УДК 769.2(410)"18/19
А. О. Бельская
Специфика развития книжной графики в Англии эпохи модерн
Статья посвящена интересной и важной теме - английской книге эпохи модерн и особенностям развития книжной графики в Англии. В статье дается обзор исторического контекста, рассказывается о развитии книгопечатания. Автор использует исторический подход, при этом концентрирует внимание на революции в издательском деле, которая произошла в конце XIX - начале XX в., когда появилась возможность фотомеханического воспроизведения репродукций графических работ, что позволило художникам максимально сблизить иллюстрации с подлинным рисунком.
Ключевые слова: культура Англии, книжная графика, О. Экман, П. Беренс, У. Моррис, О. Бердсли, А. Рэк-хем, Э. Дюлак, К. Гринуэй, У. Крейн, К. Нильсен, Б. Поттер, Л. Уэйн, Ч. Рикетс, Л. Хаусмен, Ч. Р. Макинтош
Anna O. Belskaya
Specialty of the development of book graphics in England of the Art Nouveau era
The article is devoted to an interesting and important topic - the English book of the Modern style and the development of book graphics in England. The article gives an overview of the historical context, talks about the development of printing. The author implements a historical approach, while concentrating on the revolution in publishing, which occurred in the late XIX - early XX century, when it became possible to photomechanically reproduce reproductions of graphic works, which allowed artists to bring the illustrations as close as possible with the original drawing.
Keywords: culture of England, book graphics, O. Eckmann, P. Behrens, W. Morris, A. Beardsley, A. Rackham, E. Dulak, C. Greenway, W. Crane, K. Nielsen, B. Potter, L. Wayne, C. Ricketts, L. Housman, C. R. Mackintosh DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-128-133
Книга является важным источником знаний для всех поколений. Смена стилей, появление новых духовных и эстетических ценностей в совокупности создают историческое развитие искусства. А вместе с возрастанием интеллектуальных потребностей общество стимулирует развитие технологий производства книги и организацию ее распространения [1, с. 23-24].
Англия на рубеже Х1Х-ХХ в. стала крупнейшей на планете колониальной державой. Естественно, у государства возникла настоятельная потребность в увеличении управленческого контингента. Как пишет один из исследователей, «в стране испытывался дефицит в образованных и знающих молодых людях, годных для службы в колониях сильно расширившейся империи» [2, с. 135]. В связи с этим в 1870 г. был принят закон о всеобщем образовании, обязывающий всех детей обучаться в школе [2, с. 148]. За ним последовали задачи разработки программ обучения, средств передачи знаний, способов усвоения знаний в зависимости от возраста обучающегося (класс или год обучения). В связи с чем возникла необходимость в учебной литературе. Неслучайно издательский бизнес в обозначенный период продвинулся на первое место.
Книжная графика стала основным видом искусства в английском дизайне. Самыми выдающимися деятелями этого периода можно назвать таких мастеров, как О. Экман, П. Беренс, У. Моррис, О. Бердсли, А. Рэк-хем, Э. Дюлак, У. Крейн, К. Нильсен, К. Гринуэй, Б. Поттер, Л. Уэйн, Ч. Рикетс, Л. Хаусмен, Ч. Р. Макинтош.
Английская книга эпохи модерн заняла важное место в европейской культуре. Именно в Англии в указанное выше время были введены новые способы печати графических работ, что позволило максимально приблизиться к подлиннику. С развитием типографской техники особое внимание начинает уделяться не только производству, но и эстетической направленности в деле книгопечатания.
Основные теоретические идеи прежде всех разработал глава художественно-критической английской школы Джон Рескин (John Ruskin, 1819-1900). Следуя романтической направленности на средневековье, он призывал вернуться к ремеслам, к природным формам [3, с. 14]. Взгляды Д. Рескина повлияли на эстетику группы прерафаэлитов, которых критик поддерживал, используя положение передового английского искусствоведа. В 1851 г. он ввел в научный обо-
рот термин «Прерафаэлитизм» (Pre-Raphaelitism) в одноименной работе.
