Научная статья на тему 'Роль общественной и частной инициативы в становлении сельскохозяйственного образования Таврической губернии XIХ - нач. Xx в'

Роль общественной и частной инициативы в становлении сельскохозяйственного образования Таврической губернии XIХ - нач. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чудновец Ю.В.

В статье рассмотрены проблема становления и развития сельскохозяйственного образования в Таврической губернии XIХ нач. XX в. Показана роль некоторых общественных организаций Симферопольского отдела Императорского Российского общества садоводства, Эйгенфельдского училищного общества; приведены примеры участия в этом процессе крупных ученых (П.С. Паллас), чиновников (М.С. Воронцов и др.), общественных деятелей (А.И. Пастак и др.), отдельных частных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль общественной и частной инициативы в становлении сельскохозяйственного образования Таврической губернии XIХ - нач. Xx в»

УДК 94 (47)

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СТАНОВЛЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX - НАЧ. XX В.

© 2018 Ю. В. Чудновец

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК),

член организации e-mail: yur.vik.ch@yandex.ru

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

В статье рассмотрены проблема становления и развития сельскохозяйственного образования в Таврической губернии XIX - нач. XX в. Показана роль некоторых общественных организаций - Симферопольского отдела Императорского Российского общества садоводства, Эйгенфельдского училищного общества; приведены примеры участия в этом процессе крупных ученых (П.С. Паллас), чиновников (М.С. Воронцов и др.), общественных деятелей (А.И. Пастак и др.), отдельных частных лиц.

Ключевые слова: Таврическая губерния, сельскохозяйственное образование, сельскохозяйственные школы.

Тематика подготовки высококлассных специалистов сельскохозяйственного профиля в наши дни достаточно актуальна. В современных геополитических условиях «санкционной экономики» центральные власти объявили об «импортозамещающем» характере отечественного аграрного сектора, что объективно приводит работодателей к поиску профессиональных аграриев в сфере агропромышленного производства. Сельскохозяйственные отрасли до сих пор прочно занимают ведущее место в российской экономике, являясь основой государственной продовольственной безопасности. Многочисленные исследования обществоведческого характера показывают, что многие проблемы развития современного АПК вызваны не столько экономическими причинами, сколько сложностями кадрового обеспечения: нехватка, а зачастую отсутствие квалифицированных кадров, способных учитывать исторические особенности региона, отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии отдельных местностей.

В 2014 г. в ходе исторических событий Русской весны Крым вернулся в состав Российской Федерации, после чего здесь началось активное строительство по российскому образцу в том числе и сельского хозяйства. Природно-климатические условия полуострова в сочетании с грамотным управлением инвестициями в экономику региона, активность мелкого и среднего бизнеса в агропромышленной сфере способны в достаточно короткий срок превратить эти территории в одни из самых успешных в сфере АПК. Но в Республике Крым, как и в других регионах России, уже сейчас столкнулись с проблемой дефицита сельскохозяйственных кадров. На наш взгляд, отечественный исторический опыт подготовки специалистов-практиков в сельскохозяйственной сфере XIX - начале XX в. как никогда востребован [Третьяков 2015].

В региональной крымской историографии история дореволюционного образования изучена достаточно: имеются исследования педагогической направленности [Шушера 2006], рассматривались особенности религиозного и национального образования [Задерейчук А.А., Задерейчук И.П. 2017], деятельность

отдельных персоналий [Прохоров 2013] и пр. Вместе с тем в Крыму существовала целая сеть учебных заведений сельскохозяйственного профиля: курсы, школы и училища садоводства, виноградарства и пр. Эта тема пока не получила специального освещения [Борщик 2017].

Профессиональная подготовка сельскохозяйственных кадров в Таврической губернии XIX - нач. XX в. реализовывалась через систему образовательных учрежденийр. Помимо подготовки специалистов многие из этих учреждений ставили далеко идущие цели - и повышение агротехнической культуры региона в целом, и воспитание обучающихся в преданности «Царю и Отечеству»1. Отметим, что в создании этой системы образовательных учреждений в Таврической губернии далеко не всегда решающую роль играли центральные власти; зачастую инициаторами сначала открытия, а затем и финансирования образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля были активисты из органов местного самоуправления, общественных организаций, частные лица.

