Научная статья на тему 'Система распределенного управления: вопросы теории и практики'

Система распределенного управления: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / НООСФЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Патрушев В. И.

В статье охарактеризованы особенности ноосферного подхода в управлении. Пред-ставлен авторский взгляд на выгоды от территориального общественного самоуправ-ления для населения самоуправляющейся территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система распределенного управления: вопросы теории и практики»

УДК 316.334.56(470.325)

ПАТРУШЕВ В.И. Система распределенного

управления: вопросы теории и практики

В статье охарактеризованы особенности ноосферного подхода в управлении. Представлен авторский взгляд на выгоды от территориального общественного самоуправления для населения самоуправляющейся территории.

Ключевые слова: ноосфера, ноосферная социализация, ноосферное развитие.

Сегодня в России более трех четвертей населения проживает в городах. Причем отток молодежи из сельской местности не уменьшается. В крупном городе легче получить достойное образование, найти работу, сделать карьеру, создать семью. Все жители надеются получить комфортные и безопасные условия жизни, иметь благоустроенное жилье, в пределах разумной доступности детсад, школу, поликлинику, учреждения торгового, бытового обслуживания, культуры и спорта. А в целом - высокий уровень качества жизни. Именно эта проблема является ключевой для любого города, объединяющей все субъекты управления и управляемые объекты стратегической целью. Повышение качества жизни горожан определяет, по сути, реальный смысл и цель экономического развития городов в целом и модернизации городского хозяйства в частности.

Современная организация жизнедеятельности населения в крупных городах тесно связана с проблемой повышения социальной эффективности управления городом как живым социальным организмом. В решении этой задачи много новых управленческих технологий появилось в Хабаровске, Омске, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Калуге, Липецке. По итогам работы за 2010 год лучшим муниципальным образованием признан город

Белгород. Поэтому очень важно попытаться осмыслить опыт управления этим городом и предложить универсальную модель распределенного управления качеством жизни в областном центре, в какой-то мере полезную и для управленцев города Белгорода, ибо любой социальный организм живет, развивается, стагнирует. И здесь многое зависит от управляющей системы. Сегодня понимают все: если в городе возникают проблемы, то нужно менять менеджмент. Нужен эффективный социальный менеджмент, основы, принципы, методы и технологии которого изложены нами в книге «Социальный менеджмент»1.

Управление - это источник, сила и механизм поддержания и совершенствования любой общественной системы. И если имеется реальное намерение осуществлять в городе инновационные трансформации, развивать внутреннюю динамику креативности и выйти за рамки устоявшихся представлений, то все идеи следует доводить до прикладных проработок, так называемых социальных технологий, через которые они бы становились ориентиром, целью и нормой (правилом) повседневного поведения и деятельности людей2. В этом существенное отличие управления в городе Белгороде от других городов.

В управлении важен не просто процесс труда, его организация и содержание, а

прежде всего и главным образом его результат, конечный продукт, та реальная общественная жизнедеятельность, которая возникает вследствие управления3. Профессор Г.В. Атаманчук рассматривает управление как особого рода воздействие одних людей (субъектов власти) на сознание, поведение и деятельность других. Это своеобразное воздействие, в котором в синтезе содержатся целеполага-ние, организация и регулирование. Сформулировать цель, олицетворяющую собой идеальный, мыслительный образ того объективного результата - города будущего, к которому стремится администрация города Белгорода во главе со своим лидером С.А. Боженовым, а затем обеспечить необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными, техническими, организационными ресурсами, последовательное и жесткое регулирование, т.е. установление таких норм труда или поведения, нормативов расхода времени, ресурсов, а также стимулов и санкций, которые бы стимулировали активность горожан по реализации намеченных целей, очень непросто. Нужна новая методология управления будущим и управления из будущего, нужна сплоченная, дружная, профессионально подготовленная команда управленцев, нужна система распределенного управления.

