А. О. Бельская
Место Артура Рэкхема в мировой культуре
В статье рассказывается об Артуре Рэкхеме - английском книжном графике эпохи «модерн», оставившем неизгладимый след в мировой культуре, оказавшем и оказывающем влияние на творчество художников всего мира. Ключевые слова: модерн; книжная графика; искусство иллюстрации.
A. O. Belskаya Arthur Rekhem's Place in World Culture
In article it is told about Arthur Rekheme - the English book schedule of an epoch the «modernist style», left an indelible trace in the world culture, rendered and influencing creativity of artists of all world. Key words: a modernist style; the book drawing; illustration art.
Культурное наследие Артура Рэкхема (1867-1939) привлекало и до сих пор восхищает множество художников, графиков, режиссеров, писателей и просто людей, интересующихся искусством книжной графики. Значимость его заключается в том, что он воззвал своим неподражаемым искусством к вечным символам и историческим ценностям и проиллюстрировал выдающиеся классические произведения мировой литературы, например, такие как «Рип Ван Винкл» В. Ирвина, знакомые всем с детства «Сказки братьев Гримм» Г.-Х. Андерсена, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Кольцо Нибелунгов» Р. Вагнера, «Питер Пэн в Кинстгеменском саду» Бари и многое другое.
Работы А. Рэкхема говорят о многообразии его творческого потенциала и представляют широкий спектр охвата, от юмористического гротеска до поэтически романтических образов. Его произведения способствовали становлению книжной графики и украсили «золотой век» иллюстрации. Его творчество продолжает оказывать влияние и в настоящее время.
Как и многие из художников и иллюстраторов, работающих на рубеже веков, Артур Рэкхем в полной мере использовал развитые в те времена новые возможности технологии книжной печати. Еще во время его рождения гравюра по дереву была преобладающим методом, с помощью которого иллюстратор мог воспроизводить свою работу для тиража книги. Но после иллюстраций Рэкхема люди смогли оценить в полной мере все возможности трехцветной печати, которая стала процветать после ее открытия в первом десятилетии XX в. Новый метод постепенно вытеснил старый гравюрный способ печати. Но, тем не менее, Рэкхем использовал различные технические методы. В каждой своей иллюстрации он применял их иначе, что и придало его работам особое своеобразие и очарование.
Английский художник работал преимущественно в технике акварели, его рисунки завораживали и покоряли необыкновенной творческой фантазией, богатством и уникальностью воображения, мягкой игрой легких полутонов. Им была отработана четкая и целостная линия, которая пронизывает все его работы. Затейливый стиль, который он предложил зрителям, способен был в одночасье перевернуть представление о фантастических карликах, гигантах, великанах, эльфах и феях, гномах, морских змеях, водяных нимфах, русалках. А его очеловеченные образы животных и деревьев не находят себе равных и по сей день, отчасти из-за освобождения от сдерживающих общепринятых штампов. Произведения Рэкхема составили творческий прорыв в книжной иллюстрации, а затем и в мировой культуре. Уже при жизни его как черно-белые, так и акварельные работы были популярны и принесли ему небывалую славу. Иллюстратор оставил приличное наследие, более 60 проиллюстрированных книг.
Он известен и любим на международном уровне как классик в сфере фантастики и детской литературы.
От его иллюстраций всегда исходят радостные эмоции; порождающие нечто удивительное в душе, они вызывают восхищение и трепет. Рэкхем никогда не рисовал ничего низменного, безобразного: злодеев, падших и нищих людей. Он остался представителем лучшего викторианского стиля и стиля модерн. В его работах сохранена жизненность и чувственность. Его четкие и красивые мастерские рисунки служили некоей антитезой промышленного прогресса и в то же время печатались в книгах большими тиражами и поэтому общедоступны и известны во всем мире. Его искусство стало неким постоянным напоминанием о лучших, чистых чувствах. Его художественные приемы - «наивные» и «детские». Они сохранились после эпохи модерна, уступая дорогу направлениям, диктуемым прогрессом (таким как кубизм, авангард, поп-арт, примитивизм).
Все иллюстрации замечательны и прекрасны своей неповторимостью и мастерством исполнения. Они полны эмоциональности и жизненного начала, они заставляют чувствовать, переживать вместе с героями сцен. В них чувствуется явная победа житейского начала, а всем персонажам придаются национальные английские черты.
А. Рэкхем следует веяниям и традициям модерна и в то же время создает некое свое, особое, неповторимое искусство, заставляющее волноваться сердца и пленяющее умы даже век спустя. Композиции иллюстраций в основном построены по канонам модерна. Светлый пастельный, неброский и тонкий в переходах колорит иллюстраций в целом соответствует стилю. Его способ изображения довольно линеен, как, впрочем, и у большинства художников данного направления. Он по-своему отделяет основное внутри целого, герои объединены общим действием. В его иллюстрациях сложно определить, откуда исходит освещение, и найти какой-либо единый его источник. Иллюстрации состоят из полутонов, трепетности телесных форм, мягких переливов цвета, где созданы неуловимые грани переходов.