Известно, что накануне вхождения Крыма в состав Российской империи социально-экономическое положение этого региона было крайне тяжелым: «Торговля и кустарная промышленность были парализованы вследствие вывода из Крыма христиан, увезших с собой все ценности. Земля не обрабатывалась, так как крестьяне из-за постоянных феодальных междоусобиц и политических перемен не надеялись снять урожай» [Вольфсон 1941]. Это положение усугублялось оттоком коренного населения. Новые российские власти в первые десятилетия пытались активизировать занятие сельским хозяйством, для чего организовали переселение в Крым жителей традиционно земледельческих центральных губерний и некоторых европейских стран: «Для удовлетворения спроса на рабочую силу пришлось приглашать людей из других губерний и даже стран»; «Из Европы были приглашены в Крым архитекторы, садовники, врачи, художники и т.д. Понадобились в большом количестве плотники, строители, тесальщики камня, маляры. <...> Цены на рабочие руки поднялись неимоверно. Усилился спрос на продовольствие, фураж, вино, фрукты, орехи и т.п. <...> С присоединением Крыма к России в Таврическую губернию хлынул большой поток новых сил и капиталов» [Там же]. На самом высоком уровне предпринимались неоднократные попытки возродить виноградарство и виноделие.

С этой целью правительство обратилась к известнейшему в то время естествоиспытателю с европейским именем, академику Петру Симону (Петру Семеновичу) Палласу, который и стал первым ученым подобного уровня, поселившимся в Крыму: «Императрица Екатерина II пожаловала ему две деревни с участками земли в Айтодорской и Судакской долинах, дом в Симферополе и 10 тыс. руб. на устройство в Крыму училищ садоводства и виноделия» [Обуховская 2011]. В Симферополе Паллас построил усадьбу, где располагались помимо жилых помещений лаборатория, библиотека, прекрасный сад; при новых хозяевах здесь был обустроен городской парк «Салгирка» и размещалась школа садовых рабочих [Широков 2011].

Местные власти в 1803 г. просили выдающегося ученого организовать первое в Крыму виноградарское училище: «приискать в Судацкой долине место, удобное к заведению предполагаемого училища» и, вообще, «доставлять бы сюда мнение свое о лучшем деле сего устройстве». Паллас подготовил свое «мнение», на основании которого 21 мая 1804 г. был подготовлен доклад министра внутренних дел В.П. Кочубея «О заведении виноградного училища в Крыме»2. Отметим, что

1 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 382. Оп. 10. Д. 23. 1911 г. 77 л.

2 Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ РИ). Т. XXVIII. № 21293. СПб.: Тип. II Отд. собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. С. 317.

организация виноградарского училища - это первый подобный опыт не только для Крыма, но и в рамках всей Российской империи. Паллас проявил личную инициативу в создании этого винодельческого заведения, по его предложениям под виноградники отводились две долины вблизи Судака; под территорию будущего училища также были отданы запущенные «казенные виноградные и фруктовые сады» общей площадью 55 десятин. Другие предложения касались обустройства хозяйства и быта будущего училища: «назначаемое под насаждение место обнести заборами и привести туда каналами воду»; «запастись прессами, бочками и другой необходимой посудой»; для персонала начать строительство «дома с тремя или четырьмя покоями с кухней»3.

Предполагалось новое училище «поручить главному ведению Таврического гражданского губернатора, возложив на особое его попечение содействовать полезному заведению сему всеми зависящими от него мерами» и пригласить академика Палласа содействовать успехам виноградного в Таврии училища, руководствуя советами и наставлениями своими»4. П.С. Паллас руководил училищем вплоть до своего отъезда из Крыма в 1810 г., само училище было закрыто в 1841 г. [Кравчук 2018].

