УДК: 93/94
РОЛЬ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРВОЙ ПЕРЕПИСИ СЕВАСТОПОЛЯ
1886-1887 ГГ.
А. Л. Лугачева1
В статье предпринята попытка рассмотреть причины и обстоятельства проведения первой переписи Севастополя, осуществленной в 1886-1887 гг. Показана роль местных органов власти в проведении этого статистического мероприятия. Несмотря на использование итоговых статистических данных в региональной литературе, сама перепись не становилась предметом специального исследования.
Ключевые слова. Российская Империя, Таврическая губерния, городская перепись.
В настоящее время в научной среде обращение к досоветскому опыту государственного строительства, развития важнейших отраслей народного хозяйства, культурной сферы и пр. стало достаточно типичным явлением. Исследователи часто обращаются к статистическим материалам для характеристики социально-экономического, демографического, культурного и пр. развития отдельных местностей, выяснения потенциальных возможностей регионов в различных сферах, прогнозирования конкретных результатов. В то же время, повсеместное использование результатов статистических мероприятий не привело к изучению подготовки и проведения самих обследований, их методологической базы, процедуры использования результатов. На общероссийском уровне освещение подобных аспектов является редкостью, можно отметить единичные научные работы регионального характера [1].
Для современного Крымского полуострова данная проблематика также нехарактерна. Несмотря на региональные исследования по отдельным аспектам исследования истории досоветской крымской статистики [2, 3], механизм осуществления самих обследований, вклад органов государственного и местного управления, отдельных ведомств и общественных организаций, частных лиц в их проведение остается далеко за рамками изучения; есть единичные случаи исследования региональных дореволюционных описаний Крымского полуострова [4]. На наш взгляд, подобные исследования необходимы для установления степени
1 Лугачева Анжелика Леонидовна — Член Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК), г. Севастополь, Республика Крым, Россия, [email protected]
достоверности полученных результатов, их репрезентативности, обоснованности использования и т. д.
В настоящей работе сделана попытка рассмотреть деятельность Севастопольского городского общественного управления по подготовке и проведению первой переписи Севастополя 1886-1887 гг. Известно, что органы официальной статистики часто не располагали полной и достоверной статистической информацией по важнейшим отраслям народного хозяйства, регионального развития и пр., что создавало определенные сложности для органов управления. Особенно остро дефицит подобных сведений стал ощущаться после реформ Александра II в 1860-1870-е гг., когда начавшие свою деятельность органы земского и городского самоуправления не обладали элементарными данными о вверенных им населенных пунктах: о количестве их жителей, об их грамотности и вероисповедании, о численности скота и промыслах, состоянии городского хозяйства и т.п. Местные власти, неправительственные организации, представители общественности пытались самостоятельно получить необходимые данные с помощью обследований населения, хозяйства, земель. Известны многочисленные переписи населения и отдельных городов, выполненные как представителями губернских статистических комитетов, так и земскими или городскими управами
[5].
К подобным обследованиям можно отнести и первую перепись города Севастополя 1886-1887 гг. Как и в любом статистическом мероприятии, в этом обследовании также можно выделить отдельно этап подготовки, собственно переписи, обработки и публикации результатов.
Чиновники Севастопольского городского общественного управления уже в первые годы своей работы столкнулись с «потребностью иметь под рукой различные хозяйственно-статистические сведения о городском населении, постройках и деятельности города» [6], о чем неоднократно сообщали во все инстанции. Отдельно вопрос о необходимости и возможности проведения переписи Севастополя получил освещение на заседании городской Думы 9 августа 1886 г. Предполагалось, что планируемое обследование города даст сведения о «количестве и составе его населения по званиям, вероисповеданию, занятиям и пр., количестве разных родов построек, квартир, животных» и т.п. Отмечено, что «городская Дума отнеслась к этому вопросу вполне сочувственно», «разрешив на это также необходимый кредит» из местного бюджета; организация и производство переписи было поручено Севастопольскому городскому общественному управлению.
Так как предполагавшееся статистическое мероприятие стало первым и не имевшим аналогов в истории Севастополя, то за основу решено было взять опыт общественного управления г. Санкт-Петербурга по проведению статистических работ. Как известно, переписи столицы Российской Империи во второй половине XIX проводились неоднократно; столичные городские власти имели множество материалов теоретического и практического характера по обследованию своего
региона. Севастопольскому городскому общественному управлению было рекомендовано взять за основу методику проведения однодневной переписи г. Санкт-Петербурга 1881 г. [7]. Именно по этому образцу были отпечатаны переписные листы городской переписи Севастополя и подготовлен приблизительный план статистических работ по предстоящему обследованию. Общее руководство и контроль были поручено служащему городской управы Л. А. Видеману.
