Научная статья на тему 'Местное самоуправление как объект социологического анализа'

Местное самоуправление как объект социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / СОУПРАВЛЕНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / НООСФЕРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНОСТЬ НООСФЕРНАЯ / LOCAL GOVERNMENT / MANAGEMENT / CO-MANAGEMENT / NOOSPHERE TRANSFORMATION / SOCIALITY NOOSPHERE / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Патрушев Владимир Иванович

В статье рассматриваются актуальные вопросы местного самоуправления с точки зрения объекта социологии управления. Источником, предпосылкой и фактором управления выступают: сознание + воля + социальность + власть. Самоуправление является формой слияния субъекта и объекта управления. Понимание триады «управлениесоуправление-самоуправление» является основой для ноосферных трансформаций. Концептуальная база ноосферизма рассматривается в синтезе общественного интеллекта и образовательного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL GOVERNMENT AS A SOCIAL ANALYSES OBJECT

The article deals with current issues of local self-government from the point of view of the sociology management object. The source, the cause and the factor of control are: consciousness + will + power + sociality. Self-management is a form of fusion of management subject and object. Understanding the triad of «governance, co-management, selfmanagement» is the basis for the noosphere transformation. Conceptual framework noosferizma is considered in the synthesis of social intelligence and the educational community

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление как объект социологического анализа»

УДК 316.354:352

ПАТРУШЕВ В.И. Местное самоуправление как

объект социологического анализа

В статье рассматриваются актуальные вопросы местного самоуправления с точки зрения объекта социологии управления. Источником, предпосылкой и фактором управления выступают: сознание + воля + социальность + власть. Самоуправление является формой слияния субъекта и объекта управления. Понимание триады «управле-ние-соуправление-самоуправление» является основой для ноосферных трансформаций. Концептуальная база ноосферизма рассматривается в синтезе общественного интеллекта и образовательного общества.

Ключевые слова: местное самоуправление, управление, соуправление, самоуправление, ноосферные трансформации, социальность ноосферная.

Самоуправление - высшая потребность человека в самовыражении, самоосуществлении, самодеятельности. Самоуправление - это творчество, когда человек творит себя сам, творит мир, сам ставит перед собой цели и сам их воплощает в жизнь. Если цели очень большие, стратегические, то и личность крупная, незаурядная. Например, В.В. Жириновский -лидер ЛДПР. Можно было бы остановиться, жить на лаврах, быть довольным достигнутым. Тем не менее он готовит и защищает докторскую диссертацию в МГУ, пишет книги, часто выступает и всегда отстаивает свою позицию. Таких людей в городе и деревне по России много. Разве депутаты городских и сельских поселений не занимаются самоуправлением, затрачивая свое свободное время на выполнение общественно-государственных обязанностей? Россия, по определению, страна самоуправления. В новом конституционном строе мы все имеем новые возможности для самореализации. В 1993 году с принятием Конституции РФ мы с вами перешли от централизованной формы управления государством к децентрализованной.

Статья 3 Конституции РФ гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это значит, что носителем суверенитета власти в нашем государстве стала не партия, ни какой-либо государственный орган либо чиновник, а народ России - единственный источник этой власти. Народ наделяет властными полномочиями органы государственной власти и органы местного самоуправления. Задача последних одна - служить интересам народа, содействовать каждому Гражданину в реализации его статуса, обеспечении достойного качества жизни. Как же практически организовать выполнение конституционной нормы «Народ осуществляет свою власть непосредственно». По закону ни Президент, ни Председатель Правительства, ни Губернатор, ни Глава местного самоуправления не могут указать, приказать Гражданину приступить к реализации своего статуса -одного из носителей суверенитета непосредственной власти народа Российской

Федерации. Гражданин осуществляет свою непосредственную власть на основании законности (закон это позволяет) и добровольности (нужна добрая воля Гражданина).

С момента принятия Конституции РФ, только с 2009 года, Граждане России начали подавать заявления о своем намерении:

1) приступить к осуществлению своей власти непосредственно;

2) самостоятельно распоряжаться своим социальным пакетом, заложенным в госбюджет каждого гражданина РФ.

Причина в том, что граждане не знали, что существует такая конституционная норма права, никто не знал, как ее практически осуществить. В Конституции РФ эта правовая норма есть, но то, что действовать она начинает только с момента подачи Заявления Гражданина о своем намерении осуществлять свою власть непосредственно. Механизм реализации правовой нормы «непосредственно» отсутствует.