Следующая крупная частная садоводческая инициатива принадлежала Эммануилу Осиповичу де Ришелье (фр. Armand Emmanuel Sophie Septemanie de Vignerot du Plessis, 5eme duc de Richelieu), генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии. Вместе с Михаилом Семеновичем Воронцовым, впоследствии занявшим эту же должность, они ходатайствовали перед властями об учреждении Императорского Никитского ботанического сада недалеко от Ялты [Клепайло 2016]. Мягкий климат, прекрасные виды, пышная природа привлекали на южный берег Крыма российскую знать. Здесь строились дворянские дачи и поместья, которые требовали соответствующего оформления. Возникла насущная потребность не только в саженцах, посадочном материале, семенах декоративных культур, но и в квалифицированных специалистах, знакомых с особенностями крымского земледелия. В 1811 г. был подписан соответствующий указ, а в 1812 г. на территории Никитского казенного сада уже были высажены первые растения.

Государственной поддержкой развития виноградарства в Крыму можно считать указ от 14 сентября 1828 г. «О мерах к поощрению и развитию садоводства в Новороссийском крае», который декларировал право собственности (по наследству) на разведение виноградников частными лицами, если посаженных лоз было определенное количество5.

В 1828 г. вблизи Императорского Никитского ботанического сада в урочище Магарач было открыто училище виноделия [Дундук, Кузьмина], впоследствии пережившее ряд реоргационных изменений: Никитское училище садоводства и виноделия, Никитский сад с училищем садоводства и виноделия первого разряда с высшими курсами по виноделию6. Сохранились сведения об известных садоводах и виноделах, работавших по всему Крыму и Югу России, получивших свое образование в этом учебном заведении [Базаров 1890].

Это и подобные ему учреждения в других регионах страны находились в ведении Министерства государственных имуществ; их финансирование было достаточно скудным. Учащиеся самостоятельно зарабатывали на содержание учебных заведений, работая на виноградниках, в садах и теплицах и продавая собственноручно выращенную продукцию. Скромность финансирования определяла и количество

3 ПСЗ РИ. Т. XXVIII. № 21293. СПб.: Тип. II Отд. собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. С. 318.

4 ПСЗ РИ. Там же. С. 319.

5 ПСЗ РИ. Т. III. № 2280. СПб.: Тип. II Отд. собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. С. 829-830.

6 РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Д. 24998.

обучающихся: 10-15 человек, которые первоначально набирались раз в несколько лет. Естественно, что эти учебные заведения не обеспечивали потребность региона в специалистах сельскохозяйственного профиля [Чудновец 2017]. Только к концу XIX в. финансовое положение этого уникального комплекса было значительно улучшено: «На содержание Сада, училища и высших курсов из казны в 1890 г. отпускалось 55 310 рублей» [Клепайло 2012]. Отметим, что здесь возник первый в России научно-образовательный центр виноградарства и виноделия, с 1890 г. выпускавший собственные «Записки Императорского Никитского сада» - сборник трудов и исследований «лиц, состоявших при Саде» [Саламон 1893].

Влияние этих учреждений как образовательных центров по подготовке специалистов на развитие крымского виноградарства и садоводства было огромным. За десятилетие (1830-1840-е гг.) на Южным берегу Крыма появилось множество виноградников и фруктовых садов. В отчете Таврического губернатора отмечалось, что если до 1833 г. даже «не было правильных плантаций» винограда и «простого насаждения по обычаю татарскому мало существовало», то в конце 1836 г. на расстоянии от Алушты до Феодосии и от Феодосии до Керчи уже имелось до трех миллионов кустов. Новые насаждения, полагал губернатор, «едва ли уступят в чем -нибудь существующим на Рейне и во Франции» [Захарова 2005].

Отметим, что в XIX в. садоводство и выращивание декоративных культур стали необычайно популярны в нашей стране и даже получили поддержку в высших эшелонах власти. Этому обстоятельству можно найти несколько объяснений. Во-первых, выращивание экзотических растений в домашних оранжереях и «зимних/комнатных садах» стало модным в аристократических кругах многих европейских стран, и российская знать, посещая европейские курорты, охотно перенимала новые веяния. Необходимо отметить личный вклад М.С. Воронцова в развитие садово-паркового искусства - уникальный Алупкинский парк к середине XIX в. был широко известен в стране и за рубежом как образец для подражания [Там же].

Во-вторых, члены императорской фамилии часто участвовали во всероссийских и международных садоводческих выставках, причем их участие широко освещалось в прессе тех лет, а сами мероприятия приобретали государственный масштаб. В-третьих, на волне популярности в России стали издаваться многочисленные тематические издания - журналы «Плодоводство», «Столица и усадьба»; аналогичные издания появились и в Крыму - например, «Крымский вестник садоводства и виноделия», издававшийся в 1874-1877 гг. [Чудновец 2018].

