Научная статья на тему 'Место денег в системе жизненных ценностей студентов'

Место денег в системе жизненных ценностей студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценности студентов / ценностные ориентации / студенческая молодежь / деньги как ценность / values / student values / value orientations / student youth / money as value

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евгения Юрьевна Мещанинова

В статье анализируются результаты социологического исследования ценностных ориен-таций современной студенческой молодежи. Рассматриваются значимость денег в жизни студентов и их от-ношение к данному феномену. Делается вывод об индивидуалистской и материальной направленности цен-ностных ориентаций студенческой молодежи. Исследование показало, что деньги имеют высокую степень важности для обучающихся. По их мнению, деньги – это не главная, но значимая часть жизни. Более важными ценностями считаются здоровье, душевное благополучие, семья, интересная работа. Однако финансовое благополучие входит в пятерку наиболее актуальных и важных явлений в иерархии жизненных ценностей. Признается существенная роль денег в обеспечении благополучной и успешной, в представлении молодежи, жизни. Основной актуальной стратегией финансового поведения, по словам студентов, является стратегия увеличения дохода, а не его сбережения или накопления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Students’ Life Values and the Place of Money in It

The article analyzes the results of a sociological study of the value orientations of modern stu-dents. The importance of money in the life of students and their attitude to this phenomenon is considered. The con-clusion is made about the individualistic and material orientation of the value orientations of students. The study showed that money has a high degree of importance for students. According to the students, money is not the main, but a significant part of life. More important values are considered to be health, mental well-being, family, interesting work. However, financial well-being is among the five most relevant and significant phenomena in the hierarchy of life values. The essential role of money in ensuring a prosperous and successful life, as young people see it, is recognized. The main current strategy of students’ financial behavior, according to them, is a strategy to increase income, not to save or accumulate it.

Текст научной работы на тему «Место денег в системе жизненных ценностей студентов»

Научная статья

УДК 316.752-057.87

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.16

Место денег в системе жизненных ценностей студентов Евгения Юрьевна Мещанинова

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, E.Meshchaninova@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются результаты социологического исследования ценностных ориен-таций современной студенческой молодежи. Рассматриваются значимость денег в жизни студентов и их отношение к данному феномену. Делается вывод об индивидуалистской и материальной направленности ценностных ориентаций студенческой молодежи. Исследование показало, что деньги имеют высокую степень важности для обучающихся. По их мнению, деньги - это не главная, но значимая часть жизни. Более важными ценностями считаются здоровье, душевное благополучие, семья, интересная работа. Однако финансовое благополучие входит в пятерку наиболее актуальных и важных явлений в иерархии жизненных ценностей. Признается существенная роль денег в обеспечении благополучной и успешной, в представлении молодежи, жизни. Основной актуальной стратегией финансового поведения, по словам студентов, является стратегия увеличения дохода, а не его сбережения или накопления.

Ключевые слова: ценности, ценности студентов, ценностные ориентации, студенческая молодежь, деньги как ценность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Мещанинова Е.Ю. Место денег в системе жизненных ценностей студентов // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 139-145. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.16.

Original article

The System of Students' Life Values and the Place of Money in It Evgeniia Yu. Meshchaninova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, E.Meshchaninova@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the results of a sociological study of the value orientations of modern students. The importance of money in the life of students and their attitude to this phenomenon is considered. The conclusion is made about the individualistic and material orientation of the value orientations of students. The study showed that money has a high degree of importance for students. According to the students, money is not the main, but a significant part of life. More important values are considered to be health, mental well-being, family, interesting work. However, financial well-being is among the five most relevant and significant phenomena in the hierarchy of life values. The essential role of money in ensuring a prosperous and successful life, as young people see it, is recognized. The main current strategy of students' financial behavior, according to them, is a strategy to increase income, not to save or accumulate it.

Keywords: values, student values, value orientations, student youth, money as value

Funding: Independent work.

For citation: Meshchaninova, E.Yu. (2023) The System of Students' Life Values and the Place of Money in It. Theory and Practice of Social Development. (11), 139-145. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.11.16 (In Russian).

