НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
УДК 908: 930.253
Борщик Наталья Дмитриевна, доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и архивоведения, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Таврическая академия, исторический факультет
e-mail: [email protected]
МЕСТНЫЙ УЧЕТ НАСЕЛЕНИЯ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 1
Аннотация. В статье сделана попытка обозначить уникальный источниковый комплекс региональных обследований населения, земельного фонда, имущества и пр., выполненных органами местного управления и самоуправления, религиозными учреждениями.
Ключевые слова. Российская Империя, Таврическая губерния, переписи населения.
Natalia Borschik, Doctor of History, Professor, Department of Records Management and Archival Taurian Academy FGAOU IN "Crimean Federal University named after VI Vernadsky " e-mail: [email protected]
LOCAL ACCOUNT OF THE POPULATION OF THE TAVRIC GOVERNMENT IN DOCUMENTS STATE ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
1 Настоящая работа выполнена при поддержке Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015-2024 годы в рамках реализации академической мобильности по проекту ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» «Поддержка академической мобильности работников университета на заявительной основе - ПМР» в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
Annotation. The article makes an attempt to designate a unique source complex of regional surveys of the population, land fund, property, etc., carried out by local government and self-government bodies, religious institutions.
Keywords. Russian Empire, Taurida Gubernia, population censuses.
Вопросы учета населения занимают важное место не только в истории человеческой цивилизации, но и в государственном управлении, так как с помощью полных и достоверных сведений о количественном и качественном составе населения можно представить реальное положение дел в стране, планировать основные направления внутренней и внешней политики. Исследователи уже выказывали мысль о взаимосвязанности цифровых данных учетов населения и государственных управленческих решений [1].
Учеты населения известны с давних времен. Вначале они носили достаточно примитивный характер, так как правителей интересовало в основном боеспособное население. Позже стало очевидным, что многие аспекты внутренней политики опираются в своей основе на количественные данные итогов народоисчислений: налогообложение населения, социальная политика, миграционные процессы и пр.
Россия в новое время прошла длительный путь государственного строительства: от Московского царства XVII века до мощной Российской Империи рубежа XIX - ХХ столетий. С эволюционированием государственного устройства совершенствовался и механизм учета населения - от достаточно примитивных поземельных и подворных описаний до всеобщей переписи подданных Империи, осуществленной на научных основаниях.
Автором в рамках выполнения гранта РГНФ выполнялись исследования региональных учетов населения в одном из российских регионов (Борщик Н.Д., РГНФ: 13-11-46002 а(р) - Местный учет населения Курского края в XVII - XIX вв., 2013-2014 гг.) Несмотря на общегосударственные народоисчисления, сохранились сведения о многочисленных учетах, выполненные на отдельных территориях силами местных властей и общественности. Объяснить этот факт
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 можно несовершенством органов официальной статистики, чья деятельность вызывала многочисленные нарекания со стороны местных органов управления, земств, общественности [2].
На местах для эффективного управления вверенными территориями остро нуждались в сведениях, которые органы государственной статистики предоставить не могли: о количестве и качестве земельного и жилищного фондов, посевов и урожаях, ремеслах и промыслах, наличном и пришлом населении и пр. Известно, что только во второй половине XIX столетия было проведено около двухсот местных описаний отдельных губерний и населенных пунктов [3].
Для Таврической губернии подобное положение дел не стало исключением. Известно, что во время вхождения полуострова Крым в состав Российской Империи в 1783 г. в стране шла четвертая ревизия населения. На полуострове ее было решено не проводить, а воспользоваться данными местной переписи населения, осуществленной в 1782 г. Это местное описание стало одним из самых ранних в этом регионе в Имперский период [4].
Перспективность комплексного изучения локальных описаний очевидна: эта тема является практически неизученной не только в рамках Таврической губернии, но и в общероссийской масштабе. Встречаются публикации регионального характера, посвященные отдельным статистическим мероприятиям, проведенным земскими статистическими бюро, городскими управами, губернскими статистическими комитетами. Перечисление демографических источников можно встретить в работах генеалогической направленности [5]. Изучение методики этих описаний, организации и механизма их проведения, сопоставление результатов лишь эпизодически затрагиваются в научных исследованиях.
На наш взгляд, подобные работы необходимы в целях решения ряда практических вопросов, например, оценки репрезентативности материалов этих описаний; степени их полноты и достоверности; возможности сопоставления с материалами государственных обследований и пр.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
Отметим, что в Государственном архиве Республики Крым (далее ГАРК) сохранились как профильные фонды статистических органов и органов самоуправления со сведениями о проведенных учетах, так и фонды отдельных государственных и местных учреждений с сохранившейся статистической информацией.