Поскольку техника книгопечатания изменялась успешней облика книги, то уже со второй половины XIX в. в Англии назрел кризис книжного дела. Хотя в этот период предпринимались уже слабые попытки сблизить технические возможности с художественными задачами оформления книги. Именно в это время У. Моррис (William Morris, 1834-1896) стал первым, кто смог выявить основные проблемы формирования и создания книги. Он основал и возглавил английское «Движение искусств и ремесел». Последовав за выдвинутыми теоретическими идеями Д. Рескина и в какой-то степени за художниками группы прерафаэлитов, он стремился восстановить предметную и стилистическую цельность книжного ансамбля [4, с. 14]. Его поиск золотой середины между техническим прогрессом и традицией увенчался успехом. Мастер собственноручно изготавливал наборы шрифтов. Обычно отмечают, что только У. Моррису стала подвластна задача гармоничного совмещения ремесла и искусства [5, с. 25]. Он проектировал шрифты, оформлял книги, рисовал, разрабатывал собственные проекты для производства мебели. В 1861 г. им была основана фирма «Моррис и компания» по комплексному созданию интерьера, в которой работали художники прерафаэлиты, ориентированные на эпоху раннего Возрождения, романский стиль, а также на искусство XV в. Его увлечение средневековым искусством отразилось на попытке возрождения ремесел того времени. С этой целью он много времени проводил в монастырских скриптори-ях (библиотеках), поднял из забвения искусство создания шпалер и витражей.
В начале девяностых годов XIX в. Морис создал собственную типографию, обосновал основные идеи книжного модерна, заключающиеся в возврате к ручному производству как к идеалу прикладного искусства. Условно данный период принято называть вслед за У. Моррисом эпохой «Прекрасной книги». Ибо он утверждал, что «книга может выглядеть прекрасно, если она хороша с архитектонической точки зрения» [6, с. 9]. У. Моррис добивался, чтобы книга стала целостным художественным организмом, в котором и текст, и иллюстрации, и шрифт, и заставки, а также другие орнаментальные украшения составляли бы нераздельное единство [7, p. 72]. Свои теоретические воззрения относительно того, как должна выглядеть книга, он описал в статье «Идеальная книга» (1893). За семь лет работы в типографии У. Моррис издал 53 книги в 66 томах, в которых большинство иллюстраций принадлежит непосредственно сотрудничав-
шим с ним художникам Джорджу Кэмппфелду,
3. Берн-Джонсу, а также У. Крейну, приверженцу идеалам «Движения искусств и ремесел» [3, с. 113].
Прекрасная книга - это целостное произведение искусства, гармонично сочетающие декоративные формы с литературным содержанием [8, с. 9]. Это наиболее полно изложил в своей статье Т. Д. Кобден-Сандерсон: «Идеальная, или Прекрасная книга представляет собой некую целостность, образуемую многими составными частями; она может быть прекрасной благодаря красоте всех своих частей: текста, материалов, шрифта или печати, заглавных букв или иллюстраций, переплета и украшений, - прекрасной благодаря тому, что все эти элементы служат тому целому, которое они создают в совокупности» [9].