Для дальнейшего развития садоводческой отрасли в Таврической губернии во второй половине XIX в. возникла необходимость в создании специальной структуры, которая могла бы объединить усилия профессиональных садоводов и предоставить им возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Таким органом стало Императорское Российское общество садоводства, учрежденное в Санкт-Петербурге в 1858 г.; его Симферопольский отдел начал свою деятельность в 1883 г. Уже 1 февраля 1884 г. на совещании Общества было отмечено, что «наши сады весьма много страдают за неимением сколько-нибудь удовлетворительных садовников»7. Известно, что активисты Общества проделали огромную организационную работу для открытия практической школы садовых рабочих в имении «Салгир» [Канталинская 2006]. Необходимо отметить, что инициатива открытия этого учебно-практического учреждения принадлежала владельцу имения «Салгир» А.И. Пастаку, сыну известного крымского садовода и Симферопольского почетного гражданина И.И. Пастака.

7 Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 125. Оп. 1. Д. 6.

А.И. Пастак, получивший высшее образование в Москве и являвшийся магистром сельского хозяйства и лесоводства, в 1890 г. направил письмо в Симферопольский отдел следующего содержания: «Ввиду предложения Симферопольского Общества садоводства открыть школу в моем имении, я честь имею заявить, что я согласен безвозмездно уступить под школу свободные помещения, находящиеся в моем имении, и предоставляю ученикам принимать участие во всех работах как в питомнике, так и в саду» [Румянцев 2017].

В отчете о работе Симферопольского отдела Императорского Российского общества садоводства за 1900 г. говорилось: «Отдел имеет в имении ''Салгирка'', близ Симферополя, школу для подготовки садовых рабочих; число учеников в этой школе теперь достигает 40 человек. Ученики знакомятся с различными садовыми работами и, сверх того, с основными правилами по уходу за виноградниками и техническими приемами по воспитанию лоз. <...> Салгирская школа существует под непосредственным наблюдением и руководством отдела, последний ассигнует на ее содержание известную сумму, к которой существенный плюс дает Таврическое Губернское земство, чрезвычайно сочувственно относящееся вообще к деятельности отдела, и Министерство земледелия» [О работе Симферопольского отдела. 1900]. Очень скоро на базе имения была открыта крупнейшая в Крыму помолого-садоводческая станция «Салгирка». Лучших своих учеников А.И. Пастак отправлял стажироваться за границу, успехи школы садовых рабочих не заставили себя ждать. Продукция, производившаяся в имении, пользовалась огромной популярностью не только в России, но и за рубежом, а сам А.И. Пастак неоднократно награждался за успехи в помолого-селекционной работе [Прохоров 2013].

Большое внимание развитию садоводства, огородничества, виноградарства, разведению прочих сельскохозяйственных культур уделяло земство Таврической губернии. Проведя в середине 1880-х гг. подворную перепись в Таврической губернии и обнародовав поуездные итоги этого обследования, земские деятели признали «плачевным» состояние садоводства в губернии: «.нетрудно убедиться, что единственными признаками благоденствия наших садов были и остаются до сих пор одни и те же деятели природы: солнце и вода и что наука и искусство пока тут ни при чем. Дела делались, как и прежде, большею частью руками доморощенных садовых работников; работали кое-где и постоянные садовники, свои и выписанные из заграницы, но не с большим успехом. Но вот настало время, когда в сознании всех садоводство в Крыму стало клониться к упадку» [Чудновец 2018]. В «Вестнике Таврического земства», первый номер которого вышел в 1903 г., неоднократно печатались материалы, посвященные становлению и развитию сельскохозяйственного образования в регионе. В частности, рассматривались проблемы организации женских сельскохозяйственных курсов; на страницах издания дискутировали по вопросу «что положить в основу низшей сельскохозяйственной школы» и пр. Основательно подошел к проблемам сельскохозяйственного образования для крестьян А.И Пастак, публиковавший статьи из опыта организации школы садовых рабочих. Сам являвшийся членом Симферопольской уездной земской управы, в 1906 г. крымский садовод был удостоен благодарности Таврического губернского земского собрания за инициативу в деле устройства частных садовых школ. И таких примеров проявления частной инициативы в организации регионального сельскохозяйственного образования Таврической губернии было множество.

