Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
830
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ / МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волков Н. Д.

В статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативно - правовые акты РФ, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и их воздействие на социально-политические процессы в обществе. Выявлены проблемы реализации независимости местного самоуправления на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-GOVERNMENT AS THE BASIS OF THE CONSTITUTIONAL ORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION. FORMS OF PUBLIC PARTICIPATION IN THE EXERCISE OF LOCAL SELF-GOVERNANCE

The article deals with local self-government as a basis of the constitutional order. The normative-legal acts of the Russian Federation, forms of participation of the population in the exercise of local self-government and their impact on the socio-political processes in society are analyzed. The problems of realization of independence of local self-government in practice were revealed.

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Local self-government as the basis of the constitutional order of the Russian Federation. Forms of public participation in the exercise of local self-governance

Волков Н Д,

Студент 1 факультета Правовое обеспечение национальной безопасности ЮРИУ РАНХиГС «Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», РФ, г. Ростов-на-Дону

[email protected]

Volkov N D,

1st year student 1st year student Faculty of Law Enforcement of National Security of the The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA. Rostov-

on-Don, Russia E-MAIL: [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативно - правовые акты РФ, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и их воздействие на социально-политические процессы в обществе. Выявлены проблемы реализации независимости местного самоуправления на практике.

Annotation.

The article deals with local self-government as a basis of the constitutional order. The normative-legal acts of the Russian Federation, forms of participation of the population in the exercise of local self-government and their impact on the socio-political processes in society are analyzed. The problems of realization of independence of local self-government in practice were revealed.

Ключевые слова: конституционный строй, конституционные основы, власть, конституция, местное население, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Key words: constitutional order, constitutional foundations, power, constitution, local population, forms of public participation in the implementation of local government.

Местное самоуправление как форма народовластия выступает основой конституционного строя Российской Федерации, согласно ст. 3 Конституции РФ [1]. Оно отражает растущую роль муниципальной демократии в удовлетворении потребностей населения и обществам в целом. Местное самоуправление является центральным звеном между государством и населением. Закрепление местное самоуправление как основы конституционного строя, отражает его независимость от системы органов государственной власти, но в то же время оно является формой власти народа, что способствует более результативному решению вопросов местного значения, с опорой исторический и традиционный уклад жизни населения определенной территории. Актуальность данного института определяется значимостью народовластия для построения демократического общества, влиянием ее на становление в Российской Федерации гражданского общества.

Цель местного самоуправления заключается в стремлении приблизить власть к населению. Такой механизм регулирования общественных отношений способен наиболее эффективно решать вопросы местного значения. Именно население, согласно основному закону государства непосредственно осуществляет власть.

Местное самоуправление в Российской Федерации является ключевой частью ее конституционной системы. Оно предусматривает децентрализацию власти, что позволяет различным районам внутри страны в некоторой степени самостоятельно управлять своими делами. Российская Федерация является федеральной полупрезидентской республикой, и власть в государстве разделена между федеральным правительством и субъектами федерации.

Конституционный строй Российской Федерации признает и гарантирует право муниципальных образований самостоятельно управлять своими делами и осуществлять местное самоуправление. Принцип местного самоуправления закреплен в главе 8 Конституции Российской Федерации, в частности в статьях 130133.

Природа местного самоуправления в России двоякая. С одной стороны, в нем присутствуют элементы самоорганизации, означающие, что жители конкретного муниципального образования имеют возможность решать свои местные проблемы независимо от государственных органов. С другой стороны, местное самоуправление в России также включает элементы государственного управления, что означает, что муниципалитеты выполняют определенные государственные функции на местном уровне.

Органы местного самоуправления, обычно мэр или городской совет, управляют местными делами в рамках, установленных федеральным и региональным законодательством. Они принимают решения по местным вопросам, таким как инфраструктура, жилье, коммунальные услуги, местные налоги и местный бюджет, среди прочего. Они также могут принимать местные нормативные акты, если они не противоречат федеральным или региональным законам.

Однако стоит отметить, что местное самоуправление в России претерпело несколько реформ и столкнулось с рядом проблем в своей реализации с момента принятия Конституции 1993 года. Сюда входят вопросы, связанные с разграничением полномочий между различными уровнями власти, финансовой автономией органов местного самоуправления и влиянием региональных и федеральных властей на местное самоуправление.

Таким образом, хотя местное самоуправление является неотъемлемой частью конституционной системы Российской Федерации, его эффективность и баланс сил между местными, региональными и федеральными органами власти остаются предметом постоянных дискуссий и реформ. [3].

Местное самоуправление, как концепция, заложенная в Конституции России, предусматривает децентрализацию власти и предоставляет региональным субъектам определенную степень автономии в управлении местными делами. Эта система позволяет каждому региону адаптироваться к конкретным местным условиям и удовлетворять уникальные потребности своих избирателей.