Искусство книги Англии рубежа Х1Х-ХХ в. зачастую ассоциируют с эпохой становления и расцвета «Прекрасной книги», когда книжная иллюстрация достигает своего расцвета. Это время, когда уже отгремело «Движение искусств и ремесел», послужив источником для формирования стиля модерн и современного дизайна. Возрастает потребность в качественных изданиях с цветными и привлекательными иллюстрациями как для детей, так и для взрослых во многом из-за открытых в конце XIX в. новых технических возможностей печати и образованности среднего класса населения Англии. Особым спросом пользовались старинные сказки или волшебные истории таких писателей, как
4. Диккенс, У. М. Теккерей, Дж. Д. Макдональд, О. Уайльд, Л. Кэрролл и Р. Киплинг, создавшие богатые сказочные образы, которыми вдохновились одаренные художники. В обозначенный промежуток уже завоевали своего зрителя уникальные мастера, посвятившие себя иллюстрации книг, такие как Джон Тенниел, Уолтер Крейн, Обри Бердсли, Артур Рэкхем, Кай Нильсен, Эдмунд Дюлак, Беатриса Поттер, Рандольф Калдекотт, Эрнест Шепард, Кейт Гринуэй, Луис Уэйн, Хью Томпсон и др.
Следуя по стопам Морриса, его последователи Чарльз Эшби и Артур Макмардо основали корпорации: «Гильдии века» (1882) и «Гильдии ремесленного мастерства» (1888). Они предпринимали попытки воплотить в жизнь дело Морриса: создавали керамику, мебель, изделия из стекла и металла. А. Макмардо были разработаны рисунки для тканей, в числе которых самым удачным можно назвать орнамент «павлин».
Среди последователей Морриса стоит отметить английского художника и дизайнера Уолтера Крейна (1845-1915). Примкнув к движению «Искусств и ремесел», Крейн стал работать
над созданием витражей, мозаик и узоров для обоев. Он основал «Гильдию художественных работников» (1884).
Основоположником и ключевой фигурой английского стиля модерн, выдвинувшим идею всеобщего дизайна, был Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh, 1868-1928). Он предлагал системное проектирование всей жилой или общественной среды; руководствуясь четкими геометрическими формами, он спроектировал новое здание Школ искусств в Глазго и другие общественные объекты по такому же принципу. Его графике свойственен проволочный рисунок.
С возрастающей потребностью в книгах за короткий промежуток времени фактически каждый город в Англии обзавелся собственным местом для массового чтения, где также существовала возможность взять любую из книг на руки домой за небольшую плату, а уже около 1740 г. книготорговец Райт открыл первую публичную библиотеку в Лондоне. После 1760 г. число таких библиотек по всей Англии увеличивалось и к 1801 г. их было уже в пределах 1000, а в 1821 г. их насчитывалось уже порядка 1500. Также существовали библиотеки по подписке в других городах и поселках.
Расширялись и особенности графических решений изданий. Уже в викторианскую эпоху сюда входили: колыбельные рифмы, фантазии волшебных сказок, эмоциональные юношеские романы и учебники [4, с. 14]. В большом количестве выходили книги специализированного назначения по ряду профессий.
Чтобы книгу покупали, она должна обладать не только познавательной функцией, но и эстетической. Книгопечатание становится престижным искусством, поэтому «из посредника в передаче представлений книга превратилась теперь в самостоятельное художественное произведение, которое апеллирует уже не к воображению, а непосредственно к зрению» [9], что явилось отражением возрождения искусства ремесел.
Книгопечатники привлекают талантливых художников работать над иллюстративным материалом, специализируясь на книжной графике. Постепенно Англия становится лидером в производстве книг, и издательский рынок возрастает. Соответственно возникает много типографий, а сама технология печати постоянно совершенствуется. Следует подчеркнуть, что только книга в то время была способна объединить предельную утилитарность и рафинированную художественность.
Модерн наилучшим образом проявился в книжной графике, страницы которой напол-
нились плавными живыми или изломанными текучими ритмами линий, благодаря этому орнаменты приобрели углубленность и как бы таинственность. В рисованных шрифтах имеет место нарушение конструкции и пропорциональности [5, с. 25]. Книги стиля модерн обрели контрастный стилизованный растительный орнамент, их страницы заняли силуэтные монохромные таинственные рисунки со строгой геометрией линейных рамок.
