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - №1. - С. 58-69.