Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / реформа / публичная власть / система органов публичной власти / органы местного самоуправления / взаимодействие / муниципальное образование / local self-government / reform / public power / system of public authorities / local self-government bodies / interaction / municipal formation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баликоева Лариса Мурадиновна, Гуссоев Илья Гурамович

В статье рассматривается местное самоуправление как один из элементов единой системы публичной власти. Определена правовая природа и сущность местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование системы местного самоуправления, организационно-правовые формы публичной власти, а также место и роль местного самоуправления в публично-правовой сфере. Анализ основан на изучении научной литературы, нормативных правовых актов и других специализированных информационных источников. Автор предлагает решение описанной проблемы в виде тщательного теоретического изучения понятийного аппарата со стороны законодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Баликоева Лариса Мурадиновна, Гуссоев Илья Гурамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local self-government in the unified system of public authority

The article considers local self-government as one of the elements of the unified system of public power. The legal nature and essence of local self-government, normative-legal regulation of the system of local self-government, organizational-legal forms of public authority, as well as the place and role of local self-government in the public-law sphere are determined. The analysis is based on the study of scientific literature, normative legal acts and other specialized information sources. The author proposes a solution to the described problem in the form of a thorough theoretical study of the conceptual apparatus on the part of the legislator.

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_149 УДК 342.55

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Local self-government in the unified system of public authority БАЛИКОЕВА Лариса Мурадиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 360025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

ГУССОЕВ Илья Гурамович,

магистрант кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 360025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Balikoeva Larisa Muradinovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, FGBOU VO « North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov». 44-46 Vatutina str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 360025. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Gussoev Ilya Guramovich,

Master's student of the Department of Theory and History of State and Law, FGBOU VO « North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov». 44-46 Vatutina str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 360025. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается местное самоуправление как один из элементов единой системы публичной власти. Определена правовая природа и сущность местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование системы местного самоуправления, организационно-правовые формы публичной власти, а также место и роль местного самоуправления в публично-правовой сфере. Анализ основан на изучении научной литературы, нормативных правовых актов и других специализированных информационных источников. Автор предлагает решение описанной проблемы в виде тщательного теоретического изучения понятийного аппарата со стороны законодателя.

Abstract. The article considers local self-government as one of the elements of the unified system of public power. The legal nature and essence of local self-government, normative-legal regulation of the system of local self-government, organizational-legal forms of public authority, as well as the place and role of local self-government in the public-law sphere are determined. The analysis is based on the study of scientific literature, normative legal acts and other specialized information sources. The author proposes a solution to the described problem in the form of a thorough theoretical study of the conceptual apparatus on the part of the legislator.

Ключевые слова: местное самоуправление, реформа, публичная власть, система органов публичной власти, органы местного самоуправления, взаимодействие, муниципальное образование.

Keywords: local self-government, reform, public power, system of public authorities, local self-government bodies, interaction, municipal formation.

Для цитирования: Баликоева Л.М., Гуссоев И.Г. Местное самоуправление в единой системе публичной власти // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 149-151. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_149.

For citation: Balikoeva L.M., Gussoev I.G. Local self-government in the unified system of public authority // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 149-151. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_149.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2023

В 2020 году были внесены поправки в Конституцию РФ, что послужило началом реформы местного самоуправления и определения ее места в единой системе публичной власти. Местное самоуправление выступает объектом исследования, а предметом исследования - его развитие и совершенствование в контексте функционирования в единой системе публичной власти.

После внесения поправок статья 132 Конституции РФ закрепила за органами местного самоуправления право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, вводить местные налоги [1].

Основная цель местного самоуправления заключается в обеспечении жизни и благосостояния граждан на конкретной территории. Органы местного самоуправления решают вопросы, связанные с управлением городами, поселками, селами и другими населенными пунктами. Они осуществляют властные функции, включающие в себя разработку и принятие муниципальных законов, контроль за их выполнением, управление муниципальной собственностью, назначение и увольнение руководителей местных исполнительных органов. Органы государственной власти, с другой стороны, отвечают за управление страной в целом и осуществление федеральных функций. Это включает в себя разработку и принятие законов, выполнение всех решений федеральных органов власти, обеспечение безопасности и защиту интересов Российской Федерации. Органы государственной власти функционируют на федеральном уровне и регулируют работу всех местных органов самоуправления.

