Научная статья на тему 'Местное самоуправление как основополагающий фактор устойчивого развития сельских территорий'

Местное самоуправление как основополагающий фактор устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Л.А.

В переходном периоде при проведении экономических реформ в России возникла проблема формирования государственных и негосударственных систем, методов, механизмов управления и самоуправления жизнедеятельностью общества. В этой связи определенный интерес представляют вопросы самоуправления, как с точки зрения функционирования обособленной формы собственности на местном уровне, так и выявления ее экономического статуса, в особенности в сельской местности и аграрном секторе экономики. Если главную роль в выполнении стратегии перехода к устойчивому развитию в глобальном и национальном масштабах играют правительства, международные организации и другие органы высшего политического уровня, то в организации и реализации локальных планов решающая роль принадлежит местным властям. Активное участие местных органов власти и местного населения признается в качестве необходимых и важнейших факторов перехода к устойчивому развитию, что в первую очередь относится к сельским территориям аренам непосредственного взаимодействия населения и природы…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление как основополагающий фактор устойчивого развития сельских территорий»

12 (33) - 2008

Стратегия развития экономики

местное самоуправление как основополагающий фактор устойчивого развития сельских территорий

л. а. третьякова,

кандидат экономических наук, доцент Орловский государственный аграрный университет

В переходном периоде при проведении экономических реформ в России возникла проблема формирования государственных и негосударственных систем, методов, механизмов управления и самоуправления жизнедеятельностью общества. В этой связи определенный интерес представляют вопросы самоуправления как с точки зрения функционирования обособленной формы собственности на местном уровне, так и выявления ее экономического статуса, в особенности в сельской местности и аграрном секторе экономики.

Если главную роль в выполнении стратегии перехода к устойчивому развитию в глобальном и национальном масштабах играют правительства, международные организации и другие органы высшего политического уровня, то в организации и реализации локальных планов решающая роль принадлежит местным властям. Активное участие местных органов власти и местного населения признается в качестве необходимых и важнейших факторов перехода к устойчивому развитию, что в первую очередь относится к сельским территориям — аренам непосредственного взаимодействия населения и природы.

За годы реформ в российском селе накопилось огромное количество социально-экономических проблем. Мировой опыт свидетельствует, что без развития местного самоуправления решить их не удастся. Как известно, под местным самоуправлением понимается форма решения населением непосредственно или через избранные гражданами органы своих социально-экономических проблем в рамках территории своего проживания.

Система самоуправления, думается, должна выступать не только относительно автономной, административной единицей, но и активным хо-

зяйствующим субъектм, одним из ключевых звеньев в системе управления. Отсюда со всей неотвратимостью перед местными руководителями встает задача поиска новых, ранее, может быть, неизвестных способов решения местных проблем и прежде всего главной из них — обеспечения устойчивой жизнедеятельности населения.

Основной смысл новой задачи состоит в том, чтобы в рамках территории создать такую модель развития, которая в максимально возможной степени предусматривала бы саморазвитие территории за счет «зарабатывания» средств собственными силами. По логике вещей указанная модель развития может быть воплощена в жизнь прежде всего на основе становления самоуправления как института народовластия, формирования и развития нового политического самосознания людей. Разумеется, при этом все будет осуществляться на базе многоукладности экономики, многообразия форм собственности и хозяйствования, свободы предпринимательства, конкуренции, а также в условиях проявления личного интереса индивида как главного мотива его поведения.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации идет поиск вариантов наилучшего сочетания государственного и местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что саморазвитие территории — сложный и многогранный процесс, представляющий собой профессиональное определение интересов территории и достижение эффективных методов управления для того, чтобы возродить, сохранить и развивать самобытность, индивидуальность территориальных сообществ — городов, сел, деревень. Безусловно, в этом процессе должны учитываться требования экономических реформ

- 85

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Стратегия развития экономики

12 (33) - 2008

и преобразований уклада жизни. К сожалению, на местах руководители местных органов власти не всегда имеют ясное представление о том, в чем заключается их задача по обеспечению жизнедеятельности населения.