Как показывает опыт города Белгорода, управлять всеми процессами инновационного, а тем более ноосферного развития городского округа из одного административного центра, каким является администрация, невозможно. Поэтому на территории города создано 27 Советов территорий. В качестве единиц общественного самоуправления были выделены внутригородские территории, границы которых совпадают с границами 27 избирательных округов. Для обеспечения жизнеспособности выделенных территорий были созданы 27 органов общественного самоуправления - Советы территорий, которые способствуют изменению взаимоотношений власти и города, позволяют координировать интересы жителей и планы администрации. На сегодняшний

день Совет территорий представляет собой центр общественного самоуправления определенного городского сегмента.

В состав Совета территорий входят: руководители предприятий и учреждений, представители общественных организаций, опорных пунктов милиции, жители территории, председатели ТОС, представители сферы образования, культуры, представители социальной сферы, духовенства, молодежные лидеры партии «Единая Россия», секретари территориальных первичных организаций партии «Единая Россия». Все Советы территорий возглавляют депутаты Совета депутатов города. За счет внутренних резервов администрации города в качестве штатной единицы Советам придан секретарь. Председателем каждого Совета стал депутат, избранный жителями данного микрорайона. Этим расширена зона влияния депутата, ему обеспечена поддержка общественности, и в то же время наличие такого органа не позволит депутату снижать свою активность в межвыборный период.

В заседаниях Советов принимают участие руководители структурных подразделений администрации города, что дает возможность широкого информирования граждан, компетентного обсуждения возникающих вопросов и, при необходимости, их оперативного решения.

Присутствие представителей администрации обеспечивает обратную связь с населением и повышает значимость общественного обсуждения того или иного вопроса, касающегося данной территории и города в целом.

Следующий шаг в реализации программы развития территориального общественного самоуправления - это создание в каждом из 27 округов сети более мелких органов территориального общественного самоуправления - ТОС. Порядок их организации и осуществления самоуправления, регистрации устава ТОС определяются Уставом городского округа «Город Белгород», правовыми актами Совета депутатов города. И сегодня ТОС, которые организованы в рамках подъезда, дома, группы домов, становятся одним из главных элементов общественно-

го самоуправления в Белгороде, связующим звеном между гражданами и органами управления.

Количество действующих органов ТОС, зарегистрированных в городе, - 109. Помимо уже действующих определены границы еще более 350 ТОС. Всего планируется создать более 600 ТОС.

Сегодня уже можно сказать, что территориальное общественное самоуправление становится эффективным институтом гражданского общества. Кроме того, ТОС являются для согласования позиций по существенным вопросам между властью и населением. Территориальное общественное самоуправление может работать по десяткам направлений, начиная с мониторинга и анализа ситуации и заканчивая благотворительностью. В то же время именно органы территориального общественного самоуправления должны формулировать предложения по развитию своих территорий, организации их жизнедеятельности.

Одной из важнейших функций ТОС является просветительная работа. Это не только информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых в том числе по предложению или при участии территориального общественного самоуправления. Это и содействие повышению правовой грамотности населения, участие в духовно-нравственном воспитании молодежи.

Нельзя не учитывать в деятельности ТОС и такую важную составляющую, как формирование уникальных обрядов и традиций территории ТОС, развитие народного творчества. Создание традиций начинается с целенаправленной и заинтересованной организации отдыха населения, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, праздников. Во многих территориях ТОС уже действуют клубы по интересам, ведется работа с детьми и подростками, оказывается содействие в организации отдыха детей в каникулярное время, организуется работа детских клубов, детских площадок.

Изучение практики работы ТОС, обмен опытом между ТОС разных территорий осуществляется в ходе проведения кон-

ференций, семинаров, выездных совещаний. По инициативе администрации разработан сайт, который объединяет все ТОС, функционирующие в городе, и позволит обеспечивать интерактивное общение с населением.

Выгоды от территориального общественного самоуправления для населения самоуправляющейся территории

1. Решаются проблемы каждого конкретного жителя.

2. Улучшаются условия жизни на территории.

3. Привлекаются дополнительные средства для решения существующих проблем.

4. Самореализуется активная часть населения.