Так же следует рассмотреть развитие института местного самоуправления в современной России. Поправки, которые были внесены в законодательство о местном самоуправлении в 2019 году, дали новый толчок к развитию и продолжению реформ местного самоуправления в Российской Федерации. По мнению депутатов Российской Федерации, для более эффективной работы местных администраций необходимы кардинальные изменения. Их планируют внести в законодательство с целью уменьшения загруженности в работе местной власти. Такими изменениями могут быть, например, включение органов местного самоуправления в публичную власть или пересмотр процедуры формирования представительных органов местного самоуправления. На данный момент в современной России уже были предложены поправки и определенные изменения законопроекта, касаемо местного самоуправления. Одними из таких поправок являются поправки А.Клишаса и П.Крашенинникова, предлагаемые с целью реформирования местного самоуправления. Проанализируем данные поправки, Андрей Клишас полагает, что проведение реформы местного самоуправления позволить снизить процент напряжения с органов местого самоуправления и позволить провести перераспределение их полномочий между всеми органами публичной власти учитывая бюджетные обязательства. Согласно теории Т. Веблена о «праздном классе», бюджетные средства должны при этом распределяться поровну. Павел Крашенинников предлагает внести поправки в законодательство о местном самоуправлении с целью урегулирования вопросов местного значения а также изменения роли и места муниципальных образований в системе территориальной организации местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации в ее главе 8 (статьи 130-133) устанавливает основы местного самоуправления, включая принципы его организации и функционирования. Сюда входит право граждан участвовать в делах государства как непосредственно, так и через свои представительные органы, а также право на местное самоуправление, которое реализуется через референдумы, выборы и формы прямого участия.

Вот несколько существенных компонентов местного самоуправления как части конституционной системы России:

Разделение полномочий. Полномочия разделены между федеральными, региональными и местными властями. В то время как федеральное правительство сохраняет контроль над национальными и международными вопросами, местные власти обладают значительной степенью автономии в управлении местными делами.

Принятие решений на местном уровне. Местное самоуправление позволяет жителям определенного района принимать решения по местным вопросам. Это может включать в себя управление местной инфраструктурой, регулирование местной деловой активности, установление местных налоговых ставок и контроль за местным бюджетом, среди прочих обязанностей.

Участие общественности. Жители местных районов имеют право участвовать в управлении местными делами. Это может происходить различными способами, такими как выборы, референдумы или общественные слушания. Такое участие помогает гарантировать, что местное самоуправление отзывчиво и подотчетно своим гражданам.

Местное законодательство. Органы местного самоуправления имеют право принимать местные законы и подзаконные акты при условии, что они не противоречат федеральным или региональным законам. Это позволяет местным органам власти решать проблемы, уникальные для их региона.

Хотя система местного самоуправления в России имеет много потенциальных преимуществ, ее внедрение также столкнулось с трудностями. Сюда входят вопросы, связанные с распределением финансовых ресурсов, дублированием обязанностей между различными уровнями управления и влиянием региональных и федеральных органов власти на органы местного самоуправления. Эти вызовы подчеркивают сохраняющуюся необходимость реформ для обеспечения того, чтобы система местного самоуправления могла эффективно обслуживать потребности российских граждан.

Местный референдум является формой прямого изъявления воли граждан, чтобы заявить о наиболее важных вопросах местного значения с целью принятия решений путем голосования граждан, место жительства которых находится в границах муниципального образования и которые имеют право на участие в местном референдуме. На данный момент местный референдум является самой эффективной, результативной и приближенной к населению формой реализации муниципальной демократии. Он способствует формированию и проявлению активной гражданской и политической позиции в обществе. Полноценное развитие правового и стабильного государства невозможно представить без данного института.

Местный референдум - это метод прямой демократии, который позволяет гражданам напрямую голосовать по определенному вопросу, политике или предложению в пределах своего населенного пункта. Этот метод голосования позволяет общественности принимать решения по местным вопросам, предоставляя местным органам власти возможность консультироваться со своими гражданами и получать общественное одобрение своих предложений.

В контексте Российской Федерации местные референдумы регулируются федеральными законами, такими как Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и различными региональными законами.

Результаты местного референдума обычно обязательны для местных органов власти, что означает, что они обязаны выполнять решение, принятое избирателями. Однако могут быть определенные условия или исключения из этого правила, в зависимости от региональных законов. Проведение местных референдумов подлежит надзору со стороны судов и избирательных комиссий для обеспечения законности и справедливости. Любые нарушения закона могут быть оспорены в суде.

Тема местного референдума обычно относится к вопросам, входящим в компетенцию местного самоуправления. Оно может включать местные бюджеты, городское развитие, общественные службы или местные законы и нормативные акты. Однако некоторые вопросы могут быть исключены из местных референдумов, например, те, которые относятся к исключительной юрисдикции федеральных или региональных органов власти.

