УДК 74.01 /.09
Закономерности формирования стиля модерн в книжной и журнальной графике
М.М. Кондратьева
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: elian89@mail.ru
Рассматриваются закономерности формирования стиля модерн по схожему принципу в разных странах на примере книжной графики России и Англии. Приводится анализ работ ряда художников и изданий, посвященных искусству и освещению тенденций стиля модерн, схема, отражающая взаимовлияние между ними, а также иллюстративный ряд в подтверждение наличия этих связей.
Ключевые слова: Александр Бенуа, Англия, Вильям Моррис, графика, Елена Поленова, журнал, Иван Билибин, иллюстрация, искусство, история искусств, книга, модерн, ремесло, Обри Бердсли, Россия, стиль, Уолтер Крейн, Эдвард Берн-Джонс.
Вильям Моррис — Абрамцевский кружок
К концу XIX в. ускоряющийся темп промышленного развития и индустриализации производства приводит, с одной стороны, к тому, что искусство становится более массовым, доступным, но, с другой -теряет некую часть своей индивидуальности и души. Во многих странах возникает интерес к ручному труду, ремеслу, народному искусству, забытым техникам и приемам работы. Характерные примеры - многочисленные начинания Вильяма Морриса в Великобритании и Абрамцевский кружок в России.
267
Вильям Моррис имел довольно широкий круг интересов: политика, литература и художественная деятельность, он был дружен с прерафаэлитами, интересовался архитектурой, книгоизданием и декоративно-прикладным искусством, но главное - питал нежную привязанность к эстетике Средневековья. Он основывает предприятия по изготовлению мебели, бумажных и тканевых обоев, керамической плитки, витражей и ковровых изделий, украшений, изделий из стекла и даже собственную типографию «Келмскотт-Пресс». Во всех этих начинаниях он ратует за ручной труд и воспроизведение тех приемов и техник, которые использовались прежде в этих отраслях. В изданиях «Келмскотт-Пресс» Моррис стремится к тому, чтобы воспроизвести эстетику книг XV в., он создает 3 шрифта, основанных на средневековых образцах, в которых черпает вдохновение.
В России в 1875 г. возникает кружок, основанный промышленником и меценатом Саввой Морозовым в принадлежащем ему поместье Абрамцево. Он объединяет множество художников и ремесленников, ищущих вдохновение в образцах крестьянского творчества, которые старательно собирают и изучают. Возникают мастерские резьбы по дереву, керамические мастерские. В целом это проявление интереса к сохранившей свои традиции с древних времен эстетике русского народного творчества называют неорусским искусством.
Во многом деятельность этих двух объединений схожа - оба черпают вдохновение в исторических образцах творчества своих народов, стремясь там найти то, что они стремительно теряют во все убыстряющемся темпе современной жизни.
Вильям Моррис — Эдвард Берн-Джонс
Моррис и Берн-Джонс сотрудничали в «Келмскотт-Пресс» и были друзьями. Как правило, их сотрудничество выглядело следующим образом: Моррис отвечал за создание макета, шрифты, сам вырезал доски с орнаментами, колофон типографии и следил за композицией книги, а Берн-Джонс создавал иллюстрации.
Эдвард Берн-Джонс — Обри Бердсли
Одри Бердсли - талантливый молодой художник-самоучка -прожил всего 25 лет и за 6 лет творчества успел добиться значительного успеха. Он был знаком с Берн-Джонсом и во многом благодаря советам художника нашел свое призвание, занялся художественным творчеством. В своих ранних работах он во многом подражает Берн-Джонсу. Это довольно ясно видно в серии иллюстраций к «Смерти Артура» Томаса Мэлори.
Обри Бердсли — The Studio
Надо отметить, что широкую известность Обри Бердсли по-
268
лучил после похвальной статьи о нем в первом номере журнала «The Studio», посвященного обозрению мира искусства и последних тенденций в развитии стиля модерн.
«Мир искусства» — «The Hobby Horse», «The Studio«
С развитием стиля модерн во всех странах, которые он затронул, существовало одно или несколько изданий, обозревающих мир искусства и знакомивших читателей с новостями стиля. В Великобритании выходит одни из первых подобных журналов «The Hobby Horse» (1883) и «The Studio» (1893). В России аналогом этих журналов становится выпускаемый одноименным объединением художников журнал «Мир искусства», который выходит с 1898 г. Все эти издания служат сходным целям и оформлены в схожей стилистике.