5. Активнее и полнее учитываются и реализуются права и интересы населения.

6. Становится реально давать наказы и контролировать деятельность депутата от территории.

7. Предоставляется возможность гражданам активно принимать участие в решении вопросов местного значения.

Следующий аспект распределенного управления, возникающий из того, что в центре его стоят управляющие воздействия, состоит в реализации закона о кооперации, максимальном использовании возможности русской общины, взаимопомощи, потребительской, производственной и кредитной кооперации. Впервые поставлена сверхзадача - превратить город Белгород в социальную корпорацию как основу солидарного общества. Социальная корпорация - это тип муниципалитета. Миссией и целью социальной корпорации является обслуживание населения наилучшим образом, удовлетворение нужд горожан, создание комфортного проживания. По мнению академика В.Л. Макарова, термин «Корпорация» соединяет в себе коллективный дух и деловую актив-ность4.

Социальная корпорация включает в себя:

1) граждан:

- граждан, приписанных к данному муниципалитету, то есть постоянно или временно проживающих на данной территории,

- граждан, регулярно приезжающих на данную территорию на работу или по другим обстоятельствам, на отдых и пр.;

2) собственность муниципалитета (управляющей компании, имеющей свой устав, бюджет и прочие атрибуты управляющего юридического лица);

3) юридические лица, собственность которых является муниципальной;

4) прочие зарегистрированные на территории муниципалитета юридические лица всех видов, форм, общественных организаций, садовых товариществ;

5) официально не зарегистрированные, но относительно устойчивые группы, объединения и пр., находящиеся на территории муниципалитета (своеобразные элементы гражданского общества).

В социальную корпорацию входят властные (управляющие) институты гражданского общества, социальные институты. В каждом городе их имеется большое количество, и важно координировать их деятельность. Муниципалитет можно будет назвать социальной корпорацией тогда, когда интересы всех участников будут совпадать. Для решения этой задачи может быть применена кластерная технология, включающая комплекс последовательных процедур, направленных на формирование и развитие в социальной корпорации следующих кластеров: проектирование структуры; налаживание коммуникации, сотрудничества, доверия и взаимопомощи; укрепление экономических взаимосвязей и кооперации между потенциальными участниками кластеров; стимулирование конкурентных отношений по производству и предоставлению муниципальных услуг; гибкое управление ресурсами при реализации совместных проектов.

Кластерная технология в управлении социальной сферой региона разработана Ж.А. Шаповал в БГУ и представлена к защите в форме кандидатской диссертации5. Появляется возможность запуска горизонтально интегрированной, интеллектуально-информационной модели управления городом, построения сетевых связей между органами муниципального управления, бизнеса, системой общественного управления, институтами гражданского обще-

ства, научно-исследовательскими учреждениями, организациями социальной сферы. Экономический и финансовый механизм социальной корпорации включает: создание по месту жительства касс взаимопомощи, микрокредитования домашних хозяйств, строительство сервисных торговых домов, принадлежащих населению, создание муниципального Белгородского городского банка, негосударственного пенсионного фонда, страховой компании, инвестиционного городского фонда, учредителями и совладельцами которых выступают горожане. Начинает действовать корпоративный механизм эффективного использования муниципальной собственности. Экономическое преимущество социальной корпорации в том, что существенно снижаются трансак-ционные издержки за счет потребительской кооперации и сервисных торговых домов, пайщиками которых являются жители города, существенно снижаются цены на продукты питания, налаживается система обмена услугами, растет самозанятость населения, улучшается материальное благосостояние людей6. В результате создания и развития названных социально-финансовых институтов существенно возрастают доходы населения и начинает действовать закон: «Чем больше инвестиций необходимо привлекать в инновационное и технологическое развитие города Белгорода, тем богаче должно быть население». Для этого необходимо наличие общепринятых нормативов, своей субвалюты и технологии работы с ней. Одно ясно - социальная корпорация - это мегапроект, который охватывает весь город, всех постоянно проживающих в нем граждан, из которого потом произрастает широкая гамма проектов. Для города и области такой подход очень важен. Опрос населения, проведенный Ж.А. Шаповал и социологами БГУ под руководством профессора В.П. Бабинцева, показал, что одной из наиболее серьезных является проблема низких доходов - об этом заявили 44,71% респондентов. По данным исследования, 47,75% занятого населения не удовлетворены размером получаемой заработной платы, причем самый

низкий уровень удовлетворенности наблюдается среди работников бюджетной сферы.