В искусстве книги открытие основанного на точных методах репродуцирования фотомеханического воспроизведения графических работ послужило ускоренному развитию данного вида искусства. Фотомеханический метод качественно улучшил воспроизведение, максимально приблизил его к подлиннику. Издатели в скором времени поняли преимущества таких процессов. Данное обстоятельство способствовало тому, что художники теперь в меньшей степени должны были приспосабливаться к возможностям техники и потому могли значительно лучше раскрывать свои творческие способности [6].
Для модерна свойственна стилизация и синтез искусств предыдущих эпох. Он предложил свой обобщенный эпигонский стиль, соединивший в себе несоединимое в одном ключе.
Новый стиль объединял разные виды и жанры искусства. Лучше всего это прочувствовал У. Моррис. Так, например, прекрасные книги, созданные им, пользовались такой неимоверной популярностью, что к этому времени практически все книгопечатни Англии стали издавать книги, руководствуясь его принципами. Графике указанного стиля посвятили себя многие видные художники книги: О. Бердсли, А. Рэкхем, Ч. Рикетс и Л. Хаусмен, У. Моррис. С возникновением стиля модерн появилась необходимость иных шрифтов с гибкими, подвижными перетекающими линиями, используемых в основном как вспомогательные (О. Экман, П. Беренс).
Обри Бердсли (1872-1898) - художник-график, работавший в технике цинкографии и хромолитографии, начал с издания романа «Смерть короля» А. Т. Мэлори (1892). Он также занимал пост художественного редактора журнала «Желтая книга». Параллельно Бердсли подготовил одиннадцать иллюстраций для «Похищения локона» А. Поупа. В 1896-1897 гг. Смитерс издал альбом лучших рисунков Бердсли. В 1897 г. за год смерти он нарисовал иллюстрации к «Лиси-страте».
Интересной находкой в обозначенный временной промежуток явилось искусство силуэта, в этой технике работали такие известные мастера книжной графики, как Обри Винсент Бердсли, Беггарстаффы (Николсон, Прайд) и Артур
Рэкхем, самобытный и своеобразный стиль их отразился на последующем силуэтном искусстве, исполненном черной тушью, и явил собой яркое представление трех различных силуэтных манер, которые в совокупности раскрывают интересную панораму силуэтного искусства Англии рубежа Х1Х-ХХ в.
Здесь следует отметить эстетическую сторону издательского дела. В интересующее нас время в Англии вводится понятие «великолепная книга», которая сочетала в себе сборные иллюстрации разнохарактерного типа (подобранные или даже специально заказанные). Получалось так, как будто представлялась выставка на заданную тему. Указанный эклектизм возмещался объемностью и совершенством представленного материала. Такой подход отчасти и сегодня сохранился в английском искусстве книгопечатания [10].
В указанный период постоянно совершенствовали технологию процесса печати. Достаточно быстро улучшается качество литографии, имевшей успех в издательской практике. В дальнейшем ее усовершенствовали до получения хромолитографического многоцветного оттиска. Но особенно продуктивной явилась гравюра на стали. Такое разнообразие приемов печати привело к открытию фотографии в 1839 г., что можно считать действительно технологическим прорывом. Этот способ усовершенствовал Ж. Н. Ньепс и получил наименование «фотоцинкография» [11].
Характерное для модерна ощущение мистической одухотворенности окружающего мира можно проследить в многочисленных иллюстрациях художника Артура Рэкхема, работавшего в области книги в последнюю треть Х1Х - начало ХХ в. Ему лучше других удалось выразить северный самобытный английский дух эпохи модерн. В своих иллюстрациях он создал галерею неподражаемых характеров. В них открывается целый мир: одновременно сказочный и реальный, иллюзорный, вымышленный и правдивый, детский и взрослый. Его творчество охватывает самые разнообразные литературные жанры: от всевозможных сказок и средневекового эпоса до классических произведений. Он сыграл новаторскую роль в создании принципов архитектонического построения книги и значительно повлиял на творчество десятков художников последующих поколений во многих странах.
