Научная статья на тему 'Место Артура Рэкхема в мировой культуре'

Место Артура Рэкхема в мировой культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модерн / книжная графика / искусство иллюстрации. / a modernist style / the book drawing / illustration art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бельская Анна Олеговна

В статье рассказывается об Артуре Рэкхеме – английском книжном графике эпохи «модерн», оставившем неизгладимый след в мировой культуре, оказавшем и оказывающем влияние на творчество художников всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arthur Rekhem's Place in World Culture

In article it is told about Arthur Rekheme – the English book schedule of an epoch the «modernist style», left an indelible trace in the world culture, rendered and influencing creativity of artists of all world.

Текст научной работы на тему «Место Артура Рэкхема в мировой культуре»

А. О. Бельская

Место Артура Рэкхема в мировой культуре

В статье рассказывается об Артуре Рэкхеме - английском книжном графике эпохи «модерн», оставившем неизгладимый след в мировой культуре, оказавшем и оказывающем влияние на творчество художников всего мира. Ключевые слова: модерн; книжная графика; искусство иллюстрации.

A. O. Belskаya Arthur Rekhem's Place in World Culture

In article it is told about Arthur Rekheme - the English book schedule of an epoch the «modernist style», left an indelible trace in the world culture, rendered and influencing creativity of artists of all world. Key words: a modernist style; the book drawing; illustration art.

Культурное наследие Артура Рэкхема (1867-1939) привлекало и до сих пор восхищает множество художников, графиков, режиссеров, писателей и просто людей, интересующихся искусством книжной графики. Значимость его заключается в том, что он воззвал своим неподражаемым искусством к вечным символам и историческим ценностям и проиллюстрировал выдающиеся классические произведения мировой литературы, например, такие как «Рип Ван Винкл» В. Ирвина, знакомые всем с детства «Сказки братьев Гримм» Г.-Х. Андерсена, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Кольцо Нибелунгов» Р. Вагнера, «Питер Пэн в Кинстгеменском саду» Бари и многое другое.

Работы А. Рэкхема говорят о многообразии его творческого потенциала и представляют широкий спектр охвата, от юмористического гротеска до поэтически романтических образов. Его произведения способствовали становлению книжной графики и украсили «золотой век» иллюстрации. Его творчество продолжает оказывать влияние и в настоящее время.

Как и многие из художников и иллюстраторов, работающих на рубеже веков, Артур Рэкхем в полной мере использовал развитые в те времена новые возможности технологии книжной печати. Еще во время его рождения гравюра по дереву была преобладающим методом, с помощью которого иллюстратор мог воспроизводить свою работу для тиража книги. Но после иллюстраций Рэкхема люди смогли оценить в полной мере все возможности трехцветной печати, которая стала процветать после ее открытия в первом десятилетии XX в. Новый метод постепенно вытеснил старый гравюрный способ печати. Но, тем не менее, Рэкхем использовал различные технические методы. В каждой своей иллюстрации он применял их иначе, что и придало его работам особое своеобразие и очарование.

Английский художник работал преимущественно в технике акварели, его рисунки завораживали и покоряли необыкновенной творческой фантазией, богатством и уникальностью воображения, мягкой игрой легких полутонов. Им была отработана четкая и целостная линия, которая пронизывает все его работы. Затейливый стиль, который он предложил зрителям, способен был в одночасье перевернуть представление о фантастических карликах, гигантах, великанах, эльфах и феях, гномах, морских змеях, водяных нимфах, русалках. А его очеловеченные образы животных и деревьев не находят себе равных и по сей день, отчасти из-за освобождения от сдерживающих общепринятых штампов. Произведения Рэкхема составили творческий прорыв в книжной иллюстрации, а затем и в мировой культуре. Уже при жизни его как черно-белые, так и акварельные работы были популярны и принесли ему небывалую славу. Иллюстратор оставил приличное наследие, более 60 проиллюстрированных книг.

Он известен и любим на международном уровне как классик в сфере фантастики и детской литературы.

От его иллюстраций всегда исходят радостные эмоции; порождающие нечто удивительное в душе, они вызывают восхищение и трепет. Рэкхем никогда не рисовал ничего низменного, безобразного: злодеев, падших и нищих людей. Он остался представителем лучшего викторианского стиля и стиля модерн. В его работах сохранена жизненность и чувственность. Его четкие и красивые мастерские рисунки служили некоей антитезой промышленного прогресса и в то же время печатались в книгах большими тиражами и поэтому общедоступны и известны во всем мире. Его искусство стало неким постоянным напоминанием о лучших, чистых чувствах. Его художественные приемы - «наивные» и «детские». Они сохранились после эпохи модерна, уступая дорогу направлениям, диктуемым прогрессом (таким как кубизм, авангард, поп-арт, примитивизм).

Все иллюстрации замечательны и прекрасны своей неповторимостью и мастерством исполнения. Они полны эмоциональности и жизненного начала, они заставляют чувствовать, переживать вместе с героями сцен. В них чувствуется явная победа житейского начала, а всем персонажам придаются национальные английские черты.

