Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ (1908 – 1916 годы)'

ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ (1908 – 1916 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1028
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Министерство внутренних дел / Центральный статистический комитет / бюрократический аппарат / бюрократический механизм / государственная статистика / перепись населения / всеобщая перепись населения / Первая мировая война / историческая демография / П.И. Георгиевский / Н.Н. Белявский / Ministry of Internal Affairs / Central Statistical Committee / bureaucratic apparatus / bureaucratic mechanism / state statistics / population census / General population census / World War I / historical demography / Pavel I. Georgievskiy / Nikolay N. Belyavskiy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борщик Наталья Дмитриевна

В статье на основании документов Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи описывается в основных моментах организация Второй всероссийской переписи населения, проведение которой планировалось на декабрь 1915 г. Кроме того, в качестве источников использованы стенографические отчеты заседаний Государственной думы и материалы, опубликованные в столичных газетах в 1913–1915 гг. Впервые в отечественной историографии подробно изучен бюрократический механизм подготовки всероссийской переписи населения, особенно работа Министерства внутренних дел, в состав которого входил Центральный статистический комитет. Особое внимание уделено взаимодействию государственных учреждений с органами местного самоуправления в ходе подготовки к переписи, а также участию российских ученых в этой работе. В ходе подготовки ко Второй всероссийской переписи населения была проанализирована организация переписи 1897 г., что помогло усовершенствовать переписные бланки и механизм проведения переписи. Кроме того, в периодической печати постоянно публиковались материалы, в которых населению разъяснялись цели переписи и порядок ее проведения. Делается вывод, что, благодаря хорошей организации, все подготовительные работы к переписи 1915 г. были выполнены в установленные сроки и в полном объеме. И только начало Первой мировой войны помешало осуществлению этого грандиозного статистического мероприятия. Если бы мировая война не помешала проведению Второй всеобщей переписи населения 1915 г., она могла бы дать уникальный по разнообразию и куда более полный и достоверный материал о населении Российской империи, чем перепись 1897 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Preparation for the Second All-Russian Census (1908 – 1916)

Based on the documents of the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire the article describes the most important features of the Second All-Russia Population Census which was planned to be carried out in December 1915. Also, the article refers to verbatim reports of the meetings of the State Duma and materials published in the capital’s newspapers during the period of 1913–1915. This is the first article in Russian historiography to offer a detailed account of the bureaucratic preparatory activities for the Second All-Russia Population Census, particularly, the work of the Ministry of Internal Affairs including the Central Statistical Committee. Much attention is paid to the interaction between governmental institutions and local self-government bodies as well as the participation of Russian scholars in these activities. In the course of its preparation, the 1897 All-Russia Population Census was analyzed, which helped raise the quality of the population census documents and its procedures. Moreover, the periodical press offered a regular coverage on the aims and procedures of the population census. It is concluded that it was due to such good organization that the 1915 population census was prepared in time and in full capacity. This phenomenal project was only intervened by the onset of the World War I. If it were not for the war, the Second All-Russia Population Census of 1915 was most likely to offer remarkably diversified and complete data about the population of the Russian Empire compared to the one in 1897.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ (1908 – 1916 годы)»

Н.Д. Борщик

ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ

ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

(1908 - 1916 годы)*

N.D. Borshchik

From the History of the Preparation for the Second All-Russian Census (1908 - 1916)

Первая всеобщая перепись подданных Российской империи 28 января 1897 г. стала не только грандиозным событием в общественной жизни страны, но и источником целого комплекса разнообразных сведений о народах, ее населявших. В отечественной историографии имеются многочисленные труды, посвященные этому «на-родоисчислению». В частности, специалистами была изучена история подготовки и проведения переписи1.

Важно, однако, выяснить, почему Всероссийская перепись населения 1897 г. так и осталась единственной в дореволюционной России. Почему, несмотря на очевидную необходимость сбора статистических сведений о жителях государства, правительство столь долго оттягивало подготовку следующего статистического обследования, а решившись на его проведение, так и не сумело его осуществить?

Ведь не только правящая элита, но и представители общественности, и даже обыватели в начале ХХ в. считали: «<...> Ни одна отрасль государственной и общественной жизни в настоящее время не может обойтись без статистики, то тем в большей степени это касается той ее части, которая занимается народоисчислением. Знание точного числа жителей страны, состава населения и его распределение по площади помимо научного знания является безусловно необходимым как для многообразия соображений правительства по государственному управлению, так и для целесообразного удовлетворения многочисленных нужд цивилизационного общества»2.

