Научная статья на тему 'Формирование личностных качеств курсантов вузов ФСИН России посредством регулярной физической тренировки'

Формирование личностных качеств курсантов вузов ФСИН России посредством регулярной физической тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных качеств курсантов вузов ФСИН России посредством регулярной физической тренировки»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ТРЕНИРОВКИ

О.В. Радченко, к.п.н., доцент, Р.А. Гниломёдов, доцент, к.т.н., Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж

Физическая культура в структуре профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФСИН России играет большую роль, содействует формированию необходимых сотруднику ФСИН России умений и навыков, физических способностей, оптимизации его состояния здоровья и работоспособности.

Достижение высокого уровня развития физической культуры обучающихся в вузах ФСИН России является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных вузов как профессионалов, компетентных сотрудников ФСИН России, способных с гарантированными результатами выполнять возложенные на них обязанности.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма сотрудника, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность сотрудника. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

В личностном аспекте физическая подготовка представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а так же уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.

Она представляет собой единство практической и психической деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.

Для курсантов ВУЗов ФСИН России она так же играет ключевую роль. Воспитание их характера проходит посредством занятий физической подготовкой.

В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.

Поступая служить в Федеральную службу исполнения наказания России, зачастую будущие курсанты еще не понимают всей сложности и серьезности профессии. Даже еще на вступительных испытаниях проверяется уровень физической подготовки, и вместе с ним соответственно умение адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, выносливость и целеустремленность.

В ходе занятий по физической подготовке особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда курсантов и в дальнейшем их профессионального труда.

Так, на протяжении всей курсантской жизни и дальнейшей службы физическая культура идет бок о бок с человеком. С первых лет обучения на занятиях воспитываются такие качества как стойкость, упорство, волевые качества, целеустремленность посредством физических упражнений и на протяжении всего периода обучения закрепляется и поддерживается.

Так как физическая подготовка - неотъемлемая часть жизни курсанта, и встречается он с ней каждый день, то постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущением боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, организованность, чувство дружбы и товарищества. Было бы неправильно сводить использование физической культуры и спорта только к повышению уровня отдельных физических качеств. Воздействие такой подготовки гораздо многогранней, поскольку в процессе её ненавязчиво, естественно воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку в жизни психических качеств, черт и свойств личности.

Убедимся в правильности этого суждения.

Уверенность в себе. До поступления многие курсанты практически никак не связывали себя с физической подготовкой, кроме как занятий по физической культуре, и как следствие из этого, при поступлении их уверенность в себе подрывается, так как появляются сомнения в себе и в своих силах. Поэтому постепенно проходит процесс воспитания уверенности в себе, посредством

выполнения сложных физических упражнений и усовершенствования своих результатов.

Мужество. По определению - это волевое деяние, совершаемое осознанно, реализация которого требует от индивида преодоление страха за себя, за кого-то, за что-либо и вызванное нравственными мотивами или добродетельностью. Так, выполняя специальные упражнения на высотах или же упражнения, в которых требуется перебарывать себя и свои эмоции, и воспитывается мужество.

Решительность. Как говорилось выше, будущие специалисты будут сталкиваться с особенностями службы, при которых необходимо будет быстро и незамедлительно принимать решение. Так в ходе выполнения каких-либо командных упражнений, или же упражнений, требующих принятие решений, воспитывается это качество.

Инициативность и находчивость - хорошо формируются при выполнении сдач нормативов и при командных играх, так как в таких ситуациях нужно искать наиболее выгодные и быстрые пути для достижения победы.

Организованность. Это неотъемлемое качество любого будущего специалиста, и воспитывается оно всегда и везде, даже в обычной жизни курсанта. Поэтому на занятиях по физической подготовке большое внимание уделяется именно умению организовать себя и свое подразделение на четкое и качественное выполнение поставленной задачи.

Чувство дружбы и товарищества. Курсантская жизнь подразумевает тесную связь на протяжении всех лет обучения. Без дружбы и товарищества тут не обойтись, потому что не получится достойного коллектива без этих качеств. Выполнение таких заданий, где задействована вся группа и результат складывается из совместных действий, или спортивные игры, а так же всевозможные командные соревнования, формируют такие качества как дружба, товарищество и умение действовать в коллективе.

Таким образом, роль физической подготовки в формировании индивидуальных черт и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы, -необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто только при правильной физической подготовке.

Список использованной литературы

1. Акулова Л.Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л.Н. Акулова, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 13-18.

2. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России / С.М. Ашкинази, Р.М. Шипилов,

Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (131). - С. 18-22.

3. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Г.Р. Гостев // Культура физическая и здоровье.

- 2012. - № 6 (42). - С. 53-56.

4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.

- Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28 с.

5. Кузнецов Б.В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин, В.А. Сморчков // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Сборник материалов конференции ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 85-89.

6. Обвинцев А.А. Влияние средств и методов физической культуры на учебно-профессиональную деятельность и физическую подготовленность курсантов первых курсов вузов ГПС МЧС России / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, Б.В. Кузнецов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - №1. - С. 58-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.