Изначально в руководстве Севастопольского городского общественного управления предполагали, что провести однодневную перепись (по примеру подобного обследования г. Санкт-Петербурга 1881 г.) в Севастополе вряд ли получится. Во-первых, сказывалось отсутствие необходимого опыта проведения статистических работ; во-вторых, небольшой штат переписчиков (всего 35 человек), которые вместе со служащими управы должны были принять участие в планируемой переписи, не позволил оперативно собрать необходимые сведения. Поэтому было принято решение обследование провести в два этапа — сначала переписать все городские дворы и строения, а затем организовать перепись населения и квартир.
Первый этап был начат 6 октября 1886 г. К этому времени город был разделен на переписные участки; распространялись печатные объявления с просьбой к домовладельцам «содействовать предстоящей переписи» и приглашения для «всех желающих и интересующихся этим делом принять в переписи личное участие» [6].
В течение октября и ноября 1886 г. была выполнена перепись дворов и строений. Затем Л. А. Видеман и несколько служащих Севастопольского городского общественного управления в течение нескольких месяцев дополняли и проверяли эти сведения. Эти сведения затем были внесены в таблицы «без предварительной переписки на карточки ввиду незначительной величины цифровых данных». В результате в Севастополе в 1886 г. было учтено «2268 дворов и 4827 строений в них» [6].
Следующий этап — перепись населения — было решено провести в августе-сентябре 1887 г. «с целью не упустить из виду немалочисленный пришлый люд, часть из которого уходит из Севастополя в зимнее время на родину» [6].
Перепись была начата 15 сентября 1887 г. К этому времени были отпечатаны переписные бланки и подготовлено около 40 переписчиков платных и 4 бесплатных. Организаторы переписи отмечали, что «большинству лиц ... оно (дело переписи. — Авт.) казалось крайне новым и даже странным». Многим было «неловко ходить по дворам», других не устраивал порядок вознаграждения по числу переписанных квартир. Не оправдались надежды организаторов на то, что домовладельцы сами перепишут свои дома. Несмотря на то, что многие из них принадлежали к интеллигенции и относились к делу переписи «весьма сочувственно», но личное их участие в деле переписи было редким исключением. Тем не менее, к 25 сентября 1887 г. перепись населения и квартир была закончена.
До середины октября проводилась проверка бланков и заканчивалось описание пропущенным по каким-то причинам домов и перенесение полученных сведений на карточки. Разработка материалов переписи велась самим Л. А. Видеманом, который «поэтому даже был освобожден на месяц от прочих обязанностей» [6]. Большая часть таблиц переписи населения и квартир была отпечатана уже в декабре 1887 г., в январе 1888 г. были опубликованы все количественные результаты. К марту 1888г. был закончен отчет о проведенной переписи, который был задержан из-за того, что к нему требовалось приложить «для полноты» разные сведения о торговле порта, деятельности железной дороги и пр. Задержку вызвало и изготовление приложенного к отчету снимка с большого городского плана. В итоговом сборнике материалов «Севастополь по переписи 1886 и 1887 г. Отчет о статистических исследованиях, произведенных в 1886-1887 гг. Севастопольским городским общественным управлением» [6] представлены все вышеперечисленные материалы.
Были подсчитаны и расходы по переписи, которые в самом общем виде «составили 1758 руб. 55 коп.», из которых на типографские работы было израсходовано 600 руб. На описание одной квартиры потрачено от 5 до 10 коп. в зависимости от района города.
Естественно, закономерным является вопрос о степени полноты и точности полученных материалов. Ведь недостатки этого статистического мероприятия отмечали сами организаторы — отсутствие опыта проведения переписных работ, малый штат переписчиков, продолжительность обследования и пр. могли повлиять на достоверность результатов. Однако и ответственный за проведение переписи Л. А. Лидеман, и его помощники были убеждены в достоверности итогов: «этому способствовала относительно небольшая величина Севастополя с такими городами как столицы, потому что здесь лучше все знают друг друга: домохозяева своих квартирантов, квартиранты соседей, многие из участников переписи тех, кого им пришлось переписывать» и пр. [6].
Наибольшие сомнения могут вызвать сведения о населении, в частности, о распределении населения по занятиям. Переписчики отмечали, что ответы на эти вопросы «давались с наименьшей охотой и подозрительностью, даже с явным неудовольствием», часто в самых неопределенных выражениях — «мастеровой», «служащий», «работает в агентстве» и пр. Хоть столичные статистики смеялись над ответами «Служит у Пумпера», «работает у Базова» и пр., но для статистиков небольшого города подобные ответы не вызывали затруднений.