Изучение системы ценностных ориентаций современной студенческой молодежи является важной задачей для ряда общественных институтов, особенно в контексте проблемы воспитания молодого поколения. Молодежь - это настоящее и будущее страны, основа ее дальнейшего экономического, социального, политического развития. Именно с молодежью государство в большей степени связывает будущие успехи и достижения в науке, культуре, спорте, промышленности, сельском хозяйстве, технике и т. д. Проблема формирования системы ценностей студентов выступает одним из наиболее актуальных вопросов современного образования. Рыночный подход к образованию, который заставляет рассматривать отношения обучающихся и преподавателей как клиентов и поставщиков услуг, размывает воспитательную функцию образования, оттесняет ее на второй план.

Формирование у молодых граждан морально-ценностного сознания - это сложный и длительный процесс, обусловленный многими факторами общественной жизни. В силу того что ценностные ориентации служат регуляторами поведения человека, крайне важно исследовать изменения жизненных целей и ценностей студенческой молодежи как специфической социально-демографической группы в общественной структуре. Ценностные ориентации молодого поколения

© Мещанинова Е.Ю., 2023

СОЦИОЛОГИЯ БОСЮЬООУ

отличаются динамичностью, неустойчивостью, восприимчивостью к влиянию и трансформациям. Поэтому вопрос регуляции жизнедеятельности молодежи через формирование ценностно-нормативных структур приобретает особую значимость.

Понимание социальной сущности и значимости для общества невозможно без уяснения понятий «ценности» и «ценностные ориентации». М. Рокич трактовал термин «ценность» как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования ^океас1, 1973). Согласно его типологии, терминальные ценности - это убеждения, подразумевающие значимость той или иной цели и необходимость стремиться к ее достижению (ценность как самоцель), а инструментальные ценности - это убеждения в том, что образ действий или свойство личности является предпочтительным для достижения жизненных целей (ценность как средство, инструмент для достижения тех или иных целей)1.

В отечественной науке при изучении нормативно-ценностной структуры общества принято различать понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Ценность выступает как типовая образцовая переменная, обозначающая значимость, важность, оценку того или иного явления или процесса, а ценностные ориентации - как переменные, определяющие действие индивида в ситуации выбора. В других случаях (в том числе в рамках статьи) данные термины используются как синонимы. Д.А. Леонтьев рассматривает ценностные ориентации как ведущий мотив человеческой деятельности, который также придает человеческой жизни высший смысл. Ценности - это одновременно и источники важных личностных смыслов и значений, и их проявления (2019). В иерархии диспозиционной структуры личности В.А. Ядова ценностные ориентации располагаются на вершине (ниже находятся интересы личности, социальные фиксированные установки и фиксированные установки более низкого порядка) (Саморегуляция и прогнозирование..., 2013). И.А. Сурина трактует ценностные ориентации как «оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы)» (2005: 162).

В данной статье для анализа ценностных ориентаций студенческой молодежи использованы результаты опроса, проведенного в мае-июне 2023 г. Было опрошено 108 студентов в возрасте от 18 до 22 лет из трех вузов Москвы: МГУ имени М.В. Ломоносова (32 %), РАНХиГС при Президенте РФ (31 %) и РНИМУ имени Н.И. Пирогова (36 %). Среди них 49 % юношей и 51 % девушек. Опрос проходил преимущественно среди студентов, обучающихся на бюджетной основе (60 %); 37 % респондентов указали, что учатся на контрактной основе; еще 3 % - поступили по целевому набору. Большинство из опрошенных (81 %) имеют опыт трудовой деятельности (как минимум временный). Таким образом, анкетный опрос проводился среди людей, которые имеют опыт зарабатывания денег и чье отношение к деньгам определяется в том числе подобным опытом. По уровню доходов 26 % составили респонденты со среднемесячным доходом на одного члена семьи размером от 40 000 до 60 000 р. У 16 % обучающихся доход семьи превышает 80 000 р. Каждый десятый участник исследования (10 %) является членом обеспеченных семей, чей заработок превышает 100 000 р. на человека. 16 % затруднились или не захотели отвечать на вопрос о финансовом положении, что может свидетельствовать о «чувствительности» данной темы для обсуждения.

