Научная статья на тему 'МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА'

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
523
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / законодательство / народовластие / референдум / народная инициатива / гражданское общество / демократия / правовое государство. / local government / legislation / democracy / referendum / popular initiative / civil society / democracy / rule of law

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Е.Э. Хамидуллина

Рассматриваются актуальные вопросы института местного референдума в Российской Федерации. Обращают на себя внимание проблемы в формулировках вопроса, выносимого на местный референдум, необоснованный отказ в его проведении, низкая активность участия населения в голосовании на референдуме и др. Выявлены недостатки законодательства о местном референдуме, не позволяющие расширять практику осуществления местного референдума. Сформулированы выводы и предложения, направленные на преодоление негативной ситуации, связанной с организацией, а также с осуществлением референдумов на местном уровне. Исследование, с одной стороны, позволило выявить ряд недочетов в проведении местных референдумов, но, с другой стороны, показало важность и значимость данной формы осуществления местного самоуправления для развития гражданского общества и построения правового демократического государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL REFERENDUM IN RESOLUTION OF ISSUES OF LOCAL IMPORTANCE: LEGISLATION AND PRACTICE

Topical issues of the institution of local referendum in the Russian Federation are considered. Attention is drawn to the problems in the wording of the issue submitted to the local referendum, the unjustified refusal to hold it, the low participation of the population in voting in the referendum, etc. The deficiencies of the legislation on local referendum, which do not allow expanding the practice of the local referendum, are revealed. Conclusions and proposals are formulated aimed at overcoming the negative situation associated with the organization, as well as with the implementation of referenda at the local level. The study, on the one hand, made it possible to identify a number of shortcomings in the conduct of local referendums, but, on the other hand, showed the importance and significance of this form of local self-government for the development of civil society and the building of a rule-of-law democratic state.

Текст научной работы на тему «МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА»

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА

Е.Э. Хамидуллина, студент

Научный руководитель: Е.Н. Босова, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-184-187

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы института местного референдума в Российской Федерации. Обращают на себя внимание проблемы в формулировках вопроса, выносимого на местный референдум, необоснованный отказ в его проведении, низкая активность участия населения в голосовании на референдуме и др. Выявлены недостатки законодательства о местном референдуме, не позволяющие расширять практику осуществления местного референдума. Сформулированы выводы и предложения, направленные на преодоление негативной ситуации, связанной с организацией, а также с осуществлением референдумов на местном уровне. Исследование, с одной стороны, позволило выявить ряд недочетов в проведении местных референдумов, но, с другой стороны, показало важность и значимость данной формы осуществления местного самоуправления для развития гражданского общества и построения правового демократического государства.

Ключевые слова: местное самоуправление, законодательство, народовластие, референдум, народная инициатива, гражданское общество, демократия, правовое государство.

Согласно ст. 3 и 130 Конституции Российской Федерации, референдум является важнейшей формой непосредственного выражения власти народа. Для осуществления местного самоуправления решение населением вопросов местного значения на референдуме имеет важное значение, поскольку участие граждан в политике своего государства является гарантом как развития самого местного самоуправления, так и роста социально-политической активности населения. Граждане могут высказывать свое мнение по наиболее значимым вопросам посредством референдума, что особенно ценно для реализации демократии в государстве. Полагаем, совершенствование правового регулирования организации и проведения местного референдума, является важной задачей в развитии народовластия в Российской Федерации.

Кроме Конституции РФ правовой основой организации и проведения местного референдума являются: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об ос-

новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, в частности Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Важной составляющей правовой основы являются также уставы муниципальных образований, так Устав городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12.2005 №3/6 (ред. от 30.09.2020), констатирует, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Местный референдум проводится на всей территории городского округа (ч.1 ст. 8).

В целом, тематика большинства местных референдумов однообразна, она посвящена либо структуре органов местного самоуправления, либо же экономическим вопросам [1, с. 161].