Большая часть опрошенных граждан (63,57%) оценили уровень своей материальной обеспеченности как средний; четверть (24,57%) дали максимально отрицательную оценку и всего лишь 8,14 % - максимально положительную. Анализ потребительских возможностей выявил, что у 39% граждан денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования для них затруднительна. Доля респондентов с минимальным потребительским бюджетом оказалась довольно велика и составила 29%. Треть граждан (34,14%) абсолютно не удовлетворены качеством услуг здравоохранения; 29,86 % -работой системы социальной защиты; 25,86% негативно оценили качество жилищно-коммунального обслуживания.

Необходимость реорганизации системы управления социальной сферой подтверждается общей оценкой социальной политики в регионе. Как эффективную ее охарактеризовали лишь 12,14% респондентов, 17,7 указали, что она практически отсутствует.

Особый разговор о Центре духовного управления. Как показывают наблюдения, сложности на любом уровне иерархического управления возникают не из-за недоразвитости нашего общественного и личного интеллекта, а от его оторванности с нравственностью. Нередко мы встречаем факты, когда безнравственные люди с сильным интеллектом получают в свое распоряжение власть. В этом случает они управляют так, что их должностное обеспечение и личное состояние выходят за пределы разумности и достаточности. Нравственность - главный параметр сущности человека как биопсихосоциального создания. Нравственность отражает внутреннее состояние человека, единство его интеллектуальных (разум), эмоциональных (душа), физических (тело) начал. Поэтому в управлении так важно формирование гармонирующего «духовного» интеллекта, целостного человека. Должны быть определенные нравственные идеалы и ценности, которые разделяются и поддерживаются всеми: Родина, труд,

справедливость, правда, честность, порядочность, коллективизм, взаимопомощь, соборность и др. Их значение неизмеримо возрастает, когда речь идет о формировании солидарного общества, о переходе к ноосферной цивилизации.

В предисловии к книге «Человек и общество: ноосферное развитие» (М.-Бел-город, 2010) губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, определяя политику стратегического развития, выделяет критерии природосообразности, полезности, эффективности, духовности, созидатель-ности, гармоничности, ответственности. Ноосферный подход в управлении во главу угла ставит созидание, человека, семью и их благополучие. Поэтому в Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года выделены приоритеты: но-осферное мировоззрение и ноосферное образование, бережное отношение жителей к биосфере, природоохранная культура сельского хозяйства и промышленности, социальная инфраструктура, семья и детство, доступное жилье, экологическая безопасность, гармония в системе чело-век-природа-общество7.

Мы солидарны с Г.В. Атаманчуком в том, что ноосферизм как концепция, ставящая во главу угла человеческий разум и человеческую нравственность, духовный интеллект имеет огромные перспективы. Он порожден всей природной эволюцией, которая породила человеческое сознание.

Следует упорно учиться управлять: лично собой, в своей семье, в своем трудовом коллективе, по месту жительства, в своем городе и т.д. Но при этом ориентироваться на идеалы и ценности нравственности, которая и делает нас людьми с большой буквы. Россия может исторически укрепляться лишь при условии органического синтеза нравственности, науки и власти. В этой работе в городе Белгороде большое место отводится православной общине, развитию и укреплению которой большое внимание уделяет владыка Белгородский и Старооскольский Иоанн. Место славянской культуры приобретает решающий характер.

Критерием влияния славянской культуры на белгородский социум все в боль-

шей мере выступает уровень социальности, гуманизма, человекотворчества, когда гуманно-коллективистское и индивидуально-личностное начала не угасают, а получают новые источники саморазвития.