Если говорить о субъективной оценке уровня собственного материального положения, то большая часть опрошенных (69 %) определила его как средний, почти четверть (23 %) - как низкий. Около 3 % респондентов отнесли себя к людям с высоким уровнем материального благосостояния. При этом только 13 % обучающихся заявили, что очень довольны своим финансовым состоянием. Практически одинаковую долю получили ответы «в целом доволен» (40 %) и «не совсем доволен» (35 %).

На вопрос: «Насколько лично для Вас важно иметь достаточное количество денег?» - респонденты ответили следующим образом: 51 % - крайне важно, 47 % - скорее важно. В сознании российских студентов достаточность денежных средств воспринимается как необходимое условие в жизни и значимая ценность; в меньшинстве оказались те, кто ответил «не важно» на вопрос о значении для них достаточного количества денег. Также интересна разница в оценке опрошенными собственных ценностей и ценностей своего окружения. Свыше 60 % студентов указали, что придерживаются мнения «деньги не главное в жизни» (противоположное мнение выразили 22 % опрошенных), однако при этом 71 % ответили, что в их окружении есть люди, которые ценят деньги превыше всего.

Респонденты должны были отметить степень важности денег в их жизни по 10-балльной шкале. На основании ответов можно сделать вывод, что большинство российских студентов оценивают деньги как крайне важную вещь в своей жизни: 54 и 37 % считают роль денег важной

1 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992. 17 с.

(оценки 7-8) и крайне важной (9-10). Средний уровень значимости (деньги важны, но имеют скорее второстепенное значение; оценки 5-6) характерен для 9 % участников опроса. Важность денег по 10-балльной шкале в среднем оценивается студентами на 8,2 балла.

Исследование иерархии ценностных ориентаций молодежи показало, что в число наиболее важных ценностно-нормативных элементов, которые формируют ориентацию на счастливую жизнь, входят здоровье (77 %), семья (64), душевное благополучие (60), материальное положение (60) и интересная работа (57 %). Более того, материальное благополучие в совокупности с ценностью «деньги в неограниченном количестве» (6 %) демонстрирует крайне высокую значимость материальной составляющей для респондентов (рисунок 1).

Развлечения, приятное, необременительное времяпрепровождение

Уважение других (коллектива), благодарность других людей

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечество в целом)

Деньги в неограниченном количестве

Высокий статус, положение в обществе, карьера

Возможность расширения своего кругозора, образования, общей культуры

Веселая, увлекательная, полная удовольствий и приключений жизнь

Возможность занятий по душе, творчество

Развитие, работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование

Верные и надежные друзья, общение

Спокойная, безопасная жизнь

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком )

Свобода и самостоятельность в жизни

Интересная работа, самореализация в любимой профессии

Материальное благополучие, заработок, достаток

Душевное благополучие, гармония и согласие с самим собой

Семья, счастливая семейная жизнь

Крепкое здоровье у меня и моих близких

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рисунок 1 - Иерархия жизненных ценностей респондентов в контексте представлений о счастливой жизни1

Figure 1 - Hierarchy of Respondents' Life Values in the Context of Ideas about Happy Life

1 Вопрос: «Все люди хотят быть счастливыми, но каждый человек понимает это по-своему. Что значит "жить счастливо" для Вас? Проанализируйте список из 18 важных сторон жизни и выберите самые важные для Вас. Выберите не более 5 вариантов». Закрытый вопрос, множественный вариант ответа.

12

14

17

19

20

24

24

57

60

60

64

77

3

5

5

6

8

9

В качестве уточняющего и контрольного был задан вопрос о том, что является важным для благополучной, успешной жизни (представление о счастливой и благополучной жизни может различаться в силу разницы коннотаций и эмоционального восприятия). Первую позицию, как в предыдущем случае, заняло здоровье (76 %), на 2-м месте оказалась успешная личная жизнь (57 %), а не семья (17 %, 12-е место): можно предположить, что имеет значение не наличие семьи как таковой, а успешные (удачные) романтические отношения, удовлетворяющие респондентов. Хорошее материальное положение, как и прежде, вошло в пятерку наиболее популярных ответов (49 %), но в этот раз опередив самореализацию, занятие любимым делом (43 %) и личную свободу, независимость (46 %). В совокупности с важностью хороших жилищных условий (60 %) материальная составляющая жизни опережает другие явления духовного и материального мира.