Необходимо отметить, что местные органы управления как субъект экономической функции до настоящего времени недооцениваются. На наш взгляд, именно реальная переоценка экономической роли местных органов самоуправления и представляет одно из ключевых направлений совершенствования муниципальных образований. Неслучайно поэтому в ряде экономик развитых стран (Англия, Франция, Италия, Испания и др.) местные органы власти имеют «свою» собственность — муниципальный сектор экономики. В состав последнего входят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, строительства и т. д. Производимые в них товары и услуги сравнительно дешевы, доступны населению, хотя и вполне конкурентоспособны с изделиями и услугами крупных предприятий.

Муниципальный сектор экономики играет огромную роль в воспроизводстве социальной инфраструктуры. Отсюда следует, что для органов местного самоуправления имеет особое значение право владеть, пользоваться и распоряжаться коммунальной (муниципальной) собственностью. Эта собственность состоит из сложных элементов: финансовые ресурсы; непроизводственные фонды, коммунальные предприятия и т. д., которые составляют основу местного хозяйства и решения важных территориальных задач. Разумеется, что это в полной мере относится и к сельским районам и местностям. Пока удельный вес коммунальной собственности в иерархии собственностей занимает небольшую долю, но по мере дальнейшей демократизации общества должен постепенно увеличиваться хозяйственный потенциал местных сообществ и территориальных формирований.

Очевидно, в настоящее время сфера экономической деятельности органов местного самоуправления должна строиться на базе самоорганизации и самофинансирования, преимущественно в направлении социального развития. Безусловно, данная сфера должна включать общехозяйственную, экологическую, научно-техническую и информационную инфраструктуры, систему местного продовольственного хозяйства, промышленную сферу местного значения. В функциональном плане перспективные направления деятельности местного самоуправления (они охватывают все вышеуказанные сферы) — это установление разнообразных договорных отношений

86 -

с предприятиями, собственная организационно-предпринимательская деятельность (создание территориальных, хозяйственных объединений, ассоциаций, концернов, центров), межтерриториальный обмен, внешнеэкономическая деятельность, финансово-кредитная деятельность.

В такой ситуации поиск наилучших моделей местного самоуправления применительно к сельскому сообществу, во-первых, чрезвычайно актуален во избежание необратимой деградации села. Во-вторых, модель местного самоуправления должна быть многоступенчатой, с обязательным включением как представительства сельских сообществ, наделенных государственными полномочиями, так и зарождающихся или возрождающихся структур низовой самоорганизации села. Каждая из этих структур должна развиваться во взаимосвязи с другими структурами на паритетных началах.

Следует отметить, что только полный спектр необходимых звеньев местного самоуправления на селе может создать благоприятные условия для развития сельского сообщества. При этом сельское сообщество должно рассматриваться как триединая система: население, хозяйство, территория. Такой методологический подход расширяет область управленческого воздействия, выводя его из традиционной отраслевой направленности на управление сельским сообществом в целом, и является основой для формирования гибких, вариабельных моделей управления сельскими социально-экономическими системами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адуков Р. Х. Организационные аспекты развития местного самоуправления на селе / Р. Х. Адуков, А. Н. Адукова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 1. С. 50—51.

2. Богдановский В. А Повышение роли местного самоуправления в регулировании занятости сельских домашних хозяйств //Местное самоуправление на селе: опыт, проблемы, решения / Всерос. науч.-исслед. ин-т экономики, труда и управления в сельском хозяйстве — М., 2006. С. 110—117.

3. Овчинцева Л. А. Вовлечение населения в устойчивое развитие сельских территорий // Сельская бедность: причины и пути преодоления / Всерос. ин-т аграр. проблем и информатики. — М., 2004. С. 342—347.

4. ТургунбаевЖ. Т. Об экономической функции местного самоуправления в сельской местности [На примере Киргизии] / Ж. Т. Тургунбаев, А. Махамма-дов //Аграрная Россия. 2004. № 3. С. 42-44.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.