* * *

В любом статистическом мероприятии по учету населения мож-

* Работа выполнена при поддержке Программы развития Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского на 2015-2024 гг. в рамках проекта «Поддержка академической мобильности работников университета на заявительной основе - ПМР» в Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург). 54

но выделить три периода: подготовительный период, собственно перепись, обработка и обнародование ее результатов.

Для Всероссийской переписи населения 1897 г. проведение обследования из-за крайней его трудоемкости растянулось с 1895 по 1905 гг.: с момента утверждения Николаем II «Положения о Всеобщей переписи населения Российской империи» 5 июня 1895 г. до окончания выпусков итоговых материалов по отдельным губерниям в 1905 г. И если организация переписи 1897 г. прошла достаточно успешно практически на всей территории страны, то обработка и публикация ее итоговых данных имели многочисленные нарекания в научном мире и среди общественности: подверглись осуждению отстранение от обработки переписных материалов членов местных переписных комиссий и земских активистов, некомпетентность служащих Центрального статистического комитета (ЦСК) Министерства внутренних дел, обилие отчетных материалов, хаотичность публикуемых итогов, и, самое главное, длительность обнародования ее результатов3.

Явно недоброжелательное отношение части населения к переписи 28 января 1897 г., нарекания в адрес сотрудников и руководства Главной переписной комиссии Центрального статистического комитета МВД, затянувшаяся публикация данных переписи вызвали у центральных и местных властей вполне оправданную негативную реакцию к проведению подобных статистических мероприятий. Еще одним немаловажным «минусом» проведенной переписи стали колоссальные финансовые затраты: «На перепись было ассигновано 3 916 682 рубля, из этой суммы было израсходовано собственно на производство переписи 2 102 880 рублей, так что на разработку и издание результатов оставалось 1 813 802 рубля. Разумеется, как и нужно было ожидать, этой суммы не хватило. Особое Совещание под председательством сенатора П.Н. Дурново выяснило необходимость доассигновки 1 320 830 рублей, которые и были отпущены. <.. .> Вся сумма, истраченная на производство переписи, разработку результатов и издание <.> равнялась 5 237 512 рублям»4.

Тем не менее, несмотря на отрицательные моменты, правительство все же решилось на проведение новой всенародной переписи, и даже был запущен бюрократический механизм ее подготовки. Возможно, к этому шагу подтолкнуло состояние отечественной статистической службы, которое оставляло желать много лучшего, несмотря на неоднократные попытки ее реорганизации.

Во многих губерниях и областях Российской империи ощущался недостаток важнейших статистических сведений: о точном числе населенных пунктов и количестве их жителей, об их грамотности и вероисповедании, об основных занятиях и т.п., которые не могла дать официальная статистика. Эта проблема, вероятно, стояла остро: среди документов фонда Центрального статистического комитета МВД, хранящегося в Российском государственном историческом

архиве, встречается немало ходатайств губернских и областных властей, направленных и министру внутренних дел, и директору ЦСК МВД с просьбой разрешить проведение местных статистических обследований и описаний5.

Всего, по нашим подсчетам, в конце 1880-х - 1910-х гг. в разных регионах империи было проведено более ста переписей населения губерний, уездов и отдельных населенных пунктов6. Но даже такое обилие статистических работ не давало общего представления о численности населения империи и его составе, состоянии сельского хозяйства и промышленности, развитии ремесел и промыслов и т.д. К тому же, земские подворные переписи и статистические работы, осуществленные органами городского самоуправления, значительно различались по способам и методике проведения, а их результаты невозможно было сопоставить.

* * *

Предложения о проведении нового всеобщего обследования населения России зазвучали в 1907 г., то есть через десять лет после проведения первой всероссийской переписи. Это было связано со сложившейся традицией в некоторых европейских странах проводить обследования населения с десятилетней периодичностью.

В фондах РГИА сохранилась рукопись неустановленного автора «По вопросу о переписи населения в 1910 году», датированная 5 марта 1908 г.7, которую вполне можно считать одним из проектов новой всероссийской переписи.

Автор писал, что «на рубеже Х1Х-ХХ вв. ведущие мировые державы давно перешли к практике осуществления регулярных всеобщих народных переписей»: «Это в настоящее время признано аксиомой в культурных государствах всего мира. И периодические, по большей части через 10 лет, повторяющиеся всенародные переписи уже давно вошли в практику народной жизни и предусмотрены законодательными актами этих стран», но «иначе дело и практика учета населения обстоит в России, далеко отставшей от Зап. Европы в этом отношении».