На устное обращение граждан в Администрацию Президента РФ с просьбой предоставить образец формы заявления для осуществления статуса непосредственной власти Гражданина был услышан следующий ответ: «Данный образец заявления не разработан до настоящего времени, следовательно, Вы можете разработать его самостоятельно. Верховенство статуса Гражданина это позволяет».

Здесь особо следовало бы сказать о понимании конституционной нормы «непосредственно», ибо по своей глубине, объему и масштабу эта норма включает в себя триаду «управление - соуправление - самоуправление»1. Государственное управление - функция государства, органов государственного управления, наделенных властными полномочиями. Здесь взаимосвязанно содержатся целеполагание, организация и регулирование. Г.В. Ата-манчук особо подчеркивает, что управление - это особого рода воздействие одних людей (субъектов власти) на сознание, поведение и деятельность других. Обдумывание, формирование управляющих воздействий, не говоря уже об их практической реализации, требуют от тех, кто занят в управлении, больших знаний, обширной информации, сильных нравствен-

ных качеств, психологического напряжения и понимания своей ответственности перед народом.

Четыре основных явления выступают источником, предпосылкой и фактором управления: сознание + воля + социальность + власть. Они и образуют то, что можно называть субъектом власти. Но нельзя забывать, что субъекты власти - управления способны творить исключительно управленческие решения и совершать управленческие действия, все остальное делают управляемые объекты. Последние в совокупности и образуют производительные силы страны, которые, к сожалению, системно разрушаются.

Соуправление - функция синархии, со-властия - соучастие в выработке управленческих решений, их реализации, контроле за выполнением, сотворчество в выработке целей, проектов и программ, взаимосодействие в их понимании, мотивации, выполнении, сопереживание с масштабами изменений. Без соуправления нет качественного управления. Конкретной формой соуправления является экспертная власть, независимая экспертиза законов, проектов, программ.

Самоуправление - слияние субъекта и объекта управления, формирование субъект-субъектных отношений, когда человек сам ставит цели и сам их реализует, сам находит ресурсы. Самоуправление - высшая ценность человека, полная свобода творчества, самовыражения, самоутверждения, самообразования, самодеятельности. Это высший тип самореализации личности. Если социальное взаимодействие «Мы» есть всегда управление, то самореализация личности - это всегда «Я» - самоуправление. Разрешение этого сущностного противоречия между «взаимо» - «Мы» и «Само» - «Я» происходит постоянно на протяжении всей сознательной жизни человека и вызывает постоянный приток социальной энергии. Эта социальная энергия создает социальный климат в обществе. Если климат благоприятный, человек расцветает, материально и духовно богатеет, проживает яркую, творческую, обществом одобряемую жизнь в гармонии с природой и космосом. И наоборот: если социальный

климат неблагоприятный, то человек теряет смысл жизни, а социальная энергия распыляется, утрачивается безрезультатно. Многими исследованиями доказано, что если угасают оба начала жизни - индивидуально-личностное и гуманно-коллективистское, если нарушается гармония «человек-общество», не действует триада «управление - соуправление - самоуправление», такие страны, регионы, городские и сельские поселения обречены на вымирание, не имеют стратегической перспективы.

В соответствии с Федеральным законом № 131 ФЗ местное самоуправление -это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными и в установленных ими случаях региональными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Как видим, понятие местного самоуправления сужается до одной из форм публичной власти, игнорируя в этом определении формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Не случайно ТОСы нередко воспринимаются органами власти как местная самодеятельность, а не как самая нижняя часть властной пирамиды. По мнению академика В.Л. Макарова, правильное понимание взаимоотношения этих самых нижних уровней пирамиды управления состоит в том, что это единая корпорация, социальная корпорация.

Миссией и целью социальной корпорации являются обслуживание населения наилучшим образом, создание комфортных условий проживания. Муниципалитет можно назвать социальной корпорацией тогда, когда интересы всех участников будут совпадать. А что сегодня происходит? Противостояние чиновников муниципалитета и его граждан. Полагаю, что формирование социальной корпорации на принципах кооперации сгладит это противостояние, ибо появляется нечто составляющее в себе коллективный дух и деловую активность. Для русских людей местная (земская) община, артель всегда имели первостепенное значение. В средневековой России церковь

как институт и монастыри назывались духовной корпорацией (см. В.Л. Макаров. Социальный кластеризм. Российский вызов. М., 2010* С. 119). Муниципалитеты как духовные корпорации имеют большое будущее. Очевидно, здесь может иметь место подлинное самоуправление, ибо стимулом и регулятором являются духовные ценности. Нравственно мотивированные люди в деле способны:

- к собственной самоактивности на основе своих потребностей, интересов, целей, установок;

- к целенаправленному содержанию самоактивности, обусловленному условиями и факторами их жизни;

- к адаптивности (приспособляемости) к обстоятельствам их жизнедеятельности;

- к сознательной самодеятельности;

- к восприятию и освоению изменяющихся объективных условий и факторов.