А. Рэкхем следует веяниям и традициям модерна и в то же время создает некое свое, особое, неповторимое искусство, заставляющее волноваться сердца и пленяющее умы даже век спустя. Композиции иллюстраций в основном построены по канонам модерна. Светлый пастельный, неброский и тонкий в переходах колорит иллюстраций в целом соответствует стилю. Его способ изображения довольно линеен, как, впрочем, и у большинства художников данного направления. Он по-своему отделяет основное внутри целого, герои объединены общим действием. В его иллюстрациях сложно определить, откуда исходит освещение, и найти какой-либо единый его источник. Иллюстрации состоят из полутонов, трепетности телесных форм, мягких переливов цвета, где созданы неуловимые грани переходов.

А. Рэкхемом создано индивидуальное и своеобразное искусство. Его сказочному фантастическому стилю сопутствует сентиментальность чувства и нежная сладостность образов, а легкая и воздушная тональность цветового решения еще больше облагораживает их.

Ото всех иллюстраций зритель не в силах сразу оторваться, как только остановит и хоть на миг задержит взгляд. В его душе начинает играть необычайная, возвышенная, божественная одухотворенная мелодия, словно знакомая с детства. Это еще одна загадочная атмосфера таинственности и чуда. Зритель окунается в эту сказку, в эту мечту, созданную Шекспиром, Вагнером или сказками, а вслед за ними и А. Рэкхемом, и начинает мечтать вместе с ними. Иллюстрации к детской книге позволили развить черты объективного и критического осмысления действительности, столь характерные для английской книжной графики в целом. Мастерски исполненные иллюстрации, виртуозное владение карандашом и техникой ставят достижения А. Рэкхема в области рисунка на величайшую высоту подлинной художественности. Недаром его имя вошло в историю искусств именно благодаря мастерству, справедливо получившему восторженную оценку у современников.

Но, тем не менее, иллюстрации всецело принадлежат своей эпохе, поскольку художник непроизвольно зависел от времени и от доминирующего в искусстве стиля. Безусловно, стиль модерн проявился в иллюстрациях А. Рэкхема, и это произошло уже потому, что тогда стиль модерн уже набрал силу и вошел в период своего расцвета.

Рэкхем имел много последователей, своеобразно интерпретировавших его наследие. Особенно исследователи указывают на Уолта Диснея, который позаимствовал у него многие образы: например, оживающие деревья, Питер Пэн, так похожий на Пэка из «Сна в летнюю ночь», или злая колдунья из «Белоснежки», которая напрямую позаимствована из «Спящей красавицы» - образ 13-й волшебницы. Рэкхем также повлиял и на русских графиков, в частности, на поколение «Мира искусства», таких как Д. Митрохин, М. Чемберс, Г. Нарбут, Е. Бем. Во всем мире в музеях хранятся

работы Рэкхема, во всех крупных библиотеках можно найти книги с его иллюстрациями. К сожалению, так сложилось, что, хотя в начале ХХ столетия он был весьма популярен в петербургских кругах и книжных салонах, публикации о Рэкхеме в нашей стране практически отсутствуют.

БИБЛИОГРАФИЯ

Власов В. Г. Стили в искусстве : в 3 т. [Текст] / Власов Виктор Георгиевич. СПб. : Кольна, 1995-1997. (Т. 1 -417 с., т. 2 -618 с., т. 3 -713 с.)

Лукач Дж. Конец двадцатого века и конец эпохи Модерна [Текст] / Джорж Лукач; перев. с англ. Н. М. Селиверстова. М. : Наука, 2003. 256 с. ISBN 0-395-58472-8/5-02-026852-6.

Перси У. Модерн и слово [Текст] / Уго Перси. М. : Аграф, 2007. 258 с. ISBN 978-5-7784-0343-7.

Сарабьянов Д. В. Стиль модерн [Текст] / Сарабьянов Дмитрий Владимирович. М. : Галарт, 2001. 294 с.

Gettings F. Arthur Rackham [Text] / F. Gettings. L., 1976. 196 p.

The graphic arts of Great Britain drawing, line-engraving, etching, mezzotint, aquatint, lithography, wood engraving, colour-printing [Text] / Malcolm C. Salaman; еd. by Ch. Holme. L. ; Paris ; NY. : Studio Ltd, 1917. 318 p.

Hudson D. Arthur Rackham: His life and work [Text] / Derek Hudson. NY. : Scribner's sons, 1960. 181 p.

MurgatroydK. Modern graphics [Text] / Murgatroyd Keith. L. : Studio Vista ; NY. : Dutton and co, 1969. 341 p.

Susan M. Е. A theasury of the great children's book illustrators [Text] / Meyer Susan. NY., 1983. 218 p.

Taylor J. R. The art nouveau book in Britan [Text] / Taylor, J.R. Cambridge, 1966. 526 p.

К статье А. О. Бельской

«Место Артура Рэкхема в мировой культуре» Артур Рэкхем. Иллюстрация к книге Дж. М. Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду». 1906. Лондон

К статье А. О. Бельской

«Место Артура Рэкхема в мировой культуре»

Артур Рэкхем. Иллюстрация к книге «Сказки Братьев Гримм».

1918. Лондон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.