аким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют друг с другом, чтобы обеспечить эффективное управление на всех уровнях, от федерального до муниципального. Это позволяет удовлетворить потребности населения и реализовать общие интересы страны при сохранении принципа самоуправления на местном уровне. Вся эта система функционирует на основе демократических принципов и соблюдения закона, что обеспечивает справедливое и эффективное управление в Российской Федерации.

Местное самоуправление имеет свою законодательную базу, которая регулирует его функции и компетенции. Оно включает в себя органы местного самоуправления, такие как городские и сельские советы, которые избираются населением. Они занимаются разработкой и принятием решений, касающихся благоустройства, социальной сферы, экономики и других вопросов, связанных с жизнью населения в конкретном населенном пункте. Главным преимуществом местного самоуправления является близость к населению и возможность принятия решений на местном уровне, учитывая специфику и потребности конкретного региона. Однако, чтобы существование местного самоуправления было эффективным, необходимо обеспечить финансовую независимость муниципалитетов, а также развитие кадрового потенциала и профессиональную

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

подготовку работников местного самоуправления.

В итоге, разграничение компетенций и согласование функций всех уровней власти, включая федеральные, региональные и муниципальные органы, позволит эффективно управлять государством и реализовывать социально-экономическую политику. Именно взаимодействие и сотрудничество между ними обеспечивает развитие и процветание страны, а также улучшение качества жизни граждан.

В научных кругах все больше возникают дискуссии по поводу сущности и порядка осуществления публичной власти, а также ее соотношения с функционированием органов местного самоуправления. Ученые-правоведы активно исследуют эту проблематику, задаваясь вопросами, которые становятся все более сложными. В настоящее время эта тема привлекает все больше внимания и становится предметом глубоких исследований. Необходимо разобраться в сложности взаимодействия публичной власти и органов местного самоуправления, чтобы построить эффективный и справедливый систему управления. Принцип единства системы публичной власти в Российской Федерации на всех уровнях такой власти - федеральном, региональном и местном - закреплен федеральным законодательством [2].

Следующим шагом на пути системного совершенствования местного самоуправления должно стать принятие нового базового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (законопроект № 40361-8), уточняющего компетенцию органов местного самоуправления и приводящего ее в соответствие с правовой природой муниципальной власти. Названный закон должен заменить собой действующее законодательство [3].

Конституционный Суд России провел оценку некоторых положений закона, включая изменения в Конституцию Российской Федерации. Суд пояснил, что отсутствие указания на принцип единой системы публичной власти в конституции связано с существующими конституционными нормами. Органы местного самоуправления часть единой системы публичной власти, и иное нарушило бы государственное единство России. Это противоречит конституционным характеристикам государства. Как с точки зрения права, так и с логической стороны, это является нонсенсом [4]. Данное законодательное изменение придает статус органам местного самоуправления, которые являются частью системы публичной власти. Это изменение основано на конституционной норме, которая гарантирует народу Российской Федерации право осуществлять власть. Оно расширяет возможности системы местного самоуправления и предоставляет им больше полномочий для решения вопросов, касающихся местных интересов и потребностей. Таким образом, данное изменение законодательства способствует развитию демократии и укреплению публичной власти в Российской Федерации [5].

Важно отметить, что понятия «система публичной власти», частью которой всегда являлись органы местного самоуправления, и «система органов государственной власти», в которую органы местного самоуправления никогда не входили и не входят, не равнозначны. Категория публичной власти не сводится исключительно к государственной власти, т. к. является широким по своему смыслу понятием: инструменты руководства самоорганизацией граждан не ограничиваются исключительно государственными механизмами. Данный подход нашел также подтверждение и в судебной практике [6, с. 248]. Так, в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации давно, последовательно и неоднократно подчеркивал, что понятие публичной власти охватывает не только государственную власть, но и власть местного самоуправления.

Авторитетный ученый-правовед С. А. Авакьян также поясняет следующее: «Публичная власть в Российской Федерации, представляющая собой именно власть народа, осуществляется в трех организационных формах: а) государственной власти; б) общественной власти; в) власти местного самоуправления как смешанной общественно-государственной власти» [7, с. 357].