И далее автор отмечал: «Со времени производства первой всеобщей переписи населения Империи прошло 11 лет, со времени подписания Государем Положения о переписи, предусматривавшего ее периодичность - 13 лет, и за этот сравнительно небольшой промежуток времени наше государство пережило ряд крупных потрясений, которые потребовали напряжения всех сил русского народа», которые «сделали ничтожными» результаты переписи 1897 г., несмотря на огромную сумму, потраченную на ее проведение.

Поскольку «в России вопрос о периодичности переписей населения, высказанный в Положении 1895 г., так и остался невнятным», а «соответствующий законодательный акт так и не был издан, и

правительство как бы забыло о необходимости приступить к возобновлению последней», автор предлагал пойти по традиционному европейскому пути и проводить всеобщие переписи российского населения с периодичностью раз в десятилетие в годы, заканчивающиеся на «0»: 1900, 1910 и последующие, как в ведущих европейских странах. Он в общем-то верно указал, что на подготовительные работы обычно уходит 15-18 месяцев, то есть, чтобы осуществить перепись 28 января 1910 г., все подготовительные работы нужно начать как минимум в ноябре 1908 г.8

Подобных проектов было подано немало.

Наконец в декабре 1908 г. от имени директора Центрального статистического комитета А.М. Золотарева «профессорам статистики и политической экономии», «членам Статистического совета» при МВД и «начальникам статистических отделений всех ведомств» было разослано письмо с просьбой «не отказать дать Ваше заключение о прилагаемом при сем "Положении о первой всеобщей переписи Российской Империи", а также высказать Ваше мнение по вопросу вообще» с целью «подготовить возможно больший материал для суждения о 2-й всеобщей переписи населения»9.

Свои замечания и пожелания по улучшению процедуры обследования и качества собираемых сведений прислали академик И. Янжул, известный статистик и географ Д. Рихтер, специалист по военной статистике Г. Христиани, помощник генерал-контролера Департамента военной и морской отчетности Г. Яновский, общественный деятель и член I Государственной думы А. Мацеша и другие. Заключения также поступили из многих государственных учреждений и общественных организаций: Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики Главного управления землеустройства и земледелия, Отдела статистики и картографии Министерства путей сообщения, канцелярии Главного управления Государственного коннозаводства, Статистического отделения Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей, Самаркандского и Дагестанского областных статистических комитетов, Отделения иностранной статистики Морского генерального штаба, Статистического отдела при Синодальном училищном совете, канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, Московского общества грамотности Министерства народного просвещения и других. Так, из Амурского областного статистического комитета был доставлен целый пакет документов, включающий «Список лиц, ознакомленных с "Положением о первой Всеобщей переписи населения"», протокол заседания Амурского областного статистического комитета об образовании Особой комиссии «для составления отзыва о "Положении о первой Всеобщей переписи населения" и о мерах, могущих повлиять на улучшение переписи в Амурской области», а также разрабо-

танные рекомендации10.

Практически все приславшие свои заключения сошлись во мнении, что «определение количества и состава населения, находящегося в пределах государственной территории, является одной из важнейших задач управления», а лучшим способом «для такого определения признается одновременная всенародная перепись, производимая через пяти-десятилетние периоды». Было отмечено, что «с бывшей в России в 1897 г. первой всеобщей переписи населения идет двенадцатый год»; совершенно естественно, что за это время «переписные данные не только должны были устареть, но и значительно разойтись с явлениями настоящей общественной жизни», особенно если учесть «несомненное воздействие происшедших за последние пять лет крупных событий, каковы война с Японией и внутренняя смута»11.

В итоге стремление организаторов переписи узнать и учесть мнение представителей самых разных специалистов и практиков из государственных учреждений и общественных организаций по совершенствованию механизма готовящегося обследования населения привело к затягиванию сроков подготовительных работ до конца 1910 г.

* * *

Непосредственная подготовка МВД к общенародной переписи была начата в конце 1910 г., когда на имя профессора Павла Ивановича Георгиевского, председателя Статистического совета при МВД, из канцелярии министра внутренних дел П.А. Столыпина поступил текст «Положения о Первой всеобщей переписи населения» от 1895 г. и предложение разработать проект Положения о Второй всероссийской переписи населения Российской империи12.