Анализ системы ценностных ориентаций студентов показал следующее: в качестве однозначно крайне важных ценностей выступили личная безопасность (77 %), самореализация (74), материальное благополучие (72), уважение (69), свобода (66), доброта (60 %). Далее следуют семья и дети (54 %), взаимопомощь (57), справедливость (55 %). Меньшей однозначностью в вопросе важности (ответ «скорее важно») обладают следующие ценности: закон и порядок (35 %), порядок и стабильность (37), равенство (44), сексуальное удовлетворение (43 %). По поводу степени значимости ряда аксиологических категорий мнение респондентов разделились: это касается пунктов «равенство» и «труд». Если разница между ответившими «крайне важно» и теми, кто отметил вариант «скорее важно», в оценке ценности равенства незначительная (41 и 44 %), то ответы относительно ценности труда разделились с разницей в 10 %: вариант «скорее важно» выбрали 49 % опрошенных, 39 % - указали, что труд скорее важен для них. Максимальное затруднение при оценке вызвали понятия «вера» и «патриотизм». Участники опроса в большей степени считают данные вещи скорее значимыми, но не безусловно важными.

Результаты опроса демонстрируют преимущественно индивидуалистскую, а не коллективистскую, направленность ценностных ориентаций студенческой молодежи. Неиндивидуалистские, социально ориентированные категории (здоровье близких, семья, духовная близость с другим человеком) подчинены индивидуальным стремлениям, приоритетам и желаниям. Социальные категории, подразумевающие направленность не на свое «я» (эго), а на других людей (общение с друзьями, мнение коллектива, счастье других и др.), оказались менее важными для опрашиваемых, чем самореализация, личная гармония, собственный достаток и персональная свобода.

Результаты исследования «Жизненные приоритеты россиян: семья, деньги или творчество?», проведенного ВЦИОМ, подтверждают ряд обозначенных положений. Согласно данным опроса, для россиян материальное положение (индивидуальное и семейное) как ценность стоит на 6-м месте после здоровья, отношений в семье, безопасности, социальной инфраструктуры и экологии в месте проживания1. По итогам другого социологического исследования ВЦИОМ, посвященного изучению молодежи, в иерархии ценностей молодых людей (в возрастной группе от 18 до 34 лет) первые три места занимают доход (15 %), порядок и стабильность (11) и самореализация (8 %). У представителей молодежи также выражен запрос на развитие и достижения, прежде всего на высокий доход. Обладание материальным достатком обеспечивает и стабильность2.

Свыше 65 % студентов на вопрос: «Вы лично стремитесь иметь как можно больше денег?» -ответили положительно. Однако среди респондентов преобладает позиция, что для получения большого количества денег необязательно (и нежелательно) много работать. Для 38 % участников опроса предпочтителен легкий способ получения денег: более желательной оказалась модель «меньше работать и больше зарабатывать». Еще 6 % обучающихся ответили, что лучше вообще не работать и много зарабатывать. Почти половина (47 %) все же считают, что для хорошего заработка нужно больше работать. Погоня за деньгами оказалась неинтересна для 7 % студентов: для них предпочтительнее меньше работать даже при условии меньшего заработка.

Результаты исследования показали, что у индивидов доминирует положительная оценка денег. Утверждение, что деньги обеспечивают покой и душевное равновесие, вызвало согласие у 87 % опрошенных, в противовес несогласию 12 % респондентов. Еще большую степень согласия вызвало мнение, что деньги дают возможность быть независимым и позволяют чувствовать себя уверенно. Еще одной позитивной функцией денег стало обеспечение социально-культурного развития индивидов и общества (рисунок 2).