А. Рэкхемом создано индивидуальное и своеобразное искусство. Его сказочному фантастическому стилю сопутствует сентиментальность чувства и нежная сладостность образов, а легкая и воздушная тональность цветового решения еще больше облагораживает их.
Ото всех иллюстраций зритель не в силах сразу оторваться, как только остановит и хоть на миг задержит взгляд. В его душе начинает играть необычайная, возвышенная, божественная одухотворенная мелодия, словно знакомая с детства. Это еще одна загадочная атмосфера таинственности и чуда. Зритель окунается в эту сказку, в эту мечту, созданную Шекспиром, Вагнером или сказками, а вслед за ними и А. Рэкхемом, и начинает мечтать вместе с ними. Иллюстрации к детской книге позволили развить черты объективного и критического осмысления действительности, столь характерные для английской книжной графики в целом. Мастерски исполненные иллюстрации, виртуозное владение карандашом и техникой ставят достижения А. Рэкхема в области рисунка на величайшую высоту подлинной художественности. Недаром его имя вошло в историю искусств именно благодаря мастерству, справедливо получившему восторженную оценку у современников.
Но, тем не менее, иллюстрации всецело принадлежат своей эпохе, поскольку художник непроизвольно зависел от времени и от доминирующего в искусстве стиля. Безусловно, стиль модерн проявился в иллюстрациях А. Рэкхема, и это произошло уже потому, что тогда стиль модерн уже набрал силу и вошел в период своего расцвета.
Рэкхем имел много последователей, своеобразно интерпретировавших его наследие. Особенно исследователи указывают на Уолта Диснея, который позаимствовал у него многие образы: например, оживающие деревья, Питер Пэн, так похожий на Пэка из «Сна в летнюю ночь», или злая колдунья из «Белоснежки», которая напрямую позаимствована из «Спящей красавицы» - образ 13-й волшебницы. Рэкхем также повлиял и на русских графиков, в частности, на поколение «Мира искусства», таких как Д. Митрохин, М. Чемберс, Г. Нарбут, Е. Бем. Во всем мире в музеях хранятся
работы Рэкхема, во всех крупных библиотеках можно найти книги с его иллюстрациями. К сожалению, так сложилось, что, хотя в начале ХХ столетия он был весьма популярен в петербургских кругах и книжных салонах, публикации о Рэкхеме в нашей стране практически отсутствуют.
БИБЛИОГРАФИЯ
Власов В. Г. Стили в искусстве : в 3 т. [Текст] / Власов Виктор Георгиевич. СПб. : Кольна, 1995-1997. (Т. 1 -417 с., т. 2 -618 с., т. 3 -713 с.)
Лукач Дж. Конец двадцатого века и конец эпохи Модерна [Текст] / Джорж Лукач; перев. с англ. Н. М. Селиверстова. М. : Наука, 2003. 256 с. ISBN 0-395-58472-8/5-02-026852-6.
Перси У. Модерн и слово [Текст] / Уго Перси. М. : Аграф, 2007. 258 с. ISBN 978-5-7784-0343-7.
Сарабьянов Д. В. Стиль модерн [Текст] / Сарабьянов Дмитрий Владимирович. М. : Галарт, 2001. 294 с.
Gettings F. Arthur Rackham [Text] / F. Gettings. L., 1976. 196 p.
The graphic arts of Great Britain drawing, line-engraving, etching, mezzotint, aquatint, lithography, wood engraving, colour-printing [Text] / Malcolm C. Salaman; еd. by Ch. Holme. L. ; Paris ; NY. : Studio Ltd, 1917. 318 p.
Hudson D. Arthur Rackham: His life and work [Text] / Derek Hudson. NY. : Scribner's sons, 1960. 181 p.
MurgatroydK. Modern graphics [Text] / Murgatroyd Keith. L. : Studio Vista ; NY. : Dutton and co, 1969. 341 p.
Susan M. Е. A theasury of the great children's book illustrators [Text] / Meyer Susan. NY., 1983. 218 p.
Taylor J. R. The art nouveau book in Britan [Text] / Taylor, J.R. Cambridge, 1966. 526 p.
К статье А. О. Бельской
«Место Артура Рэкхема в мировой культуре» Артур Рэкхем. Иллюстрация к книге Дж. М. Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду». 1906. Лондон
К статье А. О. Бельской
«Место Артура Рэкхема в мировой культуре»
Артур Рэкхем. Иллюстрация к книге «Сказки Братьев Гримм».
1918. Лондон.