В результате длительного, растянувшегося на 1911-1913 гг., обсуждения в разных ведомствах был создан проект нормативного документа, который из столицы «спустили» в губернские статистические комитеты для рассмотрения, обсуждения и выдвижения предложений по его доработке. Новаторским было предложение для полноты сведений о населении учесть все учебные заведения, в которых имелись интернаты, общежития, квартиры и т.п.; переписать пациентов всех лечебных заведений (психиатрических лечебниц, домов умалишенных, стационарных больных); собрать сведения обо всех тюрьмах, колониях, работных домах, арестантских ротах; собрать сведения о богадельнях, приютах, «домах трудолюбия», о фабриках и заводах с общежитиями для рабочих, о монастырях, скитах и т.д.13 В целом же новое «Положение...» мало чем отличалось от принятого в 1895 г.14

По этому поводу 13 октября 1913 г. в столичной газете «Вечернее время» появилась заметка «Ненужная тайна» следующего содержа-58

ния: «Вторая всероссийская перепись еще находится в стадии разработки, а в широких кругах общества уже идут относительно ее самые отрицательные толки. Говорят, что программа переписи ненаучно составлена, что в ней главную роль играют не экономические и образовательные вопросы, а сословные и вероисповедные, что нынешняя перепись представляет, в сущности, точную копию первой, уже всеми признанную за неудачную»15.

Ввиду появления в центральных газетах подобных критических статей П.И. Георгиевский выступал в печати с разъяснениями.

Так, в беседе с корреспондентом «Петербургской газеты», отвечая на вопрос «Предстоящая 2-я Всеобщая перепись населения Империи, являясь событием чрезвычайной важности, живо интересует общество и печать. Когда будет перепись, и успеет ли правительство надлежаще подготовиться к осуществлению громадных трудов по переписи?», он заявил: «Новшеством в проекте положения о 2-й переписи является установление ответственности за отказ сообщить указанные в переписных листах сведения. <...> так как опыт 1-й переписи показал, что многие из развитых классов населения отказываются не только заполнять листы, но и сообщать сведения для заполнения листов самими счетчиками, а другие отвечали на требуемые ответы иронией или глупостью, вроде: «живу при батюшке, ем, пью, сплю», «гуляю, читаю и дела не делаю», «учился у попа, да толку вышло мало», и т.п.»16.

Кроме того, как явствует из беседы, было принято важное решение, что «вторая всероссийская перепись будет распространена также и на Финляндию. Разработка плана переписи в Финляндии будет поручена финляндскому сенату. Проект, составленный финляндским сенатом, поступит в Совет министров для согласования его с общим планом переписи»17.

В начале 1914 г. по распоряжению министра внутренних дел Н.А. Маклакова «для обсуждения и планомерного направления» подготовительных работ по намеченной переписи было учреждено Особое совещание по вопросам о подготовительных работах по предстоящей второй переписи населения Российской империи. По первоначальному замыслу, в его состав должны были войти председатель Статистического совета при МВД, директор Центрального статистического комитета МВД и «несколько старших редакторов данного комитета»18.

Председателем Особого совещания был назначен тайный советник П.И. Георгиевский, председатель Статистического совета при МВД.

Очень быстро предполагаемый состав был расширен за счет «профессоров и сведущих лиц - специалистов по статистике». Так, в одном из первых заседаний, 17 апреля 1914 г., участвовали:

«1. Председатель статистического совета т.с. П.И. Георгиевский,

2. Директор Центрального статистического комитета д.с.с. Н.Н.

Белявский,

3. Помощник директора Центрального статистического комитета д.с.с. В.В. Ковалевский, старшие редакторы:

4. д.с.с. Ю.В. Бруннеман, с.с.:

5. С.К. Патканов

6. С.П. Плешко

7. А.Я. Мосевич

8. В.Ф. Солнцев

9. надв. сов. Н.П. Швейкин

10. кол. сов. П.А. Бечастнов

11. надв. сов. Л.Е. Ле-Дантю

12. кол. секр. А.А. Рунский

13. помощник секретаря н.ч. С.А. Тейс;

Приглашенные г. Председателем представители Департамента Духовных дел иностранных вероисповеданий:

14. д.с.с. А.В. Петров

15. с.с. П.П. Андреев

16. профессор С.Петербургских высших женских курсов с.с. А.А. Кауфман, приват-доценты:

17. с.с. В.В. Степанов

18. магистр политической экономии и статистики Г.Г. Швиттау»19.

Кроме того, к участию в заседаниях постоянно приглашались и

другие специалисты: «инженер тит. сов. Брюллов приглашен для представления своего заключения относительно потребного ремонта электрических машин Голлерита и правильности представленных по этому поводу смет фирмами Лишке и Мительштедт», «помимо приглашения сведущих лиц в заседания Совещания, проект переписных ведомостей был послан на заключение академика Янжула и профессора Есипова (Варшава), Воблого (Киев), Фортунатова [Имеется в виду профессор А.Ф. Фортунатов, известный статистик. - Н.Б.] и Каблукова (Москва)»20.