Я бы хотела остановиться на творчестве двух выдающихся художников, причастных к деятельности журнала «Мир искусства», для дальнейших сравнений: Александра Бенуа и Ивана Билибина.
Александр Бенуа — Обри Бердсли
В творчестве этих художников можно проследить много общих черт: оба активно работают пятном и линией, предпочитая эстетику черного и белого, обращаются к восточным и японским мотивам и принципам построения изображения, строят композицию отчасти на противопоставлении массивного залитого черным пятна и тонкой пластичной линии.
Вильям Моррис — Уолтер Крейн — Эдвард Берн-
Джонс
Уолтер Крейн - классик английской детской иллюстрации. Он также сотрудничал с Вильямом Моррисом в работе мануфактуры Merton Abbey над изготовлением тканевых обоев. Уолтер Крейн восхищался творчеством прерафаэлитов и Эдварда Берн-Джонса, в частности, был с ним знаком и относился к нему с большим почтением. Надо отметить, что в их творчестве тоже можно найти много созвучий.
Уолтер Крейн — Елена Поленова
Елена Поленова - сестра знаменитого живописца - была активной участницей Абрамцевского кружка. Она создавала замечательные предметы из керамики, мебель, была талантливым художником, а также рисовала детские иллюстрации. Она признавала, что одним из ее любимых иллюстраторов был Уолтер Крейн и отчасти вдохновлялась его творчеством, что можно ощутить, если сопоставить ряд их работ.
Елена Поленова — Иван Билибин
Иван Билибин не состоял непосредственно в Абрамцевском кружке, но по роду своей профессиональной деятельности разъезжал
269
по стране в поисках образцов старорусского народного искусства по заданию этнографического отдела музея Александра III. Билибин, автор замечательных иллюстраций к сказкам, признавал Елену Поленову одним из своих учителей и источников вдохновения. В самом деле, в их работах можно найти много общего, а главное - обращение к чарующему обаянию древней Руси, ее культуре и эстетике.
Стоит отметить, что Билибину также было близко творчество Уолтера Крейна, и, возможно, он в какой-то мере испытал на себе влияние его творчества.
Можно сказать, что искусство модерна во многом интернационально. Его общие черты легко угадываются в Париже и Брюсселе, Каталонии и Англии, Шотландии и России, Вене и Берлине. Художники всегда обменивались опытом и новыми переживаниями, идеями, достижениями. Но каждая страна, каждая нация вносила что-то свое, индивидуальное и личное, пережитое именно ею и корнями своими уходящее в историю, в прошлое этой нации. И это также объединяет модерн как единый стиль и направление художественной мысли рубежа XIX— XX вв.
Библиографический список
1. ЛеньоЖ.-М. Стиль модерн. - М. : Арт-родник, 2010.
Приложение
мебель и ткани работы мануфактуры Вильяма Морриса
270
moil enduring and Ь<мА«(п1 effect on hii een' tttnp«ruiu, and wil I hive through them «ti iuc# eccrfing generations, C John Ruslcin tf* eritie of in Ы лы only given the keenest pleasure to thousand* of reader* by hit 1 ffc-lilte dnetimDiu. and the ingenuity MVdddiun of hn leulysii of wukjofirt, but he has let i Efood of daylight in> W the doudof shim "technical twiddle which wu once the whole lubituin of'' ift'crttieiun«” and is (till its staple, ud that is much' Bui it it fir mote that John Rujlnn the teacher of morals and politic* (] dotioi me this word in the nnmpapcc iena<),hai done serious and solid worlt towards that new-birthed Society, without which gee uinr art, thetrepression of irun'apTnJure inhia handle work, inuat inevillbly Cease altogether, end with itlhe hope* efthr happiness of mankind,
WILLIAM MORRIS,
Kclmstati Hwir,Himmcnouib.
Feb ijtb, i&ja,
Келмсккотский Чосер
Вильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс
271
Вильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс
272
Одри Бёрдсли
273
«The Hobby Horse»
«Мир искусства»
274
«The Studio»
«Мир искусства»
275
«The Studio»
«Мир искусства»
276
Александр Бенуа
заставки в журнале «Мир искусства»
Александр Бенуа
277
Иван Билибин Титульный лист к статье в журнале «Мир искусства»
Обри Бёрдсли
278
Уолтер Крейн
Вильям Моррис Эдвард Бёрн-Джонс
279
Уолтер Крейн
Иван Билибин
280
Уолтер Крейн
Елена Поленова
281
Иван Билибин
Елена Поленова
282
283