1 Жизненные приоритеты россиян: семья, деньги или творчество? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2017. 7 июня. URL: https://clck.ru/Wjh7P (дата обращения: 18.10.2023).

2 Молодежь и политика: актуальные вызовы [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://clck.ru/ahQW9 (дата обращения: 19.10.2023).

70

60

50

40

30

20

10

56

59

48

1

00

Деньги обеспечивают покой и душевное равновесие

Деньги обеспечивают культурное Деньги дают возможность человеку развитие человека и общества быть независимым и уверенным в

себе

Полностью согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить

Скорее согласен | Совсем не согласен

Рисунок 2 - Распределение ответов по степени согласия с утверждением, %1 Figure 2 - Distribution of Responses by Degree of Acceptance, %

Респонденты согласны с тем, что деньги способствуют возрастанию социального неравенства среди людей (61 %). Однако студенты не считают, что денежные средства провоцируют у людей тревогу и недоверие (48 % выбрали либо ответ «не согласен», либо «скорее не согласен»). Мнения также разделились относительно позиции, что деньги развивают в людях плохие качества, вызывают алчность, жадность, зависть и др.: 51 % в целом согласились с данным суждением, 43 % - нет (рисунок 3). Негативная оценка денег и в указанном случае наблюдается у меньшинства респондентов. Таким образом, участники опроса в принципе не видят в деньгах источник проблем и отрицательных проявлений. Главная проблема денег - в их неравном распределении в обществе, хотя само стремление к увеличению дохода не является порицаемым или неправильным.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

45

39

32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OQ

Деньги портят людей, обостряют их худшие качества (жадность, алчность и пр.) ■ Полностью ■ Скорее согласен

Деньги способствуют росту неравенства в обществе

Деньги провоцируют у людей недоверие и тревогу

| Скорее не согласен ■ Совсем не согласен ■ Затрудняюсь ответить Рисунок 3 - Распределение ответов по степени согласия с утверждением, % Figure 3 - Distribution of Answers by Degree of Agreement with the Statement, %

Результаты опроса, проведенного ФОМ в январе 2020 г., показывают, что деньги для россиян ассоциируются прежде всего с трудом и уверенностью, в чуть меньшей степени - со свободой, пользой и успехом. Как видно, деньги воплощают как инструментальные категории, так и абстрактные социальные характеристики2.

1 Рисунки 2,3 - закрытый табличный вопрос, один вариант ответа (figures 2,3 - closed tabular question, one answer option).

2 Люди и деньги. Как россияне относятся к деньгам [Электронный ресурс] // ФОМ. 2020. 21 янв. URL: https://fom.ru/Ekonomika/14333 (дата обращения: 18.10.2023).

5

5

3

0

7

6

6

Большинство опрошенных (66 %) признались, что стремятся иметь как можно больше денег. Помимо этого, на вопрос: «Какая фраза лучшим образом отражает Вашу стратегию по отношению к личным доходам на данный момент?» - ответы распределились следующим образом: «я стремлюсь увеличить уровень своих доходов» (64 %); «я стремлюсь увеличить объем своих денежных сбережений (накоплений)» (17); «я стремлюсь сохранить имеющийся уровень доходов» (17); «затрудняюсь ответить» (3 %).

Однако, рассуждая о своей трудовой деятельности после окончания вуза, больше половины респондентов (56 %) указали, что хотели бы иметь такую работу, за которую они будут получать высокую зарплату, но которая не требовала бы больших усилий (для них нежелательны переработки, график 5/2, полный рабочий день). Почти 40 % обучающихся настроены на ежедневную обязательную работу. Меньшинство (4 %) указало, что не нуждается в большом количестве денег, поэтому планирует трудиться в меру, не перенапрягаться на работе. Около 1 % опрошенных в будущем не планируют работать вовсе, ожидая, что будут иметь иные источники дохода. Почти для 40 % участников исследования более желательным оказался легкий способ получения денег - модель «меньше работать и больше зарабатывать». Еще 2 % респондентов ответили, что лучше вообще не работать и много получать. Практически половина опрошенных (47 %) все же считают, что для более высокого заработка нужно больше работать. Ориентация на большое количество денег оказалась неинтересна для 7 % студентов: они предпочитают меньше работать даже при условии меньшего заработка. Таким образом, в представлении студенческой молодежи большие деньги не являются вознаграждением за тяжелый и упорный труд. Скорее они воспринимаются как награда за сам факт реализации некоторых усилий. Следовательно, ценность оплаты труда превалирует над ценностью труда как такового.