Однако П.И. Георгиевский полагал, что такой расширенный состав Особого совещания только затруднит его работу, о чем он и сообщил министру внутренних дел в своем докладе «О подготовительных работах по 2-й переписи населения»: «Ввиду последовавшего назначения в состав Совещания представителей от разных ведомств, число членов его возросло до 36 человек. Обсуждение многих значительных или чисто технического характера вопросов в таком многочисленном составе не представляется целесообразным, а поэтому полагаю для обсуждения этих вопросов предоставить Совещанию в прежнем его составе из директора и старших редакторов ЦСК под моим председательством»21.

В мае 1914 г. П.И. Георгиевский в своем очередном «Докладе о подготовительных работах по 2-й переписи населения России», направленном министру внутренних дел Н.А. Маклакову, отметил: «Проект положения о 2-й переписи населения, внесенный в

Государственную думу 14 апреля с.г., рассмотрен в комиссии по направлению законодательных предположений 14 мая и принят почти без всяких изменений. Представлением Государственной Думы (3 февраля с.г.) об ассигновании 900000 руб. на подготовительные работы по переписи в 1914 г. рассмотрено в комиссиях по направлению законодательных предположений и в бюджетной (10 мая с.г.) и принято без сокращений испрашиваемого кредита»; «законопроект об отпуске 900000 руб. на подготовительные работы по переписи в 1914 г. прошел в Государственной Думе и 18 июня в общем собрании Гос. Совета. В Межведомственном совещании с участием представителей Министерства финансов и Государственного контроля рассмотрена смета расходов по предстоящей переписи. Общая сумма расходов определена Совещанием в 12833260 руб.» 22

Из стенографического отчета заседания IV Государственной думы следует, что проект положения о второй всеобщей переписи населения Российской империи был рассмотрен на заседании от 14 июня 1914 г.: основным докладчиком выступил Г.А. Фирсов (от бюджетной комиссии), разъяснения давал П.И. Георгиевский 23.

Согласно сохранившимся документам, планируемая перепись имела целью «привести в известность подробные сведения о каждом лице, причем городским управлениям разрешается собирание дополнительных данных, имеющих для городов особенное значение». «Наиболее соответственным сроком для производства указанной переписи», по мнению министра внутренних дел Н.А. Маклакова, являлось 1 декабря 1915 г. Наконец, «назначение переписи на 1915 г. дало бы возможность сравнить результаты ее с данными тех переписей тех иностранных государств, в коих переписи производятся периодически в год, заканчивающиеся на 5», а в дальнейшем «производить, начиная с 1920 г. каждые 10 лет всеобщие переписи населения Российской Империи» 24.

* * *

Начавшаяся мировая война в первое время никак не повлияла на подготовительные работы по организации переписи. 15 сентября 1914 г. состоялось очередное заседание Статистического совета при МДВ под председательством П.И. Георгиевского, где был утвержден проект переписного листа формы А для «негородского» населения. В отличие от переписных бланков 1897 г., вопросы стали более конкретными. Переписной лист образца 1915 г. состоял из 23-х вопросов (вместо 14-ти по переписи 1897 г.)25

Проект переписного бланка был разослан по губерниям для обсуждения и внесения возможных поправок. Обсуждение растянулось почти на год, и к июлю 1915 г. был опубликован «Свод мнений губернаторов, председателей губернских земских управ и сведущих лиц по проекту переписной ведомости, выработанному [Особым]

Совещанием по вопросам о подготовительных работах по предстоящей второй переписи населения»26.

Естественно, общественность волновал вопрос: как условия военного времени отразятся на программе переписи?

В интервью при ответе на вопрос, «не занимается ли Центральный статистический комитет в настоящее время обследованием вопросов, относящихся к текущей войне», директор Центрального статистического комитета, профессор Н.Н. Белявский, назначенный на эту должность в первой половине 1914 г., заявил: «Чисто военной статистикой, а также статистикой по вопросам, связанным и вызванным военными обстоятельствами, Центральный комитет пока не занялся»; но «приступили к ряду интересных работ, которые имеют косвенное отношение к текущей войне». В частности, предполагалось «выяснение вопроса о цене на рабочие руки в России» в условиях военного времени, «разработка сведений о предстоящем урожае» и подробное исследование «земельных владений, принадлежащих неприятельским подданным»27.