Рассмотрим проведение местных референдумов на примере Республики Башкор-

тостан. Так, 27 марта 2005 года в Республике Башкортостан был объявлен местный референдум в104 муниципальных образованиях. Вопрос, выносимый на обсуждение, формулировался так: «Согласны ли Вы с тем, чтобы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», инициированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, была установлена следующая структура органов местного самоуправления муниципального образования города (района): представительный орган муниципального образования (Совет), председателем которого является избираемый из его состава глава муниципального образования (Председатель Совета); - местная администрация муниципального образования (Администрация) во главе с главой местной администрации (Глава Администрации)?». Этот референдум вызвал неоднозначную реакцию в обществе, поскольку исходя из формулировки вынесенного на референдум вопроса, прямые выборы глав муниципальных образований фактически упразднялись. В этот период в городах республики Координационный совет региональных отделений политических партий РФ и общественных объединений РБ организовал общественные акции, которые несмотря на запрет властей, всё же прошли. Координационный совет, борясь за демократию, объявил референдум нелегитимным, так как сама формулировка вопроса была непрозрачной и допускала различные, неоднозначные толкования [2, с.7].

Отказ в решении вопроса о выборах главы муниципального образования посредством местного референдума также имеется в муниципальной практике других субъектов России. Так, 28 августа 2012 года на заседании Городской Думы города Дзержинска депутаты большинством голосов отказали в регистрации инициативной группы граждан, намеревавшихся организовать общегородской референдум по вопросу о сохранении всенародных выборов мэра города. Они признали вопрос инициативной группы не соответствующим тре-

бованиям статьи 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N 226-З «О местном референдуме в Нижегородской области». Правовое управление Гордумы и и.о. прокурора города М.М. Марьенко подтвердили, что данный вопрос не может быть вынесен на референдум, поскольку не является вопросом местного значения. Вместе с тем, в соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации, гл.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.8 ст.12 Федерального закона от «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.6 ст.7 Закона «О местном референдуме в Нижегородской области», ч.2 ст.56 Устава Нижегородской области, вопрос изменения структуры местного самоуправления является вопросом местного значения и может быть вынесен на местный референдум.

Порой граждане не проявляют какого-либо интереса к местному референдуму, в этом случае явка избирателей невысока. Так, 2 июля 2006 года в Великом Новгороде прошел инициированный Думой первый городской референдум по способу избрания мэра города: на участки пришли 4,54% жителей города, в связи с чем он был признан несостоявшимся. Также и в городе Холмск Сахалинской области 16 марта 2008 года референдум был признан несостоявшимся, поскольку явка избирателей составляла 25,99%. Подобная ситуация наблюдалась и в Пскове 16 июля 2006 года, где поднимался вопрос о структуре органов местного самоуправления муниципального образования «Город Псков» для закрепления его в Уставе города Пскова. На данный вопрос ответило чуть больше 17 тысяч жителей, что составило 8,22%. Таким образом, референдум набрал лишь шестую часть от того количества голосов, которое требовалось для того, чтобы признать его состоявшимся. Возможно, этому способствует то, что подобные референдумы являются инициативой «сверху», а не вызваны потребностями самих жителей. Кроме того, слабая разъяснительная работа может также способство-

вать игнорированию населением голосования.

В 2018 году в Ёгвинском сельском поселении Пермского края на референдум выносился вопрос о введении разового платежа на ремонт колодцев и ограждений в размере 100 рублей на каждого совершеннолетнего жителя. Как правило, такие дополнительные средства идут на благоустройство улиц, памятников, спортивных площадок, организацию культурных мероприятий и т.д. В этом случае местный референдум выступает в качестве способа пополнения местного бюджета, повышения уровня финансового благосостояния муниципалитетов [3, с. 26].