Местный референдум является ценным инструментом поощрения участия общественности и обеспечения оперативности местных органов власти. Однако эффективность местных референдумов может зависеть от различных факторов, таких как ясность вопроса референдума, уровень осведомленности и вовлеченности общественности, а также честность процесса голосования.

Одна из базовых форм осуществления муниципальной демократии и необходимый способ самоорганизации населения являются муниципальные выборы. Целью данных муниципальных выборов является формирование представительного органа муниципального образования и других избирательных органов, а также в избрания главы муниципального образования. Значение выборов заключается в создании эффективного инструмента политической организации граждан и средством контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления. По результатам сентябрьских выборов, стоит отметить, что из 3 миллионов избирателей в донском регионе в голосовании приняли участие свыше 1,6 миллионов человек. Причины значительной неявки избирателей довольно разнообразны: от полного отсутствия избирательной позиции до недоверия к кандидатам. Данный вопрос является дискуссионным, но ясно одно, необходимо основательно и более требовательно подходить к организации муниципальных выборов, совершенствовать законодательство в этой области и предотвращать нарушения в процедуре выборов, потому что именно с этого, именно с выбора подходящего кандидата и проведения выборов реализуется один из важнейших принципов Российской Федерации-источником власти является ее многонациональный народ, что прописано в ст. 3 Конституции Российской Федерации. Так же большинство граждан Российской Федерации имеют право вносить свой проект правового акта, который в дальнейшем будет рассмотрен органами местного самоуправления. Данный институт отражает мнение населения по вопросам жизнедеятельности муниципального образования с целью ее учета для дальнейшей деятельности муниципальных органов власти.

Сход является прямой формой самоуправления и наиболее доступным механизмом самоорганизации граждан. Населению поселения предоставляется возможность объединить коллективные дискуссии по вопросам и принять решений с их личной деятельностью и инициативой, выраженной в их вопросах, речах, участии в голосовании. Сходы граждан являются проявлением основных конституционных положений о свободе мнения и речи, праве на объединение, праве на мирное собрание, отсутствии оружия, проведении встреч, митингов и демонстраций, шествии и пикетировании.

Опрос граждан — это исследовательский инструмент, используемый местными, государственными или федеральными властями для получения информации о восприятии и мнении населения по целому ряду вопросов.

Эти опросы позволяют правительствам более точно понимать общественные настроения, убеждения, поведение и потребности. Они могут охватывать различные темы, от общей удовлетворенности государственными услугами, мнений об изменениях в политике до более конкретных вопросов, таких как транспорт, общественная безопасность, здравоохранение или образование.

Можно сказать, что опрос граждан играет решающую роль в функционировании демократического общества. Оно дает гражданам возможность выражать свои взгляды и участвовать в процессах принятия решений, предоставляя государственным и местным органам власти информацию, необходимую им для эффективного обслуживания своих граждан. Однако для того, чтобы эти опросы были эффективными, они должны проводиться справедливым и непредвзятым образом, а к полученным данным следует относиться ответственно.

Чтобы узнать мнение граждан по определенным важным вопросам благоустройства, вопросам местного значения- организуются и проводятся публичные слушания. Каждый неравнодушный гражданин имеет право обозначить свое мнение по какому-либо поводу, вопросу, проекту, ознакомиться и представить информацию, которая подлежит включению в официальный протокол. Данный институт так же является одной из форм демократического взаимодействия народа. Проведение обязательных публичных слушаний, по мнению автора статьи, поможет расширить данный институт. Например, по всем вопросам, которые напрямую затрагивают жизненно важные потребности граждан, к примеру, слушания по проектам планировки территории, ее благоустройства, что непосредственно влияет на саму жизнедеятельность и уровень качества жизни граждан, так же одной из основных потребностей граждан является установление тарифов на различные услуги муниципальных учреждений, так как их деятельность напрямую связана с обслуживанием населения и удовлетворением нужд граждан. С таким подходом данная форма станет более результативной, что непосредственно отразится на уровне жизни муниципального образования.

Одной из форм самоорганизации граждан, которая позволяет им осуществить свои предложения по различным вопросам жизнедеятельности, в том числе и вопросам местного значения является территориальное общественное самоуправление. Специфика данного института заключается в его доступности и функциях, которые непосредственно связаны с важными потребностями населения, что заметно влияет на численность этого органа и увеличивает его эффективность в Российской Федерации.

Инициативные проекты - это предложения граждан, направление на проведения мероприятий, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования. Данная форма является нововведением в Российской Федерации, но уже имеет практическое значение и перспективу в дальнейшем развитии.