Тем не менее, война заставила изменить первоначальные сроки проведения переписи, прежде всего потому, что финансовые ресурсы государства были брошены на оплату военных расходов, а гражданские расходные статьи в бюджете урезались. П.И. Георгиевский докладывал министру внутренних дел Н.А. Маклакову в ноябре 1914 г.: «Ввиду начавшейся войны, предположение о производстве 2-й всероссийской переписи населения в декабре 1915 г. представляется неосуществивым, и соответственные кредиты на заготовку материалов не только по смете 1915 г., но и на 1914 г. исключены почти полностью. Поэтому те подготовительные по переписи мероприятия, которые связаны с значительными расходами в центре или требуют от местных правительственных органов затраты сил и средств по необходимости должны быть приостановлены»28.

В то же время он полагал, что начавшаяся война не должна «мешать тому, чтобы работы, которые не вызывают почти никаких расходов и не могут затруднять местные правительственные и общественные учреждения, продолжались безостановочно, с той целью, чтобы ко времени окончания войны вся возможная подготовка к переписи была уже осуществлена и не потребовалось бы новой отсрочки для наискорейшего осуществления безусловно необходимой для государства народной переписи»29.

И подготовка к проведению переписи продолжалась: согласно Сводным журналам заседаний Особого совещания по вопросу о подготовительных работах по предстоящей второй переписи населения Российской империи, с 17 апреля 1914 г. по 5 февраля 1915 г. было проведено 30 заседаний 30, в период с 5 февраля 1915 г. по 26 мая 1916 г. - 28 заседаний31. В течение этого времени была полностью разработана и утверждена вся документация - переписные бланки и ведомости, инструкции для переписчиков. И «Наставления

городским счетчикам», и «Наставления сельским счетчикам» содержали одинаковые разделы: «общие правила», «положение и обязанности», «действия до дня, к которому приурочена перепись», «действия в день, к которому приурочена перепись» и другие. В инструкциях были подробно прописаны «правила для заполнения отдельных граф переписной ведомости»32.

Такой объем проделанной работы свидетельствует об уверенности организаторов переписи в скором победном завершении войны.

Между тем, с конца 1914 г. и в 1915 г. в прессе постоянно появлялись противоречивые сведения о дальнейшей судьбе планировавшегося «народоисчисления»: «Московский губернатор получил уведомление от Центрального статистического комитета о том, что ввиду обстоятельств военного времени, всеобщая народная перепись, назначенная на 1915 год, отменяется»33; «<...> Возобновились подготовительные работы по производству второй всероссийской переписи населения. На днях комитетом [Имеется в виду Центральный статистический комитет. - Н.Б.] разослан земствам проект переписной ведомости с просьбой сообщить к 1 декабря текущего года соображения по поводу этого проекта»34. «Биржевые ведомости» сообщали читателям: «Работы по второй всеобщей переписи населения России временно приостановлены, хотя губернаторы продолжают давать ответы на анкету подготовительного комитета по переписи. Новый срок производства переписи будет опубликован министерством внутренних дел»35. Газета «Русское знамя» заявила категорично: «Всеобщая перепись отложена, и всякие работы по ней прекращены»36.

Но организаторы переписи надеялись на благоприятный исход.

5 июля 1915 г. директор Центрального статистического комитета Н.Н. Белявский докладывал министру внутренних дел Н.Б. Щербатову, что несколько заседаний Особого совещания (24 и 26 мая, 2 июня 1915 г.) были посвящены «отпуске сумм на покупку готового дома для нужд предстоящей переписи населения Империи, а по окончании разработки данных ее - для размещения в нем проектируемого Главного Статистического управления». По мнению участников обсуждения этого вопроса, в основном представителей Министерства финансов и Государственного контроля, «решение вопроса об устройстве собственного помещения может быть осуществлено одним из следующих путей: 1) или уступкой в пользу Комитета каким-либо из казенных учреждений готового здания, 2) или постройкой специального здания на одном из пустопорожних участков казенной земли, 3) или, наконец, покупкой готового здания у частных лиц и учреждений». В итоге, согласно докладу Н.Н. Белявского, было принято решение остановиться на втором варианте. Было определено даже место под строительство - «участок на Аптекарском острове, принадлежащий ведомству Министерства внутренних дел» и составлена приблизительная смета расходов:

«стоимость его по нормальной расценке, существовавшей в прошлом строительном сезоне», включая «стоимость дворовых работ, а также устройства центрального отопления и собственной электрической станции» должна была составить около 780 тыс. руб.37