Наиболее информативен фонд Таврического губернского статистического комитета (далее ТГСК), главная функция которого состояла «в исправном содержании местной административной статистики, сборе и обработке сведений о количестве и качестве земель, населении, производительных силах губернии по формам, установленных МВД» [3]. Помимо официальных сведений, предоставляемых в виде таблиц, составленных по данным исправников, священнослужителей, чиновников из органов местного самоуправления, казенной палаты, земских управ, в фонде ТГСК сохранился массив документов о проведении местных статистических мероприятий: сведений о населении гор. Ялты в 1855 г., аналогичных переписей (жилых построек и населения) Ялты за 1892 г. и Керчи за 1907 г., Ялты и Алушты за 1913 г. («о количестве разного рода зданий», вероисповедании населения, сектах, о состоянии виноградарства и виноделия, о тюрьмах, богадельнях, печатных изданиях), статистических сведений о населении в целом некоторых городов Таврической губернии за 1914 г., отдельных данных о естественном движении населения и пр.
Административный учет населения велся в учреждениях религиозной направленности, а его итоги фиксировались в метрических книгах, ведомостях, выписках. В ГАРК достаточно информативна коллекция метрических книг Таврической губернии, состоящая из материалов по приходам православных церквей и соборов городов и их уездов: г. Симферополя, г. Севастополя, г. Керчи, г. Евпатории, Феодосийского и Ялтинского уездов. Имеются метрические книги молитвенных домов Перекопского и Феодосийского уездов, римско-католических костелов в г. Симферополе и Феодосии, синагог городов Симферополя, Евпатории, Бахчисарая, Феодосии, Ялты, Керчи, Карасубазара.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Метрические книги есть в фондах старообрядческих молитвенных домов, армяно-григорианских церквей, евангелическо-лютеранских церквей, мечетей, караимских обществ.
Отметим, что при составлении этих источников напрямую цель учета населения не стояла, но содержащаяся в них информация (сведения о рождениях, смертях, браках, разводах) вполне достоверно отражает демографические процессы на полуострове.
В фондах православных учреждений (Таврической духовной консистории и духовных правлений) сохранились списки «монашествующих и послушников», формулярные списки священно-и-церковнослужителей, клировые ведомости, исповедные росписи.
Фонд магометанского духовного правления содержит данные о служилом духовенстве списки «татар с семействами» и «мечетей по деревням» по отдельным уездам Таврической губернии; в составе фондов учреждений иудейского вероисповедания (еврейские молитвенные дома, караимские духовные правления) есть списки еврейского ремесленного общества и алфавитные указатели караимов.
Большую роль в описании отдельных уездов и населенных пунктов сыграли органы местного самоуправления. В частности, городские думы и управы, общественные управления, уездные земства инициировали и самостоятельно проводили учеты жителей, жилого фонда, имущества и т.д.
Например, в фонде Карасубазарской городской думы сохранились списки дворян, владельцев домов, участков, промыслов, а также списки духовенства, евреев-ремесленников, мещан, рекрутов; в фонде Керчь-Еникальской городской думы - межевая книга о закреплении земель за городом. Как правило, на городские управы возлагались обязанности по проведению обследований: в частности, Ялтинская городская управа осуществила однодневную перепись Ялты 15 декабря 1892 г., Симферопольская городская дума - поквартирное описание в 1916 г. и пр. В фондах городских упрощенных общественных управлений имеются сведения о
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 дворянах и военнообязанных (г. Алушта), ведомости о численности населения и списки купцов и мещан города (г. Ялта).
Земские уездные управы самостоятельно составляли поземельные книги и фиксировали землевладельцев (Ялтинская), регистрировали земельные участки и составляли посемейные списки (Евпаторийская).
К сожалению, часть документов ныне утрачена, о многих обследованиях кроме даты ничего не известно (программа, подготовка, организация, переписчики и пр.) Но и сохранившийся значительный источниковый комплекс сведений о местных учетах населения остается практически неизученным; не предпринимались попытки сравнить или сопоставить количественные данные этих очень разных обследований населения. А подобные исследования могут иметь не только теоретическое значение - быть основой для дальнейшего изучения социально-экономического развития региона, его особенностях, но и прикладное - учесть исторический опыт в современной практике изучения демографических процессов.
Список литературы:
1. Борщик Н.Д. Курск и куряне в XVII в.// Новый исторический вестник. 2009. № 1 (19). С. 14-20.
2. Борщик Н.Д. Местный учет населения в XVП-XIX вв.: По материалам Курского края// Известия Уральского государственного университета. Серия 2: История. 2008. № 59. Вып. 16. С. 45-54.
3. Свавицкая З.М., Свавицкий Н.А. Земские подворные переписи 1880-1913 гг.: Поуездные итоги. М.: ЦСУ СССР, 1926. 336 с.
4. Гулевич В. Улуг Улус (Крымское ханство)//Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 761-777.
5. Панов Д.А. Обзор генеалогических источников Государственного архива Республики Крым в Симферополе. Часть I // Генеалогический вестник. СПб., 2001. Вып. 3. С. 16-23.