Местное самоуправление необходимо рассматривать как часть общего государственного устройства и не может существовать само по себе, отдельно от центральной власти. Таким образом, местное самоуправление не только выполняет функции управления и организации жизни на местном уровне, но также является важным звеном в системе государственного управления. Следовательно можно прийти к выводу, что различные формы местного самоуправления должны быть подконтрольны государству и действовать в рамках законодательства и политики государства. Изменения, введенные в главу 8 Конституции Российской Федерации, имеют важное значение для дальнейшего развития местного самоуправления в стране. Они, прежде всего, утверждают независимость местного самоуправления от других уровней власти. аким образом, они не подрывают автономию местного самоуправления и сохраняют его конституционную природу [8, с. 18]. Однако, эти изменения также требуют уточнения терминологии и определений. Важно проработать понятия «публичная власть» и «органы публичной власти», чтобы обеспечить консистентность в использовании этих терминов. В рамках единой системы их структура и принципы организации должны быть уточнены, чтобы обеспечить эффективность и согласованность деятельности этих органов. Эти изменения стали качественно новым этапом развития местного самоуправления в России. Они основаны на научных обсуждениях и являются ответом на практические проблемы в данной области. Внесение этих изменений является необходимым шагом для дальнейшего укрепления и развития местного самоуправления в стране [9, с. 252].

В целом, изменения в главе 8 Конституции Российской Федерации не только укрепляют автономию и независимость местного самоуправления, но и обеспечивают улучшение его функционирования и развития. Они отражают понимание важности местного самоуправления как более близкого к населению уровня публичной власти и позволяют эффективно решать проблемы местного значения. Эти изменения ориентированы на дальнейшее развитие местного самоуправления в России и содействуют укреплению демократических институтов в стране.

Необходимо также уделить внимание вопросу о необходимости урегулирования данных проблем на федеральном уровне. Такое решение позволит достичь единообразия и согласованности в полномочиях органов местного самоуправления и разных ветвях власти. Кроме того, отмечается, что различия и несоответствия присутствуют не только в полномочиях и разрозненности органов власти, но и в других аспектах. Введение единых стандартов и правил для всех уровней власти поможет обеспечить эффективное функционирование системы государственного управления.

Общая цифровая платформа для публичных органов власти позволит улучшить качество предоставляемых услуг и упростить взаимодействие с гражданами. Благодаря использованию современных технологий, таких как электронные документы и онлайн-консультации, будет

существенно сокращено время, затрачиваемое на выполнение административных процедур. Кроме того, цифровая платформа позволит улучшить прозрачность и открытость работы органов власти, а также повысить гражданское участие в принятии решений. Современные технологии позволяют осуществлять мониторинг и сбор обратной связи от граждан, что поможет органам местного самоуправления более точно анализировать потребности и проблемы своего населения. Такой подход позволит значительно увеличить эффективность работы органов местного самоуправления и повысить уровень жизни граждан.Перегрузка органов местного самоуправления возникает из-за нехватки квалифицированных кадров и недостаточного финансового обеспечения. В результате, местные депутаты оказываются неспособными эффективно решать местные проблемы, так как их время и ресурсы затрачиваются на исполнение переданных государством полномочий.

Кроме того, приоритетность переданных полномочий означает, что важные местные вопросы остаются нерешенными. Это может привести к недовольству населения и росту социальной напряженности в регионах. Чтобы решить эти проблемы, необходимо улучшить систему поддержки местного самоуправления. Во-первых, правительство должно предоставить достаточное финансирование и квалифицированные кадры для работы органов местного самоуправления. Во-вторых, государство должно установить равновесие между переданными полномочиями и решением местных вопросов, чтобы обеспечить эффективное функционирование системы местного самоуправления.

В целом, передача полномочий органам местного самоуправления может быть полезной, но только при условии, что она осуществляется грамотно и с учетом реальных потребностей регионов. олько в таком случае можно достичь эффективного управления на местном уровне и удовлетворить потребности населения. акже были предприняты попытки разделить полномочия между разными уровнями власти, особенно в контексте муниципальной реформы. Однако сама реформа столкнулась с сильной критикой и ей было внесено более 700 поправок. Спор вызывает также несогласованность в терминологии, используемой при обсуждении реформы. Чтобы достичь социальной стабильности и ясности в правовых терминах, граждане считают необходимым провести тщательную теоретическую проработку понятийного аппарата и исключить возможность неоднозначной интерпретации правовых терминов. Однако, можно привести контраргументы, указывая на то, что детализированная терминология является важным инструментом для точного и ясного понимания законов и нормативных актов. Кроме того, уточнение терминологии позволяет избежать недоразумений и споров, связанных с неправильным толкованием законодательных норм. Итак, уточнение использованной терминологии остается необходимым и актуальным, несмотря на смену законодательства и время изменений. Система законодательства установлена и не требует дальнейшего разъяснения понятий [10].