Я утверждаю, что без нового понимания триады «управление - соуправление - самоуправление» нельзя обеспечить назревшие ноосферные трансформации.

Концептуальная база ноосферизма справедливо рассматривается в синтезе общественного интеллекта и образовательного общества. Это как бы ресурс и сила для нового качества управления и соуправ-ления. Однако сами эти исходные явления требуют глубочайшего и честного анализа.

Особое значение приобретает идеал духовности, поскольку действительную пользу обществу может дать только человек духовно богатый, с чувством ответственности перед обществом. А бездуховный человек может нанести вред обществу, даже если он хорошо подготовлен профессионально. Особую роль в современных условиях играет уровень культуры, поскольку только культурный человек может разобраться в глобальных проблемах современности, сознательно участвовать в общественно-политической жизни и формировании гражданского общества. Именно высокий общественный идеал и является мерилом сущности человека и его человеческих качеств.

Важно подчеркнуть существенную черту того преобразования, которое претерпевает социальность как таковая в точке мирового кризиса, а именно ноосферную направленность и ноосферное содержание. Социальность становится ноосферной,

общество получает содержание ноосферно-го общества, складываются ноосферные правила жизни большинства. Социальность ноосферная - это оразумленный плодородный слой человеческих взаимоотношений, культур, языков, религий, всего бытия, на котором, в пространстве и климате которого вырастает целостная личность - человек разумный и ответственный. Сегодня климат природный, экономический и социальный -неблагоприятный, разбалансирован. Человек, человечество, общество оказались в пространстве мирового экономического и финансового кризиса, первой фазы глобальной экологической катастрофы. Соединение в одной точке перехода двух векторов - экономического и экологического - означает смертельный приговор человеку-эгоисту, индивидуалисту, главным «богом» которого стал «золотой телец» и «прибыль» любой ценой, в ущерб здоровью и благополучию природы и человеческой цивилизации. Поэтому эталоном социальности и объективного непрерывного процесса социализации становится ноосферная социальность и но-осферная социализация.

Главная функция и предназначение ноосферной социализации - это формирование ноосферной модели будущего человечества, ноосферной цивилизации путем управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. В этом сущность и содержание ноосферной социализации, ее значение.

С одной стороны - создать общественный интеллект необходимого количества и качества, с другой - сформировать образовательное общество.

«Очеловечивание» человека, раскрытие родовой сущности человека, его творческого потенциала происходит под знаком ответственности за сохранение природы, за жизнь будущих поколений, за гармонизацию социоприродных отношений. Когда же у человека пробуждается не только чувство долга, но и голос совести и стыда, чьи указания абсолютны и вневременны, это приводит к рождению человека духовного и утверждению в обществе высокого общественного идеала. Именно совесть ограничивает наши потребности, формирует мотивы наших действий и призвана сберечь

нашу индивидуальность, она уводит нас от эгоизма и возвращает к коллективному началу человеческого естества в экодиалоге человека и природы.

Складывается в рамках Ноосферной общественной Академии наук, Международной академии инновационных социальных технологий новое общественное явление - «сотворчество» как «инкубатор» новых деятель-ностей из фрактального хаоса индивидуального творчества, природой заложенной объективности в самореализации человека, его сущности, во взаимодействии с себе подобными. Закон «взаимо» и «само» требует, чтобы социальная энергия не распылялась и не расхищалась, в полной мере питала социальную клетку, обеспечивала ноосферную социализацию. Именно трудности и дефицит сотворчества являются ныне, по мнению Ю.В. Сафрошкина из Ульяновска, «узкой калиткой», необходимой самоорганизации ноосмыслов, новых правил жизни в гармонии, в экодиалоге человека и природы.

Сотворчеству и самоорганизации подобных смыслов служат названные выше общественные неправительственные организации, а также Международный консорциум «Глобальные Социальные Технологии», Международный клуб социальных экспертов, Московский методоло-го-педагогический кружок О.С. Анисимо-ва, парламент народов России, различные экологические движения и др.