При подсчете общих расходов по предстоящей переписи населения закладывалась сумма в размере 486 тыс. руб. как «кредит на наем здания для нужд переписи». Поэтому Н.Н. Белявский в том же докладе попросил министра сделать «сравнительно небольшое доассигнование, которое, вероятно, не превысит 250 тыс. руб.» на постройку собственного помещения38

Прошло полгода, русская армия, потерпев серьезные поражения, вынуждена была отступить, немалая часть западных территорий империи была занята германскими войсками, и в начале 1916 г., в ходе беседе с корреспондентом газеты «Биржевые ведомости», Н.Н. Белявский осторожно высказал предположение о переносе сроков переписи: «Теперь, когда разыгрываются мировые события, трудно сказать, будет ли осуществлена к установленному сроку всеобщая всероссийская перепись. Мы все же надеемся, что в 1917 г. она будет осуществлена. <...> Мы проектируем в конце 1916 года провести пробную перепись населения в некоторых губерниях»39.

Последнее из известных заседаний Особого совещания по вопросам о подготовительных работах по предстоящей второй переписи населения Российской империи состоялось 16 ноября 1916 г. в 2 часа дня в помещении Центрального статистического комитета (Екатерингофский проспект, дом 49)40. Но еще задолго до этого Центральный статистический комитет стал «за ненадобностью» возвращать губернским статистическим комитетам присланные ими в 1914 г. карты и планы местностей «для составления полных и точных списков населенных мест Империи, каковые списки должны служить основным пособием для местных переписных органов при предстоящем народоисчислении». Эти списки так и не были составлены, а позже и П.И. Георгиевский, и другие видные статистики того времени «к своему большому сожалению» назвали

планировавшуюся перепись «несостоявшейся».

* * *

Таким образом, при подготовке нового всероссийского обследования населения, планировавшегося на 1 декабря 1915 г., Министерство внутренних дел Российской империи и его Центральный статистический комитет пытались учесть и исправить ошибки, допущенные при проведении переписи 1897 г. Уже на подготовительном этапе к разработке программы переписи и переписной документации привлекалась представители научной общественности, чиновники различных министерств и ведомств, служащие органов городского и земского самоуправления, где было 64

проведено обсуждение механизма переписи и бланков переписных документов.

Для детализации собираемых сведений были изменены формулировки вопросов переписного бланка. Были заново разработаны инструктивные материалы для переписчиков.

В печати постоянно появлялись разъяснительные материалы для населения о целях и задачах переписи.

Подготовка к переписи была проведена в целом успешно. Этому способствовало хорошее взаимодействие государственных учреждений с органами местного самоуправления и научной общественностью, участие российских ученых, знатоков статистики. В результате все запланированные подготовительные работы были выполнены в установленные сроки.

Если бы мировая война не помешала проведению Второй всеобщей переписи населения 1915 г., она могла бы дать уникальный по разнообразию и куда более полный и достоверный материал о населении Российской империи, чем сведения, полученные в ходе переписи 1897 г.

Примечания Notes

1 Котельников А.Н. История производства и разработки Всеобщей переписи населения 28 января 1897 г. Санкт-Петербург, 1909.

2 Российский государственный архив (РГИА). Ф. 1290. Оп. 10. Д. 116. Л. 8.

3 Борщик Н.Д.Первая всеобщая перепись населения 1897 г.: Делопроизводство и документооборот // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2017. № 3. С. 45-53.

4 Юбилейный сборник Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел: L. 1863 - 30/IV 1913. Санкт-Петербург, 1913. II отд. С. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1290. Оп. 2. Д. 96, д. 99, д. 101 и др.

6 РГИА. Ф. 1290. Оп. 2. Д. 188, д. 192, д. 193, 196.

7 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 116. 33 л.

8 Там же.

9 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 117. Л. 1.

10 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 117.

11 Там же. Л. 50.

12 РГИА. Ф. 1624. Оп. 1. Д. 17.

13 РГИА. Ф. 1624. Оп. 1. Д. 27.

14 Правительственный вестник (С.-Петербург). 1895. 25 июля.

15 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 125. Л. 23.

16 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 125. Л. 22.

17 Там же.

18 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 130. Л. 1об.

19 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 130. Л. 9.

20 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 139. Л. 4об., 5.

21 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 130. Л.124-125

22 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 139. Л. 4, 8.

23 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 132.

24 Там же. Л. 1, 5об.

25 РГИА. Ф. 1624. Оп. 1. Д. 31.

26 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 131. Л. 49-59об.