Иллюстрации А. Рэкхема предоставили возможность окунуться в особый фантастически нереальный неоготический мир сказок с чудесными героями и живыми одухотворенными деревьями, названный впоследствии Ф. Гетингом «рэкхемерией» [12, р. 59]. Его иллюстрации на-
полнены идеей воспроизведения нереального идеала с индивидуальным настроением, наполненным ностальгической печалью, которая возникает вместе с чувством утраты фантастической силы сказки для духовного и нравственного развития личности.
Важную роль в сложении творческого метода мастера сыграло появление цветной печати и овладение им акварелью. На формальном уровне Артур Рэкхем включает в свою практику элементы готической лексики - свободу японских гравюр, структурную архитектонику средневековых манускриптов как способ построения иллюстрации и неоготического образа.
Инициированное средневековьем стремление к выведению форм из иллюстративной плоскости становится творческим кредо А. Рэкхема. На него оказали влияние японские гравюры. В начале Х1Х в. он освоил новую для себя технику цветной акварели. В целом его стиль характеризует свойственная модерну извилистая живая смягченная и приглушенная акварелью перовая линия.
Мир фантазии составляет особенность модерна в книжной иллюстрации. Такой неподдельный и искренний интерес возник благодаря благоприятному сочетанию нескольких причин. Среди них наиболее существенным фактором послужил британский фольклор, украсивший старые народные сказки о феях. В дальнейшем художники-иллюстраторы использовали такое многообразие направлений и творческих манер. А многие художники модерна, такие как А. Рэкхем, Э. Дюлак, У. Крейн и др. продолжили рисовать этот замысловатый, вымышленный и удивительный фантастический мир.
Но уже к середине Х1Х в. отношение к книге меняется. Книга становится преимущественно посредником при передаче читателю мыслей автора. Поэтому прежде всего она должна легко читаться и только потом радовать глаз, доставляя наслаждение. Но «стремление к красоте... мало-помалу исчезает в Х1Х столетии, когда издание книг превращается в отрасль промышленности. Техническая сторона дела оттесняет на задний план эстетическую» [9]. Эстетика постепенно уступает место прагматизму. Потребность в массовом издании учебников требовала удешевления издательских процессов и препятствовала развитию эстетических решений.
Серьезное значение стал играть шрифт, основной функцией которого является фиксация обозначенных звуков алфавита в условную графическую форму. Модерну свойственна декоративность наборных шрифтов, в рисовании которых в ущерб удобочитаемости сознательно нарушается конструкция и пропорция знаков ради стремления предложить что-либо новое
и непривычное. Прямые линии изгибаются, округлые выпрямляются, вертикали наклоняются, создавая изящество, превалирующее над конструктивностью букв, объединяя строки в сложные орнаментальные ритмы, подвижный и прихотливый ход которого уподобляется такту орнамента. Эстетика модерна старалась избегать прямых и ровных букв, они должны были как можно меньше говорить о технике печати, о своем механическом происхождении. За образец бралась восточная каллиграфия.
Основной задачей книги являлась необходимость средствами графики и полиграфии довести до читателя мысль автора, заключенную в тексте, которая непременно способствует раскрытию авторского замысла, выражаясь в композиционных и конструктивных особенностях литературного произведения. Данные особенности определяющим образом зависят от ручного приема, когда иллюстрация нарисована непосредственно художником с помощью новейших по тому времени технологий печати, либо же от фотомеханического способа, когда оригинал фотографируют, а потом переносят на печатную форму [13, с. 178].