Вместе предстоит теоретически и идеологически оформить системный аттрактор будущего, новые правила жизни для большинства людей. Российское ноосферное и экополисное движение развивает ноосферную идею России, соединяет ноосферу с «Общим делом» Н. Федорова, «всеединством» и «цельным знанием» В.Л. Соловьева, ноосферизмом А.И. Субетто, социальным витализмом С.И. Григорьева.

Семья, школа, вуз, трудовой коллектив, церковь, армия, городское или сельское поселение, СМИ, государство, его идеология - все вместе осуществляют непрерывный процесс социализации, формируют личность целостную, жизнестойкую, способную творить свою собственную жизнь и жизнь своих детей. И делается это только на принципах гуманизма, любви, добра и красоты. Поэтому технологии воспитания и

самовоспитания, образования и самообразования, человекотворчества для каждого общества имеют первостепенное значение. Пифагор, Аристотель, Сенека, Сократ, Достоевский оставили нам кладезь своих научных размышлений, исследований, наблюдений, ярких образов - того, что надо и что не надо. Они описывали технологии зарождения, развития и угасания жизни человека и социума, учили нас пройти по лезвию ножа и не свалиться в омут зла, преступления, разрушения, войны всех против всех.

Иначе теряется смысл жизни. Производимая социальная энергия народов и государств, в соответствии с теорией С.А. Подолинского, не должна расхищаться и распыляться, а максимально использоваться на пути к ноосферной цивилизации. Человек накапливает энергию для нормальной благополучной жизни согласно законам: каждая система стремится к сохранению энергии; каждая система стремится с минимальными усилиями достичь своих целей; каждая система стремится накопить максимум энергии и минимум энтропии. Поэтому внимание науки и практики приковано к социальным технологиям созидания, уменьшению влияния анти- и квазитехнологий. Это очень сложная задача. Но то, что сегодня увеличивается число кафедр социальных технологий в вузах, социальные технологии востребованы в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, экономике, политике, социологии, уже говорит о многом. В России формируется национальная российская научная доктрина инновационных ноосферных технологий, развертывается ноосферное движение, формируется социально-технологическая культура.

Сегодня актуально проектирование ноосферной реальности. Под ноосферной реальностью понимается проявленность ноосферности (ноосферного качества) в социоприродном бытии. Ноосферность, в свою очередь, есть качество, выражающее стремление к разумному, гармоничному, справедливому, человечному устройству мира, к общечеловеческому духовному и общепланетарному цивилизационному качеству бытия, построенному на апробированных и принятых всеми общечеловеческих

ценностях. Идея заключается в том, что Природа - это живой и мыслящий организм. Источник жизни на планете. Вместилище Духа созидания человека. Природа совершенна и божественна, и человек, уподобляясь ей, обретает совершенные качества. Если Природа - идеал, пример и образ подражания, то необходимо помнить, что Человек, его тело, сознание, свойства и возможности - вся его человеческая природа создана по образу и подобию окружающей Природы нашей планеты. Поэтому актуально исследование и научное обоснование фактов изменений, происходящих с людьми и в Природе в процессе ноосферной социализации на пути следования к ноосфер-ной цивилизации взамен существующей технократической, потребительской и губительной для Природы и человека.

В ходе эволюционно-космической динамики человечество от невежества, характеризуемого в иерархии ценностей культом силы и тела, стремлением обладать, владеть, грубостью и бесправием слабого, потребительством, чрезмерным давлением на природу, переходит к образованности, интеллигентности, духовности, которые являются носителями прогресса, гуманистических ценностей, самосовершенствования и самореализации, развития мышления, чуткости восприятия и тяготения к творчеству. Этот переход обеспечит методология ноосферного образования, которая переводит человечество на уровень способности к синтезу и высшей культурности, характеризуется преображением мира внешнего и внутреннего, наличием космического мышления, мудростью и духотворчеством. Проблема самоуправления вечная, ибо в ней не только общее, но и особенное и отдельное. Диалектика общего, особенного и отдельного, другие законы диалектики требуют научного анализа и обобщения передовой практики триады «управления - соуправ-ления - самоуправления». Все системно и энергетически взаимосвязано.

1 Узилевский Г.Я. Методологические проблемы управления социальными институтами в процессе модернизации России. Внутренние детерминанты переосмысления природы управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 2. С. 69-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.