Овладение методами и способами социального взаимодействия, взаимосодействия и социального действия в процессе ноосферной социализации составляет сущность нооосферной культуры личности. Ноосферная культура - целостное явление, продукт всей совокупности научного знания и огромного жизненного опыта, исторической памяти. Она зарождается, закрепляется в процессе ноосфер-ного образования, освоения культурных ценностей, обычаев и традиций на принципах гуманизма, общинности, коллективизма, взаимопомощи, самоуправления, сотворчества, самореализации, природо-сообразного поведения.

Особое значение приобретает идеал духовности, поскольку действительную пользу обществу может дать только человек духовно богатый, с чувством ответственности перед обществом. А бездуховный человек может нанести вред обществу, даже если он хорошо подготовлен профессионально. Особую роль в современных условиях играет уровень культуры, поскольку только культурный человек может разобраться в глобальных проблемах современности, сознательно участвовать в общественно-политической жизни и формировании гражданского общества. Именно высокий общественный идеал и является мерилом сущности человека и его человеческих качеств.

Важно подчеркнуть существенную черту того преобразования, которое претерпевает социальность как таковая в точке мирового кризиса, а именно ноосферную направленность и ноосферное содержание. Социальность становится ноосфер-ной, общество получает содержание ноос-ферного общества, складываются ноос-ферные правила жизни большинства. Социальность ноосферная - это оразумлен-ный плодородный слой человеческих взаимоотношений, культур, языков, религий, всего бытия, на котором, в пространстве и климате которого вырастает целостная

личность - человек разумный и ответственный. Сегодня климат природный, экономический и социальный - неблагоприятный, разбалансирован. Человек, человечество, общество оказались в пространстве мирового экономического и финансового кризиса, первой фазы глобальной экологической катастрофы. Соединение в одной точке перехода двух векторов - экономического и экологического означает смертельный приговор человеку-эгоисту, индивидуалисту, главным «богом» которого стал "Золотой телец" и "прибыль" любой ценой в ущерб здоровью и благополучию природы и человеческой цивилизации. Поэтому эталоном социальности и объективного непрерывного процесса социализации становится ноосферная социальность и ноосферная социализация.

Формируется ноосферное образовательное общество, новые правила, обеспечивающие эволюцию на базе общественного интеллекта (А.И. Субетто) в противовес антиприродной, антиэкологической и антиноосферной сущности либерально-рыночной глобализации. Новые правила жизни для большинства сохраняют ценность разнообразия человечества - этнического и хозяйственного, социокультурной динамики, гармонии человека-общества-природы-космоса на основе понимания фундаментальной функции культуры как базиса жизненных сил человека и общества в целом. Через культуру происходит объединение планетарно-уни-версального, регионального, муниципального и национально-этнических начал и изменение представлений о пространственно-временном базисе существования Космоса, Земли, Биосферы, монолита разумного живого вещества в лице человечества, общества, социальной субстанции человеческого бытия.

Нынешний переход к ноосферной цивилизации очевиден. Западноевропейская рационально-технократическая потребительская цивилизация на основе монетаризма и либерализма, превращения денег в товар привела жизнь и деятельность человечества к непримиримым противоречиям с биосферой Земли, угрожающим взаимоуничтожением.

Именно сегодня так востребованы многовековые мечты русских космистов на рубеже XX века: Н.В. Федорова, В.С. Соловьева, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.Н. Бехтерева, П.А. Флоренского, В.И. Вернадского и др.

Ноосферизм предстает как ноосфер-ная парадигма синтеза всех наук, новая, научно-мировоззренческая система как меганаука, если следовать терминологии П.Г. Кузнецова, и одновременно как идеал устойчивого развития человечества в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Ноосферная социализация человека и общества, ноосферноео окультуривание, строится на законе кооперации всего социального человечества с сохранением существующего разнообразия. Нельзя приуменьшать роль и значение кооперации, подменять конкуренцией, унификацией, американской или европейской стандартизацией основ человеческой жизни, образования, идеологии и т.п. Разнообразие этнокультурное, цивилизационное внутри человечества - важнейшая закономерность ноосферной социализации.