27 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 125. Л. 99.

28 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 130. Л. 124-125.

29 Там же.

30 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 154. Л. 1-11 об.

31 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 131. Л. 65-72, 196-202об.

32 РГИА. Ф. 1624. Оп. 1. Д. 30, 31.

33 Речь (Петроград). 1914. 3 нояб.

34 Петроградский курьер. 1914. 27 нояб.

35 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 125.

36 Там же.

37 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 139. Л. 12-13.

38 Там же.

39 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 125. Л. 99.

40 РГИА. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 139. Л. 73.

Автор, аннотация, ключевые слова

Борщик Наталья Дмитриевна - докт. ист. наук, профессор Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

arktur4@rambler.ru

В статье на основании документов Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи описывается в основных моментах организация Второй всероссийской переписи населения, проведение которой планировалось на декабрь 1915 г. Кроме того, в качестве источников использованы стенографические отчеты заседаний Государственной думы и материалы, опубликованные в столичных газетах в 1913-1915 гг. Впервые в отечественной историографии подробно изучен бюрократический механизм подготовки всероссийской переписи населения, особенно работа Министерства внутренних дел, в состав которого входил Центральный статистический комитет. Особое внимание уделено взаимодействию государственных учреждений с органами местного самоуправления в ходе подготовки к переписи, а также участию российских ученых в этой работе. В ходе подготовки ко Второй всероссийской переписи населения была проанализирована организация переписи 1897 г., что помогло усовершенствовать переписные бланки и механизм проведения

переписи. Кроме того, в периодической печати постоянно публиковались материалы, в которых населению разъяснялись цели переписи и порядок ее проведения. Делается вывод, что, благодаря хорошей организации, все подготовительные работы к переписи 1915 г. были выполнены в установленные сроки и в полном объеме. И только начало Первой мировой войны помешало осуществлению этого грандиозного статистического мероприятия. Если бы мировая война не помешала проведению Второй всеобщей переписи населения 1915 г., она могла бы дать уникальный по разнообразию и куда более полный и достоверный материал о населении Российской империи, чем перепись 1897 г.

Министерство внутренних дел, Центральный статистический комитет, бюрократический аппарат, бюрократический механизм, государственная статистика, перепись населения, всеобщая перепись населения, Первая мировая война, историческая демография, П.И. Георгиевский, Н.Н. Белявский.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Borshchik N.D. Pervaya vseobshchaya perepis naseleniya 1897 g.: Deloproizvodstvo i dokumentooborot [The First General Census of the Population of 1897: Clerical Work and Document Circulation.] Vestnik RGGU. Seriya: Dokumentovedeniye i arkhivovedeniye. Informatika. Zashchita infor-matsii i informatsionnaya bezopasnost, 2017, no. 3, pp. 45-53. (In Russian).

(Monographs)

2. Kotelnikov A.N. Istoriya proizvodstva i razrabotki Vseobshchey perepisi naseleniya 28 yanvarya 1897 g. [A History of the Development and Conduct of the General Population Census of January 28, 1897.]. St. Petersburg, 1909, 123 p. (In Russian).

Author, Abstract, Key words

Natalya D. Borshchik Борщик - Doctor of History, Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Republic of Crimea, Russia)

arktur4@rambler.ru

Based on the documents of the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire the article describes the most important features of the Second All-Russia Population Census which was planned to be carried out in December 1915. Also, the article refers to verbatim reports of the meetings of the State Duma and materials published in the capital's newspapers during the period of 1913-1915. This is the first article in Russian histori-

ography to offer a detailed account of the bureaucratic preparatory activities for the Second All-Russia Population Census, particularly, the work of the Ministry of Internal Affairs including the Central Statistical Committee. Much attention is paid to the interaction between governmental institutions and local self-government bodies as well as the participation of Russian scholars in these activities. In the course of its preparation, the 1897 All-Russia Population Census was analyzed, which helped raise the quality of the population census documents and its procedures. Moreover, the periodical press offered a regular coverage on the aims and procedures of the population census. It is concluded that it was due to such good organization that the 1915 population census was prepared in time and in full capacity. This phenomenal project was only intervened by the onset of the World War I. If it were not for the war, the Second All-Russia Population Census of 1915 was most likely to offer remarkably diversified and complete data about the population of the Russian Empire compared to the one in 1897.

Ministry of Internal Affairs, Central Statistical Committee, bureaucratic apparatus, bureaucratic mechanism, state statistics, population census, General population census, World War I, historical demography, Pavel I. Georgievskiy, Nikolay N. Belyavskiy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.