Значимость денег и важность материальных или духовных ценностей можно определить через изучение моральных ограничений на те или иные поведенческие модели. В целом студенты демонстрируют (в рамках вербальной репрезентации) высокий уровень морали и этики. Например, 52 % признались, что осуждают тех людей, кто добывает деньги незаконным или недобросовестным способом. Из 31 % опрошенных, которые спокойно относятся к обозначенным способам заработка, респонденты наиболее терпимы к следующим способам обогащения: брак по расчету, предоставление за деньги сексуальных услуг и получение взятки. Наименее одобряемыми методами оказались воровство (6 %), мошенничество (14), попрошайничество (14) и спекулятивные сделки (14 %). Еще 16 % участников исследования затруднились ответить на вопрос: «Как Вы относитесь к тем, кто добывает деньги недобросовестным или незаконным способом?»

Из сказанного можно сделать следующие выводы. Семья остается в сознании студенческой молодежи базовой ценностной ориентацией. Однако, как и другие социальные ценности, имеющие высокую значимость для представителей студенчества, она мыслится как одна из жизненных целей, обеспечивающих персональную самореализацию. Другими словами, в целом преобладают более прагматичные, эгоцентрические приоритеты и убеждения. Во всех сферах жизни обучающихся важную роль играет материальная составляющая. Индивидуалистическая позиция молодежи выражается в ориентации на личные терминальные ценности: свободу, самореализацию, собственное здоровье, личное благополучие, душевную гармонию и пр. Вектор на самореализацию и саморазвитие наблюдается и при восприятии ценности труда: значительная часть участников опроса хотели бы иметь интересную для себя и, что важнее, высокооплачиваемую работу. Прагматизм, рационализм как индивидуалистическая направленность ценностного сознания студенческой молодежи выражаются в отношении к деньгам как показателю успешности и эффективности. В ответах студенты демонстрируют смещение акцентов в ценностном восприятии денег с направленности на социальную значимость к ориентации на прагматическое содержание. Доминирует позитивная оценка денег.

Необходимо изменить воспитательные подходы, акцентировать внимание на надындивидуальных ценностях, идее, что во главе угла в жизни взрослой социализированной личности не должно стоять единственно только насыщение себя. Деньги должны быть средством, а не самоцелью, например средством самосовершенствования, а не инструментом для «покупки» личных преференций в ущерб коллективным целям. В сознании студента должна быть сформирована идея, что есть нечто большее по масштабу и значению, чем он сам. Интересы общества, общие правила -не препятствия для получения желаемого, а главное условие для любой деятельности, и, следовательно, нужно быть готовым пожертвовать частью своего комфорта ради более важных вещей.

Список источников:

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности : 4-е изд., испр. и доп. М., 2019. 582 с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция : коллективная монография / В.А. Ядов, А.А. Семенов и др. : 2-е изд. М., 2013. 376 с.

Сурина И.А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162-164. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973. 438 p.

References:

Leontyev, D.A. (2019) Psychology of meaning: Nature, structure and dynamics of semantic reality. Moscow, Smysl. (In Russian) Rokeach, M. (1973) The nature of human values. New York, Free Press.

Surina, I.A. (2005) Value orientations. Knowledge. Understanding. Skill. (4), 162-164. (In Russian)

Yadov, V.A., Semenov, A.A. et al. (2013) Self-regulation and forecasting of individual social behavior: Dispositional concept. Moscow, TSPiM. (In Russian)

Информация об авторе Е.Ю. Мещанинова - старший преподаватель кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1072785

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.Yu. Meshchaninova - Senior Lecturer, Department of Sociology of Family and Demography, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1072785

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.