Главная функция и предназначение ноосферной социализации - это формирование ноосферной модели будущего человечества, ноосферной цивилизации путем управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. В этом сущность и содержание ноосферной социализации, ее значение.

С одной стороны, создать общественный интеллект необходимого количества и качества, с другой - сформировать образовательное общество.

«Очеловечивание» человека, раскрытие родовой сущности человека, его творческого потенциала происходит под знаком ответственности за сохранение природы, за жизнь будущих поколений, за гармонизацию социоприродных отношений. Когда же у человека пробуждается не только чувство долга, но и голос совести и стыда, чьи указания абсолютны и вневремен-ны, это приводит к рождению человека духовного и утверждению в обществе вы-

сокого общественного идеала. Именно совесть ограничивает наши потребности, формирует мотивы наших действий и призвана сберечь нашу индивидуальность, она уводит нас от эгоизма и возвращает к коллективному началу человеческого естества в экодиалоге человека и природы.

Для нас актуальны локальные ноосфер-ные новации: экспериментальные энергосберегающие, образовательные, здоро-вьесберегающие, управленческие, информационные технологии, школы и оздоровительные центры, общины и экопоселе-ния, экополисы и ноополигоны. Деятельность органов местного самоуправления, местных сообществ как субъектов местной власти в этом направлении имеет непреходящее значение, ибо создает ту социальность, на которой вырастает гармоничная личность. Здесь, в местном сообществе зарождается и развивается ноо-ценоз (по аналогии с биоценозом). Элементарная субъединица земной ноосферы составляет ядро социальной клетки общества, которая успешно развивается и функционирует в условиях благоприятного социального климата, и наоборот, деградирует, если климат неблагоприятный. Социальный климат городского или сельского поселения - важнейший фактор долголетия, народосбережения, ноос-ферной социализации подрастающего поколения.

Функция социальных технологий не только в управлении, а главное - в сохранении в чистоте высшей Мудрости и высшего знания как условия и помощи в преодолении любых практических затруднений.

Но помощь может быть оказана лишь людям, готовым к духовному общению, изжившим эгоизм, прагматизм эгоистического типа, преодолевшим стереотипы смутного времени.

Человек накапливает энергию для нормальной благополучной жизни согласно законам: каждая система стремится к сохранению энергии; каждая система стремится с минимальными усилиями достичь своих целей; каждая система стремится накопить максимум энергии и минимум энтропии. Поэтому внимание на-

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

уки и практики приковано к социальным технологиям созидания, уменьшению влияния анти- и квазитехнологий. Это очень сложная задача. Но то, что сегодня увеличивается число кафедр социальных технологий в вузах, социальные технологии востребованы в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, экономике, политике, социологии, уже говорит о многом. В России формируется национальная российская научная доктрина инновационных ноосферных технологий, развертывается ноосферное движение, формируется социально-технологическая культура.

Чтобы избежать ошибок и принятия слабых управленческих решений, в мировой практике государственного и муниципального управления широко применяется независимая экспертиза. Именно эксперты помогают найти единственно правильные решения, ибо они обладают эксклюзивными знаниями и проектами. Сейчас поставлена задача всем муниципальным служащим научиться разрабатывать и защищать проекты, перейти на проект-но-целевое управление. Проект - это способ структурировать информационное пространство хаоса противоречивых идей и суждений, выбор основного звена в оперативной повседневной управленческой деятельности, выбор и обоснование главной ключевой проблемы своей службы, своего подразделения, чтобы всем вместе работать на конечный результат - достойные уровень и качество жизни горожан. Эксперты помогают чиновникам правильно использовать и объективно протекающие во времени и в пространстве процессы для достижения субъективно выбранных целей. Первейшая задача независимой экспертизы - тотальная переоценка методов управления и организаций, которые нами управляют, выбор моделей управления и обеспечение взаимодействия моделей, дать чиновникам не рыбу, а удочку, помня о том, что решать проблемы могут только эксперты, подсказать, каким образом перейти из позиции «как есть» в позицию «как надо». Каким образом по максимуму использовать экспертизу как инструмент управления? Один из вариан-

тов - это создание городской экспертной палаты. Экспертов не только нужно отбирать, учить, укреплять материальную базу экспертизы, но и мотивировать. Убежденность и энергия экспертов позволят по-новому взглянуть на возможности города, оценить творческий потенциал, содействовать увеличению инновационного, креативного и ноосферного сегментов городской экономики8.