Например, в 1904 г. в «Вестнике Таврического земства» был опубликован материал, посвященный первому выпуску Лукьяновской сельскохозяйственной школы 1-го разряда [Фастыковский 1904]. Из архивных источников известно, что это учебное заведение было расположено в местечке Каховка Днепровского уезда Таврической губ.

и открыто 8 января 1900 г. Основателем школы выступил «крестьянин Таврической губернии Днепровского уезда Каховской волости Лукьян Еремеевич Павленко, <...> пожертвовавший на школу почти все свое крупное состояние <...> в количестве 670 десятин удобной земли с усадьбой и около 100 тыс. руб. Жертва эта равняется не менее 250 тыс. руб. и сдана Днепровскому уездному земству на устройство, оборудование и содержание школы» 8. Подобное учебное заведение - Биюк-Ламбатская практическая школы цветоводства, садоводства и огородничества была учреждена женой статского советника Ф.Б. Кадлубовской в принадлежащем ей имении при д. Биюк-Ламбат Ялтинского уезда Таврической губ. «на основании Высочайше утвержденного 26 мая 1904 г. Положения о сельскохозяйственном образовании»9.

Для детей бывших немецких колонистов в 1907-1909 гг. были открыты Эйгенфельдское низшее сельскохозяйственное училище и Эйгенфельдское низшее женское сельскохозяйственно-домоводственное училище, учрежденные Эйгенфельдским училищным обществом, которое основал и возглавлял местный лютеранский пастор Я. Штах. В уставах этих учебных заведений отмечалось, что хоть они и состоят в ведении Главного управления землеустройства и земледелия, но каждое из них «содержится без пособия от казны за счет платы с учащихся». В финансировании также принимали участие Мелитопольское уездное и Таврическое губернское земства. Сохранились сведения о бюджете Эйгенфельдского низшего сельскохозяйственного училища за 1909 г.: «Оплата в год: пансионеры - 220 руб., приходящие - 70 руб. В 1909 г. было 114 пансионеров и 34 приходящих. От них поступило: пансионеры 25 080 руб., приходящие 2 380 руб., всего от учеников 28 460 руб. Из Мелитопольского земства поступило 1 500 руб., из Таврического земства 1 000 руб., Училищного общества 1 828 руб. 18 к.» 10

Таким образом, для становления и развития сельскохозяйственного образования в Таврической губернии XIX - нач. XX в. огромную роль сыграла общественная и частная инициатива в этом вопросе. Естественно, что центральные власти осознавали важность отечественной аграрной сферы для обеспечения продовольственной безопасности страны: была упорядочена нормативно-правовая база, открыты высшие и средние учебные заведения, всячески пропагандировались международные, всероссийские и региональные выставки сельскохозяйственной продукции и пр. Но в Таврической губернии неоценимый вклад в открытие и успешное функционирование сельскохозяйственных школ и училищ внесли органы местного самоуправления (уездные и губернское земства), общественные организации (Симферопольский отдел Императорского Российского общества садоводства и пр.), отдельные частные лица.

Библиографический список

Базаров А.И. Сведения о деятельности садовников и виноделов, получивших образование в Императорском Никитском саду // Записки Императорского Никитского сада. Вып. 1. Ялта: Тип. Н.Р. Петрова, 1890. С. 1-39.

Борщик Н.Д. Становление сельскохозяйственного образования в Таврической губернии в XIX в.: к постановке проблемы // Научный вестник Крыма. 2017. № 4 (9) [Электронный ресурс] URL: http://nvk-joumal.ru/index.php/NVK/article/view/215/pdf (дата обращения: 19.08.2018).

Вольфсон Б. Присоединение Крыма к России в 1783 году // Исторический журнал. № 3. 1941. C. 56-67.

8 РГИА. Ф. 382. Оп.10. Д. 22. 129 л.

9 РГИА. Ф. 382. Оп. 6. Д. 6046.

10 РГИА. Ф. 382. Оп.10. Д. 18. Л. 37 - 44 об.