Итак, можно заключить, что без единого правового регулирования в сфере передачи государственных полномочий на местное самоуправление возникают проблемы. Он предлагает принять специальный федеральный закон, который регулировал бы этот процесс и обеспечивал единообразие и прозрачность его осуществления. С помощью такого закона была бы установлена четкая процедура передачи полномочий, определены критерии и условия для этого, а также обеспечена оценка эффективности осуществленных переходов. акое регулирование способствовало бы развитию местного самоуправления и укреплению его роли в системе государственного управления.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022 (дата обращения 20.10.2022).

2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

4. О соответствии положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона в связи с запросом Президента РФ: заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 № 1-З //Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

5. Часть 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

6. Лолаева А. С. Формы и методы деятельности региональных органов власти и органов местного самоуправления в рамках правового регулирования предоставления ими услуг в электронной форме // Вестник научных трудов молодых учёных, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». Т. 57. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2020.С. 248-250.

7. Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс. В 2-х т. Т. 1. М.: Норма, 2014. 864 с.

8. Лолаева А. С. Учет исторических и местных традиций как принцип организации местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. № 3. С. 18-22.

9. Лолаева А. С. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления в рамках предоставления услуг в электронной форме в РФ // Вестник научных трудов молодых учёных, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». Т ом 57. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2020. С. 252-54.

10. Мухаметшина Е. Депутаты поспорили о поправках ко второму чтению в законопроект о местном самоуправлении // Ведомости. 24 мая 2022 г. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/arti- cles/2022/05/23/923299-deputati-posporili-popravkah (дата обращения: 10.10.2023).

References:

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022 (date of circulation 20.10.2022).

2. On the general principles of organization of public power in the subjects of the Russian Federation: federal law from Dece mber 21, 2021 № 414-FZ // Access from the legal system "ConsultantPlus" (date of address: 10.10.2023).

3. On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law of October 6, 2003 № 131 -FZ // Access from the legal system "ConsultantPlus" (date of address: 10.10.2023).

4. On compliance with the provisions of Chapters 1, 2 and 9 of the Constitution of the Russian Federation, not entered into force provisions of the Law of the Russian Federation on amendment to the Constitution of the Russian Federation "On improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public power", as well as on compliance with the Constitution of the Russian Federation of the order of entry into force of Article 1 of this Law in connection with the request of the President of the Russian Federation: conclusion of the Constitutional Court of the Russian Federation from March 16, 2020 № 1 -Z // Access from the legal-legal system.

5. Part 2 of Art. 3 of the Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993; with amendments approved in the course of all-Russian voting on July 1, 2020) // Access from the legal system "ConsultantPlus" (date of address: 10.10.2023).

6. Lolaeva A. S. Forms and methods of activity of regional authorities and local self-government bodies within the framework of legal regulation of provision of services in electronic form // Bulletin of scientific works of young scientists, graduate students and undergraduates of FSBEIU vo "Gorsky State Agrarian University". Vol. 57. Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2020.P. 248-250.

7. Avakyan S. A. Constitutional Law of Russia: a training course. In 2 vol. Vol. 1. Moscow: Norma, 2014. 864 с.

8. Lolaeva A.S. Consideration of historical and local traditions as a principle of the organization of local self-government // State power and local self-government.. 2017. №3. С.18-22

9. Lolaeva A.S. Interaction of federal and regional authorities and local governments in the framework of providing services in electronic form in the Russian Federation //Bulletin of scientific papers of young scientists, graduate students and undergraduates of FSBEU vo "Gorsky State Agrarian University". Vol.57. Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2020. С.252-54

10. Mukhametshina E. Deputies argued about the amendments to the second reading of the bill on local self-government // Vedomosti. May 24, 2022. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/arti- cles/2022/05/23/923299-deputati-posporili-popravkah (date of address: 10.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.