Отметим, местные референдумы проводятся достаточно редко и малоэффективно, что не способствует развитию института референдума в целом по стране. На это есть ряд причин. Во-первых, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», усложняет порядок организации и проведения местного референдума. Это проявляется в процедуре сбора соответствующего числа подписей и сроках проведения этого сбора, влекущее необоснованное увеличение финансовых затрат на реализацию инициативы референдума. Установленный законом срок на сбор подписей составляет всего 20 дней и по существующей установленной форме собрать необходимое количество подписей вряд ли возможно. Причина установления столь короткого срока не ясна. По мнению И.В. Гринкина, таким образом созданы условия для того, чтобы правительственные органы субъектов Российской Федерации могли легко и быстро запретить проведение местных референдумов в крупных городах страны [4, с.46]. Во-вторых, стоит обратить особое внимание на расплывчатость формулировки «наиболее значимых вопросов» (муниципального или государственного уровня), согласно которым может быть назначен референдум [5, с. 159]. Довольно широкое толкование понятия «значимых вопросов» дает волю интерпретации как законодателям, так и

правоприменителям. Так, к примеру, на основе статьи 10 Закона «О местном референдуме в Республике Башкортостан» сложно определить конкретный круг вопросов, которые решаются с помощью местного референдума. Как видится, это негативно отражается на практике, хотя есть множество вопросов, которые можно было бы решить именно референдумом. В-третьих, наиболее глобальной причиной малозначительности местных референдумов для российского общества является слабая мотивация у большинства населения к самоорганизации и объединению на территории отдельного муниципального образования [6, с. 186]. Данная пассивность населения, в первую очередь, возникает в связи с недоверием граждан к органам местного самоуправления, а также из-за мнения о том, что органы местного самоуправления не способны решать актуальные проблемы муниципального образования. Граждане мало информированы о формах осуществления местного самоуправления, в том числе и о референдумах, а сами органы не желают привлекать жителей к данному процессу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо дальнейшее развитие российского законодательства об ответственности органов публичной власти перед населением, для этого нужно определить основные положения, которые должны быть положены в основу нормативно-правового регулирования действия местных референдумов по народной инициативе. Как отмечают В.А. Толстик и Н.А. Трусов, референдум является базовым началом демократии, непосредственным выражением воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, реализует идею участия народа в осуществлении власти и управления [7, с. 9]. Дальнейшее развитие демократии и гражданского общества на сегодняшний день невозможно представить без института референдума, особенно в самостоятельном решении населением вопросов местного значения его важность нельзя недооценивать.

Библиографический список

1. Байкалов А.А. О причинах неэффективности института референдума в РФ // Молодой учёный. 2021. № 21 (363). С. 161-162.

2. Бабина О.А. Особенности формирования местного самоуправления в Республике Башкортостан // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 4 (1). С. 4-8.

3. Гавриленко О.А. Анализ практики применения института референдума на территории Российской Федерации // Вопросы студенческой науки. 2020. № 6 (46). С. 20-28.

4. Гринкин И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2012. №7. С. 45-47.

5. Шакирова З.В. Местный референдум // Вопросы студенческой науки.2019. №122 (40). С. 157-160.

6. Артюшина О.Н., Лёвин Е.И. Отдельные проблемы использования местного референдума как формы народовластия // Вестник КГУ. 2017. №2. С. 184-187.

7. Толстик В.А. Трусов Н.А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Вестник Нижегородской академии МВД. 2013. №24. С. 9-13.

LOCAL REFERENDUM IN RESOLUTION OF ISSUES OF LOCAL IMPORTANCE:

LEGISLATION AND PRACTICE

E.E. Khamidullina, Student

Supervisor: E.N. Bosova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. Topical issues of the institution of local referendum in the Russian Federation are considered. Attention is drawn to the problems in the wording of the issue submitted to the local referendum, the unjustified refusal to hold it, the low participation of the population in voting in the referendum, etc. The deficiencies of the legislation on local referendum, which do not allow expanding the practice of the local referendum, are revealed. Conclusions and proposals are formulated aimed at overcoming the negative situation associated with the organization, as well as with the implementation of referenda at the local level. The study, on the one hand, made it possible to identify a number of shortcomings in the conduct of local referendums, but, on the other hand, showed the importance and significance of this form of local self-government for the development of civil society and the building of a rule-of-law democratic state.

Keywords: local government, legislation, democracy, referendum, popular initiative, civil society, democracy, rule of law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.