Вулф Е. Материалы для истории Никитского ботанического сада // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1918. № 54. С. 126-128.

Дундук Н.Ф., Кузьмина Л.Л. Профессиональные учебные заведения Таврической губернии в XIX - нач. XX в. [Электронный ресурс] URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/94300/43-Dunduk.pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.04.2018)

Задерейчук А.А., Задерейчук И.П. Организация системы немецкого женского образования в Крыму в конце XIX - начале ХХ века //Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». 2017. Т. 3 (69). № 2. С. 18-28.

Захарова О.Ю. Светлейший князь М.С. Воронцов. М.: Бизнес-Информ, 2005.

312 с.

Канталинская Ж.В. История создания Салгирской школы садоводства //Экономика Крыма. 2006. № 18. С. 78-81.

Клепайло А.И. Идея М.С. Воронцова: Магарач. Училище в 60-70-гг. XIX века// Виноградарство и виноделие. 2016. Т. 46. Ялта: Изд-во «Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия "Магарач" РАН», 2016. С. 76-83.

Клепайло А.И. Подготовка учеников в Магарачском училище виноделия в 30-50-х годах XIX века // Воронцовы и русское дворянство: между Западом и Востоком: сб. науч. ст. и докл. / Ред.-сост. Г.Г. Филатова. Симферополь: Н. Орiанда, 2012. С. 56-61.

Климова-Дончук Л.Б., Бордунова Е.А., Трошин Л.П. Исторический фрагмент о создании института винограда и вина «Магарач» и штрихи его научной деятельности // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 113 (09). С. 1-31.

Кравчук А.С. К истории Крымского виноградного училища (1804-1841) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Исторические науки». 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 20-32.

О работе Симферопольского отдела Императорского Российского Общества Садоводства // Русское Садоводство. 1900. № 33 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kajuta.net/node/3041 (дата обращения: 19.08.2018).

Обуховская Л. Петр Паллас - патриарх крымоведения // Крымская правда. 2011. 27 сент. [Электронный ресурс]. URL: https://crimeanblog.blogspot.com/2011/09/petr-pallas.html (дата обращения: 19.08.2018).

Пастак А.И. О сельскохозяйственном образовании для крестьян // Вестник Таврического земства. 1905. № 8/9. С. 176-184.

Прохоров Д.А. История караимской общины Крыма в персоналиях: ученый, садовод и благотворитель А.И. Пастак // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2013. № 18. С. 541-581.

Румянцев А.А. Пастак Абрам Исаакович [Электронный ресурс]. URL: http://mirnoe.com/pochetnye-zhiteli-sela/4964-pastak-abram-isaakovich.html (дата

обращения: 19.08.2018).

Саламон А. Текущие работы Магарачской лаборатории // Записки Императорского Никитского сада. 1893. Вып. II. Ялта, 1893. С. 105-147.

Третьяков А.В. Формирование системы сельскохозяйственного образования России второй половины XIX - начала XX века. // Научные ведомости БелГУ: Серия История. Политология. 2015. № 13 (210). Вып. 35. С. 103-110.

Фастыковский К. Первый выпуск Лукьяновской сельскохозяйственной школы // Вестник Таврического земства. 1904. №. 4. С. 64-66.

Чудновец Ю.В. Деятельность земства Таврической губернии по организации специальных сельскохозяйственных учебных заведений в к. XIX - нач. XX вв. //

Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.В. Карпова. Вып. 9. СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2018. С. 108-111.

Чудновец Ю.В. Организация курсов садоводства и огородничества в Таврической губернии к. XIX в. // Научный вестник Крыма. 2017. № 6 (11). [Электронный ресурс]. URL: http://nvk-joumal.ru (дата обращения: 10.08.2018)

Широков В. История симферопольского парка «Салгирка» // Крымские известия. 2011 [Электронный ресурс] URL: https://crimeanblog.blogspot.com/2011/05/salgirka-istoriya.html (дата обращения: 19.08.2018).

Шушера Т.В. Розвиток жшочо! освгги в Тавршсько! губернп (XIX - початок XX столбя): автореф. дисертаци на здобуття наукового ступеня кандидата педагопчних наук. Кшв, 2006. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.