Нельзя не отметить важность данных форм в решении местных вопросов, например, экологических проблем города. Так, в городской Думе г. Ростова-на-Дону 4 февраля 2022 депутаты решили внести коррективы в правила, которые касаются благоустройства территории города Ростова-на-Дону. С выходом данных изменений в г. Ростове-на-Дону самовольная вырубка деревьев и кустарников на территории общего пользования стала строго запрещена. Так же одними из изменений был запрет и на повреждение саженцев деревьев, кустарников, сучьев и ветвей, срывать цветы, делать надрезы, надписи, прикреплять к деревьям объявления, номерные знаки и указатели, провода.

Также запрещено ломать и загрязнять элементы благоустройства, в том числе путем нанесения граффити, расклейки в не предназначенных для этого местах объявлений и рекламы. В разделе об озеленении города теперь уточняется, что в Ростове теперь используется два вида озеленения: стационарное (посадка растений в грунт) и мобильное (посадка растений в специальные передвижные емкости. Так же с внесением данных изменений стало разрешено производить озеленение крыш. Оно теперь может предусматриваться при

проектировании новых зданий и сооружений, а также реконструкции и капитальном ремонте существующих зданий и сооружений [2]. Данное положение отражает тот факт, что население посредством своей активной гражданской позиции отдаёт голос за кандидатов, которые решают вопросы местного значения, в том числе в природоохранной области.

Таким образом, ростовчане посредством муниципальных выборов повлияли на окружающую среду.

Другим примером активного участия населения в решении вопросов федерального значения выступает общероссийское голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации 2020 года. Так органы местного и органы государственной власти субъектов содействовали в подготовке и проведении общероссийского голосования, а также в информировании граждан. В рамках данного голосования каждый субъект Российской Федерации, каждый гражданин смог внести свой вклад в данное электоральное событие.

Таким образом, можно подвести вывод проведенному исследованию. Для современного общества институт народовластия является неотъемлемым элементом в системе стабильного и демократического государства. Общество, построенное на принципах народовластия, будет динамично развиваться и позволит избавиться от социальной эксплуатации, предоставив населению большой спектр возможностей для личностной, коллективной самореализации и самосовершенствования социума.

Граждане Российской Федерации имеют различные формы участия в осуществлении местного самоуправления, что прописано в самом законодательстве Российской Федерации. Такой подход связан с необходимостью учесть все варианты и возможности, которые предлагает муниципальная демократия для создания стабильного, свободного и сильного государства, а также с обязанностью наделить граждан правом реализовать свои конституционные права.

В январском послании Федеральному Собранию Президент России предложил закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. Как и во многих вопросах связанных с политико-правовых вопросах возникают дискуссии. Некоторые юристы поддержали экспансию государства в решении общегосударственных проблем на уровне местного самоуправления.

Как подчеркнул в своем Заключении от 16 марта 2020 года № 1-З Конституционный Суд Российской Федерации единство системы публичной власти, имплицитно следующей из конституционных положений, понимается как функциональное единство, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти и не лишает их конституционно закрепленной самостоятельности. Категория «единая система публичной власти» производна от основополагающих понятий «государственность» и «государство», означающих политический союз (объединение) многонационального российского народа. Общая суверенная власть данного политического союза распространяется на всю территорию страны и функционирует как единое системное целое в конкретных организационных формах, определенных Конституцией. Иное влекло бы нарушение государственного единства Российской Федерации и означало бы неприменимость к местному самоуправлению базовых конституционно-правовых характеристик Российского государства, что является конституционно-правовым нонсенсом.

Все перечисленное автором статьи формы участия свидетельствует о готовности и желание граждан Российской Федерации, начиная с муниципального и заканчивая федеральным уровнем решать волнующие вопросы посредством использования форм, закреплённых законодательством Российской Федерации.

Все перечисленное автором статьи формы участия свидетельствует о готовности и желание граждан Российской Федерации, начиная с муниципального и заканчивая федеральным уровнем решать волнующие вопросы посредством использования форм, закреплённых законодательством Российской Федерации.

Список используемой литературы:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 3.

2.Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.rU/43766834/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 26.05.2022).

3.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 6 октября 2003 г. - №40 - ст. 22-33.

4.Малиненко Э.В. Правовые основы коммуникационной деятельности. В сборнике: Государственное управление и развитие России: модели и проекты. сборник статей Международной научно-практической конференции. Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2017. С. 105-106. 6

5. Малиненко Э.В. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации в современных реалиях Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 5. С. 87-91. 8

6. Малиненко Э.В. Проблемы реализации безопасности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.Аграрное и земельное право. 2018. № 3 (159). С. 77-80.6

7. Малиненко Э.В. Проблемы социальной политики в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации как источниках конституционного права. Труд и социальные отношения. 2018. Т. 29. № 4. С. 117124. 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.