Сегодня в Белгороде формируется еще один центр городского управления - научный. Создан институт муниципального развития и социальных технологий, издается журнал «Управление городом», регулярно проводятся круглые столы, научные дискуссии и конференции, проектируются и предлагаются инновационные социальные технологии. Осуществляется социологический мониторинг оценки качественных показателей - уровень доверия населения к власти, удовлетворенность различными сторонами жизни города. По итогам социологических исследований формируются рейтинги политических деятелей и институтов власти в разрезе избирательных округов, оценивается качество работы организаций ЖКК, общественного транспорта, охраны общественного порядка и др. Определяется рейтинговая позиция г. Белгорода в общероссийском и мировом масштабах. С целью построения рейтинга используется принятый ООН Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Также ведется разработка по теоретическому обоснованию нового показателя «валовой городской продукт». Среди основных направлений развития муниципальной науки и научного потенциала города определились:

- муниципальная статистика;

- стратегический менеджмент;

- стратегическое прогнозирование и планирование;

- инновационное развитие городской среды;

- реформирование жилищно-коммунального хозяйства;

- моделирование социально-экономического развития города;

- «Умный город»;

- муниципальная социальная и кадровая политика.

Большое место уделяется формированию Белгородской интеллектуально-инновационной системе «БИИС». Целью формирования городского сегмента БИИС является создание условий для творческого труда во всех сферах жизни, обеспечение высокого уровня и качества жизни за счет интенсификации и интеллектуализации городской экономики и роста производительности труда, максимального использования человеческого, креативного, культурного и социального капитала. Определены следующие приоритеты - это создание:

- среды, способствующей разработке и внедрению инноваций;

- инфраструктуры, обеспечивающей инновационные процессы;

- системы законов на инновационную продукцию;

- центров инноваций в вузах, научно-исследовательских институтах и крупных предприятиях;

- маркетинговой стратегии инновационной продукции;

- системы подготовки кадров, способных разрабатывать и внедрять инновации.

В идеале Белгород будет отличаться от других городов наличием духовно-интеллектуальных кадров с высоким уровнем доходов, высокоэффективной экономикой, городским хозяйством с высокой долей добавленной стоимости. БИИС - это еще один большой шаг к благополучию горожан.

Город Белгород предлагает всем муниципальным образованиям страны в корне поменять ситуацию, облагородить власть бюрократического аппарата, применить распределенную систему принятия управленческих решений, включить научный, интеллектуальный, экспертный потенциал, на духовных основаниях, ценностях славянской культуры солидаризи-ровать городское сообщество, научиться эффективно управлять качеством жизни на базе общественного самоуправления, понимая, что самоуправление - самореализация личности - высшая ценность и потребность каждого человека.

1 Социальный менеджмент. Уч. пособие. Под ред. Иванова В.Н., Патрушева В.И., М.: Гардарики, 2009.

2 Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. М., 2008.

3 Атаманчук Г. В. Управление в жизнедеятельности людей. М., РАГС, 2008.

4 В.Л. Макаров. Социальный кластеризм. Российский вызов. М.: Бизнес Атлас, 2010. С. 95.

5 Шаповал Ж.А. Кластерная технология в управлении социальной сферой региона. Авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2011.

6 Корпоративное управление. Настольная книга для глав муниципальных образований. М.: ИКАР, 2009.

7 Человек и общество: ноосферное развитие. М.-Белгород, 2010. С. 6-7.

8 Чарльз Лэндри. Кретивный город. М.: Классика-ХХ1, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.