Таким образом, Севастопольскому городскому общественному управлению удалось провести достаточно сложное статистическое мероприятие — городскую перепись 1886-1887 гг., обработать и опубликовать полученные результаты. Несмотря на некоторые нарекания столичных статистиков на нечеткость ответов респондентов, можно констатировать, что полученный по инициативе местных властей массив достаточно надежных сведений вполне можно было использовать
«для местных нужд»; подобными данными не располагали органы государственной статистики.
Литература
1. Борщик Н. Д. Эволюция государственной системы учета населения России в XVII-XIX столетиях (на материалах Курского края): дис. ... д-ра ист. наук. М., 2010. 440 с.
2. Бобков В. В. Статистики Таврической губернии (XIX - начало XX века): Биобиблиографический указатель/ Под ред. и вступ. статья А.А. Непомнящего. Симферополь, 2004. 304 с.
3. Серова Е. Д. «Памятные книги Таврической губернии» как источник по истории внутренней торговли Крыма 60-90 гг. XIX века //Ученые записки Таврического национального университета им В.И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Спецвыпуск «История Украины». 2011. ЙТ.24 (63). № 1. С. 163-170.
4. Борщик Н. Д. Роль П. П. Розанова в проведении однодневной переписи г. Ялта Таврической губернии 15 декабря 1892 г. //Ялтинские чтения
5. Земские подворные переписи 1880-1913 гг.: Поуездные итоги. Сост. З.М. и Н.А. Свавицкие. М.: ЦСУ СССР, 1926. 328 с.
6. Севастополь по переписи 1886 и 1887 г. Отчет о статистических исследованиях, произведенных в 1886-1887 гг. Севастопольским городским общественным управлением. Севастополь: Типо-литография Д.О. Харченко, 1888. Б/с.
7. Перепись Санкт-Петербурга 15 декабря 1881 г. Т. 1. Население. Т. 2. Ч. 1-3. Квартиры. Т. 3. Дворовые места. СПб., 1883-1884.
THE ROLE OF THE SEVASTOPOL CITY PUBLIC ADMINISTRATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE FIRST CENSUS OF SEVASTOPOL
IN 1886-1887
Lugacheva A.L.
Lugacheva Anzhelika Leonidovna — Member of the All-Russian Public Organization «All-Russian Society for the Protection of Monuments history and culture ", Sevastopol, the Republic of Crimea, Russia
Abstract. The article attempts to consider the reasons and circumstances of the first census of Sevastopol, carried out in 1886-1887. The role of local authorities in the
conduct of this statistical exercise is shown. Despite the use of the final statistical data in the regional literature, the census itself was not the subject of a special study.
Keywords: Russian Empire, Taurida Gubernia, city census.
References
1. Borshhik N.D. Jevoljucija gosudarstvennoj sistemy ucheta naselenija Rossii v XVII-XIX stoletijah (na materialah Kurskogo kraja): dis. ... d-ra ist. nauk. M., 2010. 440 s. (in Russian)
2. Bobkov V.V. Statistiki Tavricheskoj gubernii (XIX - nachalo XX veka): Biobibliograficheskij ukazatel'/ Pod red. i vstup. stat'ja A.A. Nepomnjashhego. Simferopol', 2004. 304 s. (in Russian)
3. Serova E.D. «Pamjatnye knigi Tavricheskoj gubernii» kak istochnik po istorii vnutrennej torgovli Kryma 60-90 gg. XIX veka //Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im V.I. Vernadskogo. Serija «Istoricheskie nauki». Specvypusk «Istorija Ukrainy». 2011. T.24 (63). № 1. S. 163-170. (in Russian)
4. Borshhik N.D. Rol' P.P. Rozanova v provedenii odnodnevnoj perepisi g. Jalta Tavricheskoj gubernii 15 dekabrja 1892 g. //Jaltinskie chtenija (in Russian)
5. Zemskie podvornye perepisi 1880-1913 gg.: Pouezdnye itogi. Sost. Z.M. i N.A. Svavickie. M.: CSU SSSR, 1926. 328 s. (in Russian)
6. Sevastopol' po perepisi 1886 i 1887 g. Otchet o statisticheskih issledovanijah, proizvedennyh v 1886-1887 gg. Sevastopol'skim gorodskim obshhestvennym upravleniem. Sevastopol': Tipo-litografija D.O. Harchenko, 1888. B/s. (in Russian)
7. Perepis' Sankt-Peterburga 15 dekabrja 1881 g. T. 1. Naselenie. T. 2. Ch. 1-3. Kvartiry. T. 3. Dvorovye mesta. SPb., 1883-1884. (in Russian)