В середине XIX в. гравирование на дереве в книжной иллюстрации Англии было обособлено от непосредственного создания художником иллюстрации. Практиковалось выполнение живописных или акварельных эскизов-моделей для дальнейшего перевода граверами на доску. С 1838 г. уже мог использоваться пресс цветной печати для печати одновременно от четырех до шестнадцати цветов. Но в Англии до самого рубежа веков изготовляли книги при помощи традиционной двухцветной печати красными и черными шрифтами. Тем не менее активно продолжала совершенствоваться гравюра на стали и хромолитографическая печать. Также развивались способы литографической техники. Впоследствии с ростом журнальной и газетной продукции в 40-50-е гг. XIX в. стали использовать другую систему репродуцирования. Теперь стала превалировать плоскостность, линеарное начало, обобщенная моделировка объема. А гравер уже мог более точно воспроизводить авторскую манеру.
В 70-х гг. XIX в. в английской книге адаптируют новые типографские техники и принципы, в которых отдается предпочтение сюжетно-пове-ствовательным решениям. Данное обстоятельство способствовало последовательному приближению к литературной основе и адекватной интерпретации события. Теперь взаимодействующая с текстом иллюстрация стала понятной широкому кругу читателей, несмотря на узкую трактовку литературного образа.
С возникновением промышленной печати возросло количество массовых книг. Массовое производство привело к изменению эстетических критериев искусства книги. Именно в период господства модерна наиболее полноценно оно проявило себя в иллюстрации.
С 1880-х гг. в разных странах начали разрабатывать новый стиль, привнеся свои национальные черты. Немецкий модерн в книжной графике отличает жесткость и упрощенность в виньетках, клише, капителях, стилизованных греческих пальметтах, рамках, бордюрах на полях. В более поздний период в Германии появился минималистичный плакат, с 1906 г. - с укрупненным изображением рекламируемого товара с обводкой черным жирным контуром, благодаря чему внимание концентрируется именно на продаваемом изделии без пояснений, подписей и других картинок, и прочей информации.
А с появлением цветной литографии во второй половине XX в. развивается рекламный плакат благодаря возможности печати больших тиражей красочной рекламы. Так во Франции среди известных мастеров плаката был график и сценограф Жюль Шере (1836-1933) - основатель литографской мастерской в 1866 г., сформировавший фундаментальные постулаты рекламного плаката.
В интересующее нас время в Италии также развивался жанр постера с конца XIX в. музыкальная студия Рикорди (Шсог^) открыла собственную типографию для печати оперных афиш и других рекламных материалов. Она пригласила немецкого мастера Адольфо Хохенштайна учить итальянских художников изображению постеров.
Искусство английского плаката отличает от французского дробность композиции, использование более узких начертаний шрифта, люди изображаются без индивидуальности зачастую в профиль с нечетким лицом в тени, словно манекены. Таким образом художник фокусировал восприятие покупателя на самом рекламируемом товаре используя общий эмоциональный посыл плаката, не отвлекая его внимание индивидуальностью персонажей. Характеризуют английское искусство диагональные композиции и ракурсы.
На примере вышеописанных художников мы совершили беглый экскурс в историю английской книжной графики. Он может дать хотя бы приблизительное представление об удивительном богатстве английской книжной культуры того времени. В это время также работал в области книжной иллюстрации еще ряд интересных художников-иллюстраторов,
таких как Элен Беатрикс Поттер (Beatrix Potter, 1866-1943), Рэндольф Колдекотт (Randolph Caldecott, 1846-1886), Эрнест Хауэрд Шепард (Ernest Howard Shepard, 1879-1976), Кейт Грин-вей (Kate Greenaway, 1846-1901), Говард Пайл (Howard Pyle, 1853-1911) и множество других.
Таким образом, сформированные новые концепции дизайна книги ускорили последующее развитие графики в ХХ в. Разработанные принципы книжного оформления, составленные и используемые крупнейшими художниками, быстро распространились на другие континенты. Издания, продолжавшие развитие романтического направления, впитали в себя дух символизма. Изобилуя необычными линеарными и растительными орнаментами, органически продолжили прогрессивные тенденции в искусстве полиграфии.
Список литературы
1. Баренбаум И. Е. История книги. 2-е изд. М.: Книга, 1984. 248 с.
2. Диттрич Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М.: Молодая гвардия, 2007. 384 с.
3. Очерки по истории и технике гравюры: [сборник] / Гос. музей изобразит. искусств им. А. С. Пушкина; отв. ред. В. М. Невежина. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1941. 152 с.
4. Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М.: Радуга, 2008. 128 с.
5. Верижникова Т. Ф. Искусство книги Англии второй половины XIX - начала XX века: учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 2005. 259 с.
6. Boase T. S. R. Book illustrators in eighteenth-century England. New Haven: London: Yale Univ. Press, 1975. XVI, 120 p.
7. Morris W. The Ideal Book: Essays and Lectures on the Arts / ed. W. S. Peterson. Berkeley: Univ. of California Press, 1982. 134 p.
8. Гаптилл А. Л. Работа пером и тушью. Минск: ООО «Попурри». 2001. 256 с.
9. Западноевропейское печатно-графическое искусство XIX в.: эволюция техники и стилевые изменения в искусстве книги: искусство плаката 2-й половины XIX в. URL: http://www.marika.ru/cat458 (дата обращения: 08.09.2021).
10. Дубина Н. Поговорим о типографике // Ком-пьюАрт. 2000. № 6. URL: http://www.compuart.ru/article. aspx?id=8823&iid=364. (дата обращения: 08.09.2021).
11. Евгенов С. В. Дагер, Ньепс, Тальбот: популярный очерк об изобретателях фотографии. М.: Госкиноиздат, 1938. 64 с.
12. Gettings F. Arthur Rackham. London: Studio Vista, 1976. 192 p.
13. Книгопечатание как искусство: типографы и издатели XVIII-XX вв. о секретах своего ремесла: пер. с нем., фр., англ., итал. М.: Книга, 1987. 383 с.
References
1. Barenbaum I. E. History of the book. 2nd ed. M.: Kniga, 1984. 248 (in Russ.).
2. Dittrich T. V. Daily life of Victorian England. M.: Molodaya gvardiya, 2007. 384 (in Russ.).
3. Essays on the history and technique of engraving: [collection] / The Pushkin State Museum of Fine Arts; ed. V. M. Nevezhina. M.: The Pushkin State Museum of Fine Arts, 1941. 152 (in Russ.).
4. Hardy W. A Guide to Art Nouveau style. M.: Raduga, 2008. 128 (in Russ.).
5. Verizhnikova T. F. The art of books in England in the second half of the XIX - early XX century: textbook. SPb.: Saint-Petersburg State Acad. Inst. of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin, 2005. 259 (in Russ.).
6. Boase T. S. R. Book illustrators in eighteenth-century England. New Haven: London: Yale Univ. Press, 1975. XVI, 120.
7. Morris W.; Peterson W. S. (ed.). The Ideal Book: Essays and Lectures on the Arts. Berkeley: Univ. of California Press, 1982. 134.
8. Gaptill A. L. Work with pen and ink. Minsk: Potpourri, 2001. 256 (in Russ.).
9. Western European printing and graphic art of the 19th century: the evolution of technology and stylistic changes in the art of the book: the art of poster of the 2nd half of the 19th century. URL: http://www.marika.ru/cat458 (accessed: Sept. 08.2021) (in Russ.).
10. Dubina N. Let's talk about typography. ComputerArt. 2000. 6. URL: http://www.compuart.ru/article. aspx?id=8823&iid=364 (accessed: Sept. 08.2021) (in Russ.).
11. Evgenov S. V. Daguerre, Niepce, Talbot: a popular essay on the inventors of photography. M.: Goskinoizdat, 1938. 64 (in Russ.).
12. Gettings F. Arthur Rackham. London: Studio Vista, 1976. 192.
13. Typography as an art: typographers and publishers of the 18th - 20th centuries: about the secrets of his craft: transl. with German, French, English, Italian. M.: Kniga